скачать рефераты

МЕНЮ


Правовое регулирование международного правового судоходства

Юрисдикция государства флага

Обязанность государства флага принимать законы и правила, на-правленные против загрязнения в соответствии с международными прави-лами и стандартами, принятыми ИМО содержится в ст. 211(2) и ст. 217 Конвенции ООН 1982 г.

Основные обязанности

В соответствии со ст. 211(2) государства принимают законы и прави-ла для предотвращения, сокращения и сохранения под контролем загряз-нения морской среды с судов, плавающих под их флагом или зарегистри-рованных в них, причем такие законы и правила должны быть, по мень-шей мере, столь же эффективны, что и общепринятые международные нормы и стандарты, установленные через компетентную международную организацию (например, содержащиеся в MARPOL).

В соответствии со ст. 217(1) Конвенции ООН 1982 г. государство флага обязано обеспечивать соблюдение своими судами применимых ме-ждународных норм и стандартов, установленных через компетентную ме-ждународную организацию (ИМО), и своих законов и правил, принятых для предотвращения, сокращения и сохранения под контролем загрязнения морской среды с судов, а также принимать законы, правила и другие необходимые меры по их осуществлению.

Личный состав

В соответствии со ст. 94(4)(с) Конвенции ООН 1982 г. государство флага обязано обеспечивать, чтобы капитан, офицеры и экипаж были пол-ностью ознакомлены с применимыми правилами по вопросам охраны че-ловеческой жизни на море, предупреждения столкновения, предотвраще-ния, сокращения и сохранения под контролем загрязнения морской среды и были обязаны соблюдать такие правила.

STCW'78 включает документы по специальной подготовке капитанов нефтяных танкеров и капитанов судов, перевозящих химикаты. В 1995 г. к конвенции были приняты всесторонние поправки, устанавливающие ос-новные обязательства Участников, направленные на достижение того, чтобы моряки были компетентны, выполняя свои обязанности в связи с обеспечением безопасности на море, а также в связи с защитой морской среды. Специальные условия подготовки личного состава в целях предот-вращения загрязнения касаются не только экипажей танкеров, но и других видов судов, перечисленных в Приложении к данной Конвенции.

Запрещение плавания

Ст. 217(2) Конвенции ООН 1982 г. обязывает государств флага при-нимать надлежащие меры, направленные на запрещение плавания судам, которые не соответствуют требованиям применимых международных норм и стандартов и своих законов и правил, обеспечивающих предот-вращение, сокращение и сохранение под контролем загрязнение морской среды с судов. На самом деле эти положения определяют юрисдикцию го-сударства флага в отношении конструкции, оборудования и годности судов к плаванию, а также комплектования, условий труда и обучения эки-пажа, как это сказано в ст. 94(3). Таким образом, юрисдикция государства флага в этих вопросах затрагивает не только вопросы обеспечения безо-пасности в море, как предусмотрено в ст. 94(3)распространяется, но и во-просы защиты морской среды, как можно видеть из положений ст. 217(2).

Проверка груза и свидетельства

Ст. 217(3) Конвенции ООН 1982 г. устанавливает, что государство флага обеспечивает на своих судах наличие свидетельства, требуемого международными нормами и стандартами, установленным через компе-тентную международную организацию (ИМО) и выданного согласно этим нормам и стандартам. Условия, которым должны отвечать подобные сви-детельства и та информация, которую они должны содержать, определяет-ся положениями MARPOL. И Конвенция ООН 1982 г. и MARPOL преду-сматривают проведение периодических проверок судов с целью выявле-ния соответствия свидетельств фактическому состоянию судна.

Расследование нарушений

Ст. 217(4) Конвенции ООН 1982 г. обязывает государство флага при-нимать меры по безотлагательному расследованию нарушений норм и стандартов, установленных через компетентную международную органи-зацию (ИМО), направленных на предотвращение, сокращение и сохране-ние под контролем загрязнение морской среды с судов.

Ст. 4 MARPOL обязывает государство флага возбуждать расследова-ние нарушений, как можно скорее в соответствии со своим законодатель-ством.

В соответствии со ст. 217(5) Конвенции ООН 1982 г. государство флага, осуществляя расследование, может попросить содействие любого государства, сотрудничество которого может быть полезным для выясне-ния обстоятельств дела. Ст. 217(6) Конвенции обязывает государство фла-га по письменной просьбе любого государства расследовать нарушение, якобы совершенное его судном. Если государство флага убедилось, что имеются достаточные доказательства для возбуждения разбирательства по данному нарушению, то оно безотлагательно возбуждает его в соответст-вии со своими законами. Статьи 4 и 6 MARPOL дают более детально раз-работанную базу для будущего сотрудничества между властями государ-ства и других государств. Ст. 217(7) Конвенции ООН 1982 г. и ст. 4(3) MARPOL предусматривают обязанность государства флага незамедли-тельно информировать запрашивающее государство и компетентную меж-дународную организацию (ИМО) о предпринятых действиях и их резуль-татах. Такая информация должна быть доступна всем государствам. ИМО может обеспечить публичность соглашений, необходимых для этих целей.

