Роль социального педагога в организации сотрудничества семьи и начального звена школы
основывается на уверенности детей в правоте родителей, на стремлении
подражать их действиям и поступкам. Без авторитета нельзя воспитать
ребенка, формировать в нем качества хорошего человека.
Очень важно, чтобы в семье закреплялись навыки и привычки правильного
поведения, которые формируются у ребенка в школе. Единые согласованные
требования семьи и школы - одно из условий правильного воспитания детей в
семье.
Там, где педагог и родитель действует согласованно, лучше осуществлять
учебно-воспитательную работу. Недопустимо чтобы родители неуважительно
отзывались об учителе, позволяли пренебрежительное высказывание в его
адрес. Это дезориентирует детей, толкает их на ложный путь
приспособленчества, поиска компромиссного выхода из создав-шегося
положения.
Единая система педагогических воздействий, единые требования,
предъявляемые ребенку в школе и семье, способствуют выработке определенного
динамического стереотипа поведения. При этом ребенок
испытывает меньше трудностей в процессе овладения нравственными нормами
поведения, привычками, легче осваивает навыки учебной, трудовой
деятельности, правила общения с окружающими его детьми и взрослыми.
Родителям нужна система педагогических знаний, умений применять их с
учетом индивидуальных особенностей, специфики каждой семьи. В настоящее
время задачей повышения педагогических знаний родителей в школе должен
заниматься отдельный педагог, организуя осуществление этой задачи совместно
с учителями предметниками.
Поэтому следующая глава в данной дипломной работе посвящается проблеме
организации социальным педагогом совместной систематической деятельности
начального звена школы и семьи.
Глава N 2
2.1 Формы и методы работы с родителями.
Идеалом, к которому стремится семья, школа все наше общество, является
всесторонне развитый человек, образованный, здоровый физически и
нравственно, умеющий и любящий трудиться.
О роли школы в организации процесса семейного воспитания детей писал
А.С.Макаренко: "Семьи бывают хорошие, и семьи бывают плохие. Поручиться за
то, что семья воспитывает как следует, нельзя. Говорить, что семья может
воспитывать, как хочет, мы не можем. Мы должны организовать семейное
воспитание, и организующим началом должна быть школа, как представительница
государственного воспитания" *.
С этих позиций и определяются основные задачи работы социальных
педагогов школ с родителями младших школьников:
- Систематическое разностороннее педагогическое просвещение родителей,
т.е. ознакомление их как с основами теоретических знаний, так и с практикой
работы с учащимися.
- Привлечение родителей к активному участию в учебно-воспитатель-ном
процессе.
- Формирование у родителей потребности в самообразовании.
- Ознакомление учителей предметников с разнообразными методами
семейного воспитания, отбор и обобщение лучшего опыта.
Социально педагогическое исследование семей, дифференциация их
-------------
* / Макаренко А.С Т.4,изд-во т.М: Изд-во АПН РСФСР,1957,С-504.
на определенные типы по...
- Работа с детьми девиантного поведения.
- Обеспечение правовой защиты ребенка в семье и школе.
При проведении этой большой и ответственной работы учитываются
проблемы, выдвигаемые перед обществом самой жизнью: Малочисленность семьи,
воспитание в ней одного ребенка; отдельное проживание молодых супругов и
отсюда - утрачивание семейных традиций, затрудненность передачи опыта
семейного воспитания, специфика влияния неполной семьи на ребенка; дефицит
общения родителей с детьми в связи с большой занятостью родителей,
продолжением учения молодых родителей; поглощение духовных интеллектуальных
запасов так называемым "вещизмом". Правильное педагогическое руководство
семейным воспитанием возможно при условии комплексного подхода к
воспитанию, обес-печение координации усилий по всем направлениям воспитания
- идейно-политического, трудового, нравственного, эстетического,
физического.
Работа педагогов школ с родителями осуществляется в двух направлениях:
n с коллективом родителей и индивидуально. В практике сложились наиболее
рациональные ее формы: общие и классные собрания родителей,
коллективные и индивидуальные консультации, беседы, лекции,
конференции, посещение семей учащихся, оформление различных по форме и
содержанию текстовых материалов, фотомонтажи, выставки работ учащихся.
