скачать рефераты

МЕНЮ


Роль финансовых организаций в регулировании валютно-кредитных отношений

p> • развитие взаимоотношений российского и международного страховых рынков;
• совершенствование нормативной базы страховой деятельности.
Финансы предприятий различных форм собственности (государственные, муниципальные, акционерные, частные, арендные и др.) составляют основу финансов. Здесь формируется преобладающая часть финансовых ресурсов. От состояния финансов предприятий во многом зависит общее финансовое положение страны.
В условиях рыночных отношений предприятия осуществляют свою деятельность на началах коммерческого расчета, при котором расходы должны покрываться за счет собственных доходов. Главным источником производственного и социального развития трудовых коллективов становится прибыль.
Предприятия стали обладать реальной финансовой независимостью, самостоятельно распределяют выручку от реализации продукции, по своему усмотрению распоряжаются прибылью, формируют производственные и социальные фонды, изыскивают необходимые им средства для инвестирования, используя в том числе и ресурсы финансового рынка — кредиты банков, эмиссию облигаций, депозитные сертификаты и прочие его инструменты.
Предприятия стали свободны от мелочной опеки со стороны государства, но вместе с тем резко повысилась их ответственность за экономические и финансовые результаты работы.


1.2 Валютно-финансовый и кредитный механизм внешнеэкономических связей, как основополагающий принцип деятельности мировых финансовых организаций.


