скачать рефераты

МЕНЮ


Роль социального педагога в организации сотрудничества семьи и начального звена школы

основывается на уверенности детей в правоте родителей, на стремлении

подражать их действиям и поступкам. Без авторитета нельзя воспитать

ребенка, формировать в нем качества хорошего человека.

Очень важно, чтобы в семье закреплялись навыки и привычки правильного

поведения, которые формируются у ребенка в школе. Единые согласованные

требования семьи и школы - одно из условий правильного воспитания детей в

семье.

Там, где педагог и родитель действует согласованно, лучше осуществлять

учебно-воспитательную работу. Недопустимо чтобы родители неуважительно

отзывались об учителе, позволяли пренебрежительное высказывание в его

адрес. Это дезориентирует детей, толкает их на ложный путь

приспособленчества, поиска компромиссного выхода из создав-шегося

положения.

Единая система педагогических воздействий, единые требования,

предъявляемые ребенку в школе и семье, способствуют выработке определенного

динамического стереотипа поведения. При этом ребенок

испытывает меньше трудностей в процессе овладения нравственными нормами

поведения, привычками, легче осваивает навыки учебной, трудовой

деятельности, правила общения с окружающими его детьми и взрослыми.

Родителям нужна система педагогических знаний, умений применять их с

учетом индивидуальных особенностей, специфики каждой семьи. В настоящее

время задачей повышения педагогических знаний родителей в школе должен

заниматься отдельный педагог, организуя осуществление этой задачи совместно

с учителями предметниками.

Поэтому следующая глава в данной дипломной работе посвящается проблеме

организации социальным педагогом совместной систематической деятельности

начального звена школы и семьи.

Глава N 2

2.1 Формы и методы работы с родителями.

Идеалом, к которому стремится семья, школа все наше общество, является

всесторонне развитый человек, образованный, здоровый физически и

нравственно, умеющий и любящий трудиться.

О роли школы в организации процесса семейного воспитания детей писал

А.С.Макаренко: "Семьи бывают хорошие, и семьи бывают плохие. Поручиться за

то, что семья воспитывает как следует, нельзя. Говорить, что семья может

воспитывать, как хочет, мы не можем. Мы должны организовать семейное

воспитание, и организующим началом должна быть школа, как представительница

государственного воспитания" *.

С этих позиций и определяются основные задачи работы социальных

педагогов школ с родителями младших школьников:

- Систематическое разностороннее педагогическое просвещение родителей,

т.е. ознакомление их как с основами теоретических знаний, так и с практикой

работы с учащимися.

- Привлечение родителей к активному участию в учебно-воспитатель-ном

процессе.

- Формирование у родителей потребности в самообразовании.

- Ознакомление учителей предметников с разнообразными методами

семейного воспитания, отбор и обобщение лучшего опыта.

Социально педагогическое исследование семей, дифференциация их

-------------

* / Макаренко А.С Т.4,изд-во т.М: Изд-во АПН РСФСР,1957,С-504.

на определенные типы по...

- Работа с детьми девиантного поведения.

- Обеспечение правовой защиты ребенка в семье и школе.

При проведении этой большой и ответственной работы учитываются

проблемы, выдвигаемые перед обществом самой жизнью: Малочисленность семьи,

воспитание в ней одного ребенка; отдельное проживание молодых супругов и

отсюда - утрачивание семейных традиций, затрудненность передачи опыта

семейного воспитания, специфика влияния неполной семьи на ребенка; дефицит

общения родителей с детьми в связи с большой занятостью родителей,

продолжением учения молодых родителей; поглощение духовных интеллектуальных

запасов так называемым "вещизмом". Правильное педагогическое руководство

семейным воспитанием возможно при условии комплексного подхода к

воспитанию, обес-печение координации усилий по всем направлениям воспитания

- идейно-политического, трудового, нравственного, эстетического,

физического.

Работа педагогов школ с родителями осуществляется в двух направлениях:

n с коллективом родителей и индивидуально. В практике сложились наиболее

рациональные ее формы: общие и классные собрания родителей,

коллективные и индивидуальные консультации, беседы, лекции,

конференции, посещение семей учащихся, оформление различных по форме и

содержанию текстовых материалов, фотомонтажи, выставки работ учащихся.

