скачать рефераты

МЕНЮ


Внешнеторговая политика Республики Беларусь

В то время как структура импорта изменилась незначительно, состав экспорта изменился самым существенным образом. Доля топлива, сырья и полуфабрикатов сократилась с 64% общей стоимости экспорта в 1956 до 31% в 1981. За этот же период доля станков и машин, промышленного и транспортного оборудования в экспорте возросла с 16% в 1956 до 49% в 1981. Экспорт сельскохозяйственной продукции и продовольствия уменьшился с 12% до 6%, а промышленных потребительских товаров (таких, как одежда и хозяйственные товары) вырос к середине 1970-х годов с 7% до 15%. Наиболее существенное изменение в структуре экспорта состояло в сокращении доли угля и кокса: в 1949 на них приходилась почти половина стоимости экспорта, а в 1981 – только 10%.

До конца 1980-х годов примерно половина объема внешней торговли Польши приходилась на страны советского блока – около 46% всего экспорта и 52% импорта в 1986. СССР был главным торговым партнером Польши: в 1986 на него приходилось почти 23% ее импорта и 25% экспорта. В течение последующих 10 лет география внешней торговли Польши сильно изменилась. Основными странами-импортерами стали Германия (24,9% всего импорта), Италия (9,8%), Россия (6,0%), Великобритания (5,8%), США (4,4%) и Нидерланды (3,9%). Порядок стран-экспортеров такой: Германия (34,6%), Россия (6,8%), Италия (5,3%), Нидерланды (4,8%), Франция (4,4%) и Великобритания (3,8%).

В 2000 объем экспорта Польши составил 27,2 млрд. долл., из них 70% приходилось на страны Европейского союза; объем импорта – 38,9 млрд. долл. В 1998 стоимость экспорта превысила стоимость импорта. [41]

Примечателен факт, что с октября 1996 года таможенная декларация Болгарии была заменена единым документом Европейского Союза, а также с 1.12.1996 г. Болгария вступила в ВТО. При этом учтены обязательства Болгарии по преференциальным торговым соглашениям с Европейским Сообществом, ЕАСТ и соглашений о формировании Зоны свободной торговли со Словакией, Словенией и Чехией. Торговая политика Болгарии преимущественно основана на экспортной ориентации. В товарной структуре экспорта значительная доля приходится на металлы и металлоизделия - 19%, химическую продукцию - 15%, продукты питания - 13%, машины и оборудование - 9%. Кроме того, Болгария экспортирует текстиль, минеральные продукты, транспортные средства, пластмассу и т.д. В структуре импорта преобладают минеральные продукты - 25%, машины и оборудование - 15%, химическая продукция - 12%, текстильные изделия - 9%. Основными партнерами являются Россия и Украина; Германия и Италия; Греция, Македония и Турция, на долю которых приходится более 50% товарооборота. В целом, в структуре внешней торговли Болгарии доля европейского Сообщества составила 41%, в структуре Центральной и Восточной Европы - 36% и на неевропейскую структуру приходится 23%.

Итак, либерализация экономики в странах Восточной Европы затруднила финансовое положение отечественных производителей (снятие импортных барьеров и льготный режим функционирования для иностранных инвесторов), и в конце концов дискриминировала восточноевропейские компании. В отличие от этого, наиболее позитивным представляется опыт азиатских стран, в том числе и Сингапура, где стратегия либерализма с массовым привлечением иностранного капитала сопровождалась усиленной поддержкой отечественных товаропроизводителей при жестком контроле уровня заработной платы и инфляции.

ЭСТОНИЯ.   Среди стран бывшего СССР по степени открытости своей экономики и по параметрам экономического развития особое место занимает Эстония. Начатые здесь с 1994 года реформы к настоящему времени получили определенную качественную содержательность. Кардинальная пере стройка торговой политики в определенной мере обусловливалась исторически сложившимся размещением крупных перерабатывающих блоков, которые находились в сырьевой зависимости, а произведенная продукция централизованно распределялась. Учитывая узость внутреннего рынка для потребления собственной массы товаров, эстонская экономика сделала ставку на экспортную ориентацию.

