скачать рефераты

МЕНЮ


Роль социального педагога в организации сотрудничества семьи и начального звена школы

взаимных прав и обязанностей, способе общественного контроля над

выполнением прав и обязанностей того гражданина, которому передан ребенок.

Среди форм семейной опеки на первом месте стоит усыновление, которое

занимает исключительное положение среди остальных форм семейной опеки.

Между родителями и усыновленным ребенком обычно воз-никают такие

взаимоотношения, какие бывают в семьях с родными детьми.

Ребенок живет в семейном коллективе, в котором он формирует свои первые

жизненные навыки, получает основы необходимых знаний. В семье в первую

очередь формируются такие качества человека, как чуткость, доброта, умение

любить и переживать радость и горе другого человека. От семейного

воспитания в детские годы во многом зависит вся будущая жизнь взрослого

человека.

3.2 Защита прав ребенка в школе.

В 1989 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла конвенцию о правах ребенка

- документ высочайшего правового и педагогического значения. В настоящее

время права ребенка защищены Законом Российской Федерации об образовании

(статьи 5, 6, 32, 50, 51 и др.); преподавание права включено в обязательную

часть базисного, учебного плана, утвержденного Министерством образования

Российской Федерации.

Прежде чем перейти к вопросу о защите прав ребенка в школе, необходимо

составить четкое представление о том, а от чего же его следует

защищать. Так в статье 15 закона Российской Федерации об образовании

записано, что применение методов "физического и психического насилия по

отношению к обучающимся воспитанникам не допускаются".

Невозможно провести в жизнь эту статью закона , не зная, какие действия

могут быть квалифицированны как "физическое и психическое насилия", как оно

проявляется в разных возрастных группах учащихся.

Чтобы ответить на эти вопросы М.А.Галагузова и .А.Шеланков в течении 5

лет проводили исследования, экспериментом были охвачены свыше 5 тысяч

учащихся школ Хабаровска, Екатеринбурга и ряда городов, Свердловской

области, 150 учителей и родителей. Исследователи посещали уроки, проводили

доверительные беседы, организовывали дискуссии по проблемам прав человека,

анализировали творческие работы детей.

В результате было сделано 2 вывода:

1. В школах господствует авторитарный стиль общения в системе:

"администрация - учитель - ученик".

2. В школах практикуются различные виды насилия над учеником.

Вооружая ребенка нравственно-педагогическими знаниями и не предоставляя

ему никаких гарантий защиты, мы создаем условия для формирования у него

социальной апатии или цинизма.

Анализ сущности физического или психического насилия применяемого в

школе по отношению к ученику, позволил выделить несколько его видов.*

------------- *см.приложение п. 9

Самым грубым и жестоким видом является физическое оскорбление.

Подвергаются ему в наибольшей степени ученики младшего школьного

возраста: "Во втором классе, - рассказывала пятиклассница Лена К., - меня

учительница ударила по голове линейкой за то, что я не поняла урок. И у

меня появился страх к этому предмету." Нравственно эстетическое сознание

ребенка в начальных классах находится на стадии становления. Ему сложно

ориентироваться в своих чувствах, ведь этому возрасту свойственно

уникальное и уязвимое качество души - доверие. И тем не менее, данные

приведенные в таблице показывают, что пик всех видов насилия приходится

именно на начальную школу.

Следующие пять видов из перечисленных видов в таблице, вызывают чувство

страха и психологического дискомфорта и могут быть отнесены к психическим.

Под словесным оскорблением понимается такая ситуация, когда взрослый

намеренно, пытается обидеть ученика, вызвать у него чувство

психологического дискомфорта при помощи грубых слов. Такие действия обычно

вызваны недовольством поведением ученика, его успеваемостью, учитель не

задумывается над последствием своих слов. Характерная особенность этой

ситуации - отсутствие свидетелей.

Словесное оскорбление при свидетелях еще больше усугубляют ситуацию и

выделяется в отдельный вид насилия - публичное унижение: "Это было в

третьем классе - пишет Катя К. - Я сидела с мальчиком - непоседой и

"разобралась" с ним, учительница, поставила меня в угол и стала ругать при

всем классе. Затем заставила меня извиниться перед ней. Мне было так

обидно, что я даже заплакала. Так меня унизили перед всем классом".

