скачать рефераты

МЕНЮ


Девиантное материнство в современном родительстве

Девиантное материнство в современном родительстве

Московский комитет образования

Педагогический колледж №6

Выпускная квалификационная работа

Тема: ’’Девиантное материнство

в

современном родительстве.’’

Дипломник: Закревская В.Л.

41

группа

(дошкольное отделение)

Руководитель: Куделина Е.М.

Москва 2004 .

Содержание

Введение

1. Психология педагогического материнства.

1. Развитие материнства

2. Психологическая готовность к материнству

3. Стили переживания женщиной беременности

2. Девиантное материнство

1. Психология беременной женщины

2. Представление о материнстве и родительские позиции у

женщин не готовых к материнству

3. Подготовка родителей к рождению ребенка

1. Развитие систем пренатального воспитания

4. Психология сопровождения родительства

1. Основные концепции и модели психологического

сопровождения родительства

2. Диагностика семьи и семейного воспитания

Список литературы

Практическое изучение знаний родителей о пренатальной педагогике.

Программа работы с родителями.

Занятия для будущих родителей.

Введение

В последние десятилетия в нашей стране наблюдается тенденция к

такому социальному явлению, как отказ матери от ребенка. Что же

нарушает естественное формирование готовности к материнству?

Исследователи указывают на ряд факторов, предполагающие к этому.

Одним из малоизученных аспектов проблемы является обнаруженный в

начале века феномен искаженного восприятия матерью своего нежеланного

ребенка. В следующем это наблюдалось у женщины с послеродовой

депрессией.

Ученые предполагают, что эти изменения связаны с эмоциональным

состоянием женщины, которая переживает резкое расхождение между

реальным и идеальным ребенком, о котором она мечтала во время

беременности. При этом она воспринимает его, как обманувшего ее

надежды, источник принуждения и страдания.

Исследователи считают, что к таким искажениям особенно

предрасположены одинокие матери с их повышенной тревожностью,

потребностью в благодарности, с неосознанным чувством вины. Они

проецируют на ребенка свои худшие качества. Для них он воплощает в

себе зло, которое они испытывали, все, в чем они себе отказывают.

По мнению исследователей одной из причин девиантного материнства

является неблагоприятный детский коммуникативный опыт. Будущая

отказница отвергалась матерью с детства, что привело к нарушению

формирования нормального материнского поведения необходимо сравнение

с собственной матерью.

Кроме того, нельзя не отметить возрастающую в последнее время

проблему ранней подростковой беременности. Данные немногочисленных

исследований, свидетельствуют об искаженном формировании материнской

сферы, несформированной мотивации материнства и несерьезном, детском

отношении к беременности у девушек подростков ожидающих ребенка.

В связи с этим мы решили рассмотреть в своей курсовой современное

родительство по следующему плану. В начале мы рассмотрели психолого-

педагогические исследования материнства. В него входит: развитие

материнства и психологическая готовность к материнству. Изучая эту

тему, мы столкнулись с девиантным материнством, в нем мы

рассматриваем психологию беременной женщины и представление о

материнстве, и родительские позиции у женщин не готовых к

материнству.

А так же затронули вопрос о подготовке родителей к рождению

ребенка, для этого мы ознакомились с развитием системы пренатального

воспитания. И изучили психологическое сопровождение родительства. В

него входят основные концепции и модели психологического

сопровождения родительства и диагностика семьи и семейного

воспитания.

Предметом нашего исследования является Современное Родительство,

объектом – девиантное материнство.

Задачи, которые мы поставили:

. Изучить теоретические исследования по современному

родительству

. Анализ теоретических и практических исследований

современных психологов

. Просвещение родителей о знании моделей современного

родительства

Методы исследования:

1. изучение теоретического материала

2. анкетирование

3. диагностика

При написании курсовой работы мы столкнулись со следующими

проблемами:

1. эксперементельные исследования носят обзорный характер

2. мало времени для собственных исследований и выводов

Но часть научно – практической работы мы провели в научно –

практическом центре «Благовест». В ходе работы проводилось

анкетирование родителей, в результате было установлено, что родители

делятся на две группы:

1. родители, которые не знают ничего о пренатальном воспитании

и развитии ребенка.

2. родители, которые знают немного.

Но и тех и других интересуют только сами роды и их облегчение.

Для того чтобы заполнить пробел в их знаниях мы разработали программу

консультаций для будущих мам, которая состоит из пяти консультаций.

