Основные формы международных интеграционных объединений
были снижены пошлины и количественные ограничения на промышленные товары.
Беспошлинная торговля между этими странами базируется на системе сложных
правил, разработанных в зависимости от происхождения товара. Из-за
отсутствия единого таможенного тарифа внутри ЕАСТ свобода беспошлинной
торговли существует только для товаров, произведенных в странах-членах. В
1994 г. ЕАСТ и ЕС подписали соглашение об образовании «единого
экономического пространства» (ЕЭП), в которое из западноевропейских стран
не вошла только Швейцария. Основополагающий принцип соглашения — свободное
перемещение капиталов, товаров, услуг и физических лиц. Следует
подчеркнуть, что ЕЭП не является таможенным союзом. Входящие в него
государства в рамках структур ЕС и ЕАСТ не имеют ни единой торговой
политики, ни общих таможенных тарифов по отношению к третьим странам. ЕЭП
возглавляет Совет, состоящий из министров государств — участников
соглашения. Несмотря на высокий уровень развития входящих в нее государств
и взаимных экономических связей между ними, ЕАСТ не стала полноценной
интеграционной группировкой. Фактически она явилась своеобразным
«подготовительным классом» для новых членов ЕЭС/ЕС. В настоящее время
многие члены ЕАСТ рассматривают ее как потенциальную зону свободной
торговли между восточноевропейскими и западноевропейскими странами.
ЕАСТ приветствовала создание в начале 1996 г. центрально-европейской зоны
свободной торговли из 12 стран. Не исключено, что со временем эти
государства пополнят ряды ЕАСТ, членство в которой станет для них первым
шагом на пути в ЕС. Экономическая мощь ЕС, динамичность его расширения и
сильная зависимость отдельных стран Западной Европы от торговли с ним, в
ближайшем будущем поставят перед остальными странами альтернативу: либо
вступить в ЕС и частично отказаться от своего суверенитета, но зато
воспользоваться всеми возможностями крупнейших рынков мира, либо оставаться
в стороне, отрезать себе путь к участию в процессе объединения Запад ной
Европы со всеми отрицательными последствиями для собственной экономики.
2.3.3 Центральноевропейское соглашение о свободной торговле.
После прекращения деятельности интеграционной группировки бывших
социалистических государств — Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ)
бывшие члены этой организации не отказались от углубленного сотрудничества.
В 1990 г. они образовали свою интеграционную группировку — «Вышеградскую
тройку», в которую вошли Венгрия, Польша и Чехословакия. После распада
Чехословакии эта группировка преобразовалась в «Вышеградскую четверку». С 1
марта 1993 г. в рамках этой группировки вступило в силу
Центральноевропейское соглашение о свободной торговле (СЕФТА),
предусматривающее постепенное взаимное снижение пошлин. Этот шаг был
продиктован тем, что, несмотря на специальные «европейские соглашения» с ЕС
каждой из стран «Вышеградской четверки», их торгово-экономические отношения
развиваются в целом малоудовлетворительно. Поэтому для сохранения и
приумножения наработанных за последние десятилетия торгово-экономических
связей Центральной Европы и была создана эта интеграционная группировка.
При подписании договора в 1992 г. предполагалось ликвидировать все
таможенные барьеры между участвующими странами к 2001 г. Однако позднее
было принято решение ускорить этот процесс. Уже шесть государств
(дополнительно к учредителям присоединились Румыния и Словения) намерены
активизировать торговлю в регионе. С сентября 1995 г. СЕФТА приобрела
статус открытой организации. Важным принципом деятельности СЕФТА стало то,
что «внутренние рынки открываются не для конкуренции, а чтобы дополнять
друга друга». К договору может присоединиться любое государство при условии
его членства в ВТО и наличии у него договоров о свободной торговле с ЕС и
каждым из участников СЕФТА. По прогнозам экспертов, к началу XXI в. в СЕФТА
могут войти Болгария, Литва, Латвия, Эстония, Украина. Население,
проживающее в этой зоне, составит свыше 120 млн. человек. При этом только
30% товаров, циркулирующих в рамках СЕФТА, будет облагаться налогами. Уже
сейчас большая часть торговли промышленными товарами в рамках СЕФТА носит
свободный характер. Сложнее обстоит дело в сельскохозяйственном секторе. В
той или иной степени все страны «шестерки» пытаются защитить национальные
рынки от иностранных конкурентов. Помимо либерализации товарных рынков
(«видимых» товаров) стороны решают вопросы либерализации рынков услуг и
капитала.