Родители привлекаются к участию в организации учебною - воспитательного
процесса: руководство кружками, выступления перед родителями и детьми,
подго-
товка и участие в проведении внеклассной и внешкольной работы,
хозяйственная помощь.
Налаживание с родителями доброжелательных контактов происходит легче,
если педагог строит общение целенаправленно, учитывая ситуацию, заранее
продумывает не только содержание беседы, но и ее ход, возможные варианты и
неожиданные повороты. Давая советы, стремясь, если это необходимо, внести
коррективы в воспитательные воздействия родителей на ребенка, нужно
помнить, что прямое нетактичное вмешательство во внутренние дела семьи
может вызвать как протест и нанести трудно поправимый вред. Ведь каждый
родитель воспитывает своих де-тей так, как считает нужным, исходя из своих
знаний, умений, чувств и убеждений.
Большая социальная значимость целенаправленного общения с семьей
заключается в том, что направляя по нужному руслу воздействие родителей на
детей, педагог влияет и на перестройку внутрисемейных отношений,
способствует совершенствованию личности самих родителей, тем самым повышает
уровень общей культуры населения.
Индивидуальная работа с родителями и другими взрослыми членами семьи
учащегося сложна и разнообразна.
Преимуществом индивидуальной работы является то, что находясь наедине с
социальным педагогом, родители откровеннее рассказывают ему о своих
проблемах внутрисемейных отношений, о которых никогда бы ни сказали при
посторонних. При индивидуальных беседах необходимо придерживаться главного
правила: содержание индивидуальной беседы должно быть достоянием только
беседующих, оно не должно разглашаться.
Очень внимательно следует относится к просьбам родителей. Не выполнить
просьбу можно только в том случае, если ее выполнение может нанести вред
ребенку.
Индивидуальное общение не только дает возможность учителю оказать
влияние на родителей, но и в свою очередь, во многом помогает ему в выборе
правильного подхода к детям.
Многое в отношении школы и семьи зависит от первой встречи. В первом
разговоре с родителями не следует говорить о трудностях работы с детьми.
Нужно постараться, чтобы у родителей появилась уверенность, что учить и
воспитывать их сына или дочь будут квалифицированные педагоги и для этого
подготовлены все необходимые условия. Особенно это относится к родителям
первоклассников - ведь некоторые из них, если ребенок не ходил в детский
сад, впервые расстаются с ним и очень
волнуются. Чтобы в будущем рациональнее спланировать работу, наметить
индивидуальный подход к каждому родителю, найти пути привлечения семьи к
активному участию в делах класса и школы, можно при записи ребенка в школу
предложить родителям анкету со следующим содержанием:
I. Ф.И.О родителей.
1. Возраст
2. Образование
3. Место работы, телефон
4. Общественная работа
5. Квартирные условия
6. Общий заработок семьи
7. В каких мероприятиях школы вы хотели бы участвовать
II.Ф.И.О ребенка.
1. Чем ваш ребенок любит заниматься в свободное время?
2. Какие игры предпочитает?
3. Какие виды спортивных развлечений больше любит?
4. С кем чаще играет(с мальчиками или девочками)?
5. Как ведет себя в детском коллективе? (активен, пассивен,
застенчив.)
6. Какие обязанности имеет дома?
7. Какие с вашей точки зрения, индивидуальные особенности ребенка
следует учесть.
III.
1. Кто в семье непосредственно занимается воспитанием
ребенка?
2. Где чаще всего совместно с ребенком проводится досуг?
3. Знаете ли вы друзей своего ребенка и их родителей?
4. Приходят ли к вам в гости приятели ребенка?
5. Что вас затрудняет в воспитании ребенка?
6. Какие методы воспитания вы предпочитаете? (уговоры, разъяснения,
строгие требования, наказания, поощрения, дружеские контакты и
т.д.)
Для получения разносторонних сведений об учащихся, социальному педагогу
вместе с классными учителями изучить характеристики, данные в детских
годах. Просмотрев документы социальному педагогу необходимо составить себе
список учащихся, с которыми следует встретиться индивидуально, кого можно
пригласить в школу на коллективную беседу.
