скачать рефераты

МЕНЮ


Право граждан на свободу собраний и ассоциаций: российское законодательство и евростандарты

общими производственными, профессиональными интересами по роду их

деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-

трудовых прав и интересов.

Каждый, достигший возраста 14 лет и осуществляющий трудовую

(профессиональную) деятельность, имеет право по своему выбору

создавать профсоюзы для защиты своих интересов, вступать в них,

заниматься профсоюзной деятельностью и выходить из профсоюзов.

Граждане Российской Федерации, проживающие вне ее территории,

могут состоять в российских профсоюзах. Иностранные граждане и лица без

гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, могут

состоять в российских профсоюзах, за исключением случаев,

установленных федеральными законами или международными договорами

Российской Федерации. Профсоюзы имеют право создавать свои

объединения (ассоциации) по отраслевому, территориальному или

иному, учитывающему профессиональную специфику признаку - общероссийские

объединения (ассоциации) профсоюзов, межрегиональные объединения

(ассоциации) профсоюзов, территориальные объединения (ассоциации)

организаций профсоюзов. Профсоюзы, их объединения (ассоциации) имеют

право сотрудничать с профсоюзами других государств, вступать в

международные профсоюзные и другие объединения и организации, заключать с

ними договоры, соглашения.

Учредить любое общественное объединение могут граждане, достигшие

совершеннолетия. В членстве же молодежных и детских общественных

объединений могут состоять лица следующего возрастного критерия: 14 лет

(молодежные общественные объединения), 10 лет (детские общественные

объединения).

В соответствии с политическими целями, общественные объединения

оказывают большое влияние и им предоставлена свобода действий в

политической жизни общества. В частности за ними закреплено право

распространять информацию о своей деятельности, проводить демонстрации,

шествия и пикетирования (если таковые не противоречат Указам Президента "о

порядке организации митингов, шествий и пикетировании", а так же

законодательству об общественных объединениях). Им предоставлено право

направлять и вносить предложения в органы государственной власти,

участвовать в выработке решений органов государственной власти, право

защищать членов своих организаций в суде и иных органах местного

самоуправления и правоохранительных органах. В частности большое значение

имеет действие общественных объединений в предвыборной и выборной компании,

если такое им предоставлено, а именно они должны быть зарегистрированы и

иметь соответствующие указания в уставах об участии в выборах.

Также и для осуществления уставных задач объединения граждане вправе

проводить собрания, демонстрации и митинги, шествия и пикетирование, - как

выражение социальной и политической активности граждан - при условии, что

эти движения будут проводится мирно, без оружия (ст.31 Конституции РФ). Эти

мероприятия требуют санкционирование властей в отношении их проведения.

§2. Законодательное закрепление права на свободу собраний и

ассоциаций.

Статья 30 Конституции Российской Федерации применяет формулировку

"каждый гражданин Российской Федерации имеет право на объединение....." -

это значит, что только человек, являющийся гражданином Российской Федерации

и обладающий всеми его правами и обязанностями имеет право создавать

общественные объединения и организации для реализации своих общественных,

социальных и политических интересов. Конституция Российской Федерации и

Закон "Об общественных объединениях" статьи 2 и 225 КЗоТ Российской

Федерации закрепляют за гражданами право на общественные объединения,

общественные движения, партии, профсоюзов, предпринимательских объединений,

обществ и ассоциаций.

Статья 31 Конституции РФ 1993 года регламентирует проведение следующих

видов публичных мероприятий:

- собрания - совместного присутствия граждан в заранее определенном

месте и в заранее определенное время для коллективного обсуждения и решения

каких-либо вопросов;

- митинга - формы организованного выражения общественного мнения,

массовой поддержки резолюций, требований и других обращений граждан,

проводимой в заранее определенном месте и в заранее определенное время ;

- демонстрации - формы организованного выражения коллективного и

индивидуального мнения по любому вопросу общественной и государственной

жизни;

- шествия - формы демонстрации, проводимой путем передвижения граждан

по заранее определенному маршруту ;

- пикетирования - формы публичного выражения коллективного или

индивидуального мнения, осуществляемой без шествия и звукоусиления путем

размещения граждан у пикетируемого объекта и использования плакатов,

транспарантов и иных средств наглядной агитации.

Проведение публичных мероприятий регламентируется Указом Президента РФ

о порядке организации и проведения митингов, уличных шествий, демонстраций

и пикетирования от 25 мая 1992 года. При проведении данных мероприятий, их

участники обязаны соблюдать общественный порядок. Государство гарантирует

право на проведение публичных мероприятий. Государственные и должностные

лица и граждане не вправе препятствовать этим мероприятиям. Запрещение

возможно лишь только в строго определенных случаях

25 мая 1992г. принят Указ Президента РФ " О порядке организации и

проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования ". В нем

установлено, что впредь до урегулирования законом РФ порядка проведения

этих мероприятий следует исходить из положений Декларации прав и свобод

человека и гражданина , принятой Верховным Советом РФ, о праве граждан

собираться свободно и без оружия, проводить митинги и другие указанные

мероприятия при условии предварительного уведомления властей.

