скачать рефераты

МЕНЮ


Основные формы международных интеграционных объединений

были снижены пошлины и количественные ограничения на промышленные товары.

Беспошлинная торговля между этими странами базируется на системе сложных

правил, разработанных в зависимости от происхождения товара. Из-за

отсутствия единого таможенного тарифа внутри ЕАСТ свобода беспошлинной

торговли существует только для товаров, произведенных в странах-членах. В

1994 г. ЕАСТ и ЕС подписали соглашение об образовании «единого

экономического пространства» (ЕЭП), в которое из западноевропейских стран

не вошла только Швейцария. Основополагающий принцип соглашения — свободное

перемещение капиталов, товаров, услуг и физических лиц. Следует

подчеркнуть, что ЕЭП не является таможенным союзом. Входящие в него

государства в рамках структур ЕС и ЕАСТ не имеют ни единой торговой

политики, ни общих таможенных тарифов по отношению к третьим странам. ЕЭП

возглавляет Совет, состоящий из министров государств — участников

соглашения. Несмотря на высокий уровень развития входящих в нее государств

и взаимных экономических связей между ними, ЕАСТ не стала полноценной

интеграционной группировкой. Фактически она явилась своеобразным

«подготовительным классом» для новых членов ЕЭС/ЕС. В настоящее время

многие члены ЕАСТ рассматривают ее как потенциальную зону свободной

торговли между восточноевропейскими и западноевропейскими странами.

ЕАСТ приветствовала создание в начале 1996 г. центрально-европейской зоны

свободной торговли из 12 стран. Не исключено, что со временем эти

государства пополнят ряды ЕАСТ, членство в которой станет для них первым

шагом на пути в ЕС. Экономическая мощь ЕС, динамичность его расширения и

сильная зависимость отдельных стран Западной Европы от торговли с ним, в

ближайшем будущем поставят перед остальными странами альтернативу: либо

вступить в ЕС и частично отказаться от своего суверенитета, но зато

воспользоваться всеми возможностями крупнейших рынков мира, либо оставаться

в стороне, отрезать себе путь к участию в процессе объединения Запад ной

Европы со всеми отрицательными последствиями для собственной экономики.

2.3.3 Центральноевропейское соглашение о свободной торговле.

После прекращения деятельности интеграционной группировки бывших

социалистических государств — Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ)

бывшие члены этой организации не отказались от углубленного сотрудничества.

В 1990 г. они образовали свою интеграционную группировку — «Вышеградскую

тройку», в которую вошли Венгрия, Польша и Чехословакия. После распада

Чехословакии эта группировка преобразовалась в «Вышеградскую четверку». С 1

марта 1993 г. в рамках этой группировки вступило в силу

Центральноевропейское соглашение о свободной торговле (СЕФТА),

предусматривающее постепенное взаимное снижение пошлин. Этот шаг был

продиктован тем, что, несмотря на специальные «европейские соглашения» с ЕС

каждой из стран «Вышеградской четверки», их торгово-экономические отношения

развиваются в целом малоудовлетворительно. Поэтому для сохранения и

приумножения наработанных за последние десятилетия торгово-экономических

связей Центральной Европы и была создана эта интеграционная группировка.

