скачать рефераты

МЕНЮ


Инструментная структура государственного внутреннего долга РФ и пути его совершенствования

Инструментная структура государственного внутреннего долга РФ и пути его совершенствования

1

Содержание

Введение

1 Теоретические аспекты формирования государственного внутреннего долга

1.1 Сущность государственного долга, его виды и причины возникновения

1.2 Необходимость и целесообразность финансирования бюджетных расходов путем привлечения государственных займов

1.3 Формы долговых обязательств Российской Федерации

2. Инструментная структура государственного внутреннего долга РФ и пути его совершенствования

2.1 Анализ инструментной структуры внутреннего государственного долга

Российской Федерации

2.2 Управление государственным внутренним долгом РФ

2.3 Проблемы и совершенствование инструментной структуры государственного внутреннего долга Российской Федерации

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

Введение

Государственные заимствования с давних времен помогают правительствам России формировать дополнительные (наряду с бюджетными) финансовые ресурсы и обеспечивать финансирование неотложных потребностей в оборонной, экономической и социальной областях. Привлекаемые государством займы и кредиты сыграли большую роль в социально-экономическом развитии страны во второй половине 19 века, а в начале 20 столетия они обеспечили финансирование военных расходов. Однако наиболее актуальной эта проблема стала в конце прошлого века, когда государственные заимствования, используемые для покрытия бюджетного дефицита, стали носить постоянный и все возрастающий характер, достигнув угрожающих размеров. Достигнув критической отметки во время финансового кризиса 1998 года, государственная задолженность стабилизировалась и началась оптимизация ее структуры с постепенным акцентом на внутренние заимствования.

С переходом к формированию рыночной экономики Россия столкнулась с отсутствием отечественного опыта по организации и ведению долговых операций, адекватного работе в условиях свободного рынка. В связи с этим пришлось фактически заново готовить специалистов, обращаясь к опыту развитых стран, имеющих богатую историю долговых отношений, а также использовать забытую уже советскую практику внутренних заимствований.

На данную проблему обратил внимание и министр финансов А.Л.Кудрин, выступая с докладом в Финансовой академии при Правительстве РФ на международной научно-методической конференции «XXI век: новая модель специалиста-экономиста». Он отметил недостаток высококвалифицированных специалистов по работе с государственным долгом, по управлению региональными и внешними заимствованиями.

Федеральный бюджет на 2006 год в части государственных заимствований строился исходя из принципа сокращения долговой нагрузки на экономику Российской Федерации в долгосрочной перспективе посредством минимизации внешних заимствований, безусловного исполнения обязательств по государственным внешним долговым обязательствам в соответствии с графиками платежей при том условии, что отрицательный сальдовый результат, отражаемый по источникам внешнего финансирования дефицита федерального бюджета, будет сбалансирован за счет увеличения внутренних источников финансирования дефицита федерального бюджета.

Таким образом, проблема государственных внутренних заимствований является актуальной, недостаточно разработанной и имеющей важное практическое значение для экономики страны в целом.

Цель представленной работы - раскрыть сущность, современное состояние и значение внутреннего государственного долга, содержание и основы функционирования внутреннего рынка государственных долговых обязательств.

Теоретической основой работы явились труды и публикации отечественных и зарубежных ученых, работающих в области управления внутренним государственным долгом.

Информационную базу исследования составили законодательные и нормативные акты Российской Федерации и Республики Татарстан, статистические данные Госкомстата и официальных сайтов Министерства финансов РФ, Федерального Казначейства РФ и другие источники.

Представленная работа состоит из введения, заключения, 2 глав, каждая из которых разделена на 3 параграфа. Кроме того, имеется приложение и список использованной литературы.

1 Теоретические аспекты формирования государственного внутреннего долга

1.1 Сущность государственного долга, его виды и причины возникновения

Большинство стран мира в настоящее время сталкиваются с проблемой государственного долга в связи с необходимостью ограничения его роста и оптимизации структуры. Для грамотного и научного подхода к данному вопросу надо четко определить, что же представляет на самом деле государственный долг.

Рассмотрим историю возникновения категории "государственного долга". С возникновением государства возникли его расходы, которые надо было финансировать. Вот и появились такие финансовые категории, как сборы, налоги, подати и, соответственно, расходы. Позже появилась категория "бюджет государства" в его современном понимании.

По мере развития государства возрастали его функции и средства, необходимые для их реализации. Исчерпав возможности увеличения "налогового бремени", государство в качестве альтернативы начало прибегать к заимствованиям. Так и возник и со временем трансформировался в исследуемую нами категорию государственный долг.

Даже на заре своего существования государственный долг по своей природе осуществлял макроэкономическую функцию -- позволял монархам регулировать налоговую нагрузку на общество. Следовательно, уже в средние века государственный долг и налоговая система определились как своеобразная, экономическая система "переливающихся сосудов": больше налогов - меньше заимствований и наоборот [31, c.5].

В настоящее время растущий государственный долг может быть связан:

- с осуществлением крупных государственных вложений в развитие экономики, т.е. с государственным регулированием экономической конъюнктуры, стремлением обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного производства путем финансирования за счет государственных займов.

