скачать рефераты

МЕНЮ


Основные формы международных интеграционных объединений

сопровождать экономические процессы.

Большие надежды связывает с НАФТА Мексика. Она рассчитывает резко ускорить

темпы своего развития, провести реформы и уже через 10—15 лет приблизиться

по уровню своего развития к промышленно развитым странам. Были предприняты

решительные меры по либерализации движения капитала, начался его приток,

вырос объем иностранных инвестиций. В то же самое время существуют

опасения, что мексиканским компаниям будет весьма сложно сдерживать напор

северных соседей, особенно в сельском хозяйстве, где могут возникнуть

серьезные проблемы.

В настоящее время пока трудно оценить эффективность деятельности НАФТА,

поскольку прошло не столь много времени, однако уже в настоящее время

просматривается стремление ряда южноамериканских стран присоединиться к

этой экономической группировке. Вероятно, в ближайшей перспективе можно

будет ожидать расширения НАФТА, однако необходимо создать определенные

организационные структуры и отработать механизм сотрудничества.

2.2.3 Сотрудничество в Азиатско-Тихоокеанском регионе

В последние годы набирают силу интеграционные процессы в Восточной Азии.

На протяжении почти 30 лет наиболее успешно действует Ассоциация

стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), в которую входит один из четырех

азиатских «драконов» — Сингапур, а также НИС «новой волны» — Малайзия,

Индонезия, Таиланд, Бруней и Филиппины. Успех взаимного сотрудничества в

рамках этой группировки тесно связан с бурным экономическим ростом

большинства из стран — участниц АСЕАН, сопоставимостью уровней их развития,

хорошо налаженными и имеющими давние исторические традиции взаимными

торговыми связями, а также отрегулированной формой сотрудничества. В планах

АСЕАН до 2000 г. снизить таможенные пошлины стран-участниц в среднем на 5%

по 38 тыс. наименований товаров. В конце 1995 г. принято решение о создании

зоны свободной торговли в 2003 г., а при благоприятном развитии событий — к

2000 г.

Перспективы развития экономической интеграции в Восточной Азии в

значительной степени связывают с созданием организации Азиатско-

Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). Азиатско-Тихоокеанское

сотрудничество (АТЭС) — это межправительственная организация, объединяющая

21 государство региона.

АТЭС была создана в 1989 г. по предложению Австралии с целью развития

экономического сотрудничества в бассейне Тихого океана. Первоначально в нее

входили 12 стран: Австралия, Бруней, Канада, Индонезия, Япония, Малайзия,

Новая Зеландия, Филиппины, Сингапур, Южная Корея, Таиланд и США. В

последующие годы к ним присоединились Китай, Гонконг (Сянган), Тайвань,

Мексика, Чили, Папуа — Новая Гвинея, а в 1998 г. — Вьетнам, Перу и Россия.

АТЭС формально имеет консультативный статус, однако в рамках его рабочих

органов определяются региональные правила ведения торговли, инвестиционной

и финансовой деятельности, проводятся встречи отраслевых министров и

экспертов по вопросам сотрудничества в тех или иных областях.

В 1993 г. состоялась первая встреча лидеров стран АТЭС (Сиэтл, США), в ходе

которой выявились серьезные расхождения по поводу неравномерности

распределения благ от развертывающихся в регионе интеграционных процессов.

По оценкам экспертов, либерализация торговли в АТЭС должна привести к росту

реальных доходов стран-членов на 2%. Однако выгоды получат прежде всего

наиболее конкурентоспособные страны.

Оценивая процессы экономической интеграции в Азиатско-Тихоокеанском регионе

(АТР), многие специалисты указывают на особые условия и своеобразие ее

развития. К числу основных особенностей интеграционных процессов в АТР

можно отнести следующие:

• во-первых, интеграционные процессы в организациях АТЭС идут при ведущей

роли ТНК, создающих почву для межгосударственного сотрудничества. Это

проявилось, в частности, в том, что образование неправительственных

региональных экономических организаций — Тихоокеанского экономического

совета — ТЭС (в 1967 г.) и Совета по тихоокеанскому экономическому

сотрудничеству — СТЭС (в 1980 г.) намного опередило создание самой АТЭС.

