Выбор направления стратегического развития предприятия
Следовательно: ООО
«Стандарт» - это предприятие со стабильным ассортиментом выпускаемой продукции,
которое существует уже долгий период времени, что свидетельствует о финансовой
устойчивости предприятия, но явным недостатком является отсутствие новых
рабочих мест и недостаточное использование производственных мощностей уже
имеющегося высококачественного оборудования, что есть результатом недостаточной
маркетинговой деятельность (отсутствие отдела маркетинга на предприятии и
низкая эффективность применяемой модели сбыта), что является серьезной помехой
на пути к реализации стратегии предприятия.
2.1.2 SWOT-анализ
SWOT -
метод анализа в стратегическом планировании, заключающийся в
разделении факторов и явлений на четыре категории: strengths (сильные
стороны), weaknesses (слабые стороны), opportunities
(возможности) и threats (угрозы).
Это может быть
представлено визуально в виде таблицы:
|
Положительное влияние
|
Отрицательное влияние
|
Внутренняя среда
|
Strengths (сильные стороны)
|
Weaknesses (слабые стороны)
|
Внешняя среда
|
Opportunities (возможности)
|
Threats (угрозы)
|
Таблица 2.2 - Сильные и
слабые стороны организации, рыночные угрозы и возможности
Сильные стороны компании
|
Возможности компании во внешней среде
|
·
14 лет на рынке;
·
·
Высокое качество изготавливаемого продукта;
·
·
Высокая степень соблюдения договорных
обязательств;
·
·
Позитивный имидж компании в общественной жизни
(участие в выставках, благотворительная деятельность);
|
·
Увеличение рентабельности;
Получение ценовых конкурентных
преимуществ;
·
Расширение производственной линии;
·
Выход на новые рынки (например на рынки
стран СНГ).
|
Слабые стороны компании
|
Угрозы внешней среды для компании
|
·
Компании не удается проникнуть на рынки стран СГН;
·
Небольшой офис;
·
Недостаточно высокая прибыль.
|
·
Появление новых конкурентов;
·
Увеличение цены на материалы;
·
Снижение репутации;
|
Предварительно
рассмотрев сильные и слабые стороны организации, можно составить матрицу SWOT
для ООО «Стандарт» (Таблица2.3 - Матрица SWOT-анализа).
С её помощью
формируются 4 группы парных стратегий:
1. SO («силы –
возможности») – стратегии, строящиеся на сильных сторонах организации с целью
извлечения преимуществ из новых возможностей, появляющихся во внешнем окружении
организации.
2. ST («силы – угрозы»)
– стратегии, строящиеся на сильных сторонах организации с целью противостояния
угрозам, появляющимся в её внешнем окружении.
3. WO («слабости –
возможности») – стратегии, связанные с попытками минимизировать слабые стороны
организации с целью извлечения преимуществ из внешних возможностей.
4. WT («слабости –
угрозы») – стратегии, связанные с попытками минимизировать как слабые стороны
организации, так и угрозы, появляющиеся в ее внешнем окружении.
Таблица 2.3 - Матрица SWOT-анализа
|
Возможности
1.
Расширение производственной линии.
2.
Выход на рынки стран СНГ.
|
Угрозы
Появление новых конкурентов
|
Сильные стороны
1.
Высокое качество изготавливаемой продукции.
|
SO-
гибкая ценовая политика, активная роль маркетинга.
|
ST-
гибкаяценовая политика, активная роль маркетинга, репутация.
|
Слабые стороны
1.
Небольшой офис.
2.
Недостаточно высокая прибыль.
|
WO-
расширение производственной линии, вертикальная интеграция, выход на новые
рынки.
|
WT-закупка
нового оборудования, помещений.
|
В SWOT-анализе
необходимо не только выявить угрозы и возможности, но и попытаться оценить их с
точки зрения того, сколь важным для фирмы является учет в стратегии своего
поведения каждой из выявленных угроз и возможностей. Для такой оценки
применяется метод позиционирования каждой конкретной возможности на матрице
возможностей.
