скачать рефераты

МЕНЮ


Противодействие торговле людьми

УК содержит отдельную статью 173. Торговля несовершеннолетними - 173.1. Купля-продажа несовершеннолетнего либо совершение иных сделок в отношении несовершеннолетнего в форме его передачи и завладения им -- наказываются лишением свободы на срок до трех лет.

173.2. Те же деяния, совершенные:

173.2.1. неоднократно;

173.2.2. в отношении двух или более несовершеннолетних;

173.2.3. группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

173.2.4. виновным лицом с использованием своего служебного положения;

173.2.5. с незаконным вывозом несовершеннолетнего за пределы Азербайджанской Республики либо незаконным возвращением его на территорию Азербайджанской Республики;

173.2.6. в целях использования органов или тканей несовершеннолетнего, --

наказываются лишением свободы на срок от трех до восьми лет.

173.3. Деяния, предусмотренные статьями 173.1 и 173.2 настоящего Кодекса, повлекшие по неосторожности смерть несовершеннолетнего или иные тяжкие последствия, -- наказываются лишением свободы на срок от восьми до двенадцати лет.

СТРАНЫ ВОСТОКА

КНР. В КНР соответствующие статьи УК (1997 г.) по противодействию торговле людьми направлены, прежде всего, на пресечение деятельности по торговле женщинами и детьми внутри страны. При этом в законе отсутствует норма, которая бы наказывала выгодоприобретателя. Уголовный кодекс Китайской Народной Республики[9] устанавливает ответственность за похищение человека в статье 239: «Похищение человека с целью вымогательства у него имущества или захват его в качестве заложника - наказываются лишением свободы на срок свыше 10 лет или бессрочным лишением свободы, а также штрафом или конфискацией имущества; те же действия, приведшие к смерти похищенного или сопровождающиеся его убийством, - наказываются смертной казнью и конфискацией имущества. Похищение младенца с целью вымогательства имущества - наказывается в соответствии с частью первой настоящей статьи».

Статья 240 УК КНР предусматривает наказание вплоть до смертной казни за похищение человека с целью его продажи. К квалифицирующим признакам этого преступления законодатель относит: 1) руководство группой, занимающейся похище-нием женщин и детей на продажу; 2) похищение на продажу женщин и детей в количестве более 3 человек; 3) надругательство над женщиной, похищенной на продажу; 4) принуждение похищенной на продажу жен-щины угрозами или уговорами к занятиям проститу-цией или продажа ее третьему лицу, принуждающе-му ее к занятиям проституцией; 5) захват женщины или ребенка путем угроз насилия или с применением одурманивающих (нарко-тических) веществ с целью их продажи; 6) похищение младенца на продажу; 7) причинение травмы или совершение действий, приведших к смерти похищенных на продажу жен-щины, ребенка или их родственников, или к иным тяж-ким последствиям; 8) продажа женщины или ребенка за границу.

В примечании к статье китайский законодатель расшифровывает термин «похищение на продажу», под которым он понимает любые действия, связанные с завладением потерпевшим, в том числе и посредничество при этом.

Ст.241 предусматривает ответственность за покупку похищенных в целях продажи женщины или ребенка.

Турция. Ответственности за похищение человека посвящена отдельная глава Уголовного кодекса Турции[10], в который, например, детально регулируются вопросы ответственности за похищение женщины «под влиянием страсти или с целью женитьбы». Законодатель устанавливает наказание в виде тяжкого заключения на срок до десяти лет. Смягчающим обстоятельством признается согласие потерпевшей («Если лицо … было похищено без использования силы, принуждения, угрозы или обмана и с собственного согласия, под влиянием чувства страсти или с целью женитьбы»), ответственность в этом случае снижается до срока тяжкого заключения от трех месяцев до трех лет (ст.430 УК). Значительно понижают сроки возможного наказания и отказ преступника от исполнения своего преступного замысла и возвращение потерпевшей семье.

Таиланд. Уголовный кодекс Таиланда[13] относит похищение человека к преступлениям против свободы и репутации. Статья 313 говорит об ответственности за похищение человека, совершенное с целью получения выкупа, и предусматривает наказание в виде лишения свободы от 15 до 20 лет и штрафа или пожизненного тюремного заключения, или смертной казни. Если преступление приводит к физическим увечьям похищенного, или оно совершается с применением пыток, то виновный должен быть приговорен к пожизненному тюремному заключению или смертной казни.

