скачать рефераты

МЕНЮ


Инструментная структура государственного внутреннего долга РФ и пути его совершенствования

Для развития рынка ГКО/ОФЗ Минфин и Банк России предложили ввести «базовые» выпуски облигаций федерального займа и восстановить институт первичных дилеров на рынке ГКО/ОФЗ. Особенностью «базовых» выпусков станут:

- стандартность срока размещения облигаций: 3, 5, 10 и 15 лет;

- предоставление эмитентам более обширной информации об объемах и сроках размещения новых выпусков.

Кроме того, в случае введения института первичных дилеров будет ограничена доля одного инвестора в базовом выпуске до уровня не более 35%. На сегодняшний день это требование является наиболее сложным.

В связи с введением базовых выпусков Минфин России добровольно накладывает на себя определенные ограничения в части проведения эмиссионной политики, вызванные предварительным объявлением сроков и объемов размещения базовых выпусков облигаций. С целью минимизации рисков и сохранения возможности оперативно влиять на происходящее на рынке Минфин будет доразмещать облигации путем проведения аукционов.

Введение базовых выпусков тесно связано с введением института первичных дилеров. Введение такого института может качественно изменить роль всех участников рынка ГКО/ОФЗ. В этом есть как «плюсы», так и «минусы».

Путем введения института первичных дилеров Минфин России минимизирует свое участие на вторичном рынке в связи с наличием гарантированной возможности размещать бумаги на первичном рынке.

Первичные дилеры (не более 15-20 организаций), принимая на себя обязательства по гарантированной покупке заранее определенного объема облигаций на аукционах и поддержанию рынка в ликвидном состоянии за счет выставления двусторонних котировок, получили бы эксклюзивное право работать с Министерством финансов и расширять свою клиентскую базу.

Принятие подобной схемы позволило бы повысить ликвидность рынка ГКО/ОФЗ в целом и отдельных его выпусков в частности, расширить базу владельцев ГКО/ОФЗ, создать основу для развития рынка производных инструментов, где в качестве базы активов выступили бы государственные облигации [32, c.38].

Однако существует ряд сложностей по запуску института первичных дилеров. Введение данного института возлагает на участников рынка определенные обязательства перед Минфином в части выкупа облигаций на аукционах и поддержания ликвидности их базовых выпусков. Проведенные переговоры с участниками рынка свидетельствуют о том, что банки не стремятся стать первичными дилерами. Уровень участия банков - потенциальных первичных дилеров на переговорах - в аукционах не превышает 1% от объявленного объема эмиссии Минфина, что пока не позволяет эмитенту отказаться от существующей системы размещения государственных ценных бумаг.

Минфин готов уже в этом году начать осуществление выпусков стандартных сроков обращения и раскрывать больше информации об их объемах и датах размещения. Однако очень сложно принять решение о введении института первичных дилеров: первичных дилеров - 20, каждый из них выкупает 1% объема выпуска, что составляет 20% от объявленного выпуска. Что же происходит с оставшимися 80%-ми Минфин не может гарантировать их размещение.

Наличие вопросов и отсутствие четких ответов требует от Минфина дополнительного рассмотрения темы введения первичных дилеров.

В 2005 году привлечение за счет размещения госбумаг составило 210 млрд. руб. при этом погашено около 85 млрд. руб. Таким образом, наблюдается чистое привлечение 125 млрд. руб. Однако законом о бюджете определен верхний предел государственного внутреннего долга. На 1 января 2006 года он зафиксирован на уровне 988 млрд. руб. По оценкам Минфина, объем долга по государственным ценным бумагам составит около 890-910 млрд. руб. на начало 2006 года [ 3 ].

В июле 2005 года Правительством РФ были рассмотрены итоги исполнения программ государственных внутренних и внешних заимствований Российской Федерации за 2004 год и одобрены проекты программ государственных внутренних и внешних заимствований Российской Федерации на 2006 год.

Программа на 2006 год формировалась с учетом Долговой стратегии, предусматривающей:

- снижение государственного долга Российской Федерации к ВВП;

- проведение консервативной политики в области государственных

заимствований, предусматривающих возможность использования средств Стабилизационного фонда РФ для погашения государственного внешнего долга;

- замещение государственного внешнего долга внутренними

заимствованиями;

- развитие национального рынка государственных ценных бумаг.

