скачать рефераты

МЕНЮ


Противодействие торговле людьми

суррогатная мать - женщина, родившая ребенка в результате применения медицинского метода искусственного оплодотворения или имплантации эмбриона в целях его вынашивания.

Признаками торговли людьми являются действия, нарушающие права человека, совершение которых приводит к получению выгоды (материальной или иного характера) для другого лица:

а) применение физического и психического насилия или угрозы;

б) изъятие у человека, ставшего жертвой торговли людьми, документов, удостоверяющих его личность;

в) вовлечение в долговую кабалу;

г) принуждение к труду;

д) ограничение свободы передвижения;

е) обман или злоупотребление доверием.

Согласие жертвы торговли людьми выполнять те или иные действия или работу не принимаются во внимание, согласно международному законодательству, при отнесении конкретного действия к торговле людьми в случае, если была применена любая из перечисленных форм эксплуатации.

Форма торговли людьми определяется в зависимости от вида криминальной эксплуатации, примененной к жертве торговли людьми. В зависимости от способа принуждения криминальная эксплуатация подразделяется на:

а) физическое принуждение с применением насилия и/или с применением сильнодействующих наркотических средств, алкоголя, медицинских препаратов;

б) экономическое принуждение в форме долговой кабалы или иной материальной зависимости;

в) психическое принуждение путем шантажа, обмана, введения в заблуждение или угрозы применения насилия;

г) юридическая зависимость в связи с усыновлением или опекунством, либо в связи с вступлением в брак без цели создания семьи;

д) рабство или условия, сходные с рабством.

По содержанию деятельности жертв торговли людьми криминальная эксплуатация подразделяется на следующие виды:

а) эксплуатация труда в сфере быта (домашнего и бытового обслуживания);

б) эксплуатация труда в сфере производства, на сельскохозяйственных работах;

в) эксплуатация в сфере преступного бизнеса (участия в вооруженных формированиях, в сфере производства незаконной продукции);

г) эксплуатация лица в целях совершения действий сексуального характера;

д) использование физиологических параметров человека для трансплантации органов и тканей,

е) использование женщин в качестве суррогатных матерей.

Торговля людьми составляет повышенную общественную опасность, когда совершаемые действия:

а) путем обмана, насилия, угрозы применения физического воздействия на территории  государства назначения, используя беспомощное состояние человека (нелегальное положение, недееспособность, инвалидность или зависимое положение) принуждают к сексуальным действиям;

б) организованы, т.е. когда они совершаются человеком, который владеет в стране назначения борделем или другим предприятием, где вывезенные на работу люди находятся в личной или экономической зависимости;

в) принуждают несовершеннолетних, т.е. людей, не достигших восемнадцатилетнего возраста, заниматься проституцией;

г) направлены на вовлечение детей в занятие проституцией или совершение иных действий сексуального характера;

д) имеют целью извлечение органов и тканей из организма человека;

е) совершаются в отношении лица, являющегося недееспособным в силу своего психического или физического состояния.

Успешное противодействие торговле людьми зависит от правового обеспечения решения этой проблемы как на уровне международного, так и внутригосударственного права.

На пленарном заседании Парламентской ассамблеи ОБСЕ 16 июля 2003 г. была принята резолюция, призывающая к соблюдению государствами прав человека в условиях расширения НАТО и ЕС. В резолюции содержатся два призыва: к членам ОБСЕ - «обеспечить, чтобы в их национальном законодательстве предусматривались средства и институты борьбы с незаконной торговлей людьми», и к ЕС и НАТО - при приеме новых членов «поддерживать высокие требования в отношении демократии, прав человека и верховенства закона» в этих странах.

Проблема торговли людьми особенно актуализировалась в прошлом десятилетии и на сегодняшний момент по своим количественным параметрам и качественным особенностям представляет серьезную угрозу нормальному развитию различных сфер общественного организма, вызывая озабоченность мирового сообщества.

В Платформе действий, как итоговом документе 23 специальной сессии Экономического и Социального Совета Генеральной Ассамблеи ООН (март, 2005 г.) обозначены существующие сегодня стратегии, приоритетные направления и проблемные области в создании эффективного социального контроля над сферой торговли людьми, и, прежде всего, женщинами и детьми.

