Проектирование 9-этажного дома
4. Технология и организация строительства
4.1 Введение
Организация труда
является составной частью организации строительного производства, направленной
на повышение производительности труда рабочих и улучшения качества работ.
Современное
планирование строительного производства является главным условием ритмичной и
бесперебойной работы в строительстве. Четкая работа строительной организации
зависит от тщательности плана к работе на объектах. В то же время следует
отметить, что разработка комплекса мероприятий и документов по планированию
строительного производства является задачей сложной.
Возведение сооружений складывается из ряда строительных работ,
которые в свою очередь подразделяются на определенные процессы. При этом
выполнение работ осуществляется в определенной технологической
последовательности:
·
подготовительные работы;
·
работы нулевого цикла;
·
возведение надземной части;
·
благоустройство;
Монтаж
строительных конструкций является ведущим технологическим процессом,
определяющий во многом структуру объектных потоков, общий темп строительства.
При этом необходимо иметь в виду, что выполнение всех видов строительных работ,
включая и монтаж конструкций, должно быть увязано в единый технологический
процесс.
Поток, конечной
целью которого является получение готовой продукции в виде здания или
сооружения.
4.2 Определение состава и выбор рациональных способов
производства работ
Способы производства
работ выбираются с учетом конкретных условий строительства, в частности,
конструктивных особенностей объекта и вида подлежащих монтажу оборудования.
Рациональным, применительно к конкретным условиям строительства, считается
технически возможный способ производства работ, обеспечивающий требуемое
качество при минимальных сроках и стоимости производства работ и возведения
конструкций. При выборе рациональных способов производства работ должны
сравниваться варианты. При равных показателях предпочтение оказывается
освоенным строительной организацией способам производства работ. Переход к
новым для строительной организации способам производства работ должен быть
экономически обоснован.
В целях сокращения сроков строительства объекта, работы
осуществляются поточным методом. Поточный метод строительства основан на
применении принципов непрерывности и равномерности выполнения процессов в
период строительства. Причём выполнение всех видов строительных работ, включая
и монтаж конструкций, должно быть увязано в единый технологический процесс. Для
организации поточного метода производства мы разделили общий фронт работ на
пять отдельных захваток (ярусов). В следствии неравных объемов
продолжительности работ на различных захватках (ярусах) не одинакова, следовательно
поток не ритмичный.
Далее назначаем потоки и определяем их направление, для чего
весь комплекс работ расчленяем на составляющие строительные процессы и
закрепляем каждый из них за бригадами или звеньями, максимально совмещая во
времени и пространстве выполнение этих процессов по захваткам (ярусам).
При формировании потоков учитываем все условия для
возможности эффективного выполнения составляющих их процессов на одном частном
фронте в одно и тоже время.
Численность рабочих в смену и состав бригады определяется в
соответствии с трудоемкостью и продолжительностью работ. При расчете состава
бригады исходят из того, что переход с одной захватки на другую, по
возможности, не должен вызывать изменений в численном и квалификационном
составе бригады. Подготовительный период, следующий после выполнения
организационных мероприятий, включает работы, которые необходимо выполнить,
чтобы подготовить площадку к строительству.
В состав работ подготовительного периода входят следующие
виды работ:
·
создание геодезической сетки;
·
освоение строительной площадки, расчистка территории;
·
вертикальная планировка территории с устройством стока
поверхностных вод;
·
устройство временных автодорог;
·
создание общеплощадочного хозяйства и других хозяйств,
обеспечивающих строительное производство;
·
монтаж временных зданий и механизированных установок;
·
ограждение участка;
·
устройство временных сетей и установок и установок для
снабжения строительства водой, электроэнергией, паром и теплом;
·
сооружение наружных внутриплощадочных инженерных сетей.
4.3 Определение объемов и
трудоемкости строительно – монтажных работ
Подсчет
объемов и трудоемкости работ осуществляется как на общем фронте работ так и на
частных фронтах. При этом следует руководствоваться указаниями, приведенными в СниП
3.01.01. – 85* «Организация строительного производства», М : Госстрой СССР
1990г.
Степень
детализации номенклатуры работ и еденицы измерения объемов должны
соответствовать ЕниР «Общестроительные работы», М : Стройиздат 1988 – 1990 Сб 1
– 8; 11,12, 19, 24. В перчень работ включаются все основные строительные
работы, выполняемые непосредственно на строительной площадке и определяющие
технологическую цепочку.
