шпоры
(Данцинг); объем междун. правосуб-сти определен межд. соглашениями,
конституцией). Ватикан (1929 на онсовании Латеринского договора пересмотрен
1984; цель – создать условия независимого правления для главы
католич.церкви) Права гос-ва как субъекта: - право на независимость и
свободное осуществление всех своих законных прав; - равноправие с другими
государствами; - право на коллективную и индивидуальную самооборону против
вооруж.нападения. Обязанности гос-ва: - воздерживаться от вмешательства во
внутренние и внешние дела других гос-тв; - воздерживаться от разжигания
междоусобицы на тер-рии др. гос-ва; - уважать права человека; -
устанавливать на своей территории такие условия, к-рые не угрожали миру; -
решать все свои споры с другими субъектами МП только мирными средствами; -
воздерживаться от угрозы силой или ее применения против территориальной
целостности и полит. независимости или иным образом, несовместимым с МП; -
воздерживаться от оказания помощи другому государству, нарушающую
предыдущую обязанность или против кот-го ООН принимает меры предупреждения
или принуждения; - воздерживаться от признания тер-ных приобретений другого
гос-тва, действующего в нарушение обязательства непримения силы; -
добросовестно выполнять свои обязательства.
12. Зарубежные органы внешних сношений. Зарубежные органы внешних сношений
гос-тв подразделяются на две группы - постоянные и временные. К первой
группе относятся диплом.представит-тва гос-тв, аккредитованные в станах, с
которыми поддерживаются дипломатические отношения (посольства и миссии);
консульские представит-тва, торговые представит-тва; постоянные представит-
тва гос-тв при межд.организациях. К временным зарубежным органам внешних
сношений относятся различные специальные миссии, направляемые в другие гос-
тва для участия в церемониальных мероприятиях, ведения переговоров и др.;
делегации и группы наблюдателей на межд. конференциях; делегации для
участия в работе сессий межд.организаций и их органов и т.д.
13. Признание в МП. Признание гос-ва представляет собой односторонний акт,
которым гос-во признает факт образования нового гос-ва и тем самым его межд-
прав. субъектность. В качестве общего правила признание гос-ва явл. полным
и окончательным. Такое признание называют признанием “де-юре”. Оно не может
быть условным, т.е. предоставляемым при условии выполнения определенных
требований. Оно не может быть отозвано. Порой процесс становления гос-ва
затягивается, например в результате гражданской войны. В таких случаях
может быть предоставлено признание временное, ограниченное - признание “де-
факто» но сопровождается установлением полуофициальных отношений без юр
оформления и может быть отозвано. Встречаются в международно-правовой
практике случаи, когда субъекты МПП вступают в официальные контакты с вновь
возникшим образованием, претендующим на международную правосубъектность,
без процедуры признания. Обычно это происходит когда необходимо решить
какую-либо конкретную и достаточно узко очерченную цель международного
взаимодействия. В этом случае речь идет о кратковременном признании -
признании ад хок (ad hoc) - в данной ситуации, по конкретному делу: России
в отношении Чечни. Признание правительств. Признание вновь образованного
гос-ва означает признание и его правительства. Вопрос о признании
правительства возникает в случае создания правительства неконституционным
путем, в результате революции, переворота. Признание правительства
означает, что признающее гос-во рассматривает данное правительство зак и
единственным представителем гос-ва в межд отношениях.
18. Структура ООН: ее цели и принципы. Ген.Ассамблея (высший орган;
рассматривает спец.доклады; разрабатывает рекомендации), Совет Безопасности
(поддержание мира: разрешение споров; делать рекомендации), Эконом-кий и
Соц-ый совет ООН (содействует повыешнию уровня жини; разрешению проблем
состав 54чоенов избираемых Ген.Ассамблеей на 3 года ), Совет по опеке (под
руководством Ген.Ассамблеей;создан для управления теми тер-риями, кот-ые
включены в ООН соглашениями), Межд.суд (главный суд.орган ООН 15 судей
избираемые Ген.Ассамблеей и Советом Безоп-ти на 9 лет; к веденью суда
относятся все дела переданные ему сторонами (гос-ва), Секретариат
(обслуживает органы ООНи осуществляет руководство их программами; проводит
исследования, организация конференций, кнтролирует выполнение решений;),
Детский фонд ООН (предоставление помощи для охраны здоровья и прав детей).