В рамках дальнейшего развития рынка государственных ценных бумаг, Минфин России ставит перед собой следующие задачи на 2006 г.:

- повышение ликвидности рыночной части государственного внутреннего долга, выраженного в государственных ценных бумагах;

- учет интересов различных групп инвесторов, в том числе участвующих в проведении пенсионной реформы, путем развития нескольких сегментов рынка государственных ценных бумаг;

- оптимизация стоимости заимствований и платежного графика с целью снижения кредитных рисков и обеспечения возможности гарантированного выполнения Минфином России обязательств по погашению и обслуживанию государственного долга Российской Федерации независимо от состояния бюджета.

Для реализации этих задач Минфин России считает возможным увеличить в 2006 году на 28 млрд. руб. (по сравнению с 2005 годом) объем привлечения на внутреннем рынке за счет размещения государственных ценных бумаг при сохранении действующего в настоящее время порядка эмиссии государственных облигаций.

При разработке Программы государственных внутренних заимствований РФ на 2006 год Минфин России исходил из необходимости одновременного развитии: двух сегментов рынка государственных ценных бумаг -рынка ГКО-ОФЗ и рынка ГСО. С этой целью, в 2006 году планируется увеличить объем рынка ГКО-ОФЗ на 100,0-117,0 млрд. руб. при объеме предложения ГСС 70,0-75,0 млрд. руб.

Такая политика обеспечит последовательное развитие рыночной части долга, выраженного в государственных ценных бумагах, и инвестирование части пенсионных накоплений в государственные сберегательные облигации [34, c.15].

В 2006 году за счет размещения государственных ценны бумаг на внутреннем рынке планируется привлечь 238,20 млрд. руб. при погашении государственных ценных бумаг в размере 68,44 млрд. руб. Чистое сальдо по привлечение государственных ценных бумаг составит 169.76 млрд. руб. При этом, по видам государственных ценных бумаг привлечение распределится следующим образом: по ОФЗ-ПД - 81,03 млрд.руб., по ОФЗ-ФК - 25,27 млрд.руб., по ОФЗ - АД - 60,97 млрд. руб., по ГСО - 70,93 млрд. руб.

В 2006 году, как и в 2005, Минфин России планирует отказаться на рынке ГКО-ОФЗ от краткосрочных заимствований (до 1 года). Как представляется, потребность в краткосрочных инструментах в случае увеличения рублевого предложения может быть обеспечено операциями Банка России со своим портфелем государственных облигаций, а также путем выпуска облигаций Банка России (ОБР).

В 2006 году заимствования на рынке государственно внутреннего долга в основном будут носить средне-долгосрочный характер.

При планируемой доходности по краткосрочным инструментам (до 1 года) -- до 6,0% и по среднесрочным и долгосрочным инструментам -- 7,0% и 8,5% соответственно, в 2006 году Минфин России планирует разместить по номиналу ОФЗ на сумму 175,0-- 180,0 млрд. руб. (из них 81--82 млрд. руб. будет приходиться на среднесрочные инструменты, а остальные -- на долгосрочные) и ГСО -- 70,0-73,0 млрд. руб. (в том числе 10,0 млрд. руб. -- со сроками погашения до 1 года). Таким образом, на средне- и долгосрочные заимствования в 2006 году будет приходиться около 96% от запланированного объема заимствований.

В результате исполнения в 2006 году Программы государственных внутренних заимствований РФ государственный внутренний долг, выраженный в государственных ценных бумагах, увеличится с 913,22 млрд. руб. на начало 2006 года и до 1 093,75 млрд. руб. -- на начало 2007 года. При этом сумма рыночной составляющей в составе государственного внутреннего долга возрастет до 770.52 млрд. руб.

Так как объем государственных внутренних заимствований в 2006 году увеличивается, а также принимая во внимание рост абсолютных размеров государственного внутреннего долга, выраженного в государственных ценных бумагах, расходы на его обслуживание также будут возрастать и составят в 2006 году 66,07 млрд. руб. [ 3 ].

В Программе государственных внутренних заимствований Российской Федерации на 2006 год на погашение иных долговых обязательств предполагается направить 42,0 млрд. руб., в том числе на компенсационные выплаты по дореформенным сбережениям граждан -- 40 млрд. руб.