В борьбе с этим явлением уже достигнут существенный прогресс, и многие государства уделяют ей достаточно серьезное значение и приоритетное внимание. 72 государства-члена Совета сообщили о мерах по борьбе с незаконной торговлей и рабством. В подавляющем большинстве случаев - это меры борьбы с незаконной торговлей людьми в целях сексуальной эксплуатации, хотя некоторые страны также указали на незаконную торговлю в целях принудительного труда и извлечения органов.

СТРАНЫ ЕС

Нормативную базу ЕС в области предотвращения торговли людьми формирует пакет рекомендаций, принятых в 1991 году, впоследствии в 1995 году Европейский Парламент утвердил сообщение по этому вопросу. В 1996 году EK организовал конференцию, на которой были определены необходимые действия соответственно для каждой рекомендации, принимающейся Советом, в том числе -- выработка единого плана для всей территории ЕС.

В рекомендации комитета Министров Европейского Совета учтены юридические акты, в которых содержатся права человека и вопросы, связанные с торговлей людьми, которые регулируют, и накладывают наказание. Это: Европейские права человека и Конвенция (1950) основных свобод и ее протоколы, Европейская Социальная хартия (10/18/1961), Переработанная Европейская Социальная хартия (1996) и дополнительный протокол Социальной хартии, предусматривающий систему коллективных жалоб, а также следующие рекомендации комитета Министров государствам-участницам Европейского Совета: Рекомендация R(91) 11 «О сексуальном использовании детей и юношей, порнографии, проституции и торговле», Рекомендация R(96) 8 «О политике борьбы с преступностью в Европе в переходный период» и Рекомендация R(97) 13 «В отношении устрашения свидетелей и защиты прав», следующие документы Парламентской ассамблеи Европейского Совета: Рекомендация 1065(1987) «О нелегальной торговле детьми и другим формам эксплуатации детей», Рекомендация 1211(1993) «О торговцах и работодателях нелегальных мигрантов», Резолюция 1099(1996) «О сексуальном использовании детей» и Рекомендация 1325(1997) «О торговле женщинами и принудительную проституцию в странах-участницах Европейского Совета».

Очень широко о мероприятиях по борьбе с торговлей людьми и её предотвращению, написано комитетом Советом Министров Европы. В той же «Рекомендации Комитета Министров странам-участницам Европейского Совета R(2000) 11 -- О торговле людьми с целью сексуального использования” (IV части 11 -- 41 пункт), которую Комитет Министров принял 19 мая 2000 года на собрании заместителей министров. Например, такие превентивные мероприятия как повышение понимания и подача информации, организация информационных кампаний, подходить, опираясь на равноправие полов, чтобы повысить понимание общественности об опасных ситуациях, которые могут привести к торговле людьми, и за отрицательное влияние такой торговли, особенно выступать против взглядов, что проституцией можно приобрести легкий заработок; целевой аудиторией этих кампаний должны быть все вовлеченные стороны, особенно женщины, кандидаты иммиграции и беглецы или тому подобные.

К превентивным мероприятиям причислено также образование, например, внедрить или развернуть в школах программы полового образования, сделав акцент на равноправие женщин и мужчин, уважение прав человека и достоинства личности, учитывая права детей, а также их родителей, законных опекунов и других лиц, которые юридически за них ответственны.

Рекомендации ориентируют государства ЕС на оказание помощи жертвам и их защите.

1) Поддержка жертв

Этот раздел предлагает создавать приёмные центры или создание и развитие других структур, где бы жертвы торговли людьми могли получить информацию о своих правах, а кроме того, психологическую медицинскую, социальную и административную помощь, чтобы их реинтегрировать в родной стране или в государстве конечной цели, в том числе обеспечить жертвам возможность, например, используя приёмные центры или другие структуры, получить юридическую помощь на своём языке;

2) Юридические действия;

3) Социальные средства для жертв торговли людьми в государствах конечной цели;

4) Право вернуться и реабилитация;

5) Повышение понимания и информация.

В 1997 году ЕК решил выдвинуть борьбу с торговлей людьми, как приоритет во всех общих программах финансирования и развития. Торговля людьми как уголовно-наказуемое преступление была определена во всех в 15 странах-участницах. В Италии, Испании и Голландии выработаны увеличения наказания за такие преступления.

Законодательство стран, являющихся принимающими в отношении торговли людьми, направлено, с одной стороны, на обеспечение правовой базы для уголовного преследования виновных в совершении преступлений, связанных торговлей людьми. С другой - оно обеспечивает предоставление легального статуса жертвам торговли, соблюдение их прав, предусмотренных международным законодательством и защиту их как свидетелей для получения показаний - залога успешного привлечения виновных к ответственности.

