скачать рефераты

МЕНЮ


Девиантное материнство в современном родительстве

потребность требует рефлексии своих субъективных состояний и

соотнесения с условиями и способами их получения. Данный этап имеет

хорошо выраженные возрастные границы (с 5-6 лет до начала полового

созревания). Он включает опыт собственного взаимодействия с объектом,

носителем гештальта младенчества, наблюдение за взаимодействием

взрослых с ребенком, восприятие и рефлексию отношения других людей и

общества в целом к взрослым, выполняющим материнские функции.

. Этап дифференциации мотивационных основ половой и

родительской (в данном случае – материнской) сферы

поведения.

В субъективном опыте существует взаимное «перекрытие»

некоторых ключевых стимулов (ольфакторных, визуальных, слуховых,

тактильных) в обеспечении мотивационных основ половой и материнской

сфер поведения. Для материнской сферы у человека особое значение

имеет объединение компонентов гештальта младенчества на ребенке (как

объекте деятельности) до начала полового созревания. Это обеспечивает

адекватное мотивационное значение ситуации взаимодействия с ребенком

после родов. Присутствие объекта деятельности материнской сферы в

этом случае становится медиатором, обеспечивающим возникновение

ситуативных эмоций, включающихся в опредмечивание постнатальной

стимуляции при взаимодействии с ребенком (контакт «кожа-кожа»,

субъективные состояния матери при акте сосания и т. п.). Этот этап

онтогенеза имеет специфику на человеческой стадии, связанную с

осознанием связи половой и материнской сфер и конкретно-культурными

моделями полового и материнского поведения.

. Этап конкретизации онтогенетического развития материнской

сферы в реальном взаимодействии с ребенком.

Этот этап включает несколько самостоятельных периодов:

беременность, роды, послеродовой период, младенческий возраст ребенка

и период перехода к следующему, шестому этапу развития материнской

сферы. Сравнительный анализ позволил охарактеризовать возникновение и

развитие в ходе беременности отношения к шевелению плода и подготовки

к осуществлению материнских функций в родовом и послеродовом

периодах, обеспечивающих динамику развития эмоционального отношения

матери к соответствующей динамике развития гештальта младенчества.

Эта динамика также может быть разной, она зависит как от истории

развития материнской сферы женщины, так и от конкретных условий

актуального материнства, в том числе и от особенностей ребенка.

. Послеродовый этап.

Ему свойственны образование у матери эмоциональной привязанности

к ребенку, личностное принятие и личностный интерес к внутреннему

миру ребенка, к его развитию и изменению. В результате образуется

устойчивая детско-родительская связь после выхода ребенка из

возраста, характеризующегося гештальтом младенчества, происходит

продление его потребности в заботе и модификация содержания

потребности в материнстве у матери.

Содержание мотивационно-потребностной сферы матери

В содержании материнской сферы можно выделить три блока:

1. Потребностно-эмоциональный блок.

Содержит потребность в контакте с ребенком как объектом —

носителем гештальта младенчества, потребность в его охране и заботе о

нем и потребность в материнстве. Развитие потребностно-эмоционального

блока происходит поэтапно и включает образование эмоциональной

реакции на компоненты гештальта младенчества, образование объекта

деятельности — ребенка, динамику отношения к онтогенетическим

изменениям гештальта младенчества, возникновение и развитие

потребности в охране и заботе, а также возникновение потребности в

материнстве на основе рефлексии своих переживаний.

2. Операциональный блок.

Состоит из двух частей: операции по уходу и охране и операции

общения с ребенком. Особенностью этих операций, помимо их

инструментальной стороны, является эмоциональная окраска, которая

придает самим операциям специфические стилевые характеристики,

соответствующие свойствам ребенка как объекта деятельности:

осторожность, мягкость, бережность и т. п., специфику вокализации и

мимики.

3. Ценностно-смысловой блок.

Включает отношение к ребенку как самостоятельной ценности, что

связано с моделью материнско-детских отношений в обществе и его

конкретно-культурным вариантом, а также ценность материнства как

состояния «быть матерью». Ценность материнства, в свою очередь,

связана с рефлексией своих переживаний при выполнении материнских

функций и способствует формированию потребности в материнстве.

Одной из основных особенностей материнской сферы у человека

является прижизненно формирующееся наполнение ценностно-смыслового

блока потребностей и способов их удовлетворения. Можно говорить о

конкретно-культурной модели материнства, которая ориентирована на

развитие соответствующего конкретно-культурного варианта личности

ребенка. Воспитание необходимого для каждой культуры типа

индивидуальной материнской сферы, в свою очередь, обеспечено

различными средствами (модели семьи, материнства и детства, традиции,

система семейного и общественного воспитания и т.п.) и может быть

описано как «онтогенетический путь к модели». Этот путь обеспечивает

наличие материнских функций и их соответствие конкретной культурной

модели.