Однако, период начала реформ переплетается с интенсивным спадом производства из-за разрыва хозяйственных связей. В этих условиях правомерной становится политика либерализации внешней торговли. Несмотря на снижающиеся темпы роста экспорта (1993г. - 192,5%, 1996 г. - 119%), доля ее в структуре ВВП имеет тенденцию к росту с (69% в 1993 г. до 79% в 1996 г.), что обусловлено высоким уровнем производительности труда, конкурентоспособностью продукции и др.

Либерализация внешней торговли дала импульс активному развитию импорта, поскольку он обеспечивает солидную долю внутреннего спроса. Так, если в 1993 году этот показатель был на уровне 70%, то к 1996 году он повысился на 6%. Либерализация внешней торговли обусловила ряд структурных изменений в экспортно-импортной политике, в частности, территориального характера (с тяготением торговли к западным рынкам) и товарно-номенклатурного характера (приспособление к западному рынку стимулировало спрос на экспорт сырья и полуфабрикатов с высокой степенью материалоемкости, а также продукции машиностроения и металлообработки. Активизация реэкспорта предопределилась ростом импорта деталей, узлов для машин и приборостроения). Сравнительное преимущество промышленного производства Эстонии в экспортных операциях повлекло рост реэкспорта, доля которого в стоимости экспорта превысила 30%.

Для стабилизации внешней торговли с начала перехода к новому этапу развития правительство Эстонии использовало различные инструментарии торговой политики. 1990-1991 г. в условиях тотального дефицита был использован механизм ограничения спроса сотен товарных позиций квотированием и лицензированием. Начавшаяся либерализация существенно ограничила их масштабы, оставляя под защитой сланец, глину, кварц. Однако перечень товаров, на которые были установлены импортные тарифы, остается обширным. Среди экспортных товаров таможенными пошлинами облагались предметы художественной и исторической направленности. Многие товары свободно лицензировались. Переориентация торговли Эстонии приоритетным выделила взаимосвязь с Европейским Сообществом, а заключенным договором о свободной торговле установила режим беспошлинной торговли. Тем не менее, Европейское Сообщество квотировало продовольствие, продукцию легкой промышленности. Причем для последней устанавливался более свободный доступ в случаях, если две конечные стадии обработки производились предпринимателями Эстонии. Аналогичные договора о свободной торговле были подписаны и с ЕАСТ.

Современный этап развития экономики Эстонии в числе крупных партнеров определил страны СНГ - сюда поставляется 25% продукции. Россия среди всех стран является вторым государством-партнером после Финляндии. Следует отметить, что в 1993 году доля стран СНГ в экспорте составляла более 30%. Если в 1992 году страны СНГ в структуре импорта составили приблизительно 40%, то в 1996 году их доля сократилась до 16,8%, а Россия стала вторым по значимости партнером. Страны Восточной Европы по причине сходства структуры производства и несложившегося механизма региональной производственной кооперации занимают как в экспорте, так и в импорте третье место после ЕС и СНГ.

Упор на создание открытой экономики в сочетании с использованием системы макроэкономического регулирования во многом предопределил достаточно длительный и болезненный характер преодоления Эстонией этапа кризисного развития и создания условий для стабилизации.

Внешнеторговая политика сыграла на этом весьма противоречивом этапе реформ довольно неоднозначную роль. С одной стороны, она стала инструментом реализации не самой оптимальной модели перехода Эстонии к рыночной экономике. С другой стороны, в рамках реально выбранного курса она объективно явилась одним из основных источников ресурсов для поддержания экономики страны “на плаву” и, кроме того, важнейшим инструментом начала интеграции (пусть несовершенной) большинства ее сегментов в систему рыночных связей. Во многом за счет импорта было обеспечено решение одной из задач начального периода реформ – насыщения потребительского рынка страны.

Таблица 2.1

Структура экспорта и импорта Эстонии в 2000 – 2001 годах (в % от общего объема)

экспорт


Импорт


Текстиль
машины и оборудование
древесина
химическая продукция
пищевые продукты

14,2
13,4
11,4
8,8
7,8

Машины и оборудование
минеральное сырье
текстиль
химическая продукция
пищевые продукты

21,9
9,8
9,4
9,2
8,4

Таблица 2.2

Внешнеторговые основные контакты Эстонии в 2000 – 2001 годах основном (в миллионах крон):

