скачать рефераты

МЕНЮ


Законодательная власть в зеркале СМИ (на примере общефедеральных печатных изданий)

В 1992-1993 гг. между Президентом и Верховным Советом стали назревать серьезные разногласия, которые завершились острым конституционным кризисом. 21 сентября 1993г. Президент издал Указ №1400, которым приостановил деятельность Верховного Совета и объявил о проведении новых выборов. 3-4 октября произошли трагические события, связанные с применением силы обеими сторонами, после чего на всенародное голосование была вынесена новая Конституция, которая и была принята 12 декабря 1993г. Одновременно были проведены выборы в новые органы власти (Государственную Думу и Совет Федерации). Этим завершился конституционный кризис, а в стране установилась новая форма правления.

С принятием новой Конституции и формированием Федерального Собрания закончился период президентского правления. Начался сложный и трудный процесс создания нового конституционного права, претворения в жизнь конституционного механизма власти. Парламентская оппозиция, сформированная в Государственной Думе, стала действовать в основном с соблюдением конституционного разделения властей, в рамках своей компетенции.

Жизненность и демократизм новой Конституции ясно проявились в ходе выборов в Государственную Думу, состоявшихся 17 декабря 1995г. Это были первые демократические парламентские выборы, основанные на прочной законодательной базе. Они позволили конституционным путем передать законодательную власть от прежнего состава представительного органа новому.

Сегодняшнее состояние отечественного парламентаризма позволяет предположить, что он «состоялся по форме, но не по содержанию» Керимов А.А. Современный российский парламентаризм: состояние и перспективы // Российский парламентаризм: история и современность. - Екатеринбург: Изд-во Уральского универ-та, 2006 - С.51.: разработаны процедуры относительно демократических выборов, регламенты обеих палат Федерального Собрания. Но российский парламентаризм не сложился как система представительства интересов широких социальных групп граждан. Более того, «стратегия взаимоотношений исполнительной власти с парламентом всех уровней строится на сведении их функций исключительно к законодательной деятельности в ущерб осуществления представительства и парламенты всех уровней современной России ориентированы скорее на интересы элитных социальных групп, чем на жизненные интересы простых граждан». Там же, С.51.

«Современный российский парламент вряд ли имеет что-то общее, кроме названия, с Государственной думой начала 20 века. Однако это не исключает внешних аналогий. Наиболее характерно в этой связи доминирование бюрократических структур власти над законодательным органом как в царской, так и современной России. Объем полномочий нынешнего президента Российской Федерации, по крайней мере, не меньше, чем был у императора Николая II после революции 1905г.; как и тогда Дума лишена возможности контролировать правительство, систему исполнительной власти. Отлично то, что лидеров политических партий, большинство депутатов Государственной думы начала 20 века выгодно отличали от современной российской политической элиты четкость идеологических и политических установок, умение сформулировать задачи и приоритеты, независимость от государственной бюрократии, твердости и решительности в отстаивании своих убеждений» Азаров В.Н. К вопросу о преемственности в истории российского парламентаризма // Российский парламентаризм: история и современность. - Екатеринбург: Изд-во Уральского универ-та, 2006 - С.39..

Современный российский парламентаризм существует и, по всей видимости, будет существовать в рамках президентской республики. Повышение роли парламента в части формирования правительства становится практически невозможным, поскольку Президент имеет собственную легитимность и определяет состав администрации и исполнительных органов власти. Оценивая сегодняшнее состояние и особенности становления современного российского парламентаризма, можно выделить следующее: прежде всего, состоялась институционализация парламента, он утвердился в качестве не только политического, но и правового института; за последние годы парламент стал мощным фактором стабилизации общества.

Подводя итог данной главе, следует отметить, что в России за относительно короткий отрезок времени парламентаризму пришлось пройти сложный путь становления и развития. Избирательное законодательство привело к трансформации государственного аппарата в нашей стране и в начале, и в конце ХХ века. За последнее десятилетие ХХ века Россия пережила такое количество избирательных кампаний различного уровня, какого она не видела за всю свою историю. Это явление вполне характерно для обществ с зрелой или строящейся демократией, в которых представительства становятся одним из механизмов смены правящей политической элиты. В начале 90-х гг. ХХ века Россия вынуждена была обратиться не только к западному, но и к историческому отечественному опыту при создании демократической политической системы, многопартийности, организации и проведения избирательных кампаний, их информационного сопровождения.

