Мировая экономика и международные экономические отношения
Формирование интеграционного комплекса в ЕС включало и
создание ряда региональных валютно-кредитных и финансовых организаций. С
марта 1979 г. начала функционировать Европейская валютная система (ЕВС),
предназначенная для уменьшения колебаний валютных курсов и стимулирования
интеграционных процессов. В рамках ЕВС была введена европейская
валютно-расчетная единица - ЭКЮ, базирующаяся на корзине (наборе) валют
стран-членов ЕВС.
К 80-м гг. Европейское сообщество стало одним из
главных центров мирового хозяйства и крупнейшим торговым блоком на планете.
Однако ЕС так и не стало подлинным общим рынком - как мы уже упоминали,
сохранялось много препятствий для свободного экономического обмена между
государствами. Постоянно нарушались положения Римского договора в части свободного
перемещения товаров. Вызовы времени на рубеже 80-x гг. -
иранская революция, Афганистан, кризис в Польше, Фолклендская война -
показали, что у Сообщества отсутствует четкая внешнеполитическая линия,
инструменты и возможности урегулирования кризисных ситуаций. Политический вес,
влияние ЕС были явно неадекватны его растущей экономической мощи.
Перед Сообществом встали две взаимосвязанные задачи.
Первая - завершить создание единого внутреннего рынка (ЕВР) со свободным
перемещением товаров, капиталов, услуг и людей. Вторая - образовать
валютно-экономический и политический союзы, превратив тем самым ЕС в некую
полуконфедеративную-полуфедеративную супердержаву.
Первая задача - создание ЕВР
- решалась на основе Единого Европейского Акта, подписанного в феврале 1986 г.
и вступившего в силу 1 июля 1987 г. Этим Актом была поставлена задача создать к
1 января 1993 г. ЕВР Сообщества, который обеспечивал бы свободное движение
товаров, капитала и рабочей силы по всей его территории. Эта задача успешно
решена. Хотя, разумеется, указанная дата носила скорее символическое значение,
так что отладка механизмов функционирования ЕВР продолжается. С 1 января 1993
г. полностью отменен таможенный контроль во взаимной торговле стран ЕС.
Граждане стран-членов ЕС получили возможность без загранпаспортов и виз
путешествовать по всему его пространству, работать и жить в любой стране по
своему выбору. Принята Хартия основных социальных прав трудящихся. Приведены в
гармонию технические стандарты, финансово-банковские порядки, правовые нормы.
Фирмы теперь могут сбывать продукцию или предлагать услуги в любой точке ЕС
без каких-либо дополнительных формальностей, устранены препятствия на пути
миграции капиталов.
Переход Сообщества в новое
качество - Европейский союз - основывается на договоре о
Европейском союзе. Он был подписан в голландском городе Маастрихт 7 февраля
1992 г. Маастрихтский договор предусматривает, в частности,
постепенный переход от уже созданного единого рынка к полному Экономическому и
валютному союзу (ЭВС), создание Европейского центрального банка (ЕЦБ) и замену
национальных денежных знаков единой валютой евро, учреждение
гражданства ЕС. Европейский союз будет осуществлять общую политику в ряде новых
областей - дипломатии, юстиции, полиции, обороны. Поэтапное ограничение
суверенитетов стран ЕС в экономической, валютной и внешнеполитической сферах в
случае успешной реализации Маастрихтского договора приведет к превращению ЕС в
подобие федеративного или конфедеративного государства со всеми его атрибутами.
Как уже упоминалось, 1 ноября 1993 г., после ратификации в государствах-членах
ЕС, Маастрихтский договор вступил в силу и Европейское сообщество сменило свое
официальное название на Европейский союз. В 1997 г. был подписан Амстердамский
договор о Европейском союзе, являющийся, по сути, скорректированным и
дополненным текстом Маастрихтского договора.
Создание Европейского союза
не ликвидировало договоры об образовании ЕОУС, ЕЭС и Евратома, которые с
дополнениями, предусмотренными Маастрихтским и Амстердамским договорами,
являются основой ЕС.
В конце марта 1998 г. Европейская комиссия объявила
окончательный состав ЭВС, в который вошли 11 государств Евросоюза (за
исключением Великобритании, Швеции, Дании и Греции). С 1 января 1999 г. бразды
правления монетарной политикой в этих странах перейдут к Европейскому
центральному банку (ЕЦБ) во Франкфурте-на-Майне (Германия). С 1 января 2002 г.
евро поступит в обращение и начнет заменять национальные денежные единицы.
Расчеты в розничной торговле будут вестись только в евро. С 1 июля 2002 г.
хождение национальных валют в ЕВС будет прекращено и евро останется
единственной денежной единицей.
Среди участников ЭВС в ЕС – две группы государств –
участники нового этапа интеграции и аутсайдеры, что создает для этого
объединения новые трудности и проблемы.