Соучастнику преступления, в соответствии со статьей 314 УК Таиланда, должно быть назначено такое же наказание, как и его исполнителю, а посреднику или укрывателю, по статье 315 - тюремное заключение от 15 до 20 лет и штраф или пожизненное тюремное заключение.

Статья 316 УК Таиланда предусматривает снижение наказания не более чем наполовину в случае, если «лицо, совершившее преступление, предусмотренное статьями 313, 314 или 315, помогает похищенному, удерживаемому или содержащемуся под стражей человеку освободиться до вынесения пригово-ра суда первой инстанции без причинения ему серьез-ных физических увечий или без создания неминуемой угрозы для его жизни».

Статьи 317-318 УК Таиланда определяют уголовную ответственность при совершении похищения ребенка с целью получения выкупа либо продажи, а статья 319 УК в своей второй части - за вторичную преступную деятельность при похищении человека и торговле людьми: «Любой, кто незаконно покупает, использует или принимает похищенного, должен быть приговорен к такому же наказанию, как и похититель».

Обзор и анализ основных направлений в профилактировании данного явления показывает, что принимаемые на национальном уровне меры все чаще сочетают в себе профилактику, судебное преследование и защиту. Это находит отражение в реформе законодательства; в национальных стратегиях борьбы с торговлей людьми и эксплуатацией в целях проституции; в исследованиях масштабов торговли людьми; институциональных механизмах координации усилий по борьбе с торговлей людьми; и мерах по защите жертв такой торговли.

Более 50 стран заявили о том, что они либо внесли поправки в свое законодательство, либо приступили к проведению законодательных реформ в целях борьбы с торговлей людьми и эксплуатацией в целях проституции. К примеру, ряд государств, таких, как Болгария, Доминиканская Республика, Кипр, Новая Зеландия и Швеция, привели свое законодательство в соответствие с положениями Палермского протокола о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и других международных и региональных документов по правам человека. Новое законодательство Швеции о торговле людьми выходит за рамки определения, содержащегося в Палермском протоколе, и в пределах своих границ распространяет уголовную ответственность за торговлю людьми.

На уровне отдельных стран ужесточаются меры наказания правонарушителей, обеспечения зашиты и проведения реабилитации, совершенствуются механизмы расследований. Так, в 2003 году Кыргызстан внес в свой уголовный кодекс поправки, предусматривающие наказание за торговлю людьми в виде тюремного заключения сроком до 20 лет и/или конфискацию имущества. Аналогичные меры приняты в Алжире, Дании, Исландии, Республике Корея и Соединенном Королевстве.

В Дании в 2002 году в законодательном порядке были расширены возможности следствия в отношении нарушения конфиденциальности каналов связи. В Греции в соответствии с указом президента 233/2003 лица, пострадавшие от проституции, торговли людьми или рабства, сейчас имеют право на жилье, питание, уход, психологическую поддержку, юридическую помощь и профессиональную подготовку. О принятии аналогичных мер сообщают Австралия и Соединенные Штаты.

Во многих странах усиливаются меры защиты жертв и свидетелей. В частности, в Болгарии гарантируется анонимность в ходе судебных разбирательств; в Польше жертвам и свидетелям разрешается давать показания в отсутствие ответчиков в зале суда; а в Германии, Испании, Италии, Канаде, Польше и Соединенных Штатах жертвам торговли людьми представляются виды на временное или постоянное жительство. Хотя страны могут ставить предоставление видов на жительство в зависимость от готовности жертв сотрудничать со следственными органами, в некоторых государствах жертвы торговли людьми могут обращаться за получением вида на жительство на основаниях, связанных с обеспечением защиты, как это имеет место в Италии, по гуманитарным соображениям, и в надежде на сострадание. Либо в качестве беженцев без обязательства сообщать об этом преступлении полиции.

В своем законодательстве страны придерживаются различных подходов к борьбе против эксплуатации женщин в целях проституции: например, в Нидерландах в октябре 2002 года проституция была легализована, в то время как в Швеции платное пользование сексуальными услугами с января 1999 года стало незаконным. Многие государства-члены особое внимание в рамках законодательства уделяют вопросам ликвидации сексуальной эксплуатации несовершеннолетних и их использования в целях проституции. Некоторые государства приняли или пересмотрели законодательство в целях борьбы с детским секс-туризмом, в том числе Колумбия и Соединенные Штаты, и детской порнографией.

