скачать рефераты

МЕНЮ


Гражданство в международном праве

вынужденного переселенца. Данная категория отражает индивидуальные

особенности человека и реальное положение его в системе многообразных

общественных отношений».

Права и свободы, составляя основу правового статуса личности, не могут

быть реализованы без других его компонентов: без корреспондирующих правам

юридических обязанностей, без юридической ответственности в необходимых

случаях, без правовых гарантий, без правоспособности и дееспособности как

определяющих черт волевого и осознанного поведения человека.

Категория правового статуса позволяет увидеть права, свободы, обязанности

личности в целостном, системном виде, дает возможность проводить сравнение

статусов, открывает пути дальнейшего их совершенствования.

Правовой статус личности — это правовое положение человека, отражающее

его фактическое состояние во взаимоотношениях с обществом и государством.

«Международный правовой статус личности включает в себя помимо

внутригосударственных права, свободы, обязанности и гарантии, выработанные

международным сообществом и закрепленные в международно-правовых

документах. Защита его предусмотрена как внутренним законодательством, так

и международным правом. Например, в ст. 15 Конституции РФ предусмотрена

возможность применения правил, установленных нормами международного права и

международными договорами. А в рамках СНГ действует Комиссия по правам

человека, которая согласно Положению о ней от 24 сентября 1993г.

компетентна рассматривать как письменные запросы государств по вопросам

нарушения прав человека, так и индивидуальные и коллективные обращения

любых лиц, исчерпавших все доступные внутригосударственные средства

правовой защиты».*

Гражданство выступает здесь как структурный элемент правового статуса

личности, который раскрывает основное содержание связи человека и

государства, взаимоотношений с государством и обществом. Само по себе

понятие «гражданство» возникло еще в эпоху средневековья, когда в

результате разделения труда возникают города, а в них

*Теория государства и права учебн. Под ред.В.М.Корельского,- М., 1998 г.

зарождается общественно-политический строй со своим институтом городского

гражданства. Прошло не мало времени, пока в конце 18- начале 19 столетия

гражданство стало предметом правового регулирования, только тогда начал

формироваться институт гражданства, который отвечает современной

раельности. Международное право довольно детально регламентирует вопросы,

связанные с гражданством, однако мировому сообществу предстоит решить еще

не мало проблем, для того чтобы привести международную практику в

соответствие с действительностью.

На мой взгляд основной проблемой для международного регулирования

вопросов гражданства является то, что далеко не все государства мира

учавствуют в Международных договорах связанных с гражданством , а те,

которые и учавствуют далеко не всегда придерживаются их правилам, а как

известно, Pacta sunt servanda (договоры нужно соблюдать).

1. М.А.Баймуратов «Международное публичное право» Х. «Одиссей» 2003г.

2. Европейская конвенция о гражданстве Страсбург, 6 октября 1997г.

3. Закон Украины «О гражданстве Украины» ВВРУ 2001г. №13 ст. 65

4. Закон Украины «О правовом статусе иностранцев» от 4февраля 1994 г.

ВВРУ 1994 г. № 23 ст. 161

5. Конвенция о сокращении безгражданства от 30 августа 1961 г. ООН

6. Конституционное право Украины учебн. Под ред. В.Ф.Погорилка. Киев

1999 г.

7. Лазарев Л.В Иностранные граждане (правовое положение).-М., 1992 г.

Юридический словарь под ред. Н.Д.Казанцева-М., 1953 г.

8. Л.Д.Тимченко Международное право учебник – Х., 1999 г.

9. Международный пакт о гражданских и политических правах принят 16

декабря 1966 года Генеральной Ассамблеей ООН.

10. Конвенция о гражданстве замужней женщины от 20 февраля 1957 г.

Конституция Украины принята 28 июня 1996 г.

11. Конвенция о статусе беженцев принята 28 июля 1951 г. в

соответствии с Резолюцией 428 (5) Генеральной Ассамблеи ООН (995-

277) от 14 декабря 1950 г.

Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г.

12. Декларация ООН «О территориальном убежище», принята на основе

резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 2312 (22) 14 декабря 1967

года.

13. Конвенция, регулирующая вопросы, связанные с коллизией законов о

гражданстве от 12 апреля 1930 г.

Приложение:

Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г.

1. Европейская конвенция о гражданстве Страсбург, 6 октября 1997г.

(пояснительный доклад к Европейской конвенции о гражданстве;

Комментарий к статьям Конвенции).

2. Конвенция, регулирующая вопросы, связанные с коллизией законов о

гражданстве от 12 апреля 1930 г.

3. Конвенция о гражданстве замужней женщины от 20 февраля 1957 г.

4. Конвенция о сокращении безгражданства от 30 августа 1961 г. ООН

5. Конвенция о статусе беженцев принята 28 июля 1951 г. в

соответствии с Резолюцией 428 (5) Генеральной Ассамблеи ООН (995-

277) от 14 декабря 1950 г.

