скачать рефераты

МЕНЮ


Совершенствование системы обязательного страхования в Башкортостане

2. На содержание исполнительной дирекции Республиканского фонда ОМС было израсходовано 120,3 млн. руб. при утвержденной смете 120,3 млн. руб. (в 2005 году израсходовано 108,0 млн. руб.).

3. Кроме того, в 2006 году на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по обеспечению лекарственными средствами  через Фонд было направлено 715,5 млн. руб., которые поступили из Федерального бюджета Российской Федерации (поступило 893,2 млн. руб.)

При утверждении бюджета Фонда на 2006 год дефицит средств ОМС на реализацию Республиканской программы ОМС составлял  3351,7 млн. руб. или 38,1%. Сверхплановые поступления в течение года позволили снизить имеющийся дефицит при его первоначальном утверждении до 29 % (исполнение доходной части без средств по ДЛО – 6237,8 млн. руб. при расчетной стоимости программы в 8788,1 млн. руб.), что позволило в течение года осуществить индексацию тарифов медико-экономических стандартов в стационарах и стоимости посещений в амбулаторно-поликлинических учреждениях (АПУ) в целях улучшения финансирования лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) республики.

 Оплата медицинских услуг по Республиканской программе ОМС составляет наибольшую часть расходов (рисунок 3).

Рис. 3. Структура расходов РФОМС РБ в 2006 году (%)


Отмечается ежегодный рост стоимости Республиканской программы ОМС Республики Башкортостан (рисунок 4).

Рис. 4. Динамика роста стоимости Республиканской программы ОМС

Республики Башкортостан за 2002-2006 гг. (млн. руб.)


С каждым годом значительно возрастает финансовое обеспечение средствами обязательного медицинского страхования в расчете на 1 жителя Республики, что является положительным явлением здравоохранения. Так, в 2004 году финансовое обеспечение средствами обязательного медицинского страхования  в расчете на 1 жителя Республики Башкортостан увеличилось на 16,8% к показателю 2003 года, и составила 1096,4 рублей, а в 2005 году по сравнению с 2004 годом увеличился на 19,9% и составил 1314,6 рублей. В 2006 году так же продолжился рост финансовое обеспечение средствами обязательного медицинского страхования  в расчете на 1 жителя РБ оно уже составляло 1488,7  рублей.

Необходимо отметить, что в структуре пролеченных больных с каждым годом возрастает количество неработающих граждан. Причина в том, что за последние годы в связи с ухудшением экологии увеличилось заболевание детей болезнями верхних дыхательных путей и болезни кожи, а также увеличились онкологические, сердечно- сосудистые и неврологические заболевания, а этими заболеваниями подвергаются люди пенсионного возраста. И поэтому недостаточное финансирование лечебно-профилактических учреждений ведет к дефициту лекарственного обеспечения, износу медицинского оборудования, тормозит развитие высокоэффективных медицинских технологий.


2.3. Финансирование лечебно-профилактических учреждений за счет средств ОМС


Финансирование ЛПУ республики осуществлялось Фондом в соответствии с объемными нормативами оказания медицинской помощи, определенными ПГГ. Нормативы оказания медицинской помощи, как стационарной, амбулаторно-поликлинической, так и медицинской помощи, оказываемой на койках стационарозамещающих технологий, были утверждены приказом Министерства здравоохранения Республики  Башкортостан от 19 апреля 2005 года № 302-Д «Об утверждении нормативов объемов медицинской помощи по Программе государственных гарантий и форм ежеквартальной отчетности» (с изменениями, вносимыми приказами Министерства Здравоохранения РБ и Фонда от 06 октября 2005г. № 803Д/250Д, приказа Министерства Здравоохранения  РБ от 08 декабря 2005г. № 1004-Д).

Оплата услуг медицинских учреждений производится при соблюдении условий, предусмотренных договором между лечебно-профилактическими учреждениями и филиалами РФОМС РБ (страховыми медицинскими организациями). В случае нарушения медицинским учреждением условий договора, РФОМС РБ или страховая медицинская организация вправе частично или полностью не возмещать затраты по оказанию медицинских услуг.

В настоящее время в Республике Башкортостан сложилась следующая схема взаимодействия субъектов обязательного медицинского страхования:

1. Больной обращается в лечебно-профилактическое учреждение и предъявляет страховой медицинский полис;

2. В лечебно-профилактическом учреждении больному оказывают квалифицированную медицинскую помощь;

3. После выписки больного лечебно-профилактическое учреждение подаёт реестр на пролеченных больных в филиал РФОМС РБ;

4. Экономисты филиала просчитывают стоимость лечения больных, указанных в реестре;

5. Бухгалтерия филиала перечисляет заработанные средства лечебным учреждениям.

