скачать рефераты

МЕНЮ


Анализ и оценка финансовых результатов производственно-коммерческой деятельности сельскохозяйственного предприятия (на примере ОАО "За мир и труд")

Из табл.12 вытекают следующие основные выводы и заключения.

Первое. Удельный вес стоимости основных средств и внеоборотных активов хозяйства за три изученных года существенно уменьшился. На 1-е января 2004 г. удельный вес основных средств составлял 66,1 % от итога (валюты) баланса. На 31 декабря 2006 г. данный показатель составлял 44,5 %, т.е., как видно из последней графы табл.11, сократился на 32,75 %. Правда, при этом в абсолютных размерах стоимость основных средств возросла со 146,0 млн.руб. до 234,3 млн.руб. Сократился до нуля удельный вес долгосрочных финансовых вложений (покупка облигаций и акций других предприятий). Их доля в валюте баланса в 20043 г. составляла 0,03 %, а в 2006 г. - 0 %. Незавершенное строительство увеличилось не только по абсолютной величине (с 1,0 тыс.руб. на начало 2004 г. до 29706 тыс. руб. на конец 2006 г.), но и относительно. Изменение удельного веса этого показателя составило 4,6 %, что отражено в последней графе табл.11. В целом же доля внеоборотных активов в общей величине валюты баланса уменьшилась с 66,1 до 50,7 %, что составило 24,2 % (см. последнюю графу табл.11).

За указанными изменениями, как представляется, скрываются следующие обстоятельства: предприятие освободилось от излишних основных средств, заменив их меньшим количеством новых тракторов, комбайнов, других машин; благодаря практическому уменьшению доли внеоборотных активов и увеличению их стоимости в абсолютном исчислении имущество предприятия более ликвидным не стало. В то же время увеличение незавершенного строительства как по абсолютным размерам, так и по удельному весу свидетельствует о том, что предприятие ведет крупное по масштабам строительство новых объектов. Так оно и есть: в хозяйстве ведется реконструкция и новое строительство крупных объектов в животноводстве.

Второе. При уменьшении удельного веса труднореализуемых внеоборотных активов (основных средств) удельный вес среднереализуемых оборотных активов (материалов) также уменьшился почти на 32 % - с 31,5 до 21,5 % валюты баланса. При этом уменьшилась доля готовой продукции и товаров для предпродажи: с 5,7 до 3,5 % валюты баланса (в абсолютных размерах - с 12,7 до 18,1 млн.руб.) За этим фактом скрывается менее рациональная сбытовая (маркетинговая) политика предприятия: произведя готовую продукцию - зерно, семена подсолнечника, муку, сахар, - предприятие реализует ее в наиболее подходящие моменты, когда реализационные цены оказываются наиболее приемлемыми для продавца, а в том же году. Цены продаж, как правило, выше в первой половине следующего года, т.е. зимой. Между тем объемы готовой продукции, накопленной на складах хозяйства, стали сокращаться. В то же время резко увеличилась дебиторская задолженность. В абсолютном измерении это выразилось в ее роста с 3,0 млн.руб. до 117,5 млн. руб., а в относительном (по удельному весы в валюте баланса) - с 1,4 до 22,3 %.

Третье. Существенно изменились источники формирования (т.е. финансирования) имущества предприятия. В начале изученного трехлетнего периода за счет капитала и резервов (т.е. за счет собственных средств предприятия) было сформировано 86,9% всех активов. К концу 2006 г. удельный вес собственных источников уменьшился до 41,8 % всех пассивов, т.е. более чем вдвое. При этом доля долгосрочных и краткосрочных заемных средств весьма существенно возросла, особенно долгосрочных. Сумма долгосрочных кредитов и займов в формировании активов предприятия в начале 2004 г. была равна всего 10000 тыс.руб., а в конце 2006 г. - 229,4 млн.руб. Сумма краткосрочных кредитов (т.е. со сроком возврата до одного года) уменьшилась с 18967 тыс. до 7455 тыс.руб., а их удельный вес в общей сумме пассивов (источников формирования активов) сократился с 8,6 до 1,4 %. В целом же увеличение привлеченных источников (долгосрочных пассивов) было весьма значительным: более чем в 12,6 раза. При этом важно отметить, что подобное увеличение доли привлеченных долгосрочных средств в формировании активов предприятия в финансовом менеджменте [32] считается выгодным для хозяйствующего субъекта. Долгосрочные кредиты и займы представляют собой дополнительный финансовый рычаг для более успешного развития предприятия-заемщика. По международной терминологии этот инструмент называют финансовым левериджем [25, 32], что и переводится на русский язык словом "рычаг". Считается, что без угрозы для своей финансовой независимости предприятие может привлекать заемные средства до 30 % общей суммы пассивов. Между тем ОАО "За мир и труд" эту долю довело до 55 %. Поэтому предприятие не может дальше наращивать формирование (финансирование) своих активов, привлекая заемные средства, без большой угрозы для своей финансовой устойчивости.