- значительная государственная задолженность очень часто является отражением общего кризиса и развала экономики, неэффективности финансово-кредитных связей в результате неспособности Правительства держать под контролем финансовую ситуацию.

Понятие государственный долг является составной частью комплекса понятий, характеризующих отношения, возникающие в связи с использованием займов.

Первыми о сущности государственного долга высказывались в начале XVI века меркантилисты. Меркантилизм рассматривал деньги как абсолютную форму богатства, поэтому естественно, что приток денег в национальную экономику ими одобрялся. Меркантилисты были активными сторонниками государственного вмешательства в экономику, и считали правом государства финансировать свои расходы за счет займов.

В отличие от меркантилистов физиократы считали, что именно в процессе производства создается новое богатство. Поэтому они полагали, что государство, осуществляя займы, отвлекает ресурсы из производительных секторов, и тем самым отрицательно влияет на экономическое развитие страны. Представители классической школы считали, что бюджетно-налоговая политика и государственный долг должны играть роль исключительно финансовых, но не регулирующих инструментов, можно также отметить, что налоги и государственный долг рассматривались представителями этой школы как зло, из которых налоги - это зло наименьшее. А. Смит утверждал, что финансирование государственных расходов за счет заемных средств уменьшает богатство нации, препятствует накоплению капитала. Д. Рикардо писал, что увеличение государственного долга провоцирует иррациональное экономическое поведение, которое снижает экономическую эффективность и искажает объективные данные о реальном положении экономики и государства [18, c.42].

Представители исторической школы поставили принципиальный вопрос о том, с какой целью государство осуществляет заимствование, а также каким макроэкономическим последствиям эти займы приведут. Государственный долг рассматривался ими как составная часть государственного регулирования экономики. По словам одного из представителей исторической школы Фомштейна: «Государство без задолженности или слишком мало делает для своего будущего, или слишком много требует от современности». Им же было сформировано первое приблизительное правило финансирования государственных расходов: «Только нерегулярные или чрезвычайные государственные расходы могут покрываться за счет кредитов».

Другой представитель исторической школы А. Вагнер сформулировал в конце XIX века основные принципы кредитного финансирования государственных расходов, взятые позднее на вооружение Правительством многих европейских стран и оказавшие значительное влияние на развитие современной теории государственного долга.

Развитие экономической мысли и сопровождающий этот процесс рост качества финансовых технологий привело к существенному повышению роли государственного долга как экономической категории, а позже инструмента влияния на макроэкономическую ситуацию. Необходимость в условиях капиталистического пути развития искать пути структурных реформ в экономике практически всех развитых стран сопровождалась поисками финансовых источников для покрытия возникающих в период реформ дополнительных расходов. Альтернативы у государства по-прежнему две: увеличивать "налоговое бремя" или брать взаймы, т.е. увеличивать объем долга со всеми вытекающими бюджетными последствиями: ростом расходов на обслуживание долга, проблемами его погашения и рефинансирования.

Таким образом, государственный долг является наряду с налоговой системой одним из важнейших инструментов государства, при помощи которого оно проводит в жизнь экономическую политику. Неслучайно рынок государственных долговых инструментов стал в современном обществе одним из важнейших индикаторов экономики [19, c.75].

В статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации приводится определение государственного или муниципального долга, которым являются обязательства, возникающие из государственных или муниципальных займов (заимствований), принятых на себя Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием гарантий по обязательствам третьих лиц, другие обязательства, а также принятые на себя Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием обязательства третьих лиц [1].

В этой же статье дается более узкое понятие - внутренним государственным долгом признаются обязательства, возникающие в валюте Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 этой же статьи в объем государственного внутреннего долга Российской Федерации включаются:

основная номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации;

объем основного долга по кредитам, полученным Российской Федерацией;

объем основного долга по бюджетным ссудам и бюджетным кредитам, полученным Российской Федерацией от бюджетов других уровней;

объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией.

Долговые обязательства Российской Федерации могут быть краткосрочными (до одного года), среднесрочными (свыше одного года до пяти лет) и долгосрочными (свыше пяти лет до 30 лет) (Рис.1.1.1) [ 1 ].

Существует несколько классификаций государственного долга в зависимости от признака, положенного в основу данной классификации (Рис.1.1.2).

Государственный долг подразделяется на капитальный, текущий и основной.

Капитальный государственный долг - вся сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты, которые должны быть, выплачены по этим обязательствам.

Текущий долг включает расходы государства по выплате доходов кредиторам и погашению обязательств, срок которых наступил.

Основной долг - это номинальная стоимость всех долговых обязательств государства и гарантированных им заимствований.

В соответствии с уровнями власти (классификация по типу заемщика) публичный долг делится на государственный долг Российской Федерации, государственный долг субъектов Российской Федерации и муниципальный долг.

1

Рис.1.1.1 Классификация займов по условиям, срокам и наличию гарантий

Хроническая дефицитность государственного и местных бюджетов и высокий государственный долг характерны на современном этапе для большинства промышленно развитых стран. Государство, широко используя свои возможности для привлечения дополнительных финансовых ресурсов в целях своевременного финансирования бюджетных расходов, постепенно накапливает задолженность как внутреннюю, так и иностранным кредиторам. Это ведет к росту государственного долга - внутреннего и внешнего [21, c.31].