Торговля людьми - многогранное и развивающееся явление, растущее и меняющееся наряду с экономической глобализацией и трудовой мобильностью, технологическим прогрессом, бедностью и экономическими и политическими изменениями, культурным взаимодействием и социальным статусом, политической коррупцией. Для эффективной борьбы с ней необходимо создание всесторонней транснациональной стратегии. Прежде всего необходимо предпринять меры, которые бы позволили защитить женщин и детей в “поставляющих” странах и сократить рынок услуг в “принимающих” странах Северной Америки, Азии и Европы. Стратегия  должна включать в себя способы защиты женщин и детей от криминалитета, эффективную систему расследования и привлечения к ответственности за эти преступления, и, в первую очередь, правовое обеспечение жертв этих преступлений, которые остаются за рубежом как нелегальные мигранты без всяких прав.

В Австрии, Бельгии, Италии и Голландии, пострадавшим от торговли людьми женщинам была дана возможность получить разрешение на временное содержание. В 1998 году EK ввёл пакет новых рекомендаций по вопросам вовлечения негосударственных организаций в борьбу с торговлей людьми, а также об оказании поддержки и обеспечении помощи, пострадавшим от торговли людьми. Этот документ содержал показательную ссылку для стран-кандидатов -- указывая на то, что от них желают, чтобы на торговлю людьми они обратили серьезное внимание.

Чтобы бороться с этой проблемой, уголовный Закон Австрии предусматривает уголовную ответственность за торговлю людьми, с целью принудительного занятия проституцией (наказание за такое преступление -- лишение свободы от 6 месяцев до 10 лет).

Существующие международно-правовые документы, запрещающие торговлю людьми, оказали положительное воздействие на формирование зарубежного уголовного законодательства, направленного на борьбу с названными преступлениями. Так, например, швейцарский Уголовный кодекс в ст. 202 «Торговля женщинами и несовершеннолетними» предусматривает ответственность за вербовку, вовлечение или совращение женщин и детей с целью удовлетворения «страсти».

Италия. Италия - одна из немногих стран Европы, которая имеет сформировавшиеся комплексные правовые акты по проблеме торговли людьми. В соответствие с Кодексом о наказаниях, признается преступлением принуждение лица въехать на территорию иностранного государства для занятия там проституцией путем использования насилия, угроз или обмана. Кроме того, на территории страны действует Закон о торговле людьми, направленный на упорядочение действий различных ведомств в сфере борьбы и противодействия торговле, оказания помощи и обеспечения легального статуса жертвам. Он позволяет правоохранительным органам на практике реализовывать заложенное в Проекте Протокола ООН положение о конфискации доходов и имущества торговцев и выплат компенсаций пострадавшим. Закон также распространяет на жертву право свидетеля, а также иные процессуальные права, необходимые для отстаивания своих интересов в суде, и легальный статус временно пребывающего по гуманитарным основаниям.

Чтобы бороться с торговлей людьми, в Италии, 20 февраля 1958 года принимается закон Nr.75 «Правила об отмене проституции и борьбу против использования других лиц с целью проституции”.

Уголовный кодекс предусматривает наказать любого, кто поставит кого-то в положение раба или в аналогичное состояние. В отношении эксплуатации детей и сексуального использования, а также торговлю несовершеннолетними с целью совершить такие преступления, закон 3 августа 1998 года Nr.269 определил: “проституция, порнография и использование сексуального туризма, вредит несовершеннолетним, как новая форма рабства”.

Голландия. Ст. 2503 УК Голландии (Нидерландский кодекс о наказаниях) предусматривает ответственность за торговлю людьми. Его дополняет Инструкция по работе со случаями торговли детьми, дающая нормативное понятие торговца людьми. Важную роль в возможности реализации уголовных норм играет Закон Голландии об иностранцах, который предусматривает возможность получения легального статуса для жертв торговли, а также свидетелей по делу до полного завершения судебного процесса.

В Нидерландах проституция разрешена с января 1998 года, когда она была определена как легальная профессия. Определенный в законодательстве статус даже дает проституткам возможность доступа к системе социальных гарантий. В то же время сутенёрство и поддержка проституции неразрешена.