Очень важна форма проведения индивидуальной беседы. Каждый собеседник
должен уметь слушать. При знакомстве с родителями это правило особенно
необходимо соблюдать.
Многие учителя готовят памятки различного содержания, такие памятки
должен также разрабатывать социальный педагог на следующие темы:
- Как вести себя в конфликтных ситуациях?
- Что должен уметь первоклассник?
- Что должен уметь второклассник?
- Что должен уметь третьеклассник?
- Правила поведения в общественных местах, в частности, в школе и
др.
Памятки желательно подготавливать для каждой темы которую рассматривают
родители и учителя коллективно. В обязанности социального педагога входит
посещение семей, с девиантным поведением. Первый визит в семью
-ответственный момент часто решающий, будут ли родители доверять учителю,
прислушиваться к его советам. Педагог заранее готовится к посещению той или
иной семьи: узнает ее состав, материальное положение, выясняется, где
работают родители, продумывают возможные вопросы членов семьи и отвечает на
них, намечает, какие сведения о ребенке ему нужно получить.
Посещение семьи во второй и третий раз учитель планирует, учитывая
результаты предварительного знакомства; поведение ребенка в шко-ле,
отношение родителей к своим обязанностям, их участие в жизни шко-лы.
Идя в семью, социальный педагог ставит перед собой задачу выявления,
обобщения и распространения лучшего опыта семейного воспитания. Опыт
семейного воспитания в каждой семье педагог собирает по крупинкам. В одной
семье это может быть оборудование детского уголка, в другой интересная
организация досуга и т.д.
Часто встречаются трудности в воспитании ребенка, где конфликты между
отцом и матерью переходят границы внутрисемейных разногласий. Задача,
которую должна решить школа в работе с не благополучными семьями -
попытаться всеми средствами обеспечить охрану интересов ребенка. А значит
так повлиять на родителей, чтобы они осознали ответственность за растущего
человека, это очень сложная кропотливая работа, не всегда приносящая
результат сразу. Здесь нужно использовать всевозможные формы и методы
работы: убеждение, разъяснение, пример других родителей, усиленный
контроль.
Особенно большие трудности представляют семьи, в которых мать или отец
пьют, и даже если пьянство не имеет злостной формы, а выражается в
застольях, периодическом употреблении спиртного, социальный педагог берет
такие семьи под особый контроль. Он регулярно посещает эту семью,
целенаправленно проводит с родителями отдельные, индивидуальные беседы.
Самым опасным для воспитания детей становится непонимание такими родителями
вреда, который может принести алкоголь растущему организму.
Обследование показало, что 51% пьющих во взрослом состоянии
воспитывались в семьях, где часто употреблялся алкоголь. *
------------
*/ Борисов Е.В.,Васильева Л.П. Алкоголь и дети.М.:Медицина,1984,С-28.
Задача социального педагога - раскрыть перед родителями вред пьянства в
семье, особенно приобщение детей к употреблению алкоголя, необходимо
эмоционально настраивать детей против алкоголя.
Дети должны ясно представлять себе все аспекты проблемы:
физиологический, социальный, экологический. Практика работы говорит об
эффективности индивидуальной работы по антиалкогольной пропаганде с семьями
учащихся.
Если же методы убеждения не дают результата, необходима
требовательность, а если нужно, то и прямое вмешательство общественности.
Социальный педагог может обратиться к руководителям предприятий, на которых
работают родители. В крайних случаях, формы общественного воздействия не
действуют, используется более строгая форма воздействия общественное
порицание, предупреждения, налагают штраф. Крайней мерой, когда поведение
родителей, несовместимо с выполнением ими родительских обязанностей,
становится лишением ими родительских прав.
С целью антиалкогольной пропаганды совместно с учителями, вести
внеклассную и внешкольную работу, в процессе которой организуются
совместные с родителями выходы в театр, кино, экскурсии, выезды на природу,
спортивные праздники, вечера досуга.
Часто в школах наблюдается практика, когда для беседы приглашаются те
родители, дети которых чем-то провинились. Это крайне неверно, в этом
случае каждая предполагаемая встреча с педагогом вызывает беспокойство,
смущение, а иногда и раздражает. Планируя беседы, педагог должен исходить
из того, что общение с родителями не должно ограничиваться назиданиями -
поучениями, замечаниями. Беседы должны
быть взаимно интересными, чаще приятными, доходчивыми , естественным видом
связи родителей и школы.
