Правовое регулирование международного правового судоходства
Правовое регулирование международного правового судоходства
Воронежский Государственный Университет
Юридический факультет
Кафедра международного права
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВОВОГО СУДОХОДСТВА
|
Дипломная работа
Студента 52 группы
дневного отделения
B.И. Старостоянова.
|
|
|
Научный руководитель
доцент Л.С.Нечаев.
|
|
|
Воронеж
1998
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ........................………………….................................................................... 3
1 ПРАВОВОЙ РЕЖИМ СУДОХОДСТВА В РОССИЙСКИХ АРКТИЧЕСКИХ ВОДАХ ...............……………………………………….................................................. 3
1.1. Правовой режим судоходства во внутренних морских во-дах и территориальном море российской Арктики .............…………………………………………………...... 4
1.2 Правовой режим судоходства в исключительной экономи-ческой зоне Арктики .…………………………………………………………………………………………….8
2 ПОСЛЕДСТВИЯ ВСТУПЛЕНИЯ В СИЛУ КОНВЕНЦИИ ООН ПО МОРСКОМУ ПРАВУ 1982 г. ДЛЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ МОРСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (ИМО) …………………………………………………………... 10
2.1. Основы взаимодействия между Конвенцией ООН по мор-скому праву 1982 г. и ИМО …………………………………………................................................................ 10
2.2. Предупреждение и контроль за загрязнением морской среды ……….............. 30
2.3. Функции и обязанности ИМО в свете вступления в силу Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. ………………………………………..................................... 42
3. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИМО ПО УПРОЩЕНИЮ ФОРМАЛЬНОСТЕЙ В МЕЖДУНАРОДНОМ МОРСКОМ СУДОХОДСТВЕ ..........................…........... 50
3.1. Изменения и дополнения к Приложению к Конвенции по облегчению международного морского судоходства 1965 г., принятые на сессиях Комитета FAL .……………………………………………………................................................ 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ...……………….................................................................................... 57
ВВЕДЕНИЕ
В течение 1998 г. Союзморниипроектом проводились исследования по проектам «Международно-правовой режим морских пространств» и «Международно-правовые проблемы Арктики и Антарктики» подпро-граммы «Комплексные исследования океанов и морей Арктики и Антарк-тики».
1.По проекту «Международно-правовые проблемы Арктики и Ан-тарктики» проводились исследования вопросов судоходства во внутрен-них морских водах, территориальном море и ИЭЗ российских арктических вод, на основе положений Федерального закона «О внутренних водах, тер-риториальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» 1998 г., проектов законов «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации», «Об арктической зоне Российской Федерации», в частности рассматривались вопросы осуществления права мирного прохода через территориальное море иностранных судов, иностранных военных кораб-лей и других государственных судов, а также правила захода этих судов во внутренние морские воды Российской Федерации.
В работе нашли отражение вопросы правового режима судоходства по трассам Северного морского пути, которые в соответствии со ст. 14 Федерального закона 1998 г. являются исторически сложившейся нацио-нальной транспортной коммуникацией Российской Федерации в Арктике.
2. По проекту «Международно-правовой режим морских про-странств» проводились исследования вопросов, связанных с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. в свете ее вступления в силу и взаимодей-ствия между Конвенцией ООН 1982 г. и Международной морской органи-зацией, а также вопросов, связанных с деятельностью ИМО в области уп-рощения формальностей в международном морском судоходстве, в част-ности, приводятся комментарии к отдельным стандартам и рекомендуемым практикам Конвенции по облегчению международного морского су-доходства 1965 г., отражающие позиции государств, а также принятые из-менения и дополнения к Приложению к Конвенции.
Проведен анализ материалов относительно последствий вступления в силу Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. для Международной морской организации (ИМО).
Подготовлено заключение по проекту Закона «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации», которое содержит анализ положений проекта в свете Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., в частности, вопросов проведения морских научных исследований живых ресурсов.
