скачать рефераты

МЕНЮ


Девиантное материнство в современном родительстве

Традиционная функционально-ролевая согласованность супругов, их

внимательность друг другу, неконфликтность в общении способствует

позитивному принятию ими своих родительских функций:

самостоятельности в воспитании, отсутствию строгости и

раздражительности по отношению к ребенку, отсутствию ощущения

«мученичества» в выполняемой роли родителя. В дальнейшем это

выражается в стремлении к демократическим отношениям с ребенком,

учете его субъективных качеств, потребностей, стремлений, желаний,

некоторой самостоятельности в принятии решений. Все перечисленное, на

наш взгляд, является благоприятными факторами для психического

развития ребенка, приобретения им положительного коммуникативного

опыта (одной из предпосылок готовности к родительству), сохранения и

развития доброжелательных и внимательных отношений между супругами и

создания благоприятного психологического климата в семье в целом.

Полученный нами фактор гиперопеки рассматривается в контексте

особенностей данной выборки. Все испытуемые в настоящий момент только

ожидают ребенка, и стремление заботиться о нем, представление о его

беззащитности и необходимости родительского ухода контроля,

удовлетворения потребностей ребенка, которые он не может осуществить

на данном этапе своего развития, являются, на наш взгляд,

оправданными.

По результатам проведенного нами исследования в целом можно

сделать следующие выводы:

В выборке женщин, готовых к материнству, преобладают:

• мобилизирующие компоненты психоэмоционального состояния:

психическое спокойствие, стремление к действию и активность;

• образ матери принимающей, отзывчивой, способствующей развитию и

обучению ребенка, разделяющей его самостоятельную ценность;

• повышенное внимание со стороны мужа и чрезмерное стремление к

товарищеским отношениям с ребенком;

• гиперопека, учет субъективности ребенка, демократичность в

отношениях с ним; принятие родительских функций, традиционная

функционально-ролевая согласованность супругов.

Для выборки женщин, не готовых к материнству, характерны:

• демобилизирующие компоненты психоэмоционального состояния:

психическое беспокойство, подавленность и депрессия, удрученность и

тоскливость, страхи и опасения;

• невыраженность таких качеств, как принятие, отзывчивость и

стремление к развитию ребенка. Кроме того, прослеживается

сверхценность ребенка (желание посвятить ему жизнь, отдать всю себя,

чрезмерно опекать). Вероятно, это связано с удовлетворением

потребности в объекте привязанности, стремлением уйти от собственных

проблем в мир ребенка;

• ощущение самопожертвенности в роли матери, ограниченность

интересов женщины рамками семьи, неудовлетворенность ролью хозяйки

дома;

• большое количество супружеских конфликтов и «безучастность»

мужа, его невключенность в дела семьи; необходимость посторонней

помощи в воспитании ребенка;

• стремление к чрезмерному обереганию ребенка от трудностей и

сверхавторитету родителей, повышенный страх причинить ребенку вред;

• предрасположенность к нетоварищеским отношениям с ребенком;

• стремление не подавлять сексуальности и агрессивность ребенка,

нежелание ускорять его развитие и способствовать его активности;

• негативное представление о родительстве, эмоциональная

неустойчивость в воспитании, переживание неразделенной родительской

ответственности, игнорирование ребенка либо гиперопека.

3. Психологическая подготовка родителей к рождению ребенка

3.1. Развитие систем пренатального воспитания

Вопрос о том, является ли вынашивание воспитанием, то есть,

происходит ли при этом опосредованное включение будущего человека в

общество, в разные эпохи решался по-разному.

Первый этап в развитии пренатального воспитания — семейное

пренатальное воспитание. Оно не было массовым, государственным, а

осуществлялось сообразно потребностям малых сообществ, которые

проверяли и отбирали супругов по физическим и нравственным критериям.

Тем, кто не проходил испытания, запрещали вступать в брак.

Для древних цивилизаций значимость периода беременности была

непреложной истиной. Египтяне, индийцы, кельты, африканцы и многие

другие народы разработали свод законов для матерей, супружеских пар и

общества в целом, которые обеспечивали ребенку наилучшие условия для

жизни и развития. Более тысячи лет назад в Китае существовали

пренатальные клиники, где будущие матери проводили период

беременности, окруженные покоем и красотой. Здесь же была разработана

система эмбрионального воспитания «Тай-кье». Индийская традиция

Барака Самхита применяла прослеживание плода в течение третьего и

четвертого месяцев, а начиная с седьмого — ежемесячно.

В дореволюционной России, особенно в северных регионах

(Вологодская, Новгородская губерния), существовал свод правил и

примет, регулирующих поведение беременной. Особую роль играла

акушерка-повитуха или монахиня. Пренатальное воспитание состояло в

передаче способов для саморуководства женщины во время беременности и

родов, а также создавало некую временную общность и ставило женщину в

особое положение в семье.