Российская Федерация все более включается в мировое хозяйство. Она стала членом Международного валютного фонда (МВФ), группы Международного банка реконструкции и развития (МБРР), Европейского банка реконструкции и развития и должна стать членом Всемирной торговой организации (ВТО).
В связи с этим важная роль принадлежит валютно-финансовому механизму внешнеэкономических связей и форме организации международных валютных отношений, закрепленной межгосударственными соглашениями.
Валютная система и валютный курс. В условиях интернационализации хозяйственной жизни, резкого расширения внешнеторговых, научно-технических и других межстрановых связей во второй половине XX в. мировая валютная система претерпела существенные изменения.
Мировая валютная система базируется на функции мировых денег. Они служат мировым платежным средством, мировым покупательным средством и материальным воплощением общественного богатства.
В течение длительного исторического периода в роли мировых денег выступало золото. Однако на практике международные расчеты всегда осуществлялись в наиболее сильной и устойчивой валюте мира. С развитием кредитных отношений кредитные деньги (векселя, банкноты, чеки, банковские кредитные карточки) постепенно вытеснили золото сначала из внутреннего денежного обращения, а затем и из международных валютных отношений.
В современных условиях золото выполняет функции мировых денег опосредованно — через операции на рынках золота, где на золото можно приобрести необходимые валюты и соответственно товары. Золото выступает как необходимый страховой фонд государства и частных лиц.
Помимо доллара США и других свободно конвертируемых валют в качестве мировых денег используется СДР (SDR — Special Drawing Rights, специальные права заимствования) и евро — денежная единица, применяемая странами
Европейского Союза. СДР — международное платежное средство, созданное МВФ в
70-х годах.
Валютный курс — важный элемент валютной системы. Это цена денежной единицы одной страны, выраженная в денежных единицах других стран или в международных валютных единицах (СДР, евро). В основе формирования курсов валют находятся стоимостные пропорции обмена — интернациональные стоимости определенного количества товаров и услуг, представляемых той или иной денежной единицей. На практике стоимостные пропорции обмена валют получают отражение в виде соотношения покупательной способности валют. Это в полной мере относится и к условиям действия золотого стандарта, при котором банкноты центрального банка обменивались на золото. После полной демонетизации золота, внедрения в национальный и международный платежный обороты неразменных кредитных денег механизм, обусловливающий соответствие курсов валют соотношениям их покупательной силы, претерпел существенные изменения. Однако сущность этой закономерности осталась неизменной.
Отмена золотого содержания валют и переход к плавающим валютным курсам не изменили ни саму сущность валютного курса как экономической категории, ни его функций в процессе воспроизводства. Валютный курс сохраняет объективную стоимостную основу, которая выступает в виде покупательной силы сравниваемых валют на мировом рынке.
Валюты сопоставляются по интернациональным стоимостям определенного количества товаров и услуг, представляемых той или иной денежной единицы.
Валютные курсы формируются на мировом валютном рынке в зависимости от спроса и предложения, которые определяются многими факторами. Курс валюты зависит также от соотносительных темпов инфляции в различных странах, темпов роста производительности труда и ее соотношения между странами, от темпов роста ВНП (основы товарного наполнения денег), места и роли страны в мировой торговле, вывозе капитала. Чем выше темпы инфляции в стране, тем ниже курс ее валюты. Именно эти фундаментальные факторы прежде всего определяют курс валюты той или иной страны. Долгосрочные тенденции развития валютного курса являются отражением хода воспроизводственного процесса в национальной экономике и роли страны в мировом хозяйстве.
Непосредственно на курс валюты влияют состояние ее платежного баланса, межстрановые различия процентных ставок на денежных рынках различных стран, степень использования валюты данной страны на еврорынке и в международных расчетах, доверие к валюте страны и другие факторы.
Наибольшее значение среди последних факторов имеет состояние платежного баланса. При ухудшении платежного баланса, т. е. при его дефицитности, курс валюты падает, поскольку на такую валюту спроса нет. Однако в условиях золотых валют и валют с зафиксированным золотым содержанием отклонения валютного курса от паритета были незначительны. Они происходили в пределах так называемых золотых точек Предприниматели не покупали валюту по курсу, значительно превышавшему паритет, а предпочитали рассчитываться путем пересылки золота. Поэтому отклонения курса от паритета могли быть в пределах стоимости пересылки золота из одной страны в другую и его страхования.
Таким образом, формирование валютного курса и его динамика представляют собой многофакторный процесс.
Уровень валютных курсов и их колебания оказывают значительное воздействие на все сферы мирохозяйственных связей: внешнюю торговлю, движение долгосрочных и краткосрочных капиталов, внешнюю задолженность — и в целом на внешние платежные позиции страны.
Данные положения можно проиллюстрировать на примере изменения валютных курсов и валютной политики западных стран с развитой рыночной экономикой.
Бреттон-Вудская валютная система. До Второй мировой войны практически в зарубежных странах применялись плавающие валютные курсы, т. е. курсы, которые складывались в зависимости от спроса и предложения на ту или иную валюту. Недостаток этой системы состоял в резких колебаниях курсов валют, в применении странами частых девальваций своих валют в целях стимулирования экспорта товаров для облегчения процесса их реализации. Ситуация в целом в валютной сфере характеризовалась хаотическими изменениями валютных курсов, что отрицательно сказывалось на развитии международной торговли.
Бреттон-Вудская валютная система основывалась на долларе США и золоте. Ее характеризовали следующие основные черты:
• все страны зафиксировали паритеты своих валют по отношению к доллару
США. Доллар наравне с золотом выполнял роль базы для установления паритетов валют всех остальных капиталистических государств. Отклонения курса от официально установленного допускались в пределах ±1%;
