скачать рефераты

МЕНЮ


Законодательная власть в зеркале СМИ (на примере общефедеральных печатных изданий)

Во-вторых, в самом принципе разделения властей, на основе которого осуществляется государственная власть в Российской Федерации, заложено единство системы государственной власти в РФ, обеспечиваемое верховенством актов, исходящих от представительного органа - парламента России.

Конституция РФ по существу установила определенный баланс правомочий каждой из палат в процессе законодательной деятельности:

- законопроекты вносятся в Государственную думу;

- предусмотрена возможность и имеется четкое правило, позволяющее преодолеть несогласие Совета Федерации с принятым Государственной Думой законом: «…федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы» (ч.5 ст.105 Конституции РФ).

Кроме того, Конституцией РФ ограничены сроки, в течение которых Совет Федерации обязан рассмотреть законы, переданные ему Государственной Думой, предусмотрена возможность создания палатами согласительной комиссии для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой (ч.4 ст.105 Конституции РФ).

Таким образом, в качестве законодательного органа Российской Федерации Федеральное Собрание выступает как совокупный орган, состоящий из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы.

1.1.3 Федеральное Собрание в системе органов государственной власти Российской Федерации

Конституция РФ учреждает Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума) как один из органов, осуществляющих государственную власть в Российской Федерации (ч.1 ст.11). Другая важная гарантия, закрепленная в «Основах конституционного строя», состоит в том, что орган законодательной власти как часть системы разделения властей самостоятелен по отношению к другим.

Независимость - важнейшее условие успешного выполнения парламентом своих функций. Федеральное Собрание не подчиняется какому бы то ни было контролю со стороны исполнительной власти. Обе палаты Федерального Собрания создают себе вспомогательный аппарат, в деятельность которого исполнительная власть не вмешивается. Вместе с тем законотворческая независимость не является абсолютной. Она ограничивается через такие институты конституционного права, как референдум.

Федеральное Собрание отражает реальный федерализм, построенный на строгом разделении предметов ведения и полномочий органов государственной власти Федерации и ее субъектов. Как представительный орган Федеральное Собрание выступает выразителем интересов и воли всего многонационального народа, т.е. граждан Российской Федерации. Чисто внешне представительный характер Федерального Собрания возникает вследствие того, что депутаты Государственной Думы представляют своих избирателей, а члены Совета Федерации являются представителями субъектов Российской Федерации.

Как представительный орган Федеральное Собрание, безусловно, вправе выступать от имени всего народа даже тогда, когда воля парламента опирается лишь на большинство, а не на всех депутатов. Однако это право не является исключительным, т.е. принадлежащим только парламенту, поскольку им наделен и Президент Российской Федерации, также избираемый путем всеобщих демократических выборов. В этом заключается специфика народного представительства в президентской республике с ее принципом разделения властей.

Самостоятельность и независимость законодательной власти также вырастают из принципов суверенитета народа и разделения властей. Эта власть образуется на основе прямого волеизъявления народа, а потому в процессе своей деятельности законодательный орган не зависит от президента и судебной власти, хотя и тесно с ними взаимодействует.

«Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. Двухпалатная структура Федерального Собрания эффективно помогает разрешению разногласий между различными социальными группами населения. Состав палат, как и принципы их комплектования, различен. Государственная Дума состоит из 450 депутатов, а в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. Государственная Дума избирается на конституционно установленный срок - 4 года, а Совет Федерации установленного срока своей легислатуры не имеет». Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. - М.:НОРМА, 2001 - С.354.

1.2 Компетенция Федерального Собрания

Компетенция парламента - это объем полномочий, через которые раскрываются основные функции данного органа государственной власти. Парламентам свойственны три классические основные функции, на которых, собственно, и выросла представительная система:

1) принятие законов;

2) утверждение государственного бюджета;

3) определенный контроль за исполнительной властью.

В Российской Федерации предметная законодательная компетенция Федерального Собрания конституционно в полном объеме и системно не установлена. Предметная компетенция указана в Конституции РФ и в другой форме. Предметная компетенция определяет как бы общую направленность законодательной деятельности Федерального Собрания. Но каждая из палат Федерального Собрания обладает еще и специальной компетенцией, прямо установленной Конституцией РФ.

