скачать рефераты

МЕНЮ


Документы и тайна

Количественные и качественные показатели ущерба безопасности Российской Федерации определяются в соот ветствии с нормативно-методическими документами, утвер ждаемыми руководителями органов государственной власти, которые наделены полномочиями по отнесению информа ции к гостайне, и согласованными с Государственной техни ческой комиссией при Президенте Российской Федерации.

К информации особой важности (соответственно доку менты с грифом "особой важности") следует относить ин формацию в области военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которой может нанести ущерб интересам Российской Федерации в одной или нескольких из перечисленных областей.

К совершенно секретной информации (соответственно документы с грифом "совершенно секретно") следует отно сить информацию в области, указанной в п. 3, распростране ние которой может нанести ущерб интересам министерства (ведомства) или отрасли экономики Российской Федерации в одной или из нескольких перечисленных областях.

К секретной информации следует относить всю иную информацию, составляющую гостайну. Ущербом безопасно-

Сти Российской Федерации считается ущерб, нанесенный интересам предприятия, учреждения или организации.

Руководители органов государственной власти, наделен-щле полномочиями по отнесению информации к государственной тайне, организуют разработку перечня информа- подлежащей засекречиванию.

Степень секретности информации, находящейся в распо-. ряжении нескольких органов государственной власти, устанавливается по взаимному согласованию между ними. - Степень секретности информации, которая получена или разработана другими органами государственной власти, орга-нязациями или гражданами, не состоящими в отношении Подчиненности к руководителю органа государственной вла-:Жи, утверждающему ведомственный перечень, устанавливаемся по согласованию между органом государственной влас-ПК. В этом случае разрабатывается перечень при согласовании "утверждении с собственником информации. Должностным лицам, работникам организаций также следует ориентироваться на Закон РФ "О государственной тайне" и Указ Президента Российской Федерации от 30 ноября ЙИ>5 г. № 1203 "Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне" (с изм. от 24 января 1998 г.), где указана основная информация содержащаяся в документах, составляющих государственную тайну (раздел 4 "Перечень документов, составляющих государственную тайну").

3.3 Порядок засекречивания документов

Основанием для засекречивания информации является ее соответствие действующим в органах государственной власти, организациях перечням информации, подлежащей засекречиванию.

При засекречивании документов им присваивается соответствующий гриф секретности.

При невозможности идентификации полученной (разработанной) в документах информации с информацией, содержащейся в действующем перечне, должностные лица организаций обязаны обеспечить предварительное засекречивание информации в соответствии с предполагаемой степенью секретности и в месячный срок направить в адрес должностного лица, утвердившего указанный перечень, предложения по его дополнению или изменению.

Должностные лица, утвердившие действующий перечень, обязаны в течение трех месяцев организовать экспертную оценку поступивших предложений и принять решение по дополнению или изменению перечня или снятию предварительно присвоенного информации грифа секретности.

Должностные лица, наделенные полномочиями по отнесению информации к государственной тайне, вправе принимать решения о засекречивании информации, находящейся в собственности организаций и граждан (далее -- собственник информации), если эта информация включает сведения, перечисленные в перечне. Засекречивание указанной информации осуществляется по представлению собственников информации или соответствующих органов государственной власти.

Материальный ущерб, наносимый собственнику информации в связи с ее засекречиванием, возмещается государством в размерах, определяемых в договоре между органом государственной власти, в распоряжение которого переходит эта информация, и ее собственником. В договоре также предусматриваются обязательства собственника информации по ее нераспространению.

В качестве примера по отнесению информации к государственной тайне и составлению ведомственного перечня можно привести извлечение из Письма Роскартографии от 25 марта 1996 г. № 3-02-670 в адрес ГТК России:

"... Имеют место случаи несанкционированного вывоза за рубеж топографических карт, аэро- и космосьемочных материалов, геодезических и других данных о территории Российской Федерации.

