скачать рефераты

МЕНЮ


Мировая экономика и международные экономические отношения

Формирование интеграционного комплекса в ЕС включало и со­здание ряда региональных валютно-кредитных и финансовых орга­низаций. С марта 1979 г. начала функционировать Европейская валютная систе­ма (ЕВС), предназначенная для уменьшения колебаний валютных курсов и стимулирования интеграционных процессов. В рамках ЕВС была введена европейская валютно-расчетная единица - ЭКЮ, базирую­щаяся на корзине (наборе) валют стран-членов ЕВС.

К 80-м гг. Европейское сообщество стало одним из главных центров мирового хозяйства и крупнейшим торговым блоком на планете. Однако ЕС так и не стало подлинным общим рынком - как мы уже упоминали, сохранялось много препятствий для свободного экономического обмена между государствами. По­стоянно нарушались положения Римского договора в части сво­бодного перемещения товаров. Вызовы времени на рубеже 80-x гг. - иранская революция, Афганистан, кризис в Польше, Фолк­лендская война - показали, что у Сообщества отсутствует четкая внешнеполитическая линия, инструменты и возможности уре­гулирования кризисных ситуаций. Политический вес, влияние ЕС были явно неадекватны его растущей экономической мощи.

Перед Сообществом встали две взаимосвязанные задачи. Пер­вая - завершить создание единого внутреннего рынка (ЕВР) со свободным перемещением товаров, капиталов, услуг и людей. Вто­рая - образовать валютно-экономический и политический союзы, превратив тем самым ЕС в некую полуконфедеративную-полуфедера­тивную супердержаву.

Первая задача - создание ЕВР - решалась на основе Единого Европейского Акта, подписанного в феврале 1986 г. и вступившего в силу 1 июля 1987 г. Этим Актом была поставлена задача создать к 1 января 1993 г. ЕВР Сообщества, который обеспечивал бы свободное движение товаров, капитала и рабочей силы по всей его территории. Эта за­дача успешно решена. Хотя, разумеется, указанная дата носила ско­рее символическое значение, так что отладка механизмов функциониро­вания ЕВР продолжается. С 1 января 1993 г. полностью отменен таможенный контроль во взаимной торговле стран ЕС. Граждане стран-членов ЕС получили воз­можность без загранпаспортов и виз путешествовать по всему его пространству, работать и жить в любой стране по своему выбору. Принята Хартия основных социальных прав трудящихся. Приведены в гармонию технические стандарты, финансово-банков­ские порядки, правовые нормы. Фирмы теперь могут сбывать про­дукцию или предлагать услуги в любой точке ЕС без каких-либо дополнительных формальностей, устранены препятствия на пути миграции капиталов.

Переход Сообщества в новое качество - Европейский союз - основывается на договоре о Европейском союзе. Он был подписан в голландском городе Маастрихт 7 февраля 1992 г. Маастрихт­ский договор предусматривает, в частности, постепенный пе­реход от уже созданного единого рынка к полному Экономическому и валютному союзу (ЭВС), создание Европейского центрального банка (ЕЦБ) и замену национальных денежных знаков единой валютой евро, учреждение гражданства ЕС. Европейский союз будет осуществлять общую политику в ряде новых облас­тей - дипломатии, юстиции, полиции, обороны. Поэтапное ограничение суверенитетов стран ЕС в экономической, валютной и внешнеполитической сферах в случае успешной реализации Ма­астрихтского договора приведет к превращению ЕС в подобие федеративного или конфедеративного государства со всеми его атрибутами. Как уже упоминалось, 1 ноября 1993 г., после ра­тификации в государствах-членах ЕС, Маастрихтский договор вступил в силу и Европейское сообщество сменило свое офици­альное название на Европейский союз. В 1997 г. был подписан Амстердамский договор о Европейском союзе, являющийся, по сути, скорректированным и дополненным текстом Маастрихтского договора.

Создание Европейского союза не ликвидировало договоры об образовании ЕОУС, ЕЭС и Евратома, которые с дополнениями, предусмотренными Маастрихтским и Амстердамским договорами, являются основой ЕС.

В конце марта 1998 г. Европейская комиссия объявила окончательный состав ЭВС, в который вошли 11 государств Евросоюза (за исключением Великобритании, Швеции, Дании и Греции). С 1 января 1999 г. бразды правления монетарной политикой в этих странах перейдут к Европейскому центральному банку (ЕЦБ) во Франкфурте-на-Майне (Германия). С 1 января 2002 г. евро поступит в обращение и начнет заменять национальные денежные единицы. Расчеты в розничной торговле будут вестись только в евро. С 1 июля 2002 г. хождение национальных валют в ЕВС будет прекращено и евро останется единственной денежной единицей.

