Выбор направления стратегического развития предприятия
Выбор направления стратегического развития предприятия
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ УКРАИНЫ
ДНЕПРОПЕТРОВСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ХИМИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра
менеджмента
Курсовая
работа
по теме: «Выбор
направления стратегического развития предприятия»
Днепропетровск
2010
Введение
Каждый представитель
современного общества может дать определение термину «стратегия». Кто-то
подойдет к этому как менеджер, кто-то со стороны знания военного дела, а кто-то
как «игрок»- рассматривая возможные варианты. Стратегия будет названа планом,
который создан заранее, с определенной целью; стратегия будет определена как
паттерн – то есть последовательность в поведении; стратегию охарактеризуют как
позицию и как перспективу, и каждое определение будет верным.
Для приобретения
навыков стратегического мышления, что было одним из заданий данной работы, я
выбрал ООО «Стандарт», занимающееся производством соевого текстурата,
полученного путем экструдирования натуральных соевых продуктов. Текстурат
предназначен для применения в пищевой промышленности, предприятиях
общественного питания и питания населения.
Для выполнения задач,
поставленных в этой работе необходимо провести PEST-анализ,
позволяющий выявить политические, экономические, социальные и технологические
аспекты внешней среды, влияющих на предприятие. А также рассмотреть микросреду:
поставщиков, потребителей и конкурентов. А именно, используя модель М.Портера
определить положение ООО «Стандарт» на рынке и провести оценку
привлекательности отрасли с использованием удельно-взвешенных показателей на
примере показателей Харрисона.
Также необходимо
провести анализ внутренней среды предприятия и его конкурентоспособности,
провести SWOT-анализ, позволяющий
рассмотреть сильные и слабые стороны предприятия, и рассмотреть возможности и
угрозы со стороны рынка. Для анализа товаров предприятия необходимо составить
матрицу БКГ. А для оценки конкурентоспособности ООО «Стандарт» мною будет
использован балльный метод оценки конкурентоспособности потенциала предприятия.
Целью данной
индивидуальной работы является закрепление теоретических знаний по дисциплине
«Стратегия», и приобретение навыков самостоятельного решения практических задач
в области стратегического управления организацией.
Задачами данной работы
выступают:
- приобретение
практических навыков разработки стратегических решений на примере конкретных
хозяйственных ситуаций;
- ознакомление с
методами и моделями разработки стратегических управленческих решений;
- овладение методикой
анализа внешней и внутренней среды предприятия;
- ознакомление со
специфическими особенностями стратегического управления и приобретение навыков
стратегического мышления.
1. Анализ стратегической среды
предприятия
1.1
Выбор базового термина «Стратегии»
Существует множество
подходов к понятию «Стратегии», и все они правильные, но на мой взгляд наиболее
точно определил этот термин Генри Минцберг. Его подход называют еще ПЯТЬ "П" СТРАТЕГИИ. В данном подходе
приводится пять различных толкований слова "стратегия": стратегия как
план, как ловкий прием, как паттерн (принцип поведения, устойчивая схема действий),
как позиция и как перспектива, а также некоторые их взаимосвязи.
Попросите кого-нибудь объяснить, что такое
стратегия, и почти наверняка услышите в ответ, что стратегия есть план, некий
вид сознательно и намеренно разработанной последовательности действий,
путеводная линия (или ряд таких линий), которой придерживаются в конкретной
ситуации. Согласно такому пониманию, у стратегии есть две существенные
характеристики: она создается заранее, до начала действий; ее разрабатывают
сознательно и с определенной целью. Множество различных определений из самых
разнообразных сфер лишь подкрепляют эту точку зрения. Например:
• В военной сфере стратегия имеет дело с
"составлением плана военных действий... с проектами отдельных кампаний и
внутри них- с решениями, принятыми на основе личных обязательств".
• В теории игр: стратегия- это "сложный план:
план, определяющий выбор (игрока) в любой вероятностной ситуации".
• В менеджменте: "стратегия-это
унифицированный, исчерпывающий, целостный план, обеспечивающий выполнение
основных задач предприятия".Как и планы, стратегии могут носить общий или
частный характер. Как план стратегия может быть ловким приемом, своего рода
"маневром", предпринимаемым с целью перехитрить противника или
конкурента.
Но если стратегии могут быть заранее продуманными,
значит, они могут быть также и реализованными. Иными словами, понимание
стратегии, как только плана явно недостаточно; необходимо такое определение,
которое включало бы в себя и результативное поведение. Таким образом, стратегия
как паттерн, прежде всего как паттерн определенной линии действий.
