скачать рефераты

МЕНЮ


Девиантное материнство в современном родительстве

В одних внимание сосредоточено на руководстве поведением ребенка, в

других — на его интеллектуальном развитии, в третьих - на развитии

социальной компетентности личности. Общим для всех программ по

воспитанию родителей является стремление расширить их

самостоятельность при решении разных задач, во взаимоотношениях с

разными людьми, при выборе поведения в разных ситуациях. Задачи

воспитания родителей можно классифицировать исходя из особенностей

каждого из периодов развития ребенка и круга тех проблем, которые он

должен решать на каждом этапе самостоятельно.

Необходимость работы по воспитанию родителей основывается, во-

первых, на потребности родителей в поддержке, во-вторых, на

потребности самого ребенка в образованных родителях, в-третьих, на

существовании бесспорной связи между качеством домашнего воспитания и

социальными проблемами общества. Следовательно, необходимость

воспитания родителей можно обосновать либо ссылкой на благополучие

ребенка и семьи в целом, либо подчеркивая общественную значимость

данной проблемы. Воспитание родителей при условии соблюдения прав

семьи на самоопределение и принципа добровольности является здоровой

социальной функцией.

4.1.Основные концепции воспитания родителей

Воспитание родителей всегда опирается на систему ценностей

(религиозные, социальные, эстетические, нравственные и др.). В нем

всегда проявляется образ мышления и уровень культуры данного

общества, и учитываются потребности самих родителей. Эти положения

находят отражение в разнообразных концепциях и моделях воспитания

родителей, наиболее распространенными из которых являются следующие.

Адлеровская модель (А. Адлер). Это направление воспитания

родителей основывается на сознательном и целенаправленном изменении

поведения родителей, которое определяется ведущим принципом

взаимоуважения членов семьи. Чувство единения, возникающее при этом,

делает человека способным к сотрудничеству с другими людьми, т. е.

формирует социальный характер. Поскольку развитие личности и

определяется социальными мотивами, а человек — существо социальное по

своей природе, для него важно чувство принадлежности к определенной

группе. По теории А. Адлера, семейная атмосфера, установки, ценности

и взаимоотношения в семье являются главным фактором развития

личности. Дети учатся нормам общежития и воспринимают культуру через

своих родителей. Поэтому семья и есть та первичная группа, в которой

ребенок формирует свои идеалы, цели жизни, систему ценностей и учится

жить.

Основными понятиями адлеровского воспитания родителей являются

«равенство», «сотрудничество» и «естественные результаты». С ними

связаны и ведущие принципы воспитания: отказ борьбы за власть и учет

потребностей ребенка. По данной модели помощь родителям должна носить

воспитательный характер. Нужно научить их уважать уникальность,

индивидуальность и неприкосновенность личности ребенка с самого

раннего детства. Необходимо помочь каждому из родителей понять детей,

войти в их образ мышления, научиться разбираться в мотивах их

поступков, развивать свои методы воспитания и развития личности.

Естественные логические рассуждения, используемые в ходе воспитания,

позволяют ребенку на практике осознать свое поведение или

прочувствовать на деле результаты своих действий. Это способствует

гармонизации отношений в семье и быстрому осознанию ребенком

недостатков собственного поведения.

Учебно-теоретическая модель (Б. Ф. Скиннер). В основе модели

лежат результаты экспериментальных исследований, с помощью которых

была сделана попытка определить, каким образом установки на поведение

родителей влияют на ребенка. Это направление основано на общей теории

бихевиоризма. В рассматриваемой модели подчеркивается, что поведение

родителей и их детей можно изменить методом переучивания или

научения. Воспитание родителей состоит в их обучении быстрым техникам

поведения. Поведение родителей меняется по мере осмысления ими своих

и детских поступков, их мотивов. Они постепенно овладевают умениями

регулирования поведения. Способами формирования поведения являются

положительное подкрепление (поощрение), отрицательное подкрепление

(наказание) и отсутствие подкрепления (нулевое внимание). Родители

играют роль «агентов» социального окружения, которые регулируют

поведение ребенка с помощью указанных выше средств. В ходе обучения

родители обеспечиваются научными сведениями о регуляции поведения,

знакомятся со специальной терминологией, помогающей описывать эти

процессы. Родителей учат разбираться в реакциях ребенка и формировать

их раздражители. Навыки диагностики поведения входят во все программы

учебно-теоретического направления. Целью программ данного направления

является обучение родителей наблюдению и измерению поведения и

практическое применение принципов теории социального научения в

изменении поведения в домашних условиях.