Теоретическая часть

1. Психолого-педагогические исследования материнства

«Не рано ли говорить о каком — то воспитании, когда

ребенок еще не появился на свет?»

В современных исследованиях материнство как психосоциальный

феномен изучается в двух основных направлениях: как обеспечение

развития ребенка и как часть личностной сферы женщины.

Самостоятельным направлением можно считать перинатальную психологию,

занимающуюся проблемами беременности, родов, послеродового периода. В

русле первого направления рассмотрим следующие аспекты изучения

материнства.

Культурно-исторические аспекты материнства

В исследованиях этого направления институт материнства

рассматривается как исторически обусловленный, изменяющий свое

содержание от эпохи к эпохе. Кросскультурные исследования и в первую

очередь работы М. Мид показали, что материнское поведение и

содержание эмоциональных переживаний и представлений матери о

развитии ребенка и своей материнской роли различны в разных культурах

и зависят от конкретной культурной модели материнства и детства. В

исследованиях ставится вопрос о биологических основах материнства,

обеспечивающих развитие ребенка, и о конкретных культурных моделях

материнства, направленных на воспитание ребенка как члена своего,

конкретного общества.

Психофизиологические аспекты материнства

Мать и обеспечиваемые ею условия рассматриваются с позиций

организации физиологической и стимульной среды для развития ребенка.

Развитие материнства и динамика состояния беременности изучаются с

точки зрения формирования физиологической «доминанты материнства».

Успешность родов связывают с психофизиологическими особенностями

эмоциональной сферы женщины и ее личностными характеристиками.

Психологические аспекты материнства

Феноменологическое направление. В этих исследованиях выделяют и

описывают функции матери, особенности ее поведения, переживаний,

установок. В исследованиях, связанных с изучением успешности

адаптации женщины к материнству, учитываются различные факторы:

личностные особенности, история жизни, адаптация к супружеству, опыт

взаимодействия с собственной матерью, особенности семейной модели

материнства, возможность взаимодействия с младенцами и появление

интереса к ним в детстве.

Психолого-педагогическое направление скорее относится к

психологии родительства, к периоду ожидания ребенка и его раннего

развития. Исследователи разрабатывают методы психологической

коррекции и психологической подготовки беременной, а также семейных

пар с ориентацией на «сознательное родительство», психологические

тренинги, способы альтернативных родов. Выделяются качества матери,

особенности ее переживаний и состояний, которые считаются

оптимальными и на которые ориентируются при составлении коррекционных

программ.

Психотерапевтическое направление. В этом направлении изучаются

особенности матери, которые могут служить источником нарушения

психического развития ребенка: различные формы отклоняющегося

материнского отношения, особенности матерей с шизоидными чертами, с

явлениями послеродовой депрессии и т. д.

Материнство как стадия половозрастной и личностной идентификации

Материнство анализируется с точки зрения личностного развития

женщины, психологических и физиологических особенностей разных

периодов репродуктивного цикла. Беременность рассматривается как

критический период жизни женщины, как стадия поло-ролевой

идентификации, в ходе которой изменяется ее сознание и

взаимоотношения с миром.

В рамках психоанализа исследуется актуализация в беременности

своего пренатального опыта эмоционального взаимодействия с матерью,

выделяется типология отношения к беременности по критерию

сознательного-бессознательного принятия-отвержения.

В психотерапевтически ориентированных исследованиях беременность

рассматривается как период жизни, сенситивный к обострению

психологических проблем и требующий психологического вмешательства и

поддержки.

В других исследованиях беременность — это подготовительный этап в

развитии взаимной привязанности матери и ребенка. Он связан с

возникновением новых интрацептивных ощущений женщины, совпадающих с

началом шевеления ребенка. В период беременности обычно возникает

внутренний диалог матери с ребенком и постепенно формируется его

образ, который изменяется в сторону большей реалистичности и

обобщенности. Отдельно обсуждаются вопросы беременности юных женщин:

особенности личностного развития, привязанность к матери, материнская

компетентность и т. д.; проблемы поздней беременности,

психологического бесплодия, психотерапия и психокоррекция.

Девиантное материнство

В настоящее время этот аспект изучения материнства является одной

из наиболее острых областей исследования в психологии — как в

практическом, так и в теоретическом плане. Сюда включаются проблемы,

связанные с матерями, отказывающимися от своих детей и проявляющими

по отношению к ним открытое пренебрежение и насилие, проблемы

нарушения материнско-детских отношений, которые служат причинами

снижения эмоционального благополучия ребенка и отклонений в его

оптимальном психическом развитии.

