скачать рефераты

МЕНЮ


Документы и тайна

Проведение оперативно-розыскных мероприятий, которые рнраничивают конституционные права человека и гражданина тайну переписки и т.д., допускается на основании судебного ношения и при наличии информации (в ред. ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об опера-Цзивно-разыскной деятельности"" от 5 января 1999 г. № 6-ФЗ):

о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, по которому производ-Гство предварительного следствия обязательно; Бе о лицах, подготавливающих, совершающих или совершивних противоправное деяние, по которому производство предварительного следствия обязательно;

о событиях или действиях, создающих угрозу государствен.ной, военной, экономической или экологической безопас- ности Российской Федерации.

В случаях, которые не терпят отлагательства и могут при-вести к совершению тяжкого преступления, а также при на-ряичии данных о событиях и действиях, создающих угрозу 1:грсударственной, военной, экономической или экологиче-§:-<Жой безопасности Российской Федерации, на основании мо- тивированного постановления одного из руководителей орга-на, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, 1 допускается проведение оперативно-розыскных мероприятий с обязательным уведомлением суда (судьи). t; Основанием для решения судьей вопроса о проведении оперативно-розыскного мероприятия, ограничивающего консти- туционные права граждан, является мотивированное постановление одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность. Перечень категорий таких руководителей устанавливается ведомственными норма-Bl тивными актами.

По требованию судьи ему могут представляться также иные материалы, касающиеся оснований для проведения оперативно-розыскного мероприятия, за исключением данных о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и о лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе, об организации т и о тактике проведения оперативно-розыскных мероприятий.

Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, в пределах своих полномочий вправе также собирать данные, необходимые для принятия решений:

о допуске к сведениям, составляющим государственную тайну;

о допуске к работам, связанным с эксплуатацией объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, а также для окружающей среды;

о допуске к участию в оперативно-розыскной деятельности или о доступе к материалам, полученным в результате ее осуществления;

об установлении или о поддержании с лицом отношений сотрудничества при подготовке и проведении оперативно-розыскных мероприятий;

по обеспечению безопасности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;

о выдаче разрешений на частную детективную и охранную деятельность.

Религиозная тайна

Религиозную тайну можно отнести к персональным данным, так как она касается конкретно личности гражданина. Религиозную тайну можно разделить на два вида:

тайна верующего, его право скрывать свою принадлежность к религии;

тайна, доверенная священнику, которую тот не должен разглашать, например, тайна исповеди.

В соответствии со ст. 3 ФЗ "О свободе совести и религиозных объединениях": "Никто не обязан сообщать о своем отношении к религии".

По второму виду -- хранить в тайне доверенные на исповеди сведения -- профессиональная обязанность священника, предусмотренная церковными канонами. Эта тайна не может быть разглашена в общении священника с гражданами, включая должностные лица.

Право каждого довериться священнику на исповеди, зная, что священник не может быть допрошен о содержании исповеди. Священник не должен разглашать тайну исповеди не только на официальном допросе, но и в частной или полуофициальной беседе. В соответствии с ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" священник не может быть осведомителем правоохранительных органов, а также допро- шен в качестве свидетеля об обстоятельствах, которые стали ему известны на исповеди. В соответствии с п. 7 ст. 3 ФЗ "О свободе совести и религиозных объединениях" священник не может быть привлечен к уголовной ответственности за отказ от дачи показаний по указанным обстоятельствам.

Вторую разновидность религиозной тайны также можно отнести к такой группе конфиденциальной информации, как информация, связанная с профессиональной деятельностью.

Партийная тайна

Партийная тайна также является одной из разновидностей персональных данных или личной тайны.

В соответствии с ФЗ "О партиях" ст. 19 "Сведения о зарегистрированных политических партиях" -- информация о членах политической партии, представляемая для сведения в регистрирующие органы, относится к информации с ограниченным доступом. Разглашение информации без согласия соответствующих членов политической партии влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Членство в политической партии является добровольным и индивидуальным.