Вместе с тем ТЭС и СТЭС основывались на базе национальных комитетов,

которые имели устойчивые связи со своими правительствами и получали от них

всестороннюю поддержку;

• во-вторых, процесс интеграции охватывает страны с существенно разными

уровнями экономического развития, разными культурами и социально-

политическими системами. Уникальная роль АТЭС состоит в том, что в ней

объединяются две великие экономические державы XX в. — США и Япония, а

также экономический гигант XXI в. — Китай. Что касается Японии, то АТЭС

является единственной международной структурой интеграционного типа, куда

входит эта держава. Важно отметить тот факт, что в АТЭС входят КНР и

Тайвань, непростые взаимоотношения между которыми требуют благоприятных

внешних условий;

• в-третьих, интеграция в масштабах АТР включает субрегиональные

экономические союзы (АСЕАН, НАФТА, Южно-Тихоокеанский форум и др.), т.е.

допускает разные уровни интеграции, например по степени либерализации

внешней торговли;

• в-четвертых, идеология тихоокеанского «открытого» регионализма, развитая

в СТЭС и ТЭС, рассматривает региональную интеграцию как элемент

экономического глобализма. При этом эволюция мировой экономики предстает

как процесс постепенного объединения и взаимопроникновения региональных

экономических союзов. Концепция «открытого регионализма» предполагает

также, что внутри тихоокеанского региона снимаются ограничения на движение

товаров, капиталов, рабочей силы, принимаются обязательства по отказу от

протекционизма, стимулируются внутрирегиональные экономические связи

В целом степень зрелости интеграционных отношений в рамках АТР пока

невысок. Так, зону торговли в системе АСЕАН можно отнести к первому этапу

развития экономической интеграции, т.е. к зоне свободной торговли с отменой

тарифов и других ограничений. В отношении АТЭС пока можно говорить не как о

зоне свободной торговли, а как об «открытой экономической ассоциации».

Перспективы развития АТЭС и интеграционных процессов в рамках этой

организации на ближайшие годы рассматриваются в трех вариантах.

Первый — развитие АТЭС будет проходить по сценарию, принятому на совещании

в Багоре (1994 г., Индонезия). В соответствии с ним будет создана зона

свободной торговли и либерализация инвестиционной сферы в 2020 г. (для

промышленно развитых стран — до 2010 г.). Снижение таможенных тарифов будет

происходить в соответствии с соглашениями, достигнутыми в рамках ГАТТ/ВТО.

Второй, как полагают специалисты, наиболее вероятный вариант, закрепит за

АТЭС роль форума для обсуждения проблем торговли в регионе. В этом случае

неизбежны споры по поводу хода выполнения уже имеющихся договоренностей,

что приведет к ослаблению организации. В этих условиях повысится роль

других, более интегрированных региональных группировок, тем более что

степень интегрированности отдельных стран в субрегионах и группах АТР

относительно высока и они могут стать своеобразными полюсами, ячейками

ускоренного развития интеграционных процессов региона в целом. Так,

существует «треугольник роста» — южно-китайская экономическая зона (КНР,

Гонконг, Тайвань); «золотой треугольник роста» (Индонезия, Малайзия,

Сингапур); экономическая зона стран бассейна Японского моря; индокитайская

экономическая зона.

Третий вариант не исключает возобладания протекционистских настроений в США

и ЕС, что будет препятствовать быстрой либерализации мировой торговли и

может ограничить рамки интеграционных процессов в АТЭС азиатскими странами.

Быстрый устойчивый экономический рост многих стран АТР способствовал

формированию общего мнения о том, что центр мирового экономического

развития сдвигается в сторону бассейна Тихого океана. В середине 90-х гг.

на страны АТЭС приходилось 38,2% населения мира и 55,7% его ВВП (в то время

как на ЕС, например, соответственно 6,7 и 20,5% ВВП). Близкий к ЕС удельный

вес имеют и страны НАФТА. На АТЭС приходится также 43,9% объема мировой

торговли товарами, 32,9% торговли услугами и 64,1% экспорта технологий. В

сфере внешней торговли зависимость от внутрирегиональных сделок в рамках

АТЭС и входящих в нее стран составляла 70%, в то время как у стран ЕС этот

показатель достигал 55%. Весьма быстрыми темпами растет товарооборот между

тремя главными участниками АТЭС: Японией, США и странами Юго-Восточной Азии

(без Японии).

По некоторым оценкам, среднегодовые темпы экономического прироста АТЭС до

2000 г. составляют 3—3,5%. Причем азиатские страны в этом отношении будут

значительно опережать своих промышленно более развитых западных партнеров.

