скачать рефераты

МЕНЮ


Основные формы международных интеграционных объединений

политики остаются такие крупные направления, как оборонная

промышленность, отдельные отрасли энергетики и др.

• Качественно более высокой ступенью интеграции является единый рынок (ЕР).

К настоящему времени этот этап интеграционного развития реализован в

Европейском Союзе, на основе опыта которого могут быть сделаны практические

выводы и оценки. Не исключено, что в перспективе, по мере продвижения

вперед других подобных интеграционных структур, возникнут новые ситуации,

присущие этим группировкам, которые будут иметь определенные отличия от

практики ЕС. Перерастание ТС в единый рынок обусловливается как чисто

экономическими факторами, так и политическими. (Кстати, данное положение

будет верно и для последующих эволюционных преобразований других

интеграционных группировок, а не только для ЕС.) Несмотря на исчезновение в

определенной мере тарифных препятствий по обмену, существуют и нетарифные:

различия в технических нормах, законодательная защита национальных марок

товаров и т.д. Именно при создании ТС, например в Европе, не предвиделось

возникновения подобных трудностей. В период особенно слабого роста вставал

вопрос о национальных интересах и т.д. Эксперты подчеркивают, что создание

"действительно единого" внутреннего рынка требует гармонизации большого

количества законодательств и норм, касающихся многих сфер деятельности.

Опыт показывает, что согласование широкого круга вопросов является весьма

сложным делом и добиться консенсуса удается не всегда. Для достижения

успеха необходимы новые подходы и методы в управлении, значительное

усиление наднациональных интересов. Для создания ЕР необходимо реализовать

6-7 обязательных крупных задач, что невозможно осуществить в рамках ТС.

Однако именно ТС, во-первых, упраздняя таможенные пошлины между

государствами-членами и, во-вторых, разрабатывая единую торговую политику

по отношению к третьим странам, создает предпосылки перехода к ЕР. Для

создания ЕР это недостаточно. Третья задача — разработка общей политики

развития отдельных отраслей и секторов экономики. Выбор их должен

осуществляться исходя из того, насколько это важно для последующего

закрепления интеграции, каков будет социальный резонанс после принятия

соответствующих мер, как это отразится на нуждах и потребностях конкретного

потребителя. Не случайно в ЕС при переходе к ЕР в качестве избранных сфер

были определены сельское хозяйство и транспорт. Четвертая задача — создание

условий для свободного движения капитала, рабочей силы, услуг и информации,

дополняющих беспрепятственное перемещение товаров. Необходимо обозначить и

следующую пятую задачу, решаемую при создании ЕР: формирование общих фондов

содействия социальному и региональному развитию, что подразумевает

"поворот" непосредственно к интересам и нуждам потребителя, ориентацию на

удовлетворение "потребностей на местах", позволяющую реально ощутить

преимущества интеграционных процессов. Эти экономические шаги обусловливают

согласование серьезных мер по гармонизации и унификации национальных

законов. При этом особое место отводится введению системы мер,

предотвращающих нарушения норм, регулирующих конкуренцию. Естественно, тем

самым предопределялась необходимость формирования специальных, в том числе

наднациональных, органов управления и контроля. В ЕС это — Европарламент,

Совет Министров, Еврокомиссия, Суд, Европейский Совет. Другие

интеграционные группировки, вероятно, будут иметь иные органы управления и

контроля. Задачи, которые, как свидетельствует опыт ЕС, предстоит решать

интеграционным группировкам, потребуют создания и использования

соответствующего инструментария. Не исключено, что проведение политики в

рамках ЕР, как это видится с позиций ЕС, будет осуществляться с помощью уже

"наработанного" инструментария, который заключается в следующем:

1. Регламенты, представляющие собой законы, являются обязательными к

применению в государствах-членах.

2. Директивы, адресуемые государствам-членам, обязательны для

исполнения, но при этом каждой из стран предоставляется свобода выбора форм

и методов , для их выполнения.

