скачать рефераты

МЕНЮ


Шпаргалка по методике естествознания

при изучении предмета, а также основные требования их к знания и умениям.

Билет 23

2. ПРОГРАММЫ ПО ПРИРОДОВЕДЕНИЮ Программа А. А. Плешакова «ЗЕЛЕНЫЙ ДОМ»

Программа представляет собой систему учебных курсов с экологической

направленностью, разработанную для всех классов трехлетней и четырехлетней

начальной школы.

Программа состоит из двух частей. На первом этапе обучения (I класс школы I-

III или I и II классы школы I- IV) дети знакомятся с окружающим миром,

включая природу, общество, человека, а основные природоведческие и

экологические понятия изучаются в последующих классах (III- IV). Программа

построена с учетом присущих младшим школьникам эмоциональной отзывчивости,

любознательности и вместе с тем способности овладевать определенными

теоретическими знаниями. Ее экологическую направленность определяют идеи

многообразия и экологической целостности природы, единства природы и

человека. Основные курсы дополнены факультативными. Структурные программы:

1. Ознакомление с окружающим миром (основной курс). I-II класс.

2. Природоведение (основной курс) III, IV класс.

3. Экология для младших школьников (факультативный курс).

4. Планета загадок (факультативный курс).

Основные задачи курса «Ознакомление с окружающим миром» - систематизация и

расширение представлений детей о предметах и явлениях природы и

общественной жизни, обогащение их нравственного опыта, формирование

бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков правильного

поведения в природной и социальной среде.

В курсе раскрываются доступные пониманию детей этого возраста взаимосвязи,

существующие в природе и общественной жизни. Идея «все связано со всем» как

бы цементирует разнообразные элементы содержания курса, значительно

усиливая его воспитательный и развивающий потенциал.

Курс «Ознакомление с окружающим миром» играет важную роль в экологическом

воспитании младших школьников. В нем на конкретном материале раскрывается

эстетическое, практическое, оздоровительное, познавательное значение

природы для людей. Вместе с тем дети узнают об изменениях в природе,

происходящих под воздействием человека, убеждаются в необходимости ее

охраны, вовлекаются в посильную природоохранную деятельность.

Программа I класса рассчитана на 32 часа. Вопросы, составляющие ее

содержание, сгруппированы в блоки: «Что нас окружает», «Дом и школа», «Наш

город (село)», «Родная страна». В этих темах учащиеся знакомятся с

окружающим их миром: планетой, на которой они живут, водой, воздухом,

растениями, животными. Они получают элементарные сведения о значении воды,

света, воздуха для жизни. Здесь же начинают формироваться первоначальные

экологические и природоохранные представления: значение окружающей природы

для жизни, ее загрязнение и необходимость бережного к ней отношения.

Кроме того, учащимся даются общие сведения о семье, профессиях, о школе,

родном городе, стране, а также элементарные гигиенические сведения. В

качестве дополнительного материала в программе дана тема «Что, как и

почему». В ней предлагается познакомить учащихся с разнообразными явлениями

окружающего мира: светом, звуком, электричеством. Таким образом, к концу

первого года обучения ребята должны знать о своей стране, городе, правила

поведения в обществе, на улице, различать времена года, природные объекты и

изделия, сделанные руками человека. Они должны иметь представления о

растениях и животных, вести наблюдения в природе. Цель наблюдений - дать

первоклассникам элементарные представления о природе, окружающем мире,

явлениях природы.

Учебный материал П класса логически продолжает изученное в I классе и

сгруппирован в следующих темах: «Природа вокруг нас», «Дом и школа»,

«Родной край», «Наша страна». По названию тем можно судить, как они близки

с материалом первого года обучения. В то же время представления здесь более

конкретизированы. На изучение курса отводится 34 часа. Учащиеся знакомятся

с отличительными признаками живой и неживой природы, Солнцем как источником

тепла и света на Земле. Систематизируются знания о диких и домашних

животных, культурных и дикорастущих растениях. Кроме того, даются

представления о растительном и животном мире различных сообществ: луга,

леса, водоема. Продолжаются наблюдения за сезонными изменениями в природе.