Родители привлекаются к участию в организации учебною - воспитательного

процесса: руководство кружками, выступления перед родителями и детьми,

подго-

товка и участие в проведении внеклассной и внешкольной работы,

хозяйственная помощь.

Налаживание с родителями доброжелательных контактов происходит легче,

если педагог строит общение целенаправленно, учитывая ситуацию, заранее

продумывает не только содержание беседы, но и ее ход, возможные варианты и

неожиданные повороты. Давая советы, стремясь, если это необходимо, внести

коррективы в воспитательные воздействия родителей на ребенка, нужно

помнить, что прямое нетактичное вмешательство во внутренние дела семьи

может вызвать как протест и нанести трудно поправимый вред. Ведь каждый

родитель воспитывает своих де-тей так, как считает нужным, исходя из своих

знаний, умений, чувств и убеждений.

Большая социальная значимость целенаправленного общения с семьей

заключается в том, что направляя по нужному руслу воздействие родителей на

детей, педагог влияет и на перестройку внутрисемейных отношений,

способствует совершенствованию личности самих родителей, тем самым повышает

уровень общей культуры населения.

Индивидуальная работа с родителями и другими взрослыми членами семьи

учащегося сложна и разнообразна.

Преимуществом индивидуальной работы является то, что находясь наедине с

социальным педагогом, родители откровеннее рассказывают ему о своих

проблемах внутрисемейных отношений, о которых никогда бы ни сказали при

посторонних. При индивидуальных беседах необходимо придерживаться главного

правила: содержание индивидуальной беседы должно быть достоянием только

беседующих, оно не должно разглашаться.

Очень внимательно следует относится к просьбам родителей. Не выполнить

просьбу можно только в том случае, если ее выполнение может нанести вред

ребенку.

Индивидуальное общение не только дает возможность учителю оказать

влияние на родителей, но и в свою очередь, во многом помогает ему в выборе

правильного подхода к детям.

Многое в отношении школы и семьи зависит от первой встречи. В первом

разговоре с родителями не следует говорить о трудностях работы с детьми.

Нужно постараться, чтобы у родителей появилась уверенность, что учить и

воспитывать их сына или дочь будут квалифицированные педагоги и для этого

подготовлены все необходимые условия. Особенно это относится к родителям

первоклассников - ведь некоторые из них, если ребенок не ходил в детский

сад, впервые расстаются с ним и очень

волнуются. Чтобы в будущем рациональнее спланировать работу, наметить

индивидуальный подход к каждому родителю, найти пути привлечения семьи к

активному участию в делах класса и школы, можно при записи ребенка в школу

предложить родителям анкету со следующим содержанием:

I. Ф.И.О родителей.

1. Возраст

2. Образование

3. Место работы, телефон

4. Общественная работа

5. Квартирные условия

6. Общий заработок семьи

7. В каких мероприятиях школы вы хотели бы участвовать

II.Ф.И.О ребенка.

1. Чем ваш ребенок любит заниматься в свободное время?

2. Какие игры предпочитает?

3. Какие виды спортивных развлечений больше любит?

4. С кем чаще играет(с мальчиками или девочками)?

5. Как ведет себя в детском коллективе? (активен, пассивен,

застенчив.)

6. Какие обязанности имеет дома?

7. Какие с вашей точки зрения, индивидуальные особенности ребенка

следует учесть.

III.

1. Кто в семье непосредственно занимается воспитанием

ребенка?

2. Где чаще всего совместно с ребенком проводится досуг?

3. Знаете ли вы друзей своего ребенка и их родителей?

4. Приходят ли к вам в гости приятели ребенка?

5. Что вас затрудняет в воспитании ребенка?

6. Какие методы воспитания вы предпочитаете? (уговоры, разъяснения,

строгие требования, наказания, поощрения, дружеские контакты и

т.д.)

Для получения разносторонних сведений об учащихся, социальному педагогу

вместе с классными учителями изучить характеристики, данные в детских

годах. Просмотрев документы социальному педагогу необходимо составить себе

список учащихся, с которыми следует встретиться индивидуально, кого можно

пригласить в школу на коллективную беседу.