Осуществление этого права не должно нарушать свободы и права других лиц. Не

допускалось использование его для насильственного изменения

конституционного строя, разжигания расовой, национальной, религиозной

ненависти, для пропаганды насилия и войны.

Этот Указ определил, что до принятия соответствующего российского

закона упомянутый выше союзный указ на территории России применяется в

части, не противоречащей указанной Декларации.

Конституция СССР 1977г. и вслед за ней Конституция РСФСР 1978г. в

первоначальной редакции не устанавливали каких-либо ограничений на способы

реализации названной свободы. При формальном закреплении политических прав

граждан этого не требовалось. Никто и не помышлял о том, что граждане могут

реально воспользоваться этим правом. Если же и происходило нарушение

традиции, виновного ждала суровая кара. Когда же в условиях "перестройки"

манифестации, проводимые по инициативе граждан, приняли массовый характер,

исполкомы местных Советов Свердловска, Ленинграда, Москвы и других городов

и областей поспешили принять временные правила организации и проведения

собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, пытаясь восполнить

образовавшийся правовой вакуум. Поскольку подобные акты закрепили

разрешительный порядок реализации этой субъективной свободы, возникло

противоречие между нормой Конституции и положениями указанных актов.

Понятие «общественного объединения» закреплено в статье 5 Закона "Об

общественных объединениях" от 14 апреля 1995г., который также

предусматривает перечень возможных организационно – правовых форм

общественных объединений.

Закон РФ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных

организаций» от 28.06.95г. устанавливает понятие, права и обязанности

молодежных и детских общественных объединений.

Закон РФ «О профсоюзах, их правах и гарантиях деятельности» от

12.01.96г. также включает в себя понятие и пределы деятельности

профессиональных союзов.

Для создания и функционирования объединений определена к настоящему

времени необходимая правовая база, включающая конституционные положения в

текущее законодательство. В Конституции РФ две статьи непосредственно

относятся к данному вопросу : в статье 30 закреплено право граждан на

объединение, а в статье 13 определяется социальная основа объединения :

идеологическое и политическое многообразие , многопартийность, равенство

объединений перед законом.

Законодательством РФ введены некоторые ограничения.

В случае введения чрезвычайного положения по основаниям,

указанным в законодательстве, дополнительно могут вводиться следующие

меры:

приостановление, после соответствующего предупреждения,

деятельности политических партий, общественных организаций и массовых

движений, препятствующих нормализации обстановки;

Конституция также устанавливает нормы об условиях образований

общественных объединений и предъявляемых к ним требованиям.

В части первой статьи 13 запрещается создание и деятельность

объединений, цели и действия которых направлены на насильственное свержение

основ конституционного строя, нарушение целостности Российской Федерации,

подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований,

разжигание национальной и религиозной розни.

Федеральный закон Российской Федерации "Об общественных объединениях"

устанавливает, что отказ в регистрации общественного объединения по мотивам

нецелесообразности не допускается. Отказ о регистрации дается в письменной

форме и может быть обжалован в суде и не является препятствием для

повторной сдачи документов, при условии устранения оснований, вызвавших

отказ.

Законодательством устанавливается также ограничение права на

объединение для судей, работников правоохранительных органов и

военнослужащих. Согласно Закону РФ от 26 июня 1992г. "О статусе судей в

Российской Федерации", судьи не принадлежат к политическим партиям и

движениям. В Законе "О прокуратуре Российской Федерации" (ст.4),

предусматривается, что в органах прокуратуры не допускается создание и

деятельность политических партий и организаций. Такая деятельность не

допустима и в органах МВД[16]. В соответствии с Законом Российской

Федерации "Об обороне" в вооруженных силах Российской Федерации не

допускается деятельность общественных и иных организаций и объединений,

преследующих политические цели. Военнослужащие могут состоять в

общественных объединениях, которые не преследуют политические цели, имеют

право участвовать в их деятельности не находясь при исполнении обязанностей

военной службы.[17]

§3. Защита и гарантии права на свободу собраний и ассоциаций

Эффективная защита прав и свобод граждан в сферах деятельности

исполнительной власти, учитывая многообразие правовых отношений субъектов,

требует четкого правового закрепления не только прав граждан, но и

корреспондирующих этих правом обязанностей соответствующих государственных

органов.

Анализ законодательства РФ показывает, что пробелы в нем достаточно

обширны. Специалисты указывают на три основные направления нормативного

регулирования защиты прав и свобод граждан в сфере исполнительной власти:

- законодательное закрепление обязанностей органов исполнительной власти

по отношению к гражданам;

- использование эффективных способов контроля и надзора за работой

должностных лиц;

- установление ответственности государственных служащих и органов

государства за нарушение прав и свобод человека.