В 2009-2010 гг. Минфин, скорее всего, вынужден будет сократить объемы привлечения. Это вызвано значительным уменьшением объема погашения внешнего долга. По оригинальному графику погашения внешнего долга до 2009 года погашается от 10 до 15 млрд. долл. ежегодно. В 2009-2010 гг. данный показатель снизится до 5 млрд. долл., и если сохранится концепция бездефицитного федерального бюджета, то на столько же сократится и привлечение.

Если Минфин будет следовать данной модели долговой политики на внутреннем рынке, то к 2008 г. внутренний долг в ценных бумагах увеличится до 1,5-1,55 трлн. руб. к концу 2008 года. При этом доля рыночного долга в ГКО/ОФЗ к концу 2009 года составит около 55-70%, а в ГСО - примерно 25-30% (Рис 2.3.1).

Рис.2.3.1 Оценка изменения государственного внутреннего долга, выраженного в ценных бумагах

В случае сохранения профицитного федерального бюджета и использования части средств Стабилизационного фонда на погашение внешнего долга, появляется возможность привлечь в 2007, 2008 гг. по 240-340 млрд. руб. При этом объем ежегодного погашения в ближайшие 3-4 года составит 70-110 млрд. руб. Это дает возможность достичь чистого привлечения средств на уровне 170-230 млрд. руб. Около 100-120 млрд. руб. чистого привлечения будет получено на рынке ГКО/ОФЗ и примерно 70-110 млрд. руб. - за счет операций на рынке ГСО [25, c.18].

Такая структура будет соответствовать требованиям, установленным российским законодательством, и позволит развивать все сегменты рынка государственных ценных бумаг.

Консервативность заемной политики государства будет служить положительным фактором для развития субфедеральных и корпоративных заимствований. Кроме того, расширение объема пенсионных накоплений может явиться дополнительным стимулом для расширения данных сегментов российского долгового рынка.

Таким образом, на внутреннем рынке государственных долговых обязательств в ближайшие годы нас ждут значительные изменения. Это связано с различными причинами, которые были описаны выше. Но проблема остается достаточно актуальной и требующей пристального внимания правительства. Текущее состояние дел в этой области вселяет умеренный оптимизм и уверенность за будущие поколения россиян.

Заключение

Отношения, связанные с формированием государственного внутреннего долга, его погашением и обслуживанием, - это динамичная, быстро развивающаяся сфера экономической деятельности государства.

По состоянию на 1 мая 2006 года объем государственного внутреннего долга Российской Федерации составил 894,01 млрд. рублей. Текущие показатели «долговой устойчивости» России, разработанные в соответствии с международной методикой, свидетельствуют о том, что страна преодолела последствия финансового кризиса 1998 года и существенно сократила и улучшила структуру государственного долга.

Тем не менее ситуация вокруг государственного внутреннего долга вновь приковывает пристальное внимание со стороны специалистов. Это вызвано несколькими причинами, важнейшие из которых связаны с российской нефтью.

Во-первых, в последнее время вся российская экономика прочно посажена на «нефтяную иглу»: как развитие экономики в целом, так и ослабление налогового бремени поставлено в полную зависимость от цен на энергоносители. Последние годы благоприятной внешней конъюнктуры попросту убаюкали правительство и президента, в результате чего было упущено время для проведения структурных реформ, которые бы позволили найти и использовать другие источники для обслуживания государственного долга.

Вторая причина - так называемый «кризисный» период с 2005 по 2008 годы. За эти годы правительству предстоит выплатить по внешним долгам на погашение основной части задолженности и процентов по ней на сумму около 50 млрд. долларов. Изъятия из национальных сбережений действительно огромны, при этом наблюдается давление на внутренние заимствования, что приводит к конверсии одного долга в другой. Эти выплаты существенно отражаются на государственных инвестициях и социальных расходах, являются тормозом для социально-экономического развития страны и модернизации экономики.

