скачать рефераты

МЕНЮ


Стимулирование развития открытых инноваций в отрасли информационно-коммуникационных технологий в России

Сложной проблемой также является коррупция, которая проникла во все сферы общества, и, несмотря на предпринимаемые меры, имеется тенденция к ухудшению ситуации: «При заключении контракта на поставку медицинской продукции откат может составлять до 20%, рассказывает руководитель компании — поставщика фармпрепаратов. После объявленной в стране антикоррупционной кампании размер взяток даже до 10 раз вырос — «стали больше бояться», жалуется топ-менеджер сети магазинов. За «справедливое решение» суда в споре на 25 млн руб. ему пришлось отдать 5 млн руб.»[78]

Чтобы представить масштабы проблемы следует привести следующие факты. По данным «Центра антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешнл - Р», Россия имеет 146 позицию с 2,2 балла в рейтинге индекса восприятия коррупции (далее - ИВК) Трансперенси Интернешнл за 2009 г. Балл ИВК страны или территории отражает восприятие уровня коррумпированности государственного сектора предпринимателями и экспертами по данной стране и оценивает его по шкале от 10 (коррупция практически отсутствует) до 0 (очень высокий уровень восприятия коррупции). Соседями России стали такие страны как Камерун, Эквадор, Кения, Сьерра-Леоне, Тимор-Лесте, Украина, Зимбабве. Первое место в рейтинге занимает Новая Зеландия с 9,4 балла, а последнее – Сомали с 1,1 балла.[79]

Ситуацию с коррупцией в России эксперты объясняют нежеланием бороться с ней: «В ситуации, когда ежегодный коррупционный рынок в стране достигает 300 миллиардов долларов США, большинству бюрократии, которая эти миллиарды считает своим, чуть ли не легитимным доходом, никакая государственная политика по противодействию коррупции, никакой общественный контроль не только не нужны, но и представляются естественной угрозой».[80] Не столь удивительными в этом контексте являются факты «странного» поведения России:[81] «Россия оказалась в числе тех стран, которые заблокировали принятие на «Конференции стран-участниц Конвенции ООН против коррупции» действенного механизма за выполнением странами-участницами требований этой Конвенции. Прикрываясь словами про «защиту суверенитета» и о невозможности допустить «вмешательство во внутренние дела», такие страны, как Ангола (1.9, 162 место), Алжир (2.8, 111 место), Венесуэла (1.9, 162 место), Египет (2.8, 111 место), Зимбабве (2.2, 146 место), Иран (1.8, 168 место), Китай (3.6, 79 место), Пакистан (2.4, 139 место) и Россия (2.2, 146 место), выступили против проведения независимых проверок, участия в таких проверках гражданского общества и публичного обсуждения докладов о состоянии дел с коррупцией в странах, ратифицировавших Конвенцию ООН».

Таким образом, становится очевидным факт нежелания руководства страны бороться с бюрократией и коррупцией, при масштабном распространении которых невозможно никакое инновационное развитие, невозможно принятие никаких эффективных мер государственного регулирования сферы инноваций.

Далее будут приведены общие направления стимулирования открытых инноваций в России в качестве сводной таблицы (см. Табл. 4).

Таблица 4. Проблемы, препятствующие переходу к открытым инновациям, и меры их преодоления.

Проблемы

Меры

1. Отсутствие венчурного капитала.

1.                   Создание нормативно-правовой базы, регулирующей венчурный бизнес, зашита прав на интеллектуальную собственность, развитие судебной системы и предпринимательства (допуск банков, страховых компаний и пенсионных фондов к инвестированию, ответственность за нарушение прав пользования интеллектуальной собственностью, формирование культуры предпринимательства и др.).

2.                   Создание благоприятного режима налогообложения для вновь создающихся и развивающихся компаний (дополнительные налоговые или иные льготы для инвесторов в области венчурного инвестирования, прозрачность в отношении налогообложения доходов и прироста капитала с целью избегания двойного налогообложения, государственные гарантии, налоговые льготы фирмам на время исследований и разработок, освободить от налогов на  3-5 лет малые высокотехнологичные компании).

