скачать рефераты

МЕНЮ


Правовое регулирование международного правового судоходства

Специальные обязательные меры

Статья 211(6) Конвенции ООН предусматривает, что в случае, когда нормы и стандарты, установленные через компетентную международную организацию или общую дипломатическую конференцию для предотвра-щения, сокращения и сохранения под контролем загрязнения морской среды с судов, не соответствуют особым условиям определенного, четко обозначенного района исключительной экономической зоны, прибрежное государство может после консультаций через компетентную международную организацию принять в отношении такого района законы и правила, вводящие нормы и стандарты или практику мореплавания, признаваемые этой организацией.

В статье предусмотрены специальные условия, наличие которых не-обходимо для принятия таких специальных обязательных мер:

- предварительные консультации с любым заинтересованным госу-дарством через компетентную международную организацию (ИМО) и на-правление такой организации сообщения, представляющего научные и технические доказательства необходимости введения специальных обяза-тельных мер (ст. 211 (б)(а));

- в течение 12 месяцев после получения сообщения компетентная ме-ждународная организация (ИМО) определяет, существуют ли в районе ус-ловия, требующие введения специальных обязательных мер (ст. 211 (6)(а));

- следуя решению компетентной международной организации (ИМО) прибрежное государство может принять законы и правила для пре-дотвращения, сокращения и сохранения под контролем загрязнения с су-дов, осуществляя международные нормы и стандарты или практику море-плавания, признанные этой организацией (ИМО) применимыми к особым районам (ст. 211 (6)(а));

- прибрежное государство опубликовывает границы любого опреде-ленного, четко обозначенного района ИЭЗ, в котором введены специаль-ные обязательные меры (ст. 211(6)(b)).

Ст. 211(6)(с) предусматривает право прибрежного государства вво-дить в отношении определенного, четко обозначенного района ИЭЗ до-полнительные законы и правила для предотвращения, сокращения и со-хранения под контролем загрязнения с судов. Такие дополнительные зако-ны и правила могут затрагивать сброс или практику мореплавания, но не должны требовать от иностранных судов соблюдения стандартов проектирования, конструкции, комплектования экипажа или оборудования, иных, чем общепринятые международные нормы и стандарты. Если при-брежное государство вводит такие законы и правила, оно обязано уведо-мить об этом компетентную международную организацию (ИМО). Законы и правила становятся применимыми через 15 месяцев после уведомления при условии, что эта организация дала на это свое согласие в течение 12 месяцев после уведомления.

В соответствии со ст. 220(8) Конвенции ООН 1982 г. положения п. 3 этой статьи относительно нарушения в ИЭЗ применимых международных норм и стандартов по предотвращению, сокращению или сохранению под контролем загрязнения морской среды или вводящих такие стандарты на-циональных законов, применяются и в отношении законов и правил, при-нятых согласно ст. 211 (а) Конвенции.

Особые районы и особо чувствительные районы

Положения относительно предотвращения, сокращения и сохранения под контролем морской среды в особых районах содержаться в Приложе-ниях I, II, и V к Конвенции MARPOL. Руководство для определения Осо-бых районов согласно MARPOL сформулировано в резолюции А.720(17) по определению особых районов и особо чувствительных районов, приня-той ИМО в 1991 г.

Сравнение положений ст. 211(6) Конвенции ООН 1982 г. и положе-ний Руководства для определения Особых районов согласно MARPOL по-казывает, что относительно сферы юрисдикции в ИЭЗ, Руководство MARPOL предусматривает охват закрытых и полузакрытых районов, ко-торые могут включать части территориального моря, ИЭЗ и открытого мо-ря.

Положения MARPOL охватывают только предотвращение ущерб от вредных веществ, а ст. 211(6) не дает специальных указаний на природу веществ, которыми может быть вызвано загрязнение морской среды.

Руководство определяет особо чувствительные районы как районы, которые требуют особой защиты через действия ИМО, т.к. особенности экологических, социально-экономических или научных характеристик та-ковы, что такие районы особо уязвимы от морской деятельности. Среди специальных обязательных мер Руководство называет меры относительно морских трасс, включая объявление портов и частей района закрытыми для судов. Меры относительно морских трасс в таких районах должны со-гласовываться с Генеральным Руководством ИМО по морским трассам (резолюция А. 572(14). Другие возможные меры включают установление летных трасс и развитие системы судоходных путей. Руководство показы-вает, что особо районы могут включать буферные зоны, которые способ-ствуют адекватной защите районов, определенных как особо чувствитель-ные.