На первом месте находится вопрос о гарантиях прав граждан при защите

своих законных интересов и формах ответственности должностных лиц:

дисциплинарной, административной, материальной и уголовной.

Хотя международные конвенции и соглашения в области прав человека

признают право каждого человека «на эффективное восстановление в правах

компетентными национальными судами»[18], право человека на «справедливое

судебное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным

судом, созданным на основе Закона»[19], - в Российской Федерации эти нормы

на практике реализуются, как известно, с большими затруднениями. [20]

Двумя статьями Конституции[21] защищается свобода объединений и

собраний. Делать какие-либо комментарии к тексту данных статей не

представляется необходимым. На мой взгляд они надежно защищают от произвола

государственных властей, а требование «собираться мирно, без оружия»

преследует цель защиты прав и свобод других личностей, составляющих

общество, в частности их право на жизнь.

Международно-правовые гарантии права на объединение заключаются в том,

что каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской

Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод,

если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства этого

права.[22]

Что же касается действий, которые могут быть обжалованы в суд, то их

перечень закреплен в Законе "Об обжаловании в суд действий и решений,

нарушающих права и свободы граждан" от 27 апреля 1993г.

"К действиям (решениям) государственных органов, органов

местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений,

общественных объединений и должностных лиц, которые могут быть

обжалованы в суд, относятся коллегиальные и единоличные действия

(решения), в результате которых:

1) нарушены права и свободы гражданина;

2) созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод;

3) незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или

4) он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.[23]

Гарантии прав и свобод человека и гражданина.

Гарантии прав и свобод - это условия, средства, меры, направленные на

обеспечение практического их осуществления, охрану и защиту. Наличие

гарантий предполагает наличие обязанностей. Выше были описаны обязанности

граждан перед государством, однако в данной ситуации подразумеваются

обязанности государства перед гражданами, Основные гарантии закреплены в

Конституции, но это не означает , что перечисленный список гарантий

является исчерпывающим. Для более подробного рассмотрения всей совокупности

гарантий существует их классификация по сфере действия. Гарантии делятся на

международно-правовые и внутригосударственные.

Внутригосударственные гарантии.

Закрепляются в конституциях и иных нормативно - правовых актах

государства, обеспечиваются соответствующими материальными и

организационными средствами. В Российской Федерации гарантией, обладающей

наивысшей юридической силой, является Конституция. В Конституции, как уже

говорилось выше, закрепляются основные гарантии, определяющие смысл,

содержание и применение законов, деятельность всех трех ветвей власти, а

также органов самоуправления. Контроль за их соблюдением принадлежит

Конституционному Суду РФ. Внутригосударственные гарантии делятся на общие и

гарантии правосудия.

Общие гарантии.

1. Защита прав и свобод - обязанность государства. Данное положение

закрепляется в ст.45 ч.1 Конституции РФ.В реализации данной гарантии

участвует весь механизм государства.

2. Самозащита прав и свобод. Способов самозащиты существует множество и

все они могут быть применены гражданами, но существует одно ограничение,

указанное в ст.45 ч.2:

2. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не

запрещенными законом.

3. Судебная защита. Эта гарантия находит свое отражение в ст.46

Конституции. Такая форма защиты прав и свобод является наиболее

эффективной, поскольку в суд могут быть обжалованы любые решения.

4. Возмещение вреда. В соответствии со статьей 53 Конституции, каждый

имеет право на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями (или

бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц. Размер

возмещения вреда устанавливается судом.

5. Неотменяемость прав и свобод. Любой человек может быть уверен, что

пока существует Конституция РФ, права и свободы, закрепленные в ней, как

сказано в ст.18, являются непосредственно действующими.

6. Возраст. В Конституции сказано, что гражданин России может

самостоятельно осуществлять а полном объеме свои права и обязанности с 18

лет. Ограничением может служить признание гражданина недееспособным или

ограниченный в дееспособности, но только по решению суда. Лица, не

достигшие этого возраста, также обладают правами, перечисленными в

Гражданском кодексе.

Гарантии правосудия.

Данные гарантии лежат в основе УПК и направлены на исключение произвола

в судебном разбирательстве. Гарантии правосудия - гарантии свободы

личности, отсюда их конституционный уровень закрепления.

1. Гарантии подсудности. Для человека необходимо, чтобы его дело

разбиралось в том суде и тем судьей, которые предусмотрены

законодательством. Определение законом такого суда и есть подсудность. В

Конституции прямо указано, что никто не может быть лишен права на

рассмотрение его дела тем судом и тем судьей к подсудности которых оно

отнесено законом. Главной гарантией демократического правосудия выступает

суд присяжных.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.