скачать рефераты

МЕНЮ


Роль социального педагога в организации сотрудничества семьи и начального звена школы

По данным социальных педагогов в этой школе значительно улучшилась

успеваемость, видны ощутимые положительные результаты воспитательной

работы.

Из опыта Буденовской школы напрашивается вывод, что работа социальных

педагогов в школе просто необходима, большой педагогический эффект исходит

от работ социальных служб, организованных в школе. Хотелось бы, конечно,

чтобы многие школы последовали опыту Буденовской школы, исходя, из своих

собственных особенностей построили систему социально-педагогической работы.

По данным исследований семей в начальном звене средней школы п. 13

г.Нерюнгри*, прослеживается зависимость между обстановкой в семье и

успеваемостью. Количество относительно благополучных семей совпадает с

количеством успевающих детей на "4" и "5". Количество

-----------

* см. приложение п. 2,

учащихся по пониженным оценкам по поведению совпадает с количест

вом педагогически несостоятельных семей, что является причиной сни

жения активности преподавателей в учебно-воспитательном процессе.

Также, по данным учителей была прослежена зависимость успеваемости

мальчиков и девочек в различных типах семей.**

В школе выявился достаточно известный факт лучшей успеваемости девочек, не

в последнюю очередь, обусловлен, как унификацией требований к ученицам и

ученикам. Из-за преимущественно женским составом учителей, которые лучше

могут оценить и поощрить успехи девочек.

Каждому социальному-педагогу необходимо в начале планируемой работы

сделать анализ семейного воспитания (А С В), что поделалось в школе п. 13.

Каждому родителю был выдан бланк ответов, в котором он должен выделить

тот номер высказывания, с которым согласен.***

Анализ ответов проходил по следующим аспектам:

- Уровень протекции в процессе воспитания ( шкала П+; П-)

Речь идет о том, сколько сил, внимания, времени родители уделяют воспитанию

ребенка.

Среди родителей младших школьников наблюдалась гиперпротекция ( шкала П-) -

случай крайне пониженного уровня протекции. Ребенок при

этом оказывается на периферии внимания родителей. За него берутся лишь

тогда, когда случается что-то серьезное.

- Степень удовлетворения потребностей ребенка ( шкала У+; У-)

-----------

**см. приложение п. 5, *** см. приложение п. 3

В ответах родителей младших школьников преобладала шкала ( У-) -

игнорирование потребностей ребенка, что означает недостаточное стре-мление

родителей к удовлетворению потребностей ребенка. Чаще страдают при этом

духовные потребности, особенно в эмоциональном контакте, общении с

родителями, в их любви.

- Количество требований к ребенку в семье ( шкала Т+;Т-).

Анализируя ответы по данному аспекту, среди многодетных семей, в ответах

преобладала чрезмерность требований (шкала Т+). Это означает повышенную

моральную ответственность. Требования в этом случае к ребенку велики,

непомерны. Родители уверены, что этого требуют обстоятельства, в которых

семья находится в данный момент. В семьях где один ребенок, преобладали

ответы со шкалой (Т-) - недостаточность обязанностей. В этом случае ребенок

имеет минимальное количество обязанностей в семье.

- Количеством требований, запретов, т.е указание на то, что ребенку

делать нельзя, определяется степень самостоятельности ребенка.

У родителей молодых в ответах преобладала шкала(З+) - в этом случае ребенку

"все нельзя". Такое положение ребенка стимулирует развитие реакции

эмансипатии. У более пожилых родителей в ответах преобладала шкала (З-) -

недостаточность требований запретов. В этом случае ребенку все можно. Даже

если и существуют какие-то запреты, ребенок легко нарушает их.

Данный анализ семейного воспитания позволяет выявить самые глобальные

причины отклонения в семейном воспитании:

Причина нарушения, которая по ответам родителей находится на первом

месте - это расширение сферы родительских чувств (шкала РРЧ).

Данный источник нарушения воспитания возникает тогда, когда в силу каких-

либо причин, супружеские отношения между родителями оказываются

нарушенными: супруга нет (умер, в разводе, либо отношения с ним не

удовлетворяют родителя). Нередко при этом мать (реже отец), хотят чтобы

ребенок, стал для них чем-то большим, нежели просто ребенком.