Высокие темпы экономического развития, нарастающие внутрирегиональные

потоки товаров, услуг, капиталов дают основание в пользу вывода, что в XXI

в. АТЭС станет стержнем экономического роста мира.

2.2.4 Интеграционные процессы в Южной Америке.

К крупнейшим и наиболее динамичным торгово-политическим союзам Латинской

Америки следует отнести Южноамериканский общий рынок в составе Аргентины,

Бразилии, Парагвая и Уругвая (МЕРКОСУР) с населением 200 млн. человек и

более 1 трлн. долл. ВНП. В нем сосредоточено 45% населения этого

континента, свыше 50% совокупного ВВП, 40% прямых иностранных инвестиций,

более 60% совокупного объема товарооборота и 33% объема внешней торговли

стран Латинской Америки.

Договором о создании МЕРКОСУР, заключенным в 1991 г., предусматривалась

отмена в перспективе всех пошлин и тарифных ограничений во взаимной

торговле между четырьмя странами установление единого таможенного тарифа в

отношении третьих стран, свободное движение капитала и рабочей силы,

координация политики в области промышленности, сельского хозяйства,

транспорта и связи, согласование стратегии в валютно-финансовой сфере.

В январе 1994 г. страны — участницы МЕРКОСУР приняли программу продвижения

к таможенному союзу и наметили срок (до 2000 г.), когда 85% взаимного

внешнеторгового оборота будут полностью освобождены от любых тарифных

барьеров. Договор о создании МЕРКОСУР также предусматривает до 2000 г.

отмену нетарифных ограничений на подавляющее большинство товаров (за

исключением торговли вооружением и боевой техникой, радиоактивными

материалами, драгоценными металлами, предметами национального культурного

достояния).

Для руководства процессом интеграции были созданы наднациональные органы

управления: Совет общего рынка в составе министров иностранных дел;

исполнительный орган — Группа общего рынка, функционирующая постоянно, со

штаб-квартирой в Монтевидео; 10 технических комиссий, подчиняющихся Группе

общего рынка, в функции которых входят вопросы внешней торговли, таможенное

регулирование, технические нормы, валютно-финансовая и макроэкономическая

политика, наземный и морской транспорт, промышленные технологии, сельское

хозяйство и энергетика. Предпринимаются меры по созданию специального

трибунала для разрешения торговых конфликтов между странами-участницами.

Итоги функционирования МЕРКОСУР свидетельствуют об определенных успехах

интеграционной группировки, несмотря на незавершенность становления

таможенного союза. Объем внутри блокового экспорта в 1991-1997 гг.

увеличился почти в четыре Раза, в то время как суммарный экспорт государств

— участников итерационной группировки в третьи страны за этот период возрос

немногим более, чем на 30%. При этом доля внутри блокового экспорта в общем

объеме вывоза товаров из МЕРКОСУР за этот же период возросла с 9 до 20%.

Расширение взаимных внешнеэкономических связей в рамках МЕРКОСУР

распространяется и на иностранные инвестиции из третьих стран. Например,

японская корпорация «Тойота моторз», вложившая в сооружение

автомобилестроительного завода в Аргентине около 100 млн. долл., намерена

выпускать в этой стране 20 тыс. легких грузовиков-пикапов в год. Половину

этих автомобилей намечено вывозить в Бразилию в обмен на комплектующие

изделия, производимые бразильскими предприятиями.

К Если в середине 90-х гг. считалось, что латиноамериканские страны больше

тянутся к блоку НАФТА, то сейчас эта ситуация изменилась. К МЕРКОСУР на

основе соглашения о свободной торговле присоединились Чили и Боливия (как

ассоциированные члены). Продвигаются вперед переговоры о сотрудничестве

между МЕРКОСУР и Андской группой, куда помимо Боливии входят Венесуэла,

Колумбия, Перу, Эквадор. В плане МЕРКОСУР — создание в недалекой

перспективе южноамериканской зоны свободной торговли — САФТА,

простирающейся от Панамского канала до Магелланова пролива.

