Стратегия и тактика управления человеческими ресурсами организации
Итоги ротации
подводятся на основе результатов аттестации работника методом экспертной
оценки:
- анонимно
опрашивается мнение 7-9 экспертов о деловых и личных качествах,
профессиональных знаниях, умениях и навыках изучаемого работника. Необходимо,
чтобы было представлено мнение: 1-2 работников, занимающих более высокую
должность по сравнению с оцениваемым работником, в том числе (обязательно) непосредственного
руководителя; 2-3 коллег, находящихся на подобных должностях, по сравнению с
изучаемым работником; 4-5 работников, занимающих нижестоящие должности, в том
числе и рабочих;
- работник
представляет руководителю предприятия анализ работы подразделения, которое он
возглавлял в процессе ротации, с указанием выявленных недостатков, перечень
мероприятий по улучшению работы, обоснованные сроки выполнения мероприятий,
затраты на их внедрение и ожидаемый экономический эффект.
Работа по ротации
персонала стимулируется материально и морально. Применяются следующие
поощрения:
- объявление
благодарности;
- выдача премий;
- награждение
ценным подарком.
Поощряются:
- руководители,
активно занимающиеся совершенствованием системы управления персонала, в
частности, путем ротации;
- работники,
проявившие себя в процессе ротации.
Схему организации
работы по ротации персонала можно увидеть в Приложении №5 [69].
Рассмотрим
положения труда и заработной платы, которые наличествуют в ОАО «КамПРЗ».
Рост фонда
заработной платы в 2006 году вызван увеличением тарифов и окладов в связи с
ростом минимального потребительского бюджета (в 2005 году - К= 1,0128, в 2006
году - К=1,1008) и компенсацией потерь в доходах в виде материальной помощи
(начисление составило 12703 тыс. руб.). Остальная часть роста ФЗП связана с
увеличением на 14% объёма отгрузки товарной продукции по сравнению с 2004 годом
[70].
Неуклонный
обоснованный рост заработной платы работников - одно из направлений социальной
политики ОАО «КАМАЗ».
В 2006 году по
сравнению с 2005 годом средняя заработная плата персонала возросла на 15,8%,
причем у рабочих в большей мере (15,8%), чем у РСиС (13,2%).
Проведена большая
работа по мотивации отдельных категорий персонала на повышение
производительности труда, повышение качества продукции и труда. Пересмотрены и
усовершенствованы положения о премировании рабочих. В премиальной части увеличена
доля премии: за качество выпускаемой продукции - с 41,3 % в 2005 году до 45,3 %
в 2006 году, за соблюдение ритмичности производства - с 7,4% до 8,5%
соответственно [65].
Большое внимание
уделялось укреплению трудовой дисциплины и контролю за потерями рабочего
времени работников. Количество прогулов на 1-го работника снизилось на 3,4%,
сверхурочные часы на 1-го работника уменьшились на 11,5 %.
Таблица
2.8.
Динамика
среднемесячной зарплаты 1-го работающего за 2005, 2006 гг., руб.
Наименование показателя
|
2005 г.
|
2006 г.
|
Темп (2006 к 2005), %
|
Средняя зарплата - всего
|
6871
|
7957
|
115,8
|
в том числе: - ППП, из него:
|
6904
|
7978
|
115,6
|
- рабочие
|
6019
|
6968
|
115,8
|
- РСиС
|
10488
|
11878
|
113,2
|
В 2006 году
фактическое соотношение темпов роста производительности труда и средней
заработной платы, рассчитанное по действующей методике, составило 112,4%, что выше
планового (102,0%) на 10,2%.#"1.files/image004.gif"> директора
Начальник
цеха
Начальник
участка
Мастер
Пенсионер
Модель карьеры
«Лестница» наиболее оптимальна с точки зрения использования трудового
потенциала руководителя и рекомендуется как основная.
Модель служебной карьеры "Лестница"
Директор
предприятия
Заместитель Начальник
директора службы
Начальник Начальник
цеха отдела
Начальник
Специалист
участка
Мастер
Консультант
Пенсионер
Модель карьеры «Змея»
Генеральный директор объединения (АО)
|
|
Модель
карьеры «Змея» предусматривает работу в самых различных должностях, что позволяет
руководителю приобрести разносторонний практический опыт и выявить его
потенциал и склонности к определенной производственной деятельности.
Модель карьеры «Перепутье»
1. Зам. директора предприятия -
повышение
2. Начальник ОТиЗ-
Начальник цеха
перемещение
3.
Начальник участка -
понижение
Модель карьеры
«Перепутье» отражает реальную ситуацию, когда работа руководителя в старой
должности по разным причинам уже не соответствует производственным интересам и
необходимо принять решение о дальнейшей работе руководителя.