Объемы
и трудоемкости строительно–монтажных работ сведены в таблицу 4.1
4.4 Выбор основных строительных машин и механизмов
4.4.1 Выбор монтажного крана
При организации
СМР на данной строительной площадке, желательно осуществить монтаж всех
элементов 1 краном. Для выбора оптимального варианта схемы «здание – кран»,
необходимо знать монтажные параметры возводимого здания:
·
место установки элемента ( необходимую ширину охвата здания
стрелой крана);
·
размеры и массу сборных элементов;
·
высоту установки элемента.
При производстве
работ нулевого цикла установку самоходного крана вблизи откоса котлованв
производим в соответствии со СниП ||| - 4 - 80*. Для суглинистых грунтов при
глубине котлована 2м. расстояние от основания откоса выемки до ближайшей опоры
машины принимаем 2 м.
При производстве
работ нулевого цикла выбираем гусеничный кран по грузоподъемности и вылету
стрелы. Масса фундаментного блока составляет 3,23 т. ширина здания 17 м. По
этим данным выбираем гусеничный кран СКГ – 401.
Технические
характеристики крана СКГ – 401:
·
грузоподъемность при наибольшем вылете стрелы 5,2 т;
·
грузоподъемность при наименьшем вылете стрелы 35 т;
·
наибольший вылет стрелы 19 м;
·
наименьший вылет стрелы 5 – 5,8 м.
При возведении
надземной части здания будем рассчитывать башенный кран.
Для башенных
кранов с поворотной башней и нижним противовесом, наименьшее допустимое
расстояние между осью подкрановых путей и ближайшей стеной строящегося здания
определяется из выражения:
В = 0,5 *
bк + 0,5 *
lшп + 0,2 + lб + lбез
где:
bк – ширина колеи крана;
lшп – длина шпалы;
0,2 – минимально
допустимое расстояние от конца шпалы до откоса балластной призмы;
lб – длина откоса
балластной призмы;
lб = (hб + 0,05 ) * m
здесь:
hб – высота балласта из
песка hб = 0,30м, из щебня или
гравия hб = 0,25м.
m – уклон боковых сторон балластной призмы, равный для песка 1
: 2, для щебня или гравия 1 : 1,5;
lбез – безопасное
расстояние, принимаемое не менее допустимого расстояния от выступающей части
крана до габарита здания, равное 0,7 м. на высоте до 2 м. и 0,4 м. более 2 м.
Таким образом
наименьший вылет стрелы крана должен быть не менее величины :
Lстр = В + b
где:
b – ширина монтируемого здания.
Наибольшую высоту
подъема элемента Hмон считают от
головки рельса до центра грузового крюка и определяют по формуле:
Hмон = hм.у. + hб + hэ + hр
где:
hм.у. – расстояние от
основания крана до монтажного уровня здания;
hб – высота подъема
элемента над ранее установленной конструкцией равная 2 м;
hэ – высота
устанавливаемого элемента;
hр – расчетная высота
захватного приспособления 2 – 5 м.
Таким образом,
требуемая высота подъема крюка определяется из условия возможности монтажа
верхней плиты покрытия по наибольшей величине.
Для нашего здания
определим расстояние между осью подкрановых путей и ближайшей стеной:
lб = ( 0,3 + 0,05 ) *
0,5 = 0,175
В = 0,5 *
4,5 + 0,5 * 0,4 + 0,2 + 0,175 + 0,4 = 3,2м.
Определим
наименьший вылет стрелы:
Lстр = 1,2 + 22,6 =
23,8 м.
Определим высоту
подъема крюка:
Hмон = 18,25 + 2 +
0,22 + 5 = 25,5 м.
По полученным
характеристикам подберем кран:
Вылет стрелы –
23,8 м.
Высота подъема
крюка – 25,5 м.
Грузоподъемность –
2,5 т.
Технические
характеристики выбранного нами крана КБ – 100:
Вылет стрелы – 25
м.
Высота подъема
крюка – 33 м.
Грузоподъемность –
8 т.