Как это ни печально, но нельзя упускать и тот момент, что практически все социологические исследования фиксируют негативное отношение большинства населения к Государственной думе. Энтузиазм времен «перестройки», когда переход к демократии и свободные выборы считались универсальным средством решения политических, социальных и экономических проблем, сменился разочарованием в демократических реформах.

Выделим возможные направления совершенствования российского парламентаризма. Это связано: во-первых, с представительной функцией - развитием партийной системы. Партии являются связующим звеном между гражданским обществом и государственной властью. И без усиления партий усиление парламентаризма вряд ли возможно; во-вторых, с функцией парламента - служить противовесом исполнительной власти. Реализация обозначенной проблемы по сдерживанию исполнительной власти в рамках президентской республики, прежде всего, связано с усилением контрольных функций парламента. В целом современный российский парламентаризм можно охарактеризовать «как институционально сформированную, но содержательно недостаточно наполненную систему властных отношений, базирующуюся на формальном признании демократических основ взаимодействия государства, общества и личности». Керимов А.А. Современный российский парламентаризм: состояние и перспективы // Российский парламентаризм: история и современность. - Екатеринбург: Изд-во Уральского универ-та, 2006 - С.52.

Таким образом, подводя итог данной главе исследования, мы можем сделать следующие выводы:

1. Избирательное законодательство, как в начале, так и в конце ХХ века разрабатывалось представителями власти, а не народа. Россияне, таким образом, не приняли участие в обсуждении проекта законов о выборах.

2. Что касается возможности Государственной Думы лишить властных полномочий правительство, то они оказались на практике ограничены большим количеством конструкций как в начале, так и в конце ХХ века. Парламент и в 1993 году пытался воспользоваться своим правом воздействия на исполнительную власть, но в результате «октябрьского переворота» 1993 года в стране начала формироваться так называемая «управляемая демократия». Система сдержек была сформирована в конце 1993 года как создание максимальных противовесов нижней палате парламента - Государственной Думе и фактическое отсутствие оных в отношении исполнительной власти.

3. Тем не менее, можно констатировать, что законодательная власть, т.е. парламент, состоялся как политический и правовой институт. Таким образом, состоялась институционализация парламента, он утвердился в качестве не только политического, но и правового института; за последние годы парламент стал мощным фактором стабилизации общества.

4. Но российский парламентаризм не сложился как система представительства интересов широких социальных групп граждан. Парламенты всех уровней современной России ориентированы на интересы элиты, чем на жизненные интересы простых граждан.

5. Современному российскому парламентаризму нужно развивать партийную систему и служить противовесом исполнительной власти, что выражается в усилении контролирующих функций парламента.

Глава 2. Средства массовой информации в общественно-политической системе государства

2.1 Общественные функции СМИ

В литературе, как отечественной, так и зарубежной, встречается далеко не совпадающий перечень функций СМИ. Отчасти эти различия задаются степенью развернутости характеристик функций СМИ (более развернутые подфункции выделяются в самостоятельные), отчасти - разным пониманием актуальности для современности тех или иных общественных задач, решаемых с помощью СМИ. В учебном пособии для факультетов журналистики «Средства массовой информации России» под редакцией декана факультета журналистики МГУ проф. Я. Н. Засурского Засурский Я.Н. Средства массовой информации России. - М. . 2001. - Ст. 25-27, выделяются следующие функции СМИ:

- информационная (доведение до сведения аудитории информации о фактах и событиях, имеющих место в жизни общества). Это, как правило, оперативная информация репортажного, новостного характера;

- аналитическая (осмысление, комментирование фактов, событий, тенденций развития тех или иных общественных процессов, организация общественного диалога);

- развлекательная (способствующая отдыху, снятию напряжения, получению удовлетворения).

Особняком авторы ставят формирование повестки дня (adenda setting) - фокусирование внимания аудитории на наиболее актуальных проблемах общественного развития, определение болевых точек социальной жизни; введения в зону оперативного информирования и анализа событий и явлений, имеющих значение для большинства граждан страны Там же. - Ст. 64..

