скачать рефераты

МЕНЮ


Стратегия и тактика кадрового менеджмента

2.          Сотрудники компании должны знать, что обучение - это коллективный процесс. Наиболее глубокое  обучение происходит при обмене знаниями, а не при получении информации из одностороннего источника.

Для организации процесса обучения специалисты используют   модель обучения. Это циклическая модель, ее цикл похож на циклы, существующие в других видах проектных работ. С не­большими модификациями она может применяться в качестве основы для работы как специалистами по обучению, так и линейными менеджерами .

Определение потребностей в обучении может предприниматься на различных уровнях. Потребности организации в целом должны быть проанализированы специалистом по кадрам или отделом обучения в соответствии с общими производственными целями и по­литикой организации в планировании рабочей силы. При этом определяется необходимость обучения конкретных групп работников по всем подразделениям после консультаций с линейными менеджерами. Эта работа должна также включать в себя анализ ожидаемого эффекта от воздействия обучения на выполнение организацией производственных задач.

Потребность в обучении определяется линейным менеджером  подразделения (хотя обычно рекомендуется приглашать на помощь специалиста по обучению). Такая работа требует некоторой предварительной подготовки, определенных затрат времени, чтобы проанализировать текущую ситуацию в отделе. Полезен ряд вопросов, на которые целесообразно, ответить для выявления существующих недостатков. К ним можно отнести вопросы, касающиеся выполнения основных показателей отдела, а также и такие вопросы, как:

- обладают ли Ваши сотрудники навыками, позволяющими им замещать отсутствующих коллег?

- не являются ли аналогичные показатели более высокими в других отделах, занимающихся сходной деятельностью? и др.

Очень полезно в процессе определения потребностей в обучении проанализировать критические ситуации в работе.

 Наиболее детальный анализ потребностей в обучении происходит на уровне самой работы. Основное  требование — определить все функции и действия, которые осуществляют сотрудники в процессе выполнения конкретной работы. Должностная инструкция, детально расширенная для организации обучения, может служить полезным материалом для выделения и описания знаний, навыков и установок, необходимых для выполнения каждого из составляющих задачу действия на требуемом уровне. Тщательный анализ даже очень простой работы (например, подметание улиц) позволяет установить, что для ее квалифицированного выполнения требуются определенные навыки ручного труда.

 Хорошим примером является самостоятельное освоение печатания на компьютере двумя пальцами. При этом методе можно достичь высокой степени умелости. Однако этот метод никогда не будет столь же эффективным, как «слепой метод», который требует более высокого уровня координации умственных и физических действий, т.е. более высокого уровня обучения.

 Большинство исследований навыков посвящено ручному или машинному выполнению операций, хотя их принципы могут быть применимы к работе служащих, сотрудников, использующих компьютерную технику, и, конечно, к руководящим должностям. При анализе навыков по существу во всех случаях рассматривается то, каким путем идет мысль, как добывается и сводится воедино информация: происходит ли это в процессе общения и обсуждения решений или в процессе работы на станке.

Изучаться могут и социальные навыки, которые все чаще оцениваются как важная составляющая часть многих работ. Если речь идет о работе менеджера или мастера, то специалисты по обучению помогут выполнить ролевой анализ, который обеспечит информацией, необходимой для целей обучения.

Кадровая политика предприятия, в частности политика в области образования, оказывает особенно сильное влияние на размер средств, выделяемых на обучение, а также на выбор методов и видов обучения, которые будут финансироваться. Распределить средства легче, чем их получить. Основными ресурсами, необходимыми для проведения обучения, будут являться средства, выделяемые на покрытие расходов по обучению, и время, затрачиваемое на процесс обучения (время обучающего, если он является сотрудником организации, и время обучаемого).