3. Решения обязательного характера, предписывающие совершение определенных

действий государству-члену группировки, юридическому или физическому лицу в

области конкурентной политики. Согласно исходному тезису, политика в

области конкуренции — крайне существенное звено в интеграционной "системе

обеспечения", поэтому именно эти решения должны обязательно выполняться.

4. Рекомендации и заключения, не имеющие обязательной силы.

• Строительство ЕР должно завершиться созданием подлинно единого

экономического, правового и информационного пространства и дать импульс для

перехода интеграционной группировки к качественно новой ступени —

экономическому союзу (ЭС). Следует сразу же заметить, что теоретических

разработок, касающихся механизмов и инструментов ЭС, немного. Практически

отсутствует опыт для обобщений и выводов. Как известно, в Европе ЕР был

создан к началу 1993 г. Сразу же была поставлена задача создания

Экономического и Валютного Союза (ЭВС), причем в короткие сроки, к началу

1999 г.

Функционирование ЭС в настоящее время в схематичном виде выглядит следующим

образом. Основные направления политики стран-членов и Союза определяются

совместно в виде решений Совета Министров стран-членов, который также

следит за ходом экономического развития каждой страны и Союза в целом. При

несоответствии экономической политики какой-либо из стран основным

направлениям ЕС или в случае, если ее проведение препятствует нормальному

функционированию ЭС, Совет Министров принимает необходимые меры. Так,

например, страны-члены должны избегать чрезмерного дефицита

государственного бюджета, и за этим установлен контроль.

Что касается Валютного Союза, то с началом последнего этапа формирования

ЭВС предусматривается проведение единой валютной политики, введение единой

валюты — ЕВРО, создание нового института — Единого Центрального Банка,

который вместе с Центральными банками стран-членов образует Единую систему

центральных банков стран, входящих в ЭВС.

2. Опыт интеграционного развития в отдельных регионах мира.

2.2.1 Зона свободной торговли в Центральной Европе.

В начале 90-х годов страны Центральной Европы (Венгрия, Польша, Словакия и

Чехия) активно включились в широко идущие на Европейском континенте

процессы либерализации внешней торговли, используя для этого, в частности,

создание зоны свободной торговли. В основе проявленной инициативы странами

Центральной Европы (ЦЕИ — Центральноевропейская инициатива, в

дипломатической практике распространена и данная аббревиатура) по созданию

зоны свободной торговли лежит стремление к включению в экономическую и

политическую систему Европейского Союза в целях решения целого комплекса

взаимосвязанных проблем.

В декабре 1992 г. эти четыре страны подписали Центральноевропейское

соглашение о свободной торговле (СЕРТА или, как указано выше, ЦЕИ), к

которому с января 1996 г. присоединилась Словения. Соглашение

предусматривает создание зоны свободной торговли промышленными товарами в

течение ряда лет со дня их принятия путем постепенной взаимной отмены

таможенных пошлин и других нетарифных ограничений.

В отношении сельскохозяйственных товаров либерализация носит ограниченный

характер (охватывает некоторые продукты и касается частичного сокращения

таможенных пошлин и других барьеров). Такое положение обусловлено большими

различиями в уровне и объемах сельскохозяйственного производства в странах

ЦЕИ.

Соглашение основано на упомянутом принципе Standstill, когда партнеры не

могут в одностороннем порядке повышать таможенные пошлины либо вводить

новые торговые барьеры. В то же время соглашением предусмотрен ряд случаев,

при которых стороны могут увеличить ставки таможенного обложения или

применить специальные защитные меры. Условия, срок действия, сфера

распространения защитных мер, равно как и максимальная величина пошлин и

темп их либерализации четко регулируются соглашением.

Центральноевропейское соглашение предусматривает создание зоны свободной

торговли за четыре года. Ускоренный темп снятия тарифных и нетарифных

барьеров в рамках CEFTA направлен на постепенную адаптацию национальных

производителей в странах "четверки" к растущей конкуренции на внутреннем

рынке с товарами примерно равного качества и технического уровня.

Либерализация торговли сельскохозяйственными товарами в рамках CEFTA в

результате существенных изменений первоначального соглашения, вступивших в

силу с 1 июля 1994 г., носит более широкий характер.