Вместе с тем шесть государств СЕФТА отказались от принятого ранее
обязательства о взаимной поддержке в переговорах о вступлении в ЕС.
3. Направления и проблемы интеграционного развития на пространстве СНГ.
Экономика СССР развивалась как высокоинтегрированный комплекс, где взаимные
части были очень тесно связаны друг с другом, хотя внутрисоюзное разделение
труда отнюдь не всегда было оправданным с точки зрения развития
производительных сил. Разрыв сложившихся связей в результате распада СССР
был очень болезненным (по оценке, от 1/3 до 1/2 падения ВВП в
странах—членах СНГ в 1992-1995 гг. приходилось на последствия от разрушения
этих связей).
Сразу же после распада Советского Союза возникли интеграционные тенденции
среди бывших советских республик. На первом этапе они проявлялись в
попытках оградить, хотя бы частично прежнее единое экономическое
пространство от дезинтеграционных процессов. Эти попытки в первую очередь
затрагивали области, где прекращение связей оказывало особенно
неблагоприятное воздействие на состояние народного хозяйства (транспорт,
связь, поставки энергоносителей и т.п.). В дальнейшем, примерно с 1996—1997
гг. усилились стремления к интеграции на новых основах с учетом возникших
реалий.
Россия — естественное ядро СНГ. Из всех постсоветских республик на нее
приходится свыше 3/4 территории, почти 1/2 населения и около 2/3 ВВП.
2.4.1 Факторы экономической интеграции бывших советских республик
Интеграционные тенденции на постсоветском пространстве порождаются
следующими основными факторами:
o разделением труда, которое невозможно было изменить целиком за короткий
промежуток времени. Во многих случаях это вообще нецелесообразно,
поскольку сложившееся разделение труда в значительной степени
соответствовало природно-климатическим и историческим условиям развития;
o желанием широких масс населения в странах — членах СНГ поддерживать
достаточно тесные связи из-за смешанного населения, смешанных браков,
элементов общего культурного пространства, отсутствия языкового барьера,
заинтересованности в свободном перемещении людей и т.п.;
o технологической взаимозависимостью, едиными техническими нормами.
Однако интеграционные процессы наталкивались и на противоположные
тенденции, определявшиеся прежде всего стремлением правящих кругов в бывших
советских республиках упрочить недавно полученный суверенитет, укрепить
свою государственность. Это рассматривалось ими как безусловный приоритет,
и соображения экономической целесообразности отступали на второй план, если
интеграционные меры воспринимались как ограничение суверенитета. Однако
всякая интеграция, даже самая умеренная, предполагает передачу каких-то
прав единым органам интеграционного объединения, т.е. добровольное
ограничение суверенитета в определенных областях. Запад, с неодобрением
встречавший любые интеграционные процессы на постсоветском пространстве и
рассматривавший их как попытки «воссоздания СССР», сначала скрыто, а затем
и открыто начал активно противодействовать интеграции во всех ее формах.
Учитывая расту финансовую и политическую зависимость стран — членов СНГ от
Запада, это не могло не препятствовать интеграционным процессам.