Для любого менеджера время является ключевым ресурсом. Даже если менеджер не проводит обучение сам, ему необходимо руководить всем процессом, начиная от подготовки работников, проверки результатов обучения и его эффективности. Цель любого руководителя — работать с эффективным и подготовленным подразделением. Поэтому время, затраченное на обеспечение обучения, не пропадет зря и должно специально планироваться в рабочем времени.

В некоторых организациях обучение персонала не является приоритетным. Поэтому ресурсы, выделяемые на него, сокращаются в первую очередь. Один из способов убедить руководство увеличивать ресурсы на обучение состоит в том, чтобы относиться к обучению как к вложению капитала, а не как к невозвратимым затратам. Такой подход характеризуется понятием «человеческий капитал». Он был разработан Г.С. Беккером, специалистом по трудовым ресурсам. В соответствии с этим подходом обучение оценивается таким же образом, как и любой другой инвестиционный проект. Однако на практике расчет доходов и расходов на обучение не так прост. Существующие модели определения стоимости и нормирования затрат на обучение очень сложны. Тем не менее, сам подход к обучению как к вложению средств вносит серьезные изменения в политику организации. Руководствуясь таким подходом, работодатели уже с большей вероятностью будут организовывать обучение и следить за тем, чтобы получить максимально возможную прибыль от вложения средств в этот процесс. Тогда и на уровне организации и на уровне отдельных менеджеров усилия будут направлены на то, чтобы сократить текучесть кадров, поощрять развитие карьеры персонала внутри организации. Руководители проявляют большую заинтересованность в решении таких вопросов, как возмещение затрат на обучение, снижение издержек, связанных с текучестью рабочей силы, подбор кадров и оценка наличия у персонала необходимых навыков и знаний.

Программы обучения, учитывающие потребности отдельных работников или группы сотрудников, обычно составляются квалифицированными специалистами по обучению. Общие же принципы проведения обучения возлагаются на линейного менеджера.

 При подготовке учебного плана необходимо знать о требованиях, которые предъявляет данная работа к выполняющему ее лицу. Не следует забывать о наличии специальных требований к персоналу, предназначенных для отбора и приема на работу. В этом документе уже сделана попытка обобщить навыки, знания и установки, необходимые сотруднику для выполнения этой работы. Кроме того, на данном этапе очень важными могут быть записи, сделанные во время отборочного собеседования, отчеты или другая информация о выполнении работы, где наиболее полно анализируются потребности сотрудника в обучении. В процессе планирования обучения может быть полезна процедура, приведенная на рис.4


                                                                                                       









 

 


Рисунок 4 –  Этапы планирования обучения

 

Рассмотрим подробнее действия на каждом из этапов на примере программ профессионального обучения.

Анализ внутренней и внешней среды организации и потребностей в обучении предполагает:

1)           Особенностей системы (компании, подразделения, сотрудника) для понимания специфики деятельности и общей ситуации;

2)           Выбор задачи, которым нужно обучить, определив необходимые для данной задачи знания, навыки и установки,

3)           Определение ключевых показателей эффективности (стандартов деятельности),

4)           Оценку приблизительных затраты на проведение обучения.

На основе предварительного анализа задач необходимо определить конкретные функции или элементы рабочего процесса, требующие улучшения или развития.

То, что Вы надеетесь достичь с помощью обучения, должно быть зафиксировано в сформулированных целях обучения. Причем эти цели должны быть четко и ясно сформулированы, так как только в этом случае можно оценить, будет ли обучение эффективным. (Сравните: «В конце обучения работник должен быть способен работать на вырубном прессе» и «В конце обучения работник должен производить детали, соответствующие стандартам качества, установленным для данного пресса (или, еще лучше — для данного процесса), сократив уровень возврата до 1%»).

Цели обучения образуют основу для создания детальной учебной программы, само содержание которой зависит от количества и вида учебных целей.