Страны Центральной Европы намерены создать зону свободной торговли

сельскохозяйственной продукцией с учетом практики реализации

договоренностей в 1996 г.

Положительным итогом выполнения соглашения ом свободной торговле является

стабильный и предсказуемый характер, который приобрела торговая политика

стран Центрально-европейского региона. Запрет одностороннего повышения

таможенных пошлин, закреп ленный соглашением, гарантирует национальным

производителям и иностранным инвесторам, использующим импортное сырье,

материалы и комплектующие изделия, стабильные условия деятельности на

национальных рынках централ внеевропейских стран.

В результате поэтапного снижения импортных пошлин на основе реализации

соглашения о свободной торговле и договоренностей "Уругвайского раунда"

можно ожидать в последующем ускоренного роста импорта этих стран по

сравнению с экспортом, так как его либерализация была осуществлена ранее.

Это в свою очередь может увеличить торговый дефицит стран Центральной

Европы с развитыми европейскими странами.

За время действия соглашения о свободной торговлей стороны в умеренной

степени пользовались дополнительными средствами зашиты внутреннего рынка на

основании оговорок, допускающих временный отход от согласованного графика

либерализации.

Заключение соглашения о свободной торговле в сочетании с присоединением к

решениям "Уругвайского раунда" поставило со всей остротой проблему

повышения конкурентоспособности изделий стран ЦЕ. Если за льготный период

(до полного создания зоны свободной торговли) страны региона не смогут

расширить производство и экспорт конкурентоспособных товаров, то в мировой

экономике они сохранят свое положение как поставщиков главным образом

энерго- и металлоемких изделий с невысоким уровнем обработки и

экологически вредных продуктов. В настоящее время развитие экспорта стран

Центральной Европы сдерживается не столько внешними барьерами, сколько

внутренними трудностями, которые являются результатом перестройки их

экономики.

проблем развития экспорта, повышения конкурентоспособности промышленных

товаров, изменения структуры экономики. Полное использование возможностей,

предоставленных соглашением, тормозится Соглашение создало лишь

благоприятные торгово-экономические условия для развития экспорта стран

Центральной Европы, однако только либерализация внешнеэкономической сферы

оказалась недостаточной для решения внутренними трудностями, значение

которых в последнее время возросло.

2.2.2 Североамериканская ассоциация свободной торговли

Другим практическим примером международной интеграции является

Североамериканская ассоциация свободной торговли (НАФТА). Было подписано

Соглашение между США, Канадой и Мексикой о Североамериканской ассоциации

свободной торговли, вступившее в силу 1 января 1994 г. Если

проанализировать суть основных положений Соглашения и сравнить с

основополагающими посылками документов Евросоюза, то очевидно главное:

демонтируются не только таможенные барьеры, НАФТА открывает путь к созданию

единого континентального рынка для свободного передвижения товаров, услуг,

капитала и рабочей силы. По подсчетам специалистов не исключено, что уже

через 15 лет произойдет слияние трех национальных рынков и сформируется

зона свободной торговли с населением более 375 млн. человек. Следует вместе

с тем иметь в виду, что в рамках НАФТА пока не созданы специальные органы,

регулирующие сотрудничества, аналогичные существующим в ЕС (Комиссия, Суд,

Парламент и т.д.). Не исключено, что в процессе сотрудничества появятся

иные, чем в ЕС, механизмы, что, впрочем, будет продиктовано необходимостью.

Создание НАФТА было в большей мере инициировано решениями политиков, хотя

значение экономических императивов при этом нисколько не приуменьшается. В

начале 90-х годов с окончанием "холодной войны" радикальным образом

изменилась военно-политическая и экономическая ситуация в мире:

исчезли ОВД, СЭВ, резко ослабли военно-стратегические и экономические

позиции России и других республик бывшего СССР. В новых условиях все чаще

проявляются попытки и намерения Западной Европы, Японии, стран АТР выйти из-

под американского зонтика, канализировать средства на укрепление

экономической мощи. Материалы последних лет свидетельствуют о сравнимости

суммарных экономических и научно-технических потенциалов стран ряда

регионов с аналогичными показателями США. Как отмечалось выше, ЕС после

сравнительно долгого периода становления интеграции в начале 90-х

годов приступил к политике "резкого форсажа", направленной на

углубление и расширение интеграции. В то же время отмечается стремительный

рост экономической мощи Японии и ряда стран Юго-Восточной Азии.