Таблица 2.4 - Матрица
возможностей ООО «Стандарт»
|
Высокая вероятность
|
Средняя вероятность
|
Низкая вероятность
|
Сильное влияние
|
Выход на новые рынки
|
Увеличение рентабельности
|
Расширение производственной линии
|
Умеренное влияние
|
Контроль над затратами
|
|
|
Слабое влияние
|
|
|
|
Похожая матрица
составляется для оценки угроз.
Таблица 2.5 - Матрица
угроз
|
Высокая вероятность
|
Средняя вероятность
|
Низкая вероятность
|
Сильное влияние
|
Появление новых конкурентов
|
|
Банкротство
|
Умеренное влияние
|
|
Снижение репутации
|
|
Слабое влияние
|
|
Увеличение цены на материалы
|
|
Таким образом,
используя анализ, позволяющий рассмотреть сильные и слабые стороны предприятия,
рыночные возможности и угрозы, дающий возможность систематизировать полученные
данные, можно сделать вывод, что ООО «Стандарт» необходимо пересмотреть роль
маркетинга, а именно, сформировать отдел маркетинга, который будет заниматься
рекламной кампанией, разрабатывать систему мотивирования сотрудников, а также
реализовывать маркетинговую концепцию предприятия: участие в выставках,
директ-маркетинг и др. Также предприятию необходимо пересмотреть свою ценовую
политику и сделать ее максимально гибкой, пересмотреть ассортимент и пытаться
минимизировать издержки.
2.1.3 БКГ матрица
Матрица БКГ (англ.
Boston Consulting Group, BCG) - инструмент для стратегического анализа и
планирования в маркетинге. Создана основателем Бостонской консалтинговой группы
Брюсом Д. Хендерсеном для анализа актуальности продуктов компании, исходя из их
положения на рынке относительно роста рынка данной продукции и занимаемой
выбранной для анализа компанией доли на рынке. Данный инструмент теоретически
обоснован. В его основу заложены две концепции: жизненного цикла товара
(вертикальная ось) и эффекта масштаба производства или кривой обучения
(горизонтальная ось). Для наглядности и удобства проведения вычислительных
операций я составил таблицу, основываясь на предварительно собранных данных
деятельности предприятий.
Таблица 2.6 - Экономические
показатели ООО «Стандарт»
№
|
Наименование продукции
|
Объем,
(тыс. грн)
|
Емкость рынка, 2009
|
Реализовано конкурентом в 2009
|
Доля рынка
|
2008
|
2009
|
«Стандарт»
|
«Астарта-Киев»
|
1
|
Фарш
|
1700
|
950
|
3000
|
1510
|
31,7
|
50,3
|
2
|
Битки
|
700
|
800
|
2300
|
1200
|
34,8
|
52,2
|
3
|
Гуляш
|
500
|
300
|
900
|
200
|
33,3
|
22,2
|
4
|
Стейки
|
120
|
150
|
500
|
300
|
30,0
|
60,0
|
5
|
Мука
|
300
|
350
|
970
|
270
|
36,1
|
27,8
|
6
|
Шницель
|
100
|
100
|
290
|
80
|
34,5
|
27,6
|
|
|
Сумма
|
2650
|
|
|
|
|
Для составления матрицы
нахожу необходимые значения.
Таблица 2.7 – Индексы
для построения Матрицы БКГ ООО «Стандарт»
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
Среднее
|
І трр
|
0,56
|
1,14
|
0,60
|
1,25
|
1,17
|
1,00
|
0,95
|
І одр
|
1,59
|
1,50
|
0,67
|
2,00
|
0,77
|
0,80
|
1,22
|
ДП
|
35,85
|
30,19
|
11,32
|
5,66
|
13,21
|
3,77
|
|
|
Где:
Iтрр-
индекс темпов роста;
Iодр-
индекс относительной доли рынка;
ДП- доля продукта в
общей реализации.
