скачать рефераты

МЕНЮ


Правовое регулирование международного правового судоходства

В статьях 100-107 Конвенции определяется долг и обязанность каж-дого государства бороться против пиратства. Определение пиратства и пиратского судна, захват пиратского судна и ответственность за захват яв-ляются основными элементами этих конвенционных положений, которые могут вызвать интерес ИМО.

В некоторых районах Мирового океана до сих пор отмечается пу-гающее число актов пиратства, представляющих риск для жизни людей, находящихся на борту судна, судовладельцев, окружающей среды. В соот-ветствии с этим и отмечая долг государств взаимодействовать в целях пре-сечения пиратства, как это отмечается в ст. 100 Конвенции ООН 1982 г., ИМО в числе других утвердила резолюцию А. 738(18), касающуюся мер предотвращения и подавления пиратства и вооруженного грабежа судов. Резолюция уполномочивает Комитет по безопасности на море держать под контролем этот вопрос, включенный в Долговременный Рабочий План. Как результат. Секретариат ИМО распространяет ежемесячные статьи о пиратстве и вооруженном грабеже на море, и разработал пути поддержа-ния давления на все формы проявления незаконных актов на море.

Ст. 108 Конвенции ООН 1982 г. вменяет в обязанность государствам взаимодействовать в пресечении незаконной торговли наркотиками, осуществляемой в открытом море и ИЭЗ. Проблема торговли наркотиками обсуждалась в ИМО вместе с рядом поправок предложенных в 1990 г. к Конвенции по упрощению формальностей 1965 г. Стандарты и рекомен-дуемая практика ФАЛ направлена Договаривающимся правительствам, но применима только в рамках юрисдикции государства порта. Обсуждение могло проходить с той точки зрения, что должна ли ИМО вводить вопрос о торговле наркотиками в сферу юрисдикции не только государства пор-та, но и других заинтересованных субъектов, принимая во внимание ст. 108 Конвенции и ст. 17 Конвенции ООН против незаконной торговли нар-котиками и психотропными веществами 1988 г. Последняя связана со взаимодействием между участниками под властью государства флага в об-ласти поиска и захвата судов, участвующих в таком незаконном обороте наркотиков. Далее она устанавливает, что если доказательство участия в незаконной торговле найдено, то необходимые действия могут быть осу-ществлены в отношении судна, людей и груза на борту.

Ст. 108 Конвенции ООН 1982 г.

1. Все государства сотрудничают в пресечении незаконной торговли наркотиками и психотропными веществами, осуществляемой су-дами в открытом море в нарушение международных конвенций.

2. Любое государство, которое имеет разумные основания считать, что судно, плавающее под его флагом, занимается незаконной торговлей наркотиками или психотропными веществами, может обратиться к другим государствам с просьбой о сотрудничестве в пресечении такой незаконной торговли.

ИМО направила Требования Генеральной Ассамблеи ООН содейст-вовать прогрессивному уничтожению международного терроризма. Кон-венция о Пресечении незаконных актов, направленных против безопасно-сти морского судоходства 1988 г. и протокол о Пресечении незаконных актов, направленных против стационарных платформ, находящихся на континентальном шельфе 1988 г. связаны с незаконными актами вне тер-риториального моря, которые не подпадают под определение пиратства, как оно дано в статье 101 Конвенции ООН 1982 г.

Ст. 101 Конвенции ООН 1982 г.

Пиратством является любое из перечисленных ниже действий:

a) любой неправомерный акт насилия, задержания или любой грабеж, совершаемый с личными целями экипажем или пассажирами како-го-либо частновладельческого судна или частновладельческого летательного аппарата и направленный:

i) в открытом море против судна или летательного аппарата или против лиц или имущества, находящихся на борту;

и) против какого-либо судна или летательного аппарата, лиц или имущества в месте вне юрисдикции какого бы то ни было госу-дарства;

b) любой акт добровольного участия в использовании какого-либо судна или летательного аппарата, совершенный со знанием об-стоятельств, в силу которых судно или летательный аппарат яв-ляется пиратским судном или летательным аппаратом;

c) Любое деяние, являющееся подстрекательством или сознатель-ным содействием совершению действия, предусматриваемого в подпункте «а» или «Ъ».

2.2. Предупреждение и контроль за загрязнением морской среды Основные положения

Ст. 1 Конвенции ООН 1982 г. дает определение загрязнения мор-ской среды и сбросов. Некоторые другие статьи рассматривают права и обязанности государств, связанные с защитой и сохранением морской сре-ды и пресечением загрязнения в открытом море, ИЭЗ и территориальном море. Эти положения должны рассматриваться вместе с положениями Части XII, которая посвящена исключительно защите и сохранению мор-ской среды от различных видов загрязнения. ИМО вправе как компетент-ная международная организация утверждать правила и стандарты, отно-сящиеся к загрязнению морской среды с судов и загрязнению от сбросов.

