скачать рефераты

МЕНЮ


Шпаргалка по методике естествознания

уровня подготовки учащихся изучение естествознания может строиться по-

разному.

^Для определения обязательного минимума знаний по естествознанию разработан

образовательный стандарТ . Обучение по любой общеобразовательной~программе,

которая составлена на основе образовательного стандарта, обеспечивает

обучающимся необходимую обязательную естественнонаучную подготовку. Любое

среднее учебное заведение обязано исходить в обучении из базового

содержания предметной области образования, которое должно быть качественным

и полноценным. Все программы сориентированы на то, чтобы к концу обучения в

начальной школе обеспечить единый уровень минимальных достаточных

требований к подготовке учащихся по естествознанию.

На реализацию образовательного компонента «Окружающий мир» в четырехлетней

начальной школе базисным учебным планом общеобразовательных учреждений

России предусмотрено следующее количество часов в неделю: I и II классы -

один час, III и IV классы - два часа.

В настоящее время для начальной школы разработаны 4 основные

общеобразовательные программы по естествознанию: 1. «Зеленый дом», автор

А.А.Плешаков; 2. «Природа и люди», автор З.А.Клепинина; 3. «Окружающий

мир», авторы Н.Р.Виноградова, Г.Г.Ивченкова, И.В.Потапов; 4. «Мир и

человек», авторы А.А.Вахрушев, О.В.Бурский, А.С.Раутиан; Кроме того,

имеются специальные программы: программа «Естествознание», авторы Е.В.Чуди-

нова, Е.Н.Букварева, по методике Д.Б.Эльконина -В.В.Давыдова; программы

«Естествознание», «География», авторы Н.Я.Дмитриева, И.П.Товпинец,

А.В.Казаков, по методике Л. В. Занкова.

Требования образовательного стандарта

Кроме знаний учащиеся должны овладеть и определенными умениями: '

- различать обьекты природы и предметы, созданные руками человека, объекты

живой и неживой природы; описывать объекты природы;

- различать основные группы растений и животных, изученных представителей

каждой группы; распознавать растения и животных из различных сообществ,

природных зон; определять сельскохозяйственные растения и животных края;

ухаживать за комнатными растениями, размножать их одним из изученных

способов;

- вести самостоятельные наблюдения в природе; пользоваться термометром;

выполнять несложные опыты, пользоваться простейшим лабораторным

оборудованием;

- ориентироваться на местности, определять стороны горизонта по компасу,

солнцу и другим признакам; определять стороны горизонта на глобусе и

географических картах; читать план и карту, находить географические объекты

на картах;

- различать основные полезные ископаемые родного края;

- выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в быту и при

проведении опытов; оказывать простейшую помощь при повреждениях кожи;

- объяснять взаимосвязи в природе, выполнять правила поведения в ней,

выполнять посильную работу по охране природы и окружающей среды;

Для определения уровня достижения требований программы предлагается

проводить устную и письменную проверку знаний, практическую проверку

выработанных умений. Для объективной оценки знаний используются тестовые

задания. Методы проверки знаний учащихся в началъное школе рассмотрены в

соответствующей главе. Полученные знания и умения необходимы учащимся для

дальнейшего изучения дисциплин естествеинонаучного цикла в среднеи школе.

Межпредметные связи и приемственость общенаучн образования

Межпр. Св. по опр-ю Федорва пред-т –отражение в сод-е учебных дисциплин

взаим-ей , к\е сущ-т объективно познаются совр науками.

Преемственность предполагает опр последовательность ЗУН , способов Дея-ти

к\е предстоит овладеть ученику в пр-е об-я «по вертикали»

1. нео-о озаглавить свои соотношения м\у частями данной обр-ой обл.

на разных этапах об-я.

2. н\о продумать общие м\ы , приемы, об\я,

3. н\о выд-ть опр-ие постепенно возрастающие требования к

результативности об-я ,вос-я, разв-я.

Методика, формирование и развитие начальных естественно-научных понятий

билет 5

Понятие как пед категория

он основополагающий, т.е. целью каждого урока явл формирование понятия и

представления.

Проблема форм и развития понятий, позволяет решать важн вопросы методики –

взаимоотношение между содержанием и м/м.

Понятие – это категория, кот рассматривается педагогикой, психолог,

философ.

Понятие (с т.з. Ф) – форма мышления, отражающая существенные св-ва, связи и

отн-е предметов и явл в их противоречии и развитии; мысль или система

мыслей, обощающая, выд-я пр-ты некот класса по определ-м общ-м и в

совокупности специф-м для них признаков.

Понятие (с т.з. пед-ки) – форма объед-го и научн мышления, результатом

обобщения св-в пред-в некот класса и мысленного выд-я этого класса по опред-

м совокупностям общих для предметов этого класса отличит-х признаков.