Наказания

Ст. 217(8) Конвенции ООН 1982 г. устанавливает, что наказания, предусмотренные законами и правилами государств флага, должны быть «достаточно суровыми» для предупреждения нарушений, независимо от того, где они совершены. Подобные обязательства в отношении Госу-дарств-участников содержаться также в ст. 4(4) MARPOL.

Уведомление об инциденте
Ст. 211(7) Конвенции ООН 1982 г. обязывает государство флага не-замедлительно информировать запрашивающее государство и компетентную международную организацию (ИМО) о предпринятых действиях и их результатах. Положения относительно сообщения об инцидентах, связан-ных со сбросом вредных веществ, содержаться в ст. 8 и Протоколе I MARPOL. Ст. 8(1) MARPOL устанавливает обязанность передавать со-общать об инцидентах без задержки и в возможно более полном объеме. Ст. 1 Протокола I обязывает капитана судна, вовлеченного в какой-либо инцидент, или иное лицо, несущее ответственность за судно, сообщать сведения о таком инциденте без задержки и в возможно более полном объеме. Ст. V Протокола I предусматривает, что лицо, обязанное давать сообщение, когда это возможно, дополняет первоначальное сообщение сведениями о последующих событиях и удовлетворяет просьбы затрону-тых государств о представлении дополнительных сведений об инциденте. В соответствии со ст. 4 OPRC, государство флага без задержки потребо-вать у капитана отчет для затронутого прибрежного государства в любом случае, когда его судно вовлечено в инцидент.

Юрисдикция государства порта

Различные статьи Конвенции ООН 1982 г. содержат положения, оп-ределяющие юрисдикцию государства порта, относительно мер, направ-ленных против загрязнения. Такие положения должны применяться вме-сте с положениями MAROPOL по осуществлению контроля государством порта. Резолюция ИМО А. 787(9) относительно процедур контроля, осу-ществляемых государством порта содержит детальный обзор применения уместных правил и стандартов ИМО и отражает основную концепцию применения юрисдикции государства порта, как «чистую основу» «инспекций» и «задержания».

Основные обязанности

Ст. 219 Конвенции ООН 1982 г. предусматривает возможность осу-ществления государством порта мер по предотвращению загрязнения, ка-сающихся годности судов для плавания. Положения данной статьи дают возможность принимать административные меры, направленные на пре-дотвращение выхода в море судна, нарушающего применимые междуна-родные норма и стандарты, касающиеся годности судов для плавания, и тем самым создающего угрозу морской среде.

Содержание понятие «годность судов для плавания», понимание не только как проектирование, конструкция, оборудование и комплектование судов экипажем регулируется в соглашениях ИМО по безопасности, а также в MARPOL. В соответствии со ст. 5(4) MARPOL государства-участники применяют требования конвенции к судам государств, не яв-ляющихся сторонами MARPOL, поскольку это необходимо для того, что-бы этим судам не создавались более благоприятные условия.

В соответствии со ст. 217(3) Конвенции ООН 1982 г. Ст. 217(3) Кон-венции ООН 1982 г. устанавливает, что государство флага обеспечивает на своих судах наличие свидетельства, требуемого международными нормами и стандартами, установленным через компетентную междуна-родную организацию (ИМО) и выданного согласно этим нормам и стан-дартам.

Правила проведения расследования иностранных судов, находящихся в портах, содержаться в ст. 226 Конвенции ООН 1982 г. Также основные нормы относительно порядка инспектирования судов содержаться в ст. 5 MARPOL. Пар. 2 данной статьи предусматривает проверку свидетельств, содержание которых регулируется техническими приложениями к Кон-венции.

И ст. 219 Конвенции ООН 1982 г. и ст. 5(2) MARPOL устанавливают основные принципы задержания иностранного судна в порту. В этой связи следует отметить положения ст. 226(1 )(с), предоставляющие возможность отказать в освобождении судна, если оно представляет собой чрезмерную угрозу нанесения ущерба морской среде. Однако освобождение может быть осуществлено с условием перехода такого судна на ближайшую под-ходящую судоремонтную верфь. Такая мера осуществляется без ущерба в отношении права государства порта наказывать в соответствии с нацио-нальным законодательством, обеспечивающим выполнение правил и стан-дартов, предупреждающих загрязнение, даже если такие нарушения состо-ят исключительно в неисполнении предупредительных мер без какого-либо незаконного сброса.