6. Декларация ООН «О территориальном убежище», принята на основе

резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 2312 (22) 14 декабря 1967

года.

1

Европейская конвенция о гражданстве

Преамбула

Государства-члены Совета Европы и другие государства,

подписавшие настоящую Конвенцию,

считая, что цель Совета Европы заключается в достижении

большего единства между его членами;

принимая во внимание многочисленные международные документы,

касающиеся гражданства, множественного гражданства и

безгражданства;

признавая, что в вопросах, касающихся гражданства, следует

учитывать законные интересы как государств, так и отдельных лиц;

желая содействовать прогрессивному развитию правовых

принципов, касающихся гражданства, а также их закреплению во

внутреннем законодательстве и желая максимально сократить число

случаев безгражданства;

желая исключить дискриминацию в вопросах, касающихся

гражданства;

сознавая право на уважение семейной жизни, закрепленное в

статье 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод

( 995_004 );

отмечая различные подходы государств к вопросу о

множественном гражданстве и признавая, что каждое государство

вправе решать в рамках своего внутреннего законодательства, какими

будут последствия того, что его гражданин приобретает или имеет

другое гражданство;

признавая, что желательно найти надлежащие пути преодоления

последствий множественного гражданства, в частности в том, что

касается прав и обязанностей лиц с множественным гражданством;

учитывая желательность того, чтобы лица, имеющие гражданство

двух или более государств-участников, выполняли свою воинскую

обязанность только в одном из этих участников;

учитывая необходимость содействия международному

сотрудничеству между национальными органами, отвечающими за

вопросы гражданства,

согласились о нижеследующем:

Глава I. Общие вопросы

Статья 1

Предмет Конвенции

Настоящая Конвенция устанавливает принципы и правила,

касающиеся гражданства физических лиц, и правила, регулирующие

воинскую обязанность в случаях множественного гражданства, которым

должно соответствовать внутреннее законодательство

государств-участников.

Статья 2

Определения

Для целей настоящей Конвенции:

a) "гражданство" означает правовую связь между отдельным

лицом и государством без указания этнического происхождения этого

лица;

b) "множественное гражданство" означает наличие у одного и

того же лица одновременно гражданства двух или более государств;

c) "ребенок" означает любое лицо моложе 18 лет, если только

в соответствии с законодательством, применимым к детям,

совершеннолетие не наступает раньше;

d) "внутреннее законодательство" означает все виды положений

национальной правовой системы, включая конституцию, законы,

постановления, указы, прецедентное право, обычные нормы и

практику, а также нормы, вытекающие из обязательных международных

документов.

Глава II. Общие принципы, касающиеся гражданства

Статья 3

Компетенция государства

1. Каждое государство определяет в соответствии со своим

законодательством, кто является его гражданами.

2. Это законодательство признается другими государствами,

если оно соответствует применимым международным конвенциям,

международному обычному праву и общепризнанным правовым принципам

в отношении гражданства.

Статья 4

Принципы

Правила каждого государства-участника, регулирующие

гражданство, основываются на следующих принципах:

a) каждый человек имеет право на гражданство;

b) следует избегать безгражданства;

c) никто не может быть произвольно лишен своего гражданства;

d) ни вступление в брак, ни расторжение брака между

гражданином государства-участника и иностранцем, ни изменение

гражданства одним из супругов во время пребывания в браке не

влекут за собой автоматически последствий для гражданства другого

супруга.

Статья 5

Недискриминация

1. Правила государства-участника, регулирующие гражданство,

не должны проводить различий, которые равносильны дискриминации по

признаку пола, религии, расы, цвета кожи или национального или

этнического происхождения.

2. Каждое государство-участник руководствуется принципом

недискриминации между своими гражданами, будь то граждане по

рождению или лица, приобретшие свое гражданство в последующий

период.

Глава III. Правила, касающиеся гражданства

Статья 6

Приобретение гражданства

1. Каждое государство-участник предусматривает в своем

внутреннем законодательстве возможность приобретения его

гражданства ex lege следующими лицами:

a) детьми, один из родителей которых в момент рождения этих

детей имеет гражданство этого государства-участника, с учетом

любых изъятий, которые могут предусматриваться его внутренним

законодательством в отношении детей, родившихся за границей. В

отношении детей, родительские права на которых установлены на

основе признания, распоряжения суда или аналогичных процедур,

каждое государство-участник может предусмотреть, чтобы ребенок

приобретал его гражданство в соответствии с процедурой, которая

определена его внутренним законодательством;

b) детьми, найденными на его территории, оба родителя которых

неизвестны и которые в противном случае были бы лицами без

гражданства.