Готовность бывших советских республик к интеграции была различной, что
определялось не столько экономическими, сколько политическими и даже
этническими факторами. С самого начала прибалтийские страны были против
участия в каких-либо структурах СНГ. Для них стремление дистанцироваться от
России и своего прошлого возможно дальше с целью упрочить свой суверенитет
и «войти в Европу» было доминирующим, несмотря на высокую
заинтересованность в поддержании и развитии экономических связей со
странами — членами СНГ. Сдержанное отношение к интеграции в рамках СНГ
отмечалось со стороны Украины, Грузии, Туркменистана и Узбекистана, более
положительно — со стороны Белоруссии, Армении, Киргизии и Казахстана.
Поэтому многие из них рассматривали СНГ прежде всего как механизм
«цивилизованного развода», стремясь осуществить его и укрепить собственную
государственность таким образом, чтобы минимизировать неизбежные потери от
нарушения сложившихся связей и избежать эксцессов. Задача реального
сближения стран отодвигалась на второй план. Отсюда и хроническое
неудовлетворительное выполнение принятых решений. Ряд стран пытались
использовать механизм интеграционной группировки для Достижения своих
политических задач. В частности, Грузия для борьбы с абхазским сепаратизмом
стремилась через СНГ установить экономическую и политическую блокаду
Абхазии.
Решение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ) было принято
президентами России, Белоруссии и Украины одновременно с подписанием
Беловежских соглашений о роспуске СССР в конце 1991 г. В дальнейшем к СНГ
присоединились все бывшие советские республики, кроме прибалтийских. В
Уставе определены цели Содружества: способствовать интеграции членов СНГ в
экономической, политической и гуманитарной областях, поддерживать и
развивать контакты и сотрудничество между людьми, государственными
институтами и предприятиями стран Содружества. СНГ — открытая организация
для присоединения других стран.
2.4.2 Структура органов СНГ
В соответствии с Уставом СНГ возникла разветвленная структура органов
Содружества:
Совет глав государств, в функции которого входит принятие основополагающих
принципиальных решений на уровне президентов;
Совет глав правительств, координирующий интеграционную политику на уровне
правительств в соответствии с указаниями президентов;
Совет министров иностранных дел. В его функции входит согласование позиции
стран — членов СНГ в отношениях с третьими странами в случае, если
правительства пришли к выводу о целесообразности такого согласования.
Министры иностранных дел также обсуждают вопросы налаживания механизма
дипломатических отношений в рамках Содружества;
Совет министров обороны, решающий вопросы взаимоотношений стран — членов
СНГ в военной сфере, в том числе об общих операциях по поддержанию мира,
помощи при строительстве национальных вооруженных сил, имущественных
отношениях в военной области, реализации соглашений о поставках вооружений
и материалов;
Совет командующих погранвойсками. Он согласовывает и реализует мероприятия
по совместной охране внешних границ Содружества в случае, если возникает
такая потребность, организует обустройство границ, взаимопомощь в обучении
погранвойск;
Межпарламентская ассамблея, состоящая из представителей парламентов стран —
членов СНГ. На своих сессиях она вырабатывает рекомендации по гармонизации
законов стран-членов по вопросам, затрагивающим взаимные связи, организует
обмен мнениями среди парламентариев относительно сотрудничества в рамках
СНГ;
Экономический суд, призванный разрешать межгосударственные споры стран —
членов СНГ, возникающие в процессе хозяйственных отношений.
Главным постоянным исполнительным и координирующим органом Содружества
согласно его Уставу должен был стать Координационно-консультативный комитет
(ККК) с местопребыванием в Минске. Однако по решению глав правительств в
1994 г. ККК фактически разделился на два органа: Исполнительный секретариат
(ИС) и Межгосударственный экономический комитет (МЭК). К ИС перешел весь
рабочий аппарат ККК, в то время как МЭК базировался на принципе
коллегиального руководства (каждая страна направляла в МЭК определенное
число своих представителей). В этом комитете проходят обсуждение и
подготовка основной части решений по экономическим вопросам сотрудничества.
