скачать рефераты

МЕНЮ


Право граждан на свободу собраний и ассоциаций: российское законодательство и евростандарты

должны предписываться законом и должны быть необходимыми для защиты

общественных интересов в демократическом обществе.

Кроме того, охват статьи 22 ограничивается статьей 5. Иначе говоря,

право на свободу ассоциации не может толковаться как включающее какую-либо

деятельность, которая посягает на какие-либо другие права, изложенные в

Пакте. В отношении права на свободу собраний большое значение имеет

соблюдение права на свободу ассоциации, поскольку возможность создавать и

вступать в политические организации является одним из важнейших средств, с

помощью которого народ может участвовать в демократическом процессе.

В соответствии с Конвенцией (N 87) «…Трудящиеся и предприниматели без

какого бы то ни было различия имеют право создавать по своему выбору

организации без предварительного на то разрешения, а также право вступать в

такие организации на единственном условии подчинения уставам этих

последних.»[9]

Конвенция не предусматривает какое – либо различие между ассоциацией и

некоммерческой организацией.[10]

Потребность объединяться, вести дело сообща, постоянный обмен мнениями,

взаимопомощь – в самой природе человека как существа общественного ,

социального, не могущего существовать и трудиться в одиночестве. Притом,

как свидетельствует история развития цивилизации, потребность людей

объединяться для совместной какой-либо деятельности растёт, а это

выражается в создании всё большего числа объединений и их разнообразии.

Например, во всём мире наблюдается рост числа политических партий,

спортивных объединений, объединений по профессии, особенно новых,

объединений по охране окружающей среды и т.п.

Право на объединения имеют как российские граждане, так и лица без

гражданства, исключением являются политические партии, права на создание и

участие в которых имеют только граждане Российской Федерации. Принятие или

вступление гражданина в общественную организацию осуществляется на

добровольных началах в соответствии с условиями, записанными в ее уставе.

Ни кто не может быть принужден ко вступлению в какие-либо общественные

организации, а так же пребывания в них. Право на общественные объединения

предоставляет гражданину широкий спектр реализации своих интересов

непосредственно или вместе с общественной организацией. Конституция

Российской Федерации гарантирует свободу деятельности общественных

объединений. Это означает, что общественные объединения создаются без

предварительного разрешения государственных органов.

Право на объединение - одно из самых всеобъемлющих политических прав

граждан, затрагивающее основные аспекты политической жизни граждан. Его

цель состоит в том, чтобы обеспечить возможность участия каждого в

политической и общественной жизни, а так же юридически установить создание

разного рода общественных объединений.

В статье 5 Закона "Об общественных объединениях" от 14 апреля 1995г. ,

принятом Государственной Думой формулируется понятие общественного

объединения:

"Это добровольное, некоммерческое формирование, созданное по инициативе

граждан, объединившихся на основе общности интересов и для реализации общих

целей, указанных в уставе общественного объединения".

Рассмотрим теперь механизм создания, организации и деятельности

общественного объединения, но для начала рассмотрим их виды. Закон

предусматривает 5 различных форм организационно правовой формы их

функционирования.

Общественная организация - совместная деятельность для защиты общих

интересов и уставных целей объединившихся граждан.

Общественное движение - массовое общественное объединение,

преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели,

поддерживаемые его участниками.

Общественный некоммерческий фонд - формирование имущества на основе

добровольных взносов, и иных не запрещенных законом поступлений и

использование его на общественно-полезные цели.

Общественное учреждение - оказание конкретного вида услуг, отвечающих

интересам участников.

Орган общественной самодеятельности - его целью является совместное

решение социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства,

работы или учебы.

Общественные объединения также различаются по территориальной сфере

деятельности. В частности они могут быть:

Общероссийскими, Региональными, Межрегиональными и Местными. В

частности общероссийским считается объединение, сфера действия которого

распространяется на территории более половины субъектов Федерации и имеет

там свои структурные подразделения. Межрегиональное - на территории менее

половины субъектов Федерации. Региональное действует на территории одного

субъекта Российской Федерации, местное же осуществляет свою деятельность в

пределах органов местного самоуправления.

Общественная организация

Общественной организацией является основанное на членстве общественное

объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих

интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.[11]

Членами общественной организации в соответствии с ее уставом могут быть

физические лица и юридические лица - общественные объединения, если иное не

установлено настоящим Федеральным законом и законами об отдельных видах

общественных объединений.