Подытоживая, можно, таким образом, сделать вывод о том, что за рассмотренные три года структура баланса хозяйства существенно ухудшилась, хотя в ней и возросла доля отдельных более ликвидных активов - дебиторской задолженности, которую вполне вероятно удастся превратить в "живые деньги". Для формирования активов предприятие стало в крупных масштабах привлекать чужие деньги, что облегчает и делает более быстрым его экономический рост, но и создает угрозы его финансовому положению.

Сходные закономерности выявляются при анализе движения средств финансирования инвестиций предприятия в 2004-2006 гг.

3.2. Динамика структуры товарной продукции

в ОАО "За мир и труд"

Для того чтобы предприятие имело возможность наращивать стоимость своих активов, прибегая к заимствованию привлеченных финансовых ресурсов в относительно небольших размерах (т.е. не удлиняя плечо финансового рычага более чем на рекомендуемые 30 % общей величины пассивов баланса), нужно всемерно увеличивать объемы реализуемой продукции, товаров, работ, услуг. При этом речь идет не только об объемах в натуральных показателях, но и в их денежном выражении, т.е. в виде реально полученной выручки от покупателей и заказчиков.

В связи с указанным дальнейший анализ бухгалтерской отчетности хозяйства построили на изучении динамики и структуры товарной продукции обследованного предприятия. Для этого воспользовались данными, которые до 2005 г. входили в состав специализированной формы бухгалтерской отчетности предприятий АПК, называемой формой № 7-АПК "Отчет о реализации продукции", а с 2005 г. - в форму № 9-АПК и № 13-АПК. Кроме того, рассчитали удельный вес выручки от продажи каждого вида товарной продукции в общей величине выручки от продаж. В нее не были включены лишь показатели доходов, получаемых от продажи основных средств. Эти доходы общей суммой отражаются в составе выручки, показываемой по строке 010 формы № 2 Отчета о прибылях и убытках. Однако в соответствии с положениями по составлению годовой бухгалтерской отчетности [34] в специализированные отчеты о реализации продукции доходы от продажи имущества не включаются. Они отражаются по кредиту счета 91 "Прочие доходы и расходы". Поэтому между показателями выручки, отраженными в Отчете о прибылях и убытках (строка 010 формы № 2) и итоговой суммой реализации, показанной в последней строке (графа 3) формы № 7-АПК в обследованном хозяйстве часто возникают большие несовпадения. Дело в том, что, приобретая новую технику, ОАО "За мир и труд" в больших масштабах продает старую технику. Ряды динамики товарной продукции хозяйство за 2004-2006 гг. показаны в таблице 13.

Из табл.13 видно, что в целом по всем видам реализованной продукции предприятию удалось нарастить выручку с 99,2 млн.руб. в 2004 г. до 167,8 млн. руб. в 2006 г., т.е. более чем в 1,69 раза. При этом по отдельным важным видам продукции рост выручки значительно превзошел средние показатели. Это относится к растениеводству. Продажа продукции растениеводства в 2006 г. увеличилась против 2004 г. на 72,8 %, а от продажи продукции животноводства - на 65,5 %. Правда, от продажи молока выручка уменьшилась на 6,2 %, что можно считать временным явлением (идет модернизация отрасли).

Как видно из табл.13, резко увеличилась выручка от продажи подсолнечника (более чем в 4,6 раза), КРС (более чем в 4,0 раза). Правда, наивысшие объемы получения выручки от продажи переработанной продукции растениеводства пришлись в хозяйстве на 2004-й год (22,1 млн.руб. против 7,7 млн.руб. в 2006 г.). В 2006 году на такую продукцию пришлось менее 4,6 % общей выручки, тогда как в 2004 г. аналогичный показатель был равен 22,1 %, т.е. он был почти в 5 раз больше.

Таблица 13 - Динамика структуры товарной продукции

в ОАО "За мир и труд" в 2004-2006 гг.

Выручка от продаж
по видам продукции

Годы

2006 г. в % к

2004

2005

2006

2004

2005

Зерновые и зернобобовые, тыс.руб.

19435

34571

53474

275,1

154,7

Удельный вес в общей выручке, %

19,6

24,8

31,9

162,8

128,6

Подсолнечник, тыс.руб.

4098

5635

19053

464,9

338,1

Удельный вес в общей выручке, %

4,1

4,0

11,4

278,0

285,0

Сахарная свекла, тыс.руб.