Сегодня имеется только один район, который определен ИМО как особо чувствительный - Большой Барьерный РИФ. Члены ИМО должны применять критерии и процедуры Руководства для определения и приме-нения специальных обязательных мер в морских районах, требующих осо-бой защиты.

Государства, граничащие с международными проливами и государства-архипелаги

Ст. 42(1)(b) Конвенции ООН 1982 г. предусматривает право госу-дарств, граничащих с проливами, принимать законы и правила, относя-щиеся к транзитному проходу через проливы, по вопросам предотвраще-ния, сокращения и сохранения под контролем загрязнения путем введения в действие «применимых международных правил, относящихся к сбросу нефти, нефтесодержащих отходов и других ядовитых веществ в проливе». Такие законы и правила не должны допускать дискриминации по форме или по существу между иностранными судами, а их применение не долж-но сводиться к лишению, нарушению или ущемлению права транзитного прохода (ст. 42(2) Конвенции). В соответствии со ст. 39(2)(b) суда при транзитном проходе через проливы, используемые для международного судоходства, должны соблюдать «общепринятые международные правила, процедуры и практику предотвращения, сокращения и сохранения под контролем загрязнения с судов», например, предусмотренные в MARPOL и других применимых документах ИМО.

Ст. 43(Ь) Конвенции ООН 1982 г. предусматривает, что государства, использующие проливы, и государства, граничащие с проливами, сотруд-ничают в предотвращении, сокращении и сохранении под контролем за-грязнения с судов. ИМО может объединять принятое международное ре-гулирование в этом вопросе, если в этом возникнет необходимость.

В соответствии со ст. 54 Конвенции ООН 1982 г. положения относи-тельно прав и обязанностей государства флага относительно предотвра-щения, сокращения и сохранения под контролем загрязнения путем вве-дения в действие применимых международных правил относящихся к сбросу нефти, нефтесодержащих отходов и других ядовитых веществ в проливе применяются mutatis mutandis к архипелажному проходу по мор-ским коридорам.

Ст. 233 Конвенции ООН 1982 г. предусматривает, что государства, граничащие с проливами, используемыми для международного судоходст-ва, могут принимать меры против судов, осуществляющих транзитный проход, если они нарушили законы и правила относительно безопасности судоходства и регулирования движения судов (ст. 42(1)(а) Конвенции ООН 1982 г.), а также относительно предотвращения, сокращения и сохранения под контролем загрязнения путем введения в действие приме-нимых международных правил относящихся к сбросу нефти, нефтесодер-жащих отходов и других ядовитых веществ в проливе (ст. 42(1 )(b)) Кон-венции ООН 1982 г.), что повлекло тяжелый ущерб морской среде или уг-розу такого ущерба. В этом случае предпринятые граничащим с проливом государством меры становятся предметом Части XII, Раздела 7 Конвенции ООН 1982 г. (Часть XII - «Защита и сохранение морской среды», Раздел 7 -«Гарантии»).

2.3.Функции и обязанности ИМО в свете вступления в силу Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.

Документация и специальные предосторожности в отношении судов с ядерными установками и судов, перевозящих ядерные или другие особо опасные или ядовитые вещества

В соответствии со статьей 23 Конвенции ООН 1982 г. и INF Code (резолюция ИМО А. 790(19)), ИМО может принимать нормы и стандарты и устанавливать дополнительные меры в обеспечение выполнения данной резолюции. Такие дополнительные мер могут заключаться в подписании многосторонних соглашений в отношении непредвиденных инцидентов и ответных мер в случаях аварий с грузами, являющимся объектом INF Code.

Конструкция, работа и использование искусственных островов, установок и оборудования в экономической зоне; устранение таких объектов из морской среды

ИМО разрабатывает и одобряет «применимые международные нормы и стандарты» для установки зон безопасности, как это предусмотрено в статье 60(5) Конвенции ООН 1982 г.

Статья 60 (5) Конвенции ООН 1982 г.

Ширина зон безопасности определяется прибрежным государством с учетом применимых международных стандартов. Эти зоны уста-навливаются таким образом, чтобы они разумно соотносились с ха-рактером и функцией искусственных островов, установок или со-оружений, и не простирались вокруг них более чем на 500 метров, отмеряемых от каждой точки их внешнего края, за исключением случаев, когда это разрешено общепринятыми международными стандартами или рекомендовано компетентной международной ор-ганизацией. О протяженности зон безопасности делается надле-жащее оповещение.