Определим длину
подкрановых путей :
Lпп = lкр + Вкр + 2 * lторм + 2 * lтуп
где:
lкр – расстояние
между крайними стоянками крана м;
Вкр –
база крана;
lторм – величина
тормозного пути принимаемая не менее 1,5 м;
lтуп – расстояние от
конца рельсов до тупиков, равное 1,5 м.
lкр – 74 м.
Lпп = 74 + 4,5 + 2 *
1,5 + 2 * 1,5 = 84,5 м.
Длина подкрановых
путей получается 84,5 м, но в связи с тем, что длина полузвена равна 6,25м,
назначаем длину подкрановых путей кратную длине полузвена, исходя из этого
длина подкрановых путей равна 87,5 м.
Проведем
экономическое сравнение конкурирующих кранов в качестве конкурирующих кранов возьмем
КБ – 308 и КБ – 100.
Характеристики
конкурирующих кранов.
Таблица 4.3
Параметры
|
Марки
конкурирующих кранов
|
КБ -
308
|
КБ –
100
|
Максимальная
грузоподъемность т.
|
8
|
8
|
Монтажная
масса плиты покрытия т.
|
2,5
|
2,5
|
Минимальный
вылет стрелы м.
|
4,8
|
12,5
|
Высота
подъема крюка м.
|
32
|
48
|
Для выбора
наиболее оптимального варианта выполняем экономическое сравнение по приведенным
затратам.
Себестоимость
эксплуатации за весь период использования кранов на монтаж определяем по
формуле:
С = [Е + (Эг
* Тф / Тг) + Эсм * Тф] *
( 1 + кнр / 100);
где:
Е – единовременные
затраты;
Е1 =
800 р. Е2 =450р.
Эг –
годовые отчисления;
Эг1 =
4100р. Эг2 = 4130р.
Тф –
число машино – смен работы крана;
Тф1 = Тф2
= 147,1 маш.см.
Эсм –
сменные эксплуатационные расходы;
Эсм1 =
4,67 руб/ч. Эсм2 = 4,13 руб/ч.
Тг –
нормативное количество часов работы крана в году;
Тг1 =
3100ч. Тг2 = 3200ч.
Кнр –
нормативные накладные расходы на СМР в размере 18%:
С = [ 800 + (4100 *
147,1 / 3100) + 4,67 * 147,1] * (1 + 18 / 100) = 1984,0
руб.
С = [ 450 + (4130 *
147,1 / 3200) + 4,13 * 147,1] * (1 + 18 / 100) = 1471,8
руб.
Капитальные
вложения определяем по формуле:
К = Ки
+ Ке + Ко;
где:
Ки –
инвентарная расчетная стоимость крана:
Ки1 =
34300 р. Ки2 = 34700 р.
Ке –
единовременные затраты на дополнительные элементы основных фондов ( принимаем Ке
= 0,2 * Ки ):
Ке1 =
6860 р. Ке2 = 6940 р.
Ко –
стоимость оборотных средств, принимается в размере единовременных затрат :
Ко1 =
800 р. Ко2 = 450 р.
К1 =
34300 + 6860 + 800 = 41960 р.
К2 =
34700 + 6940 + 450 = 42090 р.
В связи с тем, что
краны могут задерживаться во времени не одинаково, норматив корректируют с
помощью коэффициента учета срока выполнения работ:
k1 = k2 = Тф / ( В * D) = 147,1 / ( 1 *
378) = 0,38.
где:
В – планируемое
количество смен;
D – число рабочих дней в году.
Приведенные
затраты определяем по формуле:
З = С + Ен * к
* k.
Ен –
нормативный коэффициент эффективности, равный 0,15;
З1 =
1984 + 0,15 * 41960 * 0,38 = 4375,7 р;
З2 =
1471,8 + 0,15 * 42090 * 0,38 = 3870,9 р.
Так как З2
< З1 принимаем вариант 2 как наиболее оптимальный.
Технические
характеристики крана КБ – 100
Грузоподъемность –
8 т.
Вылет стрелы – 25
м.
Высота подъема –
33 м.
Колея – 4,5 м.
База – 4,5 м.
Годовой
экономический эффект определяем по формуле:
Эг = (З1
– З2) * tн = (4375,7 – 3870,9) *
1 =504,8 р.
Tн – сроки выполнения
строительно монтажных работ, принимаем на основании полученных результатов кi , но в пределах tн > 1.
