Оценка инвестиционного климата в России
привлечение иностранного капитала - необходимое условие построения в стране
современного гражданского общества. Привлечение иностранного капитала в
материальное производство гораздо выгоднее, чем получение кредитов для
покупки необходимых товаров, которые по-прежнему растрачиваются бессистемно
и только умножают государственные долги. Приток иностранных инвестиций
жизненно важен и для достижения среднесрочных целей - выхода из
современного общественно-экономического кризиса, преодоление спада
производства и ухудшения качества жизни россиян. При этом необходимо иметь
в виду, что интересы российского общества, с одной стороны, и иностранных
инвесторов - с другой, непосредственно не совпадают. Россия заинтересована
в восстановлении, обновлении своего производственного потенциала, насыщении
потребительского рынка высококачественными и недорогими товарами, в
развитии и структурной перестройке своего экспортного потенциала,
проведении антиимпортной политики, в привнесении в наше общество западной
управленческой культуры. Иностранные инвесторы естественно заинтересованы в
новом плацдарме для получения прибыли за счет обширного внутреннего рынка
России, ее природных богатств, квалифицированной и дешевой рабочей силы,
достижений отечественной науки и техники и ... даже ее экологической
беспечности.
Поэтому перед нашим государством стоит сложная и достаточно деликатная
задача: привлечь в страну иностранный капитал, не лишая его собственных
стимулов и направляя его мерами экономического регулирования на достижение
общественных целей. Привлекая иностранный капитал, нельзя допускать
дискриминации в отношении национальных инвесторов. Не следует предоставлять
предприятиям с иностранными инвестициями налоговые льготы, которых не имеют
российские, занятые в той же сфере деятельности. Как показал опыт, такая
мера практически не влияет на инвестиционную активность иностранного
капитала, но приводит к возникновению на месте бывших отечественных
производств предприятий с формальным иностранным участием, претендующих на
льготное налогообложение.
Нужно стремиться создать благоприятный инвестиционный климат не только
для иностранных инвесторов, но и для своих собственных. И речь не о том,
чтобы найти им средства на осуществление инвестиций. Российскому частному
капиталу также нужны гарантии от принудительных изъятий и произвола
властей, система страхования от некоммерческих рисков, а также стабильные
условия работы при осуществлении долгосрочных капиталовложений.
Подытоживая все вышесказанное, можно отметить, что привлечение
иностранных инвестиций в российскую экономику, являющееся одним из
необходимых условий выхода страны из экономического кризиса, требует
значительных нормотворческих и организационных усилий как от российских
федеральных и региональных властей, так и от отдельных предприятий и
финансовых институтов. В целом эти усилия должны быть направлены на
улучшение общего инвестиционного климата России, стабилизацию экономической
и законодательной ситуации и создание эффективного экономического
законодательства; организацию эффективного внутрироссийского рынка
капиталов, обеспечивающего полноценную связь рынка ценных бумаг с реальным
сектором.
1. Структура инвестиций в 1999-2001 гг. (%)
|Показатели |на 1 июля |
| |1999г. |2000г. |2001г. |
|Финансовые вложения предприятий и организаций |100 |100 |100 |
|(без субъектов малого предпринимательства), в | | | |
|том числе: | | | |
|долгосрочные инвестиции |44,6 |31,6 |14,3 |
|краткосрочные инвестиции |55,4 |68,4 |85,7 |
|Инвестиции в нефинансовые активы (без субъектов|100 |100 |100 |