Нарушения, связанные со сбросом

Конвенция ООН 1982 г. предусматривает меры, которые предприни-маются государством порта в случае сброса, нарушающего международ-ные правила и стандарты, в соответствии со ст. 218. Пар. 1 этой статьи предусматривает полномочия государства порта учреждать расследование в отношении иностранных судов, добровольно находящихся в порту, по поводу любого сброса с этого судна за пределами внутренних вод, терри-ториального моря или ИЭЗ в нарушение применимых международных норм и стандартов, установленных через компетентную международную организацию.

Параграфы 2, 3 и 4 ст. 218 регулируют разбирательство, возбуждае-мое государством порта, относительно сброса во внутренних водах, терри-ториальном море или ИЭЗ другого государства по просьбе этого государ-ства, государства флага или государства, пострадавшего от сброса, нару-шающего применимые международные нормы и стандарты, установленные через компетентную международную организацию. Разбирательства в отношении судов, добровольно находящихся в порту и совершивших на-рушение законов, правил или международных норм и стандартов по пре-дотвращению, сокращению и сохранению под контролем загрязнения в территориальном море или исключительной экономической зоне, регули-руется ст. 220 Конвенции ООН 1982 г. В обоих случаях государство при-меняет правила и стандарты MARPOL.

Ст. 6(2) MARPOL предусматривает проведение инспекций в отноше-нии судов в любом порту государства-участника на предмет проверки сброса вредных веществ в нарушение положений соглашения. Другие по-ложения этой статьи регулируют сотрудничество с властями государства флага и других, затронутых сбросом государств при проведении расследо-вания.

Рамки правомерного задержания

Ст. 226(1 )(а) Конвенции ООН 1982 г. предусматривает, что государ-ства не должны задерживать иностранное судно дольше, чем требуется для целей расследования. MARPOL в ст. 7(1) устанавливает обязанность государств предпринимать все необходимые меры для того, чтобы избе-жать чрезмерной задержки судна или чрезмерной отсрочки его отхода.

Юрисдикция прибрежного государства

Определение границ прохода

Ст. 211(1) Конвенции ООН 1982 г. предписывает государствам, дей-ствуя через компетентные международные организации или общие ди-пломатические конференции, устанавливать международные нормы и стандарты для предотвращения, сокращения и сохранения под контролем загрязнения морской среды с судов и установления системы путей для сведения к минимуму угрозы аварий, которые могут вызвать загрязнение морской среды, включая побережье. Как уже отмечалось, ИМО является компетентной международной организацией в вопросах развития и регу-лирования системы судоходных трасс, а также предотвращения загрязне-ния морской среды. В этом отношении необходимо упомянуть новую ре-золюцию SOLAS V\8 (a), (j). В соответствии с пар. 2 система судоходных трасс также устанавливается с учетом необходимости защиты морской среды. Пар. (j) предусматривает, что система судоходных трасс устанав-ливается в соответствии с Конвенцией ООН 1982 г.

В Основное Руководство относительно судоходных трасс (резолюция А.572(14), принятая Ассамблеей ИМО в 1985 г.) в 1995 г. были внесены поправки - новые параграфы 3.6 и 3.7, которые имеют отношение к систе-ме морских трасс в смысле защиты морской среды в особо чувствитель-ных районах. Пар. 3.6 устанавливает критерии, принимаемые за основу при установлении системы трасс с учетом требований защиты морской среды. Пар. 3.7 предусматривает ограничения (лимиты) при прокладке морских трасс. В соответствии с этим параграфом ИМО не должна одоб-рять такую систему, если она может чрезмерно сковать судоходство, или затруднит проход судов через международные проливы.

Территориальное море

В соответствии с положениями ст. 21(l)(f) Конвенции ООН 1982 г. прибрежное государство в соответствии с положениями Конвенции и дру-гими нормами международного права может принимать законы и правила, относящиеся к мирному проходу через территориальное море по вопросам сохранения окружающей среды прибрежного государства и предотвраще-ния, сокращения и сохранения под контролем ее загрязнения. В этой связи ст. 211(4) Конвенции предусматривает, что прибрежное государство в пределах своего территориального моря может «в порядке осуществления своего суверенитета принимать законы и правила для предотвращения, сокращения и сохранения под контролем загрязнения моря с иностранных судов, включая суда, осуществляющие право мирного прохода». Такие за-коны и правила не должны препятствовать мирному проходу иностранных судов. Подобные ограничения властных полномочий прибрежного госу-дарства содержатся также в ст. 21(2): в случае осуществления мер, направ-ленных на предотвращение загрязнения, прибрежное государство не мо-жет принимать законы и правила, регулирующие проектирование, конст-рукцию и комплектование экипажем или оборудование иностранных су-дов, если только они не вводят в действие общепринятые международные нормы и стандарты, в этой связи еще раз упомянем MAROPOL.