Такое положение ведет к увеличению возможности утечки сведений, составляющих государственную тайну и служебную информацию ограниченного распространения, попыткам нарушения территориальной целостности и государственного суверенитета, ослаблению обороноспособности и безопасности Российской Федерации.

Роскартография просит ГТК России уделить внимание контролю за ввозом в Россию и вывозом из России картографических, аэрофотосъемочных материалов, материалов космической съемки, геодезических и гравиметрических данных.

Перечень материалов и данных, подлежащих таможенному контролю при ввозе в Российскую Федерацию и вывозе из Российской Федерации, прилагается.

Развернутые перечень сведений, подлежащих засекречиванию то системе Федеральной службы геодезии и картографии России

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Развернутый перечень сведений, подлежащих засекре чиванию по системе Федеральной службы геодезии и кар тографии России (далее -- перечень) разработан в соответ ствии с Законом Российской Федерации "О государственной Мине", Указом Президента Российской Федерации от 30 но ября 1995 г. № 1203 "Об утверждении перечня сведений, от несенных к государственной тайне" и постановлением Пра вительства Российской Федерации от 4 сентября 1995 г. № 870 "Об утверждении Правил отнесения сведений, со- ставляющих государственную тайну, к различным степеням секретности".

В настоящем перечне установлены две степени секрет ности сведений, составляющих государственную тайну, и со ответствующие этим степеням грифы секретности для носи телей указанных сведений "совершенно секретно" и "секретно".

Степень секретности сведений, составляющих государ ственную тайну и включенных в настоящий перечень, соот ветствует степени тяжести ущерба, который может быть на несен безопасности Российской Федерации вследствие распространения указанных сведений.

Гриф секретности любых других носителей топографо- геодезической и картографической информации, не предус мотренных настоящим перечнем, должен соответствовать сте пени секретности сведений, установленной этим перечнем.

Пересмотр перечня производится в связи с появлением объективных факторов, вызывающих необходимость измене ния степени секретности сведений (при изменении междуна родной обстановки, заключении международных договоров Российской Федерации, передаче сведений, составляющих государственную тайну другим государствам, появлении но вых достижений в области науки и техники и т.п.), но не реже, чем через 5 лет.

Должностные лица и граждане, виновные в разглаше нии сведений, составляющих государственную тайну, утрате документов и материалов, содержащих такие сведения, несут уголовную, административную, гражданско-правовую или дисциплинарную ответственность в соответствии с действу ющим законодательством...

П. СВЕДЕНИЯ ПО ГЕОДЕЗИИ, ТОПОГРАФИИ, КАРТОГРАФИИ, ГРАВИМЕТРИИ, АЭРОКОСМОСЬЕЙКЕ И ИХ НОСИТЕЛИ

10. Данные (содержание) топографических, общегеографических, морских карт, картографической основы тематических карт, специальных (специализированных) и других карт и планов, оригиналов (съемочных, составительских, издательских) карт и планов, материалов аэрофотосъемки, телевизионной, инфракрасной, микроволновой, радиолокационной и других видов специальных аэросъемок, фотокарт, фотопланов в графическом, цифровом (электронном) и других видах, позволяющие определить назначение или местоположение режимного объекта -- секретно.

11. Топографические планы, фотопланы, фотосхемы территорий режимных объектов независимо от их масштабов, системы координат и покрываемой площади -- секретно..."

3.4 Реквизиты документов, составляющих государственную тайну

Гриф секретности (франц. grffe -- штемпель с образцом подписи или каким-либо другим текстом) -- реквизит документа, свидетельствующий о степени секретности.

Установлены три степени секретности и соответствующие этим степеням грифы секретности: "особой важности"; "совершенно секретно"; "секретно".

Немаловажное примечание, что использование перечисленных грифов секретности для засекречивания документов, информации, не отнесенных к гостайне, не допускается.

На документ наносятся реквизиты, включающие следующие данные:

о степени секретности содержащейся в документе информации со ссылкой на соответствующий пункт действующего в данной организации перечня информации, подлежащей засекречиванию;

об организации, осуществившей засекречивание документа;

о регистрационном номере;

о дате или условии рассекречивания содержащейся в документе информации либо о событии, после наступления которого документ будет рассекречен.