4.4.2
Выбор транспортных средств.
Основные машины и
механизмы
Таблица 4.4
Вид работ
|
Машина
и механизм
|
Марка
|
Основные
характеристики
|
Кол-во
|
Планировка
срезка раст.
|
Бульдозер
|
ДЗ-17А
|
Масса 1,7 т.
Мощ. 55 кВт.
Отвал 2,56 *
0,81; поворотный
|
1
|
Обр. засыпка
грунта
|
Бульдозер
|
ДЗ-17А
|
Масса 1,7 т.
Мощ. 55 кВт.
Отвал 2,56 *
0,81; поворотный
|
1
|
Уплотнение
грунта
|
Каток
|
ДУ-14
|
Масс 30 т; Мощ
55 кВт;
Ширина 2,22;
толщина слоя 0,4
|
1
|
Разработка
грунта в
котловане
|
Экскаватор
|
ЭО-505
|
Vковш- 0,65м3;
глуб. Копания 4 м.
Rкопания –
9,2 м; Нвыгр- 6.14 м.
|
2
|
Монтаж элементов
каркаса
|
Кран
|
КБ-100
|
Q = 8 т; L = 25 м; Н = 24 м.
|
1
|
Штукатурные
работы
|
Раствор - с
|
СО-49Б
|
Q = 4 м3/ч; Масса 254 кг.
габариты 1,26 *
0,48 * 0,8
|
2
|
Сварные работы
|
Сварочный
аппарат
|
СА-85Г
|
Напряжение 380
В; передвижной; масса 585 кг.
|
2
|
Кровельные
работы
|
Подъемник
|
С-867
|
Q= 0,25; L = 11 м; Нпод = 26 м.
|
2
|
Бетонные работы
|
Вибратор
|
СО-47
|
|
1
|
Выбор
транспортных средств.
При выборе
транспортных средств исходим из массы и габаритов монтажных элементов,
состоянии дорог и т.д.
Наиболее широкое
применение при монтаже зданий получил автомобильный транспорт.
Количество
транспортных средств определяют исходя из объема конструкций, подлежащих
перевозке, дальности транспортирования,
грузоподъемности
транспортных средств и необходимости обеспечения бесперебойной работы
монтажного крана.
При доставке
конструкций, с разгрузкой их у места монтажа, количество транспортных единиц в
смену определяем по формуле:
N =Qсут / Псм *
n.в
где:
Qсут – число элементов
данного вида, монтируемых в течении суток;
n – число смен в сутках;
Псм –
сменная производительность;
Псм =
492 * q * кв / tg.
где:
492 –
продолжительность смены в минутах;
q – число элементов перевозимых за один рейс;
кв –
коэффициент использования машинного времени (0,8 – 0,9);
tg – продолжительность цикла одной автотранспортной единицы;
tg = tп + 120 * l / Vср + tр + t|м.
где:
tп – время погрузки
элемента на заводе;
tр – время разгрузки
элемента на объекте;
t|м –время маневра на стройплощадке и на заводе (10 – 15 мин.);
l – расстояние от завода изготовителя до строительной площадки
(l = 25 км.);
Vср – средняя
скорость V = 39 км /ч.
Необходимые
транспортные средства
Таблица 4.5
Наименование
элемента
конструкции
|
Масса
одного
эл-та
|
Автотранспорт сре-ва
|
Кол-во элементов
укладываемых
в транспорт
|
Коэффициент
использования по Q
|
Марка
тягача
(прицепа)
|
Грузоподъ
емность
|
сваи
|
3,23
|
МАЗ 504А
УПР-1212
|
12
|
3
|
0,8
|
Прогоны и ригели
|
3,5
|
КаМаЗ5410 УП
1412
|
14
|
4
|
1
|
Плиты покрытия и
перекрытия
|
2,5
|
ЗИЛ 130Б1 УПЛ
0906
|
9
|
3
|
0,83
|
Блоки стен
подвала
|
1,63
|
МАЗ 504А
УПР-1212
|
12
|
7-9
|
0,95
|
Перемычки
|
1,3
|
МАЗ 504А
УПР-1212
|
12
|
7-9
|
0,95
|
Кирпич в
поддонах по 200 шт.
|
0,64
|
КаМаЗ5410 УП
1412
|
14
|
10
|
0,45
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15
|