Существенно увеличена доля географического материала. Здесь формируются

такие понятия, как горизонт, компас, ориентирование, равнинная и гористая

местность, разнообразие водоемов. В качестве дополнительной темы

предлагается познакомиться с природой разных уголков планеты, странами и

народами мира в форме путешествия по карте и глобусу.

Учащиеся продолжают знакомство с правилами безопасного поведения на улицах

города, загородных дорогах, а также в природе. Как и в I классе,

продолжается природоохранное воспитание учащихся.

При планировании занятий целесообразно обращаться к материалам того или

иного блока несколько раз в течение года, учитывая местные условия и

возможности, сезонные изменения в природе. Учащимся можно предложить

ведение дневника наблюдений, хотя бы в течение одной - двух недель в каждом

сезоне. Большее внимание уделяется экскурсиям. Их тематика может быть

различна, на усмотрение учителя, как, например, экскурсии на водоем,

изучение рельефа своей местности, сезонные экскурсии.

Основная цель курса «Природоведение» (IH-IV классы) - воспитание гуманной,

творческой, социально активной личности, ответственно относящейся к

богатствам природы и общества. Приоритеты в программе отданы экологическому

образованию и воспитанию. Наряду с этим продолжается формирование знаний о

предметах и явлениях природы, начатое в первых двух классах.

Значительно разнообразнее становятся формы организации учебного процесса.

Если при изучении окружающего мира основной формой служил урок, лишь с

эпизодическими экскурсиями, то теперь это и уроки в природе, и практические

занятия, и полевые практикумы, и большая домашняя работа. Значительная роль

отводится наблюдениям в природе, демонстрации опытов.

Учебный материал в III классе распределен по темам «Природа и мы»,

«Сбережем воздух и воду, полезные ископаемые и почву», «Сохраним

удивительный мир растений и животных», «Будем беречь здоровье». Кроме того,

предлагается дополнительная тема для кружковых и внеклассных занятий «Что

такое экология», что говорит об экологизации курса природоведения. В это же

время начинают формироваться базовые природоведческие понятия. Курс

рассчитан на 48 часов.

Тема «Природа и мы» дает возможность обобщить, систематизировать и

расширить уже имеющиеся у детей представления о многообразии природы, ее

роли в жизни человека. Одновременно с этим часть материала содержит

вопросы, связанные с охраной природы и ее защитой от отрицательного

воздействия человека.

Далее содержание программы раскрывается в темах: «Сбережем воздух и воду,

полезные ископаемые и почву», «Сохраним удивительный мир растений и

животных». Полученные детьми элементарные знания о твердых, жидких,

газообразных телах и веществах, о температуре и ее измерении используются

при изучении воздуха, воды, горных пород и почвы. Здесь формируются

основные биологические представления о растительных организмах, животных,

грибах, рассматриваются особенности размножения растений и животных.

Значительны в этих темах экологические понятия: цепи питания, типы животных

по способу питания, приспособленность организмов к условиям жизни.

Особое внимание обращено на раскрытие разнообразных взаимосвязей в природе:

внутри неживой природы, между неживой и живой природой, внутри живой

природы (между растениями и животными, между различными животными и т.д.),

а также, как уже отмечалось, между природой и человеком. Каждая тема

содержит материал о хозяйственной деятельности человека и ее отрицательном

воздействии на природу. Продолжается формирование навыков правильного

поведения в природе.

Последней изучается тема «Будем беречь здоровье», нацеленная на

формирование представлений о человеке как части живой природы, о строении и

жизнедеятельности нашего организма как единого целого. Большое внимание

уделено в этой теме вопросам гигиены.

Программа IV класса рассчитана на 34 часа. Курс открывается темой «Мы -

жители Земли», в которой формируются базовые географические понятия.

Учащиеся знакомятся с глобусом и картой полушарий, получают общие

представления о Земле - ее форме, размерах, вращении вокруг своей оси и

т.д., о материках и океанах. Дети на конкретном материале узнают об

экологических проблемах планеты, возможных путях их решения.

Тема «Сбережем природу России» знакомит детей с природными зонами нашей

федерации, основными экологическими проблемами этих зон, природоохранной

работой. Здесь же даются представления о природном равновесии и

необходимости его учитывать при организации хозяйственной деятельности

людей.