При невозможности нанесения подобных реквизитов на носитель информации (к таким относятся материальные объекты, в том числе физические поля, в которых информация находит свое отображение в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов), эти данные указываются в сопроводительных документах на этот носитель.

Если документ содержит составные части с различными степенями секретности, каждой из этих составных частей присваивается соответствующий гриф секретности, а документу в целом присваивается высшая степень секретности его составной части -- "особой важности".

Помимо перечисленных реквизитов, на документе могут проставляться дополнительные отметки, определяющие полномочия должностных лиц по ознакомлению с информацией, содержащейся в этом документе. Вид и порядок проставления дополнительных отметок и других реквезитов определяются нормативными документами, утверждаемыми Правительством РФ.

Некоторые организации, включая коммерческие, употребляют наименования данных степеней и грифов для засекречивания своей банковской, коммерческой и т.п. тайны. Но, хотелось бы напомнить, что в соответствии с Законом РФ "О государственной тайне" использование перечисленных грифов секретности для засекречивания документов и информации, не отнесенной к гостайне, не допускается.

4. ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ, СОСТАВЛЯЮЩИХ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ТАЙНУ

Перечень документов, составляющих государственную тайну, -- это совокупность категорий документов и информации, в соответствии с которыми они относятся к государственной тайне и засекречиваются на основаниях и в порядке, установленных законодательством.

Перечень содержит в себе информацию в области военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности государства, распространение которой может нанести ущерб безопасности Российской Федерации, а также наименования федеральных органов исполнительной власти и других организаций, наделенных полномочиями-по распоряжению этой информацией.

Каждый из указанных в Перечне государственных органов наделяется полномочиями по распоряжению информацией отраслевой (ведомственной) принадлежности в рамках его компетенции, определенной положением о конкретном государственном органе, а также сведениями других собственников информации по их представлению, соответствующей тематической направленности. К таким относятся: Администрация Президента Российской Федерации, МВД России, Минобороны России, МЧС России, ФАПСИ, ФПС России, ФСБ России, ФСО России, Минэкономики России, Роском-зем Российской Федерации, Госкомсвязи России, Минатом России, МВЭС России, МИД России, Минздрав России, Минобразование России, МПС России, Минтопэнерго России, Минтранс России, Росгидромет, РКА и др.

В соответствии с Законом РФ "О государственной тайне" Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 1995 г. № 1203 "Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне" (с изм. от 24 января 1998 г.), распоряжением Правительства РФ от 28 февраля 1996 г. № 286-р "О разработке перечней сведений, подлежащих засекречиванию" государственную тайну составляют документы, несущие основную информацию.

Информация в военной области:

о содержании стратегических и оперативных планов, документов боевого управления по подготовке и проведению операций, стратегическому, оперативному и мобилизационному развертыванию Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, предусмотренных ФЗ "Об обороне", об их боевой и мобилизационной готовности, о создании и об использовании мобилизационных ресурсов;

о планах строительства Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск Российской Федерации, о направлениях развития вооружения и военной техники, о содержании и результатах выполнения целевых программ, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию и модернизации образцов вооружения и военной техники;

о численности, боевом составе и количестве войск, их боеготовности, военно-политической и оперативной обстановки, направлениях развития вооружения и военной техники, мобилизационном развертывании войск, создании и мобилизационных ресурсах;

о системе управления мобилизационным развертыванием и (или) о возможностях комплектования войск личным составом, обеспечения вооружением, военной техникой и другими материальными, финансовыми средствами, воинскими перевозками;

о разработке, технологии, производстве, об объемах производства, о хранении, об утилизации ядерных боеприпасов, их составных частей, делящихся ядерных материалов, используемых в ядерных боеприпасах, о технических средствах и (или) методах защиты ядерных боеприпасов от несанкционированного применения, а также о ядерных энергетических и специальных физических установках оборонного значения;