• центральные банки и правительственные валютные органы стран-членов имели возможность обменять принадлежащие им доллары на американское золото по официальной твердой цене — 35 долл. за унцию золота (в унции содержится
31,1 г чистого золота);
• в мировом обороте в качестве резервных и платежных средств наряду с золотом широко использовались две основные резервные валюты — доллар США и английский фунт стерлингов.
Международный валютный фонд предоставлял странам-членам кредиты в иностранных валютах для финансирования дефицитов их платежных балансов (МВФ и МБРР созданы также на основе Бреттон-Вудских соглашений).
Однако Бреттон-Вудские соглашения не смогли обеспечить стабилизацию валютных курсов стран-членов. То одна, то другая страна вынуждена была проводить девальвацию или ревальвацию своих валют.
Девальвация валют в условиях действия Бреттон-Вудских соглашений означала официально объявленное понижение золотого содержания денежной единицы и соответственное уменьшение ее курса по отношению к доллару США.
Девальвация — сложное явление в валютной сфере. Страны предпринимают все возможные меры к тому, чтобы ее не проводить: стимулируют экспорт товаров, ограничивают импорт, поднимают учетный процент центрального банка, получают кредиты у МВФ в пределах своей квоты, используют имеющиеся у них золотовалютные резервы, поскольку девальвация свидетельствует о слабости валюты данной страны.
Ревальвация валют — явление, противоположное девальвации. В условиях действия Бреттон-Вудских соглашений ревальвация означала официально объявленное повышение золотого содержания национальной денежной единицы и соответствующее повышение ее валютного курса по отношению к доллару США.
Ревальвация проводится странами при хронически активном сальдо платежного баланса. В послевоенные годы ревальвацию своих валют неоднократно проводили
ФРГ, Япония, Швейцария.
Вследствие кризиса доллара США расширенная группа десяти стран (США,
Великобритания, Япония, Канада, ФРГ, Франция, Италия и др.) в марте 1973 г. подписала соглашение о переходе от фиксированных паритетов к плавающим валютным курсам.
Ямайские соглашения 1976—1978 гг. официально положили конец существованию
Бреттон-Вудской валютной системы. Этими соглашениями предусматривались упразднение золотых паритетов валют (МВФ перестал публиковать золотое содержание валют уже с июля 1975 г.) и официальной цены золота, закрепление в роли мировых денег вместо золота ведущих национальных валют, а также СДР, легализация плавающих валютных курсов. С отменой золотого содержания валют
Устав МВФ предусматривает установление валютного паритета на базе СДР.
Европейская валютная система. В целях уменьшения колебаний валютных курсов и стимулирования интеграционных процессов в марте 1979 г. между странами Европейского экономического сообщества (ныне Европейский Союз —
ЕС) была создана Европейская валютная система (ЕВС). Ключевым элементом стало создание европейской валютной единицы — ЭКЮ (курс ЭКЮ устанавливается на базе корзины двенадцати валют стран — членов ЕС), которая используется в качестве базы для установления курсовых соотношений между валютами стран — членов ЕВС, средством расчетов между их центральными банками.
Государственное регулирование валютных курсов. Различают национальное и межгосударственное регулирование валютных курсов.
Основными органами национального регулирования выступают центральные банки и министерства финансов.
Межгосударственное регулирование курсов валют осуществляют МВФ, ЕВС и другие организации. Регулирование курсовых соотношений направлено на сглаживание резких колебаний валютных курсов, обеспечение сбалансированности внешнеплатежных позиций страны, на создание благоприятных условий для развития национальной экономики, стимулирование экспорта и т.д.
Основные методы регулирования валютных курсов — валютные интервенции, дисконтная политика и валютные ограничения.
1. Валютные интервенции центральных банков имеют целью противодействовать снижению курса национальной валюты или, наоборот, его повышению. Однако следует отметить, что валютные интервенции могут быть эффективным методом воздействия на валютные курсы в краткосрочном плане, поскольку только интервенциями невозможно обеспечить такие уровни курсов, которые не соответствуют базисным экономическим и финансовым показателям. Наиболее эффективны валютные интервенции, сопровождаемые соответствующими мероприятиями в области общеэкономической политики государства.
2. В зарубежных странах широко применяется дисконтная политика, заключающаяся в манипулировании учетным процентом. Стремясь повысить курс валюты, центральный банк повышает учетный процент, что стимулирует приток иностранных капиталов. Улучшается состояние платежного баланса, повышается валютный курс. Если правительство ставит цель понизить валютный курс, центральный банк снижает учетный процент, капиталы перемешаются в зарубежные страны и в результате курс валюты понижается.
3. На валютный курс оказывают влияние валютные ограничения, т. е. совокупность мероприятий и нормативных правил государства, установленных в законодательном или административном порядке, направленных на ограничение операций с валютой, золотом и другими валютными ценностями. Валютные ограничения по текущим операциям платежного баланса не распространяются на свободно конвертируемые валюты, к которым МВФ относит доллар США, марку
ФРГ, японскую иену, английский фунт стерлингов и французский франк.
Валютный контроль в зарубежных странах охватывает деятельность как банков, так и небанковских институтов. В различных странах применяются разные методы валютного контроля:
• лимитирование сроков по операциям “лидс энд лэго” (ускорение или замедление расчетов в предвидении тех или иных изменений валютных курсов);
• запрещение или наличие предварительного разрешения национальных валютных органов на открытие счета в иностранной валюте в данной стране или за ее пределами;
• внесение беспроцентного импортного депозита в уполномоченный банк и др.
С введением плавающих валютных курсов регулирование процесса курсообразования через МВФ ослабло. В современных условиях межгосударственное регулирование валютных курсов осуществляется в основном в рамках ЕВС.
В настоящее время основной валютой, в которой осуществляется около 80% всех международных расчетов, выступает доллар США, фактически сохранивший статус резервной валюты. В этом же качестве используются марка ФРГ и японская йена.