Процедуры относительно залога или другого подходящего финан-сового обеспечения безопасности в отношении судов, задержанных государством порта или прибрежным государством

Статья 220(7) Конвенции ООН 1982 г. обязывает прибрежное госу-дарство, которое задержало судно, нарушившее в исключительной эконо-мической зоне применимые международные нормы и стандарты или соответствующие таким нормам и стандартам и вводящие их в действие зако-ны и правила прибрежного государства по предотвращению, сокращению и сохранению под контролем загрязнения морской среды с судов, разре-шить судну продолжать следовать своим курсом, если процедуры, посред-ством которых обеспечивается соблюдение требования в отношении пре-доставления залога или другого подходящего финансового обеспечения установлены или иным образом согласованы через компетентную между-народную организацию. Такое же положение отражают три соглашения ИМО:

- Конвенция об ограничении ответственности по морским требовани-ям 1976г.;

- Международная конвенция о гражданской ответственности за за-грязнение нефтью 1969 г. и Протокол 1992 г.;

Международная конвенция об ответственности и компенсации ущерба в связи с перевозкой морем опасных грузов и вредных веществ 1969г.

Ст. 220(7) Конвенции ООН 1982 г.

...в случаях, когда через компетентную международную организацию установлены или иным образом согласованы надлежащие процедуры, посредством которых обеспечивается соблюдение требований в отношении предоставления залога или другого подходящего денеж-ного обеспечения, прибрежное государство, если оно связано такими процедурами, разрешает судну продолжать следовать своим курсом.

Статья 292 Конвенции ООН обязывает незамедлительно освободить судно, плавающее под флагом государства-участника, после предоставле-ния разумного залога или иного финансового обеспечения. Весьма важным является положение о том, что в случае несоблюдения положений Конвенции ООН 1982 г. о незамедлительном освобождении, данный во-прос может быть передан любому суду или арбитражу по соглашению сторон, а когда соглашение не достигнуто, суду или арбитражу, признан-ному задерживающим государством, или Международному трибуналу по морскому праву. Заявление об освобождении может быть сделано госу-дарством флага или от его имени.

Ст. 292 Конвенции ООН 1982 г.

1. В случае, когда власти государства-участника задерживают суд-но, плавающее под флагом другого государства-участника, и ут-верждается, что задерживающее государство не соблюдает по-ложения настоящей Конвенции о незамедлительном освобождении судна или его экипажа после предоставления разумного залога или иного финансового обеспечения, вопрос об освобождении может быть передан любому суде или арбитражу по соглашению сторон или, если в течение десяти дней со времени задержания такое со-глашение не будет достигнуто, суду или арбитражу, признанному задерживающим государством ... или Международному трибуналу по морскому праву, если стороны не договорятся об ином.

2. Заявление об освобождении может быть сделано только государ-ством флага судна или от его имени.

3. Суд или арбитраж незамедлительно рассматривает заявление об освобождении и занимается только вопросами об освобождении без ущерба для рассмотрения любого дела по существу в отноше-нии такого судна, его владельца или экипажа в надлежащем на-циональном органе. Власти задерживающего государства сохра-няют право освободить судно или его экипаж в любое время.

4. После предоставления залога или иного финансового обеспечения, определенного судом или арбитражем, власти задерживающего государства незамедлительно выполняют решение суда или ар-битража об освобождении судна или его экипажа

Роль ИМО в судебном разбирательстве против иностранного судна

Относительно компетенции (ст. 288 Конвенции ООН 1982 г.) и мер по обеспечению разбирательства участвовать в разбирательстве, включая критерии, на основании которых определяется необходимость такого уча-стия, а также процедуры для участия официальных представителей орга-низации.

Ст. 288 Конвенции ООН 1982 г.

1. Суд или арбитраж... также обладают компетенцией в отношении споров, касающихся толкования или применения международного соглашения, связанного с целями настоящей Конвенции, которые передаются им в соответствии с соглашением.

2. Камера по спорам, касающимся морского дна. Международный трибунал по морскому праву... и любая другая камера или арбит-раж... обладают компетенцией в отношении любого вопроса, ко-торый передается им...

