скачать рефераты

МЕНЮ


Выбор направления стратегического развития предприятия

Выбор направления стратегического развития предприятия

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ УКРАИНЫ

ДНЕПРОПЕТРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ХИМИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра менеджмента




Курсовая работа

по теме: «Выбор направления стратегического развития предприятия»












Днепропетровск

2010

Введение


Каждый представитель современного общества может дать определение термину «стратегия». Кто-то подойдет к этому как менеджер, кто-то со стороны знания военного дела, а кто-то как «игрок»- рассматривая возможные варианты. Стратегия будет названа планом, который создан заранее, с определенной целью; стратегия будет определена как паттерн – то есть последовательность в поведении; стратегию охарактеризуют как позицию и как перспективу, и каждое определение будет верным.

Для приобретения навыков стратегического мышления, что было одним из заданий данной работы, я выбрал ООО «Стандарт», занимающееся производством соевого текстурата, полученного путем экструдирования натуральных соевых продуктов. Текстурат предназначен для применения в пищевой промышленности, предприятиях общественного питания и питания населения.

Для выполнения задач, поставленных в этой работе необходимо провести PEST-анализ, позволяющий выявить политические, экономические, социальные и технологические аспекты внешней среды, влияющих на предприятие. А также рассмотреть микросреду: поставщиков, потребителей и конкурентов. А именно, используя модель М.Портера определить положение ООО «Стандарт» на рынке и провести оценку привлекательности отрасли с использованием удельно-взвешенных показателей на примере показателей Харрисона.

Также необходимо провести анализ внутренней среды предприятия и его конкурентоспособности, провести SWOT-анализ, позволяющий рассмотреть сильные и слабые стороны предприятия, и рассмотреть возможности и угрозы со стороны рынка. Для анализа товаров предприятия необходимо составить матрицу БКГ. А для оценки конкурентоспособности ООО «Стандарт» мною будет использован балльный метод оценки конкурентоспособности потенциала предприятия.

Целью данной индивидуальной работы является закрепление теоретических знаний по дисциплине «Стратегия», и приобретение навыков самостоятельного решения практических задач в области стратегического управления организацией.

Задачами данной работы выступают:

- приобретение практических навыков разработки стратегических решений на примере конкретных хозяйственных ситуаций;

- ознакомление с методами и моделями разработки стратегических управленческих решений;

- овладение методикой анализа внешней и внутренней среды предприятия;

- ознакомление со специфическими особенностями стратегического управления и приобретение навыков стратегического мышления.

1. Анализ стратегической среды предприятия

1.1           Выбор базового термина «Стратегии»


Существует множество подходов к понятию «Стратегии», и все они правильные, но на мой взгляд наиболее точно определил этот термин Генри Минцберг. Его подход называют еще ПЯТЬ "П" СТРАТЕГИИ. В данном подходе приводится пять различных толкований слова "стратегия": стратегия как план, как ловкий прием, как паттерн (принцип поведения, устойчивая схема действий), как позиция и как перспектива, а также некоторые их взаимосвязи.

СТРАТЕГИЯ КАК ПЛАН

Попросите кого-нибудь объяснить, что такое стратегия, и почти наверняка услышите в ответ, что стратегия есть план, некий вид сознательно и намеренно разработанной последовательности действий, путеводная линия (или ряд таких линий), которой придерживаются в конкретной ситуации. Согласно такому пониманию, у стратегии есть две существенные характеристики: она создается заранее, до начала действий; ее разрабатывают сознательно и с определенной целью. Множество различных определений из самых разнообразных сфер лишь подкрепляют эту точку зрения. Например:

• В военной сфере стратегия имеет дело с "составлением плана военных действий... с проектами отдельных кампаний и внутри них- с решениями, принятыми на основе личных обязательств".

• В теории игр: стратегия- это "сложный план: план, определяющий выбор (игрока) в любой вероятностной ситуации".

• В менеджменте: "стратегия-это унифицированный, исчерпывающий, целостный план, обеспечивающий выполнение основных задач предприятия".Как и планы, стратегии могут носить общий или частный характер. Как план стратегия может быть ловким приемом, своего рода "маневром", предпринимаемым с целью перехитрить противника или конкурента.

