скачать рефераты

МЕНЮ


Роль социального педагога в организации сотрудничества семьи и начального звена школы

собрания во многом обеспечивается его подготовкой. Социальный

педагог начинает заранее сбор различного материала. Во-первых, о со

держании следующего собрания сообщают родителям на предыдущей встречи с

ними. Родителям необходимо предложить вопросы над которыми нужно подумать.

Иногда к собранию готовят выставку ученических работ, выступления

художественной самодеятельности ребят. Такие мероприятия оживляют

родителей.

Собрание не должно затягиваться более чем на 1 час - 1 час 30 минут.

Начало должно настраивать родителей на деловой лад. Вместе с тем

непринужденное, эмоционально окрашенное вступительное слово учителя или

члена родительского комитета создает ту доброжелательную атмосферу

доброжелательности.

Исходя из планов работы, индивидуальных бесед с родителями, посещений

семьи, итогов работы родительских собраний, социальный педагог может

проводить коллективные консультации с родителями, по особо волнующим их

проблемам.

Коллективные консультации для родителей могут быть плановые и

внеплановые. Время и сроки проведения плановых консультаций социальный

педагог намечает заранее. От темы предстоящей консультации зависит, всех ли

родителей можно пригласить, поговорить по данному вопросу, или только тех,

с кем необходимо поговорить по данному вопросу. Для всех родителей хорошо

провести консультации юриста, работника милиции, детской комнаты и т.д.

Внеплановые консультации назначаются как по инициативе учителя, так и

по просьбе самих родителей.

Социальному педагогу можно предложить и помочь учителям начального

звена организовать дежурство родителей. Во время дежурств роди

тели более глубоко знакомятся с организацией жизни класса, наблюдают, а

иногда и практически принимают участие в учебно-воспитательном процессе.

Конечно, родители очень заняты на сегодняшний день. Но, в начальном звене,

это осуществимо, так как некоторые из родителей специально берут отпуск для

того, чтобы в этот трудный переходный период для своего ребенка быть рядом

с ним.

Социальному педагогу можно отдельно работать с членами родительских

комитетов каждых классов. Для этой работы можно проводить конференции

родителей. Основной задачей родительских конференций является обмен опытом

семейного воспитания, распространение и внедрение лучшего опыта семьи.

Члены родительского комитета вместе с учителем готовят доклады, с которыми

выступают на конференциях. Такие конференции помогут более сильно сплотить

учителей и родителей, учителя могут получить со стороны родителей большую

информацию и наоборот.

Также можно организовать педагогические кружки, которые может вести и

социальный педагог, и учителя начальных классов.

Для этого социальный педагог составляет график проведения

педагогических кружков учителями. Допустим, если в школе 13 начальных

классов, то каждому учителю не будет составлять труда 1-2 раза за учебный

год провести педагогический кружок.

На педагогическом кружке можно рассматривать следующие темы: как

организовать чтение детей в семье, разучивать с ними стихи, слушать

музыку, разбирать трудные проблемные ситуации, как преодолеть их и т.д.

Организуя такую работу социальный педагог поможет учителям привлечь

больше родителей в учебно-воспитательный процесс.

В план работы социального педагога входит такие виды совместной

деятельности школы и семьи: организация экскурсий на различные предприятия

по месту работы родителей; организация экскурсий и прогулок по городу с

целью знакомства детей с предприятиями и учреждениями города, продукцией,

которую они выпускают; проведение бесед о профессиях и их пользе для людей.

Формы и методы работы с родителями разнообразны, но главное то ,что

педагогу необходимо делать правильный выбор, учитывая все особенности

работы учителей с данным коллективом родителей, особенности системы работы

школы в целом.

2.2 Взаимодействие школы и семьи в воспитании.

Родители хотят видеть своих детей достойными гражданами нашего

общества. Без помощи семьи школа не может обеспечить высоких результатов

воспитания. В отличие от социальных институтов семья воздействует на

ребенка каждодневно, поэтому располагает, почти, неограниченными

возможностями в формировании его личностных качеств.

К факторам семейного воспитания социологи относят материальные условия

жизни семьи, ее структуру, образовательный уровень, интересы, духовные

потребности, уровень культуры. По характеру взаимоотноше-

ний родителей семьи разделялись на три группы: живут дружно, иногда

ссорятся, конфликтуют.