Вывод: П – есть обобщенное знание, отражающ. сущест. св-ва предметов и

явлений.

П. характеризуется содержанием, объемом, динамичностью.

I) по содержанию естест-н П. бывают:

Гр№1 – экологические

общие: природное общество, культурное сообщество, цепь питания, условия

жизни; охрана природы, экол., безопасности.

Гр№2 – физические

явл, тело, вещ-во, св-ва, газ, пар.

Гр№3 – биологические

Гр№4 – геологические

почва, песок, горн породы, рельефы

Гр№5 – с/х понятия

овощи, фрукты, удобрения

II) Классиф-я по объему

Объем П харак-ся кол-вом обобщенности включенных в него элементов знаний.

Простые – река, звезда, Солнце, спутник, Луна

Сложные (общие) – реки, города, горы

Собирательные – реки Московской области

В шк. использ. в основном простые понятия.

III) Динамика П м/т б. горизонтальной и вертикальной

кажд П. по отн-ю к др П м/т б либо единичным, либо собирательным.

Уральские горы – единичное по отношению к горам, но общее по отношению к

гори Народная.

Динамика П по вертикали хар-ся развитием П.

Стадии развития П.

Стадия №1 – необх. наличие чувст-го опыта, живого созерцания в рез-те форм-

я элементарн первонач-е П.

Стадия №2 – происходит расширение и абстрагирование

Стадия №3 – высш степень разв-я П., оно приобретает статус закона,

закономерности.

Образование естественно-научных понятий

Сначала формир. понятие

Каждое П, усв-е уч-ся при из-ии нач. естест-я, д/о хар-я таким числом

признаков, к-е было бы достаточно, чтобы трактовать его как первоначальное.

Вместе с тем оно д\о иметь объем эл-в зн необходимых для дальн. развития.

Кажд. П. было подтверждено опт. кол-вом фактов, д\ы б. расм-ы взаимосвязи

П., к. ук-т на связанную сис. П.

Т.о. П д.б. простым, включать много эл-в познания для дальн разв-я, д.б в

развитии.

Методика есть отражение в учебном пр-е философ теории познания – от живого

созерцания к абстрактному мышлению, а от него к практике > важный пед

принцип > вести детей к знанию общего ч-з из-ие единичного, особенного.

Общий ход образ-я П

1) восприятие

Исходный момент этого пра- восприятие пред-в и явл природы всеми органами

чувств > в рез форм-я ощущения.

В рез интегрированной дея-и мозга ощ-я складываются в единый образ и обр-я

восприятие.

Восприятие – всегда целостно, конкретно, явл чувственным отражением действ-

и, образом пр-а или явл-я его присутствия.

Чем богаче, разностороннее восприятие, тем выше кач-во основы пр-а

познания.

2) Возникновение представления

Представление – образ пр-та или явл в отсутствии такого

обл-т выс степенью обобщенности, главное в прест-и – взаимопроникновение

наглядного и обобщенного

связано с чув-м опытом (восприятие); с обобщением опыта в пр-е мышл-я, а

затем и в речи.

Важность представления

«Все д.б. представлено для воспр-я высш-м чув-м, а именно видимо зрению,

слышимо слуху, обоняемо обонянию, вкушаемо вкусу, осязаемо осязаемому. Если

что-н. м.б. воспринято несколькими чув-ми, то и представляя этот пр-т

нескольким чув-м.»

Вывод: представление явл необх предпосылкой для сознат-го усвоения данных

зн о природе; важным источником позн-х, нрав-х, культуролог-х кач-в Л., они

явл условием разв-я мышл и вообр-я шк-в.

Форм-е представлений обеспечивает у детей фактич-х образных зн.,

способствующих их умственному, нрав-му, эстетич-му и физич-му разв-ю.

3) Формирование представления

1 – необх. выявить наличие у уч-я к-л представления о данном предмете

2 – выявляем кач-во представлений

3 – орг-я непосредственной работы детей с явл-ми и предметами

наблюдение, эксперимент, прак или лаб раб, экскурсия

При отсутствии самого объекта исп изображение, но в этом случае обяз-о исп

прием сравнения с привлечением опыта уч-ся.

При отсутствии изображения исп слово .

4) Закрепление представления

в форме разл видов дея-ти: зарисовать, смоделировать (сложить гриб).

На основе сов-ти представлений форм. понятий.

В рез-е осмысления, обобщения предс-й выд-я общ, сущ-е признаки предметов и

явл. Рез-м этого пр-а и явл. понятие.