Появляется стремление отдать сыну или дочери "все чувства", "всю любовь".

На втором месте находится следующая причина -воспитательная

неуверенность родителей. ( шкала ВН ). В этом случае из-за каких-то

психологических особенностей родителей происходит перераспределение власти

в семье между ребенком и родителем. Родитель идет "на поводу" у ребенка,

уступает ему во всех вопросах. Это происходит потому, что ребенок нашел у

родителя "слабое место". Такие родители боятся упрямства, сопротивления

своих детей и находят довольно много поводов уступить им.

На третьем месте следующая причина нарушения воспитания - внесение

конфликта между супругами в сферу воспитания (шкала ВК). При этом разница

во мнениях родителей по вопросам воспитания бывает диаметральной: один

настаивает на весьма строгом воспитании, другой же склонен жалеть ребенка.

При этом легко обнаруживается, что каждого интересует, кто прав в

воспитательных спорах, а не то, как воспитывать ребенка.

Для того чтобы глубже понять причины отклонения в семейном воспитании,

данный анализ семейного воспитания необходимо подкрепить методикой

родительского отношения. Она позволяет выявить особенность родительского

отношения к ребенку. Особенностей восприятия и пони-

мания характера и личности ребенка, его поступков. Для этого родителям был

предложен "бланк ответов", который содержит утверждения о родительском

отношении. Родителю необходимо выделить тот номер ответа, с утверждением

которого он согласен.

Методика анализа родительского отношения состоит из 5 аспектов:

1. Принятие - отвержение

Полюс принятия: ребенок нравится родителям таким, какой он есть, родитель

стремится проводить с ним достаточное количество времени. К числу таких

родителей относится 15 % от числа отвечающих. Полюс отвержения: родитель

воспринимает ребенка неприспособленным, неудачным ( 10 % от числа

опрошенных ).

2. Кооперация.

Это означает, что родитель знает все о делах ребенка, заинтересован в

них, старается быть с ним на равных (10 % от числа опрошенных ).

3.Симбиоз.

Означает дистанцию в общении с ребенком. Постоянно ощущает тревогу за

ребенка, стремится оградить от трудностей, считает его слабым и беззащитным

(40 % от числа опрошенных).

4.Авторитарная гиперсоциализация.

Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания, старается

навязать свою волю ( 30 % от числа опрошенных ).

Согласно данным исследованиям главная причина в нарушении воспитания в

семье то, что родители младших школьников бросаются в две крайности:

--------------

*. см. приложение п. 4.

Одни родители воспитывают ребенка по авторитарному стилю, их внимание

сосредоточено на соблюдении порядка и на школьных отметках,

таких родителей мало заботит добр ли их ребенок, способен ли он помогать и

т.д.

Другие родители предоставляют ребенка самому себе, не желая приложить

никаких усилий по воспитанию и обучению ребенка. Это, конечно же,

происходит в педагогически несостоятельных семьях. Но, исследуя только

родителей, социальному педагогу не удается создать оптимальное

взаимодействие семьи и школы, необходимо также вести углубленное изучение

работы учителей и детей, стараться определить взаимосвязывающие главные

"нити" между учителем->ребенком->родителем.

Для разрешения этой задачи необходимо выявить прежде всего самочувствие

профессиальное и социальное учителей.

Профессиональная деятельность учителей протекает в сложных и противоречивых

условиях, конкретно это означает, что существуют проблемы:

- Трудности, связанные с адаптацией учительства к нынешним социально-

экономическим условиям, а также неготовность значительной части учителей к

такой адаптации.

- Отсутствие совпадения между профессионализмом понимаемым в

традиционном ключе (как триада: знания-> умения-> навыки) и новым

содержанием образования с новыми стандартами качества знаний.

- Разрыв между состоянием материального обеспечения учителей и

возможностями свободной, творческой педагогической деятельности

- Система социальной поддержки педагогических работников на

государственном или региональном уровне не отвечает требованиям к

соблюдению и защите учительских интересов.

