скачать рефераты

МЕНЮ


Документы и тайна

Указом Президента РФ от 3 июня 1992 г. № 547 был образован Совет Безопасности Российской Федерации "для обеспечения реализации функций Президента по управлению государством, формированию внутренней, внешней и военной политики в области безопасности, сохранению государственного суверенитета России, поддержанию социально-политической стабильности в обществе, защите прав и свобод граждан".

Основными направлениями его деятельности были определены:

подготовка ежегодного доклада Президента Верховному Совету об обеспечении безопасности России как основного программного документа для органов исполнительной власти по вопросам внутренней, внешней и военной политики, а также для разработки правовых актов в области защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз;

организация работы постоянных и временных межведомственных комиссий, образуемых Советом Безопасности на функциональной и региональной основе как главного инструмента по выработке проектов решений Президента Российской Федерации;

разработка предложений по обеспечению защиты конституционного строя, государственного суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации в пределах, определенных ее Конституцией, Федеративным договором и законами Российской Федерации.

Одновременно упомянутым Указом Президент Российской Федерации утвердил Положение о Совете Безопасности Российской Федерации, а распоряжением от 3 июня 1992 г. № 266-рп "О первоочередных мерах по обеспечению деятельности Совета Безопасности Российской Федерации" была утверждена временная структура аппарата Совета Безопасности. В частности, в составе аппарата были образованы управления стратегической безопасности, планирования и координации, информационно-аналитический центр.

Указом Президента РФ от 7 июля 1992 г. № 747 "О порядке реализации решений Совета Безопасности Российской Федерации" было установлено, что решения Совета Безопасности, принимаемые с целью выполнения его основных задач (ст. 15 Закона РФ "О безопасности"), оформляются в виде указов Президента РФ, а решения, касающиеся организационно-технического и информационного обеспечения Совета Безопасности, -- распоряжениями Президента РФ -- Председателя Совета Безопасности Российской Федерации (ст. 1). На Секретаря Совета Безопасности возлагался контроль за исполнением решений Совета Безопасности и указов Президента РФ по вопросам безопасности.

В течение 1992-1993 гг. были определены основные организационно-правовые формы деятельности Совета Безопасности, образованы семь межведомственных комиссий, создан научный совет.

Конституцией Российской Федерации 1993 г. Совет Безопасности закреплен как государственный орган с обозначением его в главе "Президент Российской Федерации" в ст. 83, определяющей полномочия Президента в отношении формирования важнейших институтов государства (Правительства, Центрального банка, федеральных судов, Генерального прокурора, Администрации Президента, высшего командования Вооруженных Сил, полномочных представителей Президента и дипломатических представителей Российской Федерации).

3.2 Основные направления, функции, задачи, структура.

В настоящее время правовое положение Совета Безопасности определяется Конституцией РФ (ст. 83, п. "ж"); Законом РФ от 5 марта 1992 г. "О безопасности" (разд. ) в той части, в которой оно не противоречит действующей Конституции; Положением о Совете Безопасности РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 2 августа 1999 г. № 949 (в ред. Указов Президента Российской Федерации от 15 ноября 1999 г. № 1528 и от 28 декабря 2000 г. № 2105); Указами Президента Российской Федерации от 28 марта 1998 г. № 294 "Об аппарате Совета Безопасности Российской Федерации", от 25 декабря 2000 г. № 2078 "Об утверждении структуры аппарата Совета Безопасности Российской Федерации", от 1 сентября 2000 г. № 1603 "Вопросы межведомственных комиссий Совета Безопасности Российской Федерации" (в ред. Указов Президента Российской Федерации от 1 декабря 2000 г.

№ 1953иот25декабря2000г. №2077), от29сентября 1999г. № 1377 "О совершенствовании деятельности научного совета при Совете Безопасности Российской Федерации", а также действующими пунктами других Указов Президента Российской Федерации, регламентирующих его деятельность.

Совет Безопасности осуществляет подготовку решений Президента Российской Федерации по вопросам защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, проведения единой государственной политики в области обеспечения безопасности.

Совет Безопасности состоит из постоянных членов и членов Совета Безопасности, назначаемых Президентом Российской Федерации. В число постоянных членов Совета Безопасности по должности входят Председатель Правительства и Секретарь Совета Безопасности. Постоянными членами Совета Безопасности, как правило, назначаются Министр обороны РФ, Министр иностранных дел РФ, директор Федеральной службы безопасности РФ.

Членами Совета Безопасности могут являться руководители федеральных министерств и ведомств, а также иные Должностные лица, назначаемые Президентом РФ.