Эта модель
карьеры является модификацией карьеры «Лестница» и может использоваться в
частных случаях.
Стремление
работника планировать свою карьеру и связать свою судьбу с предприятием должно
поощряться с использованием всего арсенала средств мотивации [65].
Анализ стратегии
и тактики управления человеческими ресурсами в ОАО «КамПРЗ» позволяет сделать
вывод, что на данном предприятии персоналу уделяют большое внимание. Это и всевозможные
социальные программы, программы защиты здоровья, ротация персонала и
возможность карьерного роста, а также стимулирование и мотивация рабочих.
Для
совершенствования стратегии и тактики управления человеческими ресурсами в ОАО
«КамПРЗ» нами был разработан ряд предложений, который представлен в главе 3.
3.
Предложения и рекомендации по совершенствованию стратегии и тактики управления
человеческими ресурсами в ОАО «КамПРЗ»
3.1.
Внутрифирменное обучение как стратегия развития кадрового потенциала
организации
Развитие
стратегического управления по спирали
"Менеджмент-Обучение»
По данным ряда
компетентных исследований, проведенных с 1996 г. в США и других странах
Запада, руководители корпораций, консультанты по управлению и преподаватели
школ бизнеса едины во мнении: стратегические проблемы развития бизнеса являются
ныне приоритетными задачами управления и сохранят свою первостепенную
значимость в долгосрочной перспективе.
Некоторые
авторитетные специалисты считают, что стратегические проблемы бизнеса и в
России для многих компаний уже стали наиболее актуальными.
В условиях
усиления конкуренции потребность в эффективном стратегическом менеджменте
объективно будет нарастать, а адекватное изменение внутрифирменной системы управления
станет жизненной необходимостью не только для крупных, но и для средних, а в
определенной мере и мелких организаций.
Задачи разработки
и/или выбора правильной общей стратегии, организации современного
стратегического планирования - создания эффективной системы стратегического
менеджмента в целом в настоящее время особо актуальны для крупных корпораций,
ведущих конкурентную борьбу на глобальных рынках.
На
Прессово-рамном заводе ОАО «КАМАЗ» первый практический шаг в работе по
становлению и/или развитию стратегического управления надо делать в виде
обучающего семинара.
Например, это
может быть семинар (тренинг) "Стратегический менеджмент как средство
достижения бизнес-успеха" или семинар "Как поставить и/или развивать
стратегический менеджмент в современных условиях".
Такой семинар
целесообразно проводить именно как обучающий семинар-практикум в режиме
активного диалога с высшими и средними менеджерами организации.
С первого шага
процесса становления стратегического менеджмента и на всех последующих этапах
его развития в ОАО «КамПРЗ» важнейшую роль играет базовый ментальный принцип,
который лежит в основе данного процесса, - принцип
"Менеджмент-Обучение".(Management by Learning или MBL).
"Менеджмент-Обучение"
(Management by Learning или MBL) - это управленческая система, управленческий подход,
современное менеджерские мировоззрение и способ существования, т.е. новая
парадигма и новая модель менеджмента.
Наиболее
известным из них является теория так называемой обучающейся организации (Learning Organization - LO). Кроме того, параллельно
развиваются теории: управление знаниями (Кnowledge Management), менеджмент посредством
знаний, Общество-Знание (Тhе Кnowledge Society) и т.д.
Все они, по своей
сути раскрывают одну и ту же модель в рамках одной и той же управленческой
парадигмы - Менеджмент-Обучение (МВL).
Мы предлагаем
внедрить данную управленческую систему в ОАО «КамПРЗ» в связи с тем, что данное
направление теоретического и практического менеджмента на Западе в настоящее
время быстро набирает популярность и весьма активно развивается. Фактически
все лидеры корпоративного мира в той или иной форме, с той или иной скоростью в
своей практике в приоритетном порядке наращивают именно те моменты, которые в
теории называются элементами системы LО/МВL, т.е. системы
Менеджмент-Обучение.
Мы сформулировали
следующие рекомендации практикующим специалистам ОАО «КамПРЗ»:
1. С первого
момента (т.е. когда в вашей голове появится самый первый проблемный сигнал о
необходимости заниматься стратегическим менеджментом) и на всех последующих
этапах становления и развития стратегического управления в вашей организации
практикуйте данную профессиональную деятельность в соответствии с принципом
Менеджмент-Обучение;
2. Осуществляйте
поступательное восхождение стратегического менеджмента Вашей организации, а
также свое личное восхождение к вершинам менеджерского мастерства по спирали
парадигмы/системы Менеджмент-Обучение. Схему развития стратегического
управления по спирали «Менеджмент-Обучение» можно увидеть в Приложении №7.