Социальному педагогу необходимо проводить работу по определению одинаковых

требований со стороны родителей и со стороны учителей, так как в процессе

воспитания и обучения очень важно единство требований. Выравнивание

требований школы и семьи можно с помощью лекций, бесед, индивидуальных

консультаций, круглых столов общения между учителями и родителями.

Очень тревожны сравнительные данные о спросе и предложении

дополнительных педагогических услуг.* Предложений от учителей по различным

педагогическим услугам очень мало, а спрос на эти услуги среди детей

намного выше, чем предложения учителей, а еще выше спрос родителей по

сравнению с учителями. Это можно объяснить растерянностью учителей в

современной обстановке;** загруженностью учебными часами, поэтому учителям

и неизвестно то, что наши дети стали больше интересоваться музыкой,

танцами, языками, работе на компьютере и т. д. Этот аспект не должен

упустить из поля зрения социальный педагог, для решения этой проблемы

необходимо доносить до учителей данные о интересах учащихся, организовывать

пресс-центры деловых игр между учителями и детьми.

В результате проделанной работы мы попытались пометить пример

ный план работы социального педагога школы п. 13, с учетом индивиду

альных особенностей в работе школы.

-------------

*см.приложение № 8, **см.приложение № 9

План работы социального педагога в начальном

звене на первое полугодие.

I. Учебно-методическая работа.

1. Изучение литературы по социальной педагогике.

2. Знакомство с периодической печатью.

3. Участие в семинарах и совещаниях социальных педагогов.

4. Продолжить изучение методик исследования личности семьи,

учителей и детей.

II.Работа с семьей.

1. Провести диагностику семейного воспитания с родителями младших

школьников.

2. Дифференциация семей по типам.

3. Организовать взаимодействие социальных служб для

разрешения возникающих конфликтов.

4. Привлекать учителей, детей, родителей в проведении совместных

вечеров.

5. Выступить на классных собраниях с циклом лекций.

6. Организовать соц-психологический тренинг общения между учителями

младших школьников по обмену опытом в работе с родителями.

7. Проводить консультации для родителей по определенному графику.

III.Работа с детьми.

1. Изучить занятость детей во внеурочное время.

2. Продолжить изучение личности детей, работу проводить

согласованно со школьным психологом.

3. Проводить часы общения, помогать разрешению конфликтов с

учителями.

4. Уделять особое внимание детям находящимся под опекой.

5. Вести индивидуальную работу с "трудными детьми".

IV. Взаимосвязь социальной службы школы с институтами воспитания.

1. Организовать встречу ребят с работниками правоохранительных

органов.

2. Приглашать родителей и учащихся (по необходимости) на

индивидуальные беседы с юристом, педагогом, психологом.

Дополнительно необходимо проводить работу по профилактике отрицательных

привычек: курение, токсикомания, наркомания. Такой вид работы особенно

необходим в третьем классе начальной школы, так как этим детям предстоит

преодолеть трудный период, связанный с переходом в среднее звено

общеобразовательной школы.

Желательно каждому социальному педагогу организовать в школе телефон

доверия и для детей и для родителей.

Глава № 3.

3.1 Основы юридических отношений между родителями и детьми.

В семейном праве важное место занимает регламентация отношений между

родителями и детьми.

Общественные и правовые отношения, возникают между родителями и детьми

(например: усыновление, попечительство, опекунство над несо-вершеннолетними

детьми), включают в себя широкий круг общественных отношений. Семья создает

определенную обстановку для воспитания, выступает посредником при передаче

ребенку социального опыта. В вос-питании детей, помимо семьи, принимает

участие много других людей. Поэтому необходимо, чтобы процесс воспитания

протекал согласованно, во взаимном соответствии. Законодательство выдвигает

основные принципы, которые относятся как к воспитанию в семье, так и к

нынешнему воспитательному влиянию.

В настоящее время взаимные отношения между родителями и детьми

определенные семейным правом, можно кратко сформулировать:

1. Из правовых отношений между родителями и ребенком исключены элементы

доминирования. Закон не говорит о так называемой родительской власти.

Содержанием правовых отношений являются взаимные (прежде всего с

позиции защиты интересов ребенка) права и обязанности.

