скачать рефераты

МЕНЮ


Совершенствование системы обязательного страхования в Башкортостане

Республиканский фонд вправе осуществлять приносящую доходы деятельность. Полученные от такой деятельности доходы, а также доходы от использования имущества, находящегося в оперативном управлении, и приобретенное за счет этих доходов имущество в установленном порядке поступают в распоряжение Республиканского фонда, учитываются на балансе и направляются для реализации уставных задач Республиканского фонда. Право оперативного управления имуществом прекращается по основаниям и в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации.

Республиканский фонд ежегодно разрабатывает бюджет и отчет о его исполнении, которые по представлению Кабинета Министров Республики Башкортостан утверждаются Государственным Собранием Республики Башкортостан. В организации взаимодействия медицинских учреждений с фондом, страховыми медицинскими организациями, важнейшими вопросами являются: заключение договоров, ценообразование на медицинские услуги, контроль качества лечения, система оплаты услуг и защита прав субъектов медицинского страхования.

Договор между РФОМС и лечебно-профилактическими учреждениями на предоставление лечебно-профилактической помощи (медицинских услуг) – это соглашение, по которому медицинское учреждение обязуется предоставлять застрахованным медицинскую помощь определённого объёма и качества в конкретные сроки в рамках программы медицинского страхования. Взаимоотношения определяются условиями договора. Договор должен содержать: наименование сторон, численность застрахованных, виды лечебно-профилактической помощи (медицинских услуг), стоимость работ и порядок расчётов, порядок контроля качества медицинской помощи и использования страховых средств, ответственность сторон.

Другой важной проблемой является разработка и совершенствование системы тарифов на медицинские услуги. В соответствии с законом в разработке тарифов на медицинские услуги принимают участие фонды обязательного медицинского страхования, страховые медицинские организации, органы государственного управления, профессиональные медицинские ассоциации. Тарифы устанавливаются соглашением всех сторон.

РФОМС  РБ в процессе своей деятельности постоянно взаимодействует с органами государственной  власти и субъектами обязательного медицинского страхования (Приложение 2).

Система ОМС в области полностью соответствует действующему закону РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации». Деятельность РФОМС РБ направлена на выполнение задач и функций, определенных  законодательством.

Задачи Республиканского фонда обязательного медицинского страхования Республики Башкортостан:

- реализация государственной политики в области обязательного медицинского страхования;

- обеспечение предусмотренных законодательством прав граждан в системе обязательного медицинского страхования;

- обеспечение всеобщности обязательного медицинского страхования;

- обеспечение в системе обязательного медицинского страхования принципов социальной справедливости и равенства всех граждан в получении медицинских услуг;

- обеспечение финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования.

Функции Республиканского фонда обязательного медицинского страхования Республики Башкортостан:

- обеспечивает своевременность и полноту сбора страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающих граждан (в ред. Закона РБ от 02.12.2002 № 368-з);

- заключает договора с субъектами обязательного медицинского страхования в соответствии с законодательством;

- осуществляет финансирование обязательного медицинского страхования;

- накапливает финансовые резервы для обеспечения устойчивости системы обязательного медицинского страхования;

- разрабатывает правила обязательного медицинского страхования граждан в Республике Башкортостан;

- осуществляет выравнивание условий по обеспечению финансирования Республиканской программы обязательного медицинского страхования в городах и районах Республики Башкортостан на дифференцированной основе с использованием экономических, социально-демографических критериев и показателей здоровья населения;

- осуществляет финансирование целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования;

- осуществляет централизованный контроль за целевым и рациональным использованием финансовых средств системы обязательного медицинского страхования филиалами Республиканского фонда обязательного медицинского страхования Республики Башкортостан, страховыми медицинскими организациями, медицинскими учреждениями в соответствии с положением, утверждаемым Правительством Республики Башкортостан;

- участвует в разработке Республиканской программы обязательного медицинского страхования;

- аккумулирует финансовые средства Фонда на обязательное медицинское страхование граждан;

- согласовывает тарифы на медицинские и иные услуги по обязательному медицинскому страхованию;

- вносит в Правительство Республики Башкортостан предложения о размерах страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающих граждан;

- организует подготовку специалистов для системы обязательного медицинского страхования;

- осуществляет иные предусмотренные законодательством и уставом функции по организации обязательного медицинского страхования.

Кроме вышеназванных функций РФОМС РБ и его филиалы в 2006 году осуществляли функции страховой медицинской организации в  системе обязательного медицинского страхования.

Истекший, 2006 год характеризуется введением в систему обязательного медицинского страхования страховой медицинской организации и поэтапной передачи функций страховщика с другими медицинскими организациями. В связи с этим в соответствие с Постановлением от 12 июля 2005 года № 142 был проведен конкурс по отбору страховых медицинских организаций  для осуществления обязательного медицинского страхования неработающего населения Республики Башкортостан за счет средств бюджета Республики Башкортостан. До конца 2007 года было запланировано закончить передачу функций  страховщика страховым медицинским организациям.