Очень важна форма проведения индивидуальной беседы. Каждый собеседник

должен уметь слушать. При знакомстве с родителями это правило особенно

необходимо соблюдать.

Многие учителя готовят памятки различного содержания, такие памятки

должен также разрабатывать социальный педагог на следующие темы:

- Как вести себя в конфликтных ситуациях?

- Что должен уметь первоклассник?

- Что должен уметь второклассник?

- Что должен уметь третьеклассник?

- Правила поведения в общественных местах, в частности, в школе и

др.

Памятки желательно подготавливать для каждой темы которую рассматривают

родители и учителя коллективно. В обязанности социального педагога входит

посещение семей, с девиантным поведением. Первый визит в семью

-ответственный момент часто решающий, будут ли родители доверять учителю,

прислушиваться к его советам. Педагог заранее готовится к посещению той или

иной семьи: узнает ее состав, материальное положение, выясняется, где

работают родители, продумывают возможные вопросы членов семьи и отвечает на

них, намечает, какие сведения о ребенке ему нужно получить.

Посещение семьи во второй и третий раз учитель планирует, учитывая

результаты предварительного знакомства; поведение ребенка в шко-ле,

отношение родителей к своим обязанностям, их участие в жизни шко-лы.

Идя в семью, социальный педагог ставит перед собой задачу выявления,

обобщения и распространения лучшего опыта семейного воспитания. Опыт

семейного воспитания в каждой семье педагог собирает по крупинкам. В одной

семье это может быть оборудование детского уголка, в другой интересная

организация досуга и т.д.

Часто встречаются трудности в воспитании ребенка, где конфликты между

отцом и матерью переходят границы внутрисемейных разногласий. Задача,

которую должна решить школа в работе с не благополучными семьями -

попытаться всеми средствами обеспечить охрану интересов ребенка. А значит

так повлиять на родителей, чтобы они осознали ответственность за растущего

человека, это очень сложная кропотливая работа, не всегда приносящая

результат сразу. Здесь нужно использовать всевозможные формы и методы

работы: убеждение, разъяснение, пример других родителей, усиленный

контроль.

Особенно большие трудности представляют семьи, в которых мать или отец

пьют, и даже если пьянство не имеет злостной формы, а выражается в

застольях, периодическом употреблении спиртного, социальный педагог берет

такие семьи под особый контроль. Он регулярно посещает эту семью,

целенаправленно проводит с родителями отдельные, индивидуальные беседы.

Самым опасным для воспитания детей становится непонимание такими родителями

вреда, который может принести алкоголь растущему организму.

Обследование показало, что 51% пьющих во взрослом состоянии

воспитывались в семьях, где часто употреблялся алкоголь. *

------------

*/ Борисов Е.В.,Васильева Л.П. Алкоголь и дети.М.:Медицина,1984,С-28.

Задача социального педагога - раскрыть перед родителями вред пьянства в

семье, особенно приобщение детей к употреблению алкоголя, необходимо

эмоционально настраивать детей против алкоголя.

Дети должны ясно представлять себе все аспекты проблемы:

физиологический, социальный, экологический. Практика работы говорит об

эффективности индивидуальной работы по антиалкогольной пропаганде с семьями

учащихся.

Если же методы убеждения не дают результата, необходима

требовательность, а если нужно, то и прямое вмешательство общественности.

Социальный педагог может обратиться к руководителям предприятий, на которых

работают родители. В крайних случаях, формы общественного воздействия не

действуют, используется более строгая форма воздействия общественное

порицание, предупреждения, налагают штраф. Крайней мерой, когда поведение

родителей, несовместимо с выполнением ими родительских обязанностей,

становится лишением ими родительских прав.

С целью антиалкогольной пропаганды совместно с учителями, вести

внеклассную и внешкольную работу, в процессе которой организуются

совместные с родителями выходы в театр, кино, экскурсии, выезды на природу,

спортивные праздники, вечера досуга.

Часто в школах наблюдается практика, когда для беседы приглашаются те

родители, дети которых чем-то провинились. Это крайне неверно, в этом

случае каждая предполагаемая встреча с педагогом вызывает беспокойство,

смущение, а иногда и раздражает. Планируя беседы, педагог должен исходить

из того, что общение с родителями не должно ограничиваться назиданиями -

поучениями, замечаниями. Беседы должны

быть взаимно интересными, чаще приятными, доходчивыми , естественным видом

связи родителей и школы.