2. Исключена какая бы то ни была дискриминация со стороны родителей, так и

со стороны детей. Последовательно осуществляется

принцип взаимного равноправного положения родителей и всех их детей.

3. Ребенок имеет законное право на воспитание и всестороннее развитие.

4. Обязанности по воспитанию и всестороннему развитию детей возлагаются

на родителей, так и на соответствующие общественные и государственные

организации.

Правовые нормы прежде всего выдвигают требования предупреждать

нарушения в воспитании детей, преследуют профилактическую деятельность.

Далее, закон принимает во внимание средства, которые используются при

нарушении родительских прав и обязанностей.

Если ребенок лишен внимания и заботы в родной семье, то он имеет

законное право на воспитание вне собственной семьи. Соответствующие

государственные органы обязаны заботиться о детях, попавших в тяжелую

семейную обстановку или потерявших родителей.

Права и обязанности родителей по отношению к детям возникают с момента

рождения. Свои права и обязанности родители должны выполнять в результате

взаимной договоренности. Если они не могут договориться по основным

вопросам, то они могут обратиться в суд. В большинстве случаев права и

обязанности родителей прекращаются, как только ребенок достигает

совершеннолетия.

Правами и обязанностями родителей и детей в полной мере владеют

приемные дети и усыновители.

Родители могут сопротивляться противозаконному вмешательству в данное

им право по воспитанию детей.

За воспитание своих детей родители несут ответственность перед

обществом. Они не могут переложить свои обязанности на воспитателей

и учителей. Родители имеют право активно сотрудничать со всеми участниками

воспитательного процесса, не возлагая на них своих родительских

обязанностей.

Злоупотребление и пренебрежение родительскими правами и обязанностями -

это серьезное антиобщественное направление, которое может расцениваться как

нарушение общественных отношений. Закон предусматривает различные виды,

наказания за поведения родителей, игнорирующих свои права и обязанности по

воспитанию родных и приемных детей.

Сегодня все больше создается семей, в которых только один из супругов

является родным, который живет в этой семье. Закон возлагает на неродного

супруга обязанность помогать в воспитании своему мужу (жене), хотя он не

обладает родительскими правами по отношению к этому ребенку.

В процессе воспитания родители обязаны следить за тем, чтобы их ребенок

не совершал таких юридических действий. При нарушении этого условия закон

требует, чтобы за действия несовершеннолетнего отвечали родители.

В практике часто приходится сталкиваться с очень важной проблемой,

связанной с осуществлением контакта между ребенком и ушедшим из семьи

родителем. Закон дает возможность судебным органам определять время для

встречи того родителя с ребенком. Если родитель лишается родительских прав,

то он лишается и права контакта с ребенком. Дети имеют право пользоваться

материальными и культурными благами семьи, по возможности помогать

родителям своим трудом.

Воспитательные меры государственных органов.

Государственные органы обязаны принять соответствующие меры в любом случае

нарушения воспитательного процесса. Национальным комитетам в области

воспитания детей доверены важные и широкие задачи разнообразного характера.

Национальный комитет может принять, например, такие конкретные меры:

1. Делать официальные замечания несовершеннолетнему ребенку и его

родителям.

2. Установить надзор над ребенком, совместно с работниками школы,

общественными организациями, наблюдать за учебой и поведением.

3. Предотвращать вредное влияние на воспитание несовершеннолетнего

ребенка. Запрещать ему посещение ряда заведений, которые не подходят по

возрасту.

Воспитательные меры судов: В первую очередь, суд может ограничить

родительские права по объективным причинам -длительное пребывание родителей

в больнице и т.д. Есть причины субъективного характера - родители не

выполняют родительские права. Однако никогда не перестает существовать

обязанность родителей по содержанию ребенка.

Решение о лишении родительских прав суд может принять и по отношению к

усыновленному ребенку.

Виды семейной опеки. Семейная опека - это особые семейно-правовые

отношения, которые дают возможность заменить ребенку его кровных родителей,

обеспечить ему новую семью.

Общей чертой для всех видов семейной опеки является то, что

государственные органы обеспечивают заботу о воспитании несовершенно

летнего гражданина, о котором по различным причинам не заботятся родители.

Различия между отдельными формами семейной опеки заключается в объеме

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.