скачать рефераты

МЕНЮ


Управление мотивацией на предприятии ОАО "ПО "УИ ЛПК""

Управление мотивацией на предприятии ОАО "ПО "УИ ЛПК""

Федеральное агентство по образованию

ФИЛИАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

БАЙКАЛЬСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ЭКОНОМИКИ И ПРАВА В Г. УСТЬ-ИЛИМСКЕ

(Филиал ГОУ ВПО БГУЭП в г. Усть-Илимске)









ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

УПРАВЛЕНИЕ МОТИВАЦИЕЙ ПЕРСОНАЛА НА ПРЕДПРИЯТИИ ОАО «ПО «УИ ЛПК»












Усть-Илимск 2008

СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ

1. МОТИВАЦИЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1 Обзор теорий мотивации

1.2 Современные теории мотивации

2. СИСТЕМА МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА НА ОАО «ПО «УИ ЛПК»

2.1 Характеристика предприятия

2.2 Анализ существующих форм материального стимулирования

2.2.1 Анализ образования средств на оплату труда и выплат социального характера

2.2.2 Анализ использования средств фонда оплаты труда и выплат социального характера

2.2.3 Анализ эффективности использования средств на оплату труда и выплат социального характера

2.3 Нематериальные стимулы

3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СИСТЕМЕ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА НА ПРЕДПРИЯТИИ ОАО «ПО «УИ ЛПК»

3.1 Действенные методы повышения мотивации персонала на предприятии

3.2 Предложения по опыту зарубежных стран в управлении человеческими ресурсами

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

ПРИЛОЖЕНИЕ 7

ПРИЛОЖЕНИЕ 8

ВВЕДЕНИЕ


Управление мотивацией персонала на примере ОАО «ПО «УИ ЛПК»».

Основополагающим фактором успеха организаций, работающих на современном рынке товаров и услуг, являются люди, работающие там. В первую очередь таких грамотных и нужных людей необходимо найти, а это, как известно каждому руководителю, не так просто. После того как такой человек найден, начинаются другие проблемы, в основном это проблемы, связанные с отсутствием мотивации порождает нежелание работать, а впоследствии желание вообще поменять работу. Что же представляет собой мотивация?

Прежде чем перейти к определению мотивации, стоит заметить, что в поведении человека есть две функционально взаимосвязанные стороны: побудительная и регуляционная. Побуждение обеспечивает активизацию и направленность поведения, а регуляция отвечает за то, как оно складывается от начала и до конца в конкретной ситуации. Психические процессы, явления и состояния: ощущения, восприятия, память, воображение, внимание, мышление, способности, темперамент, характер, эмоции – все это обеспечивает в основном регуляцию поведения. Что же касается его стимуляции, или побуждения, то оно связано с понятиями мотива и мотивации. Эти понятия включают в себя представления о потребностях, интересах целях, намерениях, стремлениях, побуждениях, имеющихся у человека, о внешних факторах, которые заставляют его вести себя определенным образом, об управлении деятельностью в процессе ее осуществления и о многом другом. Среди всех понятий, которые используются в психологии для описания и объяснения побудительных моментов в поведении человека, самыми общими, основными являются понятия мотивации и мотива.

Мотивацию можно определить как совокупность факторов, поддерживающих направляющих, т.е. определяющих поведение, а так же как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его направленность и активность. Из этого следует, что мотивационного объяснения требуют следующие стороны поведения: его возникновение, продолжительность и устойчивость, направленность и прекращение после достижения поставленной цели, преднастройка на будущие события, повышение эффективности, разумность или смысловая целостность отдельно взятого поведенческого акта.

Кроме мотивов, потребностей и целей в качестве побудителей человеческого поведения к деятельности рассматриваются также:

1) интересы;

2) задачи;

3) желания;

4) намерения.

Интересом называют особое мотивационное состояние познавательного характера, которое, как правило, напрямую не связано с какой либо одной, актуальной в данный момент времени потребностью. Интерес к себе может вызвать любое неожиданное событие, непроизвольно привлекшее к себе внимание, любой новый появившийся в поле зрения предмет, любой частный, случайно возникший слуховой или иной раздражитель.

Интересу соответствует особый вид деятельности, которая называется ориентировочно-исследовательской. Чем выше на эволюционной лестнице стоит организм, тем больше времени занимает у него данный вид деятельности и тем совершеннее ее методы и средства. Высший уровень развития такой деятельности, имеющийся только у человека, - это научные и художественно-творческие изыскания.