Но так как ИС и МЭК не предусматривались в Уставе СНГ, это создавало
некоторую правовую незавершенность организационной структуры Содружества. К
тому же их функции не всегда были достаточно четко разграничены, что
приводит к частому дублированию работы.
В апреле 1999 г. Совет глав государств принял решение о частичной
реорганизации структуры органов СНГ: ККК и МЭК были преобразованы в
экономический совет с некоторой модификацией их функций; расширились
полномочия Исполнительного секретариата.
Помимо уставных главных органов СНГ была создана разветвленная система
органов более низкого уровня — отраслевых и проч. (около 60). Они
занимаются конкретными областями сотрудничества. Численность аппарата всех
этих структур достигла 2,5 тыс. человек, и он превратился в сложный
неповоротливый бюрократический механизм с невысоким коэффициентом полезного
действия.
2.4.3 Перспективы СНГ
По мере того как происходило становление собственной государственности, у
правящих кругов стран — членов СНГ уменьшались опасения, что интеграция
может повлечь за собой подрыв суверенитета. Возможности увеличения
поступлений в твердой валюте за счет дальнейшей переориентации топливно-
сырьевого экспорта на рынки третьих стран оказались постепенно
исчерпанными. Рост экспорта этих товаров отныне стал возможным в основном
за счет нового строительства и расширения мощностей, что требовало больших
капиталовложений и времени. Потенциал увеличения экспорта готовых изделий
за пределы СНГ крайне ограничен из-за низкой конкурентоспособности
продукции обрабатывающей промышленности и жесткой конкуренции на мировых
рынках. В то же время резервы расширения торговли между странами — членами
СНГ, особенно готовыми изделиями, остаются значительными. Технологическое
разделение труда и единые стандарты, унаследованные от советского периода,
известность изготовляемой продукции, характер общей инженерной подготовки
персонала и т.д. являются основой расширения взаимного обмена. Конечно, эта
продукция по качеству и техническому уровню очень часто ниже той, которая
продается на мировых рынках, да и межреспубликанское разделение труда
далеко не всегда было рациональным, но торговля в рамках СНГ позволяет
поддерживать часть производств. В дальнейшем повышать качество и
технический уровень продукции было бы легче на базе работающих предприятий,
чем начинать с нуля.
Мировой финансовый кризис, начавшийся с потрясений в странах Юго-Восточной
Азии в 1997 г., ухудшил перспективы для экспорта стран — членов СНГ, повлек
за собой валютные осложнения и дополнительные трудности в функционировании
валютного механизма в этих государствах. Эти процессы усилили поиски
компенсации и защиты от негативных явлений с помощью развития
сотрудничества в рамках СНГ.
Отрицательное воздействие на интеграционные процессы в СНГ оказал
финансовый кризис, начавшийся в России в августе 1998 г. Сильная
девальвация российского рубля и ухудшение функционирования платежного
механизма привели к осложнению внешнеторговых отношений в рамках
Содружества, что особенно затронуло экспорт стран — членов СНГ в Россию. В
наибольшей степени пострадали Белоруссия, Украина, Казахстан, Киргизия,
Молдавия. Почти все страны СНГ были вынуждены Девальвировать свои валюты,
хотя и не в такой степени, как Россия; уменьшились их валютные резервы,
усилились валютные ограничения, ослабли позиции рубля как валюты расчетов и
запасов. Тем не менее этот кризис не подорвал объективную
заинтересованность стран — членов СНГ в сохранении и дальнейшем Развитии
взаимных экономических связей.
Некоторое оживление и модификацию внесла в интеграционные процессы идея
«интеграции разных скоростей», т.е. создание союзов между странами с разной
степенью интегрированности и Разными сферами совместной деятельности.