На основе полученных данных проследили, каким образом характер

взаимоотношений родителей влияет на нравственное формирование личности

ребенка, утвердилось мнение, что в большинстве семей, где

существует понимание между отцом и матерью, дети растут добрыми

отзывчивыми. Это подтверждают данные учителей школ Красноярского края. Иное

положение в семьях, где родители ссорятся, вовлекают в свои конфликты

детей. В таких семьях дети в лучшем случае воспитаны удовлетворительно, но

чаще плохо (см.приложение N1).

В исследованиях социологов вскрыты факторы, которые снижают

воспитательное влияние семьи: ее нестабильность, наличие одного ребенка,

недостаток рабочего времени у родителей для воспитания детей, отсутствие

должного контакта со школой, нехватка педагогических знаний и умений.

Для успешного взаимодействия школы и семьи в воспитании нужно, чтобы

родители умели анализировать деятельность и поведение своих детей, их

воспитанность. А для этого необходимо:

- разработать содержание и методику педагогического просвещения

родителей с учетом подготовленности их к нравственному воспитанию;

- пробудить у родителей, как воспитателей, интерес к процессу

самообразования в области специальных педагогических и психологических

знаний.

- совершенствовать взаимоотношения родителей с детьми и классным

руководителем, расширять сферу их совместной деятельности и общения.

Поэтому социальные педагоги Красноярского края составили конкретную

методику анализа воспитанности детей в семье, которая помогла бы са-

мим разобраться в результатах семейного воспитания, целенаправленно

воспитывать соответствующие качества у своих детей. (См. приложение

№ 11)

Если между классным руководителем и родителями существуют доверительные

отношения, педагог может попросить поделиться результатами своих

наблюдений. Таким образом, обеспечивается единство требований школы,

гласного коллектива и семьи.

Подключение родителей к анализу воспитанности школьников является не

только способом более глубокого познания ими детей, но и стимулом

самообразования самих родителей. У них появляется потребность обогатить

свои знания, овладеть неизвестными им методами семейного воспитания.

Семья, дом располагают немалыми позитивными условиями, способствующими

повышению воспитательных возможностей домашних игр: во-первых, родители и

дети проводят совместно достаточное количество времени, часто вместе

занимаются, играют, отдыхают; во-вторых, для организации проведения игр в

домашних условиях существует немало разнообразного инвентаря.

Как показывает практика, контакты родителей младших школьников с их

учителем - самые тесные и активные в сравнении с учителями более старших

детей. Именно эти родители становятся главной опорой учителя в проведении

игр.

Интересен опыт взаимодействия учителя с родителями по организации

совместных игр взрослых и детей в начальном звене, в школе № 103 г. Москвы,

учитель экспериментального класса, Лукина И.Ю. разработа-

ла конкретный план совместной работы и на одном из собраний познакомила с

ним родителей.

Ирина Юрьевна рассказала родителям о содержании, главных моментах

предстоящей совместной работы, о конкретной помощи, которую могут

оказать родители учителю. На последующих родительских собраниях часть

времени также посвящалась проблемам совместных игр с детьми. Родители

получали необходимые знания, овладевали практическими умениями по созданию

дома детского игрового уголка. Иногда родители приглашались в школу для

практического участия в играх детях. На одном из собраний учитель предложил

родителям на время принести в класс новые занимательные игрушки. Таким

образом была создана клас-сная игротека. В новой обстановке, в новой игре

надоевшая игрушка ста-новилась привлекательной и полезной даже для ее

владельца.

Родители, обладающие нужными знаниями, выступали в качестве экспертов,

консультантов, а иногда в новых командных играх - ведущими.

Так благодаря взаимодействию учителя с родителями детей младших

школьников значительно повысилась воспитательная функция игр, в которых

активно участвуют и родители, и их дети.

Продуманную систематическую работу с родителями ведет учитель

начального звена школы г. Козьмодемьянска В.Ф. Юречко. Перед началом каждой

четверти она знакомила родителей с планом воспитательной работы на

четверть, обязательно рассказывала о тех родителях, которые принимали

активное участие в общественной жизни класса.