Принцип работы амбулаторно-поликлинических учреждений в условиях бюджетно-страховой медицины идентичен работе стационаров, но имеет свои особенности.

С 1 апреля отчетного года финансирование АПУ осуществлялось не по смете расходов, а по врачебным посещениям, что является значительным шагом в системе ОМС республики.

В 2006 году финансовое обеспечение средствами ОМС в расчете на 1 жителя Республики Башкортостан увеличилось на 13,3 % к показателю 2005 года (рис. 5).

Рис. 5. Динамика финансового обеспечения средствами ОМС в расчете на 1 жителя РБ за 2002 – 2006 гг.  (в рублях)


Средняя стоимость койко-дня по фактическому финансированию в стационарах сложилась в 437,3 рублей, в том числе:

- в республиканских ЛПУ – 580,0 рублей;

- в городских ЛПУ – 415,7 рублей;

- в районных ЛПУ – 295,8 рублей

Стоимость одного койко-дня в 2006 году увеличилась на 33,7% по сравнению с 2005 годом (327 рублей).

Рис.6. Динамика средней стоимости одного койко-дня в системе ОМС

Республики Башкортостан за 2004-2006 гг. (в рублях)


Значительно выросла стоимость одного койко-дня в стационарных лечебно-профилактических учреждениях, работающих в системе обязательного медицинского страхования (рисунок 6). С учетом динамики роста цен тарифы медико-экономических стандартов индексируются по согласованию с Министерством финансов Республики Башкортостан, Министерством здравоохранения Республики Башкортостан. В итоге индексации   в 2005 году стоимость одного койко-дня в стационар составила 437 рублей и по сравнению с 2005 годам возросла на 7,8 %.

Стоимость лечения одного больного в стационаре в 2006 году увеличилась до 5207 рублей против 3747 рублей в 2005г.

Рис.7. Динамика средней стоимости одного пролеченного больного в

стационаре в системе ОМС РБ  за 2004-2006 гг. (в рублях)

Рис.8. Динамика средней стоимости одного посещения врача за 2004-2006 гг. (в рублях)


В связи с тем, что в текущем году из состава тарифов МЭС исключены коммунальные и прочие расходы и с целью их частичного покрытия за счет средств ОМС в ноябре 2006 года была осуществлена разовая индексация тарифов (решение республиканской комиссии по согласованию тарифов на медицинские услуги в системе ОМС от 22 ноября 2006г.), на что было направлено 72 млн. руб. Финансовый  результат данного мероприятия позволил в основном всем ЛПУ на начало 2007 года выйти без кредиторской задолженности по коммунальным и прочим хозяйственным расходам. В целом же сумма кредиторской задолженности ЛПУ по всем статьям затрат по сравнению с началом 2006 года снизилась на 87,2 млн. руб.

Выполнение объемных нормативов оказания медицинской помощи по итогам 2006 года (без учета оказания медицинской помощи инотерриториальным больным) следующее:

- объемы стационарной помощи без учета инотерриториальных граждан – 9038045 койко-дней при утвержденном нормативе – 8626475 койко-дней или 104,8 %,

- объемы амбулаторно-поликлинической помощи – 26986,6 тыс. посещений при утвержденном нормативе – 34612,7 тыс. посещений или 78  %;

- объемы медицинской помощи, оказанной на койках стационарозамещающих технологий – 1752603 койко-дней при утвержденном нормативе 1960217 койко-дней или 89,4 %.

Таким образом, имеет место превышение нормативных объемов оказания стационарной медицинской помощи при невыполнении объемных нормативов оказания медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических учреждениях и на койках стационарозамещающих технологий.

Рис. 9. Объёмы оказания стационарной помощи по сравнению с нормативами Программы государственных гарантий в 2004-2006 годах (тыс. койко-дней)


Рис.10. Объёмы оказания амбулаторно-поликлинической помощи в 2004-2006 гг. по сравнению с нормативами Программы государственных гарантий (тысяч посещений)

Рис. 11. Объёмы оказания стационарозамещающей помощи в 2004-2006 годах по сравнению с нормативами Программы государственных гарантий

(тысяч койко-дней)


Анализ расходования средств по основным статьям затрат ЛПУ по итогам деятельности за 2006 год показал следующее.