Наиболее интенсивная интеграция в различных областях идет между Россией и
Белоруссией. Это объясняется высоким уровнем разделения труда и
взаимозависимости. Бедная природными ресурсами Белоруссия получает почти
все сырье и топливо (газ, нефть, прокат черных металлов, апатитовый
концентрат, синтетический каучук, соду и т.д.), а также технологическую
оснастку, многие виды машин и оборудования из России. В свою очередь
Белоруссия, обладающая развитыми машиностроительным и химическим
комплексами, поставляет в Россию пропашные тракторы и карьерные самосвалы
(соответственно 80 и 40% всего российского парка), холодильники, часы,
ткани, мотоциклы, некоторую уникальную продукцию для российского ВПК, в
значительных объемах — продовольствие. Свыше 1/2 всей внешней торговли
страны приходится на Россию. Почти 70% всей российской внешней торговли
проходит через территорию Белоруссии.
В 1996 г. был заключен Договор о союзе Беларуси и России, предусматривающий
широкий круг интеграционных мер. Помимо экономического сотрудничества
(отмена таможенных пошлин и других препятствий во взаимной торговле,
сближение налогообложения и др.), договор предусматривает признание
дипломов, полученных в обеих странах, уравнивание в правах граждан при
получении образования, трудоустройстве, сближение норм социального
обеспечения и т.п. Положительный эффект от реализации этого договора
очевиден: только в 1997 г. товарооборот между Россией и Белоруссией возрос
более чем на 30%, а в 1998 г. — примерно на 20%.
С 1995 г. начал формироваться Таможенный союз, куда вошли Россия,
Белоруссия, Казахстан, Таджикистан. В дальнейшем к нему присоединилась
Киргизия. Союз преследует цель создания единого таможенного пространства и
унификацию торговых режимов по отношению к третьим странам. Между странами-
участницами были достигнуты договоренности об отмене таможенных пошлин и
прочих, сборов во внешнеторговых операциях. Однако их реализация
столкнулась с серьезными трудностями как технического, так и экономического
характера: потребовался большой объем нормативной работы во всех странах;
при согласовании единого таможенного режима в отношении третьих стран
возникли существенные расхождения в интересах: все участники договора
неоднократно нарушали договоренности о согласовании своих позиций при
определении национального торгового режима по отношению к третьим странам.
Поэтому координация таможенной политики очень часто отсутствовала.
Ликвидация таможенного досмотра на внутренних границах стран — участниц
союза способствовала распространению контрабанды. Условия Таможенного союза
предусматривали постепенную унификацию хозяйственного права, согласование
валютной и денежно-кредитной политики. Объем необходимой работы оказался
очень большим, а интересы в конкретных областях не всегда совпадали,
поэтому результаты оказались меньше планировавшихся.
Таможенный союз в 1996 г. был дополнен «союзом четырех» (Россия, Казахстан,
Киргизия и Белоруссия), который охватывал сотрудничество в национальной и
гуманитарной областях (науке, образовании, культуре и др.). Предполагалось
гармонизировать не только экономическую, но и социальную политику.
Соглашение имело рамочный характер, на его базе должны были достигаться
договоренности в конкретных областях. Результаты были аналогичными итогам
реализации Таможенного союза.
Общие интересы в развитии регионального сотрудничества привели к заключению
Центрально-азиатского союза между Казахстаном, Узбекистаном, Киргизией и
Туркменистаном. Его Целью является координация политики в области экономики
и обороны. Целесообразность создания этого союза определялась стремлением
его участников упрочить свои позиции вовне с помощью координации политики в
областях, где имелись взаимные интересы, и интенсифицировать региональные
отношения, используя территориальную и культурную близость, исторические зи
и разделение труда, сложившееся еще в советские времена
(например, Киргизия и Таджикистан снабжались газом и углем из Узбекистана и
Казахстана, зерно поставлял Казахстан, значительная часть
сельскохозяйственной техники производилась для всего региона в Узбекистане
и т.д.). Все страны были заинтересованы в развитии региональной
транспортной сети.
