скачать рефераты

МЕНЮ


Документы и тайна

В договоре на проведение совместных и других работ, заключаемом в установленном законом порядке, предусматриваются взаимные обязательства сторон по обеспечению сохранности информации, как в процессе проведения работ, так и по их завершению, а также условия финансирования работ (услуг) по защите информации, составляющей государственную тайну.

Организация контроля за эффективностью защиты государственной тайны при проведении совместных и других работ возлагается на заказчика этих работ в соответствии с положениями заключенного сторонами договора.

При нарушении исполнителем в ходе совместных и других работ взятых на себя обязательств по защите государственной тайны заказчик вправе приостановить выполнение заказа до устранения нарушений. При повторных нарушениях -- поставить вопрос об аннулировании заказа и лицензии на проведение работ и о привлечении виновных лиц к ответственности.

В соответствии со ст. 19 Закона РФ "О государственной тайне" организации, располагающие документами, составляющими гостайну, в случаях изменения их функций, форм собственности, ликвидации или прекращения работ с использованием информации, составляющей государственную тайну, обязаны в установленном порядке уничтожить данные документы или сдать на архивное хранение либо передать:

правопреемнику организации;

органу государственной власти, в распоряжении которого находится соответствующая информация.

Если организация передает документы, относящиеся к гостайне через почтовые отправления, то перевозка и доставка осуществляются силами и средствами специальной связи федерального органа исполнительной власти, осуществляющего управление деятельностью в области связи, в соответствии со ст. 22 ФЗ "О почтовой связи" № 176-ФЗ от 17 июля 1999 г.

6.3 Порядок допуска к гостайне иностранных государств и организаций, его документационное обеспечение

Порядок допуска и передача организациями документов, составляющих гостайну, за рубеж, другим государствам и организациям осуществляется в соответствии: со ст>.18 Закона "О государственной тайне"; ст. 8 ФЗ "Об участии ? международном информационном обмене" от 4 июля 1996 г. № 85-ФЗ, постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 1997 г. № 973 "Об утверждении положения о подготовке к передаче сведений, составляющих государственную тайну, другим государствам"; постановлением Правительства РФ от 3 марта 1997 г. № 242 "О назначении российского органа по защите информации, которой обмениваются Российская Федерация и Организация Североатлантического договора, и создании Центральной службы регистрации и контроля документов, которыми обмениваются Российская Федерация и Организация Североатлантического договора", ряда других нормативных документов.

Решение о передаче информации, составляющей государственную тайну, другим государствам принимается Правительством РФ при наличии экспертного заключения Межведомственной комиссии по защите государственной тайны о возможности передачи данной информации.

Ограничивается вывоз из Российской Федерации документов отнесенных к:

государственной тайне или иной конфиденциальной информации;

общероссийскому национальному достоянию

архивному фонду;

иным категориям документированной информации, вывоз которой может быть ограничен законодательством Российской Федерации.

Возможность вывоза с территории Российской Федерации документированной информации ограниченного доступа определяется Правительством РФ в каждом отдельном случае.

Данные ограничения распространяются и на перемещение с территории Российской Федерации документов и информации при предоставлении допуска пользователям, находящимся за пределами территории Российской Федерации, к информационным системам, сетям, находящимся на территории Российской Федерации.

Под передачей документов и информации другим государствам понимается доведение доиностранного государства (уполномоченного государством представителя) каким-либо способом (передача, пересылка, ознакомление, осуществление доступа) указанной информации и документов.

Обязательства принимающей стороны по защите передаваемой ей информации предусматриваются в заключаемом с ней международном договоре1, разделы (статьи, пункты) которого должны содержать:

соотнесение степеней секретности передаваемой информации в Российской Федерации и в иностранном государстве;

перечень компетентных органов, уполномоченных осуществлять прием (передачу) документов и информации и несущих ответственность за ее защиту;

порядок передачи документов и информации;

требования к использованию и обработке передаваемых документов и информации;

обязательства о нераспространении передаваемой информации третьим странам и их защите в соответствии с внутренним законодательством принимающей стороны;

порядок разрешения конфликтных ситуаций и возмещения возможного ущерба.