Задача как частный ситуационно-мотивационный фактор возникает тогда, когда в ходе выполнения действия, направленного на достижение определенной цели, организм наталкивается на препятствие, которое необходимо преодолеть, чтобы двигаться дальше. Одна и та же задача может возникать в процессе выполнения самых различных действий, и поэтому так же неспецифична для потребностей, как и интерес.

Желания и намерения – это сиюминутно возникающие и довольно часто сменяющие друг друга мотивационные субъективные состояния, отвечающие изменяющимся условиям выполнениям действия.

Тема мотивации в нашей стране была актуальна всегда, но в настоящее время, с переходом на рыночные отношения, эта проблема обострилась, так как особую цену приобрели качество обучения впоследствии продуктивность трудовой деятельности. В ответ на это появилось большое количество монографий и прикладных исследований на тему мотивации в учебной и профессиональной деятельности.

Основу концепции управления персоналом организации в настоящее время составляют возрастающая роль личности работника, знание его мотивационных установок, умение их формировать и направлять в соответствии с задачами, стоящими перед организацией.

Создавшаяся в нашей стране ситуация, изменения экономической и политической систем одновременно несут как большие возможности, так и серьезные угрозы для каждой личности, устойчивости ее существования, вносят значительную степень неопределенности в жизнь практически каждого человека.

Управление персоналом в такой ситуации приобретает особую значимость: оно позволяет обобщить и реализовать целый спектр вопросов адаптации индивида к внешнем условиям, учета личностного фактора в построении системы управления персоналом организации. Укрупнено можно выделить три фактора, оказывающих воздействие на людей в организации.

Первый иерархическая структура организации, где основное средство воздействия – это отношения власти-подчинения, давление на человека сверху с помощью принуждения, контроля над распределением материальных благ.

Второйкультура, т.е. вырабатываемые обществом, организацией, группой людей совместные ценности, социальные нормы, установки поведения, которые регламентируют действия личности, заставляют индивида вести себя так, а не иначе без видимого принуждения.

Третийрынок – сеть равноправных отношений, основанных на купле-продаже продукции и услуг, отношениях собственности, равновесия интересов продавца и покупателя.

Эти факторы воздействия – понятия достаточно сложные и на практике редко реализуются в отдельности. От того, какому из них отдается приоритет, зависит облик экономической ситуации в организации.

При переходе к рынку происходит медленный отход от иерархического управления, жесткой системы административного воздействия, практически неограниченной исполнительной власти к рыночным взаимоотношениям собственности, базирующимся на экономических методах. Поэтому необходима разработка принципиально новых подходов к приоритету ценностей. Главное внутри организации – работники, а за пределами – потребители продукции. Необходимо повернуть сознание работающего к потребителю, а не к начальнику, к прибыли, а не к расточительству, к инициатору, а не к бездумному исполнителю; перейти к социальным нормам базирующимся на здравом экономическом смысле, не забывая о нравственности. Иерархия отойдет на второй план, уступая место культуре и рынку.

1. МОТИВАЦИЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1 Обзор теорий мотиваций


Иерархия потребностей индивида А. Маслоу.

Психологи говорят, что человек испытывает потребность, когда ощущает физиологически или психологически недостаток чего-либо. Хотя конкретное лицо в конкретное время может и не иметь потребности в смысле сознательного ее ощущения, существуют определенные потребности, которые каждый человек может почувствовать. Содержательные теории мотивации, к числу которых относится концепция А. Маслоу, представляют собой попытки классифицировать эти общечеловеческие потребности по определенным категориям. До сих пор нет одной всеми принятой идентификации определенных потребностей. Однако большинство психологов соглашаются, что потребности в принципе можно классифицировать как первичные и вторичные.

Одной из самых первых и самых известных в мире теорий мотивации является модель приоритетов потребностей индивида А. Маслоу. Он выделил пять видов потребностей: физиологические потребности, потребности в безопасности, защищенности, социальные потребности, потребности в уважении и потребности в самовыражении.

Первые два вида потребностей объединены в группу первичных потребностей, а последние три – в группу вторичных потребностей.

Первичные потребности заложены генетически, а вторичные обычно осознаются опытом. Поскольку люди имеют разный приобретенный опыт, вторичные потребности людей различаются в большей степени, чем первичные.

