скачать рефераты

МЕНЮ


Основные формы международных интеграционных объединений

состояние и развитие МЭО.

3. Стимулы интеграционного развития МЭО.

В системе рыночных МЭО возникает ряд объективных предпосылок перехода к

более высокому их этапу — международной интеграции. Они формируются как на

микроуровне (предприятие, фирма), так и на макроуровне (государство,

регион, группа стран). Очевидные реальные стимулы для предприятия —

увеличение объема продаж, снижение себестоимости продукции,

позиционирование на рынке, пролонгация наиболее эффективных фаз жизненного

цикла товара. Результативность деятельности на микроуровне в условиях,

когда масштабные, устойчивые связи между субъектами рынка, определяющую

часть которых представляют предприятия и фирмы, очень связана с

преодолением негативных факторов МЭО — территориальной удаленности, меньшей

мобильности факторов производства и ресурсов, национальных барьеров,

таможенных и валютных препятствий.

Объективно возникают два пути:

• создание и развитие транснациональных фирм, которые позволят обойти

многие трудности (трансфертные поставки, цены, благоприятные условия

воспроизводства, лучший учет рыночной ситуации, приложение прибыли и т.д.);

• межгосударственные согласованные меры по целенаправленному формированию

мирохозяйственного рыночного (экономического, правового, информационного,

психологического и политического) пространства в крупных регионах мира.

Сочетание этих двух направлений и обеспечиваете переход к более высокой,

эффективной и перспективной ступени мирохозяйственных отношений —

международной экономической интеграции.

С экономических позиций объективный фактор международной хозяйственной

интеграции — обеспечение лучших условий применения ограниченных ресурсов

(естественных и обретенных). Предпочтения здесь не заданы: характер и роль

приоритетных ресурсных факторов закономерно изменяются. Первоначально,

после Второй мировой войны, толчком для интеграционного развития стала

задача объединения прежде всего производственных ресурсов (энергоносителей,

металлургических мощностей и т.п.), как это было при создании общего рынка

в Западной Европе. Постепенно ядром международного интеграционного развития

становится технологическая сфера. В последнее время на важное место

выдвигается информационно-инжиниринговая деятельность. Это также

подтверждается практическим опытом ЕС (Европейского Сообщества, в настоящее

время — Европейского Союза).

Можно констатировать, что в современных условиях международная

экономическая интеграция — логический, закономерный результат

транснационализации микроэкономических и макроэкономических процессов. При

этом последняя "встраивается" в рыночные принципы мирохозяйственных

отношений.

4. Глобализация отношений в мире и МЭИ.

На современном этапе происходят глубокие изменения во всей системе

международных отношений. Существенной их чертой становится глобализация.