Часто беседы с родителями помогают найти правильный подход к ученику -
ведь близкие хорошо знают его и могут многое подсказать, помочь определить
причину того или иного поступка.
Работа с коллективом родителей.
Большие возможности представляет работа с коллективом родителей:
широкая педагогическая информация, обмен опытом, создание в необходимых
случаях общественного мнения, привлечение родителей к участию в жизни
класса. Эта работа ведется в двух направлениях: повышение педагогической
культуры родителей и более совершенное в связи с этим выполнение ими
обязанностей воспитателей своих детей, объединение родителей в сплоченный
коллектив, деятельность которого направлена на повышение уровня учебно -
воспитательной работы со всеми детьми.
Основная задача социального педагога - активизировать педагогическую,
воспитательную деятельность семьи, придать ей целенаправленный, общественно
значимый характер.
Основная форма работы с коллективом родителей - родительское собрание,
вместе с учителями начальных классов, которое проводит ежемесячно, а если
это необходимо еженедельно.
Родительские собрания сближают учителей и родителей, приближают семью к
школе, помогают определить наиболее оптимальные пути воздействия в
воспитательном влиянии на ребенка. На собраниях родите-
лей систематически знакомят с целями и задачами, содержанием, формами и
методами, воспитания и обучения детей в семье и школе.
Родительские собрания могут быть построены различно. Основная их часть -
сообщение педагогических знаний - может выразиться в лекции, докладе,
беседе, диспуте, дискуссии. Это может быть семинарское занятие, просмотр и
обсуждение кино фильма, деловая игра, между учителями и родителями, которую
ведет социальный педагог. Может быть проведено чтение отдельных статей,
подборки выдержек из произведений классиков педагогической литературы,
постановка проблемных ситуа-ций. Такой прием активизирует аудиторию,
стимулирует обмен мнениями, стремление к педагогическому самообразованию.
Интересно проходят выступления родителей перед учащимися. Это может быть
рассказ рабочего или инженера о труде людей на производстве. Такие
выступления готовятся очень тщательно. Содержание и форма должны быть
доступны детям.
Привлечение родителей к выполнению поручений к ежедневной
доброжелательной помощи школе - важная, насущная задача в работе учителя,
социального педагога с семьей.
Оправдавшей себя формой работы с родителями, стало оформление стендов,
уголков для родителей. Такие уголки создаются в помощь учителю по
осуществлению педагогического всеобуча родителей, по повышению их
педагогической культуры, как воспитательной.
Хорошо, когда содержание материалов в уголках совпадает с той темой, с
которой в данный момент знакомят родителей. Это позволяет расширить,
углубить знания, еще раз вернуться к сказанному, повторить, подчеркнуть
необходимое. На стенде может быть раскрыта и самостоя-тельная тема, поэтому
социальному педагогу необходимо контролиро-
вать, а также помогать каждому учителю начальных классов в оформле-
нии такого уголка, помогать подбирать темы и т.д.
В процессе индивидуальной работы с родителями социальному педагогу
необходимо иметь педагогическую библиотеку, которой могут пользоваться
родители. Для этого можно завести читательские карточки. Чтобы привлечь
родителей к чтению педагогической литературы социальному педагогу можно
посещать собрание родителей в классе и делать объявления о какой-либо
новинке. Если рекомендованная книга была прочитана большей частью
родительского коллектива можно организовать обсуждение, обмен мнениями.
Примерный порядок проведения родительского собрания:
- сообщение педагога или члена родительского комитета о выпол-
нении решений предыдущего собрания;
- лекция, беседа специалиста на педагогическую тему;
- выступление родителей об опыте семейного воспитания по данному
вопросу;
- обобщение, обмен мнениями по изложенному вопросу;
- сообщение учителя или социального педагога о состоянии учебно-
воспитательной работы в школе или в классе;
- обсуждение и решение вопросов, касающихся жизни класса и школы.
Социальный педагог должен составить график проведения общешкольных
собраний по начальному звену, также график посещения классных
собраний учителей начального звена. Опытные педагоги считают, что успех
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|