С другой стороны, управление государственным внутренним долгом становится важной составной частью национальной экономической политики, акцент в которой в настоящее время делается на сдерживание инфляции и чрезмерного укрепления курса рубля. С этой точки зрения перетекание свободных денежных средств из частных рук в управление государством носит рациональный и оправданный характер. Но с другой стороны, стране жизненно необходимы инвестиции во все отрасли экономики, а не только сырьевую и добывающую. Кроме того, укрепление рубля дало бы нам эффект автоматического уменьшения внешнего долга в рублевом эквиваленте. Как видим, проблема государственного внутреннего долга и управления им достаточно острая и дискуссионная и затрагивает всю экономику России в целом.

В представленной работе были рассмотрены теоретические аспекты внутреннего государственного долга, а также его историческое развитие и современное состояние в России. Кроме того, проведен анализ инструментной структуры государственных заимствований, изучена система управления государственным долгом и выявлены перспективы совершенствования его инструментной структуры.

Данное исследование проведено по материалам научных публикаций, статистических данных официальных сайтов Центрального Банка, Министерства финансов, Федерального Казначейства и других источников.

В процессе исследования нами сделаны следующие выводы:

- государственный внутренний долг - обязательства, возникающие из государственных или муниципальных займов (заимствований) в валюте Российской Федерации, принятых на себя Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием, гарантий по обязательствам третьих лиц, другие обязательства, а также принятые на себя Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием обязательства третьих лиц, возникающие в валюте Российской Федерации;

- государственные внутренние заимствования являются основным источником финансирования бюджетного дефицита (расходов, не покрываемых налоговыми и неналоговыми источниками доходов), в основном региональных и местных бюджетов Российской Федерации;

- необходимость и целесообразность предпочтительного использования заемных средств, в отличие от обычной эмиссии денежных средств, доказана многолетней практикой управления государственным долгом как за рубежом, так и в России;

- внутренний государственный долг со всей совокупностью составляющих его форм является стратегически более гибким и безопасным видом обязательств государства, по сравнению с внешней задолженностью; в 2003 году внутренний долг Российской Федерации составлял около 5% от суммы государственного внешнего долга, к 2005 году его доля увеличилась на 2%;

- государственный внутренний долг России имеет следующие формы: займы (эмиссии ценных бумаг), кредиты, другие долговые обязательства, гарантированные Правительством РФ и имеет тенденции к росту, за 2005 год объем государственного внутреннего долга увеличился на 11% и составил к началу 2006 года 851,15 млрд. рублей;

- в настоящее время около 70 % или 596,33 млрд. рублей в объеме внутреннего долга, выраженного в ценных бумагах, составляют облигации федерального займа с амортизационным доходом;

- в текущий период цель Правительства Российской Федерации в размещении государственных ценных бумаг - привлечение средств для осуществления текущего погашения государственного долга;

- с целью снижения рисков, связанных со структурой государственного долга, и увеличением сроков обращения рыночного долга, Минфин России планирует, что заимствования на внутреннем рынке в 2006 году будут в основном носить средне- и долгосрочный характер; при планируемой доходности по краткосрочным инструментам (до 1 года) до 6,0% и по среднесрочным и долгосрочным инструментам - 7,0% и 8,5% соответственно, Минфин России планирует в 2006 разместить по номиналу ОФЗ на сумму 186,0 млрд.руб. и ГСО - 65,0 млрд.руб. (в том числе 10,0 млрд.руб. - со сроками погашения до 1 года). Таким образом, на средне- и долгосрочные заимствования в 2006 году будет приходиться около 96 процентов от запланированного объема внутренних заимствований.

На основе сделанных выводов нами сделаны следующие предложения:

- в определении внутреннего долга, данном в Бюджетном Кодексе Российской Федерации, мы считаем целесообразным отказаться от критерия вида валюты, в которой он размещен, а отталкиваться от того, кто им владеет;

- так как бюджет России в последнее время является профицитным, то следует направлять врученные от внутренних заимствований средства на погашение внешних долгов с дорогими процентными выплатами;

- постепенно увеличивать в относительном соотношении внутренний долг по сравнению с внешним;

- создать в ближайшее время в России технологичную законодательно отрегулированную систему государственного инвестирования, предусматривающую выделение средств бюджета на различные социальные программы, с отсрочкой их исполнения и промежуточным инвестированием денег в финансовые инструменты (этот процесс, кстати, уже можно наблюдать на примере намечаемой выдачи матерям сертификатов в сумме 250 тысяч рублей при рождении второго ребенка);