В РФ в настоящее время складываются три модели обязательного медицинского страхования:

1. С участием в качестве страховщика страховых медицинских организаций  (29 субъектов РФ);

2. С участием в качестве страховщика и страховых компаний и филиалов Фонда (21 субъект РФ);

3. С участием в качестве страховщика только филиалов Фонда (24 субъекта РФ).

В целях обеспечения конституционных прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи разграничение источников финансирования здравоохранения в Республике Башкортостан принята Программа государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи гражданам в Республике Башкортостан на 2007 год, утвержденная Постановлением Правительства Республики Башкортостан  от 11 февраля 2006 года № 19. С целью обеспечения финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования территориальный фонд разрабатывает проект бюджета, сбалансированный по объемам государственных обязательств по предоставлению населению бесплатной медицинской помощи в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования (территориальная программа ОМС), утвержденной в установленном порядке.


2.2.  Показатели финансовой деятельности Территориального фонда обязательного  медицинского страхования Республики Башкортостан


Республиканский фонд обязательного медицинского страхования, как финансово-кредитное учреждение, на основании законодательства Российской Федерации и законодательства Республики Башкортостан, осуществляет финансирование учреждений здравоохранения республики в соответствии с утвержденной Территориальной программой обязательного медицинского страхования и обеспечивает оплату оказанных медицинских услуг населению.

Основным источником доходов Фонда являются уплачиваемые налогоплательщиками суммы единого социального налога. Ответственность за правильность исчисления, своевременность, полноту и контроль за внесением в бюджет платежей на ОМС осуществляют налоговые органы в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

 В качестве плательщиков взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения законодательно определены органы исполнительной власти субъекта РФ.

Обеспечение финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования является основной задачей фонда ОМС РБ. В целях решения этой задачи Фонд:

- аккумулирует финансовые средства, поступающие от страхователей;

- осуществляет финансирование в соответствии с договорами обязательного медицинского страхования;

- выравнивает финансовые ресурсы городов и районов, направляемые на проведение обязательного медицинского страхования граждан;

- формирует финансовые резервы для обеспечения устойчивости системы обязательного медицинского страхования;

- формирует тарифы на медицинские услуги в соответствии с Республиканской программой обязательного медицинского страхования граждан в Республике Башкортостан;

- осуществляет контроль за рациональным использованием финансовых средств, направляемых на обязательное медицинское страхование граждан.

Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения взносов в РФОМС РБ, уплачиваемого в составе единого социального налога (взноса), осуществляется налоговыми органами в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. Ставки взносов в фонды обязательного медицинского страхования установлены Налоговым кодексом Российской Федерации.

Бюджет Фонда разрабатывается и утверждается в соответствии с Республиканской программой обязательного медицинского страхования и ежегодно утверждается Законом Республики Башкортостан.

Исполнение доходной части бюджета РФОМС РБ за 2006 год составило 7131,1 млн. руб. при плане 6860,8 млн. руб. (103,9 %).

В структуре доходов РФОМС РБ поступление налоговых платежей составило 1906,7 млн. руб. при плане 1785,3 млн. руб., или 106,8 %.

На обязательное медицинское страхование неработающего населения поступило 3611,7 млн. руб., что составляет 100,6 % к уточнённому плану.

Федеральным фондом обязательного медицинского страхования на выполнение территориальной программы обязательного медицинского страхования Республики Башкортостан направлены дополнительные финансовые средства:

- субвенции в размере 15 млн. рублей;

- субсидии на обязательное медицинское страхование неработающего населения (детей) - 63,5 млн. рублей;

- дотации - 464,2 млн. рублей;

- субсидии федерального бюджета на ОМС неработающего населения (детей) поступили в сумме 79,8 млн. рублей.

Поступление средств, взысканных с медицинских учреждений в отчетном году, в виде штрафных санкций за некачественное оказание медицинской помощи составило 525,4 млн. рублей, а в 2005 году – 28,8 млн. рублей.

 Исполнение бюджета по доходам в процентном соотношении и свидетельствует о высоком проценте выполнения плана (таблица 1). Также из таблицы можно сделать вывод, что увеличение доходов в 2006 году по сравнению с 2005 годом произошло за счет страховых взносов на обязательное медицинское страхование (самый наибольший удельный вес). Высокий процент поступления страховых взносов на обязательное медицинское страхование от предприятий, организаций и учреждений и платежей от администраций местных бюджетов обусловлен повышением фонда оплаты труда на предприятиях, инфляционными процессами, а также проведенными РФОМС РБ организационными мероприятиями (усиление арбитражной практики, улучшения схемы взаимозачетов).

Таблица 1

Исполнение бюджета РФОМС РБ по доходам, млн. рублей

Доходы

2005г.

2006г.

Испол-нение в 2006г

к 2005г.