Членами политической партии могут быть граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет. Не вправе быть членами политической партии иностранные граждане и лица без гражданства, а также граждане Российской Федерации, признанные судом недееспособными.

Запрещено требовать от граждан Российской Федерации, чтобы они при представлении официальной информации о себе указывали членство в политической партии или отсутствие такового.

1.3 Документы, составляющие тайну следствия и судопроизводства

Следственная тайна связана с интересами законного производства предварительного расследования по уголовным делам.

В силу Уголовного процессуального кодекса (УПК) РФ сведения о ходе предварительного расследования могут быть преданы гласности только с разрешения прокурора, следователя или лица, производящего дознание. Такая информация может касаться как характера производимых следственных действий, так и доказательственной базы, перспектив расследования, круга лиц, участвующих в расследовании. Важно отметить, что в законе отсутствует перечень сведений, составляющих следственную тайну. Это означает, что прокурор, следователь или лицо, производящее дознание, могут по своему усмотрению устанавливать, какая информация о предварительном расследовании может быть специально охраняемой, а какая -- нет.

Свидетельская тайна

Свидетельская тайна (одна из разновидностей тайны судопроизводства, а также служебной и профессиональной тайны) связана с интересами охраны сведений, составляющих служебную и должностную тайны в силу исполнения лицом профессиональных обязанностей. Защитнику принадлежит право отказа от дачи показаний об обстоятельствах, ставших известными в процессе оказания юридической помощи; священнослужитель обладает правом отказа от дачи показаний по обстоятельствам, ставшим известными ему из исповеди. В федеральном законодательстве также существуют прямые указашя на возможность отказа от дачи свидетельских показаний лицами, обладающими: государственной (ст. 4 Закона РФ "О государственной тайне"), нотариальной (ст. 5 Основ законодательства РФ "О нотариате"), врачебной (ст. 35, 61 Основ законодательства РФ "Об охране здоровья граждан") тайнами и т.д.

Тайна безопасности участников правосудия

Социальная обусловленность тайны безопасности участников правосудия и уголовно-правовая охрана данной информации не вызывает сомнений. Данная тайна является также одной из разновидностей тайны судопроизводства

Содержание тайны безопасности участников правосудия составляет информация о мерах безопасности, применяемых в отношении судьи и участников правосудия, названных в ст. 311 Уголовного кодекса (УК) РФ. Система мер государственной защиты жизни, здоровья, имущества указанных лиц определена в ФЗ "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" от 20 апреля 1995 г.

В ряде случаев информация, составляющая тайну следствия и судопроизводства, содержит коммерческую, банковскую, служебную, государственную тайны, охраняемые законами. УПК РФ определяет, какие обстоятельства исследуются на закрытом судебном заседании.

Разбирательство дел во всех судах открытое за исключением к случаев, когда это противоречит интересам охраны государ- ственной тайны (пример ошибки судьи при оглашении приговора на открытом судебном заседании, содержащего информацию, составляющую государственную тайну, во "Введении"). Закрытое судебное разбирательство, кроме того, допускается по мотивированному определению суда или постановлению судьи по делам о преступлениях лиц, не достигших Шестнадцатилетнего возраста, по делам о половых преступлениях, а также по другим делам в целях предотвращения разглашения сведений об интимных сторонах жизни участву- ющих в деле лиц. Приговоры судов во всех случаях провозглашаются публично.

Адвокатская тайна

В соответствии со ст. 7 Закона СССР "Об адвокатуре в Г СССР" от 30 ноября 1979 г. № 1165-Х и ст. 16 Закона РСФСР "Об утверждении Положения об адвокатуре РСФСР" от 20 ноября 1980 г. "Обязанности членов коллегии адвокатов" (действующие): "Адвокатская тайна -- не совсем точно, так как хранителем данной тайны может быть не только адвокат, но и защитник -- представитель профсоюза, другое лицо, выполняющее функцию защиты. Встречается и иной термин -- "тайна судебной защиты". Он тоже не вполне приемлем, потому что не охватывает тайну, доверенную представителям потерпевшего, гражданского истца и гражданского ответчика. Учитывая это, данный институт следовало бы назвать "тай- ной судебного представительства, имея в виду, что судебная защита -- это разновидность представительства"1.