Комиссии (подготовка конвенций..разработка принципов),Университет ООН
(действует через глобальную сеть учебных учреждений, подготавливает
специалистов – находится в Токио). Цели: поддержание мира; разрешение
споров в соответствии с МП; развитие дружеских отношений; осуществление
сотрудничества; согласование действий наций для достижений этих целей.
Принципы: равенство членов; выполнение обязателств по Уставу; разрешение
межд.споров мирными средствами; воздерживаться от угроз силой, применения
силы; оказание помощи ООН во всех ее действиях в соответствии с Уставом;
невмешательство ООН во внутреннюю политику гос-ств. ООН заключает договора
с гос-вами и др. межд.организациями. ООН пользуется на тер-рии каждого из
своих членов привилегиями.
15. Правопреемство гос-ств. Правопреемство - это переход прав и
обязанностей в результате смены одного гос-ва другим в несении
ответственности за межд.отношения какой-либо тер-рии. Правопреемство
касается нескольких аспектов: правопреемство в отношении договоров;
правопреемство в отношении гос.собственности; правопреемство в отношении
гос архивов; правопреемство в отношении гос долгов. Правопреемство имеет
место при обстоятельствах: а) при смене гос-ного политического строя в
результате гос-ного переворота (например, правопреемство Советского гос-
тва); б) при появлении в результате национально-освободительного движения
новых независимых гос-тв (скажем, приобретение независимости бывшей
колонией); в) при образовании нескольких государств на территории их
предшественника; г) при объединении двух или более государств в одно
(федеративное или унитарное); д) при переходе части одного государства к
другому. Венская конвенция о правопреемстве гос-тв в отношении договоров
1978 года (далее по тексту - Конвенция 1978 года) представляет собой
многостороннее соглашение, совершенное 23 августа на диплома-кой
конференции в Вене. Конвенция 1978 года имеет своей целью регулирование
последствий правопреемства гос-тв в отношении межд. договоров, обеспечение
стабильности договорных связей между гос-вами, границ и режимов,
относящихся к границам, а также особых территориальных режимов. Конвенция
1978 года содержит положения, формулировки и терминологию Венской конвенции
о праве межд.договоров 1969 года, которые были использованы Комиссией
международного права при разработке текста Конвенции 1978 года в качестве
основы. Вместе с тем указанные Конвенции регулируют различные отношения в
области МП и являются самостоятельными документами, о чем свидетельстует
статья 73 Конвенции 1969 года, где указывается, что положения конвенции не
предрешают ни одного из вопросов, которые могут возникнуть в отношении
договора из правопреемства государств. Следует отметить, что Конвенция 1978
года применяется к последствиям правопреемтсва государств в отношении
международных соглашений, заключенных только между государствами и только в
письменной форме. Однако это правило не затрагивает применение между гос-
твами норм указанной Конвенции в отношении межд.соглашений, участниками
которых могут быть также другие субъекты МП, а также применение норм
настоящей Конвенции к случаям, которые подпадают под действие таких норм в
силу МП независимо от указанной Конвенции
30. Организация и деятельность межд.арбитража Межд.арбитраж - добровольно
выраженное согласие спорящих передать свой спор на рассмотрение третьей
стороны (третейское разбирательство), решение которой является обязательным
для сторон в споре. Одно международно-правовых средств разрешения споров.