Потребности невозможно непосредственно наблюдать или измерять. Об их существовании можно судить лишь по поведению людей. Осознание потребности личности определяет интересы, цели желания.

Все выделенные в иерархической последовательности потребности могут проявляться одновременно. Однако, по теории Маслоу, потребности, показанные у основания треугольника, являются наиболее сильными, доминирующими, определяющими поведение человека до того момента, пока он их не удовлетворит. Следующее по силе воздействие будут оказывать потребности, расположенные непосредственно выше (до их удовлетворения), и т. д. Другими словами, хотя в данный момент одна из потребностей может доминировать, деятельность человека при этом стимулируется не только ею.

В практическом плане можно сделать следующее выводы.

1. Для воздействия на поведение человека следует сначала выяснить, какая потребность в данный момент для него главная. Затем следует продемонстрировать работнику возможности организации в удовлетворении этой потребности. Так, например, если вы установите, что один из ваших работников стремится стать мастером (потребность в самоутверждении), то используйте этот стимул поведения, сказав: «Если вы хорошо выполните порученное задание, я буду рекомендовать вас на эту должность, как только она освободится»;

2. Следует помнить, что ориентация работника может быстро переключиться с одной потребности на другую. Например, у рабочего, для которого утром была главной потребность в самоутверждении, днем основной может стать потребность в безопасности, поскольку прошел слух о предстоящем массовом увольнении. Следовательно, если вы заинтересованы в этом работнике, необходимо поменять форму его мотивации;

3. Структура потребностей человека определяется его местом в социальной структуре или ранее приобретенным опытом. Следовательно, между людьми существует множество различий в отношении тех потребностей, которые для них важны. Что еще более важно, так это то, что есть множество путей и способов удовлетворения потребности конкретного типа. Поэтому менеджер должен владеть большим арсеналом различных приемов и методов мотивации.

Модель Джоржа С. Хоманса.

Менеджмент часто опирается на неформальные трудовые группы, поскольку последние обладают мощным потенциалом в контроле над поведением своих членов и, как результат, за уровнем их производительности. Где же эти группы берут такую власть и контроль над поведением? Джорж С. Хоманс разработал такую модель социальной системы, которая может быть полезной практику, пытающемуся ответить на этот вопрос.

Эта социальная система состоит из трех элементов. Действия - это задания, которые выполняют люди. Взаимодействие – это поведения, которое существует между людьми, совершающими это действие. И чувства – это отношения, которые развиваются между личностями и группами. Хоманс доказывает, что пока эти элементы разделены, они тесно связаны. Фактически, как показано на рисунке 1, они взаимозависимы друг от друга.

Изменение одного из этих элементов приведет к изменениям двух других.


 










Рис. 1 - Взаимозависимость действий, взаимодействий и чувств

В организации определенные действия, взаимодействия и чувства очень существенны или требуются от ее членов для того чтобы выжить. Другими словами, работа (действия) должна быть выполнена, что требует от людей совместной работы (взаимодействие). Эта работа должна удовлетворять (чувства) людей, чтобы они продолжали ее выполнять. Пока люди взаимодействуют на своих рабочих местах, у них вырабатываются чувства по отношению друг другу. Чем более положительны эти чувства, тем больше люди будут хотеть взаимодействовать друг с другом. Это может превратиться в спиралеобразный процесс, пока не будет достигнуто определенное равновесие.

По мере продолжения этого процесса, существует тенденция, что члены группы станут похожими в своей деятельности (действиях) и ощущениях (чувствах). Когда это происходит, в группе развиваются ожидания или нормы, определяющие возможное поведение при определенных обстоятельствах. Например, группа рабочих будет иметь установку, при которой «им не следует говорить с начальником или помогать ему больше, чем необходимо». Если группа достаточно сплоченная и привлекательная для ее членов и они не хотят ее покидать, тогда возникает небольшая проблема, как подчинить ее членов воли менеджера.

Люди, которые сопротивляются групповым установкам, обычно получают взыскания от группы. Группа имеет в своем распоряжении разнообразные средства наказания, начиная от легкого подшучивания и заканчивая увольнением. Они могут решить продолжать не подчиняться. Если результат давления со стороны их коллег становится слишком большим, то они могут покинуть группу.

Влияние, оказываемое группой на восприятие и поведение людей, хорошо подтверждено.