|малого предпринимательства), в том числе | | | |
|инвестиции в основной капитал |83,8 |83,9 |83,2 |
|капитальный ремонт основных фондов |14,9 |14,1 |15,7 |
|инвестиции в нематериальные активы |1,2 |1,2 |0,8 |
|инвестиции в другие нефинансовые активы |0,1 |0,5 |0,3 |
2. Структура инвестиций в основной капитал по источникам финансирования, %
|Показатели |Финансо| |Инвести| |Другие | |
| |вые | |ции в | |инвести| |
| |вложени| |основно| |ции | |
| |я | |й | | | |
| | | |капитал| | | |
| |на |на |на |на |на |на |
| |1.07.00|1.07.01|1.07.00|1.07.01|1.07.00|1.07.01|
|Инвестиции всего |100,0 |100,0 |100,0 |100,0 |100,0 |100,0 |
|в том числе по |75,4 |84,9 |53,5 |49,3 |86,7 |89,9 |
|источникам | | | | | | |
|финансирования - | | | | | | |
|собственные средства | | | | | | |
|из них: | | | | | | |
|прибыль, остающаяся в |45,3 |58,5 |40,6 |48,9 |23,5 |25,4 |
|распоряжении организации| | | | | | |
|(фонд накопления) | | | | | | |
|амортизация |3,6 |1,9 |42,7 |43,7 |27,2 |24,0 |
|привлеченные средства |24,6 |15,1 |46,5 |50,7 |13,3 |10,1 |
|в том числе: | | | | | | |
|кредиты банков |25,0 |16,5 |8,6 |6,4 |4,8 |1,9 |
|из них кредиты |0,9 |0,1 |2,1 |1,3 |3,2 |0,0 |
|иностранных банков | | | | | | |
|заемные средства др. |16,4 |15,1 |20,2 |11,9 |12,0 |3,3 |
|организаций | | | | | | |
|бюджетные средства |1,5 |1,0 |44,2 |37,8 |41,1 |70,4 |
|в том числе: | | | | | | |
|из федерального бюджета |0,2 |0,1 |11,3 |10,4 |7,6 |11,0 |
|из бюджетов субъектов |1,2 |0,8 |30,7 |25,4 |27,1 |49,0 |
|Федерации | | | | | | |
|средства внебюджетных |1,0 |0,1 |8,2 |9,1 |23,7 |12,4 |
|фондов | | | | | | |
|прочие |56,1 |67,3 |18,8 |34,7 |18,5 |12,0 |
|в том числе: | | | | | | |
|средства от эмиссии |24,5 |0,1 |0,7 |0,3 |0,3 |0,1 |
|акций | | | | | | |
3. Инвестиции в основной капитал, направленные в развитие отраслевой
экономики и промышленности по крупным и средним предприятиям в 1
полугодии 2001 г. (%)
|Показат| | | | | |1 | | |
|ели | | | | | |полугод| | |
| | | | | | |ие | | |
| | | | | | |1999г. |2000г. |2001г. |
|Инвести| | | | | |100 |100 |100 |
|ции в | | | | | | | | |
|основно| | | | | | | | |
|й | | | | | | | | |
|капитал| | | | | | | | |
|- всего| | | | | | | | |
|в т.ч.:| | | | | |43,8 |46 |45,1 |
|промышл| | | | | | | | |
|енность| | | | | | | | |
|- всего| | | | | | | | |
|из нее:| | | | | |5,5 |4,9 |4,1 |
|электро| | | | | | | | |
|энергет| | | | | | | | |
|ика | | | | | | | | |
|топливн| | | | | |17,6 |22,3 |24,2 |
|ая | | | | | | | | |
|промышл| | | | | | | | |
|енность| | | | | | | | |
|металлу| | | | | |4,7 |5,5 |5,9 |
|ргия | | | | | | | | |
|химичес| | | | | |1,7 |1,9 |1,9 |
|кая и | | | | | | | | |
|нефтехи| | | | | | | | |
|мическа| | | | | | | | |
|я | | | | | | | | |
|промышл| | | | | | | | |
|енность| | | | | | | | |
|машинос| | | | | |3,9 |3,8 |2,9 |
|троение| | | | | | | | |
|и | | | | | | | | |
|металло| | | | | | | | |
|обработ| | | | | | | | |
|ка | | | | | | | | |
|лесная,| | | | | |1,5 |1,9 |1,2 |
|деревоо| | | | | | | | |
|брабаты| | | | | | | | |
|вающая | | | | | | | | |
|и | | | | | | | | |
|целлюло| | | | | | | | |
|зно-бум| | | | | | | | |
|ажная | | | | | | | | |
|промышл| | | | | | | | |
|енность| | | | | | | | |
|произво| | | | | |0,6 |0,6 |0,6 |
|дство | | | | | | | | |
|строите| | | | | | | | |
|льных | | | | | | | | |
|материа| | | | | | | | |
|лов | | | | | | | | |
|легкая | | | | | |0,1 |0,1 |0,2 |
|промышл| | | | | | | | |
|енность| | | | | | | | |
|пищевая| | | | | |7,3 |4,2 |3,3 |
|промышл| | | | | | | | |
|енность| | | | | | | | |
|сельско| | | | | |2,8 |2,7 |2,5 |
|е | | | | | | | | |
|хозяйст| | | | | | | | |
|во | | | | | | | | |
|строите| | | | | |2,4 |2,5 |2,8 |