3. В случае разногласия относительно того, обладает ли суд или ар-битраж компетенцией, этот вопрос разрешается этим судом или арбитражем

Обязанность избегать отрицательных последствий для судов и морской среды при осуществлении государствами своих вла-стных полномочий

Статья 225 Конвенции ООН 1982 г. предусматривает, что государст-ва при осуществлении своих властных полномочий не должны ставить под угрозу безопасность судоходства, подвергать судно какому-либо иному риску, или отводить его в небезопасные порты или на небезопасные якор-ные стоянки, или подвергать морскую среду чрезмерному риску.

Статья 226 запрещает задерживать иностранное судно дольше, чем это требуется для целей расследования. Статья устанавливает рамки фак-тических инспекций и условия освобождения судов. Пункт 2 ст. 226 пре-дусматривает, что государства сотрудничают в разработке процедур, на-правленных на то, чтобы избежать ненужной фактической инспекции суд-на в море.

Любые процедуры, предусмотренные п. 2 ст. 226, должны развивать-ся в международном плане. ИМО будет служить «форумом» для таких це-лей. В этой связи может быть сделана ссылка на ст. 6 MARPOL 73\78. Не-обходимый эффект может быть достигнут путем приема уместных поло-жений или соответствующей базы для тщательной разработки необходи-мых международных процедур.

Ст. 226 Конвенции ООН 1982 г.

1. а). Государства не задерживают иностранное судно дольше, чем это требуется для целей расследований... Любая фактическая ин-спекция иностранного судна ограничивается проверкой таких сертификатов, судовых журналов или других документов, кото-рые судно обязано иметь в соответствии с общепринятыми международными нормами и стандартами, или любых аналогичных документов, которые имеются на судне; дальнейшая фактическая инспекция судна может быть предпринята только после такой проверки и лишь в случае, когда:

i) имеются явные основания считать, что состояние судна или его оборудование в значительной мере не соответствует этим документам;

ii) содержание этих документов недостаточно для подтвержде-ния или проверки предполагаемого нарушения; или

iii) судно не имеет действительных сертификатов или судовых журналов.

b). Если расследование свидетельствует о нарушении примерных законов и правил или международных норм и стандартов по защите и сохранению морской среды, то судно незамедли-тельно освобождается при условии выполнения таких целесо-образных процедур, как предоставление залога или другого подходящего финансового обеспечения.

c). Без ущерба для применимых международных норм и стандар-тов, касающихся годности судов для плавания, в освобожде-нии судна может быть отказано, либо оно может быть обу-словлено переходом судна на ближайшую подходящую судоре-монтную верфь, если это судно представляет собой чрезмер-ную угрозу нанесения ущерба морской среде. Когда в освобож-дении судна отказано или оно поставлено в зависимость от определенных условий, государство флага должно быть неза-медлительно уведомлено об этом, и оно может требовать освобождения этого судна...

2. Государства сотрудничают в разработке процедур, направленных на то, чтобы избежать ненужной фактической инспекции судов в море.

Непричинение помех па установившихся путях международного судоходства при размещении и использовании научно-исследовательских установок и оборудования

Статья 261 Конвенции ООН 1982 г. провозглашает, что размещение и использование научно-исследовательских установок и оборудования любого типа не должны создавать препятствий на установившихся путях международного судоходства. Статья 262 устанавливает, что такие уста-новки и оборудование должны нести опознавательные знаки с указанием государства регистрации или международной организации, которой они принадлежат, а также иметь надлежащие согласованные в международном порядке средства предупреждения для обеспечения безопасности морской и воздушной навигации, с учетом норм и стандартов, установленных ком-петентными международными организациями.

ИМО должна стать важнейшим инструментом для развития меж-дународных норм и стандартов, обеспечивающих безопасность на море. Любую работу в этой области необходимо проводить через консультации с международными организациями, такими как ИКАО, ИНМАРСАТ, МОК ЮНЕСКО и др.

Роль ИМО в достижении гласности относительно мер, принимае-мых в целях обеспечения безопасности судоходства, а также преду-преждения, сокращения и сохранения под контролем загрязнения морской среды

Ряд статей Конвенции ООН 1982 г. возлагает на государства обязан-ность обеспечивать гласность относительно осуществления юрисдикции и мер, принимаемых ими, а также обязанность публиковать информацию, необходимую для обеспечения безопасности судоходства или для преду-преждения, сокращения и сохранения под контролем загрязнения морской среды. Такая информация предоставляется мореплавателям и другим за-интересованным лицам, чтобы они имели возможность принять необхо-димые шаги по предупреждению нарушений национального законодатель-ства, или для того, чтобы избежать неоправданного риска и опасностей, с которыми могут быть связаны отдельные ситуации.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.