Онтогенетические аспекты формирования материнства

Разные авторы выделяют этапы развития материнства от планирования

до реализации в первом и втором поколениях, а также этапы

беременности и рассматривают ее связь с развитием личности.

Индивидуальный онтогенез материнства проходит несколько этапов, в

процессе которых происходит естественная адаптация женщины к

материнской роли. А. И. Захарова выделяет семь сенситивных периодов в

развитии «материнского инстинкта», придавая большое значение

отношению девочки с родителями, игровому поведению, стадиям половой

идентификации. В исследовании Г. Г. Филипповой материнство

рассматривается как материнская потребностно-мотивационная сфера,

дается описание ее составляющих и филогенетических и онтогенетических

этапов развития.

Одним из важнейших этапов становления материнства является период

беременности. Его содержание определяется изменениями самосознания

женщины, направленными на принятие новой социальной роли и

формирование чувства привязанности к ребенку. По характеру

преобладающего переживания многие исследователи делят период

беременности на три этапа: принятие женщиной решения о сохранении или

прерывании беременности, начало движения плода, подготовка к родам и

появлению ребенка в доме. В период после рождения происходит

психологическое принятие ребенка как независимой личности и адаптация

к нему. Каждая беременность сопровождается нормативным семейным

кризисом и оканчивается принятием нового члена семьи.

Представленный краткий обзор современного состояния исследований

в области психологии материнства позволяет заключить, что существует

целый ряд направлений изучения данного явления, что говорит о большом

интересе исследователей и востребованности этой темы в современной

науке и практике.

1.1. Развитие материнства

Г. Г. Филиппова выделяет два уровня развития материнства. С

эволюционной точки зрения материнство — вариант родительской сферы

поведения (как составной части репродуктивной сферы), присущего

женскому полу, которое приобретает особое значение у млекопитающих.

Это связано с вынашиванием и выкармливанием потомства и

необходимостью обеспечения заботы о нем именно материнской особью.

Исключительность материнского поведения на высших эволюционных

стадиях развития позволяет выделить материнство в самостоятельную

материнскую потребностно-мотивационную сферу поведения. Ее

эволюционным назначением является обеспечение матерью адекватной

заботы о потомстве, что и является материнскими функциями. В

поведении матери ее функции выражаются в эмоциональных реакциях на

ребенка, выполнении операций по уходу и общению с ним.

На субъективном уровне для самой матери выполнение ее материнских

функций достигается за счет наличия у нее соответствующих

потребностей. Базовой потребностью для материнской сферы является

потребность в контакте с объектом, носителем специфических

этологических стимулов — гештальта младенчества. Эта потребность не

единственная, но может рассматриваться как системообразующая для

материнской сферы. Исследования автора позволили выделить в гештальте

младенчества три компонента: физический (внешний вид, запах, звуки и

т. п.), поведенческий (инфантильный стиль движений) и инфантильную

результативность (результаты жизнедеятельности, результаты

двигательной активности, продукты деятельности). Все три компонента

гештальта младенчества имеют возрастную динамику и требуют различной

реакции и различных ресурсных затрат матери.

Г. Г. Филиппова выделяет шесть этапов становления материнской

потребностно-мотивационной сферы поведения в онтогенезе.

. Этап взаимодействия с собственной матерью в раннем

онтогенезе.

У человека этот этап включает пренатальный период и продолжается

на всех онтогенетических этапах развития при взаимодействии с

собственной матерью (или ее дублерами — носителями материнских

функций). Наиболее важным является возрастной период до трех лет. В

это время происходит освоение эмоциональной стороны материнско-

детского взаимодействия, а также возникновение эмоциональной реакции

на некоторые ключевые стимулы физического компонента гештальта

младенчества и некоторые элементы операционального состава

материнской сферы (baby talk, мимические реакции, эмоциональная

окраска движений при взаимодействии с объектом, носителем гештальта

младенчества).

. Игровой этап и взаимодействие со сверстниками.

Специфическим отличием этого этапа у человека является

формирование и развитие основных компонентов материнской сферы в

процессе сюжетно-ролевых игр с куклами, в дочки-матери, в семью.

. Этап нянчания.

На этом этапе закладываются основы «потребности в материнстве»,

формируются потребности в охране ребенка и заботе о нем, то есть

развивается восприятие ребенка как объекта деятельности. Эта

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.