скачать рефераты

МЕНЮ


Оценка инвестиционного климата в России

регулирования экономики. Процедура учреждения предприятия, его отчетности

перед соответствующими органами, правила ведения бухгалтерского учета,

необходимое число лицензий и свидетельств, число органов, проверяющих

предприятия, должны быть сокращены. Этого можно добиться за счет отмены

многих ненужных постановлений и значительного упрощения налогового режима-

Участники «Круглого стола» выражают поддержку Правительству России в деле

формирования единого правового и экономического пространства на территории

всей Российской Федерации.

Участники поддерживают политику правительства, направленную на

сокращение числа групп таможенных тарифов и на одновременное уменьшение

общих размеров тарифов, особенно на импортное оборудование, выражаем

надежду на то, что система таможенной проверки будет упрощена, например, с

помощью использования так называемых зеленых коридоров» и сокращения числа

этапов такой проверки. Также при формировании таможенных тарифов необходимо

стремиться к ликвидации искусственных разрывов, а уровне ставок,

определяемых на основе разных вариантов расчетов облагаемой базы,

Одной из важных предпосылок инвестиций в промышленность является

собственность на землю, на которой расположены производственные и подсобные

помещения, в особенности в стране, где период стабильности не насчитывает и

10 лет. Для промышленников собственность на сельскохозяйственную землю и

второстепенное значение.

Участники «Круглого стола» подчеркивают важность поддержки

сотрудничества предприятий малого среднего бизнеса, в том числе на основе

Интернет-технологий.

Сложившийся негативный имидж российского бизнеса требует объединения

усилий по освещению в СМИ успешных историй в российском бизнесе.

2. Возможности ЕС по поддержке инвестиций

Возможности Европейского инвестиционного банка по финансированию

проектов в России также должны быть пересмотрены, на первом этапе — с

помощью утверждения пилотных инвестиционных проектов, которые требуют

инвестиций, как в Россию, так и в страны ЕС. Мы предлагаем, чтобы эти

проекты были отобраны среди других проектов, которым будет оказана

поддержка на заседании " Круглого стола

Реформа программы ТАСИС предоставляет возможность для совместного

финансирования исследований экономической целесообразности, связанных с

конкретными инвестициями в России, Трансграничная программа облегчения

процедуры таможенной проверки, перевозки и внешней торговли должна быть

продолжена. Должна быть немедленно активизирована программа ТАСИС

"Инициатива промышленного сотрудничества» (ИПС ТАСИС), ориентированная на

оказание поддержки исследованиям экономической целесообразности в

промышленной области, подводимым компаниями России и ЕС. Совместное

финансирование таких исследований участвующими промышленниками является

необходимым для того. чтобы гарантировать их эффективность.

Еще одним важным аспектом является необходимость согласования между

Комиссией и Правительством РФ мер гарантирования непосредственной

финансовой поддержки ТАСИС, в целях оказания консультационной экспертной

помощи, связанной с внедрением новой социальной и экономической программы

Российского правительства. Решения и действия, а ее поддержку должны быть

приняты немедленно, предпочтительно во время встречи на высшем уровне в

Париже, в обход всех бюрократических препятствий, так эта поддержка

необходима именно сейчас для облегчения процесса принятия решений, а не

после того, как решения уже будут приняты. Европейский деловой клуб в

России обретает вместе с Правительством РФ в качестве экспертной деловой

организации по введению в действие данной программы и также должен быть

включен в схему оказания помощи,

Участники (Круглого стола» считают, что в стратегии ТАСИС и ЕБРР

целесообразно предусмотреть проекты ты поддержки развития российских

региональных банков, в том числе с иностранным участием.

3. Топливо–энергетический комплекс: инвестиционная политика.

Являясь капиталоемким и высокоинерционным народнохозяйственным

комплексом, в процессе экономического развития страны ТЭК выступает в двух

противоположных качествах: как фактор усиления (или локомотив) и

одновременно как фактор сдерживания (или тормоз) экономического роста

страны. ТЭК может стать одной из основных движущих сил экономического

развития страны, реальным «локомотивом» ее экономического роста в силу

создания им значительных косвенных, так называемых «мультипликативных

эффектов» от капитальных и эксплуатационных затрат в результате реализации

инвестиционных проектов.

