скачать рефераты

МЕНЮ


Право граждан на свободу собраний и ассоциаций: российское законодательство и евростандарты

2. Право на юридическую помощь. Это означает, что любой, кто нуждается

в квалифицированной юридической помощи, имеет право на ее получение. В

предусмотренных законом случаях, юридическая помощь оказывается бесплатно.

3. Презумпция невиновности. Она закреплена в ст.49.Сут же презумпции

заключается в том, что любой человек считается невиновным пока его

виновность не будет доказана.

4. Запрет повторного осуждения. Данная гарантия гласит, что никто не

может быть осужден за одно и тоже преступление более одного раза (ст.50

Конституции РФ).

5. Недействительность незаконно полученных доказательств. Человек

гарантирован от таких "методов" работы суда и следствия на всех стадиях

уголовного процесса (ст.50 ч.2 Конституции).

6. Право на пересмотр приговора. Любой осужденный имеет право на

пересмотр приговора вышестоящим судом, а также просить о помиловании или

смягчении приговора.

7. Гарантия от самообвинения. Выражается в том, что человека нельзя

принудить к даче показаний против себя, а также против близких для него

родственников, круг которых определяется федеральным законом.

8. Права потерпевших от преступлений и злоупотребления властью. Статья

52 Конституции РФ:

Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются

законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и

компенсацию причиненного ущерба.

9. Запрет обратной силы закона. Закон, устанавливающий или отягчающий

ответственность, обратной силы не имеет. Но если он отменяет или смягчает

ответственность, то его обратная сила предусматривается (ст.54

Конституции).

Международно-правовые гарантии.

Данные гарантии закрепляются международно - правовых документах, таких

как Всеобщая декларация прав человека, принятая на третьей сессии

Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 года, международные пакты и

другие документы. Конституция предоставляет право обращения в

межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, при отказе всех

судебных инстанций Российской Федерации. Жалоба подается в комитет по

правам человека, созданный в соответствии с Международным пактом о

гражданских и политических правах. Комитет принимает жалобу, если она не

анонимна и не представляет собой злоупотребление правом на жалобу.

Другой формой международной защиты прав и свобод выступает Европейский

Суд по правам человека, учрежденный в 1959 году. Обращение в Суд может

подавать как государство, так и физическое лицо, но сначала это обращение

должно было пройти через Европейскую Комиссию по правам человека. После

рассмотрения, если это обращение признается приемлемым, то оно попадает в

Суд.

Помимо указанных документов, закрепляющих права и свободы человека,

существуют также такие как:

-Европейская конвенция о защите прав и основных свобод 1950 г. и

дополнительные протоколы к ней;

-Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским,

семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. и декларация о

международных обязательствах в области прав человека и основных свобод от

24 сентября 1993 г., принятые членами СНГ.

Итак, подведем итог первой главы. Особых противоречий между Европейской

Конвенцией по защите права на свободу собраний и ассоциаций и

законодательством России нет — это было отмечено многочисленными юристами.

Конвенция дает более четкое определения по данному вопросу, а благодаря

практике работы Европейского Суда выработана целая система прецедентов, что

еще уточняет европейские стандарты в подходе к праву на свободу собраний и

ассоциаций. Что касается соотношения Конвенций с российским

законодательством, — определенные расхождения здесь, действительно,

имеются, хотя и предпринимались некоторые попытки унифицировать наше

законодательство о праве на свободу собраний и ассоциаций с положениями

Конвенции. Означает ли это, что мы должны немедленно прекратить действие

собственных законов? Нет, такого рода разночтения разрешаются Европейским

Судом. Разночтения-то на самом деле небольшие. Если Суд примет решение в

пользу наших законов, — дела будут решаться в соответствии с ними, если Суд

примет иное решение, — мы постепенно, не спеша, должны будем корректировать

наши законы, чтобы они соответствовали положениям Европейской конвенции.

