шпоры
Совету Безопасности; предоставление гос-вами докладов Ген.секретарю ООН
(ЭКОСОС, спец.учреждениям ООН, комитетам и комиссиям) о принимаемых ими
законах в области прав человека и приведения национал.законод-тва в
соответствие с межд. соглашениями, участниками кот-х они явл-ся;
рассмотрение докладов (или их частей) в ЭКОСОС (спец. учреждениях,
комитетах, комиссиях) с выработкой проектов конвенций и рекомендаций;
урегулирование в соответствующих комитетах споров между гос-вами
относительно применения или толкования конвенций; рассмотрение споров в
области прав человека Межд.судом ООН, Европ-ким судом (принимает жалобы от
физ. и юр.лиц). Отдельные контрольные функции выполняют ООН и ее
специализированные учреж-ления МОТ, ВОЗ, ЮНЕСКО и др.), комитеты и комиссии
(например, комитеты по правам человека, против пыток, по ликвидации
расовой дискриминации в отношении женшин, по правам ребенка; комиссии по
положению женщин, социального развитии, Комиссия ООН по правам человека,
еворопейская комиссия по правам человека и др.),межд.ООН. Верховный
комиссар ООН по правам человека назначается Ген.секретарем ООН и
утверждается Ген.Ассамблеей 00Н сроком на 4 года (с возможностью продления
еще на 4 года). Верховный комиссар ООН по правам человека: действует в
рамках Устава ООН, Всеобщей Декларации прав человека, других
межд.документов в области прав человека и МП. Комитет по ликвидации
дискриминации в отношении женщин, образованный в рамках Конвенции о
ликвидации всех форм дискриминации женщин 1979 г. состоит из 23 экспертов,
избирающихся гос-вами – участниками Конвенции сроком на 4 г. Комитет
рассматривает все вопросы дискриминации в отношении женщин, поступающие
жалобы, сотрудничает с государствами-участниками в разрешении этих жалоб и
представляет ежегодный доклад Ген. Ассамблее ООН о проделанной работе, с
предложениями и рекомендациями общего характера на основе изучении докладов
и информации, получаемой от гос-ств. Комитет по правам ребенка,
образованный в рамках Конвенции о правах ребенка 1989 г.(ст. 43-45),
состоит из 10 экспертов, избирающихся гос-вами – участниками Конвенции
сроком на 4 года (с правом переизбрания) с учетом справедливого
географического распределения и главных правовых систем. Комитет может
запрашивать у государств-участников информацию о выполнении ими требований
Конвенции, о фактическом положении детей в стране, собирает и анализирует
информацию о положении детей в различных странах, вырабатывает соответ-щие
рекомендации и один раз в два года через ЭКОСОС представляет доклад
Ген.Ассамблее ООН со своими предложениями и рекомендациями. Комитет
работает в тесной связи со специализированными учреждениями ООН (особенно с
МОТ, ВОЗ и др.).Детским фондом ООН (ЮНИСЕФ) и другими органами ООН, правит-
ными и общ-ными организациями. К региональным актам защиты прав человека
относятся Европейская конвенция прав и основных свобод человека,
подписанная в Риме в ноябре 1950 г., Американская декларация прав и
обязанностей человека, принятая в Боготе в марте 1948 г., Американская
конвенция прав человека, подписанная в ноябре 1969 г., Африканская хартия
прав человека и народов, принятая совещанием глав государств и правительств
стран-членов ОАЕ 28 июня 1981 г. в Найроби
19. Соотношение межд. договора и международно-правового-обычая: Это
основные источники МП: имеют и сходные черты и различия. Сходные: 1
результаты взаимодействия субъектов МП; 2 одинаковые правовые последствия;
3 правила поведения в договоре и обычае обязательно для субъектов МП; 4
если возникают нарушения, вытекающие из договора или обычая, они имеют
правовые последствия; механизм реализации одинаков и создается самими гос-
твами. Различия: по способу образования: - договорная норма создается в
конкретное время (пример: с момента подписания); - обычная норма может
возникнуть в результате активных или пассивных действий; - договорная норма
формирует практику, а обычная норма создает практику; - договорная норма
создается в конкретное время, а обычная норма в течение длительного периода
времени и нигде не определяется; - договор выступает в письменной форме, а
обычай – в устной; - если договорную норму можно кодифицировать, то обычную
норму – нет. По способу выражения: письменная (договор) подлежит
толкованию, фиксирует практику и создает такую; предполагает кодификацию.