1. Инвестиции в ТЭК – ключ энергообеспечения страны

Успешное функционирование ТЭК по сравнению с другими отраслями

российской экономики создает иллюзию его долгосрочного и устойчивого

благополучия и делает комплекс постоянным и основным донором бюджет. Однако

необходимо признать, что сегодня ТЭК работает в режиме истощения своего

производственного потенциала, проедая «запас прочности», обеспеченный

массированными инвестициями предыдущих десятилетий. Основные

производственные фонды всех отраслей ТЭК по возрастной структуре, степени

износа и техническому состоянию приближаются к критическому уровню. Влияние

предыдущих затрат может закончиться очень скоро (подходит к концу период

получения эффекта от осуществленных ранее инвестиций), и существует

опасность обвального выбытия старых фондов. В условиях истощения

производственного потенциала ТЭК на первый план выходят решение проблемы

нехватки инвестиционных ресурсов для поддержания нормального

воспроизводственного процесса в его отраслях, формирование благоприятного

инвестиционного климата для обеспечения необходимого притока инвестиций,

генерирующих экономический рост как внутри ТЭК, так и вне его.

Основной проблемой ТЭК сегодня является нехватка инвестиций. Эта

проблема — не только и не столько «внутри ТЭКовская», сколько

макроэкономическая. Нельзя всерьез говорить о привлечении инвестиций в

страну, когда отток капитала из нее достигает по высшим оценкам 20 —25

млрд. долл. в год. Стратегические иностранные инвесторы начнут

финансировать проекты в реальном секторе российской экономики тогда, когда

это начнут делать инвесторы отечественные, те. когда отток капитала из

страны сократится до разумных пределов.

Необходимо предпринять решительные меры, чтобы большая часть вывозимого

капитала вкладывалась в российскую экономику там, где он был заработан.

Однако административными и репрессивными мерами поток капитала из страны не

повернуть вспять. По крайней мере, в долгосрочном плане. Это можно сделать

только одним способом: создать для инвесторов более привлекательные условия

вложения капитала на российском рынке, чем a странах, являющихся основными

конкурентами России в борьбе за инвестиции.

Государство сегодня не в состоянии обеспечить необходимый уровень

инвестиций за счет бюджетных ассигнований. Но сегодня так вопрос и не

ставится. Государство должно обеспечить условия, при которых компании ТЭК

окажутся в состоянии сами привлечь необходимые инвестиции с мирового рынка

капитала, ведь только государству по силам изменить условия, препятствующие

притоку инвестиций в ТЭК страны, поскольку само государство их и

установило.

2. Необходимая динамика инвестиций в ТЭК и их источники

По расчетам Минэкономики России общая сумма инвестиций в ТЭК за

2000—2015 гг. может составить 200- 215 млрд. долл. Среднегодовой их объем

за это время может увеличиться в 3 раза (таблица 1). Основным источником

этих инвестиционных ресурсов будут оставаться собственные средства

хозяйствующих субъектов. На их долю сегодня приходится около 90% общего

объема инвестиций в основной капитал ТЭК. Чрезвычайно высокая доля

собственных средств в структуре инвестиций свидетельствует о вынужденной

нацеленности инвестиционных программ компаний ТЭК на решение текущих задач,

а низкая доля иностранных заемных средств в общем объеме инвестиций

свидетельствует о непривлекательности российского инвестиционного климата

даже в таких традиционно и повсеместно пользующихся повышенным

инвестиционным спросом отраслях, как отрасли ТЭК.