Часть документов ИМО по безопасности включают положения, кото-рые также относятся к пресечению и контролю за возможным загрязнени-ем, вызванного морскими авариями. В этих положениях стандарты, обес-печивающие безопасность, и стандарты, направленные на предотвращение загрязнения и сохранение морской среды, связаны между собой.

Другие документы ИМО регулируют исключительно меры, направ-ленные против загрязнения, независимо от того, является ли сброс загряз-няющих веществ результатом аварии, или результатом процесса разгруз-ки. В соответствии с этим следует отметить следующие документы:

- Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов 1973 г., модифицированная Протоколом 1978 г. (MARPOL);

- Международная конвенция по обеспечению готовности на случай загрязнения нефтью, борьбе с ним и сотрудничеству 1990 г. (OPRC);

- Международная конвенция относительно вмешательства в открытом море в случаях аварий, приводящих к загрязнению нефтью, 1969 г. и

- Протокол о вмешательстве в открытом море в случаях загрязнения веществами, иными, чем нефть, 1973 г. (Протокол о вмешательстве).

В соответствии с MARPOL, согласие с требованием общего принятия правил и стандартов против загрязнения, установленными Конвенцией до-казывается тем, что 97 государств, представляющих примерно 93% миро-вого торгового флота, являются ее участниками и выполняют требования Приложения I (Правила предотвращения загрязнения нефтью) и Приложе-ния II (Правила предотвращения загрязнения вредными жидкими вещест-вами, перевозимыми наливом). Приложение Ш(Правила предотвращения загрязнения вредными веществами, перевозимыми морем в упаковке, гру-зовых контейнерах, съемных танках и автодорожных и железнодорожных цистернах) и Приложение IV (Правила предотвращения загрязнения сточ-ными водами с судов) до сих пор не вступили в силу. Приложения I, II, III, IV и V (Правила предотвращения загрязнения мусором с судов) являются факультативными. Приложения I, П и V ратифицировали 79, 65 и 82 госу-дарства соответственно, представляющие 80%, 42% и 83% мирового тон-нажа.

30 государств, представляющих 38% мирового тоннажа, стали участ-никами Конвенции OPRC. 69 государств (66%) являются участниками Конвенции по вмешательству и 38 государств (45%) являются участника-ми Протокола.

Предупреждение и контроль над загрязнением от сбросов регулируют два соглашения:

- Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов, 1972 г. (LC или Лондонская конвенция) и

- Протокол 1996 г. к Конвенции по предотвращению загрязнения мо-ря сбросами отходов и других материалов, 1972 г. (Протокол LC 1996).

76 государств являются участниками Лондонской конвенции. Прото-кол 1996 г. до сих пор не вступил в силу. Меры против загрязнения также являются предметом нескольких резолюций Ассамблеи ИМО. Договоры ИМО против загрязнения должны применяться с учетом критериев со-вместимости, установленных в ст. 237 Конвенции ООН 1982 г., которая ссылается на обязанности, установленные другими конвенциями по защи-те и сохранению морской среды. Пар. 1 ст. 237 устанавливает, что поло-жения Части XII не наносят ущерб конкретным обязательствам, принятым по специальным конвенциям и соглашениям, касающимся защиты и со-хранения морской среды, а также соглашениям, которые могут быть за-ключены в развитие общих принципов Части XII Конвенции ООН 1982 г. Пар. 2 ст. 237 устанавливает, что все эти обязательства должны выпол-няться в соответствии с общими принципами и целями Конвенции ООН 1982 г. Применение критерия совместимости особо важно во взаимодейст-вии с исполнением MARPOL и Лондонской конвенции, двух наиболее важных договоров, регулирующих предупреждение загрязнения с судов и от сбросов, которые были приняты ранее Конвенции ООН 1982 г. Ряд ста-тей Части XII имеет ссылки на общие правила и стандарты, содержащиеся не в Конвенции ООН 1982 г., а в других международных соглашениях. В некоторых случаях. Конвенция ООН 1982 г. содержит положения, которые сами по себе имеют оперативный характер. Например, положения относи-тельно юрисдикции государства порта и об утверждении специальных императивных мер для отдельных районов. Такие вопросы регулируются и Конвенцией ООН 1982 г. и MARPOL. Следовательно, положения обоих договоров дополняют друг друга и в целях надлежащего исполнения должны применяться совместно.