Сметы расходов ЛПУ на 2006 год были утверждены в сумме 5748,7 млн. руб. При этом сумма предъявленных реестров за оказанную медицинскую помощь с учетом уменьшения финансирования в течение года за сверхнормативные объемы стационарной помощи составила 6213,7 млн. руб.

Кассовые расходы ЛПУ, функционирующих в системе ОМС, по итогам 2006 года составили 6103,3 млн. руб., из них:

- на оплату труда и начисления – 3731,2 млн. руб. при утвержденной смете в 3545,9 млн. руб. (105,2 %);

- на приобретение медикаментов - 963,6 млн. руб. при утвержденной смете в 967,7 млн. руб. (99,5 %);

- на приобретение продуктов питания – 326,7 млн. руб. при утвержденной смете в 370,8  млн. руб. (88,1 %);

- на коммунальные и прочие хозяйственные расходы – 1034,6 млн. руб. при утвержденной смете расходов в 864,3 млн. руб. (120 %);

- на приобретение мягкого инвентаря - 47,2 млн. руб.

Вышеприведенные показатели свидетельствуют о том факте, что затраты на коммунальные и прочие хозяйственные расходы превышают сметные назначения, а расходы на основные статьи затрат (особенно питание) ниже утвержденных сметных ассигнований.

Структура кассовых расходов средств ОМС в ЛПУ за 2004 - 2006 годы (рисунок 12).


Рис. 12. Сравнительная характеристика структуры кассовых расходов средств ОМС в ЛПУ за 2004 - 2006 гг. (%)


Значительное превышение кассовых расходов наблюдается по коммунальным и прочим хозяйственным расходам. Данный факт объясняется тем, что в конце года (декабрь) ЛПУ должны были окончательно рассчитаться с поставщиками этих услуг, так как в 2007 году указанные статьи затрат перешли на финансирование за счет средств бюджета.

В соответствии с утвержденным планом проверок и ревизий на 2006 год контрольно-ревизионным отделом Республиканского фонда обязательного медицинского страхования Республики Башкортостан, ревизионными и бухгалтерскими службами филиалов планировалось в 2006 году организовать 323 проверки целевого и рационального использования средств обязательного медицинского страхования в 165 медицинских учреждениях, в 4 страховых медицинских организациях и в 22 филиалах.

Фактически проведено 424 проверки в 167 медицинских учреждениях, в 4 страховых медицинских организациях и в 22 филиалах, получающих средства обязательного медицинского страхования, или охвачено проверками 82,7% лечебно-профилактических учреждений. Из общего числа проведенных проверок 30 проведены специалистами контрольно-ревизионного отдела РФОМС РБ. Из 424 проведенных проверок: 5 – контрольные, 23 – комплексные, 135 – тематические, 261 – документальная.

В ходе проводимых проверок в филиалах Республиканского Фонда осуществляются проверки целевого и рационального использования средств обязательного медицинского страхования в лечебно-профилактических учреждениях.

По итогам проверок и ревизий выявлено нецелевое и нерациональное использование средств ОМС на сумму 11811,8 тыс. руб. Восстановлению подлежало 10617,5 тыс. руб. или 89,9 %:

- 38,1 % или 4046,5 тыс. руб. израсходовано ЛПУ на финансирование структурных подразделений в ЛПУ, финансируемых за счет бюджета;

- 37,6 % или 3991,1 тыс. руб. использовано на оплату видов медицинской помощи, не включенных в территориальную программу ОМС;

- 14,2 % или 1503,5 тыс. руб. использовано ЛПУ на оплату видов расходов, не включенных в структуру тарифов на оказание медицинских услуг в системе ОМС;

- 6,9 % или 733,8 тыс. руб. использовано ЛПУ на оплату собственных долгов, не связанных с деятельностью по ОМС;

- 1,9 % или 199,4 тыс. руб. средства ОМС израсходованы сверх норм, установленных соответствующими министерствами;

- 1,0 % или 110,5 тыс. руб. израсходованы средства ОМС при отсутствии подтверждающих документов;

- 0,3 % или 32,9 тыс. руб. использованы средства ОМС не по назначению, содержащемуся в платежном поручении.

В результате проведенной Фондом и филиалами РФОМС РБ целенаправленной работы по восстановлению средств обязательного медицинского страхования в течение 2006 года восстановлено 9134,8 тыс. руб. или 86,0% средств ОМС, подлежащих восстановлению.

В 2005 – 2006 году в ЛПУ проведены комплексные проверки по вопросам организации лекарственной помощи, закупа, учета, хранения и использования медикаментов и изделий медицинского назначения, проведено анкетирование пациентов для изучения общественного мнения по организации лекарственного обеспечения.