При указанной структуре инвестиций важнейшим сдерживающим их фактором

являются неплатежи. В условиях действующей налоговой системы, при которой

объем начисленных налогов зачастую превышает налогооблагаемую базу, с одной

стороны, и низком платежеспособном спросе потребителей энергоресурсов, с

другой стороны, неплатежи комплекса в бюджет превращаются в основной

источник инвестиций, поскольку выплачивать полностью, и тем более на 100%

живыми деньгами, все начисляемые налоги и одновременно осуществлять

необходимую для расширенного или хотя бы для поддержания простого

воспроизводства инвестиционную деятельность ТЭК не в состоянии.

Это означает, что для формирования необходимых инвестиционных ресурсов

за счет собственных средств предприятий потребуется пересмотр налоговой и

ценовой политики государства с фискально-конъюнктурной на перспективно-

ориентированную, несмотря на всю остроту стоящих перед государством текущих

бюджетных проблем. Либерализация, повышение гибкости и адаптивности

налогового режима и снижение рисков инвестиционной деятельности (в первую

очередь — институциональных, т.е. зависящих от механизма и институтов

принятия решений государством) есть необходимый элемент повышения

инвестиционной привлекательности России и ее ТЭК.

В перспективе до 25—30% от общего объема инвестиций в отраслях ТЭК

составит заемный и акционерный капитал. Инвестиции в новые крупные проекты

будут в основном осуществляться на условиях проектного финансирования, т.е.

под обеспечение финансовых потоков, генерируемых самим проектом.

Формирование приемлемого для целей проектного финансирования

законодательства, относящегося к добывающим отраслям ТЭК, должно

происходить в направлении совершенствования как лицензионной системы

недропользования, так и системы недропользования, построенной на применении

режима соглашений о разделе продукции. Избыточные, дискриминационные

барьеры на пути инвесторов по подготовке, финансированию проектов следует

устранить, внеся, при необходимости, соответствующие поправки в действующее

недропользовательское инвестиционное и налоговое законодательство.

В целях расширения возможностей привлечения инвестиций, в том числе и

иностранных, для освоения месторождений ископаемого топлива и удешевления

стоимости привлечения заемных средств целесообразно законодательно

разрешить залог прав пользования недрами. Такой шаг следует рассматривать в

качестве частного случая формирования более общей системы обращения

(оборота) прав пользования недрами. Целесообразно сформировать новый

сегмент фондового рынка — рынок лицензий на право пользования недрами с

приданием ему всех необходимых атрибутов рынка ценных бумаг. Учитывая

специфику горных отношений, на этом сегменте рынка должно быть, введено

разумное ограничение оборотоспособности участков недр и прав пользования

ими со стороны собственника недр — государства. Таким образом, переуступка

прав пользования недрами будет осуществляться не через государство, а

напрямую между субъектами предпринимательской деятельности под контролем

государства, что резко повысит ликвидность лицензии на право пользования

недрами как предмета залога (обеспечения) для привлечения заемных

инвестиционных ресурсов.

Следует законодательно оформить возможность для инвесторов, не

являющихся недропользователями, но осуществляющих совместную деятельность

по добыче энергоресурсов с предприятиями-недропользователями, реализовывать

причитающуюся им по договору часть добытого сырья как продукцию

собственного производства. Это создаст дополнительные стимулы привлечения

инвестиций и передовых технологий в добывающие отрасли ТЭК.

Основными источниками капиталовложений в электроэнергетике (включая

атомную) будут оставаться амортизация и прибыль предприятий,

предусматриваемая в тарифах на электроэнергию с одновременной

государственной поддержкой и привлечением заемных средств.

3. Эффективность инвестиций в различные отрасли ТЭК

Существует объективно обоснованная необходимость смещения приоритетов

государственной инвестиционной политики в сторону направлений,

обеспечивающих более высокую отдачу на единицу вложенных средств, в первую

очередь в следующих сферах:

V - обеспечение спроса на подведенную энергию;

V - воспроизводство минерально-сырьевой базы ТЭК.