Этот инситтут возник в древние века (третейскими судьями были папы и
германский император). Согласно конвенции 1907 о мирном разрешении
межд.столкновения: третейский суд признается гос-вами самым действенным и
справедливым средством решения споров. Существует два вида арбитражных
органов: постоянный арбитраж - Постоянная Палата третейского суда в Гааге
(1899), арбитраж ad hoc, который создается для рассмотрения конкретного
спора между гос-вами. Палата компетентна рассматривать любой спор между гос-
вами участниками Конвенции 1907г., юрисдикция Палаты может быть
распространена на споры между гос-вами участниками и неучастниками
Конвенции 1907г. Гос-тва участники Конвенции 1907г назначают не более 4 лиц
представиетлей на 6 лет. Если гос-ва обращаются в Палату с просьбой
разрешит спор, то третейские судьи выбираются из полного списка. После
достижения гос-вами согласияо создании третейского суда они сообщают в
Межд.бюро (канцелярия Палаты) свое решение обратиться к Палате, текст своей
третейской записи и имена судей. Совещания суда происходят при закрытых
дверях. Любое решение принимается большинством голосв и является
окончательным. Рассмотрение споров в Палате производится в соответствии с
Факультативными Правилами рассмотрения арбитражных споров между двумя гос-
вами 1992г., Правилами рассмотрения арбит.споров между двумя участниками,
из которых одно – гос-тво 1993г., Правилами рассмотрения споров между гос-
вами и межд.организациями 1996г., и факультативными правилами для арбитража
по рассмотрению споров между межд.организациями и юр.лицами 1996г.
Различают три способа передачи дела на международное арбитражное
разбирательство: специальное соглашение (компромисс), передающее
существующий спор на арбитраж; специальное положение (компромиссная
оговорка) в различных договорах, предусматривающее передачу в арбитраж
споров, которые могут возникнуть из толкования или применения договора;
общие арбитражные договоры, предусматривающие передачу на арбитраж любых
споров, которые могут возникнуть между сторонами (обязательный арбитраж).
14. Дипломат. привилегии и иммунитеты. Дипломат.иммунитет - особое право
дипломат-их агентов иностр.гос-тв на освобождение от местной юрисдикции,
неприменимость к ним мер принуждения, предусмотренных внутренним правом
страны пребывания за нарушение ее законов и правил. Диплом.привилегии -
дополнительные льготы и преимущества, направленные на облегчение работы
диплом.представит-тв и их персонала. Если диплом. иммунитеты представляют
собой область правовых гарантий для деят-сти диплом.представит-тв и их
персонала, то диплом. привилегии связаны с вопросами поддержания
аккредитующего государства в делах церемониального, протокольного
характера, которые регулируются в большинстве случаев не с помощью
юридически обязательных норм (как иммунитеты), а лишь на основе норм межд.
вежливости или существующих на этот счет в межд.общении обычных правил
(обыкновений). Основные дипломат.иммунитеты и привилегии предоставляются
соответствующим видам офиц. представит-тв гос-тв и их персоналу
автоматически, с момента учреждения таких представительств или с момента
прибытия самих диплом.агентов, независимо от наличия или отсутствия спец.
соглашений по этому вопросу между гос-твами-контрагентами. Все известные
современному МП диплом.иммунитеты и привилегии делятся на две группы:
представительства в целом как органа гос-тва; сотрудников представительства
(так называемые личные привилегии иммунитеты). В группу привилегий и
иммунитетов диплом.представ-тва входят следующие акты или воздержания от
актов: 1. Неприкосн-сть помещений диплом представ-ств в соответствии со с.
22 Венской конвенции 1961г. 2. Неприкосн-сть архивов и документов представ-
ства 3. “Фискальный иммунитет” (налоговые льготы и преимущества), 4.
Таможенные привилегии. 5. Право представ-ства пользоваться флагом и
эмблемой аккредитующего гос-тва на помещениях представ-ства, а также на его
средствах передвижения. 6. Почетные привилегии: право на приглашение
диплом.п редставителей на торжества, юбилеи, парады и другие офиц.церемонии
в гос-тве пребывания; выделение в залах законодательных органов отдельной
ложи диплом.представителям; право представительства на внеочередную и
гарантированную отправку и получение телеграфной и иной корреспонденции и
т.д. К привилегиям и иммунитетам диплом. персонала представ-ства относятся:
1.личная неприкосн-сть диплом.агентов 2. Неприкосн-сть частной резиденции
диплом.агента 3. Освобождение дипломата от уголовной юрисдикции 4.
Освобождение диплом.агентов от обязанности давать свидетельские показания в
судах страны пребывания о фактах, которые им известны и др. Члены семей
диплом.агентов получают полные привилегии и иммунитеты при двух непременных
условиях: дипломат и его семья должны проживать совместно; как и сам
дипломат, члены его семьи не должны быть гражданами гос-тва пребывания.