Ст. 220(2) Конвенции ООН 1982 г. предоставляет прибрежному госу-дарству право осуществлять фактические инспекции и возбуждать разби-рательство в отношении судна, нарушившего в территориальном море национальные законы и правила прибрежного государства или примени-мые международные нормы и стандарты относительно предотвращения, сокращению и сохранению под контролем загрязнения с судов (нормы и стандарты, принятые ИМО). В соответствии со ст. 220(5) прибрежное го-сударство имеет право предпринять фактическую инспекцию судна, совершившее в ИЭЗ или территориальном море нарушение применимых международных норм и стандартов или вводящих их национальных зако-нов и правил по предотвращению, сокращению и сохранению под контро-лем загрязнения с судов, приведшее к большому сбросу, и если такое суд-но отказалось предоставить прибрежному государству информацию или если информация противоречит очевидным фактам. Если есть объектив-ные доказательства, подтверждающие совершение подобного нарушения, повлекшего тяжелый ущерб или угрозу тяжелого ущерба побережью, свя-занным с ним интересам прибрежного государства или ресурсам ИЭЗ и территориального моря, прибрежное государство может возбудить разби-рательство, включая задержание судна, в соответствии со своими законами (ст. 220(6) Конвенции ООН 1982 г.).

Исключительная экономическая зона

Ст. 56(1)(b)(iii) Конвенции ООН 1982 г. предусматривает, что при-брежное государство в своей ИЭЗ имеет юрисдикцию в отношении защи-ты и сохранения морской среды. В осуществление такой юрисдикции при-брежное государство принимает законы и правила, относительно предот-вращения, сокращению и сохранению под контролем загрязнения с судов в ИЭЗ. В соответствии со ст. 211(5) Конвенции такие законы и правила должны соответствовать общепринятым международным нормам и стан-дартам, установленным через компетентную международную организацию (ИМО) или общую дипломатическую конференцию.

Различные положения Конвенции ООН 1982 г. регулируют права прибрежного государства в случае нарушения международных норм и стандартов относительно предупреждения загрязнения с судов в ИЭЗ:

- если имеются основания считать, что судно нарушило в ИЭЗ приме-нимые международные нормы и стандарты или вводящие их национальные законы и правила по предотвращению, сокращению и со-хранению под контролем загрязнения с судов, прибрежное государ-ство может потребовать информацию, касающуюся названия судна и его порта приписки, его последнего и очередного портов захода и другую относящуюся к делу информацию (ст. 220(3) Конвенции 1982 г.);

- прибрежное государство имеет право предпринять фактическую ин-спекцию судна, совершившее в ИЭЗ или территориальном море на-рушение применимых международных норм и стандартов или вво-дящих их национальных законов и правил по предотвращению, со-кращению и сохранению под контролем загрязнения с судов, при-ведшее к большому сбросу, и если такое судно отказалось предоста-вить прибрежному государству информацию или если информация противоречит очевидным фактам (ст. 220(5) Конвенции ООН 1982 г.);

- если есть объективные доказательства, подтверждающие соверше-ние нарушения применимых международных норм и стандартов или вводящих их национальных законов и правил по предотвраще-нию, сокращению и сохранению под контролем загрязнения с судов, повлекшего тяжелый ущерб или угрозу тяжелого ущерба побере-жью, связанным с ним интересам прибрежного государства или ре-сурсам ИЭЗ и территориального моря, прибрежное государство мо-жет возбудить разбирательство, включая задержание судна, в соот-ветствии со своими законами (ст. 220(6) Конвенции ООН 1982 г.).

Вмешательство в случае инцидента за пределами территориального моря, повлекшего серьезное причинение вреда

Ст. 221(1) Конвенции ООН 1982 г. закрепляет право прибрежного го-сударства, «в соответствии с международным правом, принимать и обес-печивать выполнение мер за пределами территориального моря, соразмер-ных фактическому или грозящему ущербу, в целях защиты своего побере-жья или связанных с ним интересов, от загрязнения или угрозы загрязне-ния в результате морской аварии или действий, связанных с такой аварией, которые приведут к серьезным и вредным последствиям».

Это положение отражает основные особенности права вмешательства прибрежного государства, закрепленного в Международной Конвенции 1969 г. и Протоколе к ней 1973 г., включая инциденты, связанные с неф-тью и другими веществами, которые могут вызвать серьезные и вредные последствия. Эти соглашения относятся только к праву вмешательства в открытом море, т.к. в момент их принятия концепция ИЭЗ еще не была ут-верждена. После вступления Конвенции ООН 1982 г. в силу, правила от-носительно вмешательства прибрежного государства, отраженные в обоих этих соглашениях, должны применяться и к открытому морю и к ИЭЗ.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.