При сохранении низкой эффективности использования энергоресурсов во

всех звеньях «энергетической цепочки», при росте доли трудноизвлекаемых

запасов в структуре сырьевой базы отраслей ТЭК инвестиции в

энергопроизводство (в увеличение поставок первичной энергии) обеспечивают

все меньшую отдачу по сравнению с инвестициями в повышение эффективности

использования энергии (в уменьшение спроса на подведенную энергию). Поэтому

необходимо стремиться в первую очередь повышать эффективность использования

энергоресурсов на всех стадиях энергетической цепочки, создавая стимулы к

вложению денег в энергоэкономию, уменьшая тем самым, при прочих равных

условиях, спрос на первичную энергию и потребность в инвестициях в ее

производство. Основная нерешенная проблема здесь — отсутствие

работоспособных механизмов организации и финансирования мероприятий по

энергосбережению. Задача государства — создать условия для организации

Финансирования технического перевооружения отраслей обрабатывающей

промышленности в интересах ТЭК. Возможно — в форме производственной

кооперации машиностроительных и топливо-энергетических отраслей. В этом

случае ликвидная продукция отраслей ТЭК, запасы энергоресурсов в недрах

подготовленных к разработке месторождений, могли бы выступать обеспечением

под заемные средства, привлекаемые на модернизацию и реконструкцию

конкретных машиностроительных производств в интересах конкретных отраслей

или проектов ТЭК.

В отношении инвестиционной стратегии в вопросах отрасли ТЭКЭК также

стоят перед дилеммой. Привлечение инвестиций для широкомасштабного

наращивания геологоразведочных работ в условиях когда эффективность таких

работ продолжает снижаться, является все более трудноосуществимой задачей,

Поэтому необходимо изменить стратегию воспроизводства минерально-сырьевой

базы, сосредоточив имеющиеся средства на наиболее перспективных объектах

ГРР, и мобилизовать при этом имеющиеся в других звеньях «энергетического

цикла» резервы, способные преодолеть или значительно смягчить действие

фактора ухудшения качества сырьевой базы. Эти резервы кроются в

интенсификации инновационной деятельности, нацеленной на повышение

коэффициентов извлечения энергоресурсов из недр, в широкомасштабном

использовании достижений НТП, ибо только НТП может компенсировать

неблагоприятное действие природного фактора.

В условиях падения эффективности геологоразведочных работ и

существующих инвестиционных ограничений, видимо, речь не должна идти о

возврате к исторически сложившимся в условиях нерыночной экономики

(завышенным) уровням обеспеченности добычи запасами промышленных категорий.

Такой подход вызовет избыточный всплеск спроса на инвестиции в ГРР. Исходя

из соображений энергетической безопасности, обязательно учитывая такой

Фактор, кок «цена капитала», необходимо определить "пороговый" уровень

обеспеченности запасами на государственном уровне и создать добывающим

компаниям условия, при которых они были бы заинтересованы выдерживать эти

параметры.

Следует пересмотреть ключевой принцип определения порогового уровня

обеспеченности запасами, от которого зависит уровень спроса на инвестиции в

ГРР. Нужно ли продолжать стремиться к сохранению энергетической

независимости государства, при которой уровень обеспеченности разведанными

запасами в стране при прочих равных условиях должен быть выше, или в

соответствии с закономерностями развития мирового рынка исповедовать

принцип энергетической взаимозависимости государств, при которой уровень

такой обеспеченности (и соответственно спроса на инвестиции) может быть

ниже?

Сегодня следование принципу энергетической независимости (которого СССР

придерживался в течение многих лет} может оказаться самым дорогим способом

обеспечения энергетической безопасности страны, если в основу положить

такие критерии. как цена капитала, эффективность инвестиций в ГРР.

Энергетические компании должны быть заинтересованы в поддержании

максимального прироста запасов на единицу затрат. Поэтому действующую

законодательную базу в области недропользования следует развивать, во-

первых, в направлении создания стимулов для эффективного выполнения ГРР за

счет собственных средств недропользователя. Во-вторых, нормы и правила

использования «отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы»

следует развивать в направлении максимального расширения свободы их

использования в целевых рамках увеличения ресурсного потенциала.

4. Непосредственное и косвенное участие государства в инвестировании ТЭК

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.