В настоящее время наблюдается тенденция поиска нового «пути к

модели» материнской сферы, основанная на осознании, как потребностей

самой матери, так и особенностей психического развития ребенка. Это

выражается в повышении запроса родителей на квалифицированную

психолого-педагогическую помощь в освоении своих родительских и, в

частности, материнских функций. Подобная помощь в нашей стране пока

еще не имеет научного, методического и практического обеспечения.

1.2. Психологическая готовность к материнству

Изучение готовности к материнству в последние годы ведется в

разных аспектах: в плане социологических исследований позднего

материнства и материнства несовершеннолетних; при исследовании

факторов риска психической патологии ребенка в связи с социальными и

психическими аномалиями матерей; в филогенетическом аспекте.

Исследуются значимые личностные характеристики будущей матери,

разрабатываются методы, выявляющие отношения родителей к не

родившемуся ребенку, изучаются факторы, влияющие на материнское

поведение

В зарубежной литературе выделено более 700 факторов, представ-

ленных в 46 шкалах, характеризующих адаптацию женщины к беременности

и раннему периоду материнства. Они отражают историю жизни женщины, ее

семейное, социальное положение, личностные качества, связь с

особенностями развития ребенка. Несмотря на то, что проблемы

пренатального развития слабо изучены, предпринимаются попытки

организации пренатального воспитания в русле идеологии психоанализа и

трансперсональной психологии.

В концепции С. Ю. Мещеряковой психологическая готовность к

материнству рассматривается как специфическое личностное образование,

стержневой образующей которого является субъект-субъектная ориентация

по отношению к еще не родившемуся ребенку. Она формируется под

влиянием неразделимых биологических и социальных факторов и, с одной

стороны, имеет инстинктивную основу, а с другой — выступает как

особое личностное образование.

Основными составляющими структуры психологической готовности к

материнству являются:

. особенности коммуникативного опыта, полученного в детстве;

. переживания женщиной беременности, в том числе отношение к

еще не родившемуся ребенку;

. ориентация на стратегию воспитания и ухода за младенцем.

О характере раннего коммуникативного опыта, полученного будущей

матерью в общении с близкими взрослыми, можно судить по аффективным

следам, оставленным в ее первых воспоминаниях о себе и родителях, об

их стиле воспитания, своих привязанностях. Важным является опыт,

приобретаемый в играх с куклами, в «дочки-матери», о характере

которого можно судить по воспоминаниям о любимых игрушках, по

предпочтению детей того или иного возраста.

Наиболее важными факторами, говорящими о характере переживания

женщиной своей беременности, являются желанность — нежеланность

ребенка и особенности протекания беременности. Наиболее благоприятны

для будущего материнского поведения желанность ребенка, наличие

субъектного отношения матери к еще не родившемуся ребенку, которое

проявляется в любви к нему, мысленной или вербальной адресованности,

стремлении интерпретировать движения плода как акты общения.

Установки женщины на стратегию воспитания также свидетельствуют о

преобладании субъектного или объектного отношения к ребенку. Здесь

учитывается то, как она собирается ухаживать за ним, следовать ли

строгому режиму, предлагать ли соску и т. д., то есть ее стремление

ориентироваться на потребности ребенка или руководствоваться

собственными представлениями о том, что ему необходимо.

По результатам исследования С. Ю. Мещеряковой были выделены три

уровня психологической готовности к материнству:

. Низкий уровень готовности к материнству (23% от всей

выборки) характеризуется наличием колебаний в принятии

решения иметь ребенка, негативных ощущений и переживаний в

период беременности. Эти женщины скупо и формально отвечали

на вопросы, касающиеся их отношения к не родившемуся

ребенку (многие не переживали чувства общности с ним, не

придумывали имя, не представляли себе малыша). Они

преимущественно ориентировались на соблюдение жесткого

режима, были сторонницами «строгого» воспитания.

Такие матери чаще указывали на отсутствие в детстве привязанности

к собственной матери и строгое отношение родителей, редко играли с

куклами; отдавали предпочтение детям старше трех лет.

. Высокий уровень наблюдался у 27% испытуемых. Эти женщины не

испытывали колебаний в принятии решения иметь ребенка,

радовались, узнав о беременности. Они отмечали преобладание

положительных ощущений и переживаний в период беременности,

охотно и развернуто отвечали на вопросы, касающиеся их

отношения к своему ребенку (разговаривали с ним,

прислушивались к шевелению, реагировали на него какими-либо

действиями). Ориентировались на соблюдение мягкого режима

(кормить по потребности ребенка, чаще брать его на руки и

т. п.). Все они имели в детстве благоприятный

коммуникативный опыт: испытывали привязанность к матери,

ласковое отношение собственных родителей, любили играть с

куклами'. Все отметили, что любят детей младенческого

возраста.