Планы корректировки законодательства в соответствии с Конвенцией уже

имеются. Особый вопрос — проблема реализации Конвенции в области права на

свободу собраний и ассоциаций. Основной вопрос здесь — степень готовности

исполнительной, судебной власти.

Глава 2. Право на свободу собраний и ассоциаций: предписания Конвенции и

прецедентное право Европейского Суда по правам человека

| |

|Совет Европы основан в 1949 году. Это старейшая общеевропейская |

|политическая организация. Ее штаб-квартира находится в Страсбурге |

|(Франция). Она насчитывает 41 государств-членов и занимается всеми |

|политическими, экономическими, социальными проблемами, кроме обороны. |

Совет Европы был основан договором (Устав Совета Европы), подписанным в

Лондоне 5 мая 1949 года.

Цели:

Совет создан для того, чтобы:

- защищать права человека, парламентскую демократию и власть закона;

- разрабатывать договоры между всеми странами Европы с целью соблюдения

общих норм в социальной и правовой практике;

- способствовать росту сознания в области целостности Европы на основе

общих ценностей и культуры без границ.

С 1989 года главными задачами Совета были:

- действовать в интересах стабильности и защиты прав человека в европейских

посткоммунистических демократиях;

- помогать странам Центральной и Восточной Европы осуществлять и укреплять

политические, правовые и конституционные реформы параллельно с

экономическими;

- предоставлять технологии в таких сферах деятельности, как права человека,

местная демократия, образование, культура и окружающая среда.

Политические цели:

Венский саммит Совета Европы в октябре 1993 года сформулировал новую

политическую задачу: быть на страже безопасности демократии, основанной на

правах человека и власти закона.

Сегодня организация продолжает расти, одновременно укрепляя свои

контрольные функции, направленные на обеспечение выполнения странами -

членами Совета взятых на себя обязательств.

Структура Совета Европы:

Комитет министров из 41 министра иностранных дел или их представителей

в Страсбурге - орган, принимающий решения.

§1. Европейские нормы и стандарты в области права на свободу собраний

и ассоциаций.

Европейская конвенция «О защите прав человека и основных свобод» от 4

ноября 1950 года.

Принятая 4 ноября 1950 года в рамках Совета Европы и вступившая в силу

в 1953 году уникальная по своей значимости Европейская Конвенция «О защите

прав человека и основных свобод» положила начало утверждению целостной

системы европейских правовых норм, которая установила неотъемлемые права и

свободы для каждого и обязала государства гарантировать эти права каждому

человеку, находящемуся под их юрисдикцией. Повышая эффективность защиты

прав человека, Европейская Конвенция постоянно дополнялась и изменялась

путем принятия Протоколов к ней (принято 11 Протоколов), которые расширили

гарантируемые права и совершенствовали существующие процедуры защиты прав.

Огромная заслуга Европейской Конвенции в том, что права человека и его

свободы стали признаваться высшими ценностями, а отражающие их правовые

нормы стали доминирующими в национальных законодательных актах тех

европейских стран, которые считают себя или стремятся стать

демократическими правовыми государствами.

Нормы и принципы, содержащиеся в Конвенции, существенно ограничивают

сферу правовой компетенции государства. Благодаря созданной в Конвенции

системе контрольных механизмов, Конвенция является действенным гарантом

защиты Прав Человека и Основных свобод.

Европейская Конвенция закрепляет Права и Свободы граждан, которые имеют

принципиальное значение и для граждан России. Для обеспечения каждому

человеку свободы и личных прав Конвенция предусматривает систему правовых

гарантий, с помощью которых, каждый гражданин может действенно и эффективно

пользоваться своими правами и свободами или восстанавливать их, в случае их

нарушения.

Европейская конвенция по правам человека и основным свободам

предоставляет каждому гражданину Российской Федерации и иностранцам,

проживающим на территории России Правовые гарантии.

Конвенция защищает, среди прочих прав и свобод, свободу собраний и

ассоциаций.