В компетенцию Совета Федерации входят следующие вопросы:

1) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;

2) утверждение указов Президента РФ о введении военного положения и о введении чрезвычайного положения;

3) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории РФ;

4) назначение выборов Президента РФ;

5) отрешение Президента РФ от должности;

6) назначение на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ;

7) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ;

8) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты РФ и половины состава ее аудиторов;

9) назначение членов Центральной избирательной комиссии РФ;

10) обращение в Конституционный Суд РФ.

Специальная компетенция Государственной Думы:

1) дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ;

2) выражение недоверия Правительству РФ;

3) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека;

4) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

5) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ;

6) выдвижение обвинения против Президента РФ;

7) объявление амнистии;

8) обращение в Конституционный Суд РФ.

1.3 Исторические этапы развития законодательной власти в России

Идея принятия законов народным представительством появилась еще в 18 столетии. В.Н. Татищев разработал проект, в котором предлагал избирать государя «обще-народьем», понимая под ним лишь дворянство. Считая, что издание законов нельзя доверять одному человеку, он намечал создание в помощь монарху особого двухпалатного органа. Но этим благим намерениям по государственному переустройству не суждено было осуществиться даже частично.

В начале 19 столетия в связи с реформаторской деятельностью М.М. Сперанского, талантливого администратора и знатока тонкостей российского правления, впервые серьезно обсуждался вопрос о разделении властей и парламенте. Именно в проекте Сперанского впервые появился изобретенный им термин Государственная Дума. Должны быть последовательно сформированы Государственный Совет (верхняя палата) и на основе выборов Государственная Дума. Государственный Совет собрался на свое первое заседание 1 января 1810 г. и продолжал свою работу вплоть до февраля 1917 года. Но Государственная Дума не успела начать свою деятельность, так как Сперанского постигла участь большинства реформаторов - из-за придворных интриг он оказался в опале и был отправлен в ссылку.

После М.М. Сперанского разработка основ парламентаризма в его российском варианте не прекращалась, получив продолжение в сочинениях декабристов, особенно в «Конституции» Н.М. Муравьева и «Русской правде» П.И. Пестеля. Декабристы намеревались дать России политическую свободу, пробудить гражданский дух и достоинство личности. Но страна еще не была готова к таким преобразованиям. Трагическое поражение восстания декабристов в 1825 г. на несколько десятилетий прервало эти изыскания.

Ближе всех к реализации идеи народного представительства в России в 19 веке подошел император Александр II, который последовательно провел ряд фундаментальных реформ, означавших частичную реализацию на деле принципа разделения властей. Со второй половины 19 века начинается процесс перестройки государственной системы и перерастания абсолютной монархии в конституционную.

Создание парламента зависит от активной совместной деятельности самого общества. В начале 20 века российское общество, которое уже получило определенный навык участия в политической жизни в рамках земского и городского самоуправления, подталкивало Николая II и выражало свою готовность к созданию в России представительства, к участию в управлении государством, в законодательной деятельности. 17 октября 1905г. Николаем II был издан Манифест, провозгласивший «незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов» Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. - М.: НОРМА, 2001 - С. 36.. Манифест провозгласил создание бессословного законодательного органа (Государственной думы), ограничение власти самодержавного монарха. Основные законы учредили двухпалатную парламентскую систему (Государственная дума и Государственный совет) при сохранении сильной власти царя: без его утверждения закон не мог вступить в силу. Для избрания Государственной думы вводилось избирательное право, основанное на привлечении к выборам широких слоев населения, хотя и на неравных условиях. Государственной думе, которая должна была избираться сроком на пять лет, предоставлялось право утверждения всех законов, которые, однако, могли приниматься и царем, но с одобрения обеих палат парламента. Депутаты не несли ответственности перед избирателями. Вторая палата (Государственный совет) имела те же права, что и Дума.