2.4. Прогнозирование финансовой устойчивости Территориального фонда обязательного медицинского страхования


Правительство РФ своим распоряжением от 19.01.2006г. № 38 утвердило Программу социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008гг.) и план действия по ее реализации в 2007г. Программа предусматривает, в частности модернизацию системы ОМС в следующих основных направлениях.

1. Упорядочение положения субъектов правоотношений в системе ОМС.

2. Завершение перевода ОМС в целом отрасли здравоохранения на страховые принципы. Действующая бюджетно-страховая система финансирования здравоохранения должна быть преобразована в систему финансирования, основанную на страховом принципе, т.е. двухканальная система поступления финансовых средств в медицинскую организацию должна уступить место преимущественно одноканальной системе.

3. Перенесение части финансовой ответственности в негосударственный сектор. Медицинские страховщики должны стать информированными покупателями медицинских услуг в интересах застрахованных. Участие страховщиков в системе ОМС необходимо для создания в системе здравоохранения субъектов, экономически заинтересованных в защите прав пациентов и в повышение эффективности использования ресурсов системы здравоохранения, достигаемой благодаря конкуренции страховщиков. Одним из основных условий конкуренции является реальный выбор самими застрахованными медицинского страховщика.

4. Укрепление финансовой основы системы ОМС путем реализации территориальных программ и более жестких обязательств бюджетов субъектов РФ по ОМС неработающего населения, которые планируются устанавливать в размерах обеспечивающих сбалансированность суммы средств из всех источников, предназначенных для финансирования базовой программы ОМС.

В планах правительства по реализации Программы социально-экономического развития внести в государственную Думу в сентябре 2006 года законопроект «Об обязательном медицинском страховании», предусматривающий переход к рисковому ОМС. Таким образом, предпринята серьезная попытка реформирования системы здравоохранения и системы ОМС.

Правительство уже приступило к частичному решению проблем финансирования ОМС и своим постановлением  от 28.07.2005г. № 461 утвердило подушевой норматив финансирования программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи на 2006 год в размере 3378 рублей, в том числе 1613 рублей за счет средств обязательного медицинского страхования. Нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи по Программе по-прежнему рассчитаны исходя из расходов медицинских организаций на ее оказание с учетом индекса потребительских цен, предусмотренного основным параметрами прогноза социально-экономичсеского развития РФ на 2007 год. Так, например, в 2007 году нормативы затрат составляют:

- на одно посещение в амбулаторно-поликлиническую организацию – в среднем 100,5 рублей, в том числе 75,7 рублей за счет средств ОМС;

- на один пациенто-день в дневном стационаре – в среднем 207,7 рублей  в 197,7 рублей за счет средств  ОМС;

- на один койко-день в стационаре – в среднем 588,4 рублей, в том числе 452,6 рублей за счет средств ОМС;

- на один вызов скорой медицинской помощи – в среднем 913,3 рублей.

В бюджете Федерального фонда ОМС на 2007 год предусмотрены целевые расходы по половозрастным  группам. Поступления из Федерального бюджета в бюджет ФОМС на ОМС неработающего населения (детей) составят 3,21 млрд.рублей, средства Федерального бюджета на реализацию социальной программы поддержки неработающих пенсионеров – 10 млрд. рублей.

Субсидии федерального фонда ОМС детей будут предоставляться бюджетам территориальных фондов с учетом фактического выполнения органами исполнительной власти субъектов РФ обязательств по уплате страховых взносов на ОМС неработающего населения, предусмотренных в бюджетах территориального фондов на 2007 год. Рассматриваются также возможности частичного объединения средств Федеральных фондов ОМС и социального страхования.

В целях обеспечения конституционных прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи гарантированного объема и качества, разграничения источников финансирования здравоохранения и повышения эффективности использования ресурсов здравоохранения ежегодно утверждается Программа государственных гарантий оказания медицинской помощи (таблица 2).

Таблица 2

Объемы финансирования программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи (прогноз на 2007-2008гг.)

Источники финансирования программы

Объемы финансирования

2006г.

2007г.

2008г.

всего (млн.руб)

в расчете на 1 жителя

(руб)

всего (млн.

руб)

в расчете на 1 жителя

(руб)

всего (млн.руб)

в расчете на 1 жителя

(руб)

Средства бюджета РБ

3375.1

824.7

5605,3

1374.3

7286.89

1905,30

Средства ОМС в том числе:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.