Другой, существенно отличающийся перечень функций предполагает Е.П. Прохоров в упомянутой выше работе. В качестве исходной он выделяет коммуникативную функцию, функцию общения, налаживания контактов. Он не считает эту функцию чисто «технической», вспомогательно обеспечивающей реализацию других функций. Хотя в этом качестве они и выступают действительно, объем ее «полномочий» шире.

Как замечает Е.П. Прохоров прочный контакт с конкретным СМИ у аудитории устанавливается тогда, когда они признают его «своим», а социальные институты ощущают авторитет и силу влияния данного СМИ, обеспеченную поддержкой аудитории.

Вторая наиболее важная группа функции, по мнению Е.П. Прохорова носит непосредственно-организаторский характер - выдвижение суждений и оценок деятельности социальных институтов (властных в том числе) и должностных лиц на предмет выполнения ими своих обязанностей перед обществом. Таким образом, СМИ выполняют контрольные и регулятивные функции, оказывают воздействие (непосредственно или опосредованно, через формирование соответствующего общественного мнения) на деятельность социальных институтов и должностных лиц. Через этого рода деятельность в первую очередь и реализуется особый властный ресурс СМИ (СМИ как «четвертая власть»).

В числе наиболее значимых функций СМИ Е.П. Прохоровым называется функция формирования массового сознания (идеологическая или социально ориентирующая), которая включает в себя широкий диапазон воздействия - начиная с сообщений о фактах, событиях, воздействия на общественное мнение, до воздействия на ценности, идеалы, мировоззрение аудитории.

К идеологической функции примыкает культурно-образовательная - формирование политической, экономической культуры, этическое и эстетическое воспитание, а также пропаганда знаний из области медицины, физической культуры, культуры досуга и т. д.

На периферии системы функций находятся рекламно-справочная (удовлетворение утилитарных запросов аудитории) и рекреативная, о которой уже шла речь выше. Представление о развитии взглядов отечественных специалистов на природу функции СМИ дает В.В. Ворошилов в своей книге «Журналистика» (С. -Петербург, 1999 г.) Ворошилов В. В. Журналистика. 2-ое издание. - С. -Петербург, 2000., начиная от И. Хмары (1969 г.) до публикаций последних лет. Перечень и содержание функций в трактовке отдельных авторов отчасти совпадает, отчасти нет.

К примеру, И. Хмара называет следующие функции СМИ: информационная, просветительская, воспитательная, регулятивная, гедонистическая. Шагом вперед стал анализ приоритетных функций СМИ через призму позиций различных участников коммуникативного процесса и социальных ролей журналистики, к которым относятся духовно-идеологическая, информационно-коммуникативная, регулирующая и производственно-экономическая.

Значимым представляется и функция СМИ применительно к уровню социума и индивида. Так, применительно к социуму выделяются следующие функции Berger A. A. Media Analysis Techniques London: 1991. McQuail D. Mass Communication Theory. An Introduction. London: Sage, 1987:

I. Информационная:

- информирование о событиях и условиях жизни в обществе и мире;

- информационное обеспечение инновационных процессов.

II. Социальной связи:

- комментирование и интерпретация происходящего;

- поддержка существующих норм и властных отношений;

- социализация;

- координация разнонаправленной социальной активности, формирование общественного согласия.

III. Обеспечение преемственности:

- выражение образцов доминирующей культуры, обеспечение «узнавания» субкультур, новых культурных направлений;

- поддержание общности социальных ценностей.

IV. Рекреативная:

- создание возможностей для отдыха и развлечения;

- снижение социальной напряженности.

V. Мобилизации:

- организация кампаний в связи с актуальными целями в политике, экономике, социальной сфере.

Применительно к индивидууму структура функций СМИ будет иметь вид:

1. Информационная функция:

- нахождение информации о событиях и условиях жизни непосредственного окружения, общества, мира в целом;

- удовлетворение общих интересов и любознательности;

- обучение и самообразование;

- поиск советов, необходимой информации для принятия решений.

2. Функция личностной идентификации:

- подкрепление индивидуальных ценностей;

- получение сведений о моделях поведения;

- идентификация с ценностями других;

- достижение понимания самого себя.

3. Функция интеграции и социального общения:

- понимание положения другого, переживание;

- формирование основы для диалога, социального общения;

- помощь в реализации социальных ролей;

- возможность общения с семьей, друзьями, обществом.