На вступление в ЕС претендуют сейчас Болгария,
Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Польша, Румыния, Словакия, Словения, Чехия и
Эстония[18]. По степени готовности к вступлению указанные государства разделены на
две группы – начавшие с 30 марта 1998 г. непосредственные индивидуальные
переговоры о присоединении (Венгрия, Польша, Словения, Чехия, Эстония[19]) и остальные. Как ожидается, прием первых стран-претендентов в ЕС
начнется не ранее 2003-2004 гг.
Европейский союз - не единственная интеграционная
группировка в Западной Европе. В 1959-1960 г. по инициативе Великобритании и
Скандинавских стран была учреждена Европейская ассоциация свободной
торговли (ЕАСТ), которая рассматривалась большинством ее участников как
временная организация для усиления их позиций на будущих переговорах о
вступлении в ЕЭС. И действительно, в дальнейшем Великобритания (1972 г.), Дания
(1972 г.), Португалия (1985 г.), Австрия (1995 г.), Финляндия (1995 г.) и
Швеция (1995 г.) вышли из ЕАСТ и присоединились к ЕС. Сейчас в ЕАСТ остались
только Норвегия, Швейцария, Исландия (вступила в 1970 г.). Ассоциированным
членом ЕАСТ является Лихтенштейн, находящийся с 1923 г. в таможенном союзе со
Швейцарией. Совет ЕАСТ находится в Женеве.
В отличие от Европейского союза ЕАСТ представляет
собой региональную экономическую группировку с сохранением суверенных прав
государств-участников и отсутствием наднациональных институтов, имеющих право
издавать законы. ЕАСТ - зона свободной торговли, обеспечивающая свободную
беспошлинную торговлю между странами-членами промышленными товарами (действие
конвенции EAСT в принципе не распространяется на сельскохозяйственную
продукцию). В отношениях с третьими странами каждая страна ЕАСТ проводит
самостоятельную внешнеторговую политику и сохраняет свои таможенные пошлины.
Действуют соглашения о свободной торговле между ЕАСТ и 14 государствами Европы
и Азии[20].
Расширение влияния ЕС, а также усиление на мировом
рынке конкурентных позиций США и Японии
привели к активизации связей между ЕС и ЕАСТ. Переговоры о более тесных связях
между этими организациями начались в июне 1990 г. и завершились соглашением о
создании Европейского экономического пространства (ЕЭП),
подписанным 2 мая 1992 г. в Порто. Договор на 70% перекликается с
законодательством, лежащим в основе ЕВР ЕС, предусматривая окончательное устранение
торговых барьеров между странами-участницами (тарифные и количественные барьеры
между ними были сняты еще к концу 1983 г.), свободу передвижения людей,
капиталов и услуг. Соглашения о ЕЭП не распространяются на
сельскохозяйственную сферу, однако на двухсторонней основе страны ЕАСТ будут
допускать импорт аграрной продукции из ЕС (особенно из наиболее отсталых
районов Союза), а в обмен на это на более выгодных условиях ввозить свои
продукты в ЕС.
Соглашение о создании ЕЭП, общей экономической зоны
двух торговых блоков, в составе 18 государств вступило в силу с 1 января 1994
г. Швейцария, население которой на референдуме в 1992 г. высказалось против
вхождения страны в ЕЭП, получила статус наблюдателя.
В декабре 1992 г. Польша, Чехия, Словакия и Венгрия
заключили Центральноевропейское соглашение о свободной торговле (ЦЕФТА),
вступившее в силу 1 марта 1994 г. Договор предусматривает создание зоны
свободной торговли промышленными товарами к 2001 г. В отношении
сельскохозяйственных товаров либерализация носит ограниченный характер. Позднее
членами ЦЕФТА стали также Словения, Румыния и Болгария.
Внутри Содружества Независимых Государств (СНГ)
заключено два соглашения об углубленной интеграции. В январе 1996 г. Россия,
Белоруссия и Казахстан заключили соглашения о создании Таможенного союза,
к которому в марте того же года присоединилась Киргизия, а в апреле
1998 г. – Таджикистан. Таможенный союз, в частности, предусматривает одинаковый
торговый режим в отношении третьих стран, единство таможенной территории.
Второго апреля 1996 г. подписан договор об образовании Сообщества России
и Белоруссии, предусматривающий не только экономическую, но и
политическую интеграцию двух государств. Будет создано единое экономическое
пространство со свободным передвижением товаров, услуг, капиталов и рабочей
силы, предполагается максимально использовать преимущества межстранового
разделения труда, специализации и кооперации производства. Будут созданы
условия для введения общей валюты. Россия и Белоруссия условились согласовывать
внешнюю политику и вырабатывать общую позицию по основным международным
вопросам. В 1999 г. на всенародное осуждение был вынесен проект Договора о
создании союзного государства России и Белоруссии; в декабре 1999 г. договор
был подписан.