Двенадцать государств-членов сообщают о принятии национальных планов действий или стратегий в отношении борьбы с торговлей людьми, а четыре государства-члены сообщают о планах действий по борьбе с сексуальной эксплуатацией женщин, включая эксплуатацию в целях проституции. В плане Дании главное внимание уделяется предотвращению торговли людьми и поддержке лиц, ставших жертвами торговли людьми и проституции.

Ряд государств сообщает о сборе данных и проведении исследований в целях содействия получению соответствующих откликов, а финансирование этой деятельности осуществлялось рядом стран-доноров. В частности, Служба пограничной охраны Польши с 2000 года собирает данные, имеющие отношение к торговле людьми, включая лиц, находящихся под арестом, и подозреваемых, подвергнутых задержанию; к возбуждению и завершению предварительного производства; и к результатам судебного разбирательства.

Национальная комиссия по правам человека в Индии изучила мнения государственных чиновников, занимающихся вопросами торговли людьми, в 11 штатах. Как следствие, в 21 штаге были назначены координаторы, которые рассматривают вопросы торговли людьми в разрезе прав человека. В 2004 году правительство Германии опубликовало результаты исследования по вопросу о том, почему сокращается количество судебных разбирательств по делам о торговле людьми, в то время как количество ее жертв не уменьшается.

Среди существующих важнейших проблем в развитии механизмов социального контроля над исследуемой сферой выделяются следующие:

Зачастую торговля людьми и другие виды сексуального насилия, рассматриваемые как социальные проблемы, пользуются меньшим вниманием, нежели другие виды насильственных преступлений.

В рамках многих стратегий борьбы с торговлей людьми основной упор делается на использовании средств уголовного правосудия и игнорируются гендерные факторы и права человека. Принимаемые меры носят фрагментарный и изолированный характер и не являются составной частью комплексной стратегии, охватывающей вопросы профилактики, судебного преследования и защиты.

Ощущается необходимость в повышении качества данных и расширении исследований: некоторые государства-члены, включая Кыргызстан и Литву, указывают на отсутствие статистических данных, дезагрегированных по половому признаку. Другие, в частности Кипр, считают, что одним из препятствий является нежелание пострадавших женщин сообщать о случаях торговли людьми и эксплуатации и обращаться за поддержкой и помощью.

Несмотря на то, что в большинстве стран за преступления, связанные с торговлей людьми и эксплуатацией в целях проституции предусматривается уголовное наказание, в законодательстве многих стран по-прежнему есть лакуны, которые препятствуют обеспечению зашиты и судебному преследованию. В законодательстве не всегда четко определяется статус жертв торговли людьми: эти жертвы нередко не защищены от судебного преследования за незаконную миграцию или нарушение трудового законодательства, впрочем как и лица, чьи права человека оказались нарушенными и которые нуждаются в защите и поддержке.

Некоторые государства-члены указывают на отсутствие у них средств борьбы с разветвленными преступными объединениями, контролирующими торговлю людьми, в то время как другие отмечают неэффективность односторонних мер.

Одна из наиболее серьезных проблем заключается в том, чтобы увязать борьбу с торговлей людьми с комплексной политикой и проектами по расширению экономических прав и возможностей женщин. Хотя в некоторых государствах одной из коренных причин торговли людьми считается нищета, количество программ смягчения остроты проблемы нищеты среди женщин незначительно. Меры, принимаемые для поощрения безопасной миграции, носят неадекватный характер, и во многих странах женщины имеют нереалистичное представление об иностранных рынках труда и возможностях трудоустройства. Для того, чтобы борьба с торговлей людьми принесла успешные результаты, государствам следует внедрять и активно осуществлять всеобъемлющие междисциплинарные стратегии, учитывающие гендерные факторы.

Рекомендуемые дальнейшие стратегические направления в создании комплексных целевых мер социального контроля над торговлей людьми должны предусматривать:

принятие и неукоснительное соблюдение законодательства о борьбе с торговлей людьми в соответствии с международными документами, участниками которых являются те или иные государства, дальнейшая ратификация существующих международных соглашений и координация усилий государств в рамках региональных, субрегиональных и двусторонних соглашений;

осуществление директивных мер, направленных на предотвращение торговли людьми, наказание правонарушителей и защиту пострадавших лиц;

наличие комплекса эффективных мер защиты жертв от судебного преследования за незаконную миграцию и предоставления им возможности вырваться из замкнутого круга преследований и гонений.