2. Международные финансовые организации: механизм их функционирования и основные результаты их деятельности в области валютно-кредитных отношений.

Международные финансовые институты преследуют следующие цели:
. объединить усилия мирового сообщества в целях стабилизации международных финансов и мировой экономики:
. осуществлять межгосударственное валютное и кредитно-финансовое регулирование:
. совместно разрабатывать и координировать стратегию и тактику мировой валютной и кредитно-финансовой политики.
Степень участия и влияния отдельных стран в международных финансовых институтах определяется величиной их взноса в капитал, так как обычно применяется система «взвешенных голосов». Изменение соотношения сил во всемирном хозяйстве, в частности возникновение в 60-х годах трех центров
(США, Западная Европа, Япония) в противовес послевоенному американоцентризму. отражается в деятельности международных финансовых институтов. Так, страны ЕС добились права вето по принципиальным вопросам, усилив свое влияние в МВФ. В деятельности этих институтов проявляются две тенденции взаимоотношений трех центров — разногласия и партнерство по глобальным проблемам международных финансов промышленно развитых государств, развивающихся стран, России, СНГ, стран Восточной Европы.

Международный Валютный Фонд
МВФ (International Monetary Fund. IMF) — межправительственная организация, предназначенная для регулирования валютно-кредитных отношений между государствами-членами и оказания им финансовой помощи при валютных затруднениях, вызываемых дефицитом платежного баланса, путем предоставления кратко- и среднесрочных кредитов в иностранной валюте. Фонд — специализированное учреждение ООН — практически служит институциональной основой мировой валютной системы. МВФ был учрежден на международной валютно- финансовой конференции ООН (1— 22 июля 1944 г.) в Бреттон-Вудсе (США, штат
Нью-Гэмпшир). Конференция приняла Статьи Соглашения (Articles of Agreement) о МВФ, которое выполняет роль его Устава и вступило в силу 27 декабря 1945 г.; практическую деятельность Фонд начал с 1 марта 1947 г.
В связи с эволюцией мировой валютной системы Устав МВФ трижды пересматривался: 1) в 1969 г. с введением системы СДР; 2) в 1976 г. с созданием Ямайской валютной системы; 3) в ноябре 1992 г. с включением санкции — приостановки права участвовать в голосовании — по отношению к странам, не погасившим свои долги Фонду.
Высший руководящий орган МВФ — Совет управляющих, в котором каждая страна- член представлена управляющим и его заместителем, назначаемыми на пять лет.
Обычно это министры финансов или руководители центральных банков. В ведение
Совета входит решение таких вопросов деятельности Фонда, как внесение изменений в Статьи Соглашения, прием и исключение стран-членов, определение и пересмотр величины их долей в капитале, выборы исполнительных директоров.
Управляющие собираются на сессии один раз в год.
МВФ устроен по образцу акционерного предприятия. Поэтому возможность каждого участника оказывать воздействие на его деятельность с помощью голосования определяется долей в капитале. В соответствии с принципом
«взвешенного» количества голосов каждое государство имеет 250 «базисных» голосов независимо от величины взноса в капитал и дополнительно по одному голосу на каждые 100 тыс. единиц СДР его квоты. Решения в Совете управляющих обычно принимаются простым большинством (не менее половины) голосов, а по наиболее важным вопросам — как оперативным, так и экономическим и политическим — «специальным большинством» (соответственно
70% или 85% голосов стран-членов). В нынешнем Уставе выделены 53 подобных вопроса (против 9 при создании МВФ) в интересах ведущих стран Запада.
Наибольшим количеством голосов в МВФ обладают:
США — 17,7%; Германия — 5,5; Япония — 5,5; Великобритания — 4,9; Франция
— 4,9; Саудовская Аравия — 3,4; Италия — 3,1; Россия — 2,9%. Доля стран ЕС
— 26,2%. Несмотря на некоторое сокращение в 70-е и 80-е годы удельного веса голосов США и ЕС, они по-прежнему могут налагать вето на ключевые решения
Фонда, принятие которых требует максимального большинства (85%).
Исполнительный совет МВФ назначает директора-распорядителя, который возглавляет административный аппарат Фонда и ведает текущими делами.