В Северной Америке в январе 1989 г. вступило в силу Американо-канадское
соглашение о свободной торговле. В результате была создана зона
свободной торговли, охватывавшая двухстороннюю торговлю почти в 200 млрд. дол.
в год. В течение десяти лет должны были быть ликвидированы все оставшиеся между
США и Канадой тарифные и нетарифные ограничения на любые операции – начиная
от рекламы и кончая дальней связью и торговлей вином. Вместе с тем обе стороны
оставили за собой право вводить собственные импортные ограничения на торговлю
с третьими странами.
В июне 1991 г. по инициативе Мексики начались
переговоры между этой страной, США и Канадой, завершившиеся подписанием 17
декабря 1992 г. соглашения о создании Североамериканской зоны свободной
торговли (по первым буквам английского названия - НАФТА).
После ратификации в странах-участницах оно вступило в силу 1 января 1994 г.
Ключевые элементы соглашения:
·
ликвидация всех таможенных пошлин во взаимной
торговле к
2010 г.;
·
поэтапное упразднение значительного числа нетарифных
барьеров во взаимной торговле товарами и услугами;
·
смягчение режима для американо-канадских
капиталовложений в Мексике;
·
либерализация условий для деятельности банков США и
Канады на мексиканском рынке;
·
создание американо-канадско-мексиканской
арбитражной комиссии.
Реализация достигнутых договоренностей приведет к
возникновению самого крупного в мире торгового блока с населением 378 млн.
человек и совокупным ВВП более 8,5 трлн. дол. (1995). Создание НАФТА позволит
соединить экономическую мощь США, природные ресурсы Канады и дешевую рабочую
силу Мексики, чтобы успешнее конкурировать с Европой, Японией и Восточной и
Юго-Восточной Азией. Впервые в мире торговый блок объединил развитые
государства и развивающуюся страну.
Прорабатывается идея
формирования “атлантической” зоны свободной торговли, объединяющей НАФТА и ЕС.
В апреле 1998 г. в Сантьяго
(Чили) 34 страны Западного полушария утвердили план создания к 2005 г. Американской
зоны свободной торговли (ФТАА) от Аляски до Огненной земли.
В Азиатско-Тихоокеанском
регионе (АТР) в ноябре 1989 г. состоялась первая конференция министров
иностранных дел и торговли Азиатско-Тихоокеанского экономического
сотрудничества (АТЭС). Ныне в эту региональную группировку входят 21
страна и территория[21]. Секретариат АТЭС находится в Сингапуре. В отличие от ЕС и НАФТА эта
интеграционная группировка представляет более аморфное и многослойное
образование. Формально АТЭС имеет консультативный статус, но фактически в
рамках его рабочих органов ведется выработка региональных правил ведения торговли,
инвестиционной и финансовой деятельности, проводятся встречи отраслевых
министров и экспертов по вопросам сотрудничества в тех или иных областях. Все
решения принимаются на основе консенсуса. Для АТЭС характерна ориентация на
гибкие, сетевые по своему характеру формы сотрудничества, когда каждый из
участников берет на себя обеспечение той стороны деятельности объединения, где
он располагает наилучшими возможностями, и координирует деятельность в этой
“своей” области. Концепция АТЭС нацелена на поощрение взаимодействия в первую
очередь в частнопредпринимательском секторе, на уровне фирм. В ноябре 1994 г.
на встрече в Богоре (Индонезия) лидеры АТЭС поставили задачу обеспечения
свободной и открытой торговли и инвестирования не позднее 2010 г. для промышленно
развитых стран АТЭС и 2020 г. – для развивающихся стран.
Несколько десятков интеграционных группировок
различных типов существует в развивающихся странах. В качестве примеров можно
упомянуть такие блоки, как Андская группа (Боливия, Венесуэла, Колумбия,
Перу, Эквадор), Общий рынок стран Южного конуса (МЕРКОСУР) (Аргентина,
Бразилия, Парагвай и Уругвай)[22], Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) (Индонезия,
Малайзия, Таиланд, Филиппины, Сингапур, Бруней, Вьетнам, Лаос, Камбоджа и
Мьянма), Экономическое сообщество западно-африканских государств
(ЭКОВАС) (16
государств), Сообщество развития Юга Африки (САДК) (12
государств) и др.
Распространяющееся поветрие создания экономических
союзов может привести к тому, что в будущем причастность к одному из них во вcе большей степени будет определять эффективность национальных экономик
и мировой статус государств. Иногда даже высказывается опасение, что будущее
мировое хозяйство может разделиться на небольшое число торговых группировок,
замкнутых в первую очередь на себя и ведущих бесконечные экономические войны
между собой. Но это крайняя точка зрения. Высокая степень интернационализации
хозяйственной жизни не позволит новым блокам замкнуться в своей “скорлупе”.