Часто беседы с родителями помогают найти правильный подход к ученику -

ведь близкие хорошо знают его и могут многое подсказать, помочь определить

причину того или иного поступка.

Работа с коллективом родителей.

Большие возможности представляет работа с коллективом родителей:

широкая педагогическая информация, обмен опытом, создание в необходимых

случаях общественного мнения, привлечение родителей к участию в жизни

класса. Эта работа ведется в двух направлениях: повышение педагогической

культуры родителей и более совершенное в связи с этим выполнение ими

обязанностей воспитателей своих детей, объединение родителей в сплоченный

коллектив, деятельность которого направлена на повышение уровня учебно -

воспитательной работы со всеми детьми.

Основная задача социального педагога - активизировать педагогическую,

воспитательную деятельность семьи, придать ей целенаправленный, общественно

значимый характер.

Основная форма работы с коллективом родителей - родительское собрание,

вместе с учителями начальных классов, которое проводит ежемесячно, а если

это необходимо еженедельно.

Родительские собрания сближают учителей и родителей, приближают семью к

школе, помогают определить наиболее оптимальные пути воздействия в

воспитательном влиянии на ребенка. На собраниях родите-

лей систематически знакомят с целями и задачами, содержанием, формами и

методами, воспитания и обучения детей в семье и школе.

Родительские собрания могут быть построены различно. Основная их часть -

сообщение педагогических знаний - может выразиться в лекции, докладе,

беседе, диспуте, дискуссии. Это может быть семинарское занятие, просмотр и

обсуждение кино фильма, деловая игра, между учителями и родителями, которую

ведет социальный педагог. Может быть проведено чтение отдельных статей,

подборки выдержек из произведений классиков педагогической литературы,

постановка проблемных ситуа-ций. Такой прием активизирует аудиторию,

стимулирует обмен мнениями, стремление к педагогическому самообразованию.

Интересно проходят выступления родителей перед учащимися. Это может быть

рассказ рабочего или инженера о труде людей на производстве. Такие

выступления готовятся очень тщательно. Содержание и форма должны быть

доступны детям.

Привлечение родителей к выполнению поручений к ежедневной

доброжелательной помощи школе - важная, насущная задача в работе учителя,

социального педагога с семьей.

Оправдавшей себя формой работы с родителями, стало оформление стендов,

уголков для родителей. Такие уголки создаются в помощь учителю по

осуществлению педагогического всеобуча родителей, по повышению их

педагогической культуры, как воспитательной.

Хорошо, когда содержание материалов в уголках совпадает с той темой, с

которой в данный момент знакомят родителей. Это позволяет расширить,

углубить знания, еще раз вернуться к сказанному, повторить, подчеркнуть

необходимое. На стенде может быть раскрыта и самостоя-тельная тема, поэтому

социальному педагогу необходимо контролиро-

вать, а также помогать каждому учителю начальных классов в оформле-

нии такого уголка, помогать подбирать темы и т.д.

В процессе индивидуальной работы с родителями социальному педагогу

необходимо иметь педагогическую библиотеку, которой могут пользоваться

родители. Для этого можно завести читательские карточки. Чтобы привлечь

родителей к чтению педагогической литературы социальному педагогу можно

посещать собрание родителей в классе и делать объявления о какой-либо

новинке. Если рекомендованная книга была прочитана большей частью

родительского коллектива можно организовать обсуждение, обмен мнениями.

Примерный порядок проведения родительского собрания:

- сообщение педагога или члена родительского комитета о выпол-

нении решений предыдущего собрания;

- лекция, беседа специалиста на педагогическую тему;

- выступление родителей об опыте семейного воспитания по данному

вопросу;

- обобщение, обмен мнениями по изложенному вопросу;

- сообщение учителя или социального педагога о состоянии учебно-

воспитательной работы в школе или в классе;

- обсуждение и решение вопросов, касающихся жизни класса и школы.

Социальный педагог должен составить график проведения общешкольных

собраний по начальному звену, также график посещения классных

собраний учителей начального звена. Опытные педагоги считают, что успех

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.