Активизировалась деятельность организации Азиатско-Тихоокеанского

экономического сотрудничества, просматривается курс Японии на создание

своего рода азиатского общего рынка, идут переговоры о создании Восточно-

азиатского экономического сообщества и т.д. Такая эволюция событий в

мировой экономической жизни не могла не насторожить США, не заставить его

предпринять действенные меры с тем, чтобы предупредить возможные

негативные последствия.

Ведущую роль в развитии интеграции на североамериканском пространстве,

безусловно, принадлежит США, которые на протяжении многих лет через свои

компании активно внедрялись в экономику соседей. В период подавляющего

преимущества американской экономики на континенте, беспрекословного

лидерства на мировых рынках США не слишком нуждались в развитии

интеграционных процессов на своем континенте. Смена обстановки в мире

объективно поставила перед ними такую задачу,

Помимо аргументов политического характера, каждая страна—участница

Соглашения имеет свои экономически обоснованные причины участия в НАФТА.

Так, по мнению американских экспертов, увеличение экспорта приведет к росту

числа рабочих мест (кстати, эти расчеты уже оправдались, несмотря на

сравнительно короткий промежуток времени). Большие надежды связываются с

процессом перенесения на мексиканскую территорию трудоемких, материалоемких

и других дорогостоящих производств, что должно существенно повлиять на

снижение издержек и тем самым повысить конкурентоспособность американских

товаров. Американские политологи-экономисты считают НАФТА своеобразным

трамплином для более глубокого проникновения в экономику латиноамериканских

стран на качественно новых условиях, например, партнера, а не

"эксплуататора".

Отличительными особенностями НАФТА является то, что оно распространяется на

огромную территорию с населением 370 млн. человек и очень мощным, особенно

благодаря США, экономическим потенциалом. Североамериканская интеграция

носит асимметричный характер (асимметрия развития и асимметрия

интенсивности 1вустороннихторгово-экономических отношений), поскольку, с

одной стороны, НАФТА заключили такие развитые державы, как США и Канада, а

с другой — Мексика, обладающая большим экономическим и демографическим

потенциалом, но все-таки относящаяся к развивающимся странам. Кроме того,

по своему потенциалу северный и южный партнеры многократно уступают США

(см. таблицу № 1 приложения).

Экономика Канады тесно связана с экономикой США. Доля США во внешнеторговом

обороте Канады составляет около 70% и, наоборот, доля Канады —20%. Это

очень высокий показатель, если учесть, что в самой интегрированной

группировке, в ЕС, доля Германии во внешнеторговом обороте Франции

составляет менее 20%, а доля Франции — чуть выше 10%. Вместе с тем лишь в

конце 80-х годов канадцы пришли к выводу о наступлении сравнительно

благоприятных условий для углубления интеграционных процессов с США, имея в

виду тот факт, что эффективность канадских фирм стала приближаться к

аналогичному показателю для американских. Возможная экономическая выгода

после ликвидации таможенных барьеров была предварительно, скрупулезно

подсчитана, в частности, для обрабатывающей и добывающей промышленности.

Правительство Канады считает, что участие в НАФТА позволит более тесно

приобщиться к выпуску наукоемкой продукции, повысить прибыль, так как

оплата труда в Канаде выше, чем у партнеров по группировке. Следует

отметить, что в Канаде насчитывается много противников углубления

интеграции с США, с НАФТА, так как американские фирмы в Канаде слишком

агрессивны, и существуют определенные опасения относительно потери

национального контроля над некоторыми отраслями. Опасения канадцев понятны

еще и потому, что пока не созданы сильные юридические институты, призванные

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.