2. Каждое государство-участник предусматривает в своем

внутреннем законодательстве возможность приобретения его

гражданства детьми, родившимися на его территории, которые не

приобретают при рождении другого гражданства. Такое гражданство

предоставляется:

a) по рождению ex lege; или

b) в последующий период детям, которые остались без

гражданства, по представлении в надлежащие органы соответствующим

ребенком или от его имени заявления в порядке, предписанном

внутренним законодательством этого государства-участника. Такое

заявление можно подавать при условии постоянного проживания на

законном основании на его территории в течение периода, не

превышающего пяти лет непосредственно перед подачей заявления.

3. Каждое государство-участник предусматривает в своем

внутреннем законодательстве возможность приобретения гражданства

лицами, на законном основании постоянно проживающими на его

территории. При определении условий приобретения гражданства оно

не должно предусматривать период проживания, превышающий десять

лет перед подачей заявления.

4. Каждое государство-участник предусматривает в своем

внутреннем законодательстве возможности, облегчающие приобретение

его гражданства следующими лицами:

a) супругами его граждан;

b) детьми одного из его граждан, подпадающими под изъятие,

предусмотренное в подпункте "a" пункта 1 статьи 6;

c) детьми, один из родителей которых приобретает или приобрел

его гражданство;

d) детьми, усыновленными одним из его граждан;

e) лицами, которые родились на его территории и на законном

основании постоянно проживают на ней;

f) лицами, которые на законном основании постоянно проживают

на его территории в течение определенного периода времени,

начавшегося до достижения ими возраста 18 лет, причем этот период

устанавливается внутренним законодательством соответствующего

государства-участника;

g) лицами без гражданства и признанными беженцами, на

законном основании постоянно проживающими на его территории.

Статья 7

Утрата гражданства ex lege или по инициативе

государства-участника

1. Государство-участник не может предусматривать в своем

внутреннем законодательстве утрату его гражданства ex lege или по

инициативе государства-участника, за исключением следующих

случаев:

a) добровольное приобретение другого гражданства;

b) приобретение гражданства государства-участника путем

мошенничества, предоставления ложной информации или сокрытия

любого относящегося к делу факта, касающегося заявителя;

c) добровольная служба в иностранных вооруженных силах;

d) поведение, причиняющее серьезный ущерб жизненно важным

интересам государства-участника;

e) отсутствие подлинной связи между государством-участником и

гражданином, постоянно проживающим за границей;

f) если в период несовершеннолетия ребенка устанавливается,

что предусмотренные внутренним законодательством условия, которые

позволили приобрести гражданство государства-участника ex lege,

более не выполняются;

g) усыновление ребенка, если ребенок приобретает или имеет

иностранное гражданство одного или обоих усыновляющих его

родителей.

2. Государство-участник может предусмотреть утрату его

гражданства детьми, родители которых лишаются этого гражданства,

за исключением случаев, предусмотренных подпунктами "c" и "d"

пункта 1. Однако дети не утрачивают это гражданство, если его

сохраняет один из их родителей.

3. Государство-участник не может предусматривать в своем

внутреннем законодательстве утрату его гражданства согласно

пунктам 1 и 2 настоящей статьи, если соответствующее лицо в

результате этого становится лицом без гражданства, за исключением

случаев, упомянутых в подпункте "b" пункта 1 настоящей статьи.

Статья 8

Утрата гражданства по инициативе лица

1. Каждое государство-участник разрешает отказ от его

гражданства при условии, что соответствующие лица не становятся в

результате этого лицами без гражданства.

2. Однако государство-участник может предусмотреть в своем

внутреннем законодательстве, что отказываться от гражданства могут

только граждане, обычно проживающие за границей.

Статья 9

Восстановление гражданства

Каждое государство-участник, в случаях и на условиях,

предусмотренных его внутренним законодательством, способствует

восстановлению его гражданства бывшими гражданами, на законном

основании постоянно проживающими на его территории.

Глава IV. Процедуры, касающиеся гражданства

Статья 10

Рассмотрение заявлений

Каждое государство-участник обеспечивает рассмотрение

заявлений, касающихся приобретения, сохранения, утраты,

восстановления или легализации его гражданства, в разумные сроки.

Статья 11

Решения

Каждое государство-участник обеспечивает, чтобы решения,

касающиеся приобретения, сохранения, утраты, восстановления или

легализации его гражданства, содержали письменное изложение

оснований.

Статья 12

Право на обжалование

Каждое государство-участник обеспечивает, чтобы решения,

касающиеся приобретения, сохранения, утраты, восстановления или

легализации его гражданства, были открыты для административного

или судебного обжалования в соответствии с его внутренним

законодательством.

Статья 13

Сборы

1. Каждое государство-участник обеспечивает, чтобы сборы за

приобретение, сохранение, утрату, восстановление или легализацию

его гражданства были разумными.

2. Каждое государство-участник обеспечивает, чтобы сборы за

административное или судебное обжалование не становились

препятствием для заявителей.

Глава V. Множественное гражданство

Статья 14

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.