. Средний уровень составили 50% матерей; их ответы были

частично сходны с ответами в первой группе и частично — во

второй. У них наблюдалась противоречивая установка на

воспитание, (они не собирались часто брать ребенка на руки,

не были сторонницами кормления по часам и т. д.). Половина

из этой группы отметила отсутствие привязанности к матери,

их ранний коммуникативный опыт был неоднозначным. Треть

группы отдавала предпочтение играм в «дочки-матери»,

половина отмечала, что любит детей до года, остальные —

постарше.

Выделенные три уровня психологической готовности к материнству

соответствуют разным типам материнского поведения, устойчиво

сохраняющимся на последующих этапах.

Младенцы матерей с высоким уровнем психологической готовности к

материнству обнаружили самый высокий уровень общения с матерью. Они

более инициативны, лучше владеют экспрессивно-мимическими средствами

общения, умеют развивать коммуникативную ситуацию, проявляют

выраженный интерес к общению, быстро и с удовольствием включаются в

него, не прекращают контакта по своей инициативе и активно

протестуют, когда его прекращает мать. В последующем они отличаются

яркой эмоциональностью, открытым и доброжелательным отношением к

людям, высокой любознательностью.

Младенцы первой группы имеют самые низкие показатели компонентов

комплекса оживления, часто отвлекаются от общения, у них слабо

выражено стремление к сопереживанию с матерью в радующей ситуации.

Позднее они с большим трудом вступают в контакт с посторонними, слабо

владеют речью, плохо умеют играть.

У младенцев из третьей группы отмечался более низкий уровень

общения с матерью, чем у второй. Они менее инициативны, но имеют

высокие показатели компонентов комплекса оживления, демонстрируя

преимущественно ответное поведение, слабее умеют развивать

коммуникативную ситуацию, нередко сами прекращают общение.

По данным анкетирования и реально наблюдаемому поведению, у

матерей первой группы превалирует объектное отношение к ребенку, у

матерей второй группы — субъектное, а у матерей третьей группы

отмечается смешанное, или промежуточное, отношение.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что женщины, готовые и

не готовые к материнству, имеют различные представления о матери и ее

роли. У женщин, готовых к материнству, присутствует образ

принимающей, отзывчивой матери, способствующей развитию и обучению

ребенка, разделяющей его самостоятельную ценность. У женщин, не

готовых к материнству, ярко прослеживается сверхценность ребенка и не

выраженность таких качеств, как принятие, отзывчивость и стремление к

развитию ребенка.

Мотивы сохранения беременности

По происхождению беременность разделяют на случайную и

запланированную. Случайной является беременность, которая является

нежеланной или неожиданной для супругов. Запланированная делится на

запланированную обоими партнерами и планируемую только женщиной.

Мотивы сохранения беременности главным образом зависят от

личностных установок женщины и социальных нормативов общества,

определяемых культурно-историческим временем, в котором она живет. Н.

В. Боровикова и С. А. Федоренко выделили следующие мотивы сохранения

беременности. Первые два мотива проявляются как на бессознательном,

так и на сознательном уровнях, остальные обычно не осознаются

женщинами.

1. Беременность ради ребенка (6%) — наиболее позитивный мотив,

отражающий психологическую потребность женщины в

материнстве и готовность к нему. Он характерен для

социально зрелых, лично состоявшихся, а также одиноких

женщин в возрасте.

2. Беременность от любимого человека (3%) способствует

созданию высокого уровня адаптивности женщины к

беременности. Будущий ребенок выступает как частица

любимого человека, символ «светлого» прошлого или

настоящего, который женщина хочет пронести через всю жизнь.

3. Беременность как соответствие социальным ожиданиям

(24%)—этот мотив обычно присущ молодым девушкам из

обеспеченных семей или вышедшим замуж по расчету, когда

пожилые родители не имеют внуков, (то есть они рождают

ребенка не для себя, а для своих родителей). Следует

отдельно выделить беременность для мужчины. При этом

ребенок рождается не столько в соответствии со своим

желанием, сколько по просьбе мужа или значимого мужчины.

4. Беременность как протест (12%) — это «беременность назло»

значимому мужчине или родителям. Такое поведение

свойственно молодым девушкам. Беременность носит характер

вызова, противостояния миру взрослых, является для женщины

драматической и часто тяжело травмирует ее психику. Будущий

ребенок используется в качестве объективного аргумента,

объясняющего невозможность возврата к прежним отношениям.

5. Беременность ради сохранения отношений (16%), когда женщина

решается на рождение ребенка, чтобы внести нечто новое в

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.