Среди участников ЭВС в ЕС – две группы государств – участники нового этапа интеграции и аутсайдеры, что создает для этого объединения новые трудности и проблемы.

На вступление в ЕС претендуют сейчас Болгария, Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Польша, Румыния, Словакия, Словения, Чехия и Эстония[18]. По степени готовности к вступлению указанные государства разделены на две группы – начавшие с 30 марта 1998 г. непосредственные индивидуальные переговоры о присоединении (Венгрия, Польша, Словения, Чехия, Эстония[19]) и остальные. Как ожидается, прием первых стран-претендентов в ЕС начнется не ранее 2003-2004 гг.

Европейский союз - не единственная интеграционная группи­ровка в Западной Европе. В 1959-1960 г. по инициативе Великобрита­нии и Скандинавских стран была учреждена Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ), которая рассматривалась большинством ее участников как временная организация для усиления их позиций на будущих переговорах о вступлении в ЕЭС. И действительно, в дальнейшем Великобритания (1972 г.), Дания (1972 г.), Португалия (1985 г.), Австрия (1995 г.), Финляндия (1995 г.) и Швеция (1995 г.) вышли из ЕАСТ и присоединились к ЕС. Сейчас в ЕАСТ остались только Норвегия, Швейцария, Исландия (вступила в 1970 г.). Ассоциированным членом ЕАСТ является Лихтенштейн, находящийся с 1923 г. в таможенном союзе со Швейцарией. Совет ЕАСТ находится в Женеве.

В отличие от Европейского союза ЕАСТ представляет собой региональную экономическую груп­пировку с сохранением суверенных прав государств-участников и отсутствием наднациональных институтов, имеющих право изда­вать законы. ЕАСТ - зона свободной торговли, обеспечивающая свободную беспошлинную торговлю между странами-членами про­мышленными товарами (действие конвенции EAСT в принципе не распространяется на сельскохозяйственную продукцию). В отно­шениях с третьими странами каждая страна ЕАСТ проводит самостоятельную внешнеторговую политику и сохраняет свои таможен­ные пошлины. Действуют соглашения о свободной торговле между ЕАСТ и 14 государствами Европы и Азии[20].

Расширение влияния ЕС, а также усиление на мировом рынке конкурентных позиций США и Японии привели к активизации свя­зей между ЕС и ЕАСТ. Переговоры о более тесных связях между этими организациями начались в июне 1990 г. и завершились со­глашением о создании Европейского экономического пространст­ва (ЕЭП), подписанным 2 мая 1992 г. в Порто. Договор на 70% перекликается с законодательством, лежащим в основе ЕВР ЕС, предусматривая окончательное устране­ние торговых барьеров между странами-участницами (тарифные и количественные барьеры между ними были сняты еще к концу 1983 г.), свободу передвижения людей, капиталов и услуг. Со­глашения о ЕЭП не распространяются на сельскохозяйственную сферу, однако на двухсторонней основе страны ЕАСТ будут допус­кать импорт аграрной продукции из ЕС (особенно из наиболее от­сталых районов Союза), а в обмен на это на более выгодных ус­ловиях ввозить свои продукты в ЕС.

Соглашение о создании ЕЭП, общей экономической зоны двух торговых блоков, в составе 18 государств вступило в силу с 1 января 1994 г. Швейцария, население которой на референдуме в 1992 г. высказалось против вхождения страны в ЕЭП, получила статус наблюдателя.

В декабре 1992 г. Польша, Чехия, Словакия и Венгрия заключили Центральноевропейское соглашение о свободной торговле (ЦЕФТА), вступившее в силу  1 марта 1994 г. Договор предусматривает создание зоны свободной торговли промышленными товарами к 2001 г. В отношении сельскохозяйственных товаров либерализация носит ограниченный характер. Позднее членами ЦЕФТА стали также Словения, Румыния и Болгария.

Внутри Содружества Независимых Государств (СНГ) заключено два соглашения об углубленной интеграции. В январе 1996 г. Россия, Белоруссия и Казахстан заключили соглашения о создании Таможенного союза,
к которому в марте того же года присоединилась Киргизия, а в апреле
1998 г. – Таджикистан. Таможенный союз, в частности, предусматривает одинаковый торговый режим в отношении третьих стран, единство таможенной территории. Второго апреля 1996 г. подписан договор об образовании Сообщества России и Белоруссии, предусматривающий не только экономическую, но и политическую интеграцию двух государств. Будет создано единое экономическое пространство со свободным передвижением товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, предполагается максимально использовать преимущества межстранового разделения труда, специализации и кооперации производства. Будут созданы условия для введения общей валюты. Россия и Белоруссия условились согласовывать внешнюю политику и вырабатывать общую позицию по основным международным вопросам. В 1999 г. на всенародное осуждение был вынесен проект Договора о создании союзного государства России и Белоруссии; в декабре 1999 г. договор был подписан.