СТРАТЕГИЯ КАК ПАТТЕРН

Но если стратегии могут быть заранее продуманными, значит, они могут быть также и реализованными. Иными словами, понимание стратегии, как только плана явно недостаточно; необходимо такое определение, которое включало бы в себя и результативное поведение. Таким образом, стратегия как паттерн, прежде всего как паттерн определенной линии действий. Следовательно, период, когда П. Пикассо использовал для написания картин только голубую краску - это стратегия, равно как и действия компании Ford Motors, когда Генри Форд предложил рынку "модель Т" только черного цвета. Другими словами, согласно такому пониманию, стратегия - и заранее продуманная, и выстраивающаяся по ходу развития событий- есть некая последовательность в поведении.

Это может показаться несколько странным определением для слова, столь тесно связанного со свободой волеизъявления (strategos, на древнегреческом - искусство управления армией). Но факт остается фактом: как бы ни отстаивали некоторые авторы первое определение, множество людей время от времени, похоже, используют второе.

Определения стратегии как плана и как паттерна могут оказаться вполне независимыми: планы могут так и не реализовываться, а схемы могут появляться безо всякого предварительного продумывания. Стратегии могут быть результатом действий человека, но не его намерений. Если мы первому определению присвоим имя преднамеренной стратеги и, а второму- реализованной, то тогда мы сможем различать стратегии сознательные, в которых реализуются задуманное ранее, и спонтанные, когда паттерн развивается безо всякого предварительного обдумывания или даже вопреки ему (в таких случаях предварительно обдуманные действия так и остаются нереализованными).

СТРАТЕГИЯ КАК ПОЗИЦИЯ

Стратегия как позиция, а именно соотношение организации с тем, что теоретики любят называть словами "внешняя среда". Согласно такому пониманию, стратегия становится опосредствующей силой, между организацией и внешней средой. Отметим, что данное понимание совместимо с каждым из предыдущих определений по отдельности (и со всеми ними вместе). Так, та или иная позиция может быть предварительно выбрана при составлении плана (или при продумывании уловки) и/или может быть определена как поведенческий паттерн.

Определение стратегии как позиции явно позволяет нам перейти к иному уровню - уровню с энным числом игроков. Иными словами, раз можно определить позицию по отношению к одному противнику (подобное происходит в военном сражении), то ее можно рассматривать и в более широком контексте с большим числом участников или просто с учетом рынка или внешней среды в целом.

СТРАТЕГИЯ КАК ПЕРСПЕКТИВА

Если в четвертом определении стратегии мы обращали внимание на расположение организации относительно внешней среды и так вплоть до выявления конкретных позиций, то пятое определение возвращает нас внутрь организации, но только для того, чтобы обрести более широкий взгляд на ситуацию. С этой точки зрения стратегия является перспективой, и суть ее определяется не только избранной позицией, но и укоренившимся способом восприятия мира. Есть организации, которые весьма внимательно относятся к рынку и выстраивают вокруг этого целую идеологию.

Пятое определение, помимо всего прочего, предполагает, что стратегия - это концепция. Это означает, что все стратегии представляют собой абстракции, существующие только в умах заинтересованных сторон. Важно не забывать, что еще никому не удавалось увидеть стратегию или потрогать ее. Всякая стратегия - это изобретение, фантазия, продукт чьего-то воображения, вне зависимости от того, разрабатывается она намеренно для регулирования поведения в будущем или же извлекается из прошлого опыта.


1.2           Общая информация об организации

1.2.1 Общая характеристика организации

Полное фирменное наименование Общества на русском языке: Общество с ограниченной ответственностью "Стандарт", сокращенное фирменное наименование на русском языке: ООО "Стандарт". Общество имеет круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на украинском языке. Место нахождения Общества: Днепропетровская обл. г.Новомосковск, пер. Волгоградский, 28. Общество является юридическим лицом, с момента его государственной регистрации в соответствии с законодательством Украины, имеет в собственности обособленное имущество, учитываемой на его самостоятельном балансе, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные не имущественные права. ООО «Стандарт» производит соевый текстурат «Росток», полученный путем экструдирования натуральных соевых продуктов. Текстурат предназначен для применения в пищевой промышленности, предприятиях общественного питания и питания населения. Выпускаемый соевый текстурат «Росток» получают из соевой муки, соевых бобов или соевого шрота, путем их смешивания и пропускания смеси через экструдер.

Продукт совместим со всеми видами мясного сырья, пищевыми добавками и другими ингредиентами.

Сфера использования:

- колбасные изделия, мясные полуфабрикаты, фарш,

- мясные и мясорастительные консервы,

- кулинарные изделия, мясные и овощные блюда.

Уставной капитал Общества составляет 10 000,00 (десять тысяч гривен). Размер доли, принадлежащей единственному Учредителю (Участнику) общества составляет 100%.