3.                   Обучение и консультирование предпринимателей, распространение информации о перспективных проектах и потенциальных инвесторах, меры по стимулированию взаимодействия экономических агентов (разработка методов прогноза эффекта от инноваций, поддержка государством экспертизы инновационных проектов и развития консультационных услуг для малых предприятий научно - технической сферы, развитие информационной среды, позволяющей малым инновационным предприятиям и инвесторам находить друг друга).

4.                   Финансовая поддержка государства (участие государства в венчурных фондах, финансовая поддержка в форме целевых грантов на исследования и разработки, государственная поддержка наукоемких предприятий через государственные гарантии, субординарные кредиты).

2. Слабая наука и образование.

Развитие научно-педагогического коллектива с помощью приглашения перспективных зарубежных ученых, обеспечения  конкурентоспособности зарплат (при этом до 50% прироста фонда заработной платы должно приходиться на академические надбавки, внутренние гранты и стартовые гранты молодым преподавателям и научным сотрудникам); включение в состав исследовательских и федеральных университетов профильных НИИ, а в ряде случаев — опытных производств, формирование в их составе бизнес-инкубаторов; создание постоянно действующих центров повышения квалификации преподавателей вузов, обеспечение доступности их научных и образовательных ресурсов, магистратуры и аспирантуры для лучших выпускников всех вузов России и ближнего зарубежья, расширение конкурсной поддержки исследовательских проектов отдельных кафедр, лабораторий и факультетов.

3. Отсутствие мобильности и гибкости рынка труда, «сырьевая болезнь».

Упрощение найма и увольнения сотрудника, стимулирование иммиграции высококвалифицированной рабочей силы, контроль над иммиграцией, установить налоги для сырьевых компаний, которые бы исключили их конкурентные преимущества на рынке рабочей силы, развитие транспортной системы.

5. Слабая конкурентоспособность российских предприятий

Установить низкие таможенные пошлины для импорта комплектующих и высокие для готовых изделий, предусмотреть льготы для предприятий, покупающих российские товары, и запретить закупки иностранных товаров для государственных  нужд.

 

 

2.5 Специфические инструменты  стимулирования открытых инноваций в отрасли информационно-коммуникационных технологий в России

Термин «специфические инструменты» обозначает инструменты, которые разработаны для определенной отрасли, в частности для отрасли ИКТ. К специфическим инструментам стимулирования открытых инноваций в ИКТ можно отнести: развитие конкуренции в ИКТ, внедрение специальных зон и развитие программного обеспечения с открытым исходным кодом.

Конкуренция. Уровень конкуренции является одним из ключевых факторов прогресса, она создает безусловные стимулы развития предприятий, внедрения передовых технологий. Опираясь на опыт ряда стран с быстрорастущей экономикой, необходимо упростить процедуру сдачи отчетности и отменить чрезмерные проверки для компаний, устранить другие барьеры входа на рынки, усилить антимонопольное регулирование,  бороться с коррупцией. Меры по стимулированию конкуренции по понятным причинам сильно перекликаются с мерами стимулирования венчурного предпринимательства в Российской Федерации. Следует снизить налоговое обременение ИКТ компаний, а именно страховые взносы в пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонд обязательного медицинского страхования (однако они имеют тенденцию к увеличению 26% - 2010 год, 34% - 2011 год) и НДС, снизить или отменить тарифное регулирование в секторе связи.[82]