В Северной Америке в январе 1989 г. вступило в силу Американо-канадское соглашение о свободной торговле. В результате была создана зона свободной торговли, охватывавшая двухстороннюю торговлю почти в 200 млрд. дол. в год. В течение десяти лет должны были быть ликвидированы все оставшиеся между США и Ка­надой тарифные и нетарифные ограничения на любые операции – на­чиная от рекламы и кончая дальней связью и торговлей вином. Вместе с тем обе стороны оставили за собой право вводить соб­ственные импортные ограничения на торговлю с третьими страна­ми.

В июне 1991 г. по инициативе Мексики начались переговоры между этой страной, США и Канадой, завершившиеся подписанием 17 декабря 1992 г. соглашения о создании Североамериканской зоны свободной торговли (по первым буквам английского названия - НАФТА). После рати­фикации в странах-участницах оно вступило в силу 1 января 1994 г. Ключевые элементы соглашения:

·     ликвидация всех таможенных пошлин во взаимной торговле к
2010 г.;

·     поэтап­ное упразднение значительного числа нетарифных барьеров во взаимной торговле товарами и услугами;

·     смягчение режима для американо-канадских капиталовложений в Мексике;

·     либерализация условий для деятельности банков США и Канады на мексиканском рынке;

·     создание американо-канадско-мексиканской арбитражной комиссии.

Реализация достигнутых договоренностей приведет к возникновению самого крупного в мире торгового блока с насе­лением 378 млн. человек и совокупным ВВП более 8,5 трлн. дол. (1995). Создание НАФТА позволит соединить экономическую мощь США, природные ресурсы Канады и дешевую рабочую силу Мексики, что­бы успешнее конкурировать с Европой, Японией и Восточной и Юго-Восточной Азией. Впервые в мире торговый блок объединил развитые государства и развивающуюся страну.

Прорабатывается идея формирования “атлантической” зоны свободной торговли, объединяющей НАФТА и ЕС.

В апреле 1998 г. в Сантьяго (Чили) 34 страны Западного полушария утвердили план создания к  2005 г. Американской зоны свободной торговли (ФТАА) от Аляски до Огненной земли.

В Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) в ноябре 1989 г. состоялась первая конференция министров иностранных дел и торговли Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничест­ва (АТЭС). Ныне в эту региональную группировку входят 21 страна и территория[21]. Секретариат АТЭС находится в Сингапуре. В отличие от ЕС и НАФТА эта интеграционная группировка представляет более аморфное и многослойное образование. Формально АТЭС имеет консультативный статус, но фактически в рамках его рабочих органов ведется выработка региональных правил ведения торговли, инвестиционной и финансовой деятельности, проводятся встречи отраслевых министров и экспертов по вопросам сотрудничества в тех или иных областях. Все решения принимаются на основе консенсуса. Для АТЭС характерна ориентация на гибкие, сетевые по своему характеру формы сотрудничества, когда каждый из участников берет на се­бя обеспечение той стороны деятельности объединения, где он располагает наилучшими возможностями, и координирует деятель­ность в этой “своей” области. Концепция АТЭС нацелена на по­ощрение взаимодействия в первую очередь в частнопредпринима­тельском секторе, на уровне фирм. В ноябре 1994 г. на встрече в Богоре (Индонезия) лидеры АТЭС поставили задачу обеспечения свободной и открытой торговли и инвестирования не позднее 2010 г. для промышленно развитых стран АТЭС и 2020 г. – для развивающихся стран.

Несколько десятков интеграционных группировок различных типов существует в развивающихся странах. В качестве примеров можно упомянуть такие блоки, как Андская группа (Боливия, Венесуэла, Колумбия, Перу, Эквадор), Общий рынок стран Южного конуса (МЕРКОСУР) (Аргентина, Бразилия, Парагвай и Уругвай)[22], Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) (Индонезия, Малайзия, Таиланд, Филиппины, Сингапур, Бруней, Вьетнам, Лаос, Камбоджа и Мьянма),  Экономическое сообщество западно-африканских государств (ЭКОВАС) (16
государств), Сообщество развития Юга Африки (САДК) (12 государств)  и др.

Распространяющееся поветрие создания экономических союзов может привести к тому, что в будущем причастность к одному из них во вcе большей степени будет определять эффективность на­циональных экономик и мировой статус государств. Иногда да­же высказывается опасение, что будущее мировое хозяйство может разделиться на небольшое число торговых группировок, замкнутых в первую очередь на себя и ведущих бесконечные экономические войны между собой. Но это крайняя точка зрения. Высокая сте­пень интернационализации хозяйственной жизни не позволит новым блокам замкнуться в своей “скорлупе”. Верно, однако, и то, что при таком раскладе выбор у стран, оставшихся за пределами груп­пировок, будет невелик - либо надеяться на получение по опре­деленным видам товаров статуса наибольшего благоприятствова­ния, либо пытаться вступить в ближайшее региональное сообщест­во, либо создавать собственную торговую зону (но такие воз­можности есть не во всех регионах).



4. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ (МЭО). МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МЭО

Ведущее место в системе МЭО по-прежнему занимает междуна­родная торговля, составляющая примерно 2/3 стоимости всех трансгранич­ных экономических потоков. Однако ее характер существенно из­менился - современная внешняя торговля во все большей степени нацелена на обмен промышленными товарами на базе подетального и постадийного (техноло­гического) разделения труда. Эволюция интернационального обмена привела к интернационализации про­изводства, которое сейчас все чаще организуется на предприятиях нескольких стран мира, соединенных звеньями единых технологи­ческих процессов. Решающую роль в становлении международного производства играет быстро растущий вывоз капитала в форме пря­мых инвестиций и деятельность ТНК. Вывоз капитала, интернаци­онализация производства способствуют интернационализации науч­но-технического прогресса, стимулируют международный обмен научно-техническими знаниями.

Быстро растущий товарный экспорт способствовал и росту ми­рового экспорта услуг, превратившегося в важную составляющую МЭО и оказывающего увеличивающееся обратное влияние на международную торговлю товарами, особенно наукоемкими. Очень большое значе­ние имеют услуги по обработке и передаче информации. Сейчас закладывается фундамент глобальной системы телекоммуникаций, единой информационной сети, обеспечивающей становление гло­бальной экономики, идущей на смену организованным по нацио­нальному признаку макроэкономическим государствам.

Интернационализация экономических процессов, появление вы­шедших за свои географические пределы национальных экономик и охва­тывающих несколько стран производственно-инвестиционных комплексов ТНК способствовали интернационализации валютно-кредитных отноше­ний, возникновению международной валютно-финансовой системы, функционирующей на наднациональном уровне. Валютно-кредитные отно­шения, выступающие важнейшим связующим звеном между экономиками отдельных государств, опосредующие МРТ, нередко сравнивают по своему значению с кровообращением и обменом веществ в организме. Междуна­родный рынок ссудных ка­питалов, основанный на наднациональном рынке евровалют, обслу­живает уже не межгосударственные связи, а интернациональных экономических операторов, т.е. ТНК, международный бизнес. В то же время глобализация международного финансового рынка и его растущая интеграция с рынками национальными способствуют сра­щиванию финансовых систем различных стран, что в перспективе может привести к созданию единой финансовой системы в масшта­бах всего мирового хозяйства.

Интернационализация хозяйственной жизни, тесная взаимосвязанность и взаимозависимость национальных хозяйств (в том чис­ле через сотни тысяч прямых производственных связей на микроэкономическом уровне), растущий международный резонанс процессов, происходящих в экономиках ведущих стран мира, и обратное воздействие мирохозяйственных процессов на национальные эконо­мики стимулировали в послевоенный период межгосударственное регулирование экономических процессов, осуществляемое через систему многочисленных интеграционных объеди­нений, международ­ных организаций и соглашений.

Все более существенную роль в межгосударственном регулиро­вании МЭО играет Организация Объединенных Наций (ООН), в которую входят 185 стран. Среди организаций ООН, непосредственно связанных c экономической де­ятельностью, следует упомянуть Экономический и социаль­ный совет ООН (ЭКОСОС), Конференцию ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Организацию ООН по промышленному развитию (ЮНИДО), Продовольственную и сельскохозяйственную организацию (ФАО) и др.

Пожалуй, наиболее известными специализированными учреждени­ями ООН являются Международный валютный фонд (МВФ) и группа Всемирного банка, в которую входят Международный банк рекон­струкции и развития (МБРР), Международная финансовая корпора­ция (МФК), Международная ассоциация развития (MAP) и Междуна­родное агентство по гарантированию инвестиций (МИГА). МВФ и МБРР были учреждены в июле 1944 г. на международной валютно-финансовой конференции в Бреттон-Вудсе (США).

В МВФ входит 182 страны (в том числе с июня 1992 г. - Россия). Капитал Фонда  складывается за счет взносов стран-членов. Каждое государство имеет в нем свою квоту, которая устанавливается в зависимости от удельного веса страны в мировой экономике и торговле. Наибольшими квотами  располагают: США – 18,25%, Германия и Япония –  по 5,67, Великобритания и Франция  –  по 5,10, Россия - 2,97.  Квота страны определяет число ее голосов при принятии решений в Совете управляющих МВФ, а также возможность пользоваться ресурсами Фонда.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.