Под коллективным осуждением с унижением достоинства мы понимаем

унижающие достоинство ребенка осуждение его поступка при участии свидетелей

с целью сформировать определенное общественное мнение и отношение

окружающих.

Под шантажом, как видом психического насилия, применяемого в шко-льной

практике, мы понимаем угрозу нежелательного, противоречащего этическим

нормам разглашения информации о ребенке или его семье с целью коррекции его

поведения.

В школьной жизни довольно часто практикуется наказание трудом, зачастую

унижающее личность школьника, посягающее на его индивидуальность и

здоровье: "Я был наказан трудом по причине, что пришел без “сменки”.

Учитель заставил меня убирать снег. Дело было зимой и на улице было

холодно".

Все сказанное подтверждает острую необходимость создание системы мер,

которые обеспечили реальную защиту и соблюдение прав ребенка в школе. В

этой связи исследователями была разработана и апробирована концепция

социальной службы, предназначенной для организации активного сотрудничества

школьной администрации, педагогов, учителей, родителей, внешних социальных

структур с целью оказания реальной, всесторонней и своевременной помощи по

защите прав личности и предупреждению нарушения этих прав в школе.

Принципы деятельности социальной службы школы:

Объективность - принятие во внимание как можно большего числа

аспектов жизнедеятельности конкретного школьного коллектива и отдельной

личности, выработка непредвзятых рекомендаций, учет возрастных особенностей

личности.

Коммуникативность - организация широких связей (с администрацией

школы, педагогами, учащимися, родителями, врачами, психологами, юристами и

т.д) для получения разнообразной информации о жизни школьного коллектива,

для свободной ориентации во всех его делах, быстрого нахождения средств

квалифицированной помощи.

Интеграция - аккумулирование полученной информации в замкнутую

систему, обеспечивающую ее неразглашение и анонимность респондентов.

Оперативность - быстрое разрешение назревших или профилактика

назревающих проблем и конфликтов.

Автономность - независимость от администрации школы и органов

управление образованием.

Репрезентативность - представительство и учет интересов всех

подразделений школьного коллектива.

Адаптация - оперативность и быстрое реагирование на изменения во

внешней среде и внутри коллектива.

Основные функции социальной службы школы:

Диагностическая - изучение на основе современных достижений

социологии и психологии особенностей личности, микро-коллективов, школьного

коллектива, неформальных объединений молодежи, в которых участвуют

представители данной школы, а также исследование межличностных отношений и

процессов;

Прогностическая - составление на основе наблюдений и исследований

прогноза развития негативных и позитивных параметров, характеризующих ту

или иную социальную группу;

Консультативная - разработка советов и методик, обеспечивающих

коррекцию поведения учащихся, педагогов, администрации, профилактику или

стимуляцию того или иного социального процесса, явления;

Предупредительно-профилактическая - разработка на основании

собранной информации комплекса мер и мероприятий, предотвращающих развитие

негативных процессов и тенденций, ослабляющих их влияние на личность,

учебно-воспитательный процесс в школе, функционирование школьных микро-

коллективов.

Представительная - представление интересов и защита социальных прав

коллектива, группы или отдельных лиц в различных инстанциях, включая суд и

прокуратуру.

Структура социальной службы школы:

1. Общешкольный комитет социальных проблем, включающих подкомитеты: I-

III кл., V-VI кл.,...XI кл.

2. Советы групп, классов, параллелей классов.

3. "Телефон доверия".

4. Служба ЭВМ.

Заключение.

Семья - первостепенная ячейка общества, осуществляющая базисную

социализацию детей благодаря усилий всех ее функций - воспитательной,

рекреативной ( сюда входит физическая, материальная, моральная,

психологическая поддержка, организация досуга ), коммукативной ( общение и

через него - социализация ), регулятивной, фемецитологической ( ощущение

счастья в семье ).

