скачать рефераты

МЕНЮ


Внешнеторговая политика Республики Беларусь


США


1,8


6,1


7,0

--


Австрия


0,8


4,7


16


Швейцария


0,2


1,2


3,1


ЕС


1,6


6,2


7,0


Япония


1,4


6,3


6,4


*) [29;c.357]

3. В международной практике к таможенно-тарифным ин­струментам государственной внешнеторговой политики, поми­мо таможенных пошлин, относят также налог на добав­ленную стоимость (НДС) и акцизы, поскольку их расчет привязан к таможенной стоимости товара, а также заранее известны ставки этих налогов. Не стоит путать НДС и акцизы, взимаемые с товаров при их ввозе на террито­рию страны, с теми НДС и акцизами, которые взимаются с субъектов хозяйствования данной страны при производстве и реализации продукции в этой стране.

Воздействие тарифа на экономику отдельных стран различно и зависит от экономического веса страны. В мировой экономике страна считается малой, если изменение спроса с её стороны на импортные товары не приводит к изменениям мировых цен. Страна считается большой, если изменение спроса с её стороны на импортные товары приводит к изменениям мировых цен.

В результате введения тарифа любой страной возникает несколько экономических эффектов. Эффекты дохода и передела являются перераспределительными эффектами тарифа и представляют собой перемещение доходов от одних субъектов экономической деятельности к другим и не ведут к потерям экономики в целом.  Эффекты защиты и потребления представляют в совокупности потери экономики от введения тарифа. В случае малой страны введение тарифа не сможет изменить мировые цены и улучшить её условия торговли настолько, чтобы компенсировать негативное воздействие тарифа на экономику. Тариф либо распределяет расходы внутри экономики, либо ведёт к прямым экономическим потерям.  Никакого положительного экономического эффекта, ведущего к экономическому росту в тех или иных секторах, не возникает.

Введение тарифа большой страной вызывает экономические эффекты близкие, возникающим при введении тарифа малой страной. Исключением является эффект дохода, который в случае большой страны распадается на две части – эффект внутренних доходов, показывающий перераспределение доходов от потребителей к государству внутри страны, и эффект условий торговли, показывающий перераспределение доходов от иностранных производителей в бюджет большой страны в результате увеличения её условий торговли. Тариф оказывает положительное воздействие на экономику большой страны только в том случае, если эффект условий торговли в стоимостном выражении больше, чем сумма потерь, возникающих в результате меньшей эффективности внутреннего производства по сравнению с мировым и сокращение внутреннего потребления товара.

Последствия введения таможенных пошлин. Можно привести немало аргументов “за” и “против” введения и использования таможенных тарифов. 

Импортные тарифы снижают уровень экономического благосостояния страны, ведут торговым войнам, увеличивают налоговое бремя на потребителей, показывает экспорт и сокращают занятость. Они перераспределяют доходы потребителей в пользу отечес­твенных производителей зачастую неконкурентоспособной продукции и государственного бюджета. Но потребители теря­ют больше от введения импортных тарифов, чем получает госу­дарство и национальные производители вместе взятые. Чис­тые потери нации составляют производственный эффект — затраты ресурсов на производство худших отечественных това­ров и потребительский эффект — потеря полезности, кото­рую получили бы потребители, если бы они не отказались от дополнительного потребления импортных товаров в следствие их удорожания после введения пошлин.

Однако разумная внешнеторговая политика, использующая таможенно-тарифные методы регулирования согласно рыноч­ным принципам может: пополнять бюджет, поддерживать мо­лодые наукоемкие отрасли, эффективно перераспределять до­ходы населения, способствовать постепенной трансформации социалистической экономики в рыночную и т. д.

Еще в первой трети нынешнего столетия большинство развитых стран, проводя свою внешнеторговую политику, опира­лись на экономические инструменты регулирования: денеж­но-кредитные, финансовые, таможенно-тарифные средства, основными из которых были таможенные пошлины.

Однако в периоды экономических кризисов, подготовки к войне, в военные годы. в чрезвычайных ситуациях они оказа­лись недостаточно эффективными для защиты национальных производителей от иностранной конкуренции, предотвраще­ния вывоза из страны стратегических материалов, регулирова­ния дефицита платежного баланса и т. д.

 Использовавшиеся до этого инструменты были по своей природе (характеру) экономическими, они  не ограничивали самостоятельности субъек­тов хозяйствования во внешнеторговых операциях, не уста­навливали запретов на ввоз-вывоз определенных товаров либо какого-то их количества и т. д. Поэтому они, например; остав­ляли возможности для преодоления таможенных барьеров вы­сококонкурентными по цене иностранными товарами, у потребителей  оставался выбор.

Таким образом, в начале 30-х годов появились количес­твенные ограничения экспорта-импорта — прямая адми­нистративная форма государственного регулирования внеш­неторгового оборота как временное, 'чрезвычайное средство, которое представляет собой жёсткий инструмент нетарифно­го внешнеторгового регулирования. Несмотря на временный характер при их введении, а также запрет на их применение в XI ст. ГАТТ/ВТО, количественные ограничения прижились, хотя с начала 60-х годов развитые капиталистические страны периодически пытаются ограничить сферу их использования.

Так, в первой половине 70-х годов под их действие попадало 20—30 % импорта сельскохозяйственных товаров в США, Японии, ЕЭС и от 10 до 15 % импорта промышленных изделий в эти страны в  1981 год12 % импорта промышленно-развитых стран, а в 1996 год— 18,6 % (по оценке - ЮНКТАД) [29;c.369]

Относительная популярность количественных ограниче­ний обусловлена несколькими факторами.

1. Способом их установления и регулирования. Они не по­падают, как правило, под действие международных договоров и соглашений, это довольно гибкий инструмент внешнеторго­вой политики государства. Его можно вводить, усиливать (уменьшать размер квоты, ужесточать процедуру выдачи ли­цензий и т. д.), отменять, как правило, без оглядки на надна­циональные международно-правовые акты, что нельзя сказать о таможенно-тарифных инструментах.

2. Высокая эффективность количественных ограничений при достижении поставлен­ных целей.

3. Широкий спектр целей и задач, которые можно достичь при помощи количественных ограничений.

В современной внешнеторговой политике количественные ограничения применяются по двум основным направлениям:

1) Лицензирование — это официальное разрешение, выдаваемое, как правило, специальными уполномоченными государством ведомствами на осуществление ВЭД, а также на проведение внешнеторговых операций с определенными товарами.

Разовая — как правило, разрешение на экспорт-импорт товаров в течение определённого срока. Она является именной, т. е. выдается конкретной фирме, которая не может передать ее другой организации. В лицензии указываются важнейшие параметры внешнеторговой сделки:

Глобальная (открытая) лицензия — не содержит географи­ческих ограничений на внешнеторговые операции с товарами.

Автоматическая лицензия — это разрешение, получае­мое фирмой автоматически после подачи заявки в специальное государственное ведомство. Очень похожа на генеральную ли­цензию, но формальности, связанные с получением лицензии, сильно сокращены, хотя действует правовой механизм, кон­тролирующий внешнеторговые операции, что позволяет госу­дарству при необходимости ужесточить правовой режим.

2) Контингентирование (квотирование) — официально установленные государством ограничения в стоимостном или физическом (количественном) выражении, вводимые на импорт или/и экспорт определенных товаров на установленный период времени.                    

Существуют различные формы квотирования:

1) глобальные контингенты (квоты) устанавливают размер экспорта-импорта на определенный срок (как правило, 3 меся­ца/6 месяцев и т. д.), удельный вес стран в квоте не указывает­ся, может указываться список стран, на которые распростра­няется данное ограничение, если оно не всеобщее, т. е. не рас­пространяется на все страны;    

2) индивидуальные контингента — самый распространен­ный метод контингентирования, который предусматривает разбивку общего объема экспорта-импорта, предусмотренного квотой по странам:

По направлению движения товаропотоков:

1) экспортные

2) импортные

Количественные ограничения — сильный инструмент ре­гулирования и воздействия на фирмы-участницы внешнетор­говых операций. Так, ЕС квитирует импорт бразильской ку­рятины и индюшатины, что за 2 года нанесло ущеРеспублика Беларусь бразильс­ким производителям этих продуктов, как они утверждают, в 40 млн долларов.

Относительно новым направлением использования количественных ограничений стало "добровольное" огра­ничение экспорта — это соглашение, навязанное экспортеру, под угрозой санкций предусматривающее принятие им на себя обязательства добровольно сократить экспорт определенных товаров в им­портирующую страну. Эти ограничения появились в странах ЕЭС и Японии в форме квот на экспорт некоторых текстиль­ных изделий, проката черных металлов, продукции легкой промышленности и т.д. Исторически первым было заявление правительства Японии в 1957 года о 'добровольном" ограниче­нии экспорта хлопчатобумажных изделий в США. С 1969 годна мировом рынке черных металлов почти 2/3 экспорта этой продукции было охвачено "добровольными" ограничениями. По статистике ЮНКТАД к концу 60-х годов такой формой протекционизма было охвачено 5% импорта промышленно развитых стран.

Меры так называемого "скрытого" или "косвенного" протекционизма, которые играют весьма существенную роль в торгово-политической борьбе, на поверхности не видны, действуют как бы из-за кулис, замаскированно. На первый взгляд, они затрагивают лишь внутренний товароо­борот или просто регулируют правила изготовления, упа­ковки, маркировки товара и вроде бы не имеют никакого отношения к внешней торговле. И тем не менее, их воздей­ствие на внешнеторговый оборот весьма значительно. Это подтверждает хотя бы тот факт, что они занимают все боль­шее место на переговорах в рамках ГАТТ/ВТО.

Рассмотрим основные меры скрытого протекционизма.

1. Таможенно-административные:

1) система организации таможенного контроля, включая процедуру таможенного досмотра, открытие новых контроль­но-пропускных пунктов и т.п.;

2) системы оценки таможенной стоимости — возможные проволочки, связанные с отклонением таможенными органа­ми таможенной стоимости, указанной в сопроводительных до­кументах;

3) запутанная система заполнения таможенных докумен­тов, требующая больших сил, времени и специальной подго­товки;

4) коррумпированность работников таможенных органов, которые под различными предлогами вымогают взятки, не пропуская товар через границу. (Этот барьер не является ин­струментом государственной внешнеторговой политики, государство борется с ним, но, тем не менее, это серьезное препят­ствие на пути движения товарных потоков.)

2. Технические требования к ввозимой продукции: по тех­нике безопасности, техническим и технологическим стандар­там закрывают путь на внутренний рынок иностранной техни­ке из развивающихся стран, которая не может соответствовать высоким нормам. Однако здесь важен принцип равенства в применении данных стандартов по отношению к националь­ным и иностранным производителям.

3. Ограничения, заложенные в процедуре прохождения контроля качества товаров, их стандартизации (т. е. непризна­ние иностранных сертификатов качества) и т. д.

4. Нетарифные ограничения, базирующиеся на санитарно-ги-гиенических нормах, требованиях здравоохранения и мерах по охране окружающей среды. Так, в конце 1996 года Китай запретил импорт курятины из 10 штатов США в качестве карантинной ме­ры, призванной не допустить распространения в КНР птичьего гриппа. Таким образом, под угрозой оказался американский эк­спорт в КНР с годовым оборотом до 500 млн. долл. [17]

5. Требования к упаковке, маркировке товаров. Так, в США нарушение этих правил ведет к запрету ввоза товаров в страну или к их обложению дополнительной пошлиной в раз­мере 10 % таможенной стоимости. [14;c.207]

6. Налоги и налоговая политика. Основной задачей налоговой политики является моби­лизация государством финансовых ресурсов Одновременно налоги, воздействующие на цены, прибыли и доходы, ши­роко применяются государством в качестве эффективного средства регулирования экономики, в том числе и внешней торговли.

Помимо защиты внутреннего рынка от импорта из-за рубежа помощью количественных и скрытых нетарифных методов торговой политики в практике международной торговли активно используются методы расширения экспорта, большая часть которых основана на прямом или косвенном гарантировании и субсидировании правительством   национальных       экспортеров.

Приобретая   разнообразные,   зачастую весьма замысловатые формы и осуществляясь через весьма усложненные схемы,   финансирование   направлено   на снижение стоимости экспортируемого товара и повышение тем самым его кон­курентоспособности на мировом рынке. Финансирование экспорта может осу­ществляться как из правительственных источников  за  счет  государственного бюджета, так и за счет всевозможных околоправительственных    учреждений (банков, фондов и пр.), а также за счет частного сектора — самих экспортеров и обслуживающих их банков.

Финансирование экспорта как метод торговой политики следует отличать от рутинного финансирования и кредито­вания экспортно-импортных операций, представляющих собой простое предос­тавление банками оборотного капитала. Для проведения конкретных коммерчес­ких сделок. Финансирование, как метод торговой политики предусматривает дискриминацию против иностранных компаний в пользу национальных про­изводителей и экспортеров, Наиболее распространенными финансовыми ме­тодами торговой политики являются субсидии, кредитование и демпинг.

Если правительство считает необхо­димым стимулировать экспорт нацио­нальных производителей, то оно может в той или иной форме предоставлять им субсидии из бюджета.

Субсидия — денежная выплата, направленная на поддержку национальных производителей и кос­венную дискриминацию импорта.

По характеру выплат субсидии делят­ся на:

прямые — непосредственные вы­платы экспортеру после совершения им экспортной операции на сумму разни­цы его издержек и полученного им до­хода. Предметом прямого субсидирования с начала 60-х годов являлись дорогостоящие товары промышленного экспорта развитых стран — суда, авиационная техника и пр. Однако прямые субсидии запреще­ны правилами ВТО и их применение слишком очевидно для торговых парт­неров, которые могут использовать от­ветные меры:

косвенные — скрытое дотирова­ние экспортеров через предоставление льгот по уплате налогов, льготные усло­вия страхования, займов по ставке ниже рыночной, возврат импортных пошлин и прочие.

Субсидии могут предоставляться как производителям товаров, конкурирую­щих с импортом, так и производителям товаров, которые продаются на экспорт.

Для производителей в обоих случаях субсидия является негативным налогом, поскольку он выплачивается им прави­тельством, а не вычитается из их при­были.

Внутренняя субсидия наиболее замаскированный и финансовый метод торговой политики и дискриминации против импорта, предусматривающий бюджетное финан­сирование производства внутри страны товаров, конкурирующих с импортными.

Специфическим случаем внутренней субсидии является субсидирование им­порта, которое было характерно для России и некоторых других стран с переходной экономикой в начале 90-х годов. Необходимость субсидирования Импорта была вызвана, прежде всего, от директивно контролируемого обменного курса национальной валюты и переходом к плавающему валютному курсу. В результате завышенные ва­лютные курсы резко упали, сделав им­порт многих товаров, которые необхо­димы для поддержания экономического развития страны, невозможным, пос­кольку они стали слишком дорогими для местных покупателей. В результате правительства были вынуждены финан­сировать часть импорта за счет госу­дарственного бюджета, предоставляя импортные субсидии импортерам.

Так, например, в России субсидии на импорт были введены в 1992 годв качестве замены специального (заниженного обменного курса, применявшегося для расчетов с бюджетом при импорте зерна, машин и оборудования, запчастей, компонентов для химической промышленности, медикаментов, детского питания и некоторых других ключевых товаров. Причем часть импортных субсидий не показывалась в расходной части государственного бюджета. Го­сударство продавало валюту импортерам, осуществляющим закупки товаров за счет централизованных валютных средств, по цене в среднем 20% от рыночного курса валюты, а по машинам и оборудованию — 1,6 руб. за доллар. Существовало множество коэффициентов пересчета контрактных цен на импортные товары в рубли. Например, на сахар-песок он составлял 20% (т.е. столько платил импортер, остальное покрывалось государством), масло животное — 22, детское питание — 5%. Импортные субсидии со­ставляли около 13% ВНП и ложились тяжелым бременем на бюджет. На протяжении 7 последующих лет правительство России сокращало бюджетные субсидии как путем умень­шения списков товаров, экспорт которых субсидируется, так и путем увеличения коэффи­циентов. В начале 1994 года практически весь централизованный импорт был ликвидирован, а импортные субсидии сократились до 4% ВНП.

Импортные субсидии, ставным образом на разнице официального и рыночного валют­ных курсов, существовали в 1992-1993 годов Беларуси. На них тратилось около 3% ВНП. В Казахстане в 1992 году они осуществлялись, кроме того, через централизованный валют­ный фонд. В Литве, в 1992-1993 годы субсидировался импорт энергоносителей. На Украине в те же годы субсидировался импорт горючего и угля для продажи населению. Нередко правительства не только субсидируют отрасли, конкурирующие с импортом, но и предоставляют субси­дии экспортерам.

Экспортная субсидия — финансовый нетарифный метод торговой политики, предусматриваю­щий бюджетные выплаты националь­ным экспортерам, что позволяет прода­вать товар иностранным покупателям по более низкой цене, чем на внутрен­нем рынке, и форсировать тем самым экспорт.  

"Принципиальное различие между импортным тарифом и субсидировани­ем экспорта как средствами торговой политики заключается в том, что им­портный тариф приводит к повышению внутренней цены на импортные товары, в то время как экспортная субсидия приводит к повышению внутренней цены экспортных товаров. Импортный тариф, вводимый большой страной” улучшает ее условия торговли, снижает цену ее импорта, и увеличивает относи­тельное предложение местных товаров, конкурирующих с импортом, одновременно снижая спрос на импорт. Экспортная субсидия, вводимая большой страной, производит обратный эффект:  ухудшает ее условия торговли, увеличивая цену ее экспорта, но увеличивая при этом и относительное предложение на экспорт и сокращая внутренний спрос на экспортируемые товары. Импортный тариф улучшает условия тор­говли страны за счет остального мира. Экспортная субсидия ухудшает условия торговли страны в пользу остального мира. Оба инструмента торговой политики оказывают искажающее воздейст­вие на внутренние цены и структуру потребления в стране, их использую­щей.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.