Подготовленная инструкция «Об обращении в Международный Три-бунал ООН по морскому праву в случае ареста судов и экипажей» содер-жит краткую справку об учрежденном в соответствии с Конвенцией 1982 г. Международном Трибунале ООН по морскому праву. В Инструк-ции особо отмечается, что Трибунал может вынести решение о «незамедлительном освобождении судна и экипажа», если последнее не освобождается несмотря на предоставление «разумного залога или иного финансового обеспечения».
1. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ СУДОХОДСТВА В РОССИЙСКИХ АРКТИЧЕСКИХ ВОДАХ
Арктическая зона Российской Федерации определена решением Государственной комиссии при Совете Министров СССР по делам Арктики от 24 апреля 1989 г. В эту зону входят земли и острова, указанные в По-становлении Президиума ЦИК СССР от 15 апреля 1926 г. «Об объявлении территорией Союза ССР земель и островов, расположенных в Северном Ледовитом океане», внутренние воды и территориальное море, прилегаю-щие к северному побережью Российской Федерации. В пределах исключи-тельной экономической зоны и континентального шельфа Российская Фе-дерация обладает суверенными правами и юрисдикцией в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г.
Выделение Арктики в самостоятельный объект государственной по-литики обусловлено особыми национальными интересами в этом регионе и его спецификой.
В целях реализации государственной политики в Арктике ведется ра-бота по разработке законодательной и нормативно-правовой базы, в част-ности, проектов Федеральных законов «Об арктической зоне Российской Федерации» и «Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации», предусматри-вающих закрепление в законодательном порядке принципиальных поло-жений в области экономики, социальной сферы, экологии, а также в во-просах науки, военной безопасности и международных отношений в этом регионе.
В работе анализируются Положения Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. Федерального закона «О внутренних морских водах, терри-ториальном море и прилежащей зоне» 1998 г., проекта Федерального за-кона «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации», проекта Федерального закона «Об арктической зоне Российской Федера-ции», других законодательных и нормативно-правовых актов Российской Федерации.
1.1. Правовой режим судоходства во внутренних морских водах и территориальном море российской Арктики
Правовой статус и границы внутренних морских вод и территориаль-ного моря Российской Федерации определяются Федеральным законом «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» 1998 г. (далее - Федеральный закон 1998 г.), кото-рым уточняются и конкретизируются отдельные положения Закона «О Го-сударственной границе Российской Федерации» 1993 г. (далее - Закон 1993 г.)
В соответствии со ст. 14 Федерального закона «О внутренних мор-ских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Феде-рации» 1998 г. плавание по трассам Северного морского пути - историче-ски сложившейся национальной единой транспортной коммуникации Рос-сийской Федерации в Арктике, в том числе в проливах Велькицкого, Шо-кальского, Дмитрия Лаптева, Санникова, осуществляется в соответствии с этим Федеральным законом, другими федеральными законами, междуна-родными договорами Российской Федерации и Правилами плавания по трассам Северного морского пути, утверждаемыми Правительством Рос-сийской Федерации.
Северный морской путь (далее - СМП) является национальной транс-портной коммуникацией Российской Федерации на всем его протяжении независимо от удаленности от побережья.
В настоящее время действуют Правила плавания по трассам Северно-го морского пути, утвержденные Министром морского флота СССР 14 сентября 1990 г. и введенные в действие с 1 июля 1991 г.
Осуществляя свои права в свете ст. 211 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. (далее - Конвенция 1982 г.), СССР/Россия закрепила в Пра-вилах положения, согласно которым «Правила на недискриминационной для судов всех государств основе регулируют судоходство по Северному морскому пути в целях обеспечения безопасности мореплавания, предот-вращения, сокращения и сохранения под контролем загрязнения морской среды с судов...».
Обязанность регулировать судоходство по СМП возложена на специ-альные российские навигационные службы - Штабы морских операций, которые суббординационно связаны с Администрацией СМП (далее -АСМП).
Судно, принятое под проводку Штабом морских операций АСМП, за-ходит в любые арктические морские пространства России, соблюдая при этом правовой режим судоходства, установленный положениями Конвен-ции 1982 г. и законодательными и иными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими правовой режим соответствующих морских пространств, в силу наличия у Российской Федерации суверенитета, юрисдикции или суверенных прав в них.