Bторой этап — медицинский — начинается в конце XVII века с

открытием акушерских училищ. На данном этапе пренатальное воспитание

прекратило свое существование как отдельная практика, на смену ему

пришло родовспоможение с его собственным образом рождающегося

человека как организма, лишенного переживаний. Родовспоможение стало

обязательной практикой, через которую проходили все женщины. Прочие

практики являлись факультативными. В частности, когда в 1940-х годах

психоанализ проявил интерес к беременным, лишь немногие из них имели

возможность и пожелали посещать психоаналитические сеансы.

В нашей стране, начиная с 1950-х годов репрессивный стиль пре- и

перинатальных отношений воспроизводили и поддерживали школы будущей

матери, которые открылись в этот период при каждой женской

консультации. Эти школы ставили своей целью передачу знаний о

внутриутробном развитии. Действительным результатом взаимоотношений

женщины с врачом (до настоящего времени занятия в таких школах ведут

врачи-гинекологи) являлись передача ответственности медицине, страх

перед родами, утрата интуиции. Ребенок виделся как объект

манипуляции. Поведение и чувства матери, направленные на будущего

ребенка, складывались в соответствии со стереотипами общественного

сознания, которые практиковали раннюю разлуку с ребенком и ранний

переход к общественному воспитанию в детских садах и яслях. Интимные,

индивидуализированные связи между матерью и ребенком не возникали,

так как несли в себе угрозу тоталитарному воспитанию.

Постепенно в науке нарастает интерес к младенчеству, который

перестает быть «куском кричащего мяса». Обнаружилось, что он имеет

свою собственную психическую активность. Возникает кризис

«медицинского этапа» пренатального воспитания. Возрождается

нетрадиционная практика, в которой, прежде всего была восстановлена

фигура пренатального наставника и сделан акцент на

индивидуализированной связи его с будущей матерью.

Около 20 лет назад акушеры, психиатры и психологи многих стран

Европы и Америки стали объединяться в Ассоциации перинатального

воспитания, возник новый раздел науки о человеке — перинатальная

психология. Она занимается изучением психической жизни плода и

пытается найти ответы на следующие вопросы: когда начинается

психическая жизнь плода, каково влияние матери на психику

рождающегося человека, как влияет сам процесс беременности, родов и

неонатальный период жизни на психику человека.

Основой перинатальной психологии является теория перинатальных

матриц. Особенно много сделал для их изучения американский психиатр

С. Гроф. По Грофу, перинатальные матрицы — это стойкие функциональные

структуры («клише»), которые являются базовыми для многих (если не

для всех) психических и физических реакций в течение всей последующей

жизни человека. Учение о формировании матриц при беременности и в

родах стало уже стройной теорией.

Акушерство всегда было и сегодня должно оставаться искусством,

заключающимся не только в рождении ребенка без травм, но и — что не

менее важно — физически и психически здорового. В свете теории

перинатальных матриц одной из важных задач, стоящих перед обществом в

целом и медициной в частности, является формирование и развитие

перинатальной культуры, или культуры родительской (в самом широком

смысле этого слова), которая поможет вырастить поколение духовно

содержательное, относящееся к рождению ребенка как к естественному и

радостному событию в своей жизни, а не как к процессу, требующему

медицинского вмешательства.

Третий этап — «альтернативный» — начинается в 1962 г. с открытием

первого Центра пренатальной подготовки. В настоящее время во всем

мире действуют различные центры пренатальной подготовки, существуют

разветвленные службы «естественного деторождения», которые предлагают

юридическое, медицинское, тренировочное, психолого-консультативное

обслуживание. В Англии действует около десяти, в США около тридцати

таких организаций, в Дании, Голландии такая служба является частью

официального государственного пренатального сервиса. Следует отметить

Национальную ассоциацию пренатального воспитания во Франции, Общество

биогенетического здоровья в США, Мистическую школу сознательного

зачатия и беременности.

Воссоздание пренатальной культуры в России относится к 1982 году,

когда И. Марковский прочел цикл лекций о водном рождении в клубе

«Здоровая семья». Затем у него появились последователи — организация

«Водное рождение», клуб здоровой семьи «Возрождение», творческий

коллектив «Наутилус» под руководством М. Трунова, коллектив «Аква»,

директором которого стала Татьяна Саргунас. На сегодняшний день

существует свыше десяти организаций, занимающихся в числе прочего

пренатальным воспитанием. Кроме уже упомянутых, можно назвать

следующие: «Аквамарина» (Москва), «Афалина» и «Кенгуру» (Ярославль),

«Дельфа» (Тверь). Клуб «Воскресение» (Москва) строит пренатальное

воспитание на основе православия, «Стихиаль» активно использует

методы, восходящие к языческим культам народов Севера России и

Карелии. Кроме того, большое внимание здесь уделяется проработке

психологических проблем матери и отца.

Целями нетрадиционного пренатального воспитания являются:

1. Подготовка к естественному рождению с целью смягчения

критического разрыва для матери и ребенка (к конкретным

техникам относятся «лотосовое» рождение — без обрезания

пуповины, прикладывание к груди сразу после рождения,

ритм обстановки рождения, максимально приближенный к

ритму внутриутробной жизни, и т. п.).