о тактико-технических характеристиках и возможностях боевого применения образцов вооружения и военной техники, о свойствах, рецептурах или технологиях производства новых видов ракетного топлива или взрывчатых веществ военного назначения;

о дислокации, назначении, степени готовности, защищенности режимных и особо важных объектов, об их проектировании, строительстве и эксплуатации, а также об отводе земель, недр и акваторий для этих объектов;

о дислокации, действительных наименованиях, об организационной структуре, о вооружении, численности войск и состояния их боевого обеспечения, а также о военно-политической и (или) оперативной обстановке;

раскрывающие направления разработки, конструкцию, технологию изготовления, изотопный состав, боевые физические, химические, бактериологические, медицинские или ядерные свойства, порядок применения или эксплуатации вооружения и военной техники;

о ранее осуществлявшихся работах в области оружия массового поражения;

о достижениях атомной науки и техники, имеющих важное оборонное и экономическое значение или определяющих качественно новый уровень возможности создания вооружения и военной техники и принципиально новых изделий и технологий;

об использовании или перспективах развития взаимоувязанной сети связи Российской Федерации, распределение и использование полос радиочастот средствами военного или специального назначения, раскрывающие организацию или функционирование всех видов связи, радиолокационного, радиотехнического обеспечения войск;

раскрывающая содержание, организацию или результаты основных видов деятельности органов пограничной службы ФПС России, построение охраны государственной границы Российской Федерации, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации или государств-участников СНГ;

раскрывающая направления развития средств, технологий двойного назначения, содержание, результаты выполнения целевых программ, научно-исследовательских опытно-конструкторских работ по созданию, модернизации этих средств, технологий;

о перспективах развития и (или) об использовании космической инфраструктуры Российской Федерации в интересах обеспечения обороноспособности и безопасности России;

раскрывающая состояние и направления развития гидро-навтики в интересах обороны и безопасности государства.

2. Информация в области экономика, науки и техники:

о содержании планов подготовки Российской Федерации и ее отдельных регионов к возможным военным действиям, о Мобилизационных мощностях промышленности по изготовлению и ремонту вооружения и военной техники, об объемах $фоизводства, поставок, о запасах стратегических видов сырья иматериалов, а также о размещении, фактических размерах и об использовании государственных материальных резервов; г об использовании инфрастуктуры Российской Федерации 6 целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства;

о силах и средствах гражданской обороны, о дислокации, предназначении и степени защищенности объектов админи-стративного управления, о степени обеспечения безопасное -ти населения, о функционировании транспорта и связи в Российской Федерации в целях обеспечения безопасности государства;

О подготовке или распределении кадров, раскрывающих мероприятия, проводимые в интересах обеспечения безопасности государства;

о кооперационных связях предприятий, о разработчиках 1рш изготовителях вооружения и военной техники, если эти сведения раскрывают данные о производственных мощное-"Ввс по их выпуску и (или) основные тактико-технические характеристики вооружения и военной техники; :1 об объемах, о планах (заданиях) государственного оборон-НОго заказа, о выпуске и поставках (в денежном или натуральном выражении) вооружения, военной техники и другой оборонной продукции, о наличии и наращивании мощностей по их выпуску, о связях предприятий по кооперации, о разработчиках или об изготовителях указанных вооружений, военной техники и другой оборонной продукции;

о достижениях науки и техники, научно-исследовательских, опытно-конструкторских, проектных работах и технологиях, имеющих важное оборонное или экономическое значение, влияющих на безопасность государства;

об объектах запасов, добычи, передачи и потребления платины, металлов платиновой группы, природных алмазов, а также об объемах других стратегических видов полезных ископаемых Российской Федерации (по списку, определяемому Правительством Российской Федерации).

3. Информация в области внешней политики и экономики:

о внешнеполитической, внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, преждевременное распространение которой может нанести ущерб безопасности государства;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.