Идет сближение между Украиной, Грузией, Азербайджаном и Молдавией, в основе
которого лежат общие интересы по созданию транспортного коридора на юге
бывшего СССР. Проблема поставок на внешние рынки нефти и газа из
Азербайджана, Туркмении и Казахстана превратилась в одну из ключевых для
экономического развития этих стран. Поддерживаемые Западом и Турцией, они
стремятся диверсифицировать пути транспортировки энергоносителей, в том
числе через Грузию и Украину. В свою очередь последние заинтересованы в
расширении своих доходов за счет транзита (Грузия) и получения
альтернативных источников снабжения энергоносителями (Украина). Пока
сближение между указанными странами еще не приняло сколько-нибудь четких
организационных форм.
Воздействие регионализации СНГ на общие интеграционные процессы в рамках
Содружества неоднозначно. С одной стороны, она дробит единое интеграционное
пространство, но, с другой стороны, означает мини-интеграцию на
постсоветском пространстве в тех случаях, когда общая интеграция
оказывается затруднительной. При определенных обстоятельствах «интеграция
разных скоростей» может даже способствовать интеграционным процессам в
целом, порождая «зоны кристаллизации», втягивая другие страны в общую
«ткань сотрудничества». Препятствия на этом пути те же самые, что и на
уровне всего Содружества: прежде всего нежелание ограничить свой
суверенитет и учитывать должным образом интересы партнеров, сомнения в
выгодности сближения.
За «интеграцией разных скоростей» стоят объективные интересы стран — членов
СНГ в различных областях. По-видимому, позитивные моменты в регионализации
СНГ все же преобладают, и они вполне могут сочетаться с общими
интеграционными процессами, а нередко и стимулировать их.
Окончательный результат взаимодействия интеграционных и интеграционных
процессов на постсоветском пространстве будет зависеть от многих причин, в
том числе от результатов реформ, состояния экономики, политики правящих
кругов стран — членов СНГ, осознания народами важности сближения, политики
третьих стран, других факторов, как в рамках СНГ, так и за его пределами.
Но главным фактором будут результаты развития российской экономики и
системных реформ в России — естественного интеграционного ядра СНГ.
Исторический опыт 90-х гг., несомненно, самых трудных в развитии стран —
членов СНГ, показал, что они нужны друг другу. Существенное сокращение
взаимного товарооборота по сравнению с межреспубликанскими поставками в
советский период, переориентация внешнеэкономических связей на третьи
страны не означают исчезновение объективной базы для интеграции в СНГ. Эти
изменения были естественной реакцией на несообразности прежнего разделения
труда, усугубленной трудностями трансформационного периода и особенностями
политического развития стран — членов СНГ. Но сейчас эта переориентация
завершается, и начинают все больше проявляться центростремительные
тенденции. Объективные предпосылки для более тесной интеграции, безусловно,
усилятся после завершения реформ, восстановления экономики в этих странах.
Заключение.
В заключении можно подвести некоторые итоги:
1. Международная экономическая интеграция — характерная особенность
современного этапа мировой экономики. В конце XX в. она стала мощным
инструментом ускоренного и гармоничного развития региональных экономик и
повышении конкурентоспособности на мировом рынке стран — участниц
интеграционных группировок.
2. Международная экономическая интеграция — это процесс срастания экономик
соседних стран в единый хозяйственный комплекс на основе устойчивых
экономических связей между их компаниями.