2. Развитие способности матери получать информацию о

состоянии и поведении ребенка во время беременности (при

помощи техник из арсенала различных духовных практик —

через медитации, упражнения, музыку, манипуляции с

освещением и т. п.— таким образом стимулируется

имажинация будущего ребенка).

3. Целенаправленное формирование способности матери изменять

свое эмоциональное состояние и передавать его ребенку.

4. Создание тесного контакта будущей матери с другими

беременными и пренатальным наставником. Кафедра

акушерства и гинекологии Волгоградской медицинской

академии (Н. А. Жаркин, Н. Д. Подобед, Е. В.

Александрина, А. Е. Мирошников) разработала методику

подготовки семейных пар к родам с учетом формирования

психических перинатальных матриц плода и развития

родительской культуры.

По итогам исследования методы подготовки беременных к родам в

женских консультациях были разделены на три группы:

1. Учреждения, где отсутствует единая методика, а подготовка

сводится к ответам врача или акушерки на вопросы, возникающие у

беременной, или советы почитать соответствующую популярную литературу

по беременности и родам. К сожалению, подобной системой «охвачена»

подавляющая часть всех беременных, состоящих на учете в женских

консультациях города. Результатом такой «подготовки» являются

эмоциональные и психологические срывы женщин в родах, высокий процент

аномалий сократительной деятельности матки, приводящих к повышению

частоты операции кесарева сечения и перинатальных потерь. Отсутствие

установки на грудное вскармливание приводит к резкому сокращению

периода лактации, следствием чего является повышенная заболеваемость

детей первого года жизни. Так, по данным годового отчета и

анкетированию, проведенному студентами и сотрудниками кафедры

акушерства и гинекологии, за последние 2 года перинатальная

смертность составляет 15,1% в 1997 г. и 14,5% — в 1998 г.,

материнская смертность соответственно — 26,7 и 56,2 на 100000

живорожденных. Младенческая (до 1 года жизни) смертность — 15,2% и

13,7%, заболеваемость новорожденных — 39,1% и 44,9%, процент

первородящих (в среднем по городу) составил 72,3%.

На смешанном вскармливании выписано из родильного дома 32% детей.

Таким образом, полное отсутствие психологической помощи беременным в

немалой степени способствовало и продолжает способствовать тем

отрицательным демографическим и социальным процессам, которые имеются

в регионе.

2. Система физиопсихопрофилактической подготовки (ФППП),

разработанная в нашей стране К. И. Платоновым и И. И. Вельвовским и

усовершенствованная впоследствии А. П. Николаевым. Она состоит из

четырех лекционных занятий, включающих краткие сведения об анатомии

женских половых органов, физиологии и гигиене беременности, родов,

послеродового периода, о поведении женщины в первый период родов,

характере дыхания во время потуг. Данная система, некогда

охватывавшая до 90% беременных, в настоящее время сохранилась лишь в

нескольких женских консультациях. Посещаемость занятий составляет 2-

3% от общего числа беременных. Повторно рожающие женщины, как

правило, занятия не посещают. Данный метод подготовки в настоящее

время практически потерял свою актуальность в силу устаревшего

подхода и не обеспечивает снижения невротических расстройств у

беременных. Кроме того, так же как и методы первой группы, он

приводит к значительным репродуктивным потерям.

3. Комплексная подготовка по программе «Возрожденные роды»,

разработанная в США и внедренная в двух женских консультациях

г.Волгограда в 1995 году. По своей сути она является улучшенным

вариантом программы И. И. Вельвовского — А. П. Николаева. В программе

делается акцент на сведения о физиологических механизмах беременности

и родов. Занятия сопровождаются показом прекрасно изготовленных

иллюстраций, наглядных материалов (планшеты, муляжи, видеофильмы).

Целью программы является проведение физического и гигиенического

тренинга. Осуществляется она силами инструкторов физической культуры,

прошедших специальные курсы. Такая подготовка в большей степени, чем

предыдущие, отвечает современным требованиям и имеет, по данным Е. Б.

Ефремовой и А. Н. Рыльковой, неплохие результаты. В группе из 150

беременных, прошедших подготовку по данной программе в женской

консультации Центрального района, своевременных родов было на 4%

больше, преждевременных — на 2% меньше, аномалии родовой деятельности

отмечались в 1,6 раза реже. Продолжительность родов сократилась на

3,9 часа, разрывы мягких тканей родовых путей встречались на 4,6%

реже, число кровотечений в послеродовом и раннем послеродовом

периодах отмечено на 17% реже, чем в контрольной группе (250

беременных, занимавшихся в школе матерей по методу И. И. Вельвовского

— А. П. Николаева). Оперативное родоразрешение потребовалось в 4%

случаев в основной группе, против 12% в контрольной. Однако данная

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.