Выяснение целей обучения дает возможность ответить на следующие вопросы: когда и в течении какого периода проводится обучение? Каков наиболее подходящий метод обучения? Кто может предложить наиболее оптимальное содержание курсов и, таким образом, обеспечить обучение? Где его лучше проводить? При этом не следует забывать о личностных характеристиках сотрудника, которого предполагается обучать.

Определение форм обучения:

1) - сформулировать цели обучения для каждой задачи исходя из того,  какое действие должно быть отработано, в каких условиях и в соответствии с какими стандартами;

2) - определить последовательность этапов обучения для каждой задачи;

3) - подготовить материалы для итогового тестирования: письменные тесты,      контрольные упражнения и т.п.;

4) - определить исходные требования к обучающимся (знания, навыки,     установки, которыми сотрудник должен обладать до начала обучения);

5)                - определить последовательность целей обучения от простого к сложному;

6)           - выбрать подходящие методы обучения: в аудитории с преподавателем, на рабочем месте, самостоятельно и т. п.

3.2. Основные проблемы управления кадрами предприятия


Хорошее обучение требует индивидуального подхода к каждому сотруднику. Приемы и методы обучения, используемые для выпускников школ и институтов, могут быть совершенно непригодны для людей пожилого возраста. Например, многие руководящие работники, сами поощряющие инициативу выбора наиболее подходящего метода обучения, обнаруживают, что им самим очень трудно избавиться от сложившихся стереотипов. Они действительно искренне верят, что обучение может происходить только на основе прослушивания лекций специалистов. И это будет происходить до тех пор, пока кто-то не откроет им глаза на то, что существуют намного более разнообразные и эффективные подходы к обуче­нию.

Если основываться на принятой в мировой практике классификации методов обучения, то все их следует разделить на:

-        методы обучения, применяемые в ходе выполнения работы;

-        методы обучения вне рабочего места (должностных обязанностей);

-        методы,   которые   в  равной  степени  подходят  для любого из этих двух вариантов.

Обучение на рабочем месте характеризуется непосредственным взаимодействием с обычной работой в обычной рабочей ситуации. Такое обучение может осуществляться в различных формах. Определяющим признаком здесь является то, что обучение организовано и проводится специально для данной организации и только для ее сотрудников. Обучение в стенах организации может предусматривать приглашение внешнего преподавателя для удовлетворения конкретных потребностей в обучении сотрудников этой организации и в стенах Вашей организации.

Обучение вне рабочего места включает все виды обучения за пределами места  работы. Такое обучение проводится внешними учебными структурами и, как правило, вне стен организации.

Названные методы обучения не исключают друг друга, так как обучение в стенах организации может вестись с отрывом или без отрыва от работы. Кроме того, они могут дополнять друг друга, так как обучение в процессе работы часто совмещается с обучением в других организациях или учебных заведениях.

Каждый метод имеет свои преимущества и недостатки. И главным критерием при выборе того или иного метода является его эффективность для достижения целей обучения каждого конкретного работника.

В табл. 18 представлены различные виды обучения, используемые организациями входе реализации систематической модели обучения.

Могут использоваться реальное технологическое оборудование в  организации, а также процедуры и/или методы выполнения работ.


Таблица 18  – Методы обучения

Обучение на рабочем месте

Обучение вне рабочего места

«Копирование» - работник прикрепляется к специалисту, учится, копируя действия этого человека. ( В старину это называли «отдать в подмастерье»).




Наставничество – занятия менеджера со своим персоналом в ходе ежедневной работы.




Делегирование – передача сотрудниками четко очерченной области задач с полномочиями принятия решения по оговорённому кругу вопросов. При этом менеджер обучает подчинённых в ходе выполнения работы.


 Метод усложняющих заданий – специальная программа рабочих действий, выстроенная по степени их важности, расширения объёма задания и повышенной сложности. Заключительная ступень – самостоятельное выполнение задания.


Ротация – работник переводится на новую работу или должность для получения дополнительной профессиональной квалификации и расширения опыта. Обычно на срок от нескольких дней до нескольких месяцев.