При подписании договора в 1992 г. предполагалось ликвидировать все

таможенные барьеры между участвующими странами к 2001 г. Однако позднее

было принято решение ускорить этот процесс. Уже шесть государств

(дополнительно к учредителям присоединились Румыния и Словения) намерены

активизировать торговлю в регионе. С сентября 1995 г. СЕФТА приобрела

статус открытой организации. Важным принципом деятельности СЕФТА стало то,

что «внутренние рынки открываются не для конкуренции, а чтобы дополнять

друга друга». К договору может присоединиться любое государство при условии

его членства в ВТО и наличии у него договоров о свободной торговле с ЕС и

каждым из участников СЕФТА. По прогнозам экспертов, к началу XXI в. в СЕФТА

могут войти Болгария, Литва, Латвия, Эстония, Украина. Население,

проживающее в этой зоне, составит свыше 120 млн. человек. При этом только

30% товаров, циркулирующих в рамках СЕФТА, будет облагаться налогами. Уже

сейчас большая часть торговли промышленными товарами в рамках СЕФТА носит

свободный характер. Сложнее обстоит дело в сельскохозяйственном секторе. В

той или иной степени все страны «шестерки» пытаются защитить национальные

рынки от иностранных конкурентов. Помимо либерализации товарных рынков

(«видимых» товаров) стороны решают вопросы либерализации рынков услуг и

капитала.

Вместе с тем шесть государств СЕФТА отказались от принятого ранее

обязательства о взаимной поддержке в переговорах о вступлении в ЕС.

3. Направления и проблемы интеграционного развития на пространстве СНГ.

Экономика СССР развивалась как высокоинтегрированный комплекс, где взаимные

части были очень тесно связаны друг с другом, хотя внутрисоюзное разделение

труда отнюдь не всегда было оправданным с точки зрения развития

производительных сил. Разрыв сложившихся связей в результате распада СССР

был очень болезненным (по оценке, от 1/3 до 1/2 падения ВВП в

странах—членах СНГ в 1992-1995 гг. приходилось на последствия от разрушения

этих связей).

Сразу же после распада Советского Союза возникли интеграционные тенденции

среди бывших советских республик. На первом этапе они проявлялись в

попытках оградить, хотя бы частично прежнее единое экономическое

пространство от дезинтеграционных процессов. Эти попытки в первую очередь

затрагивали области, где прекращение связей оказывало особенно

неблагоприятное воздействие на состояние народного хозяйства (транспорт,

связь, поставки энергоносителей и т.п.). В дальнейшем, примерно с 1996—1997

гг. усилились стремления к интеграции на новых основах с учетом возникших

реалий.

Россия — естественное ядро СНГ. Из всех постсоветских республик на нее

приходится свыше 3/4 территории, почти 1/2 населения и около 2/3 ВВП.

2.4.1 Факторы экономической интеграции бывших советских республик

Интеграционные тенденции на постсоветском пространстве порождаются

следующими основными факторами:

o разделением труда, которое невозможно было изменить целиком за короткий

промежуток времени. Во многих случаях это вообще нецелесообразно,

поскольку сложившееся разделение труда в значительной степени

соответствовало природно-климатическим и историческим условиям развития;

o желанием широких масс населения в странах — членах СНГ поддерживать

достаточно тесные связи из-за смешанного населения, смешанных браков,

элементов общего культурного пространства, отсутствия языкового барьера,

заинтересованности в свободном перемещении людей и т.п.;

o технологической взаимозависимостью, едиными техническими нормами.

Однако интеграционные процессы наталкивались и на противоположные

тенденции, определявшиеся прежде всего стремлением правящих кругов в бывших

советских республиках упрочить недавно полученный суверенитет, укрепить

свою государственность. Это рассматривалось ими как безусловный приоритет,

и соображения экономической целесообразности отступали на второй план, если

интеграционные меры воспринимались как ограничение суверенитета. Однако

всякая интеграция, даже самая умеренная, предполагает передачу каких-то

прав единым органам интеграционного объединения, т.е. добровольное

ограничение суверенитета в определенных областях. Запад, с неодобрением

встречавший любые интеграционные процессы на постсоветском пространстве и

рассматривавший их как попытки «воссоздания СССР», сначала скрыто, а затем

и открыто начал активно противодействовать интеграции во всех ее формах.

Учитывая расту финансовую и политическую зависимость стран — членов СНГ от

Запада, это не могло не препятствовать интеграционным процессам.