Согласно Бюджетному кодексу РФ, внешний долг - это обязательства, возникающие в иностранной валюте. Под государственным внутренним долгом понимаются долговые обязательства федерального правительства, возникающие в валюте Российской Федерации. Долговые обязательства федерального правительства обеспечиваются всеми активами, находящимися в его распоряжении.

С формальной точки зрения внешними займами называются займы, заключенные на иностранных биржах или через иностранные банки в иностранной валюте. Но по существу (с материальной точки зрения) под внешними займами следует понимать те, которые находятся в руках иностранцев-кредиторов; формально внутренний заем может попасть в руки иностранцев и обратно. Таким образом, возникает проблема поиска истинного критерия разделения долга на внутренний и внешний. В этой связи интересно мнение специалистов Международного Валютного Фонда, которые классифицируют долг по виду кредитора, что согласуется с вышесказанной материальной точкой зрения. Некоторыми предлагается делить долг по рынку размещения, то есть, например, если на российском рынке государственных ценных бумаг приобретается облигация федерального займа нерезидентом, то это будет операция с внутренним долгом. До сих пор дискуссия по этой проблеме продолжается, но, сути это переливание воды из одного сосуда в другой, так как управляют внешним и внутренним долгом одни и те же государственные институты.

Присоединение Российской Федерации к статье 8 Устава МВФ и переход к конвертируемости рубля по текущим операциям ускорят процесс "срастания" двух видов государственного долга. С выпуском еврооблигаций и их размещением среди как нерезидентов, так и резидентов совершенно иной характер приобретает задача маневрирования рублевыми и валютными пассивами [ 24, c.124].

Большинство государственных и муниципальных долгов различаются по степени старшинства - очередности удовлетворения претензий в случае невыполнения обязательств по долгам. В данном случае различают:

- старшие долги (обязательства исполняются в первую очередь: МВФ, Мировой банк);

- субординированные долги;

- младшие долги (глубоко субординированные) - исполняются в последнюю очередь (долги национальным предприятиям и т.д.) [25, c.15].

Долговые обязательства Российской Федерации погашаются в сроки, которые определяются конкретными условиями займа и не могут превышать 30 лет. Изменение условий выпущенного в обращение государственного займа, в том числе сроков выплаты и размера процентных платежей, срока обращения, не допускается.

1

Рис.1.1.2 Классификация государственного долга

В статье 119 Бюджетного кодекса Российской Федерации прописан порядок обслуживания государственного внутреннего долга Российской Федерации, государственного внутреннего долга субъекта Российской Федерации, муниципального долга. Затраты по размещению, выплате доходов и погашению долговых обязательств Российской Федерации осуществляются за счет средств федерального бюджета.

Обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации производится Банком России и его учреждениями, если иное не предусмотрено Правительством Российской Федерации, путем осуществления операций по размещению долговых обязательств Российской Федерации, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним или в иной форме.

Выполнение Банком России, другим специализированным финансовым институтом функций генерального агента Правительства Российской Федерации по размещению долговых обязательств Российской Федерации, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним осуществляется на основе специальных соглашений, заключаемых с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации выполнять функции эмитента государственных ценных бумаг.

Банк России осуществляет функции генерального агента (агента) по обслуживанию государственного внутреннего долга безвозмездно.

Обслуживание государственного внутреннего долга субъекта Российской Федерации, муниципального долга производится в соответствии с федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления.

Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2006 год» от 26.12.2005г. № 189-ФЗ установлен верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации на 1 января 2007 года по долговым обязательствам Российской Федерации в сумме 1148,745 млрд. рублей [ 3 ].

Правительство Российской Федерации вправе определять объемы выпуска, формы и методы эмиссии государственных ценных бумаг, являющихся долговыми обязательствами Российской Федерации, и осуществлять их эмиссию в объеме, не приводящем к превышению верхнего предела государственного внутреннего долга Российской Федерации.

Однако Бюджетный кодекс Российской Федерации (п. 3 ст. 106) предоставляет Правительству Российской Федерации право осуществлять внутренние заимствования с превышением установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год предельного объема государственного внутреннего долга, но вместо внешних заимствований, если это снижает расходы на обслуживание государственного долга в рамках установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год объема государственного долга (суммы внутреннего и внешнего долга).

Обобщая изложенное, можно дать краткое определение внутреннего государственного долга - это общая сумма всех выпущенных, но еще не погашенных займов государственных и не выплаченных по ним процентов.

Государственный долг образуется вследствие возникновения дефицитов бюджета государства, т.е. вследствие превышения расходов правительства над его доходами. Основным способом покрытия бюджетного дефицита является государственные займы, которые осуществляются путем выпуска и размещения среди населения и кредитно-финансовых учреждений различного рода государственных ценных бумаг (прежде всего казначейских векселей и облигации), являющихся долговыми обязательствами государства по отношению к купившим их физическим и юридическим лицам - это и есть приблизительное определение внутреннего долга [27, c.5].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.