26. Международные региональные организации их общая характеристика.
Разновидность межд.организаций. Регион-ые, членами которых могут быть гос-
тва одного региона (напр. Организация африканского единства, Организация
американских гос-тв). Обладают определенным объемом правосубъектности,
пределы которой определены в учредительном акте. Европ.союз (ЕС) – договор
подписан в Маастрихте (Нидерладны) в 1992г Цель: образование тесного союза
народов Европы; усиление социального и эконм. соедйствия; образование
эконм. и валютного союза, создание единой валюты; сохранение и приумножение
общего достояния. Достижение целей: отмена таможенных пошлин, ограничение
на экспорт и импорт; общая торговая политика, свободное перемещение
товаров, общая тарнспортная политика и т.д. Цели внешней политики: защита
общих ценностей, онсовных интересов и незавимости ЕС, укрепление
безопасности Союза и входящих в него гос-тв, мира. Страны ЕС должны
предоставлять друг другу и Совету все иноформация по любому вопросу,
представляющему взаимный интерес. Органы: Европ.парламент, Комиссия,
Совет, Суд, Палата аудиторов, Европ.совет. РФ заключила с ЕС соглашение о
партнерстве 1999. Организация Североатлантического договора (НАТО договор
1949г). Цль: обеспечение свободы и безопасности всех членов полит. и
воен.средствами в соответствии с целями и принципами Устава ООН, призвана
осуществлять всестороннее сотрудничесвто с целью укрепления безопасности
государств-членов; обеспечивать справедливый и прочный мир в Европе на
основе общих ценностей. Участники обязуются разрешать все межд.споры
мирными средствами, воздерживаются от угрозы или применения силы.
Вооруженное нападение против участника НАТо расценивается как нападение
против всех стран-членов. Органы: Североатлантический совет, Комитет
оборонного планирования, Группа ядерного планирования, Ген.секретарь.
Воен.структура: Воен.комитеты, Постоянный воен.комитет, Межд.воен.штаб.
Состав: 19 гос-тв. У РФ и НАТО подписан Основополагающий акт о взаимных
отношениях, сотрудничестве и безопасности (1997)Штаб-квартира – Брюсель.
Совет Европы. Основан Уставом в 1949г. Цель: достижение больего единства
между его членами для защиты и осуществления общепризнанных принципов,
содействие экономич. и соц.прогрессу. Деят-сть сконцентрирована: правовое
обеспечение прав человека; поиск совместных решение соц.проблем; развитие
полит.партнерства. Разрабатывает конвенции, рассматривает вопросы,
представляющие общий интерес, заключает соглашение.Органы: Комитет
министров (министры МИД гос-тв членов; высший орган; принимает решенияпо
программе работы организации; одобряет рекомендации Консулььаьивной
ассамблеи). Консультативная ассамблея (депутаты и замы; количество
представителей от гос-тва зависит от численности населения стран-участниц).
Члены Совета: 41 гос-тво (РФ тоже) Штаб-квартира в Страстбурге.
41. Понятие и сонования международно-правовой ответ-ти. Международно-
правовая ответ-сть - это юридическая обязанность субъекта-правонарушителя
ликвидировать последствия вреда, нанесенного другому субъекту МП в
результате совершенного правонарушения. Субъектами международно-правовой
ответ-сти являются только субъекты МП. Физические и самостоятельные
юридические лица не несут такой ответственности за обычные правонарушения,
поскольку в этих случаях ответ-сть является гражданско-правовой. Гос-тво за
свои действия отвечает в принципе всем своим национальным достоянием, а
физические и юридические лица - лишь в пределах своего имущества. Гос-тво
несет ответ-сть за деятельность своих органов и должностных лиц даже в
случаях, когда последние превысили свои полномочия, установленные внутригос-
ным правом, или нарушили инструкции, касающиеся их деятельности. Поведение
отдельного лица или группы лиц рассматривается как деяние гос-ства, если
установлено, что это лицо или группа лиц фактически действовали от имени
данного гос-ства. Официальный статус лица (главы государства или
правительства) не освобождает его от уголовной ответственности. Юр-кие
основания ответ-сти - совокупность юридически обязательных предписаний
международно-правовых актов, на основе которых определенный вариант
поведения квалифицируется как межд.правонарушение. Источниками юр-ких
оснований ответ-сти являются любые правомерные международно-правовые акты
(договоры), предписания которых фиксируют юридически обязательные для гос-
ств правила поведения; межд.обычай; решения межд.судов и решения межд.