По истечении первого полугодия В.Ф.Юречко поставила перед собой цель:

приобщить отцов к воспитанию детей, так как они стараются не

приходить на собрания. К дню Армии она подготовила утренник с участием

отцов. Торжественная обстановка преобразила их. Также Валентиной Федоровной

проводились собрания на тему "Эстетического воспитания ребенка в семье".

Накануне ведения таких собраний, вместе с членами родительского

комитета оформила классную комнату; подготовила выставку детских поделок и

рисунков, стенд с педагогической литературой и т.д.

В.Ф.Юречко считает, что только тематические собрания повышают

педагогическую культуру родителей, а отсюда и значительно улучшают

семейное воспитания детей.

Интересен опыт работы с родителями Л.В.Чупиной сш.N 17, г.Нерюн-гри,

которая организовала семейный клуб у себя в классе. В клубе задействованы

все родители детей. Презентация клуба состоялась в марте 1996 г., на

котором было утверждено название клуба "Зернышко". Девиз - "Научи ребенка

любить и ты его научишь всему". Работу клуба Любовь Владимировна начала с

привлечения родителей в культурно-досу-говую деятельность, то есть родители

совместно с учителем и детьми готовят развлекательные мероприятия. На

данном этапе Любовь Владимировна начала проводить лекторий по повышению

педагогической куль-туры родителей. По словам Л.В.Чупиной положительные

результаты вид-ны не только в воспитательном аспекте, но и в учебной

деятельности де-тей.

За последние 5-7 лет Российская школа накопила некоторый опыт социально-

педагогической работы. Проводилась она в рамках программы ВНИКа "Школа-

Микрорайон"(1988-1991гг.) под руководством доктора педагогических наук

профессора В.Г. Бочаровой.

Интересен опыт Буденновской школы п. 7 на Ставраполье, которая

изначально вошла в число экспериментальных площадок уже названного ВНИКа, а

затем центра социальной педагогики РАО. Особый интерес представляет он в

связи с тем, что социально-педагогическая работа в школе проводилась на

основе созданных в ее структуре социальных

служб: медико-психолого-педагогической; семейной; культурного досуга и

педагогической анимации; правовой и экономической защиты семьи;

профессиональной ориентации и социальной адаптации; социальной

профилактики; физического и психического здоровья; развития и поддержки

детских и юношеских инициатив. Руководит их деятельностью Ольга Васильевна

Зейбель.

Однако, прежде чем рассказать об этом опыте, следует отметить, что по

отношению к проблеме организации социально-педагогической службы существуют

две принципиально разных концепции. Одна из них заключается в том, что эта

служба организационно должна строиться в специальных социально-

педагогических центрах микрорайона.

Другая заключается в том, что центрами социально-педагогической работы

должна стать школа. Сторонников второй концепции на много больше и немало

среди специалистов нынешнего поколения. Подобная точка зрения в известной

мере разделяется коллективом авторов (В.Н. Каласьев, И.В.Яковлева, Н.М.

Полуэктова, Н.В.Старков) разработки "Диагностика профессиональных

способностей системы отбора социальных педагогов и социальных работников".

* Они в частности считают, что местами работы социального педагога -

дошкольные учреждения, шко-

лы, колледжи и т.д.

Так сложилось в Буденновской школе, что социально-педагогическая работа

пошла через школу, ими накоплен определенный опыт.

Главным в повышении роли семьи в социализации личности является тесное

взаимодействие ее со школой в этом процессе на основе научной

--------------

* Центр соц.пед.,М.,1994г.

системной организации работы воспитателей, более широкого использования

общественности (школьные родительские комитеты, школьные советы отцов,

советы содействия семье и школе и т.д.).

1.Организация социальных служб в школе.

Создание социальных служб в Буденновской школе началось с того, что

коллектив решил повысить эффективность воспитательной работы, качество

социализации личности. Они исходили из следующего предположения,

организуемая социальными педагогами работа с семьями и детьми позволит

школе стать открытой системой, а широта и разнообразие социальных связей в

такой школе повысит социальную подготовленность личности. Основной путь

решения этой задачи - воздействие социальных педагогов на семью, т.е.