Одним из необходимых условий допуска судна для плавания по трас-сам СМП является наличие у него на борту свидетельства о надлежащем финансовом обеспечении гражданской ответственности владельца за ущерб от загрязнения морской среды (п. 5 Правил плавания по трассам СМП). Проблема ответственности за загрязнение морской среды с судов для России приобрела особую остроту в связи с введением в действие дан-ных Правил и открытием СМП для иностранного судоходства.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона 1998 г. внутренние морские воды - воды, расположенные в сторону берега от исходных ли-ний, от которых отмеряется ширина территориального моря. Внутренние морские воды являются составной частью территории Российской Феде-рации. Территориальное море определяется как примыкающий к сухопут-ной территории или к внутренним морским водам морской пояс шириной 12 морских миль, отмеряемых от исходных линий, которыми являются:
линия наибольшего отлива вдоль берега, указанная официально в издан-ных в Российской Федерации морских картах; прямая исходная линия, со-единяющая наиболее удаленные в сторону моря точки островов, рифов и скал в местах, где береговая линия глубоко изрезана и извилиста или где имеется вдоль берега и в непосредственной близости к нему цепь остро-вов; прямая линия, не превышающая 24 морские мили, соединяющая точ-ки наибольшего отлива пунктов естественного входа в залив либо в про-лив между островами или между островом и материком, берега которых принадлежат Российской Федерации; система прямых исходных линий длиной более чем 24 морские мили, соединяющих пункты естественного входа в залив либо в пролив между островами или между островом и ма-териком, исторически принадлежащими Российской Федерации.
Перечень географических координат точек, определяющих положе-ние исходных линий, для отсчета ширины территориальных вод, исклю-чительной экономической зоны и континентального шельфа России ут-вержден Постановлениями Совета Министров СССР от 7 февраля 1984 г. и от 15 января 1985 г. Перечень содержит 424 точки, в том числе те, через которые проходят линии, соединяющие мысы, лежащие на континенталь-ной части северного побережья страны.
Эта система, будучи предопределена географическими особенностя-ми района, в свою очередь обусловливает объединение имеющих различ-ный правовой статус морских пространств, которые лежат в основе правового режима. Вполне понятно, что все эти положения полностью соответ-ствуют международному праву.
Подобное соответствие относится и к правовому режиму территори-ального моря. Россия обладает суверенитетом над этими водами, который согласно положениям Женевской конвенции о территориальном море и прилежащей зоне 1958 г. и Конвенции 1982 г., ограничен лишь правом мирного прохода иностранных судов. С учетом положений этих Конвен-ций в Федеральном законе 1998 г. устанавливается порядок мирного про-хода через территориальное море.
Согласно ст. 12 Федерального закона 1998 г. « иностранные суда, иностранные военные корабли и другие государственные суда пользуются правом мирного прохода через территориальное море в соответствии с за-конодательством Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Рос-сийской Федерации».
В интересах обеспечения безопасности Российской Федерации, а также в целях проведения учений специально уполномоченные федераль-ные органы исполнительной власти могут временно приостанавливать в определенных районах территориального моря осуществление права мир-ного прохода через территориальное море иностранных судов, иностран-ных военных кораблей и других государственных судов.
Согласно правилам, относящимся к мирному проходу, иностранные суда, иностранные военные корабли и иностранные государственные суда должны соблюдать законодательство Российской Федерации. Эти правила находятся в полном соответствии с положениями п. 1, 2 ст. 21 Конвенции 1982г.
Во время прохода через территориальное море иностранные подвод-ные лодки и другие подводные транспортные средства должны следовать на поверхности и под своим флагом.
Иностранные суда и военные корабли с ядерными двигателями, а также иностранные суда, перевозящие ядерные или другие опасные или ядовитые по своей природе вещества или материалы, в соответствии с Федеральным законом 1998 г. должны иметь на борту соответствующие документы, соблюдать особые меры предосторожности, установленные для таких судов международными договорами Российской Федерации, и следовать по установленным для них морским коридорам и схемам разде-ления движения в территориальном море.