Деловые игры – коллективная игра (обычно с компьютером) включающая разбор учебного примера, в ходе которого участники игры получают роли в деловой игровой ситуации и рассматривают последствия принятых решений.


Учебные ситуации – реальная или выдуманная управленческая ситуация с вопросами для анализа. При этом устраняются жёсткие рамки времени, которые сковывают мысль в производственной обстановке.


Моделирование – воспроизведение реальных условий работы (например, использование тренажёров, макетов и др.).




Тренинг сензитивности – участие в группе с целью повышения  человеческой восприимчивости и улучшения умений взаимодействовать с другими. Проводится в присутствии психолога.

  

Ролевые игры ( моделирование ролевого поведения ) – работник ставит себя на чьё-то место с целью получения практического опыта ( обычно в межличностном общении ) и получает подтверждения правильности своего поведения ( обычно через фильмы).

Таблица 19 – Преимущества и недостатки методов обучения

Преимущества в обучения

Недостатки в обучении

Обучение на рабочем месте

     Содержание курсов и время их проведения могут быть приспособлены к потребностям организации.

     Участники встречаются только с работниками этой же организации.

     Участники могут быть отозваны простым уведомлением в связи с производственной необходимостью решить возникшие на работе проблемы.

     Участники могут быть отозваны простым уведомлением в связи с производственной необходимостью решить возникшие на работе проблемы.

     Могут использоваться реальное технологическое оборудование, имеющееся в Вашей организации, а так же процедуры и/или методы выполнения работ.

     Участники могут чаще отрываться от обучения простым уведомлением, чем в случае, если оплачены внешние курсы с использованием безвозвратной формы оплаты.

     Может быть экономически выгодным, если имеются достаточное количества работников с одинаковыми потребностями в обучении, необходимые средства, преподаватели, которые смогут провести обучение на предприятии.

     Участники могут неохотно обсуждать некоторые вопросы, открыто и честно в среде своих коллег или в присутствии менеджера.

Обучение вне рабочего места

     Участники могут обмениваться информацией, делиться проблемами и опытом их решения с работниками других организаций.

     Вряд ли точно соответствует потребностям организации.

.

     Участники могут быть отозваны простым уведомлением.

     Участники могут быть отозваны простым уведомлением.

     Может использоваться дорогостоящее учебное оборудование, которое, возможно, окажется недоступным в стенах вашей организации.

     Если участники были отозваны с курсов, оплата может быть и не возвращена.

     Квалифицированный обучающий персонал может быть доступен вне стен организации, а не внутри организации.

     Доступность и частота, обычно установлены внешней организацией.

     Может быть более  экономически выгодным, если вы имеете небольшое количество работников с одинаковыми потребностями в обучении.

Высокие затраты на привлечение.

     В сравнительно безопасной нейтральной обстановке участники могут  более охотно обсуждать какие-то вопросы.

Социально-психологический климат.


Переходить от обучения на учебных примерах к непосредственному выполнению работы легче, если учебный материал непосредственно связан с работой.

В таблице 9  перечислены основные преимущества и недостатки способов предоставления обучения. Большая часть из них подтверждается опытом многих организаций. Перечисленные выше методы могут быть скомбинированы между собой. К сочетанию этих двух методов можно отнести брифинги, программируемое обучение, лекции, обучение с помощью компьютера, практические занятия, дистанционное обучение.

Хотя развитие техники в перспективе будет оказывать все большее влияние на процессы обучения, оно вряд ли сможет полностью исключить личные контакты человека с человеком. Это еще раз подчеркивает важность роли руководства в процессе подготовки персо­нала.

Разработка учебных материалов предполагает:

- определение списка тем для изучения исходя из поставленных целей;

- определение приоритетности тем: что обязательно для обучения,

- разработку плана проведения занятия, создания наглядных и раздаточных материалов;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.