Следовательно, период, когда П. Пикассо использовал для написания картин только
голубую краску - это стратегия, равно как и действия компании Ford Motors,
когда Генри Форд предложил рынку "модель Т" только черного цвета.
Другими словами, согласно такому пониманию, стратегия - и заранее продуманная,
и выстраивающаяся по ходу развития событий- есть некая последовательность в
поведении.
Это может показаться несколько странным определением
для слова, столь тесно связанного со свободой волеизъявления (strategos, на
древнегреческом - искусство управления армией). Но факт остается фактом: как бы
ни отстаивали некоторые авторы первое определение, множество людей время от
времени, похоже, используют второе.
Определения стратегии как плана и как паттерна могут
оказаться вполне независимыми: планы могут так и не реализовываться, а схемы
могут появляться безо всякого предварительного продумывания. Стратегии могут
быть результатом действий человека, но не его намерений. Если мы первому
определению присвоим имя преднамеренной стратеги и, а второму- реализованной,
то тогда мы сможем различать стратегии сознательные, в которых реализуются
задуманное ранее, и спонтанные, когда паттерн развивается безо всякого
предварительного обдумывания или даже вопреки ему (в таких случаях
предварительно обдуманные действия так и остаются нереализованными).
Стратегия как позиция, а именно соотношение
организации с тем, что теоретики любят называть словами "внешняя
среда". Согласно такому пониманию, стратегия становится опосредствующей
силой, между организацией и внешней средой. Отметим, что данное понимание
совместимо с каждым из предыдущих определений по отдельности (и со всеми ними
вместе). Так, та или иная позиция может быть предварительно выбрана при
составлении плана (или при продумывании уловки) и/или может быть определена как
поведенческий паттерн.
Определение стратегии как позиции явно позволяет нам
перейти к иному уровню - уровню с энным числом игроков. Иными словами, раз
можно определить позицию по отношению к одному противнику (подобное происходит
в военном сражении), то ее можно рассматривать и в более широком контексте с
большим числом участников или просто с учетом рынка или внешней среды в целом.
Если в четвертом определении стратегии мы обращали
внимание на расположение организации относительно внешней среды и так вплоть до
выявления конкретных позиций, то пятое определение возвращает нас внутрь
организации, но только для того, чтобы обрести более широкий взгляд на
ситуацию. С этой точки зрения стратегия является перспективой, и суть ее
определяется не только избранной позицией, но и укоренившимся способом
восприятия мира. Есть организации, которые весьма внимательно относятся к рынку
и выстраивают вокруг этого целую идеологию.
Пятое определение, помимо всего прочего, предполагает,
что стратегия - это концепция. Это означает, что все стратегии представляют
собой абстракции, существующие только в умах заинтересованных сторон. Важно не
забывать, что еще никому не удавалось увидеть стратегию или потрогать ее.
Всякая стратегия - это изобретение, фантазия, продукт чьего-то воображения, вне
зависимости от того, разрабатывается она намеренно для регулирования поведения
в будущем или же извлекается из прошлого опыта.
1.2
Общая информация об организации
1.2.1 Общая характеристика организации
Полное фирменное
наименование Общества на русском языке: Общество с ограниченной
ответственностью "Стандарт", сокращенное фирменное наименование на
русском языке: ООО "Стандарт". Общество имеет круглую печать,
содержащую его полное фирменное наименование на украинском языке. Место
нахождения Общества: Днепропетровская обл. г.Новомосковск, пер. Волгоградский,
28. Общество является юридическим лицом, с момента его государственной регистрации
в соответствии с законодательством Украины, имеет в собственности обособленное
имущество, учитываемой на его самостоятельном балансе, может от своего имени
приобретать и осуществлять имущественные и личные не имущественные права. ООО
«Стандарт» производит соевый текстурат «Росток», полученный путем
экструдирования натуральных соевых продуктов. Текстурат предназначен для
применения в пищевой промышленности, предприятиях общественного питания и
питания населения. Выпускаемый соевый текстурат «Росток» получают из соевой
муки, соевых бобов или соевого шрота, путем их смешивания и пропускания смеси
через экструдер.
Продукт совместим со всеми видами мясного сырья, пищевыми
добавками и другими ингредиентами.
Сфера использования:
- колбасные изделия,
мясные полуфабрикаты, фарш,
- мясные и мясорастительные консервы,
- кулинарные изделия, мясные и овощные блюда.
Уставной капитал
Общества составляет 10 000,00 (десять тысяч гривен). Размер доли, принадлежащей
единственному Учредителю (Участнику) общества составляет 100%.