Интеграционные процессы в МЕРКОСУР развиваются не без трудностей и

противоречий между странами-участницами. Так, они не сумели прийти к

согласию о полной отмене тарифов во внутрирегиональной торговле к

первоначально намеченному сроку — 1 января 1995 г. Не удалось им также

согласовать в установленные сроки единые внешние тарифы на импорт товаров

из третьих стран. Аргентина и Бразилия, на долю которых приходится 90%

общего ВНП стран — членов МЕРКОСУР, уделяют особое внимание защите от

иностранных конкурентов создаваемых у себя высокотехнологичных отраслей

промышленности — производства компьютеров и телекоммуникационного

оборудования. В частности, в середине 90-х гг. Бразилия выступала за

введение импортных пошлин в торговле с третьими странами на продукцию

электронной, нефтехимической промышленности и тяжелого машиностроения на

уровне 35%, Аргентина — на уровне 12%, а Уругвай и Парагвай, опасающиеся

технологической зависимости от Бразилии и Аргентины, были за минимальные

пошлины.

Перспективы МЕРКОСУР южноамериканские аналитики оценивают как

благоприятные. На пути дальнейшего развития странам — участницам этой

группировки предстоит преодолеть существующие противоречия, значительную

разницу в экономических потенциалах, найти оптимальные сочетания рыночных

механизмов с регулирующей ролью государства в условиях специфики

латиноамериканского региона, еще недавно находившегося под властью

авторитарных режимов и под сильным влиянием корпораций США.

Из числа других интеграционных объединений континента можно выделить:

• Андский пакт (Боливия, Венесуэла, Колумбия, Перу и Эквадор).

Предусматривается в 1997 г. трансформировать эту организацию в Андскую

систему интеграции и дать экономическим взаимоотношениям импульс к «более

высокой степени интеграции»;

• Центральноамериканский общий рынок (Гватемала, Гондурас, Коста-Рика,

Никарагуа и Сальвадор). Сформирована зона свободной торговли,

предусматривается ликвидация пошлин внутри блока и введение ОТТ в отношении

третьих стран;

• КАРИКОМ, или Карибское сообщество (14 англоязычных стран Карибского

бассейна) — достаточно развитая интеграционная группировка, имеет ряд

единых внешних тарифов.

2.2.5 Интеграционное сотрудничество в Африке, в арабских странах.

Рассмотрим деятельность некоторых, наиболее успешно функционирующих (по

африканским меркам) интеграционных группировок.

С учетом приоритетных потребностей все больше внимания уделяется реализации

Договора о поэтапном создании Африканского экономического сообщества

(АфЭС), соглашение о котором вступило в силу в мае 1994 г. План

постепенного — в шесть этапов — создания АфЭС должен быть реализован в

течение 34 лет. При этом, поскольку главными элементами АфЭС являются уже

существующие субрегиональные группировки, в частности, ЭКОВАС, КОМЕСА,

САДК, САМЭСГЦА, ЮДЕАК, в первые 20 лет первоочередное внимание планируется

уделить именно им, их всемерному укреплению и усилению скоординированности

их деятельности. Создание АфЭС объективно зависит от дальнейшего

«самочувствия» субрегиональных африканских группировок, которое пока

оставляет желать лучшего.

В Западной Африке наиболее заметна некоторая активизация деятельности

Экономического - сообщества западно-африканских государств (ЭКОВАС),

ставящего своей целью поэтапное создание общего рынка в регионе. ЭКОВАС

создано в 1975 г., в состав входят 16 государств. В июле 1995 г. в ходе 18-

го саммита ЭКОВАС было объявлено об официальном вступлении в силу

обновленного Договора о Сообществе (подписан в г. Котону в 1993 г.), с

которым ряд государств этого субрегиона связывают надежды на дальнейшую

активизацию сотрудничества и углубление интеграции, в частности, путем

реализации договоренностей о свободном перемещении людей и товаров,

развитии торговли и транспортной сети, создании единого Парламента и

совместного Трибунала, введении к 2006 г. единой валюты. Осуществление

планов Сообщества наталкивается на значительные трудности, обусловленные

различием в уровнях экономического развития государств, их неодинаковыми

подходами к использованию властных и рыночных рычагов для решения

экономических, финансовых, торговых и иных задач. Повышению эффективности

ЭКОВАС в немалой степени препятствуют соперничество между франко- и

англоязычными странами субрегиона и их более тесная, чем в других регионах,

привязанность к бывшим метрополиям, а также внутренние проблемы в Нигерии,

являющейся, по мнению ряда государств, «локомотивом» интеграционных

процессов в Западной Африке.

В ноябре 1993 г. в г. Кампале (Уганда) был подписан Договор о

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.