Далее в теме «Сохраним природу своего края» изучаются особенности

поверхности, полезные ископаемые, водоемы, почвы, природные сообщества,

сельское хозяйство, охрана природы края, где живут учащиеся. При этом дети

опираются на знания, полученные в курсе «Ознакомление с окружающим миром»,

однако в IV классе эти знания не только расширяются, но и значительно

углубляются, детализируются, приобретают более выраженную экологическую

направленность. Большое место отводится как практическим работам, так и

демонстрациям на уроках разнообразных опытов.

Большое внимание уделено в программе вопросам охраны природы. Необходимо

донести до сознания ребенка, что охрана природы является сложным комплексом

различных мероприятий, направленных на сохранение и улучшение природы в

целом. Учащиеся должны не только усваивать теоретические знания, но и

принимать активное участие в деле охраны природы.

Кроме основного курса в программе «Зеленый дом» предлагаются два

факультативных: «Экология для младших школьников» и «Планета загадок». Они

предназначены для III и IV классов четырехлетней начальной школы и для II-

III классов трехлетней школы, являются составной частью системы начального

естественнонаучного образования и дополнением к курсу природоведения.

Основные задачи факультативных курсов:

- расширение кругозора учащихся;

- формирование и укрепление устойчивого интереса к познанию тайн природы, к

предметам естественного цикла;

- расширение экологических представлений младших школьников;

- углубление теоретических знаний учащихся в области экологии и воспитание

экологически грамотной личности.

Факультативный курс «Экология для младших школьников» рассчитан на 34 часа

и служит дополнением к основному курсу природоведения III класса. В его

программу включены следующие вопросы: экология как наука о связях живых

организмов и среды обитания; распознавание животных и растений, окружающих

ребенка; знакомство с исчезающими растениями и животными, Красной книгой;

выяснение роли неживой природы в жизни живого; изучение экологических

связей в природе, влияния природы на состояние здоровья человека. Здесь же

даются представления об экологических катастрофах, экологических прогнозах

и необходимости бережного отношения к природным богатствам.

Факультативный курс «Планета загадок» знакомит учащихся с удивительным

миром природы, ее тайнами и загадками. Программа курса охватывает самые

различные области природоведческих знаний. В его содержании интегрированы

знания из географии, биологии, экологии. Это материалы о великих

географических открытиях, об истории нашей планеты, ее растительном и

животном мире, тайнах драгоценных камней, истории открытия удивительных

растений и животных, многообразии и особенностях жизни насекомых,

обитателей морей и океанов. Содержание курса составлено с учетом

потребностей детей этого возраста к познанию тайн природы и подается в виде

«путешествий» по континентам, морям и океанам, в глубь веков, в мир

растений и животных.

Программа рассчитана на 34 часа. Урочные формы занятий дополняются

экскурсиями в природу, палеонтологический музей, ботанический сад и т.д., а

также практическими работами.

Программу А.А.Плешакова «Зеленый дом» можно назвать систематическим

экологизированным курсом естествознания для начальной школы.

Билет 24

Программа А. А.Вахрушева, О. В. Бурского, А.С.Раутиан «МИР И ЧЕЛОВЕК»

Программа «Мир и человек» также разработана для I-IV классов четырехлетней

начальной школы. Основной целью этого курса является воспитание человека,

осознающего свое место и место человечества в окружающем его мире. При этом

средством воспитания и образования служит знакомство с элементарной

целостной научной картиной мира. Курс «Мир и человек» развивает у учащихся

способность воспринимать новую информацию и находить ей место в системе

своих знаний, упорядочивать свой собственный опыт. Одновременно формируется

гуманное отношение к природе как среде обитания человека и источнику

существования жизни на Земле.

Альтернативный по отношению к другим программам по естествознанию курс «Мир

и человек» изучается в I-IV классах четырехлетней начальной школы. Он

ставит своей задачей познакомить учащихся с элементарной целостной научной

картиной мира, воспитать человека, осознающего свое место и место

человечества в этом мире. Такое изложение относительно целостной картины

мира значительно расширяет кругозор учащихся, придает творческий характер

процессу обучения, развивает интерес ребенка к освоению предмета и

осознанию важности решения экологических проблем.