Создание специальных зон. Специальные зоны, которые предназначены для стимулирования предпринимательской активности и предоставляют льготные условия компаниям, находящимся на их территории, называются инкубаторами. Одним из важных факторов является то, что инкубаторы стимулируют взаимодействие между компаниями, стимулируют распространение знаний и социальные связи. Именно на предприятия, размещаемые в инкубаторах, приходится основная доля экспорта в сфере информационно-коммуникационных технологий в таких странах как Индия, Ирландия, Китай и Израиль. Положительные стороны инкубаторов заключаются в том, что инкубаторы предоставляют предприятиям в сфере информационно-коммуникационных технологий инфраструктуру для организации рабочих мест сотрудников на экономически эффективных условиях, что позволяет им сокращать собственные издержки и улучшить финансовые показатели деятельности. Такие специальные зоны также обеспечивают предоставление набора необходимых услуг для сопровождения деятельности размещаемых на их территории предприятий, что позволяет последним получить значительную экономию расходов и сконцентрироваться на своей основной деятельности. Так, например, инкубатор может оказывать для размещаемых на его территории предприятий юридические, финансовые, информационно-технологические, маркетинговые и другие услуги, которые за счет эффекта масштаба будут предоставляться на привлекательных для малых и средних предприятий условиях. Создание технопарков позволит также решить задачу привлечения ведущих мировых компаний для открытия ими в России исследовательских центров, центров перспективных разработок, промышленных производств, что позволит использовать финансовые, промышленные и управленческие ресурсы международных компаний, создать в стране новые высокооплачиваемые рабочие места и развивать инфраструктуру, а также способствовать приобретению российскими специалистами передового опыта управления проектами в сфере информационно-коммуникационных технологий.[83]

Развитие программного обеспечения с открытым исходным кодом. Сектор программного обеспечения является одним из наиболее динамично развивающихся. Продукты данного сектора используются практически во всех сферах и отраслях жизнедеятельности общества, в других секторах отрасли ИКТ. Поэтому сектор программного обеспечения является своего рода локомотивом для всей отрасли и экономики в целом. Здесь инновации могут внедряться ежедневно, и от скорости их внедрения зависит конкурентоспособность организации в секторе. Открытые инновации могут иметь проявление в виде программного обеспечения с открытым исходным кодом. Программное обеспечение с открытым исходным кодом или открытое программное обеспечение (англ. open source software) – это такое программное обеспечение,   исходный код которого доступен для просмотра, изучения и изменения, использования для создания новых программ и исправления в них ошибок - через заимствование исходного кода, если это позволяет лицензия, или изучение использованных алгоритмов, структур данных, технологий, методик и интерфейсов. 

Такое программное обеспечение может выходить как без ограничений (общественное достояние), так и под лицензией. При этом лицензия открытого программного обеспечения должна удовлетворять определенным требованиям (см. Приложение 8).[84]

Открытое программное обеспечение является ярким примером мышления в рамках модели открытых инноваций. Такая открытость помогает быстро разрабатывать, модернизировать и совершенствовать программные продукты, то есть производить и внедрять инновации непрерывно. Кроме того, концепция открытого программного обеспечения помогает преодолеть некоторые трудности, такие как слабая защита интеллектуальной собственности. В России очень актуальна проблема «пиратства», что может проиллюстрировать следующая таблица (см. Табл. 5):


Таблица 5. Уровень пиратства в России и наносимых убытков (млн. долл. США и в % к общему объему соответствующего сектора рынка).

Виды

программного обеспечения

1995 г.

убыток

1995 г.

уровень

1996 г.

убыток

1996 г.

уровень

1997 г.

убыток

1997 г. уровень

1998 г.

убыток

1998 г. уровень

деловое применение

216,9

94

298,2

91

174,5

89

209,5

92

развлечения

189,9

91

223,0

93

225,8

95

240,8

97

книги

45,0

-

45,0

-

45,0

-

45,0

-

Представлено по: URL: #"#_ftn85" name="_ftnref85" title="">[85] К продуктам открытого программного обеспечения относятся многие известные программы самого широкого спектра применения: Linux, Mozilla, Jikes, Eclipse, Beehive. В частности, Mozilla Corp. получает доход от распространенного браузера  Mozilla Firefox с помощью встроенной панели поисковиков таких, как Google и Яндекс.