Напр.: у ребенка есть представление о березе, липе и др. С помощью мыслит

деят реб выд-т их сущ-е признаки: один толстый высокий ствол, крона > у реб

форм понятие «дерево»

Механизм обр-я понятия

1) наличие представлений об исследуемом объекте

2) с пом вопросов на выд-ие общих св-в, приз-в, взаимосв-и пр-в и явл-й,

выявляем его пре-я.

3) необх вычленить сущ-е признаки и отд-ть от несущ-х; добавить нов эл-ы

зн. и в рез-те абстрагирования сформ-ть понятие, для этого исп приемы

сравнения, противопоставления, классификация, беседа.

Развитие понятия

этот пр-с необх рассматривать как их движение от элементарных первонач зн к

более сложным по объему, т.е. как переход к нов высокому качеству понятия.

Пример: понятие «осень» для различных классов.

Классификация методов об-я. Билет6

Кл-я методистов-естествознателей Боровецкова Телюзина

1) методы из-я пред-ы преподаванием (рассказ, лекция, беседа)

2) методы с\р у-я (наблюдение, опыт, трудовые действия, работа с учебником)

Классификация Райкова

Бинарная номенклатура методов

1) словесные методы (иллюстр; исследоват)

2) наглядные методы (иллюстр; исследоват)

3) моторные методы (иллюстр; исследоват))

Классификация по Верзимеру

1) словесные

2) наглядные

3) практич

Словесные методы:

рассказ – последоват изложение учебного материала. Используется, когда

необх сообщить что-то новое, когда тема не случалась ранее.

Отсутствие набл за описываемым объектом.

Требования к рассказу:

продолжительность к 4 кл – 5-7 мин.

Требования к речи уч-ля:

эмоциональность, четкая, ясная, выделение голосом, не использование

большого кол-ва терминов и фактов.

Наглядность исп по необходимости.

Происходит разв познават интереса, развитие умения слушать, внимание,

воображение, память.

Минусы: 1) передаются отвлеченные знания, не связанные с жизненной

практикой; 2) пассивность учащихся.

Беседа

Метод постановки целенаправленных вопросов, кот мобилизуют зн и прак опыт

уч-ся и приводят к новым знаниям.

Виды вопросов:

1) Группа вопросов, треб воспроизв фактич сведений

2) Кто это? Что это? Какой? Что делает? Направлены на осмысление сведений.

3) отработка знаний (давайте вспомним, повторим)

Беседа строится индуктивно (несколько сходных объектов, а в конце вывод) и

дедуктивно (даются общие положения, кот в дальнейшем подтверждаются и

развиваются нов фактами)

Наглядные методы

Демонстрация нат-х объектов:

натурал объекты – крупные коллекционные образцы, располаг на спец

подставках > учащимся видно.

Мелкие коллекции дают в руки уч-ся.

Любой демонстр образец нужно пустить по рядам.

Практические методы об-я ест-я. Билет 7.

Явл относит молод методом, нач представл словесных и наглядных.

Они позволяют в наиб степени реализовать пр-п дидактики – деятельный подход

и гуманизация пр-а об-я

Реб из объекта научения превр в субъект собств деят-ти.

Субъект позиция явл характерной чертой развивающего об-я.

Что разв-т

+ аналитико-синтетическая деятельность; логич мышление; творческие

способности; самостоят, набл –ть, речь, внимание.

- несовершенство матер условий

Этапы исп. прак метода

1) уч получ предмет для изучения (каждый уч получ в руки)

Пр-ы и методы бывают разные в завис от класса.

Вывод

1. В 1кл т\о одинаковые, во 2кл –м\о разные

2. 2) уч получ задание, котор опред вид деят с предметом. Разные пр-ы –

разные задания.

3. 3) самостоятельная деятельность уч-ся

4. 4) обсуждение выводов. Выводы у всех м.б. разные.

5. 5) форм-м общий вывод.

Форма орг-ии деят-ти уч-я, где примен практ методы

1) экскурсия

2) предметные уроки (практ, лаб раб)

3)игра

Виды практ методов

Метод распознавания и определения признаков

Основа метода – анализ внешн морфолог и частично анатом особенностей

предметов.

Применяется при работе с раздаточ материалом, когда возникает необх

составить характеристику предметов, явл, выделить их признаки, опр-т место

дан пр-а, явл. При исп метода необходим инструктаж.

Например: изучение особенностей растений, изучение термометра

Метод Опыт, эксперимент

Эксп примен, когда в естеств. пр-с привносится искусственный элемент.

Виды:

кратковрем

длительн

Опыты на пришкольном опытном участке:

- длительные опыты, идущие весь вегетативный период

- необх вести спец тетради для набл, где все фиксируется

Выводы:

+ форм научно-исследоват деятельности

- материально-техническая база

Метод Моделирование

Виды:

материальные (глобус)

идеальные (умозрительные, мысленно построенные) – образные (строятся из

чувственно наглядных элементов) и знаковые (условные обозначения)

Т.о., ребенок на основе созданного образа сам делает модель.