Обществоведы по разному трактуют суть этого явления. Согласие преобладающей

точке зрения, ни одно действие, ни один процесс в обществе (экономическое,

политическое, юридическое, социальное и т.д.) нельзя рассматривать

ограниченно только как таковое. Взаимосвязь взаимозависимость отдельных

акций и процессов усиливаются, необходимы учет и оценка обратного эффекта,

всех последствий как в близких, так и в более отдаленных сферах. Это

означает, что коммерческая трансакция в области мирохозяйственных связей

неизбежна затрагивает внутреннюю экономику, производство, социальные

отношения, демографию, экологию, политику и т.п. При этом степень такого

охвата различна, как не одинаков и обратный эффект. Из такого подхода

вытекает, что простая и даже комплексная, но лишь экономическая оценка

данной трансакции недостаточна. Необходим учет ее последствий хотя бы в

названных сферах. Тогда решение о трансакции потребует корректировки, и

возможно, окажется нецелесообразным. Несколько иная, ограничительная

трактовка глобализации, которая кажется пока более или менее приемлемой,

рассматривает взаимовлияния и обратные эффекты только в пределах

определенной сферы, в данном случае экономики, хотя обязательна во всех ее

секторах (внутренняя, внешняя, НИОКР, внедрение, производство, обращение,

потребление). Понятно, что процесс глобализации даже в таком понимании, а

тем более в широком, вносит новые серьезные моменты в МЭИ, в оценку ее роли

и места в современном мире. Глобализация и в узком смысле понятия — это не

однозначный процесс. В мирохозяйственных связях, МЭО он проявляется, в

постепенном втягивании в эту сферу отдельных их видов: внешней торговли,

движения капиталов, перемещения трудовых ресурсов и других факторов

производства, производственного, научного, технико-технологического,

инжинирингового и информационного сотрудничества. МЭИ означает продвижение

всех этих блоков, их более тесное переплетение в международных масштабах. В

то же время МЭИ приобретает основополагающее значение по отношению к другим

сферам. Масштабное, устойчивое и постоянное международное деловое

сотрудничество предопределяет заинтересованное, взаимовыгодное, открытое

человеческое общение, усиливает необходимость преодоления национальной

замкнутости и эгоизма. Создаются дополнительные предпосылки прозрачности

государственных границ, особенно в части формально-'

бюрократических и фискальных процедур. Настоятельной потребностью

становится формирование единого экономического, правового,

информационного пространства для свободной и эффективной

предпринимательской деятельности всех субъектов хозяйствования. Тем самым

имеются все основания утверждать, что МЭИ вполне вписывается в процесс

глобализации, составляя его важное ядро. Однако МЭИ, означающее

взаимоприспособление национальных экономик встраивание их в единый

воспроизводственный процесс, не может не затрагивать и не видоизменять

другие сферы международных отношений: развивается практика

межгосударственных (многосторонних и двусторонних) соглашений, создаются

надгосударственные структуры и органы согласованной международной системы

регулирования, применяются специальные механизмы

инструменты.

Изменяется также понимание места и роли МЭИ при расширительной трактовке

процесса глобализации, предполагающей учет и оценку взаимовлияний и

обратных эффектов всех сфер общественной, международной жизни. В этом

случае МЭИ становится действенным методом данного процесса, способствующим

решению вечной, всемирно-исторической задачи — возможно полного

удовлетворения духовных и материальных потребностей мирового сообщества.

2. Опыт, перспективы и проблемы международной экономической интеграции.

1. Этапы, сферы и механизмы международной экономической интеграции.

Переходу к интеграционному этапу мирохозяйственных связей предшествует ряд

стадий МЭИ, обусловленных количественными и качественными показателями их

развития. Это не только масштабы международной торговли — экономической

деятельности, но и охватываемые сферы, степень и устойчивость

взаимодействия национальных экономик.

В современной теории МЭИ различают пять ступеней или последовательных

этапов развития интеграционных процессов:

o зона свободной торговли;

o таможенный союз;

o единый или общий рынок;

o экономический союз;

o экономический и валютный союз.

Строго говоря, в настоящее время лишь одна международная интеграционная

группа стран прошла реально первые четыре из указанных этапов — ЕС. Другие

интеграционные группировки, а их несколько, пока прошли в своем развитии

первый и частично второй этапы. Для лучшего понимания необходимо

рассмотреть особенности каждого из этапов интеграционного развития МЭО,

сформулировать их определения, обозначить основные механизмы.

• Первой логической и хронологической ступенью является зона свободной

торговли (ЗСТ). В современном понимании это преференциальная зона, в

рамках которой поддерживается свободная от таможенных и количественных

ограничений международная торговля товарами. Как правило, конкретные

соглашения о соответствующих зонах предусматривают создание ЗСТ

промышленными товарами в течение ряда лет путем постепенной взаимной отмены

таможенных пошлин и других 1| нетарифных ограничений. По отношению к

сельскохозяйственным товарам либерализация носит ограниченный характер,

охватывает лишь некоторые позиции по таможенной номенклатуре. Такой подход

реализовывался при становлении ЕЭС, актуален он и в настоящее время в

Североамериканской ассоциации свободной торговли (НАФТА) и в Общем рынке

стран Южного конуса (МЕРКОСУР), о которых речь пойдет ниже. Соглашения о

создании ЗСТ, как правило, основаны на принципе взаимного моратория на

повышение пошлин Standstill. Это означает, что партнеры не могут в

одностороннем порядке повышать таможенные пошлины либо возводить новые

торговые барьеры. Случаи, при которых стороны могут увеличить уровень

таможенного обложения или применить специальные защитные меры, условия,

срок и действия, сфера распространения защитных мер, а также величина

пошлин предусматриваются в соглашениях о ЗСТ.