На это указывают В.Г.Бочарова и Г.Н.Филонов: "Особой сферой социальной

педагогики является семья. Огромный диапазон и уникальность средств влияния

на семью делает ее одним из самых мощных средств социализации, социальной

поддержки и защиты личности". И далее: "В то же время семья - объект

многоплановых социальных воздействий со стороны государства и общества. Она

сама нуждается в разносторонней, поддержке общества и его институтов. В

социально педагогическом аспекте семья, семейный социум рассматривается как

приоритетная среда поведения всей социальной политики, ориентированной не

на подмену функций семьи деятельностью разного рода государственно-

обществен-ных структур, а на оздоровление отношений в семейном социуме,

укрепление и развитие потенциала семьи как главного условия развития

задатков и способностей человека, приобщение его к культуре, развития

и социальной защиты личности.

Но сейчас, к сожалению, происходящие в обществе социально-эко-

номические и психологические процессы, сопровождаются рядом негативных

явлений организационного и бытового характера, оптимально влияющие на

обучение и воспитание подрастающего поколения. Идет

снижение качества воспитания и общей успеваемости. В настоящее время роль

социального педагога становится более значимой, так как численность детей

"трудного поведения" растет, а эффективность педагогического воздействия на

таких детей можно достичь только через работу с их семьями.

В жизни каждой семьи возникают свои объективные и субъективные

трудности. Особого внимания заслуживают проблемы неполных семей и вопросы

воспитания детей в них. Решением этих вопросов и проблем не-обходимо

начинать уже с первого класса общеобразоательной школы.

Первый этап в работе с неблагополучными семьями заключается в

выявлении всех типов таких семей ( конфликтные, аморальные, педагогические

несостоятельные, асоциальные ). Значение специфики каждой благополучной

семьи помогает социальному педагогу сориентироваться, определить с кем

именно, в начальном звене школы он должен координировать свои усилия.

Постепенно необходимо формировать у родителей потребность к разрушению

имеющихся барьеров недоверия к школе, помогать изменять условия жизни в

семье.

Дальнейшее диагностирование взаимоотношений в классе, своевременное

корректирование учебно-воспитательной деятельности позволяет многим трудным

учащимся освоить программный материал, улучшить свое поведение,

взаимоотношения в семье, найти занятия по душе.

"Инструментом" воздействия на семью в социуме в целях повышения ее роли

в социализации личности ребенка является социально-педаго-гическая работа,

организуемая социальными педагогами.

Социально-педагогическая работа понимается как профессиональная

деятельность по оказанию помощи семье в целях улучшения или восста-

новления ее способности к социальному функционированию.

Пересматривая отношение к ученику, как объекту обучения и воспитания,

социальный педагог должен выявить причины отклонений в семейных отношениях

и умело помогать семье в становлении личности ребенка. Он должен

организовать социально-педагогическую защиту, которая позволяет найти

оптимальные пути интеллектуального и личностного развития учащихся,

соединить звенья совместной работы учителя и родителя. Но при этом главной

задачей социального педагога остается помощь семье и учителю в привитии

учащимся определенных навыков, умений. Для этого необходимо разработать и

осуществить систему вза-имосвязанных мероприятий по подготовке учителей и

родителей к работе с детьми младшего школьного возраста.

Систему таких мероприятий необходимо разрабатывать с учетом некоторых

особенностей учебно-воспитательного процесса в начальном звене школы на

современном этапе.

В результате исследований, которые проводились в общеобразовательной

школе N 13 г.Нерюнгри, в данной дипломной работе определены некоторые

особенности учебно-воспитательного процесса в начальном звене школы,

проблемы сотрудничества учителя и родителя:

- Прослеживается зависимость между обстановкой в семье и

успеваемостью.

Количество относительно благополучных семей совпадает с количеством детей

успевающих на 4 и 5.

- В школе выявился достаточно известный факт унификации требований к

ученицам и ученикам, из-за преимущественно женским составом учителей.

- Методика "Анализ семейного воспитания" позволила определить

преобладающий стиль воспитания детей младшего школьного возраста в семье,

большинство родителей авторитарного стиля воспитания.

- С целью оптимального воздействия семьи и школы, необходимо вести

изучение социального самочувствия учителей. Частичное исследование

состояние учителей по некоторым аспектам позволило сделать следующие

выводы:

1. Неготовность учителей к адаптации в нынешних социальных

условиях.