Высшим руководящим органом общественной организации является съезд

(конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом

общественной организации является выборный коллегиальный орган, подотчетный

съезду (конференции) или общему собранию.

В случае государственной регистрации общественной организации ее

постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического

лица от имени общественной организации и исполняет ее обязанности в

соответствии с уставом.

Общественное движение

Общественным движением является состоящее из участников и не имеющее

членства массовое общественное объединение, преследующее социальные,

политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками

общественного движения.

Высшим руководящим органом общественного движения является съезд

(конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом

общественного движения является выборный коллегиальный орган, подотчетный

съезду (конференции) или общему собранию.

В случае государственной регистрации общественного движения его

постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического

лица от имени общественного движения и исполняет его обязанности в

соответствии с уставом.

Общественный фонд

Общественный фонд является одним из видов некоммерческих фондов и

представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель

которого заключается в формировании имущества на основе добровольных

взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного

имущества на общественно полезные цели. Учредители и управляющие имуществом

общественного фонда не вправе использовать указанное имущество в

собственных интересах.

Руководящий орган общественного фонда формируется его учредителями

и(или) участниками либо решением учредителей общественного фонда, принятым

в виде рекомендаций или персональных назначений, либо путем избрания

участниками на съезде (конференции) или общем собрании.

В случае государственной регистрации общественного фонда данный фонд

осуществляет свою деятельность в порядке, предусмотренном Гражданским

кодексом Российской Федерации.

Создание, деятельность, реорганизация и(или) ликвидация иных видов

фондов (частных, корпоративных, государственных, общественно-

государственных и других) могут регулироваться соответствующим законом о

фондах.

Общественное учреждение

Общественным учреждением является не имеющее членства общественное

объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг,

отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного

объединения.

Управление общественным учреждением и его имуществом осуществляется

лицами, назначенными учредителем (учредителями).

В соответствии с учредительными документами в общественном учреждении

может создаваться коллегиальный орган, избираемый участниками, не

являющимися учредителями данного учреждения и потребителями его услуг.

Указанный орган может определять содержание деятельности общественного

учреждения, иметь право совещательного голоса при учредителе (учредителях),

но не вправе распоряжаться имуществом общественного учреждения, если иное

не установлено учредителем (учредителями).

В случае государственной регистрации общественного учреждения данное

учреждение осуществляет свою деятельность в порядке, установленном

Гражданским кодексом Российской Федерации.

Орган общественной самодеятельности

Органом общественной самодеятельности является не имеющее членства

общественное объединение, целью которого является совместное решение

различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства,

работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей

неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных

целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту

его создания.

Орган общественной самодеятельности формируется по инициативе граждан,

заинтересованных в решении указанных проблем, и строит свою работу на

основе самоуправления в соответствии с уставом, принятым на собрании

учредителей. Орган общественной самодеятельности не имеет над собой

вышестоящих органов или организаций.

В случае государственной регистрации органа общественной

самодеятельности данный орган приобретает права и принимает на себя

обязанности юридического лица в соответствии с уставом.

Политические общественные объединения

Политическим общественным объединением является общественное

объединение, в уставе которого в числе основных целей должны быть

закреплены участие в политической жизни общества посредством влияния на

формирование политической воли граждан, участие в выборах в органы

государственной власти и органы местного самоуправления посредством

выдвижения кандидатов и организации их предвыборной агитации, участие в

организации и деятельности указанных органов.

Политическим общественным объединением не может быть признано:

- объединение, зарегистрированное в соответствии с законодательством

Российской Федерации в качестве профессионального союза, религиозной,

благотворительной организации, национально-культурной автономии, а также в

качестве общественного фонда, общественного учреждения, органа общественной

самодеятельности;

- объединение, устав которого допускает членство в нем или

принадлежность к нему в иной форме иностранных граждан, иностранных или

международных организаций;

- объединение, устав которого предусматривает членство в нем или

принадлежность к нему граждан только по профессиональному, национальному,

этническому, расовому или конфессиональному признаку (признакам);

- объединение, устав которого предусматривает членство в нем или

принадлежность к нему лиц, не имеющих права быть членами политических

общественных объединений или принадлежать к данным объединениям;

- объединение, преследующее цели извлечения прибыли посредством

осуществления предпринимательской деятельности и распределения полученной

прибыли (имущества, собственности) между своими членами и (или)

учредителями;

- объединение, созданное для реализации любительских и иных

неполитических интересов;

- объединение, неполитический характер которого специально оговорен в

федеральном законе.