Верно, однако, и то, что при таком раскладе выбор у стран, оставшихся за
пределами группировок, будет невелик - либо надеяться на получение по определенным
видам товаров статуса наибольшего благоприятствования, либо пытаться вступить
в ближайшее региональное сообщество, либо создавать собственную торговую зону
(но такие возможности есть не во всех регионах).
4.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ (МЭО). МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
МЭО
Ведущее место в системе МЭО по-прежнему занимает
международная торговля, составляющая примерно 2/3 стоимости всех трансграничных
экономических потоков. Однако ее характер существенно изменился - современная
внешняя торговля во все большей степени нацелена на обмен промышленными
товарами на базе подетального и постадийного (технологического) разделения
труда. Эволюция интернационального обмена привела к интернационализации производства,
которое сейчас все чаще организуется на предприятиях нескольких стран мира,
соединенных звеньями единых технологических процессов. Решающую роль в
становлении международного производства играет быстро растущий вывоз капитала в
форме прямых инвестиций и деятельность ТНК. Вывоз капитала, интернационализация
производства способствуют интернационализации научно-технического прогресса,
стимулируют международный обмен научно-техническими знаниями.
Быстро растущий товарный экспорт способствовал и росту
мирового экспорта услуг, превратившегося в важную составляющую МЭО и
оказывающего увеличивающееся обратное влияние на международную торговлю
товарами, особенно наукоемкими. Очень большое значение имеют услуги по
обработке и передаче информации. Сейчас закладывается фундамент глобальной
системы телекоммуникаций, единой информационной сети, обеспечивающей
становление глобальной экономики, идущей на смену организованным по национальному
признаку макроэкономическим государствам.
Интернационализация экономических процессов, появление
вышедших за свои географические пределы национальных экономик и охватывающих
несколько стран производственно-инвестиционных комплексов ТНК способствовали
интернационализации валютно-кредитных отношений, возникновению международной
валютно-финансовой системы, функционирующей на наднациональном уровне.
Валютно-кредитные отношения, выступающие важнейшим связующим звеном между
экономиками отдельных государств, опосредующие МРТ, нередко сравнивают по
своему значению с кровообращением и обменом веществ в организме. Международный
рынок ссудных капиталов, основанный на наднациональном рынке евровалют, обслуживает
уже не межгосударственные связи, а интернациональных экономических операторов,
т.е. ТНК, международный бизнес. В то же время глобализация международного
финансового рынка и его растущая интеграция с рынками национальными
способствуют сращиванию финансовых систем различных стран, что в перспективе
может привести к созданию единой финансовой системы в масштабах всего мирового
хозяйства.
Интернационализация хозяйственной жизни, тесная
взаимосвязанность и взаимозависимость национальных хозяйств (в том числе через
сотни тысяч прямых производственных связей на микроэкономическом уровне),
растущий международный резонанс процессов, происходящих в экономиках ведущих
стран мира, и обратное воздействие мирохозяйственных процессов на национальные
экономики стимулировали в послевоенный период межгосударственное регулирование
экономических процессов, осуществляемое через систему многочисленных
интеграционных объединений, международных организаций и соглашений.
Все более существенную роль в межгосударственном
регулировании МЭО играет Организация Объединенных Наций (ООН), в
которую входят 185 стран. Среди организаций ООН, непосредственно
связанных c экономической деятельностью, следует
упомянуть Экономический и социальный совет ООН (ЭКОСОС), Конференцию ООН по
торговле и развитию (ЮНКТАД), Организацию ООН по промышленному развитию
(ЮНИДО), Продовольственную и сельскохозяйственную организацию (ФАО) и др.
Пожалуй, наиболее известными специализированными
учреждениями ООН являются Международный валютный фонд (МВФ) и группа
Всемирного банка, в которую входят Международный банк реконструкции и
развития (МБРР), Международная финансовая корпорация (МФК), Международная
ассоциация развития (MAP) и Международное агентство по
гарантированию инвестиций (МИГА). МВФ и МБРР были учреждены в июле 1944 г. на
международной валютно-финансовой конференции в Бреттон-Вудсе (США).
В МВФ входит 182 страны (в том числе с
июня 1992 г. - Россия). Капитал Фонда складывается за счет взносов
стран-членов. Каждое государство имеет в нем свою квоту, которая
устанавливается в зависимости от удельного веса страны в мировой экономике и
торговле. Наибольшими квотами располагают: США – 18,25%, Германия и Япония –
по 5,67, Великобритания и Франция – по 5,10, Россия - 2,97. Квота страны
определяет число ее голосов при принятии решений в Совете управляющих МВФ, а
также возможность пользоваться ресурсами Фонда.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|