Таким образом, программное обеспечение с открытым исходным кодом в условиях слабой защиты интеллектуальной собственности является реальной альтернативой традиционному программному обеспечению. Мерой по поддержке открытого программного обеспечения может выступать перевод государственных учреждений на открытое ПО, ужесточение контроля над использованием нелицензионного ПО, введение соответствующих дисциплин в ВУЗах.

Далее будут приведены специфические инструменты стимулирования открытых инноваций в ИКТ России в качестве сводной таблицы (см. Табл. 6).


Таблица 6. Проблемы, препятствующие переходу к открытым инновациям, и специфические инструменты их преодоления.

Проблемы

Меры

1. Недостаточная конкуренция.

Следует снизить налоговое обременение ИКТ компаний, а именно страховые взносы в пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонд обязательного медицинского страхования (однако они имеют тенденцию к увеличению 26% - 2010 год, 34% - 2011 год) и НДС, снизить или отменить тарифное регулирование в секторе связи

2. Слабая активность предпринимателей в ИКТ.

Создание специальных зон.

3. Отсутствие защиты ИС в России.

Развитие программного обеспечения с открытым исходным кодом


Подводя итоги данной главы, можно сделать вывод о необходимости комплексного подхода государства к регулированию сферы инноваций. Такой подход должен обобщать меры в рамках направлений: развитие венчурного предпринимательства, стимулирование конкуренции в ИКТ, развитие науки и образования, развитие рынка труда, совершенствование социально-экономической политики, а также других мер, включающих меры по борьбе с бюрократией и коррупцией. Меры по развитию сектора программного обеспечения ИКТ должны включать в себя широкомасштабную поддержку программного обеспечения с открытым исходным кодом.

Заключение


В данной работе было подробно рассмотрено понятие «инновация», описаны модели закрытых и открытых инноваций, изучены основные факторы, обуславливающие переход от модели закрытых инноваций к модели открытых инноваций, приведен пример корпорации IBM, который хорошо иллюстрирует возможности, которые открываются перед компаниями, вставшими на путь открытых инноваций. Кроме того, была произведена оценка возможности перехода к модели открытых инноваций в России, проанализирован международный опыт в сфере мер государственной поддержки перехода к модели открытых инноваций, на основе чего были даны рекомендации по разработке мер государственного регулирования сферы инноваций в России. Также была предложена поддержка государством концепции программного обеспечения с открытым исходным кодом в качестве способа стимулирования инноваций в секторе программного обеспечения ИКТ.

Итак, инновация есть введение в употребление какого-либо нового или значительно улучшенного продукта (товара или услуги) или процесса, нового метода маркетинга или нового организационного метода в деловой практике, организации рабочих мест или внешних связях. Основоположником теории открытых инноваций является Генри Чезборо, который и ввел данный термин в обращение в своей монографии «Открытые инновации: Новый императив для создания технологий и извлечения из них прибыли». В качестве определения понятия «открытые инновации» автором предлагается следующая формулировка: «Использование направленных притоков и оттоков знаний для создания внутренних инноваций, а также для расширения рынков за счет внешнего использования инноваций, соответственно». Модель открытых инноваций он противопоставляет модели закрытых инноваций.

Под моделью закрытых инноваций подразумевается модель поведения компаний, когда они должны самостоятельно делать открытия, финансировать разработку продуктов и услуг на их основе, самостоятельно производить эти продукты или услуги, выводить их на рынок. То есть, когда присутствует закрытый инновационный цикл, в рамках которого компания может пользоваться лишь своими достижениями в области исследований и разработок, скрывая их от конкурентов. Однако факторы (рост мобильности работников, распространение высшего образования, рост частного венчурного капитала, сокращение сроков вывода на рынок товаров и услуг, продолжительности жизненного цикла товаров, услуг и технологий, рост конкуренции, усиление роли университетов как центров генерирования инноваций, рост распространенности знаний), разрушившие этот цикл и, как следствие, модель закрытых инноваций, привели к возникновению модели открытых инноваций.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.