Одной из особенностей Европейской Конвенции о защите прав человека и

основных свобод является то, что ее действие сосредоточено в основном на

личности и на защите ее основных прав. Тем самым Конвенция закрепила

юридическую основу, способствующую признанию процессуальной

правосубъектности личности в международных отношениях. Конвенция прямо

признает за всеми гражданами европейских государств, подписавших ее,

закрепленные в ней основные права и свободы. Это говорит о том, что

Конвенция имеет статус действующего права и обязательной для государства-

участника после того, как оно ее подпишет и ратифицирует[24].

Конвенция предусматривает процедуру реализации права на индивидуальное

обращение граждан из стран-участниц с жалобами в контрольные органы

Конвенции, если их права не защищаются на национальном уровне. В

соответствии с внесенными изменениями Протоколом № 11 в Конвенцию

Европейский Суд по правам человека "может получить жалобы от любого

физического лица, неправительственной организации или любой группы частных

лиц, которые утверждают, что они являются жертвами нарушения одной из

Высоких Договаривающихся Сторон прав, предусмотренных положениями Конвенции

и Протоколов к ней. Высокие Договаривающиеся Стороны обязуются никоим

образом не препятствовать эффективному осуществлению этого права[25]".

Применения положений Конвенции от государств-участников могут требовать

как граждане, так и лица, не имеющие гражданства, независимо от их места

жительства. Действие Конвенции может распространяться также на компании и

другие не физические лица.

«Каждый имеет право на свободу мирных собраний и свободу ассоциации с

другими, включая право создавать профсоюзы и вступать в них для защиты

своих интересов. Осуществление этих прав не подлежит никаким ограничениям,

кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом

обществе в интересах национальной безопасности и общественного спокойствия,

в целях предотвращения беспорядков и преступлений, защиты здоровья и

нравственности или защиты прав и свобод других лиц. Настоящая статья не

препятствует введению законных ограничений на осуществление этих прав

лицами, входящими в состав вооруженных сил, полиции и государственного

управления» – Так говорит Конвенция о праве на свободу собраний и

ассоциаций.

Изложенное выше подтверждает, что Конвенция является самым сильным не

только европейским, но и вообще международным юридическим документом и

стандартом в области защиты прав человека в общем, и в области защиты прав

человека на свободу собраний и ассоциаций, в частности.

Решения Европейского Суда

(прецедентное право)

Идея использовать региональный международный суд для защиты прав

человека в Европе возникла уже в ходе дискуссий, предшествовавших

заключению Европейской конвенции о правах человека. 17 августа 1949 г.

Уинстон Черчилль, выступая в качестве представителя Соединенного

Королевства, заявил на первой сессии Консультативной Ассамблеи Совета

Европы:

«Как только будут согласованы основы прав человека — в духе решений,

принятых Организацией Объединенных Наций в Женеве, но, уверен, в гораздо

более краткой форме, — надеемся, удастся создать Европейский суд, в рамках

которого дела о нарушении этих прав в нашем сообществе из 12 стран можно

будет выносить на суд цивилизованного мира. Конечно, такой Суд не мог бы

применять санкций, и осуществление его решений зависело бы от

индивидуальных решений государств, объединившихся ныне в Совет Европы. Но

эти государства заранее согласились бы с такой процедурой, и я не

сомневаюсь в том, что общественное мнение этих стран, имеющее огромный вес,

добивалось бы действий в соответствии со свободно вынесенным решением»[26].

Как и любой другой официальный международный орган, Европейский суд по

правам человека был создан на основе международного соглашения,

определившего функции суда. В данном случае учредительным документом Суда

является Европейская конвенция о правах человека. Статья 19 предусматривает

учреждение Суда, равно как и Комиссии, для «обеспечения соблюдения

обязательств, принятых на себя Высокими Договаривающимися Сторонами по

настоящей Конвенции.