Директор-распорядитель (с 1987 г.) — Мишель Камдессю (Франция), его заместители (с 1994 г.) — Стэнли Фишер и другие (США).
Кредитная деятельность МВФ. В Уставе Фонда для идентификации его кредитной деятельности используются два понятия: 1) сделка (transaction) — предоставление валютных средств странам из его ресурсов; 2) операция
(operation) — оказание посреднических финансовых и технических услуг за счет заемных средств. МВФ осуществляет кредитные операции только с официальными органами — казначействами, центральными банками, стабилизационными фондами. Различаются кредиты на покрытие дефицита платежного баланса и на поддержку структурной перестройки экономической политики стран-членов.
Страна, нуждающаяся в иностранной валюте, производит покупку (purchase) или иначе заимствование (drawing) иностранной валюты либо СДР в обмен на эквивалентное количество своей национальной валюты, которое зачисляется на счет МВФ в центральном банке данной страны. При разработке механизма МВФ предполагалось, что страны-члены будут предъявлять равномерный спрос на валюты, а поэтому их национальные валюты, поступающие в Фонд, станут переходить от одной страны к другой. Таким образом, эти операции не должны были являться кредитными в строгом смысле слова. На практике в Фонд обращаются с просьбами о предоставлении кредита главным образом страны с неконвертируемыми валютами. Вследствие этого МВФ, как правило, предоставляет валютные кредиты государствам-членам как бы «под залог» соответствующих сумм неконвертируемых национальных валют. Поскольку на них нет спроса, они остаются в Фонде до выкупа их странами-эмитентами этих валют.
Доступ стран-членов к кредитным ресурсам МВФ ограничен определенными условиями. Согласно первоначальному Уставу они состояли в следующем: во- первых, сумма валюты, полученной страной-членом за двенадцать месяцев, предшествовавших его новому обращению в Фонд, включая испрашиваемую сумму, не должна была превышать 25% величины квоты страны; во-вторых, общая сумма валюты данной страны в активах МВФ не могла превышать 200% величины ее квоты (включая 75% квоты, внесенных в Фонд по подписке). В пересмотренном в
1978 г. Уставе первое ограничение было устранено. Это позволяет странам- членам использовать их возможности получения валюты в МВФ в течение более короткого срока, чем пять лет, которые нужны были для этого прежде. Что касается второго условия, то в исключительных обстоятельствах и его действие может приостанавливаться.
По истечении установленного периода времени страна-член обязана произвести обратную операцию — выкупить национальную валюту у Фонда, вернув ему средства в СДР или иностранных валютах. Как правило, эта операция, означающая возмещение полученного ранее кредита, осуществляется в течение срока от 3-4 до 5 лет со дня покупки валюты. Помимо того, страна-заемщик обязана досрочно производить выкуп своей излишней для Фонда валюты по мере улучшения ее платежного баланса и увеличения валютных резервов. Если находящаяся в МВФ национальная валюта страны-должника покупается другим государством- членом, то тем самым погашается ее задолженность Фонду.
Приобретаемая страной-членом в МВФ первая порция иностранной валюты в размере до 25% квоты (до Ямайского соглашения бывшая золотая доля) с 1978 г. называется резервной долей. Она определяется как превышение величины квоты страны-члена над суммой находящегося в распоряжении Фонда запаса национальной валюты данной страны. При этом если Фонд использует часть внесенной национальной валюты страны-члена для предоставления средств другим странам, то резервная доля такой страны соответственно увеличивается. Сумма займов, предоставленных страной-членом Фонду в рамках дополнительных кредитных соглашений, образует ее «кредитную позицию».
Резервная доля и кредитная позиция вместе составляют резервную позицию страны-члена в Фонде (Reserve Position in the Fund). В пределах резервной позиции страны-члены могут получать средства в МВФ автоматически, по первому требованию. Использование этой позиции не требует от страны процентных и комиссионных платежей и не налагает на нее обязательства вернуть полученные валютные средства.

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.