1.2.2 Организационная
структура предприятия
Структура управления
ООО «Стандарт» относится к линейному типу. В линейной структуре управления
руководитель обеспечивает руководство нижестоящими подразделениями по всем
видам деятельности. Данная структура обладает особенностями:
·
Единоначалие;
·
Структура
аппарата управления совпадает с производственной структурой;
·
Структура
наименее гибкая;
К преимуществам
относятся:
·
Исключается
получение подчиненными противоречивых заданий;
·
полная
и ясная ответственность руководителя за результаты работы;
·
Обеспечение
принципа единоначалия;
·
Быстрота
реакции в ответ на прямые приказы.
К недостаткам
относятся:
·
Руководитель
должен обладать разносторонними знаниями;
·
Отсутствие
специалистов по реализации отдельных функций управления;
·
Повышенная
зависимость работы от наличия на месте менеджера высшего звена и его деловых
качеств.
Линейная организация
предполагает относительную автономность в работе. Данный тип департаментизации
характеризуется в целом простотой, одномерностью связей (только вертикальные
связи) и возможностью самоуправления (относительная автономность). Поэтому он
широко используется при организации работ в низовых производственных звеньях
мелкого бизнеса.
Генеральный директор
выполняет следующие функции:
1.
Анализирует
и планирует хозяйственной деятельностью, анализирует текущий период и планирует
на последующий период;
2.
Осуществляет
организацию торговых процессов;
3.
Осуществляет
подбор и расстановку кадров;
4.
Распоряжаться
имуществом;
5.
Выписывает
и подписывает приказы;
6.
Выписывает
доверенности на совершение сделок;
7.
Без
доверенности от своего имени совершать сделки;
8.
Обладает
первой подписью под финансовыми документами;
К обязанностям
заместителя генерального директора относится:
1.
Выполнять
функций директора, в его отсутствие;
2.
Осуществление
контроля над персоналом;
3.
Применять
методы мотивации;
Обязанностями главного
бухгалтера являются:
1.
Документально-хозяйственный
учет денежных средств;
2.
Рассчитывает
баланс предприятия;
3.
Учёт
налогов;
4.
Осуществление
финансового контроля над деятельностью штатных бухгалтеров.
Штатное расписание –
это перечень должностей постоянных сотрудников с указанием количества
одноименных должностей (вакансий), должностных окладов.
Таблица 1.1 - Штатное
расписание ООО «Стандарт»
Наименование
|
Численность
|
Оклад (дол. США)
|
Генеральный директор
|
1
|
1100
|
Исполнительный директор
|
1
|
1000
|
Заместитель директора
по производству
|
1
|
800
|
Заместитель директора
по сбыту
|
1
|
800
|
Главный бухгалтер
|
1
|
900
|
Заместитель главного бухгалтера
|
1
|
500
|
Менеджер по сбыту
|
4
|
600/2400
|
Таможенный брокер
|
1
|
600
|
Секретарь
|
1
|
300
|
Инженер по снабжению и диспетчеризации
|
1
|
600
|
Итого:
|
13
|
|
Итого: непроизводственного персонала
|
27
|
|
Итого по штату комплекса
|
69
|
|
1.3 Анализ макро- и
микросреды предприятия
1.3.1 PEST-анализ
PEST-анализ (иногда
обозначают как STEP) - это маркетинговый инструмент, предназначенный для выявления
политических (Political), экономических (Economic), социальных (Social) и
технологических (Technological) аспектов внешней среды, которые влияют на
бизнес компании.
Политика изучается, потому что она регулирует власть,
которая в свою очередь определяет среду компании и получение ключевых ресурсов
для её деятельности. Основная причина изучения экономики - это создание картины распределения
ресурсов на уровне государства, которая является важнейшим условием
деятельности предприятия. Не менее важные потребительские предпочтения определяются
с помощью социального компонента PEST-анализа. Последним фактором является
технологический компонент.
Анализ выполняется по
схеме «фактор - предприятие». Результаты анализа оформляются в виде матрицы, подлежащим которой являются факторы макросреды,
сказуемым - сила их влияния, оцениваемая в баллах, рангах и других
единицах измерения. Результаты PEST-анализа позволяют оценить внешнюю
экономическую ситуацию, складывающуюся в сфере производства и коммерческой деятельности.
Политика регулирует власть, которая, в свою очередь,
определяет среду компании и получение ключевых ресурсов для её деятельности.
Поэтому первой компонентой PEST
-анализа является политическая компонента.
Следующей компонентой анализа является экономика.
Основная причина изучения экономики - это создание картины распределения
ресурсов на уровне государства, которая является важнейшим условием
деятельности предприятия.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|