2. Разрыв между материальным обеспечением учителей и возможностями

свободной деятельности.

- Выявлена необходимость работы по выравниванию требований семьи и

школы.

- Наблюдается снижение предложений от учителей по педагогическим

услугам, а спрос на эти услуги среди родителей и детей повышается.

С учетом выявленных особенностей в данной дипломной работе дано

обоснование деятельности социального педагога в начальном звене

общеобразовательной школы, направленной на организацию совместной работы

семьи и школы.

В течении уже ряда лет педагоги пытаются определить пути повышения роли

семьи как социального института в процессе социализации личности ребенка. В

современной педагогической литературе осуществляется поиск наиболее

эффективных мер влияния на семью с целью повышения ее роли в этом вопросе.

Все более значительное место отводится целенаправленным мерам как можно

более раннего влияния на

семью, оздоровлению внутренних взаимоотношений, устранению кон-

фликтных ситуаций в ней, решению вопросов социальной защиты как семьи в

целом, так отдельных ее членов.

В заключении, результаты и положения нашего исследования позволили

сделать следующие выводы:

1. Необходимо тщательное изучение семей ( в первую очередь

нравственно-психологического климата в них, педагогической просвещенности

родителей ).

2. Эффективность "домашнего воспитания" заключается в создании в

семье благополучной обстановки, при которой родители относятся друг к другу

и детям с любовью доверием и уважением. Достижение этой цели возможно путем

повышения педагогической культуры родителей, их авторитета в семье с учетом

национальных, региональных и других особенностей.

3. Основа решения проблемы качественной социализации личности в

семье, мы считаем в устранении причин которые приводят к созданию

конфликтных ситуаций между родителями и детьми. Эта задача решается путем

оказания семье действенной педагогической помощи.

4. Деятельность социального педагога в начальном звене школы

оказывает положительное влияние на организацию сотрудничества семьи и школы

путем совершенствования социально-педагогической направленности

деятельности педагогического коллектива.

5. Повышение познавательной к социальной активности ребенка младшего

школьного возраста зависит от организации социальными педагогами

систематических, совместных мероприятий с родителями и учителями.

6. Защита прав, здоровья и интересов ребенка - как одно из главных

направлений в работе социального педагога, которое осуществляется путем

проведения лекций, бесед, организации встреч с работниками

правоохранительных органов.

Проанализировав работу многих социальных педагогов в

общеобразовательных школах г.Нерюнгри, мы пришли к выводу, что в школах

очень мало социальных педагогов ( 1-2 на школу ), и они не в состоянии

плодотворно работать с большим количеством учеников и с их семьями. И

зачастую, при всей загруженности, социальные педагоги не заостряют свое

внимание на начальном звене школы, а направляют свои усилия на работу с

детьми среднего и старшего звена.

Но наше исследования позволяют утверждать, что деятельность социального

педагога по организации сотрудничества семьи и школы может привести к

положительным результатам только тогда, когда она будет начата уже с

первого класса, и поэтому существует необходимость пересмотра и

корректировки системы воспитательной работы школы.

Данное исследование не имеет своей целью дать полную картину

деятельности социальных педагогов по организации сотрудничества семьи и

начального звена школы. В задачу входило предложения наиболее эффективного

направления в этой области. Более конкретного изучения требуют сама

подготовка кадров социальных педагогов, уточнение сферы их деятельности и

т.п.

Например, сам анализ семейного воспитания, более подробного его

осмысления технологии взаимоотношений, и многое другое также должны стать

предметом серьезного изучения.

Список литературы.

1. Азаров Ю.Н. Искусство воспитывать: книга для учителя.- 2-е изд., испр. и

доп. - М.: Просвещение, 1985.

2. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. Педагогика любви и свободы. - М.:

Аргументы и факты, 1993.

3. Анзорг Л. Дети и семейный конфликт: книга для учителя. - М.:

Просвещение, 1988. - С. 20 - 23.

4. Афанасьева Т.М. Семья: учебное пособие для учащихся средних учебных

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.