«Манифест 17 октября 1905г. явился для России начала 20 века и вообще для российской истории колоссальным прорывом. Манифест подводил итоги вековому движению к либерализму, к реформизму, к ограничению самодержавия, которые общество выстрадало за столетие» Богатырева О.Н. Рождение российского парламентаризма: исторические итоги и уроки // Российский парламентаризм: история и современность. - Екатеринбург: Изд-во Уральского универ-та, 2006 - С.9.. Манифест стал нашей Великой Хартией Вольностей, так как впервые в истории были провозглашены и законодательно закреплены демократические права и свободы россиян на основе неотъемлемых прав личности. Подписывая манифест, Николай II с тяжелым сердцем признался, что дарует конституцию.

Государственная дума первого созыва оказалась бесплодной и просуществовала семьдесят два дня, второго созыва - сто два дня. Между Думой и Советом постоянно возникали разногласия, происходили частые смены главы и состава правительства, акты исполнительной власти стали занимать все большее место среди источников конституционного права. «Что, в конце концов, помешало Государственной думе быть успешной и дееспособной? Состояние опьянения молодой российской демократией, парламентаризмом, состоянием вседозволенности. Тогда многие полагали, что если чуть-чуть надавить, то авторитарная система развалится, настанут свободные времена демократии, как в передовых западных странах» Там же - С.10..

Вторая Государственная дума просуществовала на месяц дольше первой. Она была, в сущности, еще хуже первой как по необразованному радикализму, так и по неспособности к какому-нибудь конструктивному диалогу. «Основной причиной роспуска II Думы послужило несоответствие ее работы Совета Министров, Государственного совета, императора и Основным государственным законам Российской империи. Это несоответствие выражалось в отсутствии взаимодействия и слаженности законодательной работы, при наличии большинства радикальных депутатов. Вместо принятия законопроектов и мероприятий по улучшению государственной жизни, Государственная дума подвергала все длительному дискуссионному обсуждению с дальнейшим оппозиционным отказом. Большое количество представителей радикальных социалистических течений в Думе провоцировало антагонизм мнений и конфронтацию с официальной властью. Отсутствие парламентских традиций и систематической избирательной процедуры в России не позволило целенаправленно и полноценно осуществить работу II Думы». В.Н. Романчук. Причины роспуска Государственной думы 1 и II созывов // Российский парламентаризм: история и современность. - Екатеринбург: Изд-во Уральского универ-та, 2006 - С.11.

Деятельность IV Государственной думы пришлась на период пика всестороннего кризиса, приведшего к революции и кардинальным изменениям в государственном и политическом устройстве страны. Манифест о создании в России Государственной думы был подписан императором Николаем II в условиях набиравшей силу революции 1905-1907 гг. По многим причинам, среди которых - страх перед новой революцией и зависимость российской экономики от зарубежных кредитов, требовавшей внутренней обстановки в стране, император вынужден был смириться с существованием представительного органа. Однако при этом император всеми средствами старался поставить его в полную зависимость от своей воли и от воли правительства. Однако правительственные меры по обеспечению «лояльности большинства» в Думе успеха не имели, поэтому начали предприниматься всевозможные попытки уменьшить эффективность ее деятельности и найти предлог для ее роспуска. «Начало Первой мировой войны явилось своеобразным рубежом во взаимоотношениях правительства и императора с одной стороны и представительного органа - с другой. Вместе с тем, в военной обстановке еще резче, проявилась неспособность правительства организовать эффективное руководство страной и распределение ее экономического потенциала» Ю.Н. Машковская. IV Государственная Дума: опыт взаимодействия представительной и исполнительной властей // Российский парламентаризм: история и современность. - Екатеринбург: Изд-во Уральского универ-та, 2006 - С.12.. Говоря о деятельности Думы после начала войны в области политического управления страной, стоит отметить, что почти ни одно предложение или законопроект депутатов в этой сфере не были полностью претворены в жизнь. Тем временем военные неудачи и министерская чехарда способствовали быстрому росту внутренней напряженности в стране. «Таким образом, настойчивое нежелание воспринимать всерьез представительный орган, пренебрежение его рекомендациями и предложениями, отказ идти с ним на какое бы то ни было сотрудничество, фактически, обрекли правительство на роль пассивного наблюдателя собственного крушения и распада. Растерянность и нерешительность Думы, ее неспособность сплотить вокруг себя революционные силы объясняется не только неумением «народных избранников» управлять государством, но и тем, что они привыкли действовать с постоянной оглядкой на правительство, решения которого имели огромный приоритет перед решениями и предложениями представительного органа» Ю.Н. Машковская. IV Государственная Дума: опыт взаимодействия представительной и исполнительной властей // Российский парламентаризм: история и современность. - Екатеринбург: Изд-во Уральского универ-та, 2006 - С.12..