Модель чувственной коммуникации (Томас Гордон) базируется на

феноменологической теории личности Карла Роджерса и практике клиент-

центрированной терапии, целью которой является создание условий для

самовыражения личности. Это достигается сглаживанием разницы между «Я-

идельным» и «Я-реальным» при определенных психологических

обстоятельствах. Если каждому человеку свойственны две главные

потребности: позитивного отношения других и самоуважения, то условием

здорового развития ребенка является отсутствие противоречия между

представлением о том, как к нему относятся другие («Я-идельное») и

действительным уровнем любви («Я-реальным»). Изменить поведение

человека можно, лишь поняв и приняв его чувства. Тем самым

психотерапевт помогает клиенту освободить свои чувства и осознать

свое поведение и предпринять конкретные шаги по его изменению. В

семейном воспитании модель чувственной коммуникации означает

диалогичность общения, его открытость, раскрепощенность чувств, их

искренность. От развития чувственных коммуникаций к самовыражению

каждого члена семьи стремится данная модель воспитания родителей.

Родители, овладевающие данной моделью, должны усвоить три основных

умения:

1) активного слушания;

2) доступно для ребенка выражения собственных чувств;

3) практического использования принципа «оба правы» в семейном

общении.

С названными навыками связано и умение поставить, правильно

сформулировать проблему и найти ее адресата. Т. Гордон считал, что

родители должны дифференцировать проблемы родителя и ребенка, обучать

детей самостоятельному решению проблем, постепенно перенося всю

ответственность за поиск их решения на самого ребенка.

Модель, основанная на трансактном анализе (М. Джеймс, Д. Джон-

гард). Согласно теории трансактного анализа Э. Берна личность каждого

индивидуума определяется факторами, которые можно назвать состояниями

«Я». Это способ восприятия действительности, анализа получаемой

информации и реагирования индивидуума на действительность. Человек

может это делать по-разному: по-детски, по-взрослому, по-родительски.

«Ребенок» в личности — это спонтанность, творчество, интуиция. С

этим началом связаны биологические потребности и основные ощущения

человека. Это наиболее чистая часть личности, поскольку в ней

представлено все самое естественное в человеке.

«Взрослый» в личности действует последовательно. Свойствами этого

начала, этой части человеческой личности являются систематические

наблюдения, объективность, следование законам логики, рациональность.

В развитии личности с областью «взрослый» связано все сознательное.

Оно начинается с развития сенсорно-моторноro уровня восприятия и

достигает формального, абстрактно-логического мышления.

Положение «родится в личности» включает в себя приобретенные

нормы поведения, привычки и ценности. Поведение авторитетных людей в

социальном окружении учит личность определенным нормам и способам

поведения через «родительскую» часть. Родительское программирование

во многом предопределяет, согласно Берну, судьбу ребенка. Оно

осуществляется, прежде всего, через трансакции-единицы общения,

которые могут быть дополняющимися, то есть способствующими

взаимопониманию, пересекающимися, вызывающими конфликты и напряжение

и скрытыми, при которых информация в ходе общения искажается.

Основная задача воспитания родителей — научить членов семьи взаимным

компромиссам и умению их использовать в других социальных сферах. Для

этого они должны овладеть терминологией трансактного анализа при

рассмотрении своего поведения и взаимоотношений в семье, научиться

определять характер потребностей и запросов ребенка и устанавливать с

ним адекватные коммуникации. Это необходимо потому, что ключ к

изменению поведения ребенка лежит в изменении отношений между

родителями и ребенком.

Модель групповой терапии (Х. Джинот). В основе модели лежит

стремление научить родителей переориентации своих установок в

зависимости от потребностей ребенка. Модель носит сугубо практический

характер и сосредоточение на рассмотрении проблемных ситуаций: как

говорить с детьми, как хвалить ребенка, страхи детей и т. д.

Воспитание родителей по Джиноту осуществляется в форме групповых

консультаций, терапии и инструктажа. Целью групповой терапии является

достижение позитивных изменений в структуре личности родителей (для

людей с эмоциональными нарушениями, не умеющими справляться с

проблемами отношений детей и родителей). Групповые консультации

должны помочь родителям справиться с проблемами, возникающими при

воспитании детей. Во время консультации родителям помогают избавиться

от чувства вины, показывая аналогичные переживания в других семьях,

родители делятся переживаниями, опытом, рассказывают друг другу о

трудностях. Постепенно они начинают более объективно смотреть на

проблемы своей семьи. Инструктаж родителей также происходит в группе

и напоминает групповую консультацию.

Общим для рассмотренных моделей является то, что каждая из них по-

своему пытается передать родителям какую-то идею действия,

необходимого для выполнения ими воспитательных функций, выдвигает

какую-то основную мысль, на базе которой родители могут строить свою

методику воспитания.

Модель родительского всеобуча и подготовки молодежи к семейной

жизни (И. В. Гребенников). В 70 — 80-е годы под руководством И. В.