- повысить ликвидность рыночной части государственного внутреннего долга, выраженного в государственных ценных бумагах; для достижения этой цели Минфин России продолжит в 2006 году размещать государственные облигации со стандартными сроками обращения (3,5, 10 и 15 лет). При этом трех- и пятилетние облигации федерального займа будут иметь постоянный купонный доход, и их объем к концу 2006 года достигнет 40,0 млрд.руб. каждый. Долгосрочные десяти- и пятнадцатилетние облигации федерального займа с амортизацией долга, выпуск которых Минфин России впервые осуществил в 2005 году, будут размещаться и в 2006-2007 годах. Объем их выпуска планируется довести до 80-100 млрд.руб. каждый;

- учесть интересы различных групп инвесторов, в том числе участвующих в проведении пенсионной реформы, путем развития нескольких сегментов рынка государственных ценных бумаг;

- оптимизировать стоимость заимствований и платежного графика с целью снижения кредитных рисков и обеспечения возможности гарантированного выполнения Минфином России обязательств по погашению и обслуживанию государственного долга Российской Федерации независимо от состояния бюджета.

В заключении хотелось бы добавить, что необходимо взвешивать и анализировать все действия, связанные управлением государственным долгом, для избежания каких-либо кризисных явлений и дестабилизации экономической ситуации в стране.

Список использованных источников

1. Бюджетный кодекс РФ (по состоянию на 5 января 2006 года): Федер. Закон Федерации от 31 июля 1998 г., № 145-ФЗ // Справочно-правовая система «Гарант».

2. О бюджетной классификации Российской Федерации (с изменениями от 22 декабря 2005 года : Федер. Закон Рос. Федерации от 15 августа 1996 г., № 115-ФЗ // Справочно-правовая система «Гарант».

3. О Федеральном бюджете на 2006 год: Федер. Закон Рос. Федерации от 26 декабря 2005 г., № 189-ФЗ // Справочно-правовая система «Гарант».

4. Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг: Федер. Закон Рос. Федерации от 29 июля 1998 г., № 136-ФЗ // Справочно-правовая система «Гарант».

5. О Генеральных условиях эмиссии и обращения облигаций государственных нерыночных займов (с изменениями от 3 июля 1997 г., 30 июня 1998 г., 24 февраля 1999 г., 24 августа 2004 г.): Постановление Правительства РФ от 21 марта 1996 г., №316 // Справочно-правовая система «Гарант».

6. О Генеральных условиях эмиссии и обращения облигаций федеральных займов: Постановление Правительства РФ от 15 мая 1995 г., №790 (с изменениями от 30 июня 1998 г., 27 февраля 1999 г., 24 августа 2004 г.) // Справочно-правовая система «Гарант».

7. О погашении государственных краткосрочных бескупонных облигаций и облигаций федеральных займов с постоянным и переменным купонным доходом со сроками погашения до 31 декабря 1999 года и выпущенных в обращение до 17 августа 1998 г.: Постановление Правительства РФ от 25 августа 1998 г., №1007 (с изменениями от 24 августа 2004 г.) // Справочно-правовая система «Гарант».

8. Об условиях и порядке реструктуризации задолженности организаций по платежам в бюджет: Постановление Правительства РФ от 5 марта 1997 г., №254 // Справочно-правовая система «Гарант».

9. Об утверждении Генеральных условий эмиссии и обращения государственных краткосрочных бескупонных облигаций: Постановление Правительства РФ от 16 октября 2000 г., №790 // Справочно-правовая система «Гарант».

10. Об утверждении Генеральных условий эмиссии и обращения облигаций государственного сберегательного займа: Постановление Правительства РФ от 16 мая 2001 г., №379 // Справочно-правовая система «Гарант».

11. Об утверждении Условий выпуска облигаций федерального займа с фиксированным купонным доходом (с изменениями от 7 сентября 1998 г.): Приказ Министерства финансов РФ от 18 августа 1998 г., №37н // Справочно-правовая система «Гарант».

12. Об утверждении Условий эмиссии и обращения государственных краткосрочных бескупонных облигаций: Приказ Министерства Финансов РФ от 24 ноября 2000 г., №103н // Справочно-правовая система «Гарант».