Заинтересованные в передаче документов организации направляют руководителям органов государственной власти, наделенным полномочиями по распоряжению данной информацией, мотивированное письмо-ходатайство, в котором излагаются:

цель передачи;

перечень планируемых к передаче документов, их степень секретности, кем и на каком основании они были засекречены (отнесены к государственной тайне);

перечень компетентных органов, уполномоченных принимающей стороной получать документы и информацию;

обоснование необходимости и целесообразности передачи документов, оценка последствий такой передачи для обеспечения политических и экономических интересов Российской Федерации;

предполагаемый порядок возмещения ущерба в случае невыполнения принимающей стороной взятых на себя обязательств.

Получивший мотивированное ходатайство орган государственной власти изучает возможность передачи запрашиваемой информации и в месячный срок доводит свое решение до заявителя.

Данное письмо-ходатайство, решение органов государственной власти заявитель представляет в Межведомственную комиссию для подготовки экспертного заключения.

В Правительство РФ федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации вносятся в установленном порядке следующие документы:

письмо-ходатайство организации-заявителя; экспертное заключение Межведомственной комиссии; проект решения Правительства РФ.

На основании решения Правительства РФ в соответствии с процедурами, предусмотренными международным договором и действующими нормативными правовыми актами, осуществляется фактическая передача документов и информации.

Дополнительные меры защиты могут быть предусмотрены в соглашениях или контрактах, заключаемых (подписываемых) компетентными органами, уполномоченными осуществлять прием (передачу) документов и информации.

6.4 Порядок допуска и доступа к гостайне должностных лиц и граждан, его документационное обеспечение

Основания для отказа в допуске к гостайне

Основаниями для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к гостайне являются:

признание его судом недееспособным, ограниченно дееспособным или рецидивистом, нахождение его под судом или следствием за государственные и иные тяжкие преступ-. ления, наличие у него не снятой судимости за эти преступления;

уклонение его от проверочных мероприятий и (или) сооб- щение им заведомо ложных анкетных данных;

постоянное проживание его самого и (или) его близких родственников за границей и (или) оформление указанными лицами документов для выезда на постоянное место житель- Ства в другие государства;

выявление в результате проведения проверочных мероп- риятий действий оформляемого лица, создающих угрозу бе-зопасности Российской Федерации.

Наличие медицинских противопоказаний для работы с использованием документов, составляющих гостайну, согласно перечню, утвержденному Министерством здравоохранения РФ, к таким относятся:

хронические и затяжные психические расстройства с тя- желыми стойкими или часто обостряющимися болезненны- ми проявлениями;

психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ -- зависимости от алкоголя (третья стадия);

зависимости вследствие употребления наркотических средств или психотропных веществ.

Решение об отказе должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне принимается руководителем организации в индивидуальном порядке с учетом результатов проверочных мероприятий. Порядок проведения проверочных мероприятий дан на примере выписок из Приказа МВД РФ от 17 мая 1994 г. № 160 "Об утверждении Инструкции о порядке отбора граждан на службу (работу) в органы внутренних дел Российской Федерации" (с изм. от 17 мая 1995 г.) (Приложение 6). Информация, изложенная в данном приложении, дается для сведения граждан, принимаемых на работу, связанную с допуском и доступом не только к информации и документам, относящимся к гостайне, но также и ко всем видам ДИОД. Указанное приложение также поможет руководителям организаций, обладающих ДИОД, по аналогии, правильно организовать систему проверочных мероприятий и их документационное обеспечение для граждан, принимаемых на работу.