Тайна судебного представительства содержит: факт обращения гражданина в коллегию адвокатов за оказанием юридической помощи и мотивы, побудившие к такому обращению;

информация о преступлении, его участниках, последствиях, данные о частной жизни, сообщаемые обвиняемым защитнику или потерпевшим, гражданским истцом, гражданским ответчиком и т.д.;

та же информация, сообщенная родственниками и близкими обвиняемого, а также лицами, с которыми адвокат беседовал в качестве свидетелей (до их ходатайства о допросе);

информация о частной жизни взятая (визуально) из уголовного дела при ознакомлении с ним.

Ответственными за сохранение адвокатской тайны должны быть не только адвокаты, но и технические сотрудники адвокатуры. В соответствии с Указом Президента РФ, адвокатская тайна относится к информации, связанной с профессиональной деятельностью.

1.4 Служебная тайна

Служебная информация, доступ к которой ограничен орга нами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом РФ и федеральными законами относится к слу жебной тайне. -

В соответствии со ст. 139 ГК РФ информация составляет служебную или коммерческую тайну (в данном подразделе речь идет только о служебной тайне) в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Лица, незаконными методами получившие информацию, которая составляет служебную тайну, обязаны возместить причиненные убытки. Такая же обязанность возлагается на работников, разгласивших служебную тайну вопреки трудовому договору, в том числе контракту, и на контрагентов, сделавших это вопреки гражданско-правовому договору. В государственных, некоммерческих организациях существуют: определенный порядок для выполнения целей, функций и задач данной организации; система планирования, отчетности, контроля, технологии документооборота и т.д. Информацию такого рода можно отнести к служебной тайне. Перечень данной информации устанавливается руководителем организации. Например: "информация, содержащаяся в подготавливаемых в федеральных органах исполнительной власти проектах указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ и других служебных документов, также является конфиденциальной и не подлежит разглашению (распространению)" -- это извлечение из Постановления Правительства РФ от 3 ноября 1994 г. № 1233 "Об утверждении Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти". Данный вид информации можно отнести к конфиденциальной (служебной или профессиональной тайне), но, как отмечалось во Введении, указанное постановление не отвечает требованиям терминологии ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации". В законе нет такого термина, как "информация ограниченного распространения", а есть "документированная информация ограниченного доступа". К служебной тайне также можно отнести гостайну в соответствии с основными положениями Закона "О государственной тайне".

Информацией, относящейся к служебной тайне, могут обладать любые организации независимо от организационно-правовой формы, формы собственности и видов деятельности.

Вот несколько примеров служебных тайн.

Налоговая тайна

В соответствии с ч. 1 Налогового кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ (с изм. от 30 марта, 9 июля 1999 г., 2 января, 5 августа 2000 г., 24 марта 2001 г.) и ч. 2 от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ (с изм. от 29 декабря 2000 г., 30 мая, 6, 7, 8 августа, 27, 29 ноября, 28, 29 декабря 2001г.) ст. 102, налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами налоговой полиции, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения (далее -- налоговые органы) о налогоплательщике (что является также личной тайной).

Исключение составляет информация:

разглашенная налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия;

об идентификационном номере налогоплательщика;

о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения;

предоставляемая налоговым (таможенным) или правоохранительным органами других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных этим органам).

Налоговая тайна не подлежит разглашению налоговыми органами, их должностными лицами и привлекаемыми специалистами, экспертами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. .В данном случае налоговую тайну можно отнести к служебной.