организаций, имеющие обязательную силу; односторонние акты, адресованные
другим государствам, положения которого устанавливают обязательные правила
поведения для гос-тва, издавшего этот акт. Нематериальная и материальная
ответ-сть могут возникать одновременно в результате одного и того же
правонарушения: нематериальная - за сам факт нарушения права, материальная
- за возникший при этом ущерб.
27.Правовое положение иностранцев. Иностранцы – лица, которые находятся на
территории какого-либо гос-тва, но не являются его гражданами и имеют
гражданство другого гос-ства. Единого для всех гос-ств межд.договора,
определяющего прав.статус иностранцев, не существует. Каждое гос-тво
самостоятельно решает все вопросы, касающиеся условии допуска иностранцев
на свою тер-рию (система виз), их пребывания и деятельности в стране.
Вместе с тем на прав.статус иностранцев оказывают влияние межд.договоры в
области прав и свобод человека. Прав.статус иностранцев, определяющий обьем
их прав и обязанностей на тер-рии какою-либо гос-тва, часто обозначается
термином "режим иностранцев". Наиболее распространенными режимами
иностранцев являются: национальный режим (уравнивание иностранцев в правах
с собственными гражданами с изьятиями, установленными законом); режим
наибольшего благоприятствования (иностранцам предоставляются такие же
права, которые представляются гражданам любого третьего гос-тва). Объем
прав и обязанностей иностранцев при таком режиме одинаков для граждан всех
иностр. гос-ств, хотя он меньше, чем при нац-ном режиме; спец.режим,
устанавливаемый в договорном порядке между заинтересованными гос-твами и
касающийся, например, правового статуса военнослужащих одного гос-тва,
размещенных на тер-рии др. гос-ства на договорной основе. При первых двух
режимах общегражданские права иностранцев мало чем отличаются от прав
собственных гражцан гос-тва, за исключением некоторых ограничений,
касающихся запрещения занимать определенные должности или заниматься
отдельными профессиями (командира корабля или капитана судна, командира
летательного аппарата, начальника радиостанции, судьи, члена выборного
органа), заниматься изыскательскими работами и др. Иностранцы обязаны
соблюдать законы и правила (и обычаи) гос-тва пребывания, не вмешиваться в
его внутренние дела, платить установленные законом сборы и налоги. За
нарушение законов и правил иностранец может быть привлечен к уголовной,
гражд-кой или админ-вной ответ-сти по законам гос-тва пребывания с
извенеием об этом консула страны гражданства иностранца, которая
обеспечивает своему гражданину диплом.защиту и в любое время может отозвать
его обратно. Правовое положение иностранцев в РФ определяется Конституцией
и др. фед.законами. "Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются
в РФ и несут обязанности на равне с гражданами РФ, кроме случаев,
установленных фед.законом или межд.договором РФ" (ст. 62 Конституции).
36. Гос.границы: установление и правовой режим Гос.граница – это линия и
проходящая по ней плоскость вертикально вверх и вертикально вниз, которая
ограничивает гос.территорию. Гос.границы: 1. сухопутные (ограничение одного
государства от другого. Установлением границ является международный
договор. Делимитация – установление границы на основе договора и нанесение
ее на карту. Демаркация - перенос границы с карты на местность. Эти
границы учитывают рельеф местности и называются орографические.