13. Об утверждении Условий эмиссии и обращения облигаций государственного сберегательного займа РФ: Приказ Министерства финансов РФ от 15 июня 2001 г., №45н // Справочно-правовая система «Гарант».

14. Об утверждении Условий эмиссии и обращения облигаций государственных нерыночных займов: Приказ Министерства финансов РФ от 21 сентября 2004 г., №86н // Справочно-правовая система «Гарант».

15. Об утверждении Условий эмиссии и обращения облигаций федерального займа с переменным купонным доходом: Приказ Министерства финансов РФ от 22 декабря 2000 г., №112н // Справочно-правовая система «Гарант».

16. Об утверждении Условий эмиссии и обращения облигаций федерального займа с постоянным купонным доходом (с изменениями от 26 сентября 2002 г.): Приказ Министерства финансов РФ от 16 августа 2001 г., №65н // Справочно-правовая система «Гарант».

17. О порядке осуществления новации по ГКО, ОФЗ-ПК и ОФЗ-ПД со сроками погашения до 31 декабря 1999 г. и выпущенных в обращение до Заявления Правительства РФ и Центрального банка РФ от 17 августа 1998 г. путем замены по согласованию с их владельцами на новые обязательства и частичной выплатой денежных средств (с изменениями от 4, 17 февраля, 23 марта, 26 апреля, 3, 17 декабря 1999 г., 24 марта 2000 г., 24 января 2001 г.): Положение Министерства финансов РФ и Центрального банка РФ от 21 декабря 1998 г., №№258, 375-Т // Справочно-правовая система «Гарант».

18. Алёхин Б.И. Государственный долг: Учеб. пособие для студентов вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

19. Головачёв Д.Л. Государственный долг. Теория, российская и мировая практика: Учебник - М.: ЧеРо, 2001.

20. Данилов Ю.А. Рынки государственного долга: мировые тенденции и российская практика. - М.: ГУ ВШЭ, - 2002.

21. Никифорова В.Д., Островская В.Ю. Государственные и муниципальные ценные бумаги. - СПб.: Питер, 2004.

22. Рынок государственных облигаций: Учеб. пособие для вузов / Л.Т. Литвиненко, Н.П. Нишатов, Д.П. Удалищев; Под ред. Е.Ф. Жукова / ВЗФЭИ. - М.: Финстатинформ, 1997.

23. Финансы: учебник для вузов. Под ред. проф. М.В. Романовского, проф. О.В. Врублёвской, Б.М. Сабанти. - М.: Издательство «Перспектива»; Издательство «Юрайт», 2000.

24. Алёхин Б.И. Дисконт на аукционах по продаже государственных ценных бумаг/ Алёхин Б.И. // Рынок ценных бумаг. - 2005. - №8.

25. Алёхин Б.И., Захаров А.В. Государственные сберегательные облигации для населения /Алёхин Б.И., Захаров А.В.// Финансы. - 2005. - №12.

26. Бескова И.А. Государственный внутренний долг: пути оптимизации управления / И.А.Бескова // Банковские услуги.-2002 - №5.

27. Вавилов Ю.Я. О природе, классификации и возвратности государственных долговых активов РФ / Ю.Я. Вавилов // Финансы и кредит. - 2005.- №6.

28. Гаврилова Н. К вопросу о государственном долге / Н. Гаврилова // Экономист.- 2003.- №4.

29. Златкис Б.И. Проблемы создания системы управления государственным долгом в РФ / Б.И. Златкис // Финансы. - 2001.- №4.

30. Румянцев А.В. Государственный внутренний долг и перспективы управления им./ А.В. Румянцев // Банковские услуги. - 2001.- №8.

31. Стахович Л.В., Шахназарян Г.Э. Инструменты рынка государственных ценных бумаг зарубежных стран // Финансы и кредит. - 2005. - №21.

32. Шагжиева Т.С., Дырхеева Н.В. Обслуживание государственного внутреннего долга РФ: содержательный аспект // Финансы и кредит. - 2003. - №21.

33. Шагжиева Т.С., Дырхеева Н.В. Организационно-правовые основы обслуживания государственного внутреннего долга Российской Федерации // Финансы и кредит. - 2004. - №5.

34. Щербаков А.Г. Государственные заимствования РФ в 2006 году/ А.Г. Щербаков // Финансы. - 2005. - №11.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.