Готовность бывших советских республик к интеграции была различной, что

определялось не столько экономическими, сколько политическими и даже

этническими факторами. С самого начала прибалтийские страны были против

участия в каких-либо структурах СНГ. Для них стремление дистанцироваться от

России и своего прошлого возможно дальше с целью упрочить свой суверенитет

и «войти в Европу» было доминирующим, несмотря на высокую

заинтересованность в поддержании и развитии экономических связей со

странами — членами СНГ. Сдержанное отношение к интеграции в рамках СНГ

отмечалось со стороны Украины, Грузии, Туркменистана и Узбекистана, более

положительно — со стороны Белоруссии, Армении, Киргизии и Казахстана.

Поэтому многие из них рассматривали СНГ прежде всего как механизм

«цивилизованного развода», стремясь осуществить его и укрепить собственную

государственность таким образом, чтобы минимизировать неизбежные потери от

нарушения сложившихся связей и избежать эксцессов. Задача реального

сближения стран отодвигалась на второй план. Отсюда и хроническое

неудовлетворительное выполнение принятых решений. Ряд стран пытались

использовать механизм интеграционной группировки для Достижения своих

политических задач. В частности, Грузия для борьбы с абхазским сепаратизмом

стремилась через СНГ установить экономическую и политическую блокаду

Абхазии.

Решение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ) было принято

президентами России, Белоруссии и Украины одновременно с подписанием

Беловежских соглашений о роспуске СССР в конце 1991 г. В дальнейшем к СНГ

присоединились все бывшие советские республики, кроме прибалтийских. В

Уставе определены цели Содружества: способствовать интеграции членов СНГ в

экономической, политической и гуманитарной областях, поддерживать и

развивать контакты и сотрудничество между людьми, государственными

институтами и предприятиями стран Содружества. СНГ — открытая организация

для присоединения других стран.

2.4.2 Структура органов СНГ

В соответствии с Уставом СНГ возникла разветвленная структура органов

Содружества:

Совет глав государств, в функции которого входит принятие основополагающих

принципиальных решений на уровне президентов;

Совет глав правительств, координирующий интеграционную политику на уровне

правительств в соответствии с указаниями президентов;

Совет министров иностранных дел. В его функции входит согласование позиции

стран — членов СНГ в отношениях с третьими странами в случае, если

правительства пришли к выводу о целесообразности такого согласования.

Министры иностранных дел также обсуждают вопросы налаживания механизма

дипломатических отношений в рамках Содружества;

Совет министров обороны, решающий вопросы взаимоотношений стран — членов

СНГ в военной сфере, в том числе об общих операциях по поддержанию мира,

помощи при строительстве национальных вооруженных сил, имущественных

отношениях в военной области, реализации соглашений о поставках вооружений

и материалов;

Совет командующих погранвойсками. Он согласовывает и реализует мероприятия

по совместной охране внешних границ Содружества в случае, если возникает

такая потребность, организует обустройство границ, взаимопомощь в обучении

погранвойск;

Межпарламентская ассамблея, состоящая из представителей парламентов стран —

членов СНГ. На своих сессиях она вырабатывает рекомендации по гармонизации

законов стран-членов по вопросам, затрагивающим взаимные связи, организует

обмен мнениями среди парламентариев относительно сотрудничества в рамках

СНГ;

Экономический суд, призванный разрешать межгосударственные споры стран —

членов СНГ, возникающие в процессе хозяйственных отношений.

Главным постоянным исполнительным и координирующим органом Содружества

согласно его Уставу должен был стать Координационно-консультативный комитет

(ККК) с местопребыванием в Минске. Однако по решению глав правительств в

1994 г. ККК фактически разделился на два органа: Исполнительный секретариат

(ИС) и Межгосударственный экономический комитет (МЭК). К ИС перешел весь

рабочий аппарат ККК, в то время как МЭК базировался на принципе

коллегиального руководства (каждая страна направляла в МЭК определенное

число своих представителей). В этом комитете проходят обсуждение и

подготовка основной части решений по экономическим вопросам сотрудничества.