Союзы (ассоциации) общественных объединений

Общественные объединения независимо от их организационно-правовой формы

вправе создавать союзы (ассоциации) общественных объединений на основе

учредительных договоров и(или) уставов, принятых союзами (ассоциациями),

образуя новые общественные объединения. Правоспособность союзов

(ассоциаций) общественных объединений как юридических лиц возникает с

момента их государственной регистрации.

Создание, деятельность, реорганизация и(или) ликвидация союзов

(ассоциаций) общественных объединений, в том числе с участием иностранных

некоммерческих неправительственных объединений, осуществляются в порядке,

предусмотренном настоящим Федеральным законом.

Благотворительная организация[12]

Благотворительной организацией является неправительственная

(негосударственная и немуниципальная) некоммерческая организация, созданная

для реализации предусмотренных настоящим Федеральным законом целей путем

осуществления благотворительной деятельности в интересах общества в целом

или отдельных категорий лиц.

При превышении доходов благотворительной организации над ее расходами

сумма превышения не подлежит распределению между ее учредителями (членами),

а направляется на реализацию целей, ради которых эта благотворительная

организация создана.

Благотворительные организации создаются в формах общественных

организаций (объединений), фондов, учреждений и в иных формах,

предусмотренных федеральными законами для благотворительных организаций.

Благотворительная организация может создаваться в форме учреждения,

если ее учредителем является благотворительная организация.

Объединения (ассоциации и союзы) благотворительных организаций[13]

Благотворительные организации могут объединяться в ассоциации и союзы,

создаваемые на договорной основе, для расширения своих возможностей в

реализации уставных целей.

Объединение (ассоциация, союз) благотворительных организаций является

некоммерческой организацией.

Члены объединения (ассоциации, союза) благотворительных организаций

сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица.

Объединение (ассоциация, союз) благотворительных организаций не

отвечает по обязательствам своих членов. Члены объединения (ассоциации,

союза) благотворительных организаций несут субсидиарную ответственность по

его обязательствам в размере и в порядке, предусмотренных учредительными

документами объединения (ассоциации, союза) благотворительных организаций.

Молодежные и детские объединения[14]

Органы государственной власти области при разработке мер

государственной поддержки молодежных и детских объединений учитывают их

предложения. Молодежные и детские объединения имеют право:

готовить доклады Правительству области о положении детей и молодежи,

участвовать в обсуждении докладов органов государственной власти области по

указанным вопросам, а также вносить предложения по реализации

государственной молодежной политики;

вносить предложения субъектам права законодательной инициативы по

изменению и совершенствованию законодательства области, затрагивающего

права и законные интересы детей и молодежи;

участвовать в подготовке и обсуждении проектов областных программ в

сфере молодежной политики.

Представители молодежных и детских объединений, их координационных

советов имеют право участвовать в заседаниях органов государственной власти

области при принятии решений по вопросам, затрагивающим интересы детей и

молодежи.

Молодежные и детские объединения могут получать в порядке,

установленном действующим законодательством, государственный (областной)

заказ на создание социальных служб, информационных, инновационных центров и

центров досуга для детей и молодежи, на разработку и реализацию проектов

(программ) по организации социальной работы, дополнительного образования,

деятельности в сфере культуры, здравоохранения, экологии, деятельности по

предупреждению беспризорности и правонарушений среди детей и молодежи, а

также на научные исследования и осуществление иных видов деятельности,

являющихся приоритетными при реализации государственной молодежной

политики.

Государственный (областной) заказ выполняется на договорной основе в

соответствии с действующим законодательством.

Федеральные органы исполнительной власти при разработке мер

государственной поддержки молодежных и детских объединений учитывают их

предложения. Молодежные и детские объединения имеют право:

готовить доклады Президенту Российской Федерации и Правительству

Российской Федерации о положении детей и молодежи, участвовать в обсуждении

докладов федеральных органов исполнительной власти по указанным вопросам, а

также вносить предложения по реализации государственной молодежной

политики;

вносить предложения субъектам права законодательной инициативы по

изменению федеральных законов и иных нормативных правовых актов,

затрагивающих интересы детей и молодежи;

участвовать в подготовке и обсуждении проектов федеральных программ в

области государственной молодежной политики.

Представители молодежных и детских объединений, их координационных

советов имеют право участвовать в заседаниях федеральных органов

исполнительной власти при принятии решений по вопросам, затрагивающим

интересы детей и молодежи.

Профессиональных союз [15]

Профсоюз - добровольное общественное объединение граждан, связанных

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.