11944

28391

19120

160,1

67,3

Удельный вес в выручке, %

12,0

20,4

11,4

95,0

55,9

Продукция растениеводства после переработки, тыс.руб.

21957

12238

7717

35,1

63,1

Удельный вес в общей выручке, %

22,1

8,8

4,6

20,8

52,3

Итого продукции растениеводства, тыс.руб.

57525

80918

99403

172,8

122,8

Удельный вес в общей выручке, %

58,0

58,2

59,2

102,1

101,7

КРС, тыс.руб.

2423

6930

9873

407,5

142,5

Удельный вес в общей выручке, %

2,4

5,0

5,9

425,8

118,0

Свиньи, тыс.руб.

9276

13606

19363

208,7

142,3

Удельный вес в общей выручке, %

9,4

9,8

11,5

122,3

117,3

Молоко, тыс.руб.

25762

23002

24161

93,8

105,0

Удельный вес в общей выручке, %

26,0

16,5

14,4

55,4

87,3

Итого продукции животноводства, тыс.руб.

40408

55637

66862

165,5

120,2

Удельный вес в общей выручке, %

40,8

41,8

39,8

97,5

95,2

Прочая продукция, работы, услуги, товары

1227

-

1550

126,3

-

Удельный вес в общей выручке, %

1,2

-

1,0

33,3

-

Всего выручки

99160

139143

167815

169,2

120,6

Темп роста, %

100

140,3

120,6

-

-

Как можно предполагать, абсолютное и относительное увеличение выручки от продаж продукции растениеводства произошло вследствие усиления конкуренции на рынках такой продукции и приобретения обследованным предприятием части ранее незанятых им рыночных ниш.

Нельзя не отметить малых объемов выручки от продажи продукции подсобных производств (стройматериалы) и особенно работ и услуг по заявкам сторонних заказчиков. Представляется, что эту сторону в деятельности хозяйстве целесообразно увеличить до 28-30 % от общей выручки (сверх указанных пределов предприятие потеряет ряд льгот по налогам, установленным для сельхозпроизводителей - плательщиков ЕСХН).

В табл.14 приведена динамика показателей выручки, извлеченных из форм № 7-АПК, 9-АПК и 13-АПК за 2004-2006 гг.

Таблица 14 - Результаты продажи основных видов сельскохозяйственной продукции в ОАО "За мир и труд" в 2004-2006 гг., тыс.руб.

Виды продукции

Годы

2006 г.
в % к
2004 г.

2004

2005

2006

Выручено от продажи зерна

19435

34571

93474

275,1

Себестоимость проданного зерна

18531

24326

25474

137,5

Прибыль от продажи зерна

904

10245

28000

3097,3

Рентабельность продажи зерна, %

4,7

29,6

52,4

1114,9

Выручено от продажи маслосемян

4098

5635

19053

464,9

Себестоимость проданных маслосемян

2760

1769

6363

230,5

Прибыль от продажи маслосемян

1338

3866

12690

948,4

Рентабельность продажи маслосемян

32,7

38,6

66,6

203,7

Выручено от продажи сахарной свеклы

11944

28391

19120

160,1

Себестоимость проданной сахарной свеклы

9396

16324

10281

109,4

Прибыль от продажи сахарной свеклы

2548

12067

8839

346,9

Рентабельность сахарной свеклы, %

21,3

42,5

46,2

216,9

Выручено от продажи переработанной продукции растениеводства

21957

12238

7717

35,1

Себестоимость проданной переработанной продукции растениеводства

15383

7704

4115

26,8

Прибыль от продажи переработанной продукции растениеводства

6574

4534

3602

54,8

Рентабельность продажи переработанной продукции растениеводства, %

29,9

37,0

46,7

156,2

Выручено от продажи КРС

2423

6930

9873

407,5

Себестоимость проданного КРС

1911

7221

12309

644,1

Прибыль от продажи КРС

512

-291

-2436

-

Рентабельность продажи КРС, %

21,1

-4,2

-24,7

-

Выручено от продажи свиней

9276

13606

19363

208,7

Себестоимость проданных свиней

5226

10457

17178

328,7

Прибыль от продажи свиней

4050

3149

2185

54,0

Рентабельность продажи свиней, %

43,7

23,1

11,3

25,9

Выручено от продажи молока

25763

23002

24161

93,4

Себестоимость проданного молока

18481

18790

18491

100,1

Прибыль от продажи молока

7281

4212

5670

77,9

Рентабельность продажи молока, %

28,3

18,3

23,5

83,0

Рентабельность продаж в целом по предприятию, %

25,0

11,0

16,5

66,0

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.