Составляем матрицу БКГ
(рис. 2.1):
Рисунок 2.1 - Матрица
БКГ ООО «Стандарт».
Анализируя состояние рынка
организации можно сказать, что в общем состояние хорошее, т.к. предприятие
имеет товар (Фарш №1) устоявшийся на рынке, продажи которого не требуют
дополнительных затрат на мероприятия по продвижению. Также имеются продукты
(Битки №2 и Стейки №4), которые пользуются большим спросом, и их рынок растем с
большими темпами, стимулирование продаж которого ООО «Стандарт» может себе
позволить за счет устоявшегося товара. Немаловажным является и то, что
ассортиментная политика не статична, предприятие разрабатывает новую продукцию,
которую предстаит испытать рынку, например товар №5 (Мука) дает уже довольно
весомый положительны эффект (350 тыс. грн/год). Что касается аутсайдеров - на данный
момент остро поднят вопрос об избавлении от стейков, т.к. объемы продаж
относительно 2008 года снизились почти в 2 раза.
Теперь о состоянии
товаров по квадрантам:
- товары №2 и №4
относятся к так называемым «Звездам», для них характерно:
высокий рост объёма продаж и высокая доля рынка. Долю рынка необходимо
сохранять и увеличивать. «Звезды» приносят очень большую прибыль. Но, несмотря
на привлекательность данного товара, его чистый денежный доход достаточно
низок, так как требует существенных инвестиций для обеспечения высокого темпа
роста.
- товар №1 относится к
квадранту «Дойные коровы» («Денежные мешки»). Высокая доля на рынке, но низкий
темп роста объёма продаж. «Дойных коров» необходимо беречь и максимально
контролировать. Их привлекательность объясняется тем, что они не требуют
дополнительных инвестиций и сами при этом обеспечивают хороший денежный доход.
Средства от продаж можно направлять на развитие «Диких кошек» и на поддержку
«Звезд».
- товар №3- «Собаки»
(«Хромые утки», «Мертвый груз»). Темп роста низкий, часть рынка низкая, продукт
низкого уровня рентабельности и требует большого внимания со стороны
управляющего. От «собак» нужно избавляться.
- товары №5 и №6 в
секторе под названием «Трудные дети» («Дикие кошки», «Темные лошадки», «Знаки
вопроса»). Низкая доля рынка, но высокие темпы роста. «Трудных детей»
необходимо изучать. В перспективе они могут стать как звездами, так и собаками.
2.1.4 Балльный метод
оценки конкурентоспособности потенциала предприятия
Для оценки
конкурентоспособности потенциала ООО «Стандарт» мне понадобятся такие технико-экономические
показатели, предварительно собранные по наиболее влиятельным конкурентам
(показатели взяты за 2009 год).
Таблица 2.8 -
Технико-экономические показатели ООО «Стандарт»
Показатель
|
Предприятие
|
ООО «Астарта-Киев»
|
ООО «Стандарт»
|
Свирень, ЧП
|
Выручка от реализации (тыс. грн)
|
3560
|
2650
|
1214
|
Операционная прибыль (тыс. грн)
|
1020
|
900
|
364,2
|
Чистая прибыль (тыс. грн)
|
747,6
|
556,5
|
254,9
|
Среднеспис. Численность (чел.)
|
83
|
69
|
27
|
Числ. пост.раб (чел.)
|
75
|
65
|
25
|
Собственный капитал (тыс. грн)
|
570
|
420
|
150
|
Товарные запасы (тыс. грн)
|
320
|
400
|
150
|
Стоимость активов (тыс. грн)
|
1600
|
1150
|
500
|
Темп роста выручки
|
0,93
|
1,04
|
1,25
|
Страницы: 1, 2, 3, 4
|