Геометрические – границы, которые проходят по прямой линии. Астрономические
– границы, которые проходят по меридианам и параллелям). 2. водные (речные
(которые разделяют: а) пограничные стороны и составляются соглашением
(граница по Тальвичу, т.е. по самому глубокому месту) б). по судоходным
рекам (граница по форватору, т.е. по пути корабля); озерные (по прямой
линии, которые соединяют 2 точки выхода сухопутной границы); морские (это
внешние пределы территориального моря, либо линии соединяющие территории
смежных или противолежащих государств (пример: Балтика). Ширина
территориального моря не может превышать 12 морских миль (отчет с точки
наибольшего отлива); воздушные (это боковые и внешние пределы. Воздушные
пределы = 100 – 110 км)). Наряду с договорными границами существует
признание исторически сложившихся границ (т.е. ни один договор не
«скреплял» это границы, а они просто исторически сложились). Режим
гос.границ может устанавливаться: - соглашением гос-тв, - внутренним
законодательством государств, - соглашением сторон (стороны согласовывают
установление режим ограничения для жителей; кто будет «ухаживать» за
пограничным знаком и т.д.). Пограничные комиссары принимают меры для
предотвращения перехода гос.границы; принимают меры для соблюдения порядка
гос.границы. Если серьезное нарушение, то подключается дипломатия. В
одностороннем порядке договор о прекращении границ не может быть прекращен.
Межд.реки – это реки, которые протекают или разделяют территорию 2-х или
более государств. Судоходство по пограничной реке 3-ей стороной в том
случае, если такое судоходство отрегулировано конвенцией.
28. Классификация и общая харкт-ка мирных средств разрешения международных
споров. В соответствии с Уставом ООН (п.3, ст.2) в Декларации о принципах
МП 1970 г. сформулированно: “Каждое гос-тво разрешает свои межд.споры с
другими гос-твами мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать
угрозе мир и безопасность и справедливость”. Межд.спор - специфическое
политико-правовое отношение, возникающее между двумя или большим числом
субъектов МП и отражающее противоречия, существующие в рамках этого
отношения. Спор имеет место в том случае, если государства взаимно
предъявляют претензии по поводу одного и того же предмета спора. Ситуация
же имеет место тогда, когда столкновение интересов гос-ств не
сопровождается взаимным предъявлением претензий, хотя и порождает трения
между ними. “Ситуация” - более широкое понятие. Мирное разрешение в виде: -
переговоры; - консультации сторон; - обследование (используется в тех
случаях, когда спорящие расходятся в оценке фактических обстоятельств,
вызывающих спор или приведших к спору. В этом случае назначается на
паритетных началах межд.следственная комиссия иногда во главе с
представителем третьего гос-тва); - примирение; - добрые услуги (действия
не участвующей в споре стороны, направленные на установление контактов
между спорящими сторонами); - посредничество (непосредственное участие
третьей стороны в мирном разрешении спора для содействия); - межд.арбитраж
(добровольно выраженное согласие спорящих передать свой спор на
рассмотрение третьей стороны (третейское разбирательство), решение которой
является обязательным для сторон в споре); - судебное разбирательство
(главное сходство с арбитражем - в обязательности выносимых решений,
различия касаются главным образом порядка образования, способа
формирования, численного и персонального состава, функционирования и т.д.
Основной суд - МС ООН). Важную роль в урегулировании международных споров
играют международные организации, прежде всего ООН по сердством: -
миротворчество (действия, направленные на то, чтобы склонить спорящих к:
оглашению с помощью мирных средств); - поддержание мира (обеспечение
присутствия ООН в районе международного конфликта, которое может быть
связано с развертыванием военного, полицейского или гражданского персонала
ООН); - постконфликтное миростоительство (предупреждение рецидива подобного
спора); - превентивная дипломатия (действия, направленные на предупреждение
споров между сторонами, недопущение перерастания их в конфликты и
ограничение масштабов возникших конфликтов); - использование в случае
возникновение юр.споров МС ООН.
39. Нейтралитет и неприсоединение в МП. Неприсоединение - внешнеполит.курс
гос-тва не учавствющего в воен.блоках; совокупность норм определяющих
конкретные обязательства гос-тв в обалсти: проведения назависимого
полит.курса, основанного на мирном сосуществовании гос-тв и неприсоединении
к военным коалициям; поддержания антиколониальной национально-
освободительной борьбы народов и наций; борьба с геноцидоам, расизмом,
дискриминации; укрепление мира, безопасности, полит.стабильности.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|