|льство | | | | | | | | |
|транспо| | | | | |15,7 |17,9 |22,7 |
|рт | | | | | | | | |
|связь | | | | | |3,8 |3,2 |2,8 |
|жилищно| | | | | |18,0 |16 |13,4 |
|-коммун| | | | | | | | |
|альное | | | | | | | | |
|хозяйст| | | | | | | | |
|во | | | | | | | | |
4. Инвестиции в основной капитал по крупным и средним предпритиям основных
5. отраслей экономики по источникам финансирования в 1 полугодии 2001 года
| |промышл|в том числе |сельск|строит|транспо|жилищно|
| |енность| |ое |ельств|рт и |-коммун|
| |- всего| |хозяйс|о |связь |альное |
| | | |тво | | |хозяйст|
| | | | | | |во |
| | |из |топли|мета|маши|произв|пищев| | | | |
| | |нее: |вная |ллур|ност|одство|ая | | | | |
| | |элект|промы|гия |роен|строит|промы| | | | |
| | |роэне|шленн| |ие и|ельных|шленн| | | | |
| | |ргети|ость | |мета|матери|ость | | | | |
| | |ка | | |ллоо|алов | | | | | |
| | | | | |браб| | | | | | |
| | | | | |отка| | | | | | |
|Инвестиции всего |100 |100 |100 |100 |100 |100 |100 |100 |100 |100 |100 |
|в том числе по источникам |70,4 |77,2 |64,1 |80,2|77,4|67,5 |74,9 |80 |13,9 |46,1 |41,7 |
|финансирования - собственные | | | | | | | | | | | |
|средства | | | | | | | | | | | |
|из них: | | | | | | | | | | | |
|прибыль, остающаяся в |39,4 |16,9 |38,1 |51,9|31,3|31,1 |50,3 |36 |5,1 |12,6 |8,9 |
|распоряжении организации (фонд| | | | | | | | | | | |
|накопления) | | | | | | | | | | | |
|амортизация |26,7 |59,4 |21,3 |25,7|42,4|30,4 |14,9 |30,8 |7,5 |31,3 |27,8 |
|привлеченные средства |29,6 |22,8 |35,9 |19,8|22,6|32,5 |25,1 |20 |86,1 |53,9 |58,3 |
|в том числе: | | | | | | | | | | | |
|кредиты банков |5 |0,8 |1,9 |10,6|12,7|5,4 |8,4 |4,5 |0,8 |2,3 |0,9 |
|из них кредиты иностранных |1,2 |0,6 |0,5 |2,2 |7,1 |0 |1,1 |0 |0 |0,1 |0,5 |
|банков | | | | | | | | | | | |
|заемные средства др. |4,8 |0,5 |5,8 |1,5 |2,1 |12 |9,8 |3,6 |2,1 |17,5 |1 |
|организаций | | | | | | | | | | | |
|бюджетные средства |4,3 |4,5 |6,2 |0,5 |3,3 |0,9 |1,5 |8 |41,1 |9,2 |48,3 |
|в том числе: | | | | | | | | | | | |
|из федерльного бюджета |1,4 |2,4 |1,6 |0,4 |2,5 |0,6 |0,5 |3,3 |11,1 |4,8 |7,8 |
|из бюджетов субъектов |2,8 |1,8 |4,5 |0,01|0,5 |0,3 |1 |4,2 |27,2 |4,3 |36,5 |
|Федерации | | | | | | | | | | | |
|средства внебюджетных фондов |0,5 |1,2 |0,6 |0,5 |0,2 |0,2 |0 |0,3 |13,3 |3,6 |3 |
|прочие |15 |15,8 |21,4 |6,7 |4,2 |13,9 |5,4 |3,6 |28,8 |21,3 |5,1 |
|в том числе: | | | | | | | | | | | |
|средства от эмиссии акций |0,2 |0 |0,2 |0 |0,02|0,4 |0,9 |1,2 |0 |0 |0,1 |
6. Международная инвестиционная позиция банковской системы РФ, млн. USD
[pic]
[pic]
1. В таблице приведены данные Банка России и кредитных организаций,
включая Внешэкономбанк. Не включены операции с государственным
внешним долгом и государственными внешними активами, осуществляемые
Внешэкономбанком как агентом Правительства Российской Федерации.
30. В строке "Резервные активы", в том числе, учитываются золотовалютные
резервы Минфина России как органа денежно-кредитного регулирования.
31. Строка "Поправка к резервным активам" введена в целях согласования
данных платежного баланса и международной инвестиционной позиции
России, которые формируются в соответствии с "Руководством по
платежному балансу" МВФ (5-е издание), с одной стороны, и данных
статистики официальных международных резервов, расчет которых имеет
национальные особенности, - с другой. Методология расчета
официальных резервов отличается от Руководства МВФ по следующим
пунктам:
V в состав международных резервов до 3 квартала 1999 года включались
краткосрочные валютные депозиты в банках-резидентах;
V из суммы международных резервов с 3 квартала 1999 года исключается
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17
|