Экспорт

в %

импорт

в %

Страны Европейского Союза

12768,9

51,1

24967,6

64,8

СНГ

6265,9

25,1

6496,1

16,8

Латвия, Литва

3502,2

14,0

1351,2

3,5

Европейская Свободная торговая ассоциация

699,2

2,8

832,0

2,2

Северо-Американская Свободная торговая ассоциация

576,8

2,3

1016,3

2,6

Страны Центральной и Восточной Европы

348,2

1,4

978,6

2,5

В 2000 году общий внешнеторговый оборот составил 101,7 млрд. крон, что на 59% больше, чем в 1996 году. Из этого количества товаров и услуг было экспортировано на сумму 40,4 млрд. крон, рост по сравнению с 1999 годом составил 62%. Прирост импорта за этот же период составил 58%. В первом полугодии импорт развивался активнее, во втором полугодии существенный перевес был на стороне экспорта, что и дало более высокий темп роста экспортной части внешнеторгового оборота. Внешнеторговый дефицит в 2000 году составил 20,9 млрд. крон, что на 7 млрд. больше, чем в 1999. [50]

Таблица 2.3

Основные внешнеторговые партнеры Эстонии (в % от общего объема)

экспорт


Импорт


Россия
Финляндия
Швеция
Латвия
Литва

18,7
15,7
13,5
8,7
6,1

Финляндия
Россия
Германия
Швеция
США

23,4
14,4
10,1
9,1
3,8


Среди государств NAFTA (Северо-Американская Свободная торговая ассоциация) - США с большим перевесом (доля составила 86%, рост объема экспорта 17%) сохранили первое место. Резко (в 15 раз) увеличился экспорт в Мексику (доля 6%), который складывается, прежде всего, из одноразовых поставок. Торговый баланс с государствами NAFTA в 2,3 миллиарда крон был отрицательным и составил 53% от баланса ассоциаации.

Доля государств CEFTA (Ассоциация Свободной Торговли Стран Центральной Европы) является самой малой, хотя в очередности государств произошли большие изменения. В прошедшем году Польша импортировала из Эстонии всего лишь 60% от импорта данного объединения, хотя годами ее доля была в пределах 80%; доля Польши в общем товарообороте внутри ассоциации снизилась до 52%. Наиболее всего снизился экспорт продуктов питания (84%), химтоваров (75%), древесины (36%), а также машин и оборудования (80%). В то же время, экспорт в Венгрию увеличился примерно в 6 раз. Доля Венгрии в ассоциации возросла по сравнению с прошлым годом с 5% до 27%. Торговый баланс с государствами CEFTA в 1,3 миллиарда крон был отрицательным и составил 57% от товарооборота ассоциации.

Доля государств CEFTA (Ассоциация Свободной Торговли Стран Центральной Европы) является самой малой, хотя в очередности государств произошли большие изменения. В прошедшем году Польша импортировала из Эстонии всего лишь 60% от импорта данного объединения, хотя годами ее доля была в пределах 80%; доля Польши в общем товарообороте внутри ассоциации снизилась до 52%. Наиболее всего снизился экспорт продуктов питания (84%), химтоваров (75%), древесины (36%), а также машин и оборудования (80%). В то же время, экспорт в Венгрию увеличился примерно в 6 раз. Доля Венгрии в ассоциации возросла по сравнению с прошлым годом с 5% до 27%. Торговый баланс с государствами CEFTA в 1,3 миллиарда крон был отрицательным и составил 57% от товарооборота ассоциации. [50]

В 1998 году Эстонией были подписаны Договора о свободной торговле с Польшей и Венгрией. Подписание аналогичных договоров с Румынией и Болгарией состоялось в 1999 году. В соответствии с эстоно-украинским Договором о свободной торговле был создан совместный комитет Договора о свободной торговле, в рамках работы которого состоялись два заседания – в Киеве и Таллинне. Проведены переговоры с Белоруссией по заключению торгово-экономического Договора.

В 1998 году продолжил работу торговый представитель в Российской Федерации, в Москве, и был направлен торговый представитель в Украину, в город Киев. Основной целью деятельности торговых представителей является предоставление эстонским предприятиям информации о торговых условиях зарубежных государств и их консультирование при выборе маркетинговых каналов и исследовании рынка. Ожидаемый результат работы торговых представителей - увеличение экспорта эстонских товаров и развитие торговых связей между Эстонией и иностранными государствами.