Но так как ИС и МЭК не предусматривались в Уставе СНГ, это создавало

некоторую правовую незавершенность организационной структуры Содружества. К

тому же их функции не всегда были достаточно четко разграничены, что

приводит к частому дублированию работы.

В апреле 1999 г. Совет глав государств принял решение о частичной

реорганизации структуры органов СНГ: ККК и МЭК были преобразованы в

экономический совет с некоторой модификацией их функций; расширились

полномочия Исполнительного секретариата.

Помимо уставных главных органов СНГ была создана разветвленная система

органов более низкого уровня — отраслевых и проч. (около 60). Они

занимаются конкретными областями сотрудничества. Численность аппарата всех

этих структур достигла 2,5 тыс. человек, и он превратился в сложный

неповоротливый бюрократический механизм с невысоким коэффициентом полезного

действия.

2.4.3 Перспективы СНГ

По мере того как происходило становление собственной государственности, у

правящих кругов стран — членов СНГ уменьшались опасения, что интеграция

может повлечь за собой подрыв суверенитета. Возможности увеличения

поступлений в твердой валюте за счет дальнейшей переориентации топливно-

сырьевого экспорта на рынки третьих стран оказались постепенно

исчерпанными. Рост экспорта этих товаров отныне стал возможным в основном

за счет нового строительства и расширения мощностей, что требовало больших

капиталовложений и времени. Потенциал увеличения экспорта готовых изделий

за пределы СНГ крайне ограничен из-за низкой конкурентоспособности

продукции обрабатывающей промышленности и жесткой конкуренции на мировых

рынках. В то же время резервы расширения торговли между странами — членами

СНГ, особенно готовыми изделиями, остаются значительными. Технологическое

разделение труда и единые стандарты, унаследованные от советского периода,

известность изготовляемой продукции, характер общей инженерной подготовки

персонала и т.д. являются основой расширения взаимного обмена. Конечно, эта

продукция по качеству и техническому уровню очень часто ниже той, которая

продается на мировых рынках, да и межреспубликанское разделение труда

далеко не всегда было рациональным, но торговля в рамках СНГ позволяет

поддерживать часть производств. В дальнейшем повышать качество и

технический уровень продукции было бы легче на базе работающих предприятий,

чем начинать с нуля.

Мировой финансовый кризис, начавшийся с потрясений в странах Юго-Восточной

Азии в 1997 г., ухудшил перспективы для экспорта стран — членов СНГ, повлек

за собой валютные осложнения и дополнительные трудности в функционировании

валютного механизма в этих государствах. Эти процессы усилили поиски

компенсации и защиты от негативных явлений с помощью развития

сотрудничества в рамках СНГ.

Отрицательное воздействие на интеграционные процессы в СНГ оказал

финансовый кризис, начавшийся в России в августе 1998 г. Сильная

девальвация российского рубля и ухудшение функционирования платежного

механизма привели к осложнению внешнеторговых отношений в рамках

Содружества, что особенно затронуло экспорт стран — членов СНГ в Россию. В

наибольшей степени пострадали Белоруссия, Украина, Казахстан, Киргизия,

Молдавия. Почти все страны СНГ были вынуждены Девальвировать свои валюты,

хотя и не в такой степени, как Россия; уменьшились их валютные резервы,

усилились валютные ограничения, ослабли позиции рубля как валюты расчетов и

запасов. Тем не менее этот кризис не подорвал объективную

заинтересованность стран — членов СНГ в сохранении и дальнейшем Развитии

взаимных экономических связей.

Некоторое оживление и модификацию внесла в интеграционные процессы идея

«интеграции разных скоростей», т.е. создание союзов между странами с разной

степенью интегрированности и Разными сферами совместной деятельности.