Резюме
Как
методические рекомендации по становлению и развитию стратегического менеджмента
в ОАО «КамПРЗ»
1. Заручитесь
согласием и реальной поддержкой первого менеджера организации.
2. Создайте
официальный отдел (подразделение) стратегического развития.
3. Примите в
качестве первичной методики деятельности отдела стратегического развития
организации настоящее пособие, а в качестве более широкой методической базы -
источники, указанные в его Библиографии.
4. Поставьте
стратегические позиции как профессиональную деятельность необходимых
подразделениях организации.
5. В деятельность
по разработке и развитию общей стратегии вовлеките максимально разумное число
специалистов организации (т.е. всех тех, кто реально способен обеспечить
высокое качество стратегии).
6. Практикуйте
метод коллективного "мозгового штурма" как основной метод достижения
в стратегии наиболее значимых результатов.
7. Внедрите
стратегические уединения в качестве особой эффективной системы коллективной
работы на каждом уединении.
8. Поставьте в
системе менеджмента организации подсистему Менеджмент-Обучение по
стратегическим вопросам.
9. Создайте в
Вашей организации систему/культуру "Стратегические беседы».
10. Организуйте
результативную деятельность с внешними (привлеченными) консультантами по
стратегическим проблемам Вашей организации.
11. Инициируйте
подчинение подсистемы стратегического менеджмента непосредственно первому
менеджеру организации и/или ее высшему коллегиальному органу управления.
12. Развивайте
стратегический менеджмент организации по спирали Менеджмент-Обучение.
Промышленность,
знания и технологии развиваются настолько быстро, что в течение каждых пяти
лет количество информации удваивается. Сейчас невозможно в процессе трудовой
жизни (30-40 лет) пользоваться только теми знаниями, которые были приобретены в
специальной школе или высшем учебном заведении.
Среди основных
факторов, иллюстрирующих важность непрерывного образования в ОАО «КамПРЗ»,
могут быть выделены следующие.
1. Внедрение
новой техники, технологии, производство современных товаров, рост
коммуникативных возможностей создают условия для ликвидации или изменения
некоторых видов работ. В связи с этим необходимая квалификация не может быть
гарантирована базовым образованием.
2. Мир
превращается в рынок без границ с высоким уровнем конкуренции между странами.
Страны, имеющие современную систему инженерного и управленческого высшего
образования и программы непрерывного образования, лидируют в условиях этой
конкуренции. Они тем самым имеют возможность в кратчайшие сроки ответить на
любой «вызов» повышением производительности инженерного и управленческого
труда.
3. Изменения во
всех областях жизни - главный элемент современности. Непрерывные и быстрые
изменения в технологии и информатике требуют непрерывного обучения персонала.
4. Более
эффективным и экономичным для фирмы является повышение отдачи от уже работающих
сотрудников на основе их непрерывного обучения, чем привлечение новых
работников.
Рассматривая
важность процесса непрерывного образования в ОАО «КамПРЗ» в целом,
необходимо иметь в виду, что эффективность процесса обучения зависит от успешности
каждого отдельного учебного мероприятия. Кумулятивный эффект обучения не может
быть получен, если каждое отдельное занятие не будет давать существенного
прироста в знаниях, умениях, раскрытии новых возможностей работающих специалистов.
Для того чтобы учебные мероприятия на ПРЗ проходили более успешно, важно
достаточно точно представлять:
1) цели и тип программы обучения;
2) особенности коммуникативного
процесса слушателей преподавателей;
3) специфику
деятельности преподавателя, работающего взрослой аудиторией;
4) отличительные
параметры самой аудитории взрослых.
Можно выделить
два типа целей учебных занятий в рамках программ последипломного образования:
1) передачу знаний и 2) формирование определенного арсенала умений, а также
развитие потенциала работников. Соответственно, можно говорить о двух разных типах
учебных программ — «сохраняющих» и «инновационных».
Целью
«сохраняющего» обучения на прессово-рамном заводе является усвоение фиксированных
взглядов, методов и правил для того, чтобы эффективно работать в известных и
повторяющихся ситуациях, для развития способностей обучаемых решать те
проблемы, которые актуальны. Этот тип программ особенно эффективен для передачи
новых знаний взамен устаревших и устранения пробелов в знаниях и умениях
работников и предназначен для поддержания существующей системы деятельности.
Мы заметили, что
во многих современных организациях сохраняющее обучение в достаточной мере
разработано и используется. Поскольку этот тип обучения ориентирован, прежде всего,
на поддержание актуальной ситуации в организации, то подготовка и обучение
сотрудников корреспондируются скорее с «работой в прошлом», чем с «работой в
будущем» и мало ориентированы на то, что может произойти с организацией
деятельностью работников завтра.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|