В 1988 году в Голландии принят закон, дающий право на временное проживание жертвам незаконного вывоза и сексуальной эксплуатации. Такого основания как подозрение уже достаточно для того, чтобы человек получил отсрочку депортации до тех пор, пока не решит, будет ли он свидетельствовать в суде. В 1993 году отсрочка была распространена и на тех, кто, не являясь жертвой незаконного вывоза, готов выступить с показаниями. Во время суда эти люди пользуются всеми социальными гарантиями, получают юридическую, медицинскую и психологическую помощь.

Для привлечения к уголовной ответственности виновных лиц в Голландии было расширено определение проституции, в которое были включены признаки применения насилия или угрозы насилия с целью принуждения к занятию проституцией. В этом отношении Голландия пошла дальше Конвенции 1949 г. О борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституции третьими лицами, в которой не были закреплены такие признаки, как принуждение и насилие. В соответствии с законом, даже при малейшем подозрении на то, что женщина может быть жертвой торговли, высылка из страны приостанавливается и женщине предоставляется 3-х месячный «срок на раздумья», в течение которого она должна решить, будет ли настаивать на обвинении. За это время должны быть проведены следующие мероприятия:

медицинское обследование: для определения возможных физических и/или психологических проблем;

сообщение (заявление): женщине должна быть предоставлена возможность сделать заявление в полицию;

гражданские процессуальные действия (гражданское производство): по желанию потерпевшей ей должен быть предоставлен юрист для консультации о возможности предъявления гражданского иска против преступников.

Если жертва торговли выдвинула обвинение в полиции относительно нарушения статьи 250 Уголовного Кодекса, она имеет право на разрешение на жительство, если его или ее присутствие необходимо для проведения расследования и обвинения (в суде). Вид (разрешение) на жительство дает право жертве торговли оставаться в стране на время проведения расследования, обвинения (преследования), суда и апелляции лица (лиц), подозреваемых в совершении зарегистрированного преступления. Вид на жительство выдается только в том случае, если нет возражения против пребывания иностранца в стране с точки зрения опасности для общественного спокойствия, общественного порядка или национальной безопасности. Отсутствие достаточных средств поддержки (обоснования аргументации) не рассматривается как возражение.

Бельгия. Пострадавшим, обратившимся в специальные организации помощи, предоставляется право на 45-ти дневное пребывание в стране. В течение этого периода они могут решить, будут ли подавать иск против торговцев. Если жертва на это решаются, ей выдается временный вид на жительство минимум на три месяца и временное разрешение на работу. Если показания этого человека важны для судебного разбирательства, он может получить бессрочный вид на жительство и разрешение на работу с максимальным сроком на 12 месяцев, в течение которого он получает выплаты Бельгийской системы социального обеспечения. Закон о незаконных перевозках и торговле людьми от 1995 года усилил механизмы поддержки потерпевших.

В Бельгии также действует Программа помощи жертвам контрабандных перевозок. Ее осуществлением занимаются специализированные организации, которые предоставляют женщинам приют, медицинское обслуживание, социальное обеспечение и оказывают содействие в поиске работы. Многие девушки посещают школу, где их знакомят с бывшими жертвами для оказания поддержки. Если девушка сотрудничает с органами расследования, она может оставаться в Бельгии. Когда расследование заканчивается, она вправе вернуться домой (при желании она может это сделать на любой стадии расследования) либо остаться в Бельгии, получив статус постоянного жителя.

В Бельгии проституция сама по себе не преступление. Но Антверпен, именно район его порта, стал одним из главных целей торговли женщинами из восточной Европы. Чтобы бороться с торговлей людьми, в Бельгии, 13 апреля 1995 году был принят закон, содержавший условия уголовной ответственности и наказание за торговлю людьми, детскую порнографию и сексуальное использование несовершеннолетних. И уточнение - предусмотрен специальный вид преступления -- торговля людьми и запрещены объявления “секстуризма” и публикация рекламы такого содержания, которая фактически действует как прикрытие торговли женщинами и детьми.

Франция. Закон Франции от 14 января 1933 г., направленный на борьбу с торговлей детьми под видом их усыновления, наказывает в уголовном порядке незаконное перемещение детей, совершенное как частными лицами, так и организациями. Однако в качестве наказания он предусматривает и для первых, и для вторых, без каких-либо различий, тюремное заключение и штраф. Правовое регулирование противодействия торговле людьми

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.