1.2.2 Организационная структура предприятия

Структура управления ООО «Стандарт» относится к линейному типу. В линейной структуре управления руководитель обеспечивает руководство нижестоящими подразделениями по всем видам деятельности. Данная структура обладает особенностями:

·                   Единоначалие;

·                   Структура аппарата управления совпадает с производственной структурой;

·                   Структура наименее гибкая;

К преимуществам относятся:

·                   Исключается получение подчиненными противоречивых заданий;

·                   полная и ясная ответственность руководителя за результаты работы;

·                   Обеспечение принципа единоначалия;

·                   Быстрота реакции в ответ на прямые приказы.

К недостаткам относятся:

·                   Руководитель должен обладать разносторонними знаниями;

·                   Отсутствие специалистов по реализации отдельных функций управления;

·              Повышенная зависимость работы от наличия на месте менеджера высшего звена и его деловых качеств.

Линейная организация предполагает относительную автономность в работе. Данный тип департаментизации характеризуется в целом простотой, одномерностью связей (только вертикальные связи) и возможностью самоуправления (относительная автономность). Поэтому он широко используется при организации работ в низовых производственных звеньях мелкого бизнеса.

Генеральный директор выполняет следующие функции:

1.                 Анализирует и планирует хозяйственной деятельностью, анализирует текущий период и планирует на последующий период;

2.                 Осуществляет организацию торговых процессов;

3.                 Осуществляет подбор и расстановку кадров;

4.                 Распоряжаться имуществом;

5.                 Выписывает и подписывает приказы;

6.                 Выписывает доверенности на совершение сделок;

7.                 Без доверенности от своего имени совершать сделки;

8.                 Обладает первой подписью под финансовыми документами;

К обязанностям заместителя генерального директора относится:

1.                 Выполнять функций директора, в его отсутствие;

2.                 Осуществление контроля над персоналом;

3.                 Применять методы мотивации;

Обязанностями главного бухгалтера являются:

1.                 Документально-хозяйственный учет денежных средств;

2.                 Рассчитывает баланс предприятия;

3.                 Учёт налогов;

4.                 Осуществление финансового контроля над деятельностью штатных бухгалтеров.

Штатное расписание – это перечень должностей постоянных сотрудников с указанием количества одноименных должностей (вакансий), должностных окладов.


Таблица 1.1 - Штатное расписание ООО «Стандарт»

Наименование

Численность

Оклад  (дол. США)

Генеральный директор

1

1100

Исполнительный директор

1

1000

Заместитель директора

по производству

1

800

Заместитель директора

по сбыту

1

800

Главный бухгалтер

1

900

Заместитель главного бухгалтера

1

500

Менеджер по сбыту

4

600/2400

Таможенный брокер

1

600

Секретарь

1

300

Инженер по снабжению и диспетчеризации

1

600

Итого:

13


Итого: непроизводственного персонала

27


Итого по штату комплекса

69


1.3 Анализ макро- и микросреды предприятия

1.3.1 PEST-анализ

PEST-анализ (иногда обозначают как STEP) - это маркетинговый инструмент, предназначенный для выявления политических (Political), экономических (Economic), социальных (Social) и технологических (Technological) аспектов внешней среды, которые влияют на бизнес компании.

Политика изучается, потому что она регулирует власть, которая в свою очередь определяет среду компании и получение ключевых ресурсов для её деятельности. Основная причина изучения экономики - это создание картины распределения ресурсов на уровне государства, которая является важнейшим условием деятельности предприятия. Не менее важные потребительские предпочтения определяются с помощью социального компонента PEST-анализа. Последним фактором является технологический компонент.

Анализ выполняется по схеме «фактор - предприятие». Результаты анализа оформляются в виде матрицы, подлежащим которой являются факторы макросреды, сказуемым - сила их влияния, оцениваемая в баллах, рангах и других единицах измерения. Результаты PEST-анализа позволяют оценить внешнюю экономическую ситуацию, складывающуюся в сфере производства и коммерческой деятельности.

Политика как фактор PEST-анализа

Политика регулирует власть, которая, в свою очередь, определяет среду компании и получение ключевых ресурсов для её деятельности. Поэтому первой компонентой PEST -анализа является политическая компонента.

Экономика как фактор PEST-анализа

Следующей компонентой анализа является экономика. Основная причина изучения экономики - это создание картины распределения ресурсов на уровне государства, которая является важнейшим условием деятельности предприятия.

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.