гипотеза следующая: социализация личности школьника становится эффективнее,

если:

- в структуре школы создаются социальные службы;

- семья становится основным объектом воздействия со стороны школы через

посредство социальных служб.

Первой в школе была создана Медико-психолого-педагогическая семейная

служба, в 1992 году, в настоящее время в ней работает 9 социальных

педагогов, психолог и врач 10,5 ставки.

Социальными педагогами этой службы за 3 года проведена следующая работа:

изучена среда, в результате чего оформлена характеристика

микрорайона; проведена работа по диагностики семьи с целью выявления ее

нравственно педагогического климата и воспитательного потенциала. На основе

полученных данных семьи отдифференцированны на типы и cоответственно типам

разработаны программы воздействия на них.

2. Служба культурного досуга.

Эта служба была создана 1992 году, в ней работали от 3 до 5 человек

(социальные педагоги). Основное назначение службы - задействовать как

детей, так и взрослых в различные совместные виды деятельности культурно-

досуговой направленности . Формы организации той деятельности разнообразны:

различные варианты детских и семейных праздников и фестивалей ( "День

матери", “Праздник новоселов” и т.д. ), игровых семейных конкурсов и

состязаний ("Спортивная семья", "Семья эрудит" и т.д ), читательских

конференций типа "Вечер воспоминаний, забытые имена”, или “Отдыхаем всей

семьей", - встреча с артистами народного театра "Заря".

При проведении совместных мероприятий педагогов с родителями и

учащимися практикуются деловые игры, такие как "Вертушка общения", "Пресс-

центр" и т.д.

Специалистами службы велся постоянный учет занятости детей в различных

видах культурно-досуговой и спортивной деятельности.

Следующая социальная служба:

Служба правовой и экономической защиты семьи и личности, професиональной

ориентации и социальной адаптации. Основная цель службы - помочь учащимся,

родителям адаптироваться в современных социально-экономических условиях,

обеспечить успех их профессионального са-моопределения. Для учащихся

организовывались встречи с представи-телями разных специальностей и

профессий. Для родителей и детей был организован экономический всеобуч,

давались консультации по состале-нию бюджета семьи, планирование расходов

на рациональное питание. Велась работа и по правовой просвещенности

родителей и детей. Дава-

лись конкретные советы правовой направленности, проводились тематические

занятия, вечера вопросов и ответов, конкурсы правоведов.

3. Служба психического и физического здоровья семьи и личности.

Основные задачи этой службы - пропаганда здорового образа жизни;

выявление причин психического и физического нездоровья детей; организация

взаимосвязи между личностью, семьей, врачами и педагогами, профилактика

вредных привычек.

4. Служба развития и поддержки детских и юношеских инициатив.

Деятельность службы по поддержке и развитию детско-юношеских социальных

инициатив в школе разграничена на такие основные аспекты:

Социальный - обеспечение условий для школьников в реализации их

увлечений и творческих проектов, в творческом освоении окружающего мира

(это творческие занятия, коллективные творческие дела).

Коммуникативный - обобщение через развивающие интеллектуально-

тренинговые игры, другие досуговые формы.

Образовательный - разработка и поведение коллективных и индивидуальных

игр, занятий, игр, дел по дополнительному образованию.

Информационный - изучение основ научных знаний, специальной литературы,

консультативная учебная работа с организаторами творческих дел, педагогами,

инициативными группами.

5. Служба социальной профилактики.

Основными задачами являются:

- Индивидуальная работа с семьями, нуждающимися в особом педагогическом

внимании.

- Организация услуг семейного общения, психолого-педагогические

консультации для родителей.

- Организация помощи детям, социально мало защищенной категории семей,

приобретение льготных путевок и т.д.

- Работа с учителями по обеспечению индивидуального обучения и

воспитания детей с целью преодоления ими школьной дезадаптации.

- Защита детей от жестокости взрослых.

- Охрана прав ребенка, согласно Конвенции о правах ребенка.

Социальной помощи и более пристального к себе внимания требуют семьи,

имеющие статус беженцев. Число таких семей за последние годы сильно

возросло, семей, в которых родители имеют статус безработных.

Силами социальных педагогов в школе организована работа "Телефона

доверия".

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.