К разглашению налоговой тайны относится, в частности, использование или передача другому лицу производственной или коммерческой тайны налогоплательщика, ставшей известной должностному лицу налогового органа, привлеченному специалисту или эксперту при исполнении ими своих обязанностей. В данном случае налоговую тайну можно отнести к коммерческой тайне или производства (ноу-хау).

Поступившая в налоговые органы информация, составляющая налоговую тайну, имеет специальный режим хранения и доступа.

Доступ к информации, составляющей налоговую тайну, имеют должностные лица по перечням, определяемым соответственно Министерством Российской Федерации по налогам и сборам, органами государственных внебюджетных фондов, Федеральной службой налоговой полиции Российской Федерации и Государственным таможенным комитетом Российской Федерации.

Аудиторская тайна

В соответствии с ФЗ "Об аудиторской деятельности" от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ (с изм. от 14 декабря 2001 г.) ст. 8

"Аудиторская тайна": "Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны хранить тайну об операциях ауди руемых лиц и лиц, которым оказывались сопутствующие аудиту услуги".

Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны обеспечивать сохранность информации и документов, получаемых и (или) составляемых ими при осуществлении аудиторской деятельности, и не вправе передавать Указанную информацию и документы или их копии треть-м лицам либо разглашать их без письменного согласия орга-бнизаций и (или) индивидуальных предпринимателей, в от-fйошении которых осуществлялся аудит и оказывались Сопутствующие аудиту услуги, за исключением случаев, предусмотренных указанным федеральным законом и другими федеральными законами.

Федеральный орган исполнительной власти, осуществ-ляющий государственное регулирование аудиторской дея-тельности, и иные лица, получившие доступ к информации, составляющей аудиторскую тайну, обязаны сохранять конфиденциальность в отношении такой информации.

В случае разглашения информации, составляющей аудиторскую тайну, аудиторской организацией, индивидуальным аудитором, уполномоченным федеральным органом, а также иными лицами, аудируемое лицо или лицо, которому оказывались сопутствующие аудиту услуги, а также аудиторские организации и индивидуальные аудиторы, вправе потребовать от виновного лица возмещения причиненных убытков. Находящиеся в распоряжении аудиторской организации и индивидуального аудитора документы, содержащие информацию об операциях аудируемых лиц и лиц, с которыми заключен договор оказания сопутствующих аудиту услуг, предоставляются исключительно по решению суда уполномоченным данным решением лицам или органам государственной власти Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации об их деятельности.

Информацию и документы, относящиеся к аудиторской тайне, также можно отнести к таким видам конфиденциальной информации, как профессиональная и коммерческая тайны.

Тайна записи актов гражданского состояния (ЗАГС)

Еще пример, где служебная тайна идет в совокупности с персональными данными или личной тайной.

В соответствии с ФЗ "Об актах гражданского состояния" от 15 ноября 1997 г. № 143-ФЗ (с изм. от 25 октября 2001 г.) ст. 12 "Неразглашение сведений, ставших известными работнику органа записи актов гражданского состояния в связи с государственной регистрацией акта гражданского состояния": "Сведения, ставшие известными работнику органа записи актов гражданского состояния в связи с государственной регистрацией акта гражданского состояния, являются персональными данными, относятся к категории конфиденциальной информации, имеют ограниченный доступ и разглашению не подлежат".

Акты гражданского состояния (далее -- акты) -- это действия граждан или события, влияющие на возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей.

В соответствий с указанным Федеральным законом (ст. 3), государственной регистрации подлежат: рождение, усыновление, установление факта отцовства, перемена имени, заключение (расторжение) брака, смерть. Государственная регистрация актов граждан России, проживающих за пдеделами территории России, проводится консульскими учреждениями Российской Федерации, также признаются действительными акты, зарегистрированные до революции в церковных книгах, хранящиеся в церковных архивах и акты, зарегистрированные во время войны оккупационными властями.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.