Ограничение прав граждан при допуске к гостайне

Допуск должностных лиц и граждан Российской Федерации (далее -- должностные лица) к государственной тайне осуществляется в добровольном порядке и предусматривает:

принятие на себя обязательств перед государством по нераспространению доверенной им информации, составляющей гостайну (подраздел "Типовые формы документов, применяемые при оформлении допуска должностных лиц и граждан" -- форма 9 "Типовой договор (контракт) об оформлении допуска к государственной тайне (приложение к трудовому договору)", а также Приложение 6 -- типовая форма "Обязательство");

согласие на частичные временные ограничения прав, например, ограничение выезда за границу (часть "Порядок

гезда за границу из Российской Федерации, его документа-юнное обеспечение. Ограничения выезда граждан, осве-йомленных в информации ограниченного доступа");

письменное согласие на проведение в отношении их пол-эмочными органами проверочных мероприятий (то же яв-гется ограничением прав, а именно, права на неприкосно-гнность частной жизни -- см. Приложение 6); ! определение видов, размеров и порядка предоставления льгот;

ознакомление с нормами законодательства Российской едерации о государственной тайне, предусматривающими от-

ственность за его нарушение (часть V "Карательно-воспита-

ьные меры по защите ДИОД и их правовое обеспечение");

принятие соответствующего решения руководителем орга-зации о допуске оформляемого лица к гостайне.

Типовые формы документов, применяемые при оформлении допуска должностных лиц

Проверочные мероприятия, связанные с допуском граждан первой и второй формам, осуществляются Федеральной кбой безопасности РФ и ее территориальными органами далее -- органы безопасности) (часть V), во взаимодействии органами, осуществляющими оперативно-розыскную деяьность.

Допуск граждан по третьей форме осуществляется руко-эдителем организации без проведения проверочных меро-риятий органами безопасности.

Органы безопасности во взаимодействии с заинтересован-организациями имеют право определять те организа-, на которых допуск к секретным сведениям (третья фор-йа) осуществляется только после проведения проверочных ероприятий органами безопасности. Однако руководители организаций допускаются к секретным сведениям (по третьей форме) только после проведения Проверочных мероприятий органами безопасности.

В то же время руководители организаций обязаны осуще-Ствлять контроль за соответствием формы допуска -- степе-Ни секретности информации, к которым должностные лица рфактически имеют доступ.

Подготовка материалов на граждан и должностных лиц, оформляемых (переоформляемых) на допуск к гостайне, осуществляется кадровой службой, а в случае ее отсутствия -- работниками, ведущими кадровую работу в организации. Направлять граждан и должностных лиц в подразделения по защите государственной тайны и органы безопасности по вопросам оформления допуска не разрешается.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28 октября 1995 г. №1050 "Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне" документационное обеспечение процедуры оформления (переоформления) допусков состоит из следующих типовых форм:

форма 1. "Номенклатура должностей работников, подлежащих оформлению на допуск к особой важности, совершенно секретным и секретным сведениям";

форма 2. "Анкета на гражданина, оформляемого на допуск";

форма 3. "Карточка -- картотека, где хранятся данные карточки, является дополнительной информационно-справочной и контрольной по всем принимаемым на работу и работающих в организации";

форма 4. "Список на оформляемого гражданина и его близких родственников";

форма 5. "Учетная карточка на допуск по первой и второй формам";

форма 6. "Список лиц, подлежащих допуску к секретным сведениям по указанной организации";

форма 7. "Отметка органов ФСБ России о проведении проверочных мероприятий для оформления допуска по третьей форме";

форма 8. "Карточка на допуск по третьей форме";

форма 9. "Типовой договор (контракт) об оформлении допуска к государственной тайне (приложение к трудовому договору)";

В данном подразделе приведены формы 1, 2, 9.

Форма 1

Руководитель подразделения по защите государственной тайны

(подпись)

Примечания:

1. Должности в номенклатуре указываются по каждому отделу (цеху, лаборатории) с подведением итогов.

Порядковые номера указываются в возрастающей последовательности независимо от структурных подразделений.