Например, С.Е. Аш провел эксперимент, при котором разным группам из восьми студентов попросили указать на линию, имеющую длину, отличную от других. Семи членам каждой группы было дано указание дать один и тот же неправильный ответ. Не проинструктированный участник был последним, у кого спрашивали ответ. Он оказывался перед выбором или ответить правильно, или сказать то, что сказала вся группа, чтобы не выделяться. В результате треть опрашиваемых сделала ту же ошибку, что группа. Если давление может вызвать неправильное поведение при таких упражнениях, то что может сделать группа при принятии решений, требующих субъективных суждений!

Следует повторить, что сильная неформальная группа не должна быть во вред для организации. Такие группы, какие Мэйо обнаружил на заводе Хоторн, могут стать значительными движущими силами при достижении корпоративных целей в случае, если они не противоречат личным целям группы.

Теория мотивационной гигиены Фредерика Герцберга.

Разрабатывая теорию мотивационной гигиены, Герцберг чувствовал, что такие ученые, как Мак-Грегори Аргирис, затронули что-то важное. Знания о человеческой природе, мотивах и потребностях могли быть недооцененными менеджерами.

В промышленности целью исследований рабочих отношений должно быть увеличение производительности, уменьшение прогулов и менее конфликтные трудовые отношения. Что до личности, то понимание ею сил, ведущих к улучшению морального состояния, должно привести к большему самоутверждению.

Теория мотивационной гигиены была разработана на основе исследования Герцберга и его коллег из психологической службы Питсбурга. Это исследование включало обширные интервью с 200 инженерами и бухгалтерами промышленных предприятий Питсбурга. В интервью их спрашивали о том, что в работе делает их несчастными и неудовлетворенными, а что счастливыми и удовлетворенными.

Анализируя интервью, Герцберг сделал вывод, что люди имеют две различные категории потребностей, которые существенно отличаются друг от друга и влияют на поведение по-разному. Он пришел к выводу, что когда люди чувствуют неудовлетворенность своей работой, они беспокоятся об обстановке, в которой работают. С другой стороны, когда люди довольны своей работой, то она делается как бы сама собой. Герцберг назвал первую категорию потребностей гигиеническими факторами или препятствующими удовлетворенности трудом потому, что они описывают человеческое окружение и обслуживают первичные функции, предупреждая неудовлетворенность работой. Он назвал вторую категорию потребностей мотивирующими, или способствующими, удовлетворенности трудом, так как они эффективны в побуждении людей к лучшему исполнению.

Тактика компании и администрации, наблюдение, условия работы, межличностные отношения, заработная плата, социальный статус и безопасность могут быть приняты за гигиенические факторы. Это не существенная часть работы, но эти факторы влияют на условия, в которых выполняется работа. Герцберг относит первоначальное употребление слова «гигиена» к его медицинскому значению (предупреждение). Он нашел, что гигиенические факторы не приводят к увеличению производительности рабочего, они только предупреждают ухудшение рабочей среды с помощью различных ограничений.

Мотивирующие факторы – это чувство достижения, профессионального роста и признания. Герцберг утверждает, что эти факторы могут иметь положительный эффект на работу, что превышает уровень производительности - это отражается в таблице 1.


Таблица 1 - Мотивирующие и гигиенические факторы

Мотивирующие факторы

Гигиенические факторы

Работа сама по себе

Достижения

Признание достижений

Ответственная работа

Рост и развитие

Окружение

Трудовая политика предприятия

Контроль

Условия работы

Отношения между людьми

Зарплата, социальный статус, сохранение работы

В последние годы исследования мотивационной гигиены стали включать все уровни компании: от верхушки управления до простого служащего.

Теория потребностей МакКлеланда.

Другой моделью мотивации, делавшей основной упор на потребности высших уровней, была теория Девида МакКлелланда. Он считал, что людям присущи три потребности: власти, успеха и причастности.

Потребность власти выражается как желание воздействовать на других людей. В рамках иерархической структуры Маслоу потребность власти попадает куда-то между потребностями в уважении самовыражении. Люди с потребностью власти чаще всего проявляют себя как откровенные и энергичные люди, не боящиеся конфронтациии стремящиеся отстаивать первоначальные позиции. Зачастую они хорошие ораторы и требуют к себе повышенного внимания со стороны других. Управление очень часто привлекает людей с потребностью власти, поскольку оно дает много возможностей проявить и реализовать ее.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.