Наиболее интенсивная интеграция в различных областях идет между Россией и

Белоруссией. Это объясняется высоким уровнем разделения труда и

взаимозависимости. Бедная природными ресурсами Белоруссия получает почти

все сырье и топливо (газ, нефть, прокат черных металлов, апатитовый

концентрат, синтетический каучук, соду и т.д.), а также технологическую

оснастку, многие виды машин и оборудования из России. В свою очередь

Белоруссия, обладающая развитыми машиностроительным и химическим

комплексами, поставляет в Россию пропашные тракторы и карьерные самосвалы

(соответственно 80 и 40% всего российского парка), холодильники, часы,

ткани, мотоциклы, некоторую уникальную продукцию для российского ВПК, в

значительных объемах — продовольствие. Свыше 1/2 всей внешней торговли

страны приходится на Россию. Почти 70% всей российской внешней торговли

проходит через территорию Белоруссии.

В 1996 г. был заключен Договор о союзе Беларуси и России, предусматривающий

широкий круг интеграционных мер. Помимо экономического сотрудничества

(отмена таможенных пошлин и других препятствий во взаимной торговле,

сближение налогообложения и др.), договор предусматривает признание

дипломов, полученных в обеих странах, уравнивание в правах граждан при

получении образования, трудоустройстве, сближение норм социального

обеспечения и т.п. Положительный эффект от реализации этого договора

очевиден: только в 1997 г. товарооборот между Россией и Белоруссией возрос

более чем на 30%, а в 1998 г. — примерно на 20%.

С 1995 г. начал формироваться Таможенный союз, куда вошли Россия,

Белоруссия, Казахстан, Таджикистан. В дальнейшем к нему присоединилась

Киргизия. Союз преследует цель создания единого таможенного пространства и

унификацию торговых режимов по отношению к третьим странам. Между странами-

участницами были достигнуты договоренности об отмене таможенных пошлин и

прочих, сборов во внешнеторговых операциях. Однако их реализация

столкнулась с серьезными трудностями как технического, так и экономического

характера: потребовался большой объем нормативной работы во всех странах;

при согласовании единого таможенного режима в отношении третьих стран

возникли существенные расхождения в интересах: все участники договора

неоднократно нарушали договоренности о согласовании своих позиций при

определении национального торгового режима по отношению к третьим странам.

Поэтому координация таможенной политики очень часто отсутствовала.

Ликвидация таможенного досмотра на внутренних границах стран — участниц

союза способствовала распространению контрабанды. Условия Таможенного союза

предусматривали постепенную унификацию хозяйственного права, согласование

валютной и денежно-кредитной политики. Объем необходимой работы оказался

очень большим, а интересы в конкретных областях не всегда совпадали,

поэтому результаты оказались меньше планировавшихся.

Таможенный союз в 1996 г. был дополнен «союзом четырех» (Россия, Казахстан,

Киргизия и Белоруссия), который охватывал сотрудничество в национальной и

гуманитарной областях (науке, образовании, культуре и др.). Предполагалось

гармонизировать не только экономическую, но и социальную политику.

Соглашение имело рамочный характер, на его базе должны были достигаться

договоренности в конкретных областях. Результаты были аналогичными итогам

реализации Таможенного союза.

Общие интересы в развитии регионального сотрудничества привели к заключению

Центрально-азиатского союза между Казахстаном, Узбекистаном, Киргизией и

Туркменистаном. Его Целью является координация политики в области экономики

и обороны. Целесообразность создания этого союза определялась стремлением

его участников упрочить свои позиции вовне с помощью координации политики в

областях, где имелись взаимные интересы, и интенсифицировать региональные

отношения, используя территориальную и культурную близость, исторические зи

и разделение труда, сложившееся еще в советские времена

(например, Киргизия и Таджикистан снабжались газом и углем из Узбекистана и

Казахстана, зерно поставлял Казахстан, значительная часть

сельскохозяйственной техники производилась для всего региона в Узбекистане

и т.д.). Все страны были заинтересованы в развитии региональной

транспортной сети.