Загрязнение с судов

Общие положения

Ст. 211(1) Конвенции ООН 1982 г. устанавливает общую обязан-ность государств, действующих через компетентную международную ор-ганизацию (ИМО), устанавливать международные нормы для предотвра-щения, сокращения и сохранения под контролем загрязнения морской среды с судов, а также периодически их пересматривать. Основным доку-ментом ИМО в этой сфере является MARPOL. Ст. 2(2) дает определение понятия «вредное вещество» (любое вещество, которое при попадании в море может создать опасность для здоровья людей, причинить вред живым ресурсам, морской флоре и фауне, нарушить природную привлекатель-ность моря в качестве места отдыха или помешать другим видам право-мерного использования моря), а ст. 2(3) определяет понятие «сброс» (любой выброс судна, какими бы причинами он не вызывался, и включает любую утечку, удаление, разлив, протечку, откачку, выбрасывание или опорожнение). Оба эти определения могут быть применены в контексте понятия «загрязнение морской среды». В то время как определение, дан-ное в Конвенции ООН 1982 г. относится ко всем источникам загрязнения, MARPOL подразумевает только загрязнение с судов.

MARPOL связан с операционными разгрузками вредных веществ, именно теми разгрузками, которые относятся к нормальным операциям, производимым судами. Пять технических приложений регулируют пре-вентивные меры, относительно пяти основных категорий веществ, а имен-но - нефти (Приложение I), вредных жидких веществ, перевозимых нали-вом (Приложение П), вредных веществ, перевозимых в упаковке (Приложение III), сточных вод с судов (Приложение IV), мусора с судов (Приложение V). Конвенция включает Протокол, касающийся сообщений об инцидентах, повлекших сброс вредных веществ.

Соотношение между юрисдикцией государства флага, государства порта и прибрежного государства

В области применения документов ИМО, обеспечивающих безопас-ность, действующие правила MARPOL обращены к вопросам применения юрисдикции государством флага, включая вопросы проектирования, кон-струкции, оборудования и укомплектованности судов экипажем. MARPOL также включает правила инспектирования иностранных судов в порту с целью проверки их соответствия правилам и стандартам, направленным против загрязнения. MARPOL дает право государству порта учреждать разбирательство против иностранных судов. При проведении такого раз-бирательства должны учитываться не только положения MARPOL, но и положения Конвенции ООН 1982 г. в частности, положения ст. 228, кото-рая регулирует приостановление и ограничение возбуждения разбиратель-ства.

Положения Конвенции ООН 1982 г. и MARPOL относительно осуще-ствления юрисдикции государства порта должны соотноситься с усло-виями, установленными Конвенцией ООН 1982 г. относительно юрисдик-ции прибрежного государства относительно мер по предотвращению за-грязнения. Такие положения регулируют юрисдикцию в отношении ино-странных судов, осуществляющих судоходство в районах, находящихся под юрисдикцией прибрежного государства без захода в его порты.

Гарантии и меры по обеспечению разбирательства в отношении иностранных судов

Раздел 7 Части XII Конвенции ООН 1982 г. устанавливает условия, регулирующие применение властных полномочий государства порта и прибрежного государства в сотрудничестве с государством флага при осуществлении разбирательства относительно иностранных судов.

Ст. 225 Конвенции ООН 1982 г. предусматривает, что при осуществ-лении в отношении иностранных судов своих полномочий государства не должны ставить под угрозу безопасность судоходства, подвергать судно какому-либо риску, или отводить его в небезопасные порты или на не-безопасные якорные стоянки, или подвергать морскую среду чрезмерному риску.

Инспекции

Ст. 226(1 )(а) Конвенции ООН 1982 г. предоставляет гарантии того, что государства не будут задерживать иностранные суда дольше, чем тре-бует расследование, а фактическая инспекция будет ограничиваться про-веркой сертификатов, судовых журналов или других документов, которые судно обязано иметь в соответствии с общепринятыми международными нормами и стандартами. Ст. 5 MARPOL содержит условия и специальные правила проведения инспектирования судов. Ст. 7. MARPOL обязывает принимать все возможные меры для того, чтобы избегать чрезмерного задержания судна или чрезмерной отсрочки его отхода. Ст. 6(2) MARPOL предусматривает проведение инспекций судна, находящегося в порту или у удаленного от берега терминала на предмет сброса вредных веществ в нарушение положений MARPOL. Эти правила применяются с учетом ст. 226(2) Конвенции ООН 1982 г., обязывающей государства сотрудничать в разработке процедур, направленных на то, чтобы избегать ненужной фак-тической инспекции судов. Резолюция А. 787(19) относительно процедур контроля государства порта, принятая Ассамблеей ИМО в 1995 г., содер-жит основные руководящие положения по инспектированию, идентифи-кации и задержанию судов.