Сочетание методов об-я

Способствует:

1) целостности орг-ции уч процесса

2) разностороннему развитию уч-ся

3) форм позитивный интерес

билет8

Метод Наблюдение

Непосредственное целенаправление восприятия предметов и явл окр мира всеми

органами чувств.

Проводится в классе или на природе.

Дети набл самостоятельно или под непосредственным контролем учителя.

Требования.

1) Конкретность

2) Систематичность

Набл – важный источник знаний об окр мире. Они дают основу, на кот в

дальнейшем строятся мыслит операции.

Набл явл средством развития мышления.

Любые набл начинаются с постановки цели, определения объекта.

Важн усл набл явл разумный отбор объектов.

Этапы наблюдения

1) Рассмотрение объекта в целом (чтобы сформировать целостное представление

об объекте)

2) Работа по рассмотрению частей объекта

3) Обобщение увиденного

Приемы закрепления Н.

1) Рассмотреть объект, затем закрыть глаза и мысленно его представить.

2) Имитация.

3) Сравнение.

4) Работа с иллюстрацией.

5) Самостоятельное проведение Н.

Н. за изменениями погодых условий(календарь погоды и труда)

биоет 9

Словесные методы:

рассказ – последоват изложение учебного материала. Используется, когда

необх сообщить что-то новое, когда тема не случалась ранее.

Отсутствие набл за описываемым объектом.

Требования к рассказу:

продолжительность к 4 кл – 5-7 мин.

Требования к речи уч-ля:

эмоциональность, четкая, ясная, выделение голосом, не использование

большого кол-ва терминов и фактов.

Наглядность исп по необходимости.

Происходит разв познават интереса, развитие умения слушать, внимание,

воображение, память.

Минусы: 1) передаются отвлеченные знания, не связанные с жизненной

практикой; 2) пассивность учащихся.

Беседа

Метод постановки целенаправленных вопросов, кот мобилизуют зн и прак опыт

уч-ся и приводят к новым знаниям.

Виды вопросов:

1) Группа вопросов, треб воспроизв фактич сведений

2) Кто это? Что это? Какой? Что делает? Направлены на осмысление сведений.

3) отработка знаний (давайте вспомним, повторим)

Беседа строится индуктивно (несколько сходных объектов, а в конце вывод) и

дедуктивно (даются общие положения, кот в дальнейшем подтверждаются и

развиваются нов фактами)

Билет 10

Наглядные методы

Демонстрация нат-х объектов:

натурал объекты – крупные коллекционные образцы, располаг на спец

подставках > учащимся видно.

Мелкие коллекции дают в руки уч-ся.

Любой демонстр образец нужно пустить по рядам.

Значение демонстрации мат-х объектов

исп этого м-да позв исп оснон принцип – принцип наглядности

обеспеч полное представление о предмете или явл. (+ словесный метод)

способствует систематизации обогащенного зн уч-ся

актив-я зн

более глубокое запоминание изуч-го предмета

разв наблюдат-ти, произ-го внимания

разв речи

форм познават интерес к предмету

повышение самостоятельности

Метод демонстрации природных объектов и явлений

используется, когда отсутствует нат. объект или его дем-я противоречит

основ-м законам экологии.

Ценность метода в том, что дает воз-ть из-ть объ-ы природы в окр их среде и

взаимосвязи с этой средой

Основной принцип экологии

Использование этого метода не всегда форм-т точные представления у уч-ся >

необх исп доп методы и приемы, позв добиться более полных зн.

Метод демонстрации опытов

примен, когда пр-т или явл необх изучить в условиях, котор искусственно

измен или в них привносятся некотор искусственные элементы.

Позв наглядно из-ь объект\явл, недоступные для набл в ест условиях

показать пр-с за очень кор время

разв нав исслед деятельности у детей

Опыты

кратковременные (за один урок)

длительные (опыт закладывается на уроке, либо дем-я конечный рез-т)

билет 11

Средства обучения

те или иные пред-ы с пом к-х уч-ль орг-т учебн деят-ть.

Ср. об. н. ест-я – естеств или искусст пр-ы, а также эксп-ы, вкл в уч пр-с

для реш обр-х задач.

Зуев о ср. обуч.: “При рассуждении о какой-л. вещи уч-ль пок-т оную в

натуре и по картинке.”

Голуб: “Ср обуч пред-т единую сис, звенья кот взаимосв-ы. Связи опр-я сед-

м, методикой преп-я, особ-мя усв-я пред-а, а также функциональными св-ми

отд-х ср обуч: такие связи порождают целостность, структурность и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.