34. Общая храктеристика международно-правовых средств обеспечения
безопасности. Международно-правовое обеспечение безопасности это
совокупность урегулированных МП мер, направленных на мирное разрешение
межд.споров; создание универсальной и региональных систем коллективной
безопасности; предотвращение возникновения войны; пресечение актов агресси;
сокращение вооруженных сил и вооружений и осуществление разоружения;
сужение материальной базы и пространственной сферы ведения войны;
укрепление мер доверия и установление эффективного межд.контроля за деят-
стью гос-тв в военной области. Кол.безопасность – система коллект.мир
применямых гос-вам на универсальной или региональной основе с целью
утранения угрозы миру, подавления актов агресси и т.д. Универсальная
система: поддержание межд.мира и безопасности. Региональная: поддержание
безопасности на региональной основе. Разоружение: комплекс мер,
направленных на прекращение наращивания материальных средств ведения войны,
их ограничение, сокращение и ликвидацию. К настоящему времени сложился и
действует свод норм, определяющих частичные меры по разоружению: запрещение
и ликвидация отдельных видов оружия, запрещение их производства,
накопления, развертывания и применения, ограничение некоторых видов
вооружений, сокращение сферы или районов размещения различных видов
вооружений. Развит комплекс норм, относящихся к оружию массового
уничтожения: - по запрету испытания ядерного оружия в атмосфере, в
космическом пространстве и под водой (Договор 1963 г.), а также по запрету
на испытания и размещение ядерного оружия в отдельных пространственных
границах. Еще одно средство: подписание соглашений с целью предотвращения
опасной военной дейтельности; военных инцидентов, соблюдения всех мер
безопасности в рамках свободы открытого моря; об исключении или
несанкционированном применени ядерного оружия; сокращение вооруженных сил и
укрепления доверия в воен.области и т.д.
17. Понятие и классификация источников МП.
Юр.значение источников МП – формы, в которых выражается согласованная форма
субъектов МП (форма поведения – договор). Источники МП делятся на 2 группы:
1 основные источники: договоры, обычаи; 2 вспомогательные: - общие принципы
права, которые признаны цивилизованными народами; - судебные решения; -
доктрина (научная разработка); - одностороннее действие гос-тв (пример:
государство принимает закон об иностранцах и определяет статус иностранца);
- заявления глав гос-тв, глав правительств; - совместные заявления гос-тв.
В первую группу вошли межд.обычай и межд. договор, ко второй относятся
решения международных организаций, внутригос-ное законодательство, судебные
решения, доктрины ученых в области МП. Межд. обычай - сложившееся в
межд.практике правило поведения, за которым субъекты МП признают юридически
обязательный характер. Межд.договор - соглашение между субъектами МП
относительно установления, изменения или прекращения их взаимных прав и
обязанностей. Межд.договоры разделяются на общие межд.конвенции, в которых
участвуют или могут участвовать все гос-тва и которые содержат такие нормы,
которые обязательны для всего мирового сообщества, т.е. нормы общего права;
и спец.договоры, к которым относятся договоры с ограниченным числом
участников, для которых обязательны положения этих договоров. Резолюции
межд. организаций подразделяются с точки зрения процесса нормотворчества на
юридически обязательные и рекомендательные. Ряд спец .учреждений принимают
имеющие различные названия нормативные регламенты, к-рые устанавливают
нормы поведения, обязательные для гос-ств в области, входящей в компетенцию
данной межд.организации (Всемирный почтовый союз, Межд.союз электросвязи,
Всемирная организация здравоохранения и т.д.). Регламенты принимаются двумя
основными способами - молчаливым согласием (например, санитарные регламенты
ВОЗ) или явно выраженным одобрением, например, ратификацией (Всемирный
почтовый союз). Рекоменд-ные резолюции становятся часто первоначальными
правилами, которые в итоге превращаются в обычные нормы общего права, о чем
говорилось выше. Судебные решения в качестве самостоятельного источника МП
признаются в англоязычных гос-твах (решения Межд.Суда ООН).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|