Подводя итоги, стоит отметить, что Государственная дума четвертого созыва сыграла одну из главных ролей на политической арене предреволюционной России. Ее продуктивная деятельность, особенно в военное время, оказала положительное влияние как на внутреннюю обстановку в стране, так и на международное положение государства.

Многие правила, заложенные депутатами первых дум, 103 года назад, работают до сих пор: каждый закон должен рассматриваться в трех чтениях и утверждаться обязательно тремя инстанциями: Госдумой, Госсоветом - прототипом Совета Федерации - и главой государства.

В ходе Февральской (1917г.) революции конституционная монархия была легитимно свергнута. Депутаты Государственной думы сформировали Временное правительство, которое провело политическую амнистию, взяло под защиту гражданские права и свободы. 1 сентября 1917г. Россия провозглашается республикой, к этому времени прекратила свои заседания Государственная дума.

Тоталитарное конституционное право начинает складываться с 25 октября 1917г., когда II Всероссийским съездом Советов был принят Декрет о власти, оформивший государственный переворот. Неограниченная исполнительная власть стала самой характерной чертой нового государственного устройства. При полном отрицании прав и свобод человека эта власть, сразу ставшая самой главной, не стесненная судебным или парламентским контролем, рождала чудовищные злоупотребления. Новая структура власти практически исключили свободу выборов. Многоступенчатая система выборов практически лишала рядовых граждан возможности реально влиять на состав высших органов власти. Вся система Советов, постепенно выстраиваясь в централизованную, являла собой олицетворение диктатуры верхов, требовавших со все большей настойчивостью выполнения своих приказов и уходивших от ответственности за беззакония на местах. Это была безраздельная, бесконтрольная и абсолютная власть. «Нет оснований говорить о Советах как органах подлинного народовластия. Это были чисто классовые организации. Но значительные слои рабочих и крестьян, поддержавшие меньшевиков и эсеров были лишены представительства в Советах. «Нетрудящиеся слои» вообще не имели права голоса. Знаменитая «четыреххвостка» приказала долго жить. Полномочия Советов во многом стали аналогичными полномочиям земств и городских дум. Утверждение о полновластии Советов и народном характере советской власти глубочайшее заблуждение, сохраняющееся до сих пор» Обухов Л.А. Власть Советов: реальность или миф? (октябрь 1917-1918гг.) // Российский парламентаризм: история и современность. - Екатеринбург: Изд-во Уральского универ-та, 2006 - С.21..

С конца 80-х гг. в Советском Союзе начался процесс реформ (перестройка), который затронул и сферу государственного права. Этот процесс был связан с именем М.С.Горбачева. Наиболее важным шагом было разрушение монополии КПСС на руководство обществом и государством. Государственно-правовые реформы начались с создания органов народного представительства (Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР). Эта двухзвенная система на первом этапе имела прогрессивное значение, ибо позволила создать начала свободного парламентаризма. Съезд, однако, по своей структуре был организацией корпоративного типа, в нем по заранее утвержденной квоте были представлены КПСС, профсоюзы, комсомол, другие общественные организации.

В апреле 1990г. был провозглашен суверенитет РСФСР, 12 июня 1991г. впервые всенародно избран ее Президент - Б.Н.Ельцин. После провозглашения России суверенным государством в соответствии с волей народа была проведена демократизация ряда институтов конституционного права. Появились важные новеллы в механизме государственной власти: введен институт президентства, учреждены двухпалатный Верховный Совет и Конституционный Суд.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.