Сумма

Удель-ный вес, %

Сумма

Удель-ный вес, %

Доходы всего: в том числе

5517,9

100

7131,2

100

129,2

- налоговые платежи

2426,6

43,9

1906,7

54,7

79

- страховые взносы из  бюджета на обязательное медицинское страхование неработающего населения

2979,6

54

3611,7

50,4

121,2

- средства за лечение граждан других субъектов РФ в лечебно-

50

0,9

42,2

0,6

84,4

профилактических учреждениях

 

 

 

 

 

- средства, взысканные с медицинских учреждений в виде штрафных санкций

28,8

0,5

525,4

7,4

1824,3

- прочие доходы

32,9

0,96

97

1,3

294,74

Увеличение доходов в 2006 году по сравнению с 2005 годом произошло за счет взыскания средств с медицинских учреждений в виде штрафных санкций 7,4 % – это произошло из-за реструктуризации части долга и снижению процентов по нему и страховых взносов на обязательное страхование неработающего населения, который составляет наибольшую часть поступивших средств (рисунок 2).


Рис.2. Структура поступлений денежных средств в 2006 году (%).


Работа Республиканского фонда ОМС Республики Башкортостан по взаиморасчетам с территориальными фондами ОМС за медицинскую помощь, предоставленную вне территории страхования, осуществляется в соответствии с приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФФОМС) от 23 августа 2000г. № 70 «О порядке финансовых расчетов между территориальными фондами ОМС за медицинскую помощь в объеме базовой программы ОМС граждан Российской Федерации, оказанную гражданам Российской Федерации за пределами территории страхования» и приказом РФОМС РБ от 05 октября 2001 г. № 124-Д.

За 2006 год в РФОМС РБ поступило счетов из других регионов на сумму 34619,2 тыс. руб. Фондом оплачено счетов по случаям оказания медицинской помощи гражданам, получившим медицинскую помощь в других регионах РФ, на общую сумму 33699,9 тыс. руб. Сумма отказа оплаты фондом за медицинскую помощь, предоставленную вне республики, составила 919,3 тыс. руб., или 2,6 % от суммы представленных реестров.

В 2006 году в территориальные фонды ОМС Российской Федерации Фондом направлены счета по случаям оказания медицинской помощи медицинскими учреждениями РБ на общую сумму 52821,6 тыс. руб., получено средств ОМС в объеме 41189,8 тыс. руб., в том числе погашена задолженность территориальными фондами ОМС за предыдущий год в объеме 3320,8 тыс. руб.

Фактически фондом направлено средств ОМС в медицинские учреждения РБ за выполненный объем медицинских услуг, оказанный гражданам других субъектов Российской Федерации, в сумме 62964,6 тыс. руб.

Сумма отказа оплаты по взаиморасчетам другими территориальными фондами составляет 1725,8 тыс. руб. или 3,2 % от суммы выставленных  счетов.

Взаимодействие фонда по межтерриториальным расчетам в течение 2006 года осуществлялось с 87 территориальными фондами.

По состоянию на 01 января 2007 г. задолженность фонда перед другими территориями отсутствует, задолженность других территориальных фондов составила 13893,5 тыс. руб. Дебиторская задолженность является текущей. Наибольшую задолженность имеют фонды: Ханты-мансийского АО – 4580,2 тыс. руб., Ямало-Ненецкого АО - 1635,6 тыс. руб., Самарской области – 587,0 тыс. руб., Республики Татарстан – 817,3 тыс. руб., г. Москвы – 1012,9 тыс. руб., Республики Коми - 256,5 тыс. руб., Свердловской обл. - 409,7 тыс. руб., Челябинской обл. - 1339,4 тыс. руб., Оренбургской обл. - 813,9 тыс. руб., Московской обл. – 249,8 тыс. руб.

Финансирование Фондом в 2006 году осуществлялось в пределах средств, утвержденных Законом Республики Башкортостан от 3 декабря 2004 года № 123-з «О бюджете Республиканского фонда обязательного медицинского страхования Республики Башкортостан на 2006 год» (в редакции Закона РБ от 28 декабря 2005г.), в соответствии с постановлением Правительства Республики Башкортостан от 11 февраля 2005 года № 19 «Об утверждении Программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи гражданам в Республике Башкортостан на 2006 год» (ПГГ), а также с решениями, принятыми в течение года Республиканской комиссией по согласованию тарифов на медицинские услуги в системе обязательного медицинского страхования Республики  Башкортостан. Неотъемлемой частью ПГГ является Республиканская программа обязательного медицинского страхования (Республиканская программа ОМС).

Расходы Республиканского фонда обязательного медицинского страхования Республики Башкортостан в 2006 году составили 6992,9 млн. руб. при плане 6860,8 млн. руб., или 101,9%:

1. На финансирование Республиканской программы ОМС направлено 6157,1 млн. руб. при утвержденной ее стоимости в 5866 млн. руб.  (исполнение -105%). В 2006 году было направлено 5482,0 млн. руб. при плане 5104,5 млн. руб. (107,4%). По сравнению с 2005 годом в 2006 году объем средств на финансирование Республиканской программы ОМС увеличился на 12,3 %.

Следует отметить, что расходы на финансирование Республиканской программы ОМС включали в себя:

- оплату медицинских услуг – 6137,0 млн. руб., в том числе за лечение граждан Республики Башкортостан в других территориях перечислено млн. руб. (в 2005 году – 25,7 млн. руб.);

- ведение дел в страховых медицинских организациях - 20,0 млн. руб.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.