обеспечение целенаправленной подготовки сотрудников пограничной службы и правоохранительных органов для получения эффективных навыков признания жертв незаконной торговли и оказания им помощи.

сокращение спроса на услуги проституток и обеспечение судебного преследования и наказания лиц, эксплуатирующих проституток.

создание единого информационного поля как системного комплексного механизма обмена сведений о передовом опыте в профилактировании явления торговли людьми и рабством стран происхождения, транзита и назначения.

четкое двустороннее взаимодействие сотрудников судебных и правоохранительных органов, миграционных ведомств, НПО, организаций гражданского общества и научных учреждений в вопросах практики и применения комплексного междисциплинарного национального подхода к проблеме торговли людьми.

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ТОРГОВЛЕ ЛЮДЬМИ

В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН

Провозгласив в Конституции принцип примата международного права, Республика Узбекистан присоединилась ко многим международным договорам, направленным на закрепление и защиту прав различных категорий граждан (женщин, детей, инвалидов) и приняла на себя обязательства по созданию необходимых организационно-правовых условий для поощрения и защиты прав и свобод человека.

Активизация экономического сотрудничества Узбекистана во внешнеэкономической и внешнеполитической сфере, налаживание взаимовыгодных партнёрских отношений с целым рядом экономически развитых стран наряду с переходом к рыночным механизмам регулирования экономикой способствовало активизации миграционных потоков как внутри страны, так и за её пределами.

Международная трудовая миграция населения в условиях расширения мирохозяйственных связей занимает все более значительное место в развитии общества. Все большее число государств вовлекается в миграционные процессы, общая численность международных мигрантов увеличивается ускоренными темпами, а характер и направление потоков в различных регионах мира значительно меняются. 

С начала 2000г. Республика Узбекистан, как и большинство новых независимых государств, стала активно вовлекаться в процессы развития трудовой миграции, участвовать в свободном движении товаров и услуг.

Вместе с тем, глобализация мирохозяйственных связей, упрощение процедур пересечения границы, интенсификация миграционных потоков, активное проникновение на мировые рынки транснациональных преступных организаций, ряд проблем экономического и социального характера способствовали тому, что практически все страны бывшего социалистического лагеря столкнулись с проблемой противоправного перемещения людей именуемой сегодня «торговлей людьми». Нелегальная миграция граждан, приобретающая форму торговли людьми, в условиях глобализации экономики становится проблемой для всего мирового сообщества, в том числе и Узбекистана.

В Узбекистане, наряду с легальной трудовой миграцией, осуществляемой по соответствующим контрактам, заключаемым в Агентстве по вопросам внешней трудовой миграции министерства труда и социальной защиты населения Узбекистана, с начала 2000 г. обозначилась и нелегальная миграция.

Этому виду миграции подвержены в основном женщины, выезжающие в страны СНГ (Россия, Кыргызстан, Казахстан) и дальнего зарубежья (Турцию, Малайзию, Таиланд, ОАЭ, Израиль). Странами транзита для жертв из Узбекистана являются такие страны, как Киргизия, Россия, Украина, Армения, Азербайджан.

Среди них немало женщин ставших жертвами преступников, которые под предлогом предоставления высокооплачиваемой работы в качестве официанток, танцовщиц, гувернанток и т.д. вывозили женщин за границу. Зачастую жертвы обмана не осведомлены о потенциальных опасностях. Оказавшись, в полной зависимости от так называемых «работодателей», они вынуждены заниматься проституцией, либо подвергаются иным формам эксплуатации.

К сожалению, анализ преступлений, связанных с вербовкой людей в целях эксплуатации, показывает тенденции к росту.

Системой законодательства Узбекистана созданы не только конституционно-правовые гарантии защиты прав и свобод человека от преступных посягательств, но и сформирован действенный организационный механизм их обеспечения.

Борьба против всех транснациональных преступлений, как и вербовки людей в целях эксплуатации, подразумевает сотрудничество правоохранительных органов государства, а также, сотрудничество между государствами и международными организациями.

В Республике Узбекистан борьба против торговли людьми осуществляется на следующих основных уровнях:

- совершенствование правовых основ противодействию торговле людьми;

- меры, предпринимаемые правительством;

- деятельность правоохранительных органов в противодействии торговле людьми;

- международное сотрудничество в сфере противодействия торговле людьми;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.