3. Классические формы международной экономической интеграции:
зоны свободной торговли, когда отменяются торговые ограничения
Между странами — участницами интеграционного объединения и прежде всего
снижаются или отменяются вообще таможенные пошлины; таможенный союз, когда
наряду с отменой внешнеторговых ограничений устанавливается единый
таможенный тариф и проводится единая внешнеторговая политика в отношении
третьих стран; общий рынок, знаменующийся подписанием договора,
охватывающего «четыре свободы» пересечения государственных границ — для
товаров, услуг, капитала и людей; экономический и валютный союз, когда
договоры о зоне свободной торговли, таможенном союзе и общем рынке
дополняются соглашениями о проведении общей экономической и валютной
политики, а также вводятся наднациональные институты управления
интеграционным объединением. Дальнейшее развитие и совершенствование форм
международной экономической интеграции, возможно, приведет к политическому
союзу, т.е. к превращению интеграционного объединения в конфедеративное
государство со всеми вытекающими последствиями, включая образование
центральных органов с еще большими полномочиями и властью, чем
наднациональные институты управления.
4. По ряду объективных, а также субъективных причин именно в Западной
Европе существует насущная потребность в развертывании интеграционных
процессов, которая привела к созданию ЕС.
5. Будучи экономическим, валютным и политическим союзом, ЕС безусловно
является наиболее развитой интеграционной группировкой в мире.
6. Единая валюта ЕС (евро) уже в ближайшие годы может во многом потеснить
доллар США в качестве международного платежно-расчетного средства.
7. Наиболее значимые и динамичные интеграционные группировки на
американском континенте — НАФТА и МЕРКОСУР, возможно, положат начало
всеамериканской зоне свободной торговли «от Аляски до Огненной Земли».
8. В настоящее время группировка АСЕАН, возросшая по количеству стран-
членов, пытается выйти из экономического кризиса прежде всего путем
структурной перестройки экономики входящих в нее стран.
9. Возрастает роль и число участников другой группировки Азиатско-
Тихоокеанского региона — АТЭС. Однозначно сформулировать пути ее развития
сложно, хотя на встречах в верхах оговаривались конкретные даты торгово-
экономического сотрудничества стран-участниц, например, создания зоны
свободной торговли и снятия барьеров в 15 секторах торгово-экономических
отношений.
10. Интеграция в СНГ опирается на такие объективные факторы, как
сложившиеся в прошлом разделение труда, технологическая взаимозависимость,
элементы общего культурно-цивилизационного пространства.
11. Главные препятствия интеграции — опасения в странах — членах СНГ
ограничить свой суверенитет, экономические трудности, незавершенность
строительства новой социально-экономической системы.
12. Организационные рамки интеграционных процессов определяются
разветвленной системой органов Содружества. Помимо этого заключено большое
число соглашений экономического, политического и гуманитарного характера
между отдельными странами — членами СНГ, целью которых является развитие
внутрирегионального сотрудничества («интеграция разных скоростей»).
13. Результаты интеграции в СНГ оказались противоречивыми: было достигнуто
множество договоренностей, но большинство из них не было выполнено. В то же
время Содружество не распалось и в целом доказало целесообразность своего
существования.
Список использованной литературы:
Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: Учебник.-
М.:Юристъ,2001.-368 с.
Фомичев В.И. Международная торговля:Учебник; 2-е изд.,перераб. и доп.-М.:
ИНФРА-М, 2000.-446 с.
Мировая экономика:Учебник / Под ред. проф. А.С.Булатова.-М.:Юристъ, 2000.-
734 с.
Международные экономические отношения. Интеграция:Учебн. Пособие для вузов/
Ю.А.Щербанин, К.Л.Рожков, В.Е.Рыбалкин, Г.Фишер.-М.:Банки и Биржи, ЮНИТИ,
1997.-128 с.
Краткий внешнеэкономический словарь-справочник.-М.:Международные отношения,
1996
АСЕАН: пути к эффективной интеграции // МЭ и МО, № 4, 1991
Ю. Шишков. НАФТА : истоки, надежды, перспективы // МЭ и МО. 1994. № 11. С.
125
Журавская Е.Г. Региональная интеграция в развивающемся мире:немарксистские
теории и реальность ( на примере АСЕАН).-М.: Наука, 1990.
Пебро М. Международные экономические, валютные и финансовые отношения. М.,
1994.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|