Учреждение судебного разбирательства

Ст. 231 Конвенции ООН 1982 г. предусматривает, что государство флага и любое другое заинтересованное государство незамедлительно уведомляется о любых мерах, принятых против иностранного судна, на-рушившего правила относительно загрязнения. О таких мерах незамедли-тельно информируются дипломатические агенты или консульские долж-ностные лица и, когда это возможно, морские власти государства флага. Подобные положения о незамедлительном уведомлении дипломатическо-го агента или консульского представителя государства флага содержаться и в ст. 5(3) MARPOL.

В соответствии со ст. 223 Конвенции ООН 1982 г. «при разбиратель-стве ... государства принимают все меры к тому, чтобы способствовать до-просу свидетелей и допущению доказательств, представляемых властями другого государства или компетентной международной организацией, а также содействуют участию в этом разбирательстве официальных пред-ставителей компетентной международной организации, государства флага и любого государства, затронутого загрязнением в результате нарушения. Официальные представители... имеют права и обязанности, предусмот-ренные национальными законами и правилами или международным пра-вом».

Соответствующие установления ИМО могут оказаться необходимыми в качестве процедур и установлении, дающих ИМО право участвовать в таких разбирательствах, включая критерии для определения того, когда такое участие признается уместным, а также определения процедур для назначения «официальных представителей» Организации, как установлено в Конвенции ООН 1982 г.

Приостановление процедуры разбирательства
Конвенция ООН 1982 г. предусматривает процедуру приостановления и ограничения возбуждения разбирательства. Ст. 228(1) устанавливает, что разбирательство в связи с нарушением законов, правил или междуна-родных норм и стандартов, касающихся предотвращения, сокращения и сохранения под контролем загрязнения с судов, совершенное за предела-ми территориального моря, приостанавливается, если государство флага возбуждает разбирательство с целью наказания по соответствующему об-винению в течение б месяцев после первого возбуждения разбирательст-ва, за исключением случаев причинения тяжелого ущерба прибрежному государству или неоднократного не выполнения государством флага своих обязательств. После уплаты расходов, связанных с таким разбирательст-вом, любой залог или другое финансовое обеспечение, внесенное в связи с приостановлением разбирательства, возвращается прибрежным государст-вом.

Санкции

Ст. 230(1, 2) Конвенции ООН 1982 г. предусматривает, что за нару-шение национальных законов или применимых международных норм и стандартов по предотвращению, сокращению и сохранению под контро-лем загрязнения морской среды, совершенных иностранным судном, мо-гут налагаться только денежные штрафы.

Случаи загрязнения и разлива на поверхность моря

В соответствии со ст. 198 Конвенции ООН 1982 г. государство обяза-но незамедлительно уведомлять другие государства об известных ему слу-чаях причинения ущерба морской среде в результате загрязнения. Госу-дарства, затронутые загрязнением, и компетентные международные орга-низации сотрудничают в целях ликвидации последствий такого загрязне-ния и предотвращения или сведения к минимуму ущерба (ст. 230(2) Кон-венции ООН 1982 г.).

Глобальную основу для международного сотрудничества в борьбе с инцидентами, могущими повлечь загрязнение нефтью, содержит OPRC. В ст. 3(1)(а) этой конвенции установлено, что каждый ее участник должен обеспечивать, чтобы судно или летательный аппарат под его флагом, имел на борту План на случай непредвиденного загрязнения. В соответствии со ст. 5(1 )(с) и ст. 3 Участники обеспечивают информированность всех заин-тересованных государств и ИМО в случае инцидента, повлекшего загряз-нение. Обязанность сообщать об инциденте, связанном со сбросом вред-ных веществ содержится и в ст. 8 MARPOL, а также в Протоколе I к этой конвенции.

Ст. 7 OPRC развивает основные принципы международного сотруд-ничества в предупреждении загрязнения. Пар. 3 ст. 7 предусматривает, что в соответствии с применимыми международными соглашениями, каждый Участник должен принимать необходимые законодательные и админист-ративные меры, направленные на облегчение прибытия, использование и депортацию с их территории судов, летательных аппаратов и транспорт-ных средств других видов, вовлеченных в ответные действия, связанные с инцидентом, или перевозящие персонал, грузы, материалы и оборудова-ние, имеющее отношение к такому инциденту.

Ст. 12 соглашения наделяет ИМО важной координирующей ролью относительно распространения информации, образования и подготовки персонала, технического персонала и технических помощников.

Комитет ИМО по защите морской среды в настоящее время объеди-няет имеющееся договорное регулирование в сфере действия Конвенции относительно инцидентов, представляющих опасность загрязнения мор-ской среды, включая и другие вредные вещества, кроме нефти.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.