Идет сближение между Украиной, Грузией, Азербайджаном и Молдавией, в основе

которого лежат общие интересы по созданию транспортного коридора на юге

бывшего СССР. Проблема поставок на внешние рынки нефти и газа из

Азербайджана, Туркмении и Казахстана превратилась в одну из ключевых для

экономического развития этих стран. Поддерживаемые Западом и Турцией, они

стремятся диверсифицировать пути транспортировки энергоносителей, в том

числе через Грузию и Украину. В свою очередь последние заинтересованы в

расширении своих доходов за счет транзита (Грузия) и получения

альтернативных источников снабжения энергоносителями (Украина). Пока

сближение между указанными странами еще не приняло сколько-нибудь четких

организационных форм.

Воздействие регионализации СНГ на общие интеграционные процессы в рамках

Содружества неоднозначно. С одной стороны, она дробит единое интеграционное

пространство, но, с другой стороны, означает мини-интеграцию на

постсоветском пространстве в тех случаях, когда общая интеграция

оказывается затруднительной. При определенных обстоятельствах «интеграция

разных скоростей» может даже способствовать интеграционным процессам в

целом, порождая «зоны кристаллизации», втягивая другие страны в общую

«ткань сотрудничества». Препятствия на этом пути те же самые, что и на

уровне всего Содружества: прежде всего нежелание ограничить свой

суверенитет и учитывать должным образом интересы партнеров, сомнения в

выгодности сближения.

За «интеграцией разных скоростей» стоят объективные интересы стран — членов

СНГ в различных областях. По-видимому, позитивные моменты в регионализации

СНГ все же преобладают, и они вполне могут сочетаться с общими

интеграционными процессами, а нередко и стимулировать их.

Окончательный результат взаимодействия интеграционных и интеграционных

процессов на постсоветском пространстве будет зависеть от многих причин, в

том числе от результатов реформ, состояния экономики, политики правящих

кругов стран — членов СНГ, осознания народами важности сближения, политики

третьих стран, других факторов, как в рамках СНГ, так и за его пределами.

Но главным фактором будут результаты развития российской экономики и

системных реформ в России — естественного интеграционного ядра СНГ.

Исторический опыт 90-х гг., несомненно, самых трудных в развитии стран —

членов СНГ, показал, что они нужны друг другу. Существенное сокращение

взаимного товарооборота по сравнению с межреспубликанскими поставками в

советский период, переориентация внешнеэкономических связей на третьи

страны не означают исчезновение объективной базы для интеграции в СНГ. Эти

изменения были естественной реакцией на несообразности прежнего разделения

труда, усугубленной трудностями трансформационного периода и особенностями

политического развития стран — членов СНГ. Но сейчас эта переориентация

завершается, и начинают все больше проявляться центростремительные

тенденции. Объективные предпосылки для более тесной интеграции, безусловно,

усилятся после завершения реформ, восстановления экономики в этих странах.

Заключение.

В заключении можно подвести некоторые итоги:

1. Международная экономическая интеграция — характерная особенность

современного этапа мировой экономики. В конце XX в. она стала мощным

инструментом ускоренного и гармоничного развития региональных экономик и

повышении конкурентоспособности на мировом рынке стран — участниц

интеграционных группировок.

2. Международная экономическая интеграция — это процесс срастания экономик

соседних стран в единый хозяйственный комплекс на основе устойчивых

экономических связей между их компаниями.