В Закон также включены положения в отношении сборов, которыми могут облагаться иностранные суда. Данные положения находятся в пол-ном соответствии со статьей 26 Конвенции 1982 г.
В целях обеспечения безопасности судоходства, охраны государст-венных интересов и охраны окружающей среды во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации могут устанавливаться за-претные для плавания и временно опасные для плавания районы, в кото-рых полностью запрещается или временно ограничивается плавание, по-становка на якорь, добыча морских млекопитающих и другая деятель-ность. Временно опасные для плавания районы устанавливаются на опре-деленный срок после заблаговременного объявления об этом в «Извещениях мореплавателям». Решения об установлении таких районов и об их открытии принимает Правительство Российской Федерации. Прави-ла, установленные для запретных для плавания и временно опасных для плавания районов, обязаны выполнять все российские и иностранные суда и военные корабли.
Статьи Федерального закона 1998 г., которыми устанавливается уго-ловная и гражданская юрисдикция Российской Федерации на борту ино-странного судна, проходящего через территориальное море Российской Федерации, находятся в полном соответствии с положениями ст. 27 и ст. 28 Конвенции 1982г.
Все иностранные суда (за исключением военных кораблей и других государственных судов, эксплуатируемых в некоммерческих целях) неза-висимо от их предназначения и форм собственности (далее - иностранные суда) могут заходить во внутренние воды и морские торговые и рыбные порты (далее - морские порты), открытые для захода иностранных судов.
Правительством Российской Федерации могут быть установлены от-ветные ограничения в отношении иностранных судов государств, в кото-рых имеются специальные ограничения в отношении иностранных судов государств, в которых имеются специальные ограничения захода в их внутренние морские воды и морские порты в отношении судов Россий-ской Федерации.
На иностранные суда и находящихся на их борту пассажиров и чле-нов экипажей во время пребывания их во внутренних морских водах и морских портах распространяется уголовная, гражданская и администра-тивная юрисдикция Российской Федерации.
Иностранные суда при заходе во внутренние морские воды, морские порты, во время пребывания в указанных водах и портах и при выходе из них обязаны соблюдать международные нормы и стандарты, а также зако-нодательство Российской Федерации, другие правила в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
В отношении захода иностранных военных кораблей и других госу-дарственных судов, эксплуатируемых в некоммерческих целях, во внут-ренние морские воды и морские порты, Федеральным Законом 1998 г. ус-танавливается разрешительный порядок. Запрос направляется по диплома-тическим каналам не позднее, чем за 30 дней до предполагаемого захода, если иной порядок не предусмотрен международными договорами Рос-сийской Федерации. Порядок захода указанных кораблей устанавливается Правительство Российской Федерации, которым также могут быть уста-новлены ответные ограничения такого захода.
Федеральным законом 1998 г. устанавливаются правила вынужденно-го захода иностранных судов, иностранных военных кораблей или других государственных судов в территориальное море, во внутренние морские воды и в морские порты, согласно которым, правом такого захода пользу-ются суда, и корабли всех государств без какой бы то ни было дискрими-нации в соответствии с нормами международного права.
Вынужденный заход может осуществляться в силу чрезвычайных об-стоятельств, таких как: несчастный случай; авария; стихийное бедствие или сильный шторм, угрожающий безопасности судна; ледовых условий, угрожающих безопасности судна; буксировки поврежденного судна; дос-тавки спасенных людей; необходимости оказания срочной медицинской помощи члену экипажа или пассажиру, а также в силу других чрезвычай-ных обстоятельств.
В осуществлении права вынужденного захода может быть отказано аварийным иностранным судам, иностранным военным кораблям и дру-гим государственным судам с ядерными двигателями или судам, перево-зящим ядерные или другие опасные или ядовитые по своей природе веще-ства или материалы, которые могут нанести ущерб Российской Федерации значительно больший, чем ущерб, угрожающий такому аварийному судну.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|