4. Функция развлечения:

- эмоциональная разрядка;

- заполнение свободного времени;

- эскапизм, уход от проблем;

- получение эстетического наслаждения;

- сексуальное возбуждение.

В упомянутой работе В. В. Ворошилов в качестве генеральной функции СМИ называет «формирование и развитие общественного сознания с целью образования в людях социально-психологических качеств, взглядов и убеждений, отвечающих требованиям гражданского общества, основанного на демократизации и рыночных отношениях, и превращения убеждений в практические результаты в области материальной и духовной жизни» Ворошилов В. В. Журналистика. 2-ое издание. - С. -Петербург, 2000. - Ст. 86.

В своих работах С.П.Суворова утверждает, что «просветительская деятельность выступает как одна из функций журналистики, имеет целевой характер и определенную предметную область. Она осуществляется, сочетая в качестве средств такие виды деятельности, как информирование, популяризация, пропаганда, критика». Суворова С.П. Реализация просветительской функции журналистики на страницах современных общероссийских газет // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика, 2004, №1. - С.11. Особенность просветительских текстов заключается в том, сто они, во-первых, «переводят» специализированные продукты на язык массовой аудитории, а во-вторых, должны содержать в себе осмысление их с точки зрения адекватности гуманистическим тенденциям общественного развития. «В результате этот массив текстов становится стимулом к осознанному выбору адресатом информации знаний, норм и ценностей, что в конечном счете ведет к росту качества массового сознания». Там же, С.11.

Можно говорить о том, что представление о функциях СМИ менялось потому, что менялся и сам предмет. В современном, информационно насыщенном обществе СМИ играют другую, несравненно более важную роль, нежели они играли в середине прошлого века. Соответствующим образом расширяются, трансформируются их функции. Также мы ясно видим, что функции СМИ далеко не одинаковым образом реализуются в различных общественно-политических системах (отсюда и родились «четыре теории прессы»), что требует, в свою очередь, «заземления» анализа проблемы на конкретные условия той или иной страны.

К сожалению, в современном обществе СМИ всё больше и больше отводится манипулятивная роль. СМИ сегодня навязывают человеку идею тотальной взаимозависимости. Мы существуем в условиях «глобальной деревни», единой «человеческой семьи», как считал учёный Герберт Маршалл Макклюэн. «Будущая зеленая цивилизация», по Макклюэну, это ««глобальная родоплеменная деревня», где внешние цели человечества сменяются целями внутренними. Начались массовые поиски «личности в себе». Современные СМИ способствуют «взрыву» глубинных ценностей индивида» Каландаров Х. - Экополитика и коммуникативные процессы. - М. 1999. - с.12. Макклюэн также придерживался точки зрения, что СМИ не только передают информацию, но и сами активно влияют на индивидуальное и общественное сознание.

Итак, очевидно, что СМИ оказывают сильнейшее влияние на общество. В современном обществе они стали ««продолжением» физических органов и органов чувств человека» Макклюэн Г.М. - Понимая медиа. - Кучково поле, 2003. - с. 189.

2.2 Роль и место СМИ в жизни государства

2.2.1 Роль СМИ в политических процессах

Поскольку СМИ играют в политической жизни общества существенную роль, имея самое непосредственное отношение к его жизнедеятельности и выполняя репродуктивную (отображают политику через радио, TV, прессу) и продуктивную (творящую) функции, то они в той же степени, что и творцы политики, несут ответственность за происходящие в обществе процессы. А если это так, то они должны руководствоваться в первую очередь интересами общества и государства.

«Деятельность СМИ оказывает исключительно большое влияние на жизнь общества в целом, на социально-психологический и нравственный облик каждого из членов этого общества, потому что всякая новая информация, поступающая по каналам СМИ, соответствующим образом стереотипизирована и несет в себе многократно повторяемые политические ориентации и ценностные установки, которые закрепляются в сознании людей». Н.Каграманян. Место и роль СМИ в общественной жизни государства // Экономические стратегии, 2006, №8 - С.176. А в кризисные периоды исторического развития, как отмечал Герберт Блумер, люди в состоянии социального беспокойства особенно подвержены внушению, легко откликаются на различные новые стимулы и идеи, а также более податливы к пропаганде.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.