3. Классические формы международной экономической интеграции:

зоны свободной торговли, когда отменяются торговые ограничения

Между странами — участницами интеграционного объединения и прежде всего

снижаются или отменяются вообще таможенные пошлины; таможенный союз, когда

наряду с отменой внешнеторговых ограничений устанавливается единый

таможенный тариф и проводится единая внешнеторговая политика в отношении

третьих стран; общий рынок, знаменующийся подписанием договора,

охватывающего «четыре свободы» пересечения государственных границ — для

товаров, услуг, капитала и людей; экономический и валютный союз, когда

договоры о зоне свободной торговли, таможенном союзе и общем рынке

дополняются соглашениями о проведении общей экономической и валютной

политики, а также вводятся наднациональные институты управления

интеграционным объединением. Дальнейшее развитие и совершенствование форм

международной экономической интеграции, возможно, приведет к политическому

союзу, т.е. к превращению интеграционного объединения в конфедеративное

государство со всеми вытекающими последствиями, включая образование

центральных органов с еще большими полномочиями и властью, чем

наднациональные институты управления.

4. По ряду объективных, а также субъективных причин именно в Западной

Европе существует насущная потребность в развертывании интеграционных

процессов, которая привела к созданию ЕС.

5. Будучи экономическим, валютным и политическим союзом, ЕС безусловно

является наиболее развитой интеграционной группировкой в мире.

6. Единая валюта ЕС (евро) уже в ближайшие годы может во многом потеснить

доллар США в качестве международного платежно-расчетного средства.

7. Наиболее значимые и динамичные интеграционные группировки на

американском континенте — НАФТА и МЕРКОСУР, возможно, положат начало

всеамериканской зоне свободной торговли «от Аляски до Огненной Земли».

8. В настоящее время группировка АСЕАН, возросшая по количеству стран-

членов, пытается выйти из экономического кризиса прежде всего путем

структурной перестройки экономики входящих в нее стран.

9. Возрастает роль и число участников другой группировки Азиатско-

Тихоокеанского региона — АТЭС. Однозначно сформулировать пути ее развития

сложно, хотя на встречах в верхах оговаривались конкретные даты торгово-

экономического сотрудничества стран-участниц, например, создания зоны

свободной торговли и снятия барьеров в 15 секторах торгово-экономических

отношений.

10. Интеграция в СНГ опирается на такие объективные факторы, как

сложившиеся в прошлом разделение труда, технологическая взаимозависимость,

элементы общего культурно-цивилизационного пространства.

11. Главные препятствия интеграции — опасения в странах — членах СНГ

ограничить свой суверенитет, экономические трудности, незавершенность

строительства новой социально-экономической системы.

12. Организационные рамки интеграционных процессов определяются

разветвленной системой органов Содружества. Помимо этого заключено большое

число соглашений экономического, политического и гуманитарного характера

между отдельными странами — членами СНГ, целью которых является развитие

внутрирегионального сотрудничества («интеграция разных скоростей»).

13. Результаты интеграции в СНГ оказались противоречивыми: было достигнуто

множество договоренностей, но большинство из них не было выполнено. В то же

время Содружество не распалось и в целом доказало целесообразность своего

существования.

Список использованной литературы:

Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: Учебник.-

М.:Юристъ,2001.-368 с.

Фомичев В.И. Международная торговля:Учебник; 2-е изд.,перераб. и доп.-М.:

ИНФРА-М, 2000.-446 с.

Мировая экономика:Учебник / Под ред. проф. А.С.Булатова.-М.:Юристъ, 2000.-

734 с.

Международные экономические отношения. Интеграция:Учебн. Пособие для вузов/

Ю.А.Щербанин, К.Л.Рожков, В.Е.Рыбалкин, Г.Фишер.-М.:Банки и Биржи, ЮНИТИ,

1997.-128 с.

Краткий внешнеэкономический словарь-справочник.-М.:Международные отношения,

1996

АСЕАН: пути к эффективной интеграции // МЭ и МО, № 4, 1991

Ю. Шишков. НАФТА : истоки, надежды, перспективы // МЭ и МО. 1994. № 11. С.

125

Журавская Е.Г. Региональная интеграция в развивающемся мире:немарксистские

теории и реальность ( на примере АСЕАН).-М.: Наука, 1990.

Пебро М. Международные экономические, валютные и финансовые отношения. М.,

1994.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.