В графе 5 кратко отражаются характер документов или выполняемых работ и степень их секретности со ссылкой на конкретный пункт перечня сведений, подлежащих засекречиванию.

В графе 8 указывается только общее количество лиц, подлежащих офор млению на допуск к секретным сведениям, без обоснования необходимо сти допуска.

В графах 6--11 подводится итог по организации.

Перечень должностей, при назначении на которые граждане обязаны оформлять допуск к информации, составляющей гостайну, определяется данной типовой формой номенклатуры должностей, утверждаемой руководителем организации или его заместителем, занимающимся вопросами защиты гостайны, после согласования заполненной формы с органом безопасности. В номенклатуру включаются только те должности, по которым допуск граждан к этим сведениям действительно необходим для выполнения ими должностных обязанностей.

В номенклатуру также могут включаться должности работников, допуск которых к информации, соответствующей степени секретности, необходим выполнением ими заданий в других организациях при их командировании.

Изменения и дополнения в номенклатуру вносятся по мере необходимости, согласовываются и утверждаются в установленном порядке. Номенклатура должностей пересматривается не реже одного раза в 5 лет.

Форма 2 Анкета на гражданина, оформляемого на допуск

Анкета

Форма 2

(заполняется собственноручно)

1. Фамилия_______________________ Имя_______________________

Отчество______________________________________

Выполняемая работа с начала трудовой деятельности (включая учебу в высших и средних учебных заведениях, военную службу, работу по совместительству, предпринимательскую деятельность и т.п.)

Ваши близкие родственники (отец, мать, братья, сестры и дети), а также муж (жена), в том числе бывшие

Имеются ли у Вас или мужа (жены) родственники, постоян но проживающие за границей (укажите их фамилию, имя, отчество, год рождения, степень родства, место жительства, с какого времени они проживают за границей)

Имеете ли Вы заграничный паспорт

(номер, серия, когда и кем выдан)

14. Отношение к воинской обязанности и воинское звание

15.Домашний адрес и номер телефона,.

16. Паспорт или документ, его заменяющий.

(номер, серия.кем а когда выдан)

.Дополнительные сведения (государственные награды, учас тие в выборных представительных органах, а также другая информация, которую оформляемый желает сообщить о себе)

18. Мне известно, что заведомо ложные сведения, сообщенные о себе в анкете, могут повлечь отказ в оформлении-допуска. На проведение в отношении меня проверочных мероприятий органами Федеральной службы безопасности Российской Федерации согласен (на).

" " 20 г. Подпись

Фотография и данные о трудовой деятельности и об учебе оформляемого лица соответствуют документам, удостоверяющим личность, записям в трудовой книжке, документам об образовании и воинской службе.

М.П.

Граждане, оформляемые на допуск к гостайне, при заполнили анкеты обязаны указывать достоверные данные. Работники кадровой службы в ходе беседы с оформляе- на работу гражданином сверяют указанные в анкете дан-e с его личными документами (паспорт, военный билет, удовая книжка, диплом об образовании, свидетельство о эждении и т.д.), уточняют отдельные вопросы анкеты. Так-выявляются представляющие интерес сведения, не пре-рсмотренные вопросами анкеты, выясняются у гражданина, ел ли он за последний год отношение к секретным рабо-и документам, давал ли он обязательства по неразглаше- информации, составляющей государственную тайну, ради (служил) на режимных объектах. Запрашивают эходимые справки и документы, знакомят гражданина с гржанием договора (контракта) об оформлении допуска к ударственной тайне. Если в ходе беседы или в анкетных выявлены обстоятельства, влияющие на принятие дения о допуске гражданина к гостайне, или установлено, он ранее работал с секретной информацией, то о результатах беседы работники кадровой службы обязаны инфор-дровать в устной или письменной форме руководителя под-еления по защите гостайны. После заключения договора анкета оформляемого на доек гражданина подписывается работником кадровой служ-й заверяется печатью.

Форма 9

Типовой договор (контракт) об оформлении допуска к государственной тайне

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.