Состав Совета Безопасности формируется, исходя из приоритетности направлений государственной политики в сфере национальной безопасности, достижения наибольшей эффективности при выработке коллективных решений. В последние годы в Совет Безопасности входят председатели Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, полномочные представители Президента Российской Федерации в федеральных округах.

Председателем Совета Безопасности в соответствии с законодательством является Президент РФ.

Основные организационно-правовые формы работы Совета Безопасности - заседания, рабочие совещания, межведомственные комиссии, научный совет.

Заседания Совета Безопасности проводятся на регулярной основе по планам, утверждаемым Председателем Совета Безопасности. В случае необходимости могут проводиться внеочередные заседания. Рабочие совещания Совета Безопасности проводятся под руководством Секретаря Совета Безопасности или -- по поручению Президента -- одним из постоянных членов Совета Безопасности.

Решения Совета Безопасности принимаются на его заседаниях постоянными членами Совета Безопасности простым большинством голосов от их общего числа и вступают в силу после утверждения Председателем Совета Безопасности. Решения Совета Безопасности по важнейшим вопросам оформляются указами Президента РФ, иные решения -- протоколами.

На основе детального анализа проблем безопасности была разработана и принята Концепция национальной безопасности Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 г. № 1300, в новой редакции -- Указом Президента РФ от 10 января 2000 г. №24). В развитие основного концептуального документа были разработаны и приняты доктрины, концепции и основы по различным направлениям обеспечения безопасности. Среди утвержденных в 2000--2001 гг. -- Концепция внешней политики Российской Федерации, Военная доктрина Российской Федерации, Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, Основы политики Российской Федерации в области развития оборонно-промышленного комплекса на период до 2010 г. и дальнейшую перспективу.

Основными действующими рабочими органами Совета Безопасности являются межведомственные комиссии. Они образуются в соответствии с основными задачами и направлениями деятельности Совета Безопасности и могут создаваться по функциональному или региональному признаку на постоянной или временной основе. Межведомственные комиссии возглавляют члены Совета Безопасности либо лица, уполномоченные Президентом РФ.

В настоящее время действуют 12 межведомственных комиссий. Они осуществляют подготовку предложений и рекомендаций Совету Безопасности по основным направлениям его деятельности, способствуют координации работы федеральных органов исполнительной власти и органов власти субъектов Российской Федерации по выполнению федеральных целевых программ и решений Совета Безопасности. Межведомственные комиссии действуют в соответствии с положениями о них, утверждаемыми Президентом РФ по представлению Секретаря Совета Безопасности, и вправе внести на рассмотрение Совета Безопасности любой вопрос, имеющий отношение к их компетенции.

Научное обеспечение деятельности Совета Безопасности РФ осуществляет научный совет. Положение о научном совете при Совете Безопасности и его состав утверждаются Указом Президента РФ.

Научный совет определяет приоритетные направления научных исследований в области обеспечения безопасности для рассмотрения Советом Безопасности; координирует деятельность научно-исследовательских и проектных учреждений, предприятий и организаций, привлекаемых для выполнения этих исследований; проводит научную экспертизу федеральных программ по обеспечению безопасности страны; сравнительный анализ теории и практики в области обеспечения безопасности Российской Федерации; готовит предложения по совершенствованию федеральной информационной системы по оценке геополитической обстановки и др.

Деятельность Совета Безопасности обеспечивается его аппаратом. Структура, штатное расписание, и положение о нем утверждаются Президентом РФ по представлению Секретаря Совета Безопасности, согласованному с Руководителем Администрации Президента РФ.

Основные задачи аппарата Совета Безопасности: информационно-аналитическое обеспечение деятельности Президента РФ и Совета Безопасности по текущимпроблемам безопасности, прогнозирование изменений внутренних и внешних условий, влияющих на состояние безопасности лич ности, общества и государства;

обеспечение деятельности Совета Безопасности по разработке основных направлений стратегии безопасности государства и федеральных программ обеспечения безопасности; обеспечение деятельности Совета Безопасности по контролю за реализацией функций, сил и средств государственных органов обеспечения безопасности в области безопасности, обороноспособности страны, военно-технического сотрудничества, охраны суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, а также выполнения решений Совета Безопасности федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Аппарат Совета Безопасности готовит заседания Совета Безопасности и материалы к ним; проекты решений Совета Безопасности; разрабатывает проекты федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ по вопросам обеспечения обороны и безопасности государства; проводит комплексный и целевой анализ проблем безопасности, определяя возможные угрозы в сфере обороны и безопасности государства, и разрабатывает предложения по предотвращению этих угроз; обеспечивает деятельность межведомственных комиссий Совета Безопасности и научного совета при Совете Безопасности.

4. ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПРАВИТЕЛЬСТВЕННОЙ СВЯЗИ И ИНФОРМАЦИИ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РФ (ФАПСИ)

Контакты: Адрес: 103031, Большой Кисельный пер, д. 4.

Генеральный директор ФАПСИ:

СТАРОВОЙТОВ Александр Владимирович Тел.: (095) 224-37-37, 224-50-50, факс: 144-64-09 первый заместитель:

МАРКОМЕНКО Владимир Игнатьевич - (095) 224-76-29 заместители:

МАТЮХИН Владимир Георгиевич - (095) 224-24-18 РОМАНОВ Игорь Васильевич - (095) 206-69-02, 206-99-50 ШАНКИН Юрий Петрович - (095) 224-71-23 заместитель генерального директора -- генеральный конструктор правовой информатизации России:

КИСЕЛЕВ Борис Валентинович - (095) 206-55-96,224-36-55

4.1 Краткая историческая справка

Структурой, предшествующей ФАПСИ, был Комитет правительственной связи при Президенте СССР, возникший при разделе КГБ СССР после августовского путча. Председателем комитета 25 сентября 1991 г. был назначен А.В. Старовойтов.

10 октября 1991г. Президентом М.С. Горбачевым было утверждено Положение о Комитете правительственной связи, который определялся как союзно-республиканский комитет. В состав Комитета вошли Главное управление правительственной связи; Главное управление безопасности связи; Главное управление радиоэлектронной разведки средств связи; Информационно-аналитическое управление; Управление правительственной связи РСФСР (по согласованию с Президентом РСФСР); Управление по работе с личным составом; Хозяйственное управление; Военно-строительное управление; Финансово-плановое управление; Коммерческая служба; Организационно-мобилизаиионный отдел; Юридический отдел; Секретариат; Служба безопасности; Научно-технический совет; Пресс-центр; архивы; Академия криптографии; Орловское высшее военное командное училище связи; Научно-технический центр (в составе Главного управления безопасности связи). Комитету подчинены войска правительственной связи, части радиоразведки и инженерно-строительные части. К Положению приложен перечень предельных воинских званий руководителей Комитета и предоставляемых дисциплинарных прав.

24 декабря 1991г. Указом Президента России создано Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте РСФСР на базе Комитета правительственной связи при Президенте РСФСР (о существовании которого раньше в официально опубликованных актах не сообщалось), Государственного информационно-вычислительного центра при Государственной комиссия по чрезвычайным ситуациям (Госцентр СССР) и Московского НИИ электротехники Научно-производственного объединения "Автоматика", Генеральным директором ФАПСИ назначен А. Ц, Ста-ровойтов. 21 февраля 1994 г. в составе ФАПСИ было создано Главное управление информационных ресурсов (ГУИР ФАПСИ) на базе упраздненного Управления информационных ресурсов Администрации Президента РФ. Начальником его назначен В.А. ЛЕВЧЕНКО, до этого -- первый заместитель начальника УИР. 16 декабря 1994 г. УИР снова было передано в Администрацию Президента РФ и переименовано при этом в Управление информатизации и документационного обеспечения Администрации Президента РФ. Федеральный центр защиты экономической информации при ФАПСИ создан 3 апреля 1995 г. Указом Президента РФ № 334 "О мерах по соблюдению законности в области разработки, производства, реализации и эксплуатации шифровальных средств, а также предоставления услуг в области шифрования информации".

4.2 Основные направления, задачи, функции, статус

Статус ФАПСИ определяется Законом РФ "О федеральных органах правительственной связи и информации" от 19 февраля 1993 г. Федеральные органы правительственной связи и информации обеспечивают государственные органы, а также предприятия, учреждения и организации специальными видами связи и информации и организуют деятельность по обеспечению криптографической и инженерно-технической безопасности шифрованной связи в РФ и ее учреждениях за рубежом, осуществляет государственный контроль за этой деятельностью.

В соответствии с законом система органов правительственной связи и информации включает Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте РФ; органы правительственной связи и информации (центры правительственной связи, информационно-аналитические органы) в субъектах РФ; войска; учебные заведения, научно-исследовательские организации, предприятия. При ФАПСИ действует Академия криптографии. Положение о ФАПСИ утверждается Президентом по согласованию с Комитетом Верховного Совета по вопросам обороны и безопасности. Войска ФАПСИ включают в себя войска правительственной связи, части радиоразведки и инженерно-строительные части. Командующим войсками ФАПСИ является генеральный директор. Среди прочих прав ФАПСИ -- лицензирование и сертификация систем связи независимо от форм собственности.

5. ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ 5.1. Контакты

1. ПРИЕМ СООБЩЕНИЙ ПО ЭЛЕКТРОННОЙ ПОЧТЕ

Если Вы хотите немедленно отправить информацию, относящуюся к компетенции ФСБ, можно воспользоваться электронной почтой: fsbfsb. ш. В тексте сообщения необходимо подробно описать событие, его время, дату и участников. Для лучшей организации работы по Вашей информации необходимо указать Ваши контактные реквизиты (телефон, адрес электронной почты, почтовый адрес и т.п.). Конфиденциальность полученной информации гарантируется.

ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ ФСБ РОССИИ: (095) 914-22-22

Российские граждане, сотрудничающие с иностранными разведками, могут связаться с ФСБ России по телефону доверия с тем, чтобы стать агентами-двойниками. В этом случае денежное вознаграждение, получаемое такими агентами от иностранных спецслужб, будет полностью сохранено, и с ними будут работать сотрудники ФСБ России высочайшего класса. При этом будет гарантирована анонимность и конфиденциальность. Из Примечания к ст. 275 УК РФ (государственная измена) лицо, совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, а также ст, 276 (шпионаж) и 278 (насильственный захват власти или насильственное удержание власти), освобождается от уголовной ответственности, если оно добровольным и своевременным сообщением органам власти или иным образом способствовало предотвращению дальнейшего ущерба интересам РФ и если в его действиях не содержится иного состава преступления.

СПРАВОЧНЫЙ ТЕЛЕФОН ФСБ РОССИИ: (095) 921-07-62 (крушюсуточно) 4. ПРИЕМНАЯ ФСБ РОССИИ

Москва, 101000, ул. Кузнецкий мост, д. 22. Тел.: (095) 924-31-58

ЦЕНТР ОБЩЕСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ ФСБ РОССИИ

Москва, 101000, Лубянская пл., д. 2. Тел.: (095) 914-39-08. Факс: (095) 975-24-70. Электронная почта: pressfcb. га.

По вопросам, связанным с использованием архивных материалов, необходимо обращаться с письменным заявлением в Центральный архив ФСБ России (101000, г. Москва, ул. Б. Лубянка, д. 2), указав в нем свой почтовый адрес и домашний телефон.

5.1 Краткая историческая справка об органах государственной безопасности

ВЧК. (7) 20 декабря 1917 г. постановлением Совета Народных Комиссаров для борьбы с контрреволюцией и саботажем в Советской России была образована Всероссийская чрезвычайная комиссия (ВЧК). Ее первым председателем был назначен Ф.Э. Дзержинский. На этом посту он находился до 6 февраля 1922 г. С июля по август 1918 г. обязанности председателя ВЧК временно исполнял Я.Х. Петере.

ГПУ. 6 февраля 1922 г. ВЦИК принял постановление об упразднении ВЧК и образовании Государственного политического управления (ГПУ) при НКВД РСФСР.

ОГПУ. 2 ноября 1923 г. Президиум ЦИК СССР создал Объединенное государственное политическое управление (ОГПУ) при СНК СССР. Председателем ГПУ и ОГПУ до конца своей жизни (20июля 1926г.) оставался Ф.Э. Дзер-жнвекий, которого сменил В.Р. Мевжинский, возглавлявший ОГПУ до 1934 г.

НКВД. 10 июля 1934 г. в соответствии с постановлением ЦИК СССР органы государственной безопасности вошли в Народный комиссариат внутренних дел (НКВД) СССР. После смерти Менжинского работой ОГПУ, а позднее и НКВД с 1934 по 1936 гг. руководил Г.Г. Ягада. С 1936 по 1938 гг. НКВД возглавлял Н.И. Ежов. С ноября 1938 до 1945 гг. руководителем НКВД был Л.П. Берия.

НКГБ СССР. 3 февраля 1941 г. НКВД СССР был разделен на два самостоятельных органа: НКВД СССР и Наркомат государственной безопасности (НКГБ) СССР. Нарком внутренних дел -- Л.П. Берня. Нарком государственной безопасности - В.Н. Меркулов. В июле 1941 г. НКГБ СССР и НКВД СССР вновь были объединены в единый наркомат -- НКВД СССР, В апреле 1943 г. был вновь образован Наркомат государственной безопасности СССР во главе с В.Н. Меркуловым.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.