Включение такого большого объема понятий в курс, естественно, расширяет его

содержание и требует новых подходов к преподаванию предмета. Обучение

сводится не к простому усвоению определенной суммы знаний, а к формированию

определенного миропонимания, к выработке навыков обобщения, объяснения

собственного опыта, решения конкретных задач. Поэтому формы организации и

методы преподавания при изучении предмета весьма разнообразны: уроки в

классе и в природе, экскурсии, домашняя работа, игра, практическая работа,

творческие задания, самостоятельная работа и т.д.

Программа I класса называется «Окружающий нас мир» и строится в основном на

основе личного опыта учащихся. В ней школьники познают мир, сравнивая его с

собой как наиболее известным объектом. Поэтому вся программа написана с

позиции узнающего мир человека. Главная ее цель - показать всеобщую

взаимосвязь школьника со всей окружающей его действительностью. При этом

все предметы и явления рассматриваются через призму «профессий» в жизни

человечества. Обобщая представления учащихся, полученные до школы, учитель

формирует базу для изучения основных природоведческих понятий в последующих

классах.

В первых двух темах «Как ты узнаешь мир» и «Что нас окружает» учащиеся

знакомятся с миром чувств человека, различными источниками информации:

книгой, телевидением, кино, радио и другими. Они узнают правила общения

друг с другом, животным и растительным миром, окружающей природой. Воздух,

вода, солнечный свет, почва рассматриваются не как условия среды, а как

основные богатства и кладовые природы.

Следующие темы посвящены знакомству с живой природой: растениями, грибами,

животными. Учащиеся узнают о характерных признаках живых организмов, их

жизнедеятельности, многообразии; получают определенные знания о культурных,

комнатных растениях, домашних животных, правилах ухода за ними. Здесь

сообщаются первоначальные представления об экологии как науке жить в мире с

природой, не нарушая ее законы. Такой подход позволяет уже в младшем

школьном возрасте начать формирование экологического сознания. Программа I

класса завершается темой «Времена года», где обобщаются и систематизируются

представления учащихся о признаках и особенностях каждого сезона.

Программа II класса «Земля. Части света» ставит своей целью формирование

основных географических понятий. Географический подход позволяет детям

упорядочить огромную информацию, которую обрушивает на них современная

цивилизация, а учителю и родителям - помочь им в этом. Чтобы сделать

изучение нашей планеты доступным для ребят, основное внимание уделяется

природе окружающих нас предметов. Учащиеся получают представление о форме и

размерах Земли, законе всемирного тяготения, глобусе, географических

картах. Они узнают о движении Земли и связанных с ним явлениях природы:

сменой дня и ночи, времен года. Они узнают о звездах и созвездиях,

планетах, искусственных и естественных спутниках Земли. В теме «Что

изображено на глобусе и карте» учащиеся знакомятся с материками и океанами,

формой поверхности Земли, разнообразием водоемов, методах изучения земной

поверхности и морских глубин. Здесь же формируются первоначальные

представления о природных зонах, особенностях климата основных зон,

растительном и животном мире. В заключение учащиеся знакомятся с

хозяйственной деятельностью человека на планете, вопросами охраны природы.

Главная идея программы для III класса «Живые обитатели планеты» состоит в

обосновании ведущей роли живых организмов в поддержании порядка на

поверхности нашей планеты. Наиболее сложное и важное представление, которое

вводится в III классе - круговорот веществ в природе и роль в нем живых

организмов. Здесь даются представления об оболочках Земли, биосфере,

формируются основные экологические понятия: экологические системы,

экологическая пирамида, виды экосистем, естественные и искусственные

экосистемы.

Тема «Живые участники круговорота веществ» посвящена изучению многообразия

органического мира на Земле и некоторым вопросам его эволюции. Логическим

продолжением этой темы являются две последующие, где рассматриваются

вопросы возникновения и развития биосферы, появления человека на Земле.

Программа IV класса «Человек» посвящена человеку и его роли в биосфере

Земли. В ней рассматриваются основные вопросы анатомии, физиологии и

гигиены, а также развитие и совершенствование орудий и средств

производства, позволяющих человеку, оставаясь телесно неспециализированным,

получать все новые и новые возможности в биосфере за счет разделения труда

в обществе. Программой предусмотрено формирование основных гигиенических

навыков школьников, знаний о строении и жизнедеятельности человеческого

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.