Гребенникова была разработана и методически оснащена программа

педагогического просвещения родителей, которая исходила из

предположения о том, что значительная часть недостатков и просчетов в

семейном воспитании и семейных отношениях связана с

психологопедагогической неграмотностью родителей. Разработка программ

такого просвещения, ориентированных на особенности воспитания детей

разного возраста, специфику семей и семейных проблем, а также

деятельная подготовка педагогов школ и дошкольных учреждений к их

реализации, выпуск специальных справочников, энциклопедий семейной

жизни и семейного воспитания значительно активизировал внимание к

проблеме родительства. Вторым, в большей степени профилактическим

аспектом работы является подготовка молодежи к семейной жизни,

проводимая через специальный школьный предмет «Этика и психология

семейной жизни», подготовка кадров к его преподаванию. Главной

проблемой реализации модели в ее психологических аспектах было

отсутствие в учреждениях образования практических психологов и

неспособность педагогов разрешать психологические проблемы семьи и

семейного воспитания.

Таким образом, существуют разнообразные методологические подходы

к воспитанию родителей, используя которые можно осуществлять

психологическое сопровождение родительства. Каждый из них направлен

на решение определенных практических задач и должен быть соотнесен

как с семейными ценностями, так и психологическими трудностями

родителей.

Модели психологического сопровождения родительства

Семья может являться как мощным фактором развития и эмоционально-

психологической поддержки личности, так и источником психической

травмы и связанными с ней разнообразными личностными расстройствами:

неврозами, психозами, психосоматическими заболеваниями, сексуальными

перверсиями и отклонениями в поведении.

К семейной атмосфере, ее состоянию и перспективам человек

чувствителен на протяжении всей своей жизни. Однако наибольшее

влияние семья оказывает на формирующуюся личность. В семье

формируется отношение ребенка к самому себе и окружающим людям. В ней

происходит первичная социализация личности, осваиваются первые

социальные роли, закладываются основные ценности жизни. Родители

естественным образом оказывают влияние на своих детей: через

механизмы подражания, идентификации и интериоризации образцов

родительского поведения. Уникальным катализатором семейного

воспитания являются родственные чувства. Семейное воспитание

индивидуально, и потому его невозможно заменить никакими суррогатами

анонимного воспитания. Его отсутствие или изъяны с большим трудом

восполняются в последующей жизни человека.

Воспитательный потенциал семьи — это ее способность реализовывать

функцию воспитания, развития и социализации ребенка. Большинство

исследователей связывают его с психологической атмосферой, системой

межличностных отношений, характером отношения к детям, их интересам,

потребностям, уровнем психолого-педагогической и общей культуры

родителей, образом жизни семьи, структурой, индивидуально-

типологическими особенностями родителей, По мнению специалистов,

наибольшее значение для формирования личности имеет морально-

психологический климат семьи, который определяет и опосредует все

другие факторы. В свою очередь, сам микроклимат семьи зависит от

характера семейных и прежде всего супружеских и детско-родительских

отношений.

Мы определяем воспитательный потенциал семьи, прежде всего через

детско-родительские отношения. К семьям с высоким воспитательным

потенциалом мы относим семьи подростков, в которых семья и

родительство являются жизненными терминальными ценностями, в которых

присутствует безусловное принятие ребенка как личности, позитивное

отношение ребенка к отцу (матери) и родителям как семейной чете. Не

нарушена структура семейных связей и функционально-ролевое

взаимодействие, преобладают социально-желательный тип поведения

родителей и социальная адекватность поведения детей.

Семьи с низким воспитательным потенциалом имеют противоположные

характеристики.

Исходя из значимости семьи и семейного воспитания, психолог

рассматривает семью как один из главных объектов своей

профессиональной деятельности, важнейшую составляющую социальной

ситуации развития ребенка. Он должен быть готов к различным видам

работы с семьей: семейная диагностика, семейное консультирование,

психолого-педагогическое просвещение родителей, коррекция отношения

родителей к ребенку, семейная психотерапия.

С точки зрения влияния семьи на развитие личности ребенка

психологу важно выяснить, какую роль в этом влиянии играют личность

родителей, их отношение к ребенку, семейный эмоционально-

психологический микроклимат, складывающийся в определенную семейную

ситуацию развития. Его также интересует, каким образом та или иная

семейная ситуация воспринимается ребенком, какие последствия она

вызывает в его личностном развитии, поведении и как это сказывается

на его эмоциональном самочувствии.

Воспитательный микросоциум — часть социальной микросреды, которая

осуществляет направленное и ненаправленное воспитательное воздействие

и влияет на формирование личности ребенка.

Семье в воспитательном микросоциуме, этом малом круге общения,

принадлежит главная роль. Семья осуществляет воспитательные

воздействия и влияния позитивной и негативной направленности в

зависимости от личностных особенностей родителей, их отношения к

ребенку и его воспитанию, стиля семейного воспитания. В каждой семье,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.