Суд «состоит из такого числа судей, которое равно числу членов Совета

Европы» (по состоянию на апрель 2000 г. — 41); «среди судей не может быть

более одного гражданина одного и того же государства». Каждое государство —

член Совета Европы назначает трех кандидатов; Консультативная Ассамблея

Совета избирает одного из них на девятилетний срок; впоследствии судья

может быть переизбран. Судьи должны «обладать высокими моральными

качествами и либо удовлетворять требованиям, предъявляемым при назначении

на высокие судебные должности, либо быть юристами с признанным

авторитетом». Суд избирает своего Председателя и одного или двух

заместителей Председателя; судьи получают вознаграждение за каждый день

выполнения ими своих функций.

Согласно статье 46 Конвенции, «любая Высокая Договаривающаяся Сторона

может в любое время заявить, что она признает ipso facto и без специального

соглашения юрисдикцию Суда обязательной по всем вопросам, касающимся

толкования и применения настоящей Конвенции». Для создания Суда требовалась

ратификация этого положения восемью государствами, и в 1950 г. «многие

сомневались, что это когда-либо произойдет». Однако к 1958 г. восемь

государств признали юрисдикцию Суда, и с 3 сентября того же года он

официально приобрел полномочия рассматривать дела. По состоянию на 7

сентября 1994 г. все 30 государств — участников Конвенции признали

обязательную юрисдикцию Суда, предусмотренную статьей 46.

Европейский суд по правам человека стал эффективным юридическим

инструментом не сразу и не без труда. Европейская конвенция о правах

человека была подписана в 1950 г. и вступила в силу в 1953 г.; однако в

течение 20 лет Суд, по словам Йохена Фровайна, в свое время — заместителя

Председателя Комиссии, оставался «спящей красавицей, к которой часто

обращались, но без ощутимого результата». По-видимому, решающее значение

для оживления европейской системы права в области прав человека имел допуск

к Суду частных истцов. С 1953 по 1983 г. в Комиссию было подано лишь 18

петиций от государств, тогда как частных исков было 10709[27]. Из 100

решений. вынесенных Европейским судом по правам человека с 20 апреля 1959

г. — дня первого торжественного заседания — по 1985 г., 98 касались

петиций, первоначальными авторами которых были отдельные лица.

Если сравнить загрузку Европейского суда по правам человека и

Международного суда, то поражает, насколько разница в числе рассматриваемых

дел объясняется именно доступом частных истцов к европейской системе защиты

прав человека. В отличие от работы Международного суда, объем которой в

течении десятилетий остается примерно одинаковым, деятельность Европейского

суда по правам человека стремительно расширяется. В 60-х годах Европейский

суд вынес лишь 10 решений, в 70-х — 26, в 80-х — 169, а за первые четыре

года нынешнего десятилетия — уже 243; это примерно в 20 раз больше в

среднем за год чем Международный суд.

Если Суд установит, что национальное право того или иного государства

не соответствует Конвенции, международное право обязывает это государство

изменить свое право. Однако Суд не полномочен менять внутригосударственное

право и не может указывать государству, как ему следует его изменить. Как

постановил Суд по делу Marckx в 1979 г., «именно представляющее ответ

государство, и только оно, должно принять меры, которые сочтет уместными

для обеспечения, чтобы его внутригосударственное право было единым и

последовательным». Такая свобода действий создает основания для сомнений,

что меры представляющего ответ правительства обеспечили полное соблюдение

государством Конвенции и решения Суда.

Особенности толкования международных договоров о правах человека

Хотелось бы сразу оговориться: толкование договорных норм о правах

человека не обладает каким-то автономным или неизвестным общему

международному праву инструментарием; установление нормативного содержания

того или иного права индивида в целом не выходит за рамки статей 31—33

Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. Вместе с тем

особая природа международных “правозащитных” договоров, которая признана

как в доктрине, так и в практике международного права, не может не

преломляться и через их толкование: в частности, она требует от

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.