К положительным чертам таких соглашений следует отнести более стабильный и

предсказуемый характер торговой политики стран—участниц. Функционирование

ЗСТ позволяет странам более четко выполнять принятые на себя обязательства

в рамках "Уругвайского раунда", совершенствовать всю систему

внешнеэкономической

деятельности, более гибко приспосабливаться к международной практике.

Вместе с тем следует отметить, что взаимодействие стран—участниц ЗСТ,

регулирование деятельности в соответствующей области происходит без

создания постоянно действующих наднациональных систем управления или

принятия специальных общих решений. Все решения, как правило, принимаются

высшими должностными лицами стран-участниц по политическим проблемам и

руководителями министерств и ведомств (внешнеторговых, финансовых и др.) —

по экономическим. Эти решения уже на данной стадии должны носить

обязательный характер, обеспечивая скоординированность шагов и

обязательность сторон. С правовой точки зрения международные договоренности

обретают преференциальное по отношению к внутренним законодательным актам

положение.

Что касается сфер сотрудничества в рамках ЗСТ, то на начальном этапе это,

естественно, внешняя торговля.

При создании ЗСТ выявился и целый ряд негативных моментов, замедляющих

процесс сближения, но не имеющих разрушительного характера.

Создание ЗСТ приводит к усилению конкуренции на внутреннем рынке, что не

всегда благоприятно воздействует на качество и технический уровень изделий

отечественной промышленности. Либерализация импорта создает серьезную

угрозу для национальных производителей товаров, увеличивает опасность

банкротств тех из них, которые не выдерживают соперничества с более

конкурентоспособными и качественными импортными товарами. Без поддержки их

со стороны государства велика опасность того, что иностранные производители

вытеснят отечественных со своего же внутреннего рынка, несмотря на

применяемые средства защиты. Следует, однако, отметить, что возникает

опасность закрепления иностранных компаний в промышленных структурах

"страны пребывания".

• Следующей ступенью международной экономической интеграции является

таможенный союз (ТС) — соглашение двух или более государств об упразднении

таможенных пошлин в торговле, форма коллективного протекционизма. В

соответствии со ст. XIV ГАТТ таможенный союз предполагает замену нескольких

таможенных территорий одной при полной отмене таможенных пошлин внутри ТС и

создание единого внешнего таможенного тарифа.

Следует отметить, что в ряде изданий и публикаций определения ЗСТ и ТС

даются недостаточно корректно. Главное различие состоит в том, что в первом

случае предусматривается постепенное снижение таможенных пошлин, устранение

нетарифных барьеров и т.д. В конечном итоге ЗСТ призвана обеспечить

беспошлинную торговлю между странами-участницами. В ТС существует

беспошлинная торговля между странами членами и общий таможенный тариф по

отношению к странам, не входящим в союз. Современная трактовка § 4 ст. XXIV

ГАТТ гласит, что "ст. XXIV не предусматривает никакого руководящего начала

в том, что касается определения различия между понятиями ЗСТ и ТС".

Своеобразные правила игры устанавливаются самими членами ЗСТ, которые

продолжают следовать своей собственной внешнеторговой политике, а страны-

члены ТС ее координируют в первую очередь в части таможенно-тарифных правил

и процедур. ТС представляет собой более совершенную, чем ЗСТ,

интеграционную структуру. В рамках ТС происходят серьезные изменения И

структуре производства и потребления стран-участниц. Во-первых, проводя

единую внешнеторговую политику по отношению к таможенным тарифам, различные

внешние преференции, протекционизм и т.п., страны регулируют товарные

потоки с учетом уровня внешнего тарифа и результирующих цен. Это в свою

очередь дает толчок в переориентировке ресурсов, в потреблении и

производстве. По мнению некоторых западных специалистов интеграции, внутри

ТС производство "рационализируется в соответствии с теорией сравнительных

преимуществ".

Возможны два варианта развития событий: устанавливаемый на внешних границах

ТС внешний тариф на какой-либо товар может быть выше средневзвешенного

тарифа, существовавшего до возникновения данной интеграционной структуры,

или ниже. Если внешний тариф выше, то странам—членам ТС приходится

отказываться от более дешевого внешнего источника снабжения в пользу

внутрисоюзных ресурсов, более дорогих. Такие меры могут применяться исходя

из самых различных соображений, например, из стратегических посылок: страны

сообща решают приступить к интенсивной разработке новых материалов,

энергоносителей и т.д. с тем, чтобы уйти от внешней зависимости. Принятие

таких мер заставляет разработчиков технологий идти на проведение совместных

исследований, переориентирует потоки ресурсов, товаров, полуфабрикатов.

Производство внутри ТС вынуждено изыскивать дополнительные резервы и т.д.

Если внешний тариф устанавливается ниже, чем средневзвешенный тариф стран-

участниц ТС, то с учетом результирующих цен происходит переориентация их

внешней торговли на рынки третьих стран. Такие меры могут быть предприняты

для усиления конкуренции внутренних и внешних производителей, если

необходимо "подтолкнуть" собственного производителя к выпуску более

конкурентоспособной продукции. Таким образом, регулирование внешнеторгового

тарифа определенным образом влияет на развитие интеграционных процессов

внутри ТС. Опыт показывает, что регулирование внешнего тарифа в целом

благоприятно действует на развитие внутреннего рынка товаров и услуг.

Происходит снижение или замедление роста цен, усиливается конкуренция между

товаропроизводителями и поставщиками импортных товаров в рамках ТС. Большое

значение для ТС имеет наличие в составе союза одной-двух крупных держав.

Тогда проблемы ресурсов чисто технически решаются проще, нежели в рамках

ТС, объединяющих страны, бедные ресурсами. "Игра" с таможенным тарифом

позволяет создавать более приемлемые условия для привлечения иностранных

инвестиций, что также оказывает непосредственное воздействие на

экономический рост. Функционирование ТС требует изменений в подходе к

управлению интеграционными процессами. Как уже указывалось выше,

деятельность в рамках ЗСТ не обусловливает создание постоянно действующих

органов. Для ТС уже возникает необходимость в регулирующих институтах.

Во-первых, переход к единым таможенным пошлинам и совместному осуществлению

координационных мер требует существенного пересмотра подходов к развитию

многих отраслей национальной экономики в каждой стране. Во-вторых,

необходима координация развития отдельных отраслей на макроэкономическом

уровне, что ведет к появлению новых различных проблем в других сферах

деятельности. В-третьих, возникает потребность в переговорах по

согласованию не только таможенно-тарифной политики, но и координации или

приспособления внутренних рынков к возникающим общим интересам. В этой

связи встает вопрос о создании наднациональных органов, которые будут

разрабатывать, координировать, контролировать деятельность отдельных сфер

внешней торговли и производства. Реальные ТС вряд ли могут обойтись без

этого.

Необходимо отметить также следующее. Функционирование ТС отнюдь не

предполагает унификацию таможенно-тарифной политики для всего спектра

производимых и потребляемых товаров. В сферу интеграционной деятельности на

этом этапе постепенно попадают самые различные отрасли и секторы экономики.

Это вполне объяснимо, так как главную роль получает движение на

микроуровне, обеспечивающее производственную интеграцию. Интеграция

происходит и в валютно-финансовой области, но валютно-финансовое

сотрудничество, особенно на первых порах, не является авангардным. Оно

скорее играет роль обслуживающего фактора. Как правило, в рамках ТС

создаваемые финансовые институты, банки, страховые компании играют

второстепенную роль.

Как показывает практика, вне сферы ТС и его общей таможенно-тарифной

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.