За короткий исторический период  независимого развития Эстонии  проведена огромная работа по становлению республики как суверенного государства.

Сегодня Эстония на полноправной основе входит в состав самых авторитетных и влиятель­ных международных организаций, наращивает дружеские связи с десятками стран на всех континен­тах, тесно сотрудничает с крупнейшими банковс­кими и финансовыми органами, негосударст­венными и неправительственными организация­ми.

В основе формирования внешнеторговых и внешнеполитическихполитических связей Эстония при­держивается выработанных еще в первые годы. своей независимости следующих основополага­ющих принципов:

Во-первых, верховенство национально-госу­дарственных интересов при всемерном учете вза­имных интересов;

Во-вторых, равноправие и взаимная выгода, невмешательство во внутренние дела других го­сударств;

В-третьих, открытость для сотрудничества вне зависимости от идеологических воззрений, при­верженность общечеловеческим ценностям, со­хранению мира и безопасности;

В-четвертых, приоритет норм международного права перед внутригосударственным;

В-пятых, развитие внешних связей как на основе двухсторонних, так и многосторонних соглашений.

Составной частью интеграции в мировое со­общество является развитие связей с различны­ми региональными объединениями государств. Эстония плодотворно сотрудничает с такими региональными международными организациями, как Европейский союз, ОБСЕ, НАТО, ЭКО, ОИК  и другие.

 Европейское направление внешней политики  значительно расширилось — оно включает как сотрудничество с отдельными ев­ропейскими странами, так и в целом Европей­ский континент, на котором успешно осуществляется своя  региональная, европейская интеграция.

Европейская составляющая интеграции Эстонии в мировое сообщество жизненно важна с точки зрения наших национальных интересов. Европа и в целом весь Запад — это источник высоких технологий и инвестиций, это символ современной демократии и прав человека. Все это жизненно необходимо молодому государству Эстония, которое поставило своей стратеги­ческой задачей обновление и прогресс, чтобы войти в XXI век высокоразвитым и современ­ным демократическим государством с устойчивым развитием.


2.2. Внешнеторговая политика в странах СНГ (на примере Российской Федерации и Казахстана)

Распад СССР поставил все постсоветские государства перед фактом необходимости разрешения сложных задач, которые были связаны с возведением пограничных и таможенных барьеров, отсутствием ценового механизма и необходимостью определения взаимовыгодных партнеров. С этого периода началась ускоренная переориентация эстонской экономики на новые страны - скандинавские, западноевропейские и восточноевропейские, которые все более снижали долю стран бывшего СССР. Одновременно были приняты меры по либерализации внешней торговой политики: отмена и снижение наиболее высоких таможенных тарифов на импортные и экспортные товары. К концу 1992 года все экспортные пошлины были упразднены, а импортные на ряд товарных ценностей были повышены. Снижению подверглись неакцизные товары.

Приобретение национальной независимости стран СНГ существенным образом изменило страновые приоритеты в экспортной и импортной политике. Факторы, которые привели к изменению географии внешней торговли, следующие:

·         перераспределение грузопотоков между партнерами СССР после распада СЭВ;

·         изменение вектора экспортных и импортных потоков после распада СССР.

В обоих случаях привлекательными делали новые рынки, находящиеся за пределами СЭВ, следующие причины: гарантированная оплата в СКВ; инфляционные обстоятельства, трудности платежной системы, что давало возможность наращивать экспорт при условиях сокращения экспортных возможностей стран. Эйфория независимости делала предпочтительным для отечественных товаропроизводителей внутренний, а не внешний рынок; вступление стран СНГ в кризис производства, особенно в отраслях обрабатывающей промышленности.

Для сбалансированности доходов необходимо использование в экспортных целях больших ресурсов добывающей промышленности. Состояние денежно-кредитной системы того периода приоритетным предопределило звенья производственной системы, работающие на экспорт.

Следует отметить, что мировой рынок не оказывал существенного влияния на развитие экономики республик бывшего СССР. На наш взгляд, факторообразующими данное явление служат:

·               наличие жесткой политики изоляции, обусловленной ориентиром "догнать и перегнать в развитии страны развитого мира";

·               обладание богатым природным потенциалом и трудовыми ресурсами, что формировало острую